Джихад — вот что? Значение слова «джихад». Что такое джихад в исламе?
К исламу в современном мире отношение неоднозначное. Некоторые люди без колебаний принимают решение стать смиренным слугой Бога. Другие называют это агрессивным. Сторонники второго мнения считают, что ислам призывает к уничтожению всех неверующих (не мусульман), и даже цитируют отдельные утверждения из Корана, которые он подтверждает.
Например, в Священном Писании особое место отводится джихаду, которому должен подчиняться каждый мусульманин. Это понятие означает «священную войну», которую мусульмане ведут во имя Творца против неверующих, чтобы они тоже поклонялись Богу. Так ли это на самом деле? Давайте узнаем, что такое джихад — что это такое и какова его роль в исламе.
Война с собой
Значение слова «джихад» понятно далеко не всем образованным людям. В юридических и во многих теологических трудах джихад трактуется как война. Это понятие воспринимается буквально большинством людей. Мало кто задумывается о том, о чем они говорят. Фактически, джихад — это борьба за утверждение слова Аллаха.
ДЖИХАД. ЧТО ЭТО? ИМАН
Это означает, что каждый мусульманин должен защищать свою религию и распространять ее среди «неверных». Джихад также означает войну, чтобы сохранить слово Создателя в нападении врагов. Если вы внимательно проанализируете эту концепцию, вы увидите, что это не означает убийство или истребление «неверных». Скорее, это война с вами и вашими страстями, а также духовная борьба в защиту слова Аллаха. Это священная война, которую ведет мусульманин против дьявола, своих страстей,
Великий джихад
Идея состоит в том, чтобы бороться со своими страстями: что такое джихад в исламе? Это когда человек просыпается посреди ночи, чтобы поправить одеяло для своего ребенка. Этот акт считается великим джихадом. Война с самим собой труднее всего. Так сложно не поддаться страстям! Но если человек не совершает прелюбодеяния, на которое он способен, это его бесценное служение Аллаху.
Великий джихад — это любой «красивый поступок». Например, когда прохожий видит, что из его кармана выпадает 100 долларов, человек берет его и дает ему счет. Это еще и великий джихад. Это означает, что мусульманин не поддался искушению — он не взял деньги, которые у него были.
Маленький джихад
Он обязывает мусульманина защищать свою Родину, близких людей, а также нравственность и законы Бога. В жизни бывают ситуации, когда слово не может помочь, поэтому нужно брать в руки ружье, чтобы они не убили вас и ваших близких. Это маленький исламский джихад. Когда человек пытается защитить свое состояние от врагов, это тоже считается небольшим джихадом. Это также означает защиту моральных ценностей, когда посторонние лица пытаются их оклеветать.
Флаг
Практически каждый видел черный флаг джихада, изображение меча и надпись на арабском языке. Знамя, представленное в таких мрачных тонах, наводит на мысли о войне, терроре и убийстве. Почему у джихада черный флаг? В Священном Писании пророк упоминает, что в будущем на земле будет армия с черными знаменами. Вот почему флаг джихада черный.
Афганец доходчиво объяснил что такое Джихад
Надпись на арабском языке переводится как: «Нет Бога, кроме Аллаха». Он выполнен в оттенках белого как символ отличия монотеистической истины среди мира Куфра. Изображение меча символизирует «священную войну». У некоторых мусульман есть зеленый флаг джихада, но арабская надпись и изображение меча также белые. Зеленый цвет ислама упоминается в Коране.
Поэтому флаги джихада можно увидеть как в черном, так и в зеленом цветах.
Есть ли женский джихад?
Исламские женщины освобождаются от обязанностей, которые распространяются только на мужчин, чтобы защищать и уважать их. Это также относится к джихаду. Однажды Аиша спросила пророка: «Должна ли женщина смотреть джихад?» И он ответил: «Только то, что не подразумевает битвы». Следовательно, женщины в исламе не обязаны совершать джихад во время борьбы с неверными.
Для девушки джихад — это рвение по душе. Однако известно, что многие мусульманки участвовали в военных походах вместе со своими мужьями. Они там не воевали, а помогали раненым, лечили и поддерживали солдат. Это также считается джихадом, к которому призывает шариат.
Джихад брак
В Сирии появилось новое понятие — «джихадский брак». Что это значит? Девушек отправляют «обслуживать» невест на местах боевых действий. Подобные действия спровоцировали изнасилование молодых женщин боевиками в стране. Религиозные представители некоторых арабских стран одобряют это явление, полагая, что впоследствии в Сирии появится исламское религиозное государство.
И хотя многие опровергают слухи о «брачном джихаде», были свидетели, пострадавшие от жестоких действий солдат. Более того, в некоторых мусульманских странах, особенно в Египте, Сирии, существует понятие «сексуальный джихад». Это означает, что женщина должна оказывать людям интимные услуги, тем самым «побуждая» их к ссоре. Некоторые мусульмане утверждают, что такие действия побуждают их исповедовать религию.
Джихад в Священных Писаниях
Что Коран говорит о джихаде Священная книга говорит, что джихад должен совершать каждый мусульманин. В Суре 61 (стих 4) говорится, что Бог любит тех, кто сражается ему рядами, как если бы они были плотным строением. Коран призывает к распространению ислама среди «неверных». Если кто-то оскверняет религию, мусульманин обязан защищать слово Аллаха (сура 9, стих 12).
Священное Писание говорит, что если кто-то из другой религии принимает ислам, его следует с честью принять в рядах мусульман. Богу очень приятно видеть, что они верят (сура 9, стих 11) в Него. В Коране также говорится, что в религии нет принуждения. Но Бог поддерживает только тех, кто верит в него, а не поклоняется идолам.
И если человек сам захочет стать мусульманином, это будет лучшим подарком Творцу. Ислам для мусульман — это нерушимая опора в их жизни (2: 256).
«Священная война» в современном мире
Сегодня вы видите по телевизору столько «антиисламских» новостей и программ, что слово «мусульманин» означает: «Он террорист, убийца». Это стереотип о мусульманах, распространенный в современном мире. Сегодня больший процент населения мира относится к представителям ислама осторожно и даже агрессивно. Для многих они не люди, а безжалостные террористы-смертники, готовые за свои религиозные ценности убить кого угодно.
Люди называют это джихадом или «священной войной», которая ведется в современном мире. Военные события в Египте, Тунисе, Сирии, Ливии — прямое тому подтверждение. Но не все понимают, что «кровавый» джихад больше пропагандируется и «не замечается» Западом. Только Коран дает правильный ответ на вопрос, что такое джихад в исламе.
Священное Писание говорит, что политическая война против господ-угнетателей, за которую отдельные мусульмане получают хорошие награды, не является джихадом. Смысл шариатской концепции этой концепции заключается в следующем: джихад — это борьба и все, что с ней связано (мысли, слова, собственность, призыв и др.). Долг каждого мусульманина — распространять слово Аллаха. Но это не подразумевает использование для этих целей оружия или других методов принуждения. Каждый мусульманин должен беречь только свою веру,
Источник: dzen.ru
О сущности джихада. Часть 1
Интервью с шейхом Усманом Ахмадом Абдурахимом, доктором наук в области корановедения, советником министра вакуфов и по делам Ислама в Республике Кувейт.
Что означает термин «джихад» и в чем заключается его суть?
Ответ: Джихад – это термин, которому Ислам дал четкое определение и объяснил его тонкости и правила.
Слово «джихад» в лексическом значении используется, когда подразумевается приложение всех усилий и возможностей в установлении Ислама и практики его решений.
В шариатском понимании у него много смыслов и определений, например: 1) сражение, 2) словесный призыв, 3) расход имущества на пути Аллаха, 4) путешествие.
То есть джихад в Исламе – это полная отдача сил, когда мусульманин всю жизнь прилагает всё свое старание для распространения религии Аллаха. Доводы в пользу такого понимания имеются самые достоверные. Их так много, что они не ограничены одной сурой (главой) Корана, а приводятся во многих местах.
Есть джихад телом (физический), имуществом, временем, также всем, чем владеет человек из даров Аллаха непосредственно или путем заработка. Значит, джихад в Исламе – это система, которая требует отдачи старания человека.
Как ясно из религии, Аллах побудил Пророка (мир ему и благословение), а тот повелел своим сподвижникам поступать в соответствии с системой джихада, которая указывает на то, что человек должен продать свою душу на пути Аллаха в обмен на Рай. Имеется множество аятов, указывающих на этот смысл. Например: «Сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом и физически…» (сура «Ас-Сафф», аят 11), «Поистине, Аллах купил души уверовавших и их имущество, взамен уготовив им Рай. Они сражаются, убивают, и их убивают на пути Аллаха…» («ат-Тавба», аят 111).
Вот это и есть джихад, то есть отдача своего старания на пути Аллаха ради истинной религии.
Вопрос: Когда, где и кто объявляет военный джихад?
Ответ: Нужно разъяснить кое-что до того, как мы ответим на этот вопрос. Цель и основа джихада – это призыв, милость друг к другу, прощение между людьми, умение не обращать внимания на ошибки, чтобы жить в соответствии с канонами Ислама.
Что касается самого термина «джихад», то это исключительный вариант, используемый в устранении врагов Ислама или в борьбе с вероломством, в избавлении от притеснения. Но если рассматривать джихад как божественный закон, как возложенную на каждого обязанность, которой нужно заниматься, то нужно учитывать, что здесь есть свои условия.
Первое условие – джихад должен объявить общий для всех мусульман предводитель, исламский правитель. Он должен изучить положение мусульман, посоветоваться с учеными, и затем быть тверд в убеждении, что нет иного пути к достижению цели у общины, кроме сражения.
Но мы видим, что слово «джихад» очень нравится горячей молодежи, которая понимает его неправильно. Последствия таких «джихадов» разрушают исламскую общину.
Второе условие – джихад должен быть объявлен исламским государством. Подразумевается суверенное государство, имеющее правителя и предводителей субъектов, которые компетентны в вопросах военного положения.
Следующее условие – община должна иметь силы для ведения джихада. Когда мы говорим о силе, то имеется в виду не количество солдат, войска, оружия, а тактика джихада, доведение послания Ислама. То есть сила в полном понимании этого слова: экономическая, финансовая, тактическая, оборонительная и стратегическая.
Также важное условие – посредством этого джихада должно достигаться общее благо. Нельзя сражаться, подвергая опасности молодежь, лишь с целью добиться роскошной жизни, желая похвалы и известности или славы. Благо должно быть обосновано Шариатом.
А самое важное и главное условие – постановление должно исходить от мудрости и учитывать желания всей общины. Джихад объявляется при отсутствии иного выбора, когда он не является одним из двух возможных способов. Джихад должен быть единственным путем для избавления общины от унижения и притеснения, когда такие методы, как перемирие, договор, призыв или переговоры уже бесполезны.
Вопрос: Кто может и должен участвовать в джихаде?
Ответ: В Исламе прописаны условия джихада и обязательные составные части.
Из числа условий: 1) быть мусульманином, 2) совершеннолетним, 3) имеющим возможность. Но есть и другие условия, например, человек не должен быть единственным кормильцем семьи. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал одному из своих сподвижников, который возжелал выйти на джихад: «Живы ли у тебя родители?», тот ответил утвердительно, и Пророк продолжил: «Тогда возле них совершай джихад (ухаживая за ними)».
Эти обязательные условия возложены на мусульманина для джихада и являются требованиями Шариата. Джихад должен быть по дозволению правителя; если правитель не дозволит, это будет «ифтиат» (запретное дело).
Муджахиду необходимо участвовать там, где совершают истинный джихад, а не политический. То, что мы сегодня видим, это политический джихад. Да, начало всегда бывает истинным – мол, надо устранить притеснение, изгнать врагов из земель мусульман, однако в итоге это становится политическим джихадом.
Еще одно условие. Как нам разъяснил Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Чтобы не была беспорядочная битва», то есть в которой непонятно, кто поднял знамя истины. Существуют знамена, которые не ясны. Мы не можем разобраться, где истина: на стороне «ИГИШ», «Джабхат ан-нусра», «Ахрару аш-Шам» или «Свободной сирийской армии».
Для того чтобы направиться на истинный джихад, мусульманину нужно понимать, что это джихад государства. То есть исламское государство со своим войском вступило в битву, эта битва распространяется в разные стороны, есть установления и приказ на эту битву, и только потом люди вступают в сражение.
Я считаю, что в наших арабских, исламских государствах армия соблюдает условия, кроме некоторых войск, которые нарушают исламский закон.
Вопрос: Какие есть виды джихада?
Ответ: В отличие от термина «сражение», у «джихада» есть множество видов. Например, человек ведет физический джихад, имуществом, отдачей своего времени, своей жизнью. Также есть джихад против притеснителей, врагов, против шайтана и против своего эго (нафса).
Самый опасный джихад – со своим нафсом. До тех пор, пока человек не совершит джихад со своим внутренним врагом – шайтаном и своими страстями – он не сможет выйти на джихад против других. Потому что, прежде чем остановить внешнего врага, нужно остановить внутреннего – нафс, страсти.
После идет джихад с шайтаном, он самый великий враг мусульманина, потому как Аллах сказал: «Поистине, шайтан – враг, так враждуйте же с ним» («аль-Фатыр», аят6). У шайтана есть два пути в отношении детей Адама – это запугивание и побуждение. Шайтан пугает своих последователей или украшает для них мирское, побуждая их к нему. Оба пути опасны, и нужно вести джихад.
Также есть джихад с агрессором, и мусульмане обязаны отбить нападение врага в соответствии с требованиями исламского Шариата.
Вопрос: Каково отношение к врагу на поле боя и к пленному?
Ответ: Пленение врага – это один из путей, который узаконил Посланник Аллаха для мусульман в приближении к Аллаху. Потому что искренность в отношении пленника является воздаваемым Аллахом делом. Как сказал Аллах: «…(мусульмане) кормили с любовью бедных, сирот и пленных…» («аль-Инсан», аят 8). Кормить пленного является благим делом. Что уж говорить о поджоге или убийстве, если для мусульманина является обязательным относиться хорошо даже к пленным и разъяснять им достоинства Ислама.
Также Пророк (мир ему и благословление) запретил издевательство над пленными, как пришло в достоверном хадисе: «Поистине, обязательно в отношении пленного благонравие и почтение». Также передали от Пророка (мир ему и благословение), когда ему рассказали о сожжении пленных, он сказал: «Не сжигает огнем кроме как Создатель огня (Аллах)» (Абу Давуд).
А то, что передают, что некоторые сподвижники поджигали пленных, это недостоверно, не приведены такие факты в достоверных сборниках хадисов. А у нас есть откуда черпать решения – это Коран и Сунна.
Верующий обязан кормить бедных и пленных, относиться к ним хорошо, более того, мусульманин обязан искренним отношением к ним искать приближения к Аллаху. Ведь пленный – это человек, и в человеке есть особенности, которые не дают права глумиться над ним, убивать и сжигать его, как насекомое.
Перевел Ибн Ахмад
Источник: islamdag.ru
Джихад: 6 фактов о священной войне
Сегодня все СМИ разрываются паническими возгласами о терактах, поведении ИГИЛ, по нескольку раз на дню предрекают войну со всем исламским миром. Дошло до того, что женщин, носящих традиционную паранджу, люди обходят широким полукругом. А такие слова, как «Слава Аллаху», и «джихад» стали синонимами слова «терроризм». Но на самом деле изначально слово «джихад» несёт в себе положительный смысл и отчасти говорит о созидании… Давайте разберемся, что же такое джихад.
Напоминаем, что ИГИЛ, оно же «Исламское государство», оно же «Исламское государство Ирака и Леванта», признано террористической международной организацией и её деятельность запрещена в России — прим.редакции
Слово «джихад» в переводе с арабского означает «усилие». Это одно из базовых понятий в исламе. Некоторые мусульманские богословы даже считают джихад шестым столпом ислама, наряду с пятью остальными. Коран предписывает каждому мусульманину проявлять усердие в утверждении и защите ислама, расходовать на этом пути свои средства и силы.
1. Джихад в Коране
Понятие джихада очень многогранное и очень сложное, в общем означающее «усилие на пути Аллаха». Причем обычное для немусульман понятие джихада, которое ассоциируется с вооруженной борьбой, — это лишь один, не самый главный аспект. Само понятие джихада значительно шире.
Цели джихада и само понятие джихада претерпевали серьезные изменения вместе с деятельностью пророка Мухаммеда. Изначально Мухаммед и Коран концентрируются на базовых и мирных аспектах джихада. То есть джихад в исламе в первую очередь понимается как борьба со своими духовными или социальными пороками. На основе именно таких подходов сложилась классическая теория джихада.
2. Виды джихада
Джихад сердца — это база, основа, с этого человек должен начинать. Джихад сердца — это борьба со своим внутренним нафсом (животной составляющей), со своими духовными и социальными пороками. Считается, что, не поборов свои греховные побуждения, страсти и пороки, человек не может вести борьбу за торжество ислама.
Как только человек достигает успехов в этом, он может приступить к джихаду языка. Джихад языка — это призыв к другим совершенствоваться, становиться лучше, то есть обращение к другим людям с «повелением одобряемого и запрещением порицаемого». Еще раз обращаю внимание: для того чтобы перейти к новой ступени джихада, необходимо пройти «базовый» джихад сердца. То есть сначала надо подавить в себе всякие пороки и уже затем приступать к джихаду языка.
Третий уровень — это джихад руки, когда человек уже может и считает, что он может пресекать какие-то нарушения. Когда человек уже начинает не просто говорить, а действовать — это джихад руки.
Самый последний уровень — это джихад меча. Он может быть применен, когда уже не работают другие варианты, только после этого можно приступать к джихаду меча, то есть применять насилие. Следует обратить внимание, что относительно джихада меча есть масса различных интерпретаций среди мусульман: когда он применим, каковы условия для его наступления, каковы его методы, цели, задачи.
Итак, джихаду свойственна многоступенчатость. Нельзя просто так за один день уверовать, взять оружие и бежать совершать вооруженный джихад.
3. Джихад в истории
В зависимости от ситуации, в которой находился мусульманский мир, становились актуальными те или иные грани джихада. Даже если мы посмотрим на пророка Мухаммеда, то в начале своей деятельности он делал упор на мирном джихаде, на том, чтобы своим примером вдохновлять — даже когда на него были гонения, он не призывал к вооруженному отпору.
Затем, когда он встал во главе общины в Медине, то начинает говорить в том числе и о вооруженных аспектах джихада в ответ на агрессию. Существенным потрясением для мусульманского мира было, например, вторжение монголо-татар в Средние века. Тогда вооруженный джихад действительно стал играть серьезную роль. Эти потрясения соединились с Крестовыми походами, сделавшими вооруженный джихад действенным средством освобождения мусульманских земель. Для исламского мира это была возможность мобилизоваться перед наступавшим с двух сторон внешним врагом, который внес серьезную сумятицу и глубоко проник в мусульманские земли.
Также очень многое зависит от времени и места. Допустим, если мы рассмотрим Северную Африку в 1960–1970-е годы, то там шла речь об экономических аспектах джихада, о необходимости очень серьезных усилий, чтобы вырваться вперед в экономическом отношении, чтобы преодолеть отставание от развитых стран. В этом случае джихад уже стал пониматься не как война, а именно как усилие в экономическом плане для того, чтобы преодолеть наследие колониальных времен.
4. Субъект и объект джихада
Помимо упомянутых видов джихада, существует классификация, основанная на хадисах, то есть на высказываниях пророка Мухаммеда, которая разделяет джихад на большой, то есть на духовную борьбу, и на малый джихад — вооруженную. Первоисточником этого служит очень известный рассказ (хадис), в котором описывается, как Мухаммед, вернувшись с похода, говорил: «Мы вернулись с джихада малого и приступаем к джихаду великому».
Большой джихад объявлять не надо: эту духовную борьбу должен вести каждый мусульманин, это обязанность каждого мусульманина. Если говорить о вооруженной борьбе, то, конечно же, здесь есть четкие правила. Не может каждый по своей воле объявить джихад и пойти воевать. Для этого необходимо решение богословов, которые должны взвесить ситуацию и принять ответственное решение совместным консенсусом. Этот консенсус (иджма) очень важен для исламского мира, потому что это один из источников исламского права — консенсус всех исламских богословов.
Ислам как религия без церковной организации и по большому счету без духовенства — это религия мусульманских ученых-богословов.
В случае если есть прямая агрессия, то джихад также не нужно объявлять, так как вооруженный джихад в данном случае наступает по умолчанию. В такой ситуации богословы могут лишь подтвердить, что «да, есть агрессия и нам необходимо против нее бороться». Причем участвовать в таком джихаде обязаны все без исключения мусульмане в меру своих сил и возможностей.
А в случае, когда нет агрессии, но есть какая-то угроза и необходимо совершить какой-то вооруженный поход, то тут необходимо взвесить все за и против, разобраться в ситуации. Это могут сделать только ученые-богословы. Просто так обычный человек не может объявить вооруженный джихад.
Например, Муаммар Каддафи, будучи президентом Ливии, призывал к джихаду против Швейцарии. Как лидер государства и как правитель он, конечно, имеет право объявлять войну кому угодно, но не джихад. Есть очень тонкая грань между обычной войной, которую объявляет правитель, и джихадом — войной, которая находится в рамках религиозной концепции. То есть сам Муаммар Каддафи, не будучи религиозным лидером, не будучи человеком исламских знаний, не может просто так взять и объявить отдельно Швейцарии джихад, тем более не совещаясь с другими мусульманскими деятелями.
Здесь он, возможно, специально это делал, чтобы заострить и привлечь внимание остального исламского мира, или преследовал какие-то другие политические цели. В любом случае объявление джихада не находится в его компетенции.
5. Что есть джихад для верующего мусульманина?
Самосовершенствование невозможно без джихада, то есть без усилий. Нельзя, не предпринимая усилий, в том числе не ведя борьбу со своими пороками, которые есть у каждого, совершенствоваться, невозможно достичь того уровня, который предначертан для человека. В исламе говорится о том, что человек есть вершина творения, и человек должен подтвердить это через свою жизнь, совершенствуясь и поднимаясь до этого уровня. Без джихада, без духовного самосовершенствования это невозможно. В этом смысле джихад обязателен для всех мусульман.
В случае же с вооруженным джихадом существует очень много различных ограничений, в том числе в каком месте этот джихад объявлен, против кого и так далее. На этот счет есть разные мнения. Например, в истории России, когда имам Шамиль вел свою борьбу, часть дагестанских богословов того времени выступили против его подхода и не признавали объявление джихада против Российской империи, а часть поддерживала его. Впоследствии имам Шамиль прекратил ведение джихада, призвав и других своих последователей прекратить его.
6. Разночтения в интерпретации
Правила джихада общие для всех. Конечно, в частностях могут быть какие-то особенности и свои понимания, но это не касается основных понятий. В основном по поводу джихада есть консенсус о том, что это в первую очередь духовное совершенство, а также об основных правилах ведения вооруженного джихада. Эти правила основаны на том, что говорил Мухаммед, и на том, как это на практике исполнялось во времена первых четырех праведных халифов.
Различные интерпретации появляются как вследствие наличия разных мнений среди исламских ученых, так и из-за их приверженности разным религиозным традициям. Потому что ислам как религия без церковной организации и по большому счету без духовенства — это религия мусульманских ученых-богословов. Их мнение очень многое значит. Причем один богослов может быть влиятелен среди определенной части мусульман и абсолютно не иметь никакого влияния на другую часть. Поэтому здесь действительно очень многое зависит от местной традиции интерпретаций различных шариатских норм и представлений или от конкретной личности этого самого богослова.
Источник: lastday.club
Джихад
6 фактов об одном из основополагающих понятий ислама, видах духовной борьбы и различных толкованиях
Написать нам
Над материалом работали
Ахмет Ярлыкапов
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник МГИМО (У) МИД России
776 публикаций
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте новости о новых проектах, мероприятиях и материалах ПостНауки
Уведомление о Cookies
Источник: postnauka.ru