Электронный курс: что это, что он умеет и как разрабатывается
Эта статья предназначена для тех, кто только начинает свой путь в дистанционном обучении и пытается разобраться в том, что такое электронные курсы и как они разрабатываются.
Когда речь заходит о дистанционном онлайн обучении в асинхронном формате, т.е. не о вебинарах, то чаще всего имеются в виду или видеоуроки (видеокурсы), или электронные курсы (в основном в форматах SCORM и xAPI). Если с видео всё так или иначе понятно, то с электронными курсами немного сложнее, и сначала разобраться, что к чему бывает нелегко. Давайте попробуем разложить всё по полочкам: что такое электронный курс, что он умеет, как его создают, а также куда и как загружают.
1. Что такое электронный курс.
Электронный курс с технической точки зрения — это веб-приложение, т.е. набор файлов, которые хранят:
- структуру курса (в формате xml);
- код, например, JavaScript, который отвечает за интерактивность и т.д.;
- информацию о тестах и прочих активностях.
Все данные хранятся в стандартном формате (например, SCORM), который позволяет передавать данные о результатах пользователя из загруженного курса в Систему дистанционного обучения (Learning management system). Стандарт удобен тем, что позволяет загружать в совместимую СДО и обрабатывать с её помощью курсы, созданные в разных авторских средствах разными разработчиками, формировать единую статистику прохождения одного или нескольких курсов по пользователю или группе пользователей.
На данный момент существует 3 стандарта сбора и хранения данных о прохождении курса:
- SCORM.
- AICC.
- TinCan API (xAPI, CMI5).
На данный момент чаще всего применяется SCORM (несмотря на то, что формат старый и позволяет получать от электронного курса только 3 параметра: курс завершён, курс пройден, получено ххх баллов).
Наиболее новый формат — xAPI. Он позволяет отслеживать значительно больше параметров, например, пользователь приступил к выполнению задания, пользователь ответил на вопрос и пр. Кроме того, xAPI позволяет собирать данные об активности пользователя не только в вашей системе дистанционного обучения, но и на других сайтах или даже в соцсетях. Однако реализация СДО с применением xAPI несколько сложнее и отнюдь не все СДО поддерживают этот стандарт.
Средства разработки
Для создания электронных курсов можно использовать инструменты, встроенные в системы дистанционного обучения, а можно — специальное программное обеспечение. С помощью встроенных инструментов вы сможете сделать только самые простые курсы: текст, видео, тесты. С помощью же специализированного ПО получится изготовить более сложный и интересный продукт.
На данный момент наиболее известны и популярны следующие программы для разработки электронных курсов в форматах SCORM и xAPI:
- Adobe Captivate
- Articulate Storyline
- ISpring Suite
- Trivantis Lectora Inspire
- Websoft Courselab
Перечисленные программы платные, стоят от 500 до 2500 долларов за 1 лицензию.
Есть и онлайн средства разработки курсов: Elucidat, Udutu, Adapt и пр.
Что умеют программы для разработки курсов и нужны ли какие-то знания для их освоения?
Редакторы электронных курсов в основном выросли из PowerPoint, поэтому работа в них зачастую напоминает создание презентаций в этом приложении, хотя функционал авторских средств разработки курсов, безусловно, значительно шире.
Итак, что умеет большинство названных выше программ:
- Создавать слайды с вставленным текстом, изображениями, видео, аудио.
- Создавать интерактивные элементы: всплывающие окна, кнопки, кликабельные участки, простую анимацию объектов, drag’n’drop (перетащи и отпусти объект).
- Создавать тесты (с одним или несколькими вариантами ответов в виде текста или картинок); задания из серии «вставь пропущенное слово», «впиши цифру»; задания, где нужно соотнести, ранжировать что-либо.
- Создавать эмуляцию программного обеспечения, когда программа записывает ваши действия. Пользователь смотрит пример, а потом пытается воспроизвести ваши действия. И всё это в рамках курса (т.е. изучаемое ПО просто эмулируется).
Это очень краткий и приблизительный перечень возможностей средств разработки курсов. При должной изобретательности, используя встроенные инструменты, можно создавать довольно сложные и насыщенные курсы. А если встроенных инструментов недостаточно, то можно использовать JavaScript и с его помощью добиться ещё более впечатляющих результатов.
В целом, чтобы начать разрабатывать электронные курсы, не требуется наличие каких-то особенных знаний, не нужно знать языки программирования.
Вне зависимости от того, в какой программе вы создаёте курс, в результате вы получаете архив в формате zip, который содержит все необходимые файлы, и готов к загрузке в систему дистанционного обучения.
Системы дистанционного обучения
Система дистанционного обучения (в узком понимании) — это некая программная платформа (облачная или установленная на сервере организации), которая предназначена для трансляции пользователям учебных материалов в определенном формате, проведения оценочных мероприятий и сбора данных о результатах прохождения пользователями обучения.
Системы дистанционного обучения в вышеобозначенном смысле (или как их обычно сокращают — СДО) заграницей обычно обозначают аббревиатурой LMS — Learning management system (система управления обучением).
В мире существует множество СДО, однако по-настоящему универсальных, подходящих для корпоративного обучения — не больше десятка. Вообще, в этом вопросе много путаницы, т.к. словом LMS могут называть любые платформы для обучения, при этом стандарты SCORM и xAPI поддерживаются единицами. На данный момент наиболее популярны в России следующие СДО с поддержкой SCORM:
Итак, электронный курс — это веб-приложение (набор файлов), которое создаётся при помощи специализированных программ, загружается на совместимую платформу (СДО) и при прохождении пользователем обучения передаёт системе данные в стандартном формате (SCORM или xAPI), которые хранятся в базе данных и могут использоваться для построения отчётов.
Источник: el-blog.ru
Что такое e-learning: преимущества, принципы
E-learning (с англ. электронное обучение) — это обучение, которое подразумевает передачу и получение знаний через интернет и цифровые технологии.
Содержание
Чем e-learning отличается от дистанционного обучения
Сегодня эти два термина используют как синонимы, поскольку в обоих случаях для организации образовательного процесса применяют компьютеры, смартфоны, планшеты и другие цифровые устройства. Однако, e-learning — это больше методика обучения, в то время как distance learning представляет собой форму обучения. Поэтому, электронное образование далеко не всегда подразумевает удаленное получение знаний.
Например, тьютор во время очного обучения может использовать технологии e-learning, чтобы проиллюстрировать теоретический материал своим студентам при помощи видео или фото. Это повышает вовлеченность учащихся, улучшает качество знаний и делает образовательный процесс максимально интересным. Читайте дальше, чтобы ознакомиться с другими преимуществами e-learning.
Преимущества и недостатки электронного обучения
E-learning имеет ряд преимуществ как для очной так и дистанционной форм образования. В первую очередь, электронное обучение предоставляет удобный доступ к образовательным материалам. Если студент по каким-либо причинам пропустит занятие, он может ознакомиться с презентацией или видеозаписью урока дома.
Некоторые преподаватели внедряют онлайн-трансляции учебного процесса, чтобы учащиеся могли получать знания независимо от места своего пребывания. Удобный доступ к обучению значительно расширяет возможности образовательного процесса и предоставляет свободу действий как для тьютора, так и для каждого студента.
Второе немаловажное преимущество e-learning — это гибкость построения образовательного процесса. В случае невозможности проведения уроков очно, у тьютора и студентов всегда есть вариант организовать занятия дистанционно. При этом преподаватель может проводить занятия как в режиме реального времени, например в Zoom, так и выкладывать записи уроков и текстовые материалы к ним на специальном ресурсе, например, на LMS-платформе вроде EDU от SendPulse (LMS с англ. — система управления обучением), YouTube, Google Drive и других площадках.
Третий плюс электронного обучения — широкий охват. Удобный доступ к образовательному процессу позволяет студентам выбрать форму обучения, место и даже время. Поэтому, технологии e-learning позволяют обучать и тестировать знания тысяч студентов одновременно.
Еще одно важное, но далеко не последнее преимущество e-learning, — это возможность практиковать знания и навыки при помощи тренажеров, симуляторов, приложений, тестов.
Однако, несмотря на ряд преимуществ, электронное обучение имеет также некоторые недостатки. Если говорить о применении e-learning в дистанционном образовании, то студенты часто испытывают недостаток личностного контакта. Нехватка живого взаимодействия с тьютором для многих становится причиной снижения успеваемости и мотивации в обучении.
Еще один минус — технические требования и навыки. Например, чтобы преподавать курс онлайн, тьютору необходим доступ в интернет, техника для съемок и знание, как ее использовать. Студентам в это же время необходимо стабильное интернет-соединение,а также смартфон, планшет, компьютер или ноутбук для просмотра и загрузки учебных материалов.
В следующем разделе вы узнаете, каким должно быть электронное обучение.
Принципы качественного электронного обучения
E-learning может быть как эффективным инструментом в образовании, так и серьезной преградой на пути к получению знаний. Ознакомьтесь с принципами качественного электронного обучения.
- Качество образовательных материалов — это первый и самый главный принцип качественного e-learning. Важно, чтобы информация была изложена последовательно, а все учебные материалы курса, такие как фото, видео, аудиозаписи, конспекты, презентации были информативными, понятными и качественными.
- Мультиформатность. Помогает поддерживать вовлеченность студентов на протяжении всего образовательного процесса независимо от сложности темы, а также позволяет лучше донести информацию. Мультиформатность предполагает использование и чередование различных инструментов, например, аудиозаписей, текстовых материалов, видеозаписей, презентаций.
- Простота и доступность. Все учебные материалы курса должны быть доступны студентам и просты в использовании. Например, если тьютор задействует LMS площадку для дистанционного образования, то у всех учащихся должен быть к ней доступ. Более того, важно, чтобы им не нужно было заполнять десятки полей для регистрации, искать часами файл с уроками или кнопку скачивания материалов. Сложности с доступом часто становятся причиной низкой вовлеченности, потери заинтересованности и отсеивания студентов.
- Результативность. У каждого курса есть ключевая цель, достичь которую можно только если продвигаться к ней поэтапно, шаг за шагом решая поставленные промежуточные задачи. Поэтому, учебный курс всегда важно разбивать на части, между которыми студенты будут закреплять пройденный материал с помощью практических заданий и тестов.
- Персонализация. Качественное электронное обучение требует четкого ориентирования на целевую аудиторию. Уровень подготовки, требуемый для прохождения курса, и сложность образовательного материала имеют большое влияние на успеваемость и мотивацию студентов в обучении. Поэтому, качественное e-learning — это всегда персонализированный подход к учащимся и их сегментирование в зависимости от уровня знаний и навыков.
- Социализация. Принцип, который подразумевает взаимодействие студентов между собой и с тьютором. Это могут быть группы или чаты обсуждений, где учащиеся задают вопросы, делятся своими мнениями об уроках и достижениях, поддерживают друг друга. Социализация повышает мотивацию студентов в обучении, помогает оказать поддержку тем, кто в этом нуждается, и главное, позволяет собрать обратную связь для улучшения курса и повышения его качества.
Далее вы узнаете, как полагаясь на эти принципы, грамотно внедрить технологию e-learning.
Как внедрить технологию e-learning
Ознакомьтесь с основными шагами внедрения технологии электронного обучения.
Для достижения желаемых результатов в обучении с помощью e-learning главное тщательно продумать и организовать образовательный процесс будь он очным или удаленным. Начинать всегда сложно, но мы уверены, у вас все получится. Используйте рекомендации из этой статьи, чтобы внедрить электронное обучение. А если вы планируете создать свой первый дистанционный курс, то посмотрите это короткое видео с пошаговым руководством.
Также искали с «E-learning»
- Сбыт
- Диверсификация
- Фокус-группа
- Крауд-маркетинг
- Товарная политика
- Закон спроса и предложения
- Рекламная кампания
- MRR
- Pop-up store
- Взвешенная дистрибьюция
Источник: sendpulse.com
E-learning: виртуальное обучение – реальные результаты
«Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным» (Ян Коменский)
Штат, состоящий из высококвалифицированных сотрудников – это залог плодотворной деятельности и стремительного развития любой компании. Однако не всегда в крупной компании можно сформировать коллектив, состоящий из профессионалов одного уровня.
В некоторых случаях целесообразнее нанять перспективных, заинтересованных работников, и в процессе адаптации дать им необходимую базу знаний. К вопросу обучения сотрудников руководство организации подходит по-разному: направляет на обучение в тренинговые центры, нанимает наставников для предоставления необходимых знаний выделенным группам сотрудников, формирует учебные центры.
Однако применение данных методов сказывается на продуктивной мощности компании не лучшим образом: теряя драгоценное время, средства, обучая «не тех» сотрудников, организация замедляет темпы роста и уступает в лидерстве более сильным компаниям-конкурентам. Сегодня существует эффективный метод, предоставляющий простые, доступные и результативные инструменты для корпоративного обучения – e-learning, или электронное обучение. Качественное внедрение системы e-learning в компанию позволяет добиться высоких результатов продуктивной деятельности, решить вопросы повышения квалификации и образования персонала, а также затратить минимум времени и средств. Рассмотрим достоинства e-learning и определим оптимальные способы внедрения системы в организацию.
Шагаем в ногу со временем: e-learning для развития персонала
Электронный формат корпоративного обучения в компаниях сегодня не является собственным ноу-хау или предметом роскоши. Параллельно созданию интернет-технологий и запуску огромного количества образовательных порталов система e-learning стремительно растет и существует в современном мире среднего и крупного бизнеса. В отличие от традиционной формы обучения, система e-learning имеет массу преимуществ:
- Повышение квалификации, предоставление ценных, узкоспециализированных знаний происходит без отрыва сотрудников от основного рабочего места
- Выбор подходящей системы обучения позволяет компании оптимизировать финансовые затраты на образование персонала
- Е-learning охватывает огромные сферы и направления бизнеса (торговля, финансы, менеджмент и другие)
- Электронное образование дает возможность индивидуальных занятий, самостоятельного изучения материала в необходимом объеме
- В процессе обучения участники могут консультироваться с бизнес-тренерами в режиме онлайн
- Учебные программы содержат комплексы упражнений и практических заданий с привлечением мультимедийных решений, что делает процесс обучения интересным, повышает его понимание, усвоение и запоминание
Многие российские компании успешно применяют систему e-learning. Например, крупные промышленные корпорации «Сибнефть», «Норильский никель», Сбербанк России, МПС, «Северсталь», сетевая компания «Сибирское здоровье», центр медицинских услуг «ИНВИТРО» и многие другие.
Например, в Сбербанке была внедрена мощная программа корпоративного обучения для конкретных должностных лиц «Вводный курс по банковским продуктам». Курс содержит индивидуальные обучающие материалы, а также мощную платформу для получения знаний – инструменты, доступные сотрудникам в режиме онлайн.
В проекте сконцентрированы все наработки системы e-learning за период использования дистанционных технологий в компании. Программа является одной их самых результативных и масштабных систем корпоративного обучения на территории РФ (по версии Центра Разработки Мультимедийных Материалов (ЦРММ)).
E-learning для обучения персонала: этапы внедрения системы
Как понять, что вашей компании нужна эффективная система e-learning? В основном современные компании на каком-либо этапе деятельности сталкиваются со следующими проблемами:
- Разработка нестандартных производственных процессов, требующих своевременного и обязательного изучения персоналом
- Территориальная хаотичность филиалов компании
- Ограниченное время для изучения нового материала
- Подавляющее число сотрудников, получивших образование по традиционной форме обучения
- Минимальный бюджет, выделенный на программу обучения персонала
- Зафиксировано большое количество сотрудников, нуждающихся в обучении.
Присутствие одного или нескольких факторов говорит о необходимости применения в компании e-learning.
Что предпринять руководителю? Отбросив сомнения, следовать этапам постепенного внедрения системы электронного обучения в компанию.
1. Анализ инструментов e-learning
Стандартного и единого способа для внедрения дистанционного формата обучения в организацию не существует – инструменты и программы должны быть адаптированы под потребности конкретной организации. На начальном этапе в компании требуется четкое выстраивание подробной схемы e-learning, состоящей из трех основных модулей:
1. Автономная система управления дистанционным обучением (LMS «Learning Management System»)
2. Учебный материал (контент, электронные курсы)
3. Авторские материалы
Перед компанией стоит задача сформировать масштабную базу знаний для доступа сотрудников к инструментам, внедрение которых поможет пользоваться системой e-learning без ограничений. Базовыми инструментами, которые сотрудники могут применять в обучении, являются:
- Дистанционные курсы
- Семинары
- Вебинары, видеоконференции
- Авторские программы
- Skype, социальные сети, форумы, (для обмена информацией и общения)
С применением e-learning корпоративное обучение приобретает новый формат. Из отдельного образовательного мероприятия формируется целая экосистема, в которой сконцентрирован качественный учебный материал и открыт доступ к мощным инструментам для эффективного обучения сотрудника и его роста по карьерной лестнице.
На этапе ухода от очной формы обучения к дистанционной важную роль играет возможность коммуникации. Есть вероятность, что сотрудник не сможет разобраться самостоятельно, оставшись один на один с электронным курсом. Общаясь с группой и обсуждая тематические вопросы, он лучше поймет и усвоит нюансы материала.
2. Выбор LMS, соответствующую задачам и целям компании
Систему управления e-learning необходимо выбирать с учетом ее возможностей и перспектив развития в компании. Огромное количество функций – не главное. Важно освоить методологию, базовые модули, которые будут решать проблемы обучения персонала компании уже сегодня.
Например, если компания планирует подключить к электронному обучению целые группы работников, необходимо обращать внимание на вспомогательные инструменты системы, которые решают вопросы удобства работы с электронными курсами, имеют программы для обучения в оффлайн и онлайн режимах.
Популярными и востребованными системами LMS в России сегодня являются:
- Компания «Лаборатория Мультимедиа» (labmedia.su)
- iSpring (ispring.ru)
- CTI (cti.ru)
- Mirapolis (mirapolis.ru)
- Competentum (competentum.ru)
Представители некоторых вышеперечисленных компаний примут участие в крупнейшей ежегодной выставке в сфере управления персоналом HRhttps://premiummanagement.com/blog/e-learning» target=»_blank»]premiummanagement.com[/mask_link]
Что такое e-learning?
Что вы представляете, когда слышите словосочетание «электронное обучение» или «e-learning»? Вероятно, в первую очередь крупные образовательные площадки вроде Coursera или Udacity. Если вы чуть более сведущи, то вспомните про вебинары и онлайн-тренинги. А может, у вас возникнут ассоциации с обучением сотрудников и курсами повышения квалификации.
В любом случае сегодня невозможно представить дистанционное обучение без использования современных технологий. Радио, телевидение, а затем и интернет послужили толчком к популяризации этой методики. Со временем дистанционное обучение и модель e-learning показали, что ходить на пары уже необязательно — можно усвоить материал и сдать экзамены не выходя из дома. Неудивительно, что интерактивные курсы быстро проникли и в бизнес-среду: руководство многих компаний обучает персонал, внедряя электронное обучение. В этом тексте мы расскажем, что такое e-learning и как он помогает сотрудникам развиваться без отрыва от работы.
Примеры электронных курсов
В чем преимущества электронного обучения?
Большинство предпринимателей привлекает доступность и массовость дистанционного образования. Курсы всегда под рукой у сотен сотрудников на экране планшета или смартфона, а пройти их можно даже на другом конце страны.
При этом в некоторых случаях даже не понадобится постоянное соединение с Интернетом — учебные материалы можно загрузить на устройство и знакомиться с ними в режиме оффлайн. Для России все еще в новинку концепция дистанционных курсов, построенных вокруг мобильных устройств, однако она набирает популярность, поскольку, как говорилось выше, большие расстояния ей не страшны.
Возможность изучения материалов в любое время и в удобном порядке позволяет применять индивидуальный подход к каждому сотруднику. Ситуация, когда группа ушла далеко вперед, а кто-то не успел понять материал, невозможна в условиях e-learning — ученики могут в любое время вернуться к сложной теме или закрепить навыки.
Индивидуальность процесса обучения дополняется его гибкостью: уведомления и напоминания можно настроить так, чтобы курс не отвлекал сотрудника от работы. Правда, лень и откладывание до лучших времен может помешать ученику ознакомиться с материалом. Чтобы лень и откладывание до лучших времен не приводили к отставанию в изучении материала, в программах предусмотрен постоянный сбор аналитики и статистики. Вы можете в любой момент узнать, усвоил ли сотрудник ту или иную информацию, насколько он опережает коллег или отстает от них. Заказать обратный звонок
Форматы e-learning
- MOOC (massive online open course, массовые открытые онлайн-курсы) — краеугольный камень электронного обучения: именно их представляют в первую очередь, когда говорят об e-learning. Как правило, в курсах этого формата сочетаются несколько методик — к примеру, видеолекции дополняют текстовые конспекты и промежуточные тесты.
- Бизнес-симуляторы — продвинутые игры, проверяющие управленческие навыки в условиях, приближенных к реальным. Их главное преимущество — масштабируемость: вы можете доверить сотруднику управление отделом, компанией или целой отраслью.
- Вебинары и онлайн-тренинги — также классика жанра, их основное преимущество, в первую очередь, над видеолекциями — надзор и участие преподавателя. Студенты могут задавать вопросы и общаться с другими учениками в рамках обоих методов, но онлайн-тренинги подразумевают упор на командную работу и взаимодействие участников.
Статьи по теме E-learning
- Виды электронных курсов
- Метрики качества электронных курсов
- Как выбрать систему дистанционного обучения для E-learning
- Электронное обучение в эпоху пандемии: новые возможности
- Электронные курсы: заказать или купить коробочную версию?
Как создаются электронные курсы?
Мы в Logrus IT разрабатываем курсы исходя из конкретных пожеланий и целей заказчика, однако основные этапы универсальны.
- В первую очередь, мы обсуждаем с клиентом его цели. На кого рассчитан курс — стажеров, младших сотрудников, руководителей? По каким показателям мы будем оценивать эффективность обучения? На основании этого составляется техническое задание.
- После этого мы работаем над сценарием курса. Не просто составляем учебный план, но и анализируем, как лучше подавать информацию. Для каких-то тем достаточно пары видеолекций, для других понадобится помощь преподавателя в рамках вебинара. Тогда же проводим предварительные внутренние тесты, прежде чем передавать материалы дизайнерам и программистам.
- Дизайн. В случае с e-learning это не только оформление, но и проработка пользовательских сценариев. Мы делаем процесс обучения интуитивно понятным и доступным.
- Сборка. Команда программистов собирает все материалы курса (презентации, интерактивные уроки, видео и инфографики) в готовое приложение или веб-страницы, а также адаптирует их для разных платформ.
- Тестирование. Проверяем готовую учебную программу и вылавливаем возможные ошибки. Убедившись, что все работает без сбоев, передаем ее заказчику и объясняем, как обращаться с инструментами аналитики.
Перспективы e-learning
Еще в 2017 году аналитики из Brandon Hall Group выяснили, что 42% международных компаний намеревались вложиться во внедрение и поддержку корпоративного обучения. По данным HeadHunter, в России обучать сотрудников собирались 63% компаний, при этом 70% заявляли, что будут задействовать для этого цифровые практики.
Итак, на сегодняшний день электронное обучение — это наиболее прогрессивный способ повышения квалификации сотрудников, и все больше компаний берут его на вооружение. В следующих публикациях мы расскажем подробнее о том, какая система дистанционного обучения (СДО) подойдет вашей компании, как ее внедрить и что стоит учесть перед созданием своего первого обучающего курса.
Текст: Егор Нашилов
Фото: Jeshoots, Tirachard Kumtanom
Источник: www.logrusit.com