Ebd что это за программа

Как работает система распределения тормозного усилия EBD

После появления в автомобилях первых антиблокировочных систем для тормозных механизмов (ABS), работавших по простейшему принципу сброса давления в гидравлике при первых признаках скольжения шин, стало ясно, что эффективность системы надо повышать. Расплатой за стабильность авто в ходе торможения стали: удлинение тормозного пути и несколько других недостатков.

В ходе развития техники появились многоканальные системы с добавочным интеллектом, позволяющие предсказывать ситуацию и более точно управлять торможением, раздавая давление на каждое колесо строго дозированно, учитывая его положение и условия работы.

Конструкция получила аббревиатуру EBD, то есть Electronic Brakeforce Distribution, распределение тормозных усилий.

Для чего в машине система EBD

Принцип работы обычной ABS из первых воплощений подразумевает наличие единого канала управления. На каждом колесе имеется датчик скорости вращения, показания которого в виде частоты электрических импульсов передаются по кабелям в общий электронный блок, где кодируются в цифровую информацию и обрабатываются микрокомпьютером.

Система распределения тормозных усилий EBD ABS принцип работы

Прибор анализирует все поступившие данные и определяет скорость движения автомобиля. Заметив начало торможения, он приступает к оценке отклонений частоты вращения отдельных колёс, фиксируя таким образом начало их проскальзывания из-за превышения предела сцепления с дорогой.

Поскольку эффективность замедления в случае перехода в скольжение сильно ухудшается, что дополнительно может быть отмечено по сигналам датчика линейного ускорения автомобиля, принимается решение на регулирование давления в тормозной магистрали.

В состав системы входят следующие устройства:

  • датчики вращения колёс, обычно индукционные или те, что работают за счет эффекта Холла;
  • электронный блок обработки данных и управления исполнительными механизмами;
  • гидравлический блок с насосом тормозной жидкости, ресивером-аккумулятором давления, входными и выходными электрогидравлическими клапанами;
  • раздельные тормозные магистрали по осям или отдельным колёсам;
  • тормозная педаль и связанный с нею главный тормозной цилиндр;
  • рабочие колёсные тормозные цилиндры.

Подобная организация антиблокировочной системы позволяет решить задачу стабильности и частично оптимизировать торможение, но достигается это ценой неминуемого увеличения тормозного пути в некоторых условиях.

Не учитываются особенности загрузки автомобиля, распределения массы по осям, а также динамического перераспределения веса.

Дополнением к ABS стала система распределения тормозных усилий, позволяющая почти полностью решить проблему. Достигнуто это было применением четырёхканального управления раздельно по колёсам, и более точного прогноза поведения автомобиля.

Таким образом, EBD можно считать усовершенствованной ABS, учитывающей больший объём информации и располагающей дополнительными возможностями по индивидуальному управлению каждым тормозным цилиндром или их кластерами.

Принцип работы системы распределения тормозных усилий

EBD, в отличие от ABS, работает ещё до того, как началось скольжение. Система располагает данными о загрузке осей, полученными в процессе работы и умеет управлять усилиями.

Например, если основная масса машины приходится на переднюю ось, то есть зад машины не нагружен, то естественный эффект динамического перераспределения веса машины вперёд при торможении будет усугубляться лёгкой задней осью.

В условиях экстренного торможения на скользком покрытии задние колёса начнут блокироваться слишком рано, результатом станет снижение давления во всей системе и возможности хорошо нагруженных передних колёс не будут реализованы. Тормозной путь устремится в бесконечность.

Ещё хуже ситуация может возникнуть в повороте на неровной дороге. Водителей старых автомобилей, не оборудованных тормозной электроникой, даже учили, что тормозить в повороте категорически не рекомендуется, а что происходит при подбросе колёс на ухабах во время нажатия на тормозную педаль они могли заметить сами и запомнить на всю жизнь.

Антиблокировочные системы очень облегчили управление, теперь торможение в повороте стало не только возможным, но и рекомендуемым действием.

В сложных условиях неопытному водителю надо было только нажать на тормоз с максимальным усилием и дальше корректировать машину только рулевым колесом, нужное сцепление обеспечит автоматика.

Роль EBD во всех этих случаях заключалась в минимизации тормозного пути. Если передние колёса при обычном торможении имеют запас по сцеплению, когда задние уже заблокировались и подвергнуты обслуживанию со стороны ABS, то будет очень нерационально сбрасывать давление и с них тоже.

Наоборот, надо добавить усилие на переднюю ось, не сбрасывать его равномерно со всех колёс, а перераспределить. Четырёхканальные системы на это способны, а соответствующая программа управления электронным блоком и стала основой EBD.

То же самое и в повороте. Внутренние колёса могут настолько разгрузиться из-за центробежной силы, что буквально поднимаются в воздух. Естественно, при попытке торможения они мгновенно заблокируются, поскольку сила сцепления близка к нулю.

ABS отреагировала бы на ситуацию полным прекращением торможения, то есть поступила бы как водитель старой школы.

Но EBD гораздо умнее, она способна не только исключить блокировку разгруженных колёс внутренней по отношению к повороту стороны автомобиля, но и увеличить давление в тормозных цилиндрах внешней, загруженной стороны.

Машина начнёт достаточно эффективно замедляться, что в ситуациях с превышением скорости в повороте может спасти и технику, и водителя с пассажирами.

Возможны и другие ситуации, когда раздельное управление с прогнозированием может помочь быстро остановить автомобиль:

  • торможение на дороге с неоднородным покрытием, когда коэффициент сцепления для всех колёс сильно различается, это попадание в лужи, локальную грязь или пятна льда;
  • начало вращения автомобиля, некоторые колёса ещё способны к торможению, когда прочие уже скользят и неуправляемы;
  • кратковременные подбросы колёс на неровностях;
  • неисправности или загрязнения в тормозной системе, когда имеются различия в эффективности колёсных тормозных механизмов.

Принцип помощи водителю со стороны EBD именно в том и состоит, что добавляется ранее недоступная ему функция раздельного обслуживания колёс при торможении.

Если раньше он мог в какой-то степени имитировать работу ABS прерывистым нажатием на педаль, то уж управление тормозным балансом было доступно только в отдельных гоночных сериях, где самые опытные пилоты управляют сложными и дорогими автомобилями.

С появлением EBD это стало доступным каждому, причём без каких-либо особых навыков и знаний.

Устройство системы

Регулирование тормозного усилия раздельно по всем колёсам в первую очередь потребует применения многоканальной антиблокировочной системы.

Отсюда и формируется состав EBD:

  • индивидуальные датчики на каждое колесо;
  • впускные и выпускные клапаны, открывающие давление жидкости на рабочие цилиндры, фиксирующие его неизменным или сбрасывающие усилие;
  • электрический насос тормозной жидкости, способный быстро изменять давление в системе;
  • гидравлический аккумулятор давления, оптимизирующий работу насоса;
  • специальная управляющая программа, которая, собственно, и составляет основу EBD, отличая её от четырёхканальной ABS;
  • дополнительные датчики, расширяющие возможности системы, они могут входить в состав бортовой электроники более высокого уровня, чем отвечающей только за тормоза.

Точные алгоритмы работы EBD разных производителей по понятным причинам не афишируются, но можно выделить общие алгоритмы, образующие модель EBD в программной памяти её компьютера.

Существует некое пороговое условие, за которым EBD оживает из ждущего режима и включается в работу тормозов. Это условие формируется по результатам непрерывного анализа поступающей от датчиков информации.

Как только блок поймёт, что существует вероятность блокировки колёс, он переходит в режим фиксации давления, в результате чего перекрываются оба клапана на каждом колесе, давление стабилизируется.

Дальше оценивается развитие ситуации и подаются команды на открытие или закрытие отдельных клапанов, давление увеличивается или уменьшается, происходит импульсное регулирование торможения на грани блокировки, то есть самое эффективное.

Признаки неисправности EBD

Любой отказ системы приводит к ухудшению торможения в экстренной ситуации, что вряд ли может быть замечено водителем. Поэтому единственным признаком неисправности является зажигание контрольной лампочки на приборной панели.

Появление этого сигнала требует немедленной диагностики специальным сканером с выявлением кодов ошибки и устранением неисправностей.

Система очень надёжна, поэтому самой частой неисправностью бывает отказ колёсных датчиков. Это связано с их работой в тяжёлых условиях по влажности и загрязнённости.

Коррозия и механические поломки приводят к пропаданию сигнала, что немедленно будет замечено электронным блоком, и появится индикация контрольной лампы. Проверка достаточно проста для диагностики, ремонт сводится к замене датчика или ревизии его проводки.

Читайте также:
Программа динамического ценообразования что это

Плюсы и минусы

Соотношение достоинств и недостатков EBD сильно зависит от конкретного исполнения, система непрерывно совершенствуется, количество версий уже давно перевалило через десяток.

  • уменьшается тормозной путь, даже по сравнению с ABS;
  • машина стабильно ведёт себя при торможении в повороте;
  • характер замедления меньше зависит от загрузки автомобиля, что особенно важно для коммерческого транспорта;
  • минимизируется набор условий, при котором может возникнуть занос при торможении.
  • возможны ситуации, когда срабатывание системы удлиняет тормозной путь, вплоть до ощущения полного отказа тормозов, ведь случаются ситуации, в которых более эффективно машина замедляется именно в скольжении, а его EBD призвана исключать;
  • не до конца отработаны алгоритмы работы на автомобилях с полным приводом, такие шасси могут создавать проблемы даже опытным водителям;
  • система недостаточно совершенна для работы на скользких склонах, поэтому до сих пор она автоматически отключается в таких условиях на малых скоростях.

Каждая ситуация, в которой EBD раскрывает свои возможности недостаточно полно, анализируется, и в алгоритмы её работы вносятся коррективы.

Кроме того, с развитием техники идёт повышение быстродействия работы её элементов. Поэтому каждая последующая версия имеет всё меньше недостатков, а достоинства не оспариваются.

Источник: autovogdenie.ru

Описание и принцип работы системы EBD

Система EBD – Electronic Brake Distribution – расшифровывается как «электронная система распределения тормозных усилий». Сама по себе EBD – программное дополнение четырёхканальной ABS: они работают в связке.
Принцип действия и необходимость использования данной системы уже заложены в названии: EBD позволяет распределять тормозные усилия с чувством, с толком, с расстановкой и гарантирует большую устойчивость при торможении и хорошую манёвренность автомобиля.

Полный размер
Длина тормозного пути с EBD и без него

При экстренном торможении всегда происходит смещение центра тяжести – в переднюю часть автомобиля, на колеса, идущие по внешнему радиусу (при торможении в повороте), что приводит к заносам, блокировке задних колёс и нарушению управляемости. EBD способна сохранить курсовую устойчивость при влиянии боковых сил, проконтролировать сцепление колёс с дорогой и распределить тормозные усилия грамотно в проблемной ситуации.

Система воплощена на основе ABS и включает в себя следующие составляющие: датчики, фиксирующие данные о частоте вращения каждого колеса на настоящий момент времени (используются датчики ABS), электронный блок управления, обрабатывающий информацию о скорости, условиях торможения (он же управляет клапанами тормозной системы при необходимости) и гидравлический блок ABS, регулирующий давление в системе и меняющий тормозные усилия на колёсах в соответствии с сигналами от блока управления.

Полный размер
Основные детали системы

Рабочая механика EBD последовательна и состоит из нескольких «шагов».
Первый – исследование и сопоставление тормозных усилий для передних и задних колёс. За этот «шаг» ответственен блок управления ABS, который, в случае несоответствия измеренной величины норме, включает следующий алгоритм действия (уже заложенный в памяти блока управления EBD):

Закрытие клапанов для сохранения нормы давления в гидравлическом контуре тормозной системы для колеса. Система устанавливает момент начала блокировки колеса и фиксирует давление на нынешнем уровне. Затем открываются выпускные клапаны и давление падает. В случае, когда риск блокировки не исчезает после принятых мер, блок управления открывает клапан и понижает давление уже в контурах действующих тормозных цилиндров.
Следом происходит повышение давления (только в случае, когда угловая скорость колеса не выходит за нормированные пределы). Каким образом? Программа открывает впускные клапаны и увеличивает давление в контуре, набираемое водителем при нажатии педали тормоза.
После, при начале блокировки передних колёс, EBD выключается и управление переходит к системе ABS.

Полный размер

Важно отметить: если в автомобиле на заднем сиденье перевозятся пассажиры или крупный багаж, распределение тормозных усилий происходит более плавно и точечно (поскольку сильного смещения центра тяжести в переднюю часть машины не происходит).

Наша страница на DRIVE2:

22 проверенных отзыва
11 ноября 2019
Поделиться:

вы никогда не ездили на пикапе с абс? они действительно лучше тормозят без нее 🙂

А Вы ездили на грузовике или автобусе на зимней резине? Думаю тоже нет. Напишите письмо автопроизводителям, сообщите им что инженеры там дурачки, потому что абс ставят. На дорогах то у нас одни шумахеры. Аварийность нулевая.

Nickolas1st

Что в вашем понимании значит слово «лучше»? Если вы не первый день за рулём и сидели на разных машинах с абс и без неё, то знаете что абс не сокращает длину тормозного пути, а только увеличивает её. Вопрос лишь в том, что в некоторых ситуациях это лучше, так как позволяет рулить автомобилем при этом держать тормоз в пол. А иногда лучше тормозить юзом и это эффективнее…

увеличивает чем? поясните плиз. Увеличивает тормозной путь как раз блокировка колес.

АБС дает возможеность объехать препятствие без блокировки колес и дальнейшем заносом авто. а вот без абс как раз машина летит по дороге и туда куда ее несет либо имеется наклон дорожного полотна, колеи.

Я езжу на Renault Megane II

Я же написал: тормозной путь при прочих равных зависит от покрытия. И вот только на сухом асфальте ваш АБС сокращает тормозной путь, на любом другом покрытии торможение юзом даёт больший эффект, однако делает машину неуправляемой и тут я неспорю. Я это пишу не для тех кто давно и прочно за рулём, а для тех малолетних дурачков которые вчера купили права и считают что абс их от всего спасёт. Абсом тоже нужно уметь пользоваться!

Все зависит от опыта водителя . Для прыщавых дрыщей лучше с абс, для профи абс не нужен. Хотя как дополнение лишним не будет

Ваш ответ противоречит. Покажите мне премиальные машины с проф водителями где абс и прочие фишки отключены? ( а говорим мы не про трековые авто а про повседневные, на дорогах общего пользования.) может на машинах депутатов где проф водители ездят абс отключен?

Вы не путайте мух с котлетами

Шикарный ответ. там ляпнули, не подумав. Тут вообще ересь написали. У себя наверное и АБС и ГУР отключен? ( чтоб руль лучше чувствовать)

За 15 лет абс 2 раза сработал, и то только в демонстрационых режимах

Все зависит от опыта водителя . Для прыщавых дрыщей лучше с абс, для профи абс не нужен. Хотя как дополнение лишним не будет

Когда-то также говорили про инжектор, что он для ленивых лохов, а карбюратор проще и чинится «на коленке».

Тут не про инжектор, путать темы не надо.

Так чем эта система отличима от абс? Я не увидел разницы кроме назаания, давно уже придумана и работает abs-asc, abs-asc-t, эти системы не только работают аогда вы тормозите, но и если ускаряетесь, и в случае заноса стабилизирует положение кузова методом регулирования силы тяги, выбором оптимальной передачи акпп. Также не открытие систем abs-ads, эти системы учитывают угловое положение рулевого колеса, тем самым распрелеляет тормозные силы с коэф крена, также в стабилизации участвует мотор и кпп, абс-адс блокирует режимы этих систем создавая оптимальные моменты табилизации.
А чем ваша новая система лучше этого старья?

аск+Т это немного другая система и более старая но более расширенная, она рулила заслонкой перед дросселем, не давая водителю прогазавать с испуга и в режиме ограничения тяги выруливала машину. по сути также надстройка над абс. и работает поверх нее но на ее датчиках . а эта система уже электронная и управляется все програмно, но не совсем полноценная, но уже более новая.
даже хер знает как их сравнить .
аск+Т — старая но более функциональная, здесь новее но уже не то .
а потом тот же бмв выпустил Х-драйв и там все по другому.
мерсы ушли в 4 матик, ауди в кваттро . т.е те кто мог создали и разработали свои системы.
а бюджетные дешевые остались на этом есп.
если сравнивать с бехами, мерсами, ауди то ушлепаная система.
но если сравнивать с тазами, то абс уже лучше, а есп уже лучше чем просто абс.
както так думаю )

Источник: www.drive2.ru

Как работает система распределения тормозного усилия EBD

Что такое система распределения тормозных усилий (EBD)

Про Ладу

Система распределения тормозных усилий — это специально разработанная программа действий, помогающая распределить нагрузку на колеса при торможении на скользкой или неоднородной поверхности. Это уменьшает тормозной путь и делает остановку безопаснее и эффективнее. В отличие от системы ABS, работающей только при резком торможении, EBD помогает сохранить баланс на протяжении всей поездки. Но при этом EBD не является альтернативой ABS, а становится ее более эффективным дополнением.

Читайте также:
Web platform что это за программа

Для чего в машине система EBD

Принцип работы обычной ABS из первых воплощений подразумевает наличие единого канала управления. На каждом колесе имеется датчик скорости вращения, показания которого в виде частоты электрических импульсов передаются по кабелям в общий электронный блок, где кодируются в цифровую информацию и обрабатываются микрокомпьютером.

Прибор анализирует все поступившие данные и определяет скорость движения автомобиля. Заметив начало торможения, он приступает к оценке отклонений частоты вращения отдельных колёс, фиксируя таким образом начало их проскальзывания из-за превышения предела сцепления с дорогой.

Поскольку эффективность замедления в случае перехода в скольжение сильно ухудшается, что дополнительно может быть отмечено по сигналам датчика линейного ускорения автомобиля, принимается решение на регулирование давления в тормозной магистрали.

Принцип работы системы распределения тормозных усилий

EBD, в отличие от ABS, работает ещё до того, как началось скольжение. Система располагает данными о загрузке осей, полученными в процессе работы и умеет управлять усилиями.

Например, если основная масса машины приходится на переднюю ось, то есть зад машины не нагружен, то естественный эффект динамического перераспределения веса машины вперёд при торможении будет усугубляться лёгкой задней осью.

В условиях экстренного торможения на скользком покрытии задние колёса начнут блокироваться слишком рано, результатом станет снижение давления во всей системе и возможности хорошо нагруженных передних колёс не будут реализованы. Тормозной путь устремится в бесконечность.

Ещё хуже ситуация может возникнуть в повороте на неровной дороге. Водителей старых автомобилей, не оборудованных тормозной электроникой, даже учили, что тормозить в повороте категорически не рекомендуется, а что происходит при подбросе колёс на ухабах во время нажатия на тормозную педаль они могли заметить сами и запомнить на всю жизнь.

Антиблокировочные системы очень облегчили управление, теперь торможение в повороте стало не только возможным, но и рекомендуемым действием.

Статья по теме: Что такое атермальное остекление в автомобиле

В сложных условиях неопытному водителю надо было только нажать на тормоз с максимальным усилием и дальше корректировать машину только рулевым колесом, нужное сцепление обеспечит автоматика.

Роль EBD во всех этих случаях заключалась в минимизации тормозного пути. Если передние колёса при обычном торможении имеют запас по сцеплению, когда задние уже заблокировались и подвергнуты обслуживанию со стороны ABS, то будет очень нерационально сбрасывать давление и с них тоже.

Наоборот, надо добавить усилие на переднюю ось, не сбрасывать его равномерно со всех колёс, а перераспределить. Четырёхканальные системы на это способны, а соответствующая программа управления электронным блоком и стала основой EBD.

То же самое и в повороте. Внутренние колёса могут настолько разгрузиться из-за центробежной силы, что буквально поднимаются в воздух. Естественно, при попытке торможения они мгновенно заблокируются, поскольку сила сцепления близка к нулю.

ABS отреагировала бы на ситуацию полным прекращением торможения, то есть поступила бы как водитель старой школы.

Но EBD гораздо умнее, она способна не только исключить блокировку разгруженных колёс внутренней по отношению к повороту стороны автомобиля, но и увеличить давление в тормозных цилиндрах внешней, загруженной стороны.

Это надо знать: Как проверить Датчик Массового Расхода Воздуха (ДМРВ)

Машина начнёт достаточно эффективно замедляться, что в ситуациях с превышением скорости в повороте может спасти и технику, и водителя с пассажирами.

Возможны и другие ситуации, когда раздельное управление с прогнозированием может помочь быстро остановить автомобиль:

  • торможение на дороге с неоднородным покрытием, когда коэффициент сцепления для всех колёс сильно различается, это попадание в лужи, локальную грязь или пятна льда;
  • начало вращения автомобиля, некоторые колёса ещё способны к торможению, когда прочие уже скользят и неуправляемы;
  • кратковременные подбросы колёс на неровностях;
  • неисправности или загрязнения в тормозной системе, когда имеются различия в эффективности колёсных тормозных механизмов.

Принцип помощи водителю со стороны EBD именно в том и состоит, что добавляется ранее недоступная ему функция раздельного обслуживания колёс при торможении.

Это интересно: Что лучше полный привод, передний или задний

Если раньше он мог в какой-то степени имитировать работу ABS прерывистым нажатием на педаль, то уж управление тормозным балансом было доступно только в отдельных гоночных сериях, где самые опытные пилоты управляют сложными и дорогими автомобилями.

С появлением EBD это стало доступным каждому, причём без каких-либо особых навыков и знаний.

Пределы срабатывания Eltectronic Brake Distribution

Единственным ограничением срабатывания системы EBD является – возможности электроники. Любой электронный помощник может сработать неверно, если разница покрытий для колёс будет значительной. Например, асфальт и скользкий лёд.

При попытке выровнять данную разницу, система должна будет снизить тормозное усилие со стороны асфальтового покрытия. В смоделированных условиях это будет равноценно отпусканию педали тормоза. Безопасность автомобиля в подобной ситуации будет определяться настройками всей системы безопасности.

Всегда намного безопаснее не доводить машину до необходимости использования электронных помощников.Результатом использования EBD будут более безопасные повороты и высоко эффективное торможение.

Поделитесь информацией с друзьями:

Устройство системы

Регулирование тормозного усилия раздельно по всем колёсам в первую очередь потребует применения многоканальной антиблокировочной системы.

Отсюда и формируется состав EBD:

  • индивидуальные датчики на каждое колесо;
  • впускные и выпускные клапаны, открывающие давление жидкости на рабочие цилиндры, фиксирующие его неизменным или сбрасывающие усилие;
  • электрический насос тормозной жидкости, способный быстро изменять давление в системе;
  • гидравлический аккумулятор давления, оптимизирующий работу насоса;
  • специальная управляющая программа, которая, собственно, и составляет основу EBD, отличая её от четырёхканальной ABS;
  • дополнительные датчики, расширяющие возможности системы, они могут входить в состав бортовой электроники более высокого уровня, чем отвечающей только за тормоза.

Точные алгоритмы работы EBD разных производителей по понятным причинам не афишируются, но можно выделить общие алгоритмы, образующие модель EBD в программной памяти её компьютера.

Существует некое пороговое условие, за которым EBD оживает из ждущего режима и включается в работу тормозов. Это условие формируется по результатам непрерывного анализа поступающей от датчиков информации.

К сведению: Что такое тормозной суппорт и как он работает

Как только блок поймёт, что существует вероятность блокировки колёс, он переходит в режим фиксации давления, в результате чего перекрываются оба клапана на каждом колесе, давление стабилизируется.

Дальше оценивается развитие ситуации и подаются команды на открытие или закрытие отдельных клапанов, давление увеличивается или уменьшается, происходит импульсное регулирование торможения на грани блокировки, то есть самое эффективное.

Виды BAS

Помощь может оказываться, как по увеличению давления жидкости на выходе модуля главного тормозного цилиндра с усилителем тормозов, так и внутри гидроблока ABS.

Пневматическая система

По пневматическому принципу работает вакуумный усилитель тормозов, который есть почти в каждом автомобиле. Он состоит из двух камер, разделённых гибкой мембраной, в одной из которых создаётся разрежение от впускного коллектора двигателя или отдельного вакуумного насоса, а другая может контролируемо заполняться воздухом под атмосферным давлением.

Усиление, то есть дополнительная сила, прилагаемая к штоку главного тормозного цилиндра, зависит именно от разности этих двух давлений.

При обычном торможении усилитель работает в штатном режиме, снимая часть напряжения с ноги водителя на педали. Но если шток перемещается слишком быстро и со значительным усилием, включается дополнительная система клапанов, прикладывающая к мембране сразу всю силу атмосферного давления.

Получается, что при том же усилии ноги водителя к поршню главного цилиндра приложена уже значительно большая сила. ВУТ действует по правилам чрезвычайной ситуации.

Гидравлическая система

На машинах, оснащённых ABS, уже имеется гидроблок, объединяющий в себе систему клапанов, разрешающих или перекрывающих давление жидкости к исполнительным колёсным механизмам, гидравлический насос с ресивером, создающий и аккумулирующий значительную энергию жидкости под давлением и управляющую электронику. Для создания гидропривода BAS используются также и датчики ABS.

При наличии подобных инструментов вполне достаточно распознать ситуацию возникновения экстремального случая и заставить работать гидроблок по алгоритму помощи водителю, если он сам не справляется. То есть подать давление от насоса на колёсные тормоза в максимальной мере, одновременно позволяя работать ABS и прочим системам в штатном режиме для сохранения устойчивости и управляемости.

Так и поступает электронный блок, анализируя поведения водителя иногда даже в таких мелочах, как скорость переноса ноги с акселераторной педали на тормозную.

Признаки неисправности EBD

Любой отказ системы приводит к ухудшению торможения в экстренной ситуации, что вряд ли может быть замечено водителем. Поэтому единственным признаком неисправности является зажигание контрольной лампочки на приборной панели.

Читайте также:
Программа телеграмм для компьютера что это

Появление этого сигнала требует немедленной диагностики специальным сканером с выявлением кодов ошибки и устранением неисправностей.

Система очень надёжна, поэтому самой частой неисправностью бывает отказ колёсных датчиков. Это связано с их работой в тяжёлых условиях по влажности и загрязнённости.

Рекомендуем: Как установить камеру заднего вида на автомобиль (схема подключения)

Коррозия и механические поломки приводят к пропаданию сигнала, что немедленно будет замечено электронным блоком, и появится индикация контрольной лампы. Проверка достаточно проста для диагностики, ремонт сводится к замене датчика или ревизии его проводки.

Зачем это нужно?

Известно, что АБС не имеет 100% надёжности, при определённых дорожных условиях, таких как разнородное дорожное покрытие, антиблокировка тормозов не всегда даёт положительные результаты, и иногда может даже навредить.

Проведённые испытания показали равнозначный, для всех колёс, алгоритм разблокировки, а это не всегда верно. Например, при экстренном торможении намного большее усилие приходится на переднюю ось, колёса там избегают блокировки, но задние, из-за маленькой на них нагрузки, блокируются. Такая ситуация может легко привести к неожидаемому заносу или развороту транспортного средства.

Ещё пример неверного срабатывания антиблокировки – ситуация когда разные колёса находятся на разном покрытии. Скажем, при езде вы зацепили обочину.

Есть и ещё ситуации, в которых автомобильная система распределения тормозных усилий EBD может принести заметный положительный эффект – это торможение в повороте. В этом случае, из-за сил, толкающих ваш автомобиль в сторону противоположную повороту, нагрузка на левые и правые колёса, разная, а стало быть, и тормозное усилие должно быть разным.

Таким образом, система EBD в автомобиле помогает избежать экстренных ситуаций и спасти жизнь. И не зря она входит в минимальную комплектацию многих машин, даже весьма не дорогих, как например, городской хэтчбек Опель Корса Д.

В отличие от АБС, которая работает только в экстренных случаях, система распределения тормозных усилий EBD следит за состоянием автомобиля постоянно.

Источник: alanspb.ru

ABS, EBD, ASR, ESP: как работает вспомогательная электроника в авто

ABS, EBD, ASR, ESP – электроника в авто

Еще не так давно надежное и безопасное поведение машины на дороге зависело только от ее удачной механической конструкции: распределения массы, подвески, рулевого управления. Мало того, что создать такую систему непросто, так еще водителям нужно освоить эту механику и научиться грамотно управлять автомобилем в непростых ситуациях.

Теперь разработчикам и автовладельцам помогают электронные схемы. Mafin Media рассказывает, какими они бывают и что умеют.

Что такое ABS

ABS (нем. Antiblockiersystem) — антиблокировочная система. Это первая конструкция для активной помощи водителю, которая была запатентована компанией Bosch еще в 1936 году. Но массовых компактных электронных компонентов пришлось ждать до 70-х годов, когда ABS начали серийно устанавливать на автомобили.

Главная цель ABS — предотвратить блокировку колес при торможении, ведь, если их резко и намертво застопорить, автомобиль превращается в тяжелый инерционный объект, опирающийся на четыре небольших пятна контакта размером с ладонь. И по управляемости его можно уподобить столу на четырех ножках, пущенному с ледяной горки.

Как работает. ABS очень быстро, до нескольких десятков раз в секунду, прихватывает тормоза и отпускает их вновь. При этом специальные датчики учитывают скорость вращения колес, степень их замедления и угол поворота руля, а электронный блок принимает от них сигналы и дает оптимальные команды тормозной системе.

Эффективнее всего ABS срабатывает при резком топчущем нажатии на педаль тормоза.

Что делает. С ABS колеса — чтобы не уподобиться тем самым «ножкам стола» — быстро замедляются, сохраняя вращение. Это значит, вы способны управлять автомобилем в процессе торможения и, скажем, объехать препятствие или пешехода.

Также важно, что сила трения о дорогу у замедляемого колеса выше, чем у скользящего заблокированного.

Возможные проблемы. ABS «в чистом виде», без поддержки других электронных систем, может увеличить тормозной путь на скользком покрытии, снегу, гравии, однако, напомним, сохраняя при этом управляемость.

Что такое EBD

автомобиль тормозит

EBD (англ. Electronic Brakeforce Distribution) — электронная система распределения тормозных усилий. Ее можно считать родственной ABS, только более сложной и продвинутой. Цель такая же — обеспечить равномерное, контролируемое и безопасное замедление авто.

Как работает. Здесь электроника с помощью датчиков отслеживает скорость вращения и степень замедления каждого колеса, учитывая, что они могут находиться на смешанном покрытии (например, пятна гололеда на дороге) либо быть частично нагруженными и разгруженными при перераспределении масс во время маневров.

В зависимости от нагрузки и сцепления с дорогой блок управления дает индивидуальные команды тормозным механизмам на разных колесах.

Что делает. За счет индивидуального распределения усилий на тормозах EBD помогает каждому участку автомобиля замедляться равномерно относительно других участков. Другими словами, она гасит инерцию (про действие законов физики на авто мы подробно рассказали в другой статье) и сохраняет контроль и устойчивость во избежание заноса, сноса или разворота авто во время торможения. Проще говоря, EBD помогает плавно затормозить без рыскания и потери устойчивости.

Что такое ASR

ASR (нем. Antriebsschlupfregelung) — противобуксовочная система, препятствующая потере сцепления колес с дорогой. Синонимы у разных производителей: TCS (англ. Traction Control System), DTC (англ. Dynamic Traction Control), TRC (англ.

Traction Control) и др.

Как работает. Датчики скорости вращения на каждом колесе определяют, когда отдельные колеса начинают крутиться быстрее других, то есть проскальзывать и буксовать. Тогда электроника заставляет эти колеса замедлиться, пока они не схватятся за поверхность и не выровняют свою скорость относительно других колес.

Этот эффект достигается как дозированным уменьшением тяги двигателя, так и индивидуальным срабатыванием тормозных механизмов.

Что делает. ASR не дает отдельным колесам на сложном покрытии бесконтрольно раскручиваться со своей скоростью, провоцируя автомобиль дергаться и вилять из стороны в сторону.

Противобуксовочная система обеспечивает ровную тягу и стабильное сцепление относительно всех участков автомобиля, а значит, движение получается контролируемым и безопасным.

Возможные проблемы.

В некоторых случаях интенсивное ускорение автомобиля лучше достигается при контролируемой пробуксовке колес, и тогда вмешательство системы, которая ориентируется на поведение колеса с наихудшим сцеплением, может только осложнить ситуацию. Например, у автора на полигонах были случаи, когда в виражах на снежной трассе инерция выносила автомобиль наружу поворота кормой назад.

Интенсивный газ с пробуксовкой помогал авто с отключенной ASR (или частично отключенной, в зависимости от модели) сохранить траекторию, тогда как машина с «придушенной» ASR тягой беспомощно выскальзывала с трассы.

Внимание: этот пример относится к специальной закрытой трассе, а в реальных условиях безопаснее двигаться с полностью включенной электроникой, соблюдая скоростной режим.

Что такое ESP

электронная система в автомобиле

ESP (англ. Electronic Stability Program) — электронная система контроля устойчивости автомобиля, которая стабилизирует траекторию, помогает предотвратить занос и снос. Синонимы: ESC (англ. Electronic Stability Control), VSA (англ. Vehicle Stability Assist), DSTC (англ.

Dynamic Stability and Traction Control) — всего более полутора десятков наименований.

Как работает. Фактически ESP объединяет элементы и принципы указанных выше электронных систем.

В ней тоже используются датчики скорости вращения колес, поворота руля, ускорения и тормозных механизмов, гироскоп, отслеживающий положение кузова относительно траектории, и т. д.

Когда электроника понимает, что отдельные элементы машины ведут себя не по ситуации — скажем, положение кузова не соответствует повороту руля, пробуксовывают отдельные колеса или скользит ось, — она посылает сигнал соответствующим механизмам. И тогда система сможет снизить обороты двигателя, притормозить определенное колесо, а отдельные продвинутые модификации даже производят почти незаметные подруливания.

Что делает. Образно говоря, ESP выполняет за вас (полностью или частично) действия из упомянутой уже статьи, стабилизируя автомобиль.

Например, вы перебрали с газом в повороте, и машина устремилась наружу к отбойнику.

Тогда система может чуть притормозить заднее колесо на внутреннем радиусе — оно сработает как своего рода «якорь», вокруг которого передняя часть автомобиля по инерции немного довернется внутрь, восстанавливая траекторию. И часто водитель даже не успевает это заметить.

Возможные проблемы. Они могут возникнуть больше из-за человеческого фактора.

Начинающий водитель, особенно без опыта поездок на машинах «доэлектронной эры», может приписать заслуги электроники собственным драйверским навыкам и в итоге выйти за рамки, когда даже умные системы не смогут противостоять законам физики. Как раз для профилактики таких ситуаций некоторые автопроизводители организуют собственные курсы безопасности, на которых демонстрируют возможности вспомогательных систем и, главное, их пределы.

Источник: mafin.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru