Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и продажи продукции. При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.
Система формирования ассортимента включает следующее:
- — определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
- — оценка уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
- — изучение жизненного цикла изделия на рынках и принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически не эффективных изделий;
- — оценка экономической эффективности и степень риска в ассортименте продукции.
Выполнение бизнес-плана по ассортименту продукции можно оценить тремя способами:
АССОРТИМЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ. Выбор и применение — Управление ассортиментом ч. 6
I способ: Способ наименьшего процента выполнения бизнес-плана по анализируемым номенклатурным позициям.
II способ: По удельному весу в общем количестве наименований продукции, по которым выполнен бизнес-план.
III способ: Способ среднего процента, который рассчитывается путем деления фактического выпуска продукции в пределах бизнес-плана на плановый выпуск продукции. Показатель, рассчитанный по данному способу, дает обобщающую характеристику изменений в ассортименте продукции.
Оценим выполнение бизнес-плана по ассортименту в натуральном выражении.
Таблица 6. — Анализ выполнения плана по ассортименту:
В счет заданного ассортимента, шт.
Недодано в счет ассортимента, шт.
Оценим выполнение бизнес-плана по ассортименту I-м способом: 88% в целом по предприятию.
Оценим выполнение бизнес-плана по ассортименту II-м способом: 2/3 * 100% = 66,67% — процент выполнения плана по ассортименту в целом по предприятию.
Оценим выполнение бизнес-плана по ассортименту III -м способом:
Кас = 1970 / 2000 = 98,5% или Кас = 2000 — 30 / 2000 = 98,5%.
Расчеты показывают, что III способ определения коэффициента ассортимента (Кас) более точный, его рекомендуется использовать при анализе ассортимента произведенной продукции. Судя по его величине, произошли небольшие изменения в ассортиментной политике предприятия. Увеличение объема производства и продажи по одним видам продукции и сокращение по другим приводит к изменению структуры, т. е., удельный вес одной продукции возрастает, а другой уменьшается.
Изменение структуры объема производства и продажи продукции оказывает большое влияние на экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастет, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при уменьшении доли низко рентабельной продукции.
Показатели эффективности ассортимента и запасов на складах — Управление ассортиментом ч. 7
Расчет влияния структуры производства на уровень указанных выше показателей произведем способом цепных постановок, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме изменения структуры продукции.
Nусл1 = У (N1 * УДоi * Цоi) (9)
Nусл2 = У (N1 * УД1i * Цоi) (10)
?N = N усл2 — Nусл1 (11)
Таблица 7. — Анализ структуры продукции:
Плановая цена единицы, руб.
Выпуск продукции в плановых ценах, руб.
Смена выпуска продукции за счет руб.
Источник: vuzlit.com
Обоснование формирования и оценка эффективности ассортиментных программ
В рамках действующей компании должна быть создана целая система управления портфелем продукции, позволяющая не только не снижать уровень доходности в целом, но и планомерно наращивать его.
Управление портфелем продукции компании – это принятие решений о производстве товаров, которые представляют ценность для покупателя и увеличивают конкурентные преимущества компании путем:
- • отслеживания тенденций рынка и запросов покупателей для производства продукции, пользующейся высоким спросом;
- • разработки стратегии для внедрения нового продукта и отказа от нерентабельного производства;
- • распределения ресурсов по видам продукции;
- • активного и эффективного управления ассортиментом продукции компании.
Иными словами, компания должна производить то, что может производить наилучшим образом, что люди хотят покупать и что может принести прибыль.
Теория управления портфелем продукции базируется на следующем положении: компания, чтобы выжить и избежать многих рисков в условиях рыночной экономики, должна диверсифицировать свою деятельность. Поэтому стратегия увеличения ассортимента продукции, видов предоставляемых услуг объективно необходима. Другое дело – до какого предела нужно увеличить ассортимент выпускаемой продукции и как выбрать новые се виды, отталкиваясь от существующего положения компании, т.е. минимизируя издержки.
Современная стратегия управления портфелем продукции должна разрабатываться так, чтобы производство продукции и услуг было рентабельным. Для этого необходимо:
- • выделить те виды продукции, на которых компания специализируется и имеет преимущество перед конкурентами;
- • подсчитать затраты на производство этих видов продукции и определить, как каждый вид продукции окупает эти затраты;
- • провести маркетинговое исследование для определения потребностей покупателей в каждой группе продукции;
- • найти конкурентоспособную позицию компании на рынке и определить рыночную привлекательность ее продукции.
Различные методы проведения портфельного анализа компании (рис. 4.4) сводятся в единую таблицу классификации продукции. Лучше всего, если анализ будет иметь наглядное изображение.
На многих российских предприятиях до сих пор отсутствует структурный подход к управлению портфелем продукции. Ряд компаний стали придерживаться стратегии «и я тоже», выпуская продукцию, которую продают конкуренты. Необоснованный рост числа видов продукции приводит к усложнению деятельности компании, а также к увеличению запасов сырья и непроданной продукции. Внедрение программы обзора рентабельной продукции может значительно изменить ситуацию.
При производстве продукции предприятию следует стремиться максимально использовать практический опыт в тех видах деятельности, в которых, по его мнению, оно имеет преимущества. Этот опыт обычно называют «основной специализацией».
Важно учитывать, что специализация компании может быть в тех областях, в которых она в настоящее время не работает. Необходимо по-новому взглянуть на работу компании:
- 1) нужно рассмотреть каждый вид деятельности компании, представленный графически в виде отдельной клетки, и оценить его как отдельный вид деятельности: хорошо ли компания может делать это или нет;
- 2) в результате этого процесса следует получить карту видов деятельности компании. Для этого надо:
- • составить список различных видов деятельности компании в хронологическом порядке – от начальных процессов до момента, когда покупатель получает продукцию. Это означает, что надо графически изобразить не только каждый из видов деятельности, но также и каждый из видов продукции и различных каналов сбыта,
- • оценить, насколько компания сильна в каждой из этих клеток;
Рис. 4.4. Методы проведения портфельного анализа компании
Целесообразно сосредоточить усилия на том, в чем у компании наилучшие результаты: производить продукцию с использованием имеющихся преимуществ и ключевых возможностей.
Уделяя главное внимание основным специализациям и процессам основного производства, компании часто добиваются сокращения издержек. Компании, которые производят большее количество определенной продукции, обычно имеют относительно меньше издержек на ее производство, чем компании, производящие меньшее количество такой же продукции.
Источник: studme.org
Обоснование формирования и оценка эффективности ассортиментных программ
Важным направлением аналитической работы является анализ выполнения плана по ассортименту продукции. Ассортимент — перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду.
Своевременное обновление ассортимента продукции (работ, услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности организации и ее конкурентоспособности. Особо важное значение имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд, что гарантирует компании сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д. При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой — наиболее эффективное использование трудовых, материальных, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.
Система формирования ассортимента включает:
- • определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
- • оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции;
- • изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции;
- • оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Обобщающую характеристику изменений в ассортименте продукции дает коэффициент ассортиментности (Кас):
Оценка выполнения плана по ассортименту может проводиться:
- • по способу наименьшего процента;
- • способу среднего процента;
- • стоимости недовыпущенной продукции.
Для анализа выполнения плана по ассортименту по способу среднего процента используется следующая формула:
где ВПас — выполнение плана по ассортименту, %;
ВПп — сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;
ВПо — плановый выпуск продукции.
Рассмотрим применение этих методов на основании данных табл. 2.3.
Анализ выполнения плана по ассортименту
Объем выпуска продукции отчетного года в сопоставимых ценах, тыс. руб.
Недовы- пущено продукции против пла- на, тыс. руб.
Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту
Как видно из таблицы, по способу наименьшего процента выполнение плана выпуска отдельных видов изделий (Б) составляет 94,8%. При этом следует иметь в виду, что применение этого способа правомерно в том случае, если на изделие, по которому наблюдается наименьший процент выполнения плана, приходится подавляющий удельный вес в общем объеме выпуска продукции.
На анализируемом предприятии доля этого изделия (Б) составляет всего лишь 12,7% (8280 : 65 400 х 100).
Оценка выполнения плана по ассортименту способом среднего процента определяется путем деления общего фактического выпуска продукции в пределах плана в стоимостном выражении на общий плановый выпуск продукции.
Средний процент выполнения плана по ассортименту по стоимости недовыпущенной продукции по сравнению с планом определяется путем деления разности между планируемым объемом продукции и стоимостью недовыпущенной продукции на общий плановый выпуск.
Объем недовыпущенной продукции по отдельным изделиям в стоимостном выражении определяется путем умножения количества недовыпущенной продукции против плана продукции в натуральном выражении на оптовую цену.
План выпуска продукции выполнен в целом на 100,6%, но степень выполнения плана по отдельным изделиям значительно различается: по изделию А план перевыполнен на 1,9%, по изделию Б — недовыполнен на 5,2%, по изделию В — перевыполнен на 2,6%, а по изделию Г — недовыполнен на 2,5%. Выполнение плана по ассортименту всей продукции составило: по первому способу расчета — 94,8%, по второму способу расчета — 98,9% (64 320: 65 016 х 100) и по третьему способу расчета — 98,9% [ (65 016-696): 65 016 х 100].
Наиболее объективную оценку выполнения плана по ассортименту можно дать с помощью второго и третьего способов расчета, в соответствии с которыми степень выполнения плана составила 98,9%.
При этом изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий.
При проведении оперативного анализа выполнения плана по ассортименту используются данные о фактическом выпуске продукции за сутки (смену), определяется отклонение от планового задания за день и с начала месяца по количеству выпущенных изделий в натуральном выражении или по количеству наименований.
Невыполнение плана по ассортименту может быть вызвано как внешними, так и внутренними причинами. К внешним причинам относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды товаров, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей компании по независящим от нее причинам. Внутренние причины связаны с недостатками в организации производства, системе управления и материального стимулирования, с плохим техническим состоянием оборудования, низкой культурой производства и т.п.
Источник: bstudy.net