Что такое программа производственного экологического контроля (программа ПЭК) и кому она необходима?
Многие руководители предприятий задаются этим вопросом. На практике любая организация или производство, которые считаются объектами негативного воздействия на окружающую среду I, II и III категории, должны разрабатывать данную Программу и проводить мероприятия по контролю. Фактически это контроль за сбросами, отходами, выбросами и их полная инвентаризация, а также предотвращение нарушений законодательства в области охраны природы.
Она требуется на предприятиях очистки стоков, складов хранения материалов, производствах, в которых осуществляются выбросы в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в водные ресурсы, размещение отходов на полигонах.
Кому необходима услуга?
Юридические лица,
осуществляющие деятельность в области обращения с отходами
Юридические лица и ИП,
осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории (ст. 67 ФЗ-№7)
Что нужно знать про обучение по экологической безопасности? || ЦОПО
Юридические лица и ИП,
осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории (ст. 67 ФЗ-№7)
Юридические лица и ИП,
осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории (ст. 67 ФЗ-№7)
Программа производственного экологического контроля – основные требования
При ее разработке необходимо знать нормативно-правовую базу:
Исходя из этого, программа ПЭК и осуществление производственного экологического контроля требуют разработки на любом предприятии, которое эксплуатирует ОНВОС категории I, II или III, отдельно для каждого объекта. Определение категории происходит путем подачи заявления и постановки на учет в территориальных органах Росприроднадзора (федеральный уровень) или Министерстве природных ресурсов и экологии (региональный уровень). При получении свидетельства за производством закрепляется статус объекта НВОС.
Каждое предприятие обязано не только хранить, но и передавать сведения, полученные после проверки ПЭК.
Расчет цены
Стоимость учитывает общие объемы организации, сколько источников загрязнения, какие анализы необходимы при этом и их количество, общую сумму точек для проведения отбора проб.
Заявка о постановке на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду (объектов НВОС)
Согласование в надзорных органах – 30 календарных дней
Паспорта на отходы I-IV классов опасности
Не подлежат согласованию в надзорных органах
Инвентаризация источников выбросов в атмосферный воздух
Подлежит согласованию в Роспотребнадзоре
Программа производственного экологического контроля (программа ПЭК)
Не подлежит согласованию в надзорных органах
Декларация о воздействии на окружающую среду (декларация о ВОС) (срок действия – 7 лет)
Сдается в надзорных органах в уведомительном порядке
Проект санитарно-защитной зоны (без согласования)
Экологическая отчетность / Эколог на предприятии / Экологическое сопровождение
Согласование: в Центре гигиены – до 30 рабочих дней; в Роспотребнадзоре – до 15 рабочих дней
Мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ)
Согласование в надзорных органах – 30 рабочих дней
Данные учета в области обращения с отходами (журнал движения отходов)
Не сдаются в надзорные органы, но должны оформляться ежеквартально
Журнал первичного учета выбросов загрязняющих веществ
Не сдаются в надзорные органы, но должны оформляться ежегодно
Отчет о результатах ПЭК
Срок сдачи – ежегодно до 25 марта
Отчет 2-ТП (воздух)
Срок сдачи – ежегодно до 22 января
Отчет 2-ТП (отходы)
Срок сдачи – ежегодно до 1 февраля
Отчет 2-ТП (водхоз)
Срок сдачи – ежегодно до 22 января
Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду (декларация о плате за НВОС)
Срок сдачи – ежегодно до 10 марта, внести плату – ежегодно до 1 марта
Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров
Срок сдачи – ежегодно до 1 апреля
Отчёт о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров
Срок сдачи – ежегодно до 1 апреля
Расчёт экологического сбора
Срок сдачи – ежегодно – до 15 апреля, внести плату – ежегодно до 1 апреля
Хотите получить консультацию SRG-ECO для вашего бизнеса?
Просто заполните форму — остальное мы сделаем сами!
Главные темы и тезисы программы ПЭК
Выбросы в атмосферу
Обязательная инвентаризация выбросов, загрязняющих воздух, перечень их источников.
Сбросы в водные объекты
Инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в водные объекты , а также их источников.
Учет, источники и места размещения.
Ответственность
Кто на предприятии осуществляет деятельность по экологическому контролю – это может быть один сотрудник или целый отдел.
Наличие лабораторий
Есть ли собственная лаборатория с аккредитацией или привлекается со стороны.
План производственного контроля
Как проходит контроль экологической обстановки, с какой периодичностью, общие мероприятия по отбору проб, разнообразных измерений.
Создавая свою программу, необходимо включить все указанные пункты. Даже если у вас нет выбросов в атмосферу, то таблицу все равно нужно составить, но с прочерками.
Общие требования к программе указаны в приказе № 74 Минприроды России от 28.02.2018 г., приложение № 1.
Изменения в программе
Корректировать документацию необходимо в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.
Утверждение документации
Руководитель организации утверждает весь пакет документов и во время проведения контрольно-надзорных действий предоставляет их в надзорные органы.
Если программы нет
Отсутствие программы изначально ведет к санкциям. Сначала предприятие получает предупреждение. Если вовремя не отреагировать, то последуют штрафы и привлечение к ответственности:
от 20 тыс. руб.
для юридических лиц
от 2 тыс. руб.
для ответственных лиц
Обязанности организации с ОНВОС
Если организация причислена к одной из категорий ОНВОС, это значит, что до 25 марта каждого года необходимо сдавать в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
Из каких источников взять информацию
При разработке и проведении программы ПЭК используются следующие данные:
- из проекта предельно-допустимых выбросов (ПДВ) предприятия;
- из проекта о нормативах образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР);
- из проекта допустимых сбросов и общих требований по ним.
Порядок создания документации
Осуществление производственного экологического контроля и программа ПЭК очень важны в работе предприятия, которое негативно влияет на окружающую сферу. Наша компания готова в короткий период предоставить услуги и обеспечить не только сопровождение, но и лабораторный контроль. Окружающая среда будет качественно изучена и промониторирована, а также будет создан и вовремя сдан грамотный отчет с результатами ПЭК.
4.2. Экологические программы
Разработка и выполнение экологических программ является одним из ключевых процессов, обеспечивающих успешную реализацию экологической политики. Последовательность создания экологических программ при разработке системы экологического менеджмента может быть представлена в виде схемы, показанной на рис. 19.
Для того чтобы осуществлять свою экологическую политику, организация должна установить целевые экологические показатели. В концепции стандартов ИСО серии 14000 целевые показатели выступают в виде целей (целевых установок), т.е. того, что предлагается достигнуть. Достижение экологических целей служит свидетельством пригодности экологической политики и подтверждением надлежащего функционирования системы экологического менеджмента.
Экологические цели позволяют сконцентрировать внимание руководителей на существующих и перспективных возможностях организации в решении проблем охраны окружающей среды, определяют приоритеты работ в системе экологического менеджмента, обеспечивают понимание работниками направлений достижения конечных результатов в охране окружающей среды. Без четко обозначенных целей деятельность в системе экологического менеджмента является неориентированной во времени и, в конечном счете, может просто стать лишенной смысла.
Экологические цели дополняют другие цели организации, такие, которые связаны с безопасностью и охраной здоровья, качеством, экономикой.
Рис. /9. Последовательность разработки экологических программ
В зависимости от длительности достижения экологические цели могут быть стратегическими, среднесрочными и оперативными. К стратегическим относятся цели. которые предусматривают достаточно длительный период времени — от трех лет и более. К среднесрочным относятся цели, достижение которых предусматривается в период времени от 1 года до 3 лет. К краткосрочным относятся цели, дос-
тижение которых предусматривает период времени до 1 года (обычно такие цели устанавливаются в годовых планах организации). II. наконец, к оперативным целям относят цели. достижение которых должно осуществляться незамедлительно, потребность в постановке таких целей возникает в чрезвычайных (аварийных) ситуациях. Выдвинутая экологическая цель:
• должна быть увязана с экологической политикой:
• иметь конкретный конечный результат;
• быть реально достижимой в пределах наличного или планируемого объема ресурсов;
• иметь определенный срок её достижения:
• иметь возможность объективной опенки результатов её достижения:
• создавать мотивацию для всех участников её достижения;
• не вступать в противоречие с другими целями;
• иметь четкую, лишенную расплывчатости и неопределенности формулировку.
Экологические цели организации должны быть взаимоувязаны между собой. Такая взаимоувязка может быть осуществлена посредством определения главной экологической цели и последующего их развертывания в форме «дерева целей». На рис. 20 приведен пример подобного «дерева целей», построенного на период 2000—2005 г.г. применительно к условному промышленному предприятию. На первом (базовом) уровне определена главная экологическая цель; на втором уровне — цели по основным направлениям природоохранной деятельности: на третьем уровне — цели, установленные для 11 конкретных экологических программ.
При установлении и анализе экологических целей организация должна учитывать требования природоохранных законодательных актов и других нормативных документов, свои значительные экологические аспекты, технологические процессы, финансовые затраты и потребности бизнеса, а также точки зрения заинтересованных сторон. Упоминание о (финансах нс означает, как отмечается в ИСО 14001, что организация обязана применять дорогостоящие природоохранные методологии.
Примерами ло-и оерочных -жологнчееких целен могу] служить следующие выдержки и! иягилетеи «>коло1 ическои иро1р;ш1Ы мальтнискои компании 5Т’Иегое]ее1гоше^ но проччвол.сшу полупроводников [ ( ) |:
Рис. 20. Пример построения «нерева целей» предприятия в области охраны окружающей среды
Ресурс'<>сйеремение
Энергия: сократить суммарное потребление •шергии (производством, здания-ми и т.д.) но мсныиеп мере на 5° о ежегодно на миллион долларов продаж, е сокращением на 24″и к концу 1999 I.
ВнОи: сокращать расход воды (на миллион долларов продаж) ш местных источников (трубопроводы, речки, водоносные слои) более чем на 10% ежегодно.
Древесниц: сокращать общее потребление бумажной документации и бумажных изделий на 10″ о.
Регенерации
Энергия : в существенной степени использовать альтернативные источники знер-гии (возобповляемыс.регенерирусмые). Создать к концу 1999 г. не менее 3 опытных установок.
Води- для всех производственных операции достичь уровня использования регенерированной воды. равного 50%) к концу 1997 г. и 90° о к концу 1999 г.
Дренеспнс!: достичь к концу 1995 г. уровня 90% в использовании ре1 оперированной бумаги в тех случаях, когда она должна использоваться, и обеспечить сохранение этого уровня.
Химикаты: ре1 оперировать широко используемые химикаты, такие, как серная кислота, более чем на 30% к концу 1997 г. и на 89% к концу 1999 г.
Выбросы
Воздушные выбросы: постепенно сокращать объемы выбросов всех вредных веществ класса 1 к концу 1996 г.
Сбросы воды: отвечать самым жестким стандартам в части очистки вод везде. где работает компания, на всех участках её размещения но всему миру.
Захоронение мусори: достичь 100%-нои переработки отходов посредством захоронения на 4 уровнях («концепция лестницы») в целях сокращения разложения предпочтительно до 1 года и меньше.
Шум: отвечать критерию «шум от соседа» в любой точке периметра предприятий компании, величина которого не должна превосходить 60 иВ (акуст.). повсеместно с конца 1995 I.
Для того чтобы достичь эколо! ической цели в заданные сроки, устанавливаются плановые экологические показатели и измеряемые характеристики экологической эффективности. Целевые и плановые экологические показатели выступают в роли критериев экологической эффективности.
Разработку экологических программ осуществляют специалисты службы охраны окружающей среды и соответствующих подразделений. В табл. 11 показан пример оформления экологической программы.
Комплекс экологических программ оформляется в виде самостоятельного документа, который подписывается главным экологом, согласовывается с руководителями соответствующих подразделений и утверждается руководителем организации.
Таблица 11 Форма экологической программы
Источник: studfile.net
Экопрограммы в компаниях: типы и этапы формирования
Экологические программы создаются с одной целью – максимально сохранить в исходном состоянии природные ресурсы и минимизировать вредное влияние человеческой деятельности на сбалансированную систему экологического равновесия.
Экологические ресурсы считаются сложным, тяжело восстанавливаемым объектом. Нанести непоправимый вред и ухудшить ситуацию достаточно просто, в особенности, если отсутствует четкая экологическая программа.
Существуют такие типы экологических программ:
Государственные экологические программы. Их проведение и финансово-информационное сопровождение обеспечивается государством. Масштабы проведения экологических изысканий отличаются в зависимости от поставленной задачи, являются индивидуальными для каждой программы. Как правило, это масштабные, многоэтапные проекты национального и государственного значения.
Программы, обеспечиваемые бюджетом региональных структур . Создаются и реализуются с учетом особенностей местности и согласно целевому назначению, с прогнозированием результатов воздействия на природную систему.
Оптимальная и наиболее результативная экологическая программа проводится независимыми организациями . Любая общественная организация имеет право заказать глубокое экологическое исследование, воспользовавшись услугами независимых экологических экспертов.
Многоэтапное и непростое дело, абсолютно недоступное для человека, не обладающего специфическими знаниями и опытом работы – разработка экологических программ. Множество факторов, на первый взгляд не связанных между собой, необходимо учесть, поскольку они зачастую имеют решающее значение.
Особую ценность независимым исследованиям придает незаинтересованность частной организации, проводящей разработку экологического проекта или программы.
Основные этапы формирования программы:
- Вступительная часть, базирующаяся на нормах действующего законодательства.
- Формирование общей оценки напряженности экологической обстановки.
- Выбор наиболее оптимального варианта вложения инвестиционных средств.
- Четкое обозначение возможных проблем использования природных ресурсов, анализ экологических программ.
- Характеристика исследуемого объекта – региона, территории — с учетом специфических особенностей территории.
- Выявление приоритетных направлений дальнейшего развития проекта на основе учета максимальной сохранности природно-экологической целостности.
- Создание инициативной группы по решению возникающих проблем и рабочих моментов.
- Обеспечение координированных связей между реализацией этапов проекта.
- Осуществление плодотворного сотрудничества с местными органами самоуправления.
Частный пример реализации экологической программы – утилизация отходов различного типа (от бытовых и не токсичных) до отходов, имеющих повышенный уровень опасности.
Вполне естественно, что правильная реализация невозможна без четкой экологической программы, поручить разработку которой наиболее выгодно частной, независимой компании.
Учитывая широкий диапазон утилизируемых отходов, различие их химического состава, необходима точная оценка степени экологической опасности, определяемая как совокупность факторов, влияющих на природные ресурсы и живые объекты.
В настоящее время финансовые показатели деятельности предприятия, а следовательно, и эффективность системы менеджмента, применяемого на нем, нельзя отделить от критериев ( показателей ) экологичности. Именно достижение соответствующих показателей в свете концепции устойчивого развития является стратегической целью многих прогрессивно управляемых предприятий и корпораций.
Специализированные исследования, проведенные в рамках Конференции ООН по торговле и развитию (Доклад секретариата ЮНКТАД ) показывают, что критерии экологичности все обширнее входят в систему общего менеджмента, постепенно превращая этот менеджмент в экологически ориентированный по объективным факторам влияния, в том числе и основным — стоимостным. Следующим этапом в развитии менеджмента, особенно для промышленных структур, при правильной экологической политике государства и устранении провалов рынка становится органичное построение системы экологического менеджмента.
Переход к экологическим показателям как к доминанте хозяйственной деятельности предприятия происходит на протяжении долгосрочного периода времени. Причем при устранении провалов экологической политики государства во взглядах на менеджмент предприятия основное место занимает нормативная модель для того, чтобы заставить предприятие (компанию, фирму) руководствоваться не краткосрочными конъюнктурными соображениями, а строить долгосрочную экологически ориентированную стратегию.
В построении системы экологического менеджмента различного уровня (не только для конкретного предприятия, но и для отрасли в целом, для территорий, на уровне государства) следует избегать описательных методов, свойственных многим исследованиям современных экономистов, демонстрирующих изначальную несовместимость экологических и коммерческих соображений. В своей практической деятельности каждое предприятие должно рассматриваться как стремящийся к максимализации собственной стоимости комплекс, объединяющий капитальные ресурсы и функции, именуемые обычно корпоративным усилием.
Под факторами стоимости в данном контексте можно понимать конкретные целевые характеристики продукции и услуг, требования акционеров или другие стратегические задачи, сформулированные управленческим звеном предприятия. Это позволяет приравнять экологические блага к другим используемым и/или намеченным для использования ресурсам: для работы конкретного комплекса, объединяющего под общим управлением капитальные ресурсы и функции, требуются потоки людских, финансовых и материальных ресурсов.
Рассмотрим пример автомобилестроительной компании «АБ Вольво», которая имеет большинство типичных черт старых отраслей. Однако, известно, что при проектировании новейшей продукции компания принимает во внимание экологические соображения. Это во многом связано с тем, что в автомобилестроении вопросы экологии приобретают все большее значение в сбытовой деятельности (соблюдение норм токсичности, использование экологически чистых материалов, возможность утилизации отслуживших срок автомобилей и т.д.).
Компания « АБ Вольво » разработала систему анализа жизненного цикла (АЖЦ), названную СЭПП (стратегии экологических приоритетов при проектировании). СЭПП помогает предприятиям « Вольво » изучать влияние материалов и товаров на окружающую среду. « Вольво » имеет также экологическую базу данных «МОТИВ», содержащую информацию более чем о пяти тысячах химикатов. Центральная группа в компании, именуемая «Иркешиген» (гигиена производственной среды), обслуживает систему и анализирует новые химикаты. Например, база данных может использоваться для выявления всех товаров, содержащих тот или иной химикат. Это может оказаться очень важным в экстренной ситуации.
Нынешняя экологическая политика « Вольво » ставит перед собой следующие задачи:
а) разрабатывать и реализовывать товары с высокими экологическими характеристиками, удовлетворяющие самые высокие требования к эффективности;
б) использовать те производственные процессы, которые оказывают наименьшее отрицательное воздействие на окружающую среду;
в) принимать активное участие и самостоятельно проводить НИОКР в области окружающей среды;
г) отбирать экологически безвредные и рециркулируемые материалы для разработки и производства продукции, а также при закупке компонентов у поставщиков;
д) использовать комплексный подход к изучению отрицательного воздействия товаров на окружающую среду;
е) стремиться к выработке единого мирового экологического стандарта для производственных процессов и товаров.
Все управляющие компании несут ответственность за проведение в жизнь вышеуказанной политики. Однако, сама по себе эта политика является «централизованным продуктом». Экологический совет « Вольво » несет главную ответственность за ее осуществление. Совет, состоящий из специалистов из головного офиса группы и различных оперативных подразделений, отвечает за текущую координацию деятельности. В последнее время вышеуказанные экологические требования должны соблюдать также и поставщики компании « Вольво » .
Все большую роль в системе экологического менеджмента компании играют экологический аудит и оптимизация внутренней экологической отчетности.
На предприятиях « Вольво » экологические аудиторы являются специалистами компании, работающими под руководством главного экологического аудитора группы. Аудиторы должны иметь неограниченный доступ ко всей бухгалтерской и иной отчетности, что не позволяет использовать для этих целей внешних консультантов. Тем не менее, аудит всегда проводится специалистами, работающими в ином подразделении. Внешние аудиторы привлекались компанией « Вольво » крайне редко и лишь в тех случаях, когда требовались особые правовые знания.
В ходе проведения аудита внимание уделяется следующим группам экологических вопросов:
а) соблюдение действующего национального законодательства;
б) соблюдение возможного будущего законодательства и международных норм;
в) претворение целей экологической политики « Вольво » в планы действий и конкретные меры в компании.
Экологический аудит проводится через разные периоды времени и неожиданно. Неожиданность нужна для того, чтобы получать как можно более объективное представление, соблюдаются ли поставленные требования.
По сравнению с традиционным финансовым аудитом экологическому аудиту в большей степени свойствен аналитический характер. Экологический аудит не дает ответов на вопрос о том, каким образом компания может усовершенствовать свою экологическую программу: аудиторы лишь указывают на выявленные экологические недостатки. Принятие необходимых мер является обязанностью соответствующего управляющего компанией.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Источник: thehrd.ru