Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
— «Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся».
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны младшему школьнику. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов.
ДВИЖЕНИЕ — это ЖИЗНЬ! О.Г.Торсунов Смотрите без рекламы!
Подвижные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговорённой в правилах. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер.
Все свои жизненные впечатления и переживания младшие школьники отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси- лебеди”, например). Игровая ситуация увлекает и воспитывает младшего школьника, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы младшего школьника, развитию его мышления и самостоятельности действий.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игр. Они определяют весь ход игры; регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения; содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Движение это жизнь!
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Итак, подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности ,сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно- полезной и творческой деятельности.
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей
по спортивно-оздоровительному направлению
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей :
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
- охрана и укрепление физического и психического здоровья младших школьников.
Цели конкретизированы следующими задачами:
- Формирование:
- представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
- навыков конструктивного общения;
- потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
- пропаганда здорового образа жизни;
- Формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью;
- отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование различных физических качеств:
а) повышение уровня выносливости (беговые упражнения),
б) укрепление основной группы мышц, увеличивая подвижность в суставах, улучшая координацию движений .
- Обучение:
- осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
- правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- упражнениям сохранения зрения.
Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
- представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Источник: nsportal.ru
Движение это жизнь программа
ДВИЖЕНИЕ — ЭТО ЖИЗНЬ
Программа реализуется с 2016 года.
Главной идеей программы «Движение-это жизнь» является улучшение физического, психологического и эмоционального состояния, а также социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, путём проведения занятий по инновационной схеме: горными лыжами, адаптивным роллер спортом с последующими занятиями арт-терапией, а так же через участие в комплексе мероприятий. Мероприятия для достижения поставленной цели и задач включают: организацию и проведение праздников – соревнований по горным лыжам и роликам, творческих мастер-классов, организацию конкурсов и выставок.
Цели и задачи программы:
Цели: Физическая, психологическая и социальная реабилитация детей с ОВЗ и инвалидностью с помощью сложно координированными видами физической активности такими как, горные лыжами, адаптивный роллер спорт с последующими занятиями арт-терапией, а так же через участие в комплексе мероприятий.
Задачи:
— сбор денежных средств на оплату занятий спортом
— проведение занятий по сложно-координированным активностям на длительной основе
— организация инклюзивных спортивных соревнований-праздников
— проведение мастер-классов, конкурсов, выставок
— родительские семинары, инструкторские курсы
Участники программы: дети от 4 до 15 лет с ограниченными возможностями здоровья или с инвалидностью. Так же вовлечёнными в данную целевую группу можно отнести и родителей этих детей, которые являются их пожизненными проводниками и вместе с ними преодолевают все этапы их развития.
Руководитель программы
Маричук Борис Алексеевич
Программа реализуется за счет пожертвований организаций и граждан.
Фонд сотрудничает с несколькими организациями, оплачивая занятия спортом:
ООО «Лисья гора», г.Балашиха, Московской области
Горно-лыжный комплекс «КАНТ», г.Москва
АНО «Центр социальной помощи и адаптации для людей с диагнозом ДЦП и другими ограниченными возможностями здоровья «Лыжи мечты» Сергея Белоголовцева» , г. Москва
Презентация проекта ДВИЖЕНИЕ – ЭТО ЖИЗНЬ
Источник: movementlife.ru
Программа «Движение -жизнь»
Цель программы организация отдыха, укрепление здоровья и формирование представления о малой Родине у детей с ослабленным здоровьем.
Задачи программы:
Организовать интересный полноценный оздоровительный отдых детей;
Развивать личность ребенка и его творческие способности;
Способствовать оздоровлению и укреплению здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия.
Формировать потребность в здоровом образе жизни и сознательном отношении детей к укреплению своего здоровья
Способствовать сплочению детского коллектива, поддержанию чувства коллективизма и взаимопомощи.
Формировать интерес к своей малой Родине городу Хабаровск.
Учащиеся (возраст 7 — 15 лет)
Профильный лагерь с дневным пребыванием
Летний профильный лагерь предлагает р азличные творческие конкурсы, физкультурно-оздоровительная, театральная, досуговая деятельность, тематические экскурсии.
Предполагаемый результат
Ожидаемые результаты:
Общее оздоровление детей и укрепление их здоровья .
Пробуждение социальной активности ребёнка, м аксимальное участие детей во всех культурных и спортивно — массовых мероприятиях .
Удовлетворение возрастных и индивидуальных потребностей детей, развитие их интересов и способностей;
Укрепление физических качеств и повышение двигательной активности.
Заинтересованность детей к ведению здорового образа жизни.
Расширение представлений о своей малой Родине.
Сплочение детского коллектива через участие в программе
Автор программы
Бурлак Юлия Викторовна – педагог дополнительного образования
Булатова Татьяна Юрьевна – методист, педагог — психолог
География участников программы
Учащиеся творческих объединений МАУ ДО ДТДиМ «Северное сияние» г. Хабаровска и школьники Северного округа.
Количество участников программы
Сроки проведения
Количество смен
Тип учреждения
МАУ ДО ДТДиМ «Северное сияние» г. Хабаровска
Адрес учреждения и телефон
Хабаровск ул. Руднева-68, тел/телефакс 33-16-09, 33-16-64, 76-39-91.
Финансовое обеспечение программы
Программа обеспечивается в соответствии с нормативно-правовой базой, регулирующей деятельность МАУ ДО ДТДиМ «Северное сияние» г. Хабаровска.
Социальные партнеры
Отдел социальной поддержки населения по Кировскому и Краснофлотскому районам;
Корейский культурно-просветительский центр ;
Агенство внутреннего туризма;
Кадровое обеспечение
Бурлак Юлия Викторовна – педагог дополнительного образования.
Булатова Татьяна Юрьевна – педагог – психолог.
Григорьева Ксения Валерьевна — педагог дополнительного образования творческого объединения «Сольное пение»
Конюкова Ольга Николаевна — педагог дополнительного образования образцового коллектива «Ажур».
Пояснительная записка
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!»
В настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья детей, т.к. за последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. У большинства детей имеется аномалия осанки, деформация стоп, увеличивается частота тяжких форм сколиоза. Еще одна причина ухудшение здоровья – снижение двигательной активности.
Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных школьников. Поэтому педагоги применяют в своей работе новые подходы к организации занятий физическими упражнениями. Движения в любой форме, соответствующие возрастным возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями.
Одним из факторов, формирующих здоровье ребенка, является двигательная активность.
Во время занятий по физическому воспитанию у ребенка повышается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором, существенной стороной действия которого является повышение эмоционального тонуса.
Двигательная активность ребенка меняется в зависимости от времени года: в зимний период она снижается, а летом возрастает. Поэтому каникулярное время – самое благоприятное время для оздоровительной работы детей.
Прогулки и игры на свежем воздухе, подвижные игры, физкультурные занятия — лучший ежедневный отдых после учебного года, т.к. двигательная активность у детей в учебный период снижается на 50%.
Движения являются не просто важной, а необходимой частью жизни любого ребенка, потому — что двигаясь, ребенок укрепляет сердечно‑сосудистую, дыхательную и нервную системы организма.
Потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать.
Программа «Движение — Жизнь» включает разноплановую деятельность и организацию рационального двигательного режима, оздоровление, игровую деятельность, отдых, развитие творческих способностей детей и направлена на создание комфортной, развивающей среды, необходимой для обеспечения адаптации, социализации и оздоровления детей. А также привлечение внимания детей к своей малой Родине в условиях летнего лагеря Дворца творчества детей и молодежи «Северное сияние».
Актуальность программы основывается на требованиях современного времени . Сохранение здоровья в современных условиях невозможно без двигательной активности. Движение для растущего организма ребенка является важным и незаменимым фактором роста и развития.
Лето для детей это время для нового открытия и познания ребенком себя и окружающим его мира, время знакомства со своим родным городом, с его историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми, в котором он родился, живет и учится.
В соответствии с этим особую актуальность приобретает осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной, воспитательной работы в организации летнего отдыха условиях дневного пребывания.
Отличительная особенность программы «Движение — Жизнь», в том, что программа объединяет различны е вид ы деятельности . При этом делается акцент на воспитании любви к родному дому, природе, малой Родине как преобразующим фактором развития ребенка.
Цель программы организация отдыха, укрепление здоровья и формирование представления о малой Родине у детей с ослабленным здоровьем.
Задачи программы:
Организовать интересный полноценный оздоровительный отдых детей;
Развивать личность ребенка и его творческие способности;
Способствовать оздоровлению и укреплению здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия.
Формировать потребность в здоровом образе жизни и сознательном отношении детей к укреплению своего здоровья
Способствовать сплочению детского коллектива, поддержанию чувства коллективизма и взаимопомощи.
Формировать интерес к своей малой Родине городе Хабаровске.
Программа профильной смены разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов :
Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.);
Декларация прав ребенка ( 1959 г. );
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Концепция развития дополнительного образования (от 4.09.2014 г. № 1736-р)
Типовое положение о детском оздоровительном лагере (письмо Минздравсоцразвития РФ от 15.04.2011 г. №18-2/10/1-2188)
Письмо Минобрнауки России от 14.04.2011 г. № МД-463/06 «Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Концептуальные основы программы «Движение – жизнь»
Концепция программы основана на следующих идеях:
В основе всех физиологических функций организма, обеспечивающих его взаимодействие с внешней средой, лежит движение.
Говоря о движение, мы придерживаемся взглядов академика Н.М. Амосова. « Если человек хочет быть здоровым, то он им будет. И для этого нужно не очень то много. Всего лишь нужно двигаться…»
Двигательная активность является ведущим фактором оздоровления человека, т.к. направлена на стимулирование защитных сил организма, на повышение потенциала здоровья.
Двигательная активность проявляется в функционировании опорно-двигательного аппарата в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, плавания, игровой деятельности и т.п. Особенно важна двигательная активность для растущего организма.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что двигательная активность рассматривается как:
— основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка; она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя (И.А. Аршавский);
— удовлетворение собственных побуждений ребенка, внутренней необходимости в виде инстинкта «радость движения» (Ю.Ф. Змановский и др.).
— обязательное условие для нормального развития и формирования растущего детского организма. (Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Н.А. Бернштейн, Л.В. Карманова, В.Г. Фролов, Г.П.
Юрко и др.).
Так же в основе концепции программы «Движение – Жизнь» лежит гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности на любовь к своей малой родине – месту, где родился и живет человек.
Основоположник русской педагогики К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» А любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился и живет. Именно поэтому наши интересы обратились к нашему городу Хабаровску.
Используя в программе «Движение – Жизнь» социально значимое и необходимое направление в работе с детьми, значение которого трудно переоценить, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости за него.
Основные принципы нашей программы, которые мы выделяем:
-Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера, а также ориентировать на общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному городу, краю, Отечеству.
— Принцип интегративности . Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем Краснофлотского района и т.п.;
Интеграция в педагогическом процессе ныне рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в лагере, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности.
-Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
— Принцип историзма . Каждый момент ознакомления детей с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, защитнику города, достойному гражданину.
Сроки реализации программы: 21 день.
Ожидаемые результаты:
Общее оздоровление детей и укрепление их здоровья .
Пробуждение социальной активности ребёнка, м аксимальное участие детей во всех культурных и спортивно- массовых мероприятиях .
Приобретение новых знаний, умений и навыков.
Развитие творческих способностей детей.
Введение оптимального режима творческой деятельности и отдыха детей.
Укрепление физических качеств и повышение двигательной активности.
Сплочение временного разновозрастного коллектива.
Приобретение знаний, социального опыта и заинтересованности детей к ведению здорового образа жизни.
Содержание программы:
Ключевой идеей лагеря выступает организация разностороннего отдыха направленного на повышение двигательной активности ребенка через игровую, творческую, оздоровительную, воспитательную деятельность. Важнейш ие направление в работе лагеря — это активное приобщение детей к здоровому образу жизни , и воспитанию интереса к своей Малой Родине.
Для детей смена в детском лагере — это своеобразное путешествие, реализуемое через развлечения, оздоровительные и развивающие занятия, восстановление (отдых, восстановление физических и психологических сил, снятие напряженности), участия в подвижных, оздоровительных, развивающих играх, творческих мастерских, экскурсий, посещений памятных мест и достопримечательностей города Хабаровска.
Программа состоит из нескольких блоков:
Психолого – педагогическое сопровождение.
Этапы реализации программы «Движение — Жизнь»:
1 этап: подготовительный
Работа с документацией, подбор диагностического минимума для детей с ослабленным здоровьем, изучение анамнеза, анализ результатов физической подготовленности детей. П едагог и и психолог знакомятся с семьей, с пожеланиями родителей .
Исходя из полученных данных проводится корректировка программы с учетом конкретных особенностей детей , произведен подбор развивающих методик и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Подготовка кабинета к проведению лагеря для детей.
Подготовка методического материала для педагогов лагеря.
Подготовка игрового материала.
2 этап: Реализация программы
Реализация основной идеи программы.
Вовлечение детей в творческие мастерские, соревнования, мероприятия, экскурсии.
Применение созданных ресурсов.
3 этап: Итоговый
Подготовленные номера для концерта за крытия лагеря;
Подведение итогов смены;
Анализ участия каждого ребенка в жизни лагеря, вручение памятных сувениров.
Анкетирование родителей, детей.
Тематическое планирование программы «Движение — жизнь»
Мероприятие
Организационное мероприятие « Открытие летней смены»
Тренинг «Давайте познакомимся»
Конкурс рисунков «Какой я вижу свою жизнь в лагере»
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai