Игра — это противоборство, состязание: с соперником, с ведущим, который как бы бросает вызов, с заданием, с которым надо справиться (своеобразное преодоление себя). Строится игра по законам драматургии, а значит, в ней должен быть конфликт.
Виды конфликтов в игре:
— Конфликт ведущего с одним игроком (или двумя), а все остальные являются зрителями игрового соревнования.
— Конфликт ведущего (персонажа) с группой играющих.
— Конфликт равных по численности сторон.
— (К ним относится например противоборство команд).
Если игра проводится в рамках театрализованной программы, то:
Конфликт – противостояние персонажей или противостояние игрока обстоятельствам. В детской игровой программе конфликт, как правило, персонифицирован (Баба- Яга и Дед Мороз, Незнайка и Знайка и т.п.). На основной конфликт, связанный с сюжетом, накладываются игровые мини- конфликты.
Анонс — это как бы предисловие к игре, его еще называют «подводкой». Он служит погружению в будущую игру, вызывает к ней интерес, располагает к ней, собирает внимание играющих, настраивает аудиторию на лучшее понимание правил игры.
Мастер-класс «Драматургия игровых программ. Формы игрового действия.»
Например, перед началом шуточной стихотворной викторины о походе можно с детской аудиторией поговорить о том, ходили ли они в поход и знают ли что нужно брать с собой.
Перед конкурсом силачей на уличном празднике можно поговорить о знаменитых силачах (реальных и сказочных), привести пример рекордов
по поднятие тяжестей и т. д.
В театрализованной игровой программе анонсом служит монолог или диалог персонажа (персонажей) которые излагают предлагаемые обстоятельства, например нужно преодолеть реку (гору, пустыню..), пройти через болото, туннель и т. п.
Большей частью анонс используется в играх с залом (с эстрады.)
«Манок» — так многие авторы статей о технологии проведения игры называют способ приглашения на сцену (площадку) игроков для индивидуальных или мини-командных состязаний.
Классическими примерами таких способов являются:
— мини — викторины или просто 1 заданный вопрос, загадка и т. п. и выдача правильно ответившим жетонов (воздушных шаров, флажков, чупа-чупсов и т.п.) и приглашение участников, их получивших;
— просьба повторить какое-то словосочетание (например, скороговорку) или движение;
— вопрос, связанный с темой игры (прямо или косвенно). Например, вы любите апельсины, (шоколад… салат «селедка под шубой»… собирать грибы… нырять.. собирать спичечные коробки и т.д)., кто этим летом отдыхал на море…. сплавлялся по реке… провел время на даче….
«Манком» может служить «счастливое место» или «счастливый номер» — вызов на сцену зрителей, сидящих в определенном ряду на определенном месте имеющих определенный номер, выданный в гардеробе, а также выданные помощниками ведущего определенные предметы (например, воздушные шары) тем, в ходе общих коллективных действий зала проявил наибольшую активность.
И многое другое, на что хватает фантазии ведущего игры.
Основы драматургии. Очень просто.
Объяснение правил Правила содержат определение ролей, описывают исходное положение игроков, их дальнейшие действия, объявляют, что считается победой (если это соревнование), сообщают об ограничениях.
Нужно научиться сообщать правила игры минимальным числом слов. Напишите их на листе, внимательно перечитайте, найдите и вычеркните лишние слова, замените некорректные на более точные.
Стремитесь чаще пользоваться глаголами (они указывают на действие). В идеале изложение правил игры не должно превышать 7-8 коротких предложений, иначе они не будут восприниматься присутствующими.
Сложные правила можно объяснять поэтапно, сначала освоить 1 этап, а потом добавлять следующие элементы. Если игра связана с движением, лучше объяснение правил сопровождать показом. В сложной игре игрокам нужно дать ее проиграть («порепетировать»).
Если правила нельзя сообщить в нескольких предложениях, часть их донесёт игрокам ассистент, или определённые фрагменты игры сообщаются игрокам на предварительной встрече.
Начало игры — обязательно подать сигнал к началу, Речевые варианты «Внимание!, Начали! и т. п. Звуковые: музыкальные или шумовые (свисток, дудка и т.п.)
Основная часть игры — ведущий комментирует действия игроков, побадривае их, если необходимо корректирует, если игра «комкается», останавливает, уточняет правила.
Кульминация — точка высшего игрового напряжения, после которой интерес к игре падает, это проявляется в том, что часть игроков «отключается», если играют дети, часть из них просто перестает играть или начинает отвлекаться, баловаться. Ведущий должен почуствовать наступление кульминации и или завершить игру, подвести итоги или продолжить, добавив новое игровое задание.
Окончание игры не должно быть «смазанным», нужно ее завершить четкими, бодро произнесенными фразами, подвести итоги, назвать победителя (если соревнование), похвалить всех игравших.
Источник: poisk-ru.ru
Драматургия игры.
Игра с эстрады, строится по всем законам драматургии. Как драматургическое произведение имеет композиционное построение, так и в игре есть своя композиция.
Экспозиция в игре начинается с выхода ведущего на сцену, который задает тему для игрового действа. Важнейший момент подготовки – вызов к игре и ролевое распределение участников.
Чтобы провести игру, необходимо выбрать участников. Как это лучше сделать? Необходим вызов участников к игре, чтобы, во-первых, определить нужное количество играющих; во-вторых, набрать команды; в-третьих, выявить водящего или капитана.
Вызов к игре может быть разным:
а) через жетоны, открытки, шары.
б) через аукцион названий: песен, имен, цветов и т.д.
в) через загадки, пословицы, поговорки.
Завязка. Ведущий знакомится с участниками, а затем объясняет игру. Объяснять игру лучше в следующей последовательности: название игры, действия игроков и их места, ход игры (правила), цель игры, повторить основные правила.
Другим важным моментом в организации игры является разделение на команды, и выбор капитанов и судей.
Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям участников. В конце игры следует положительно оценить поступки тех участников игры, кто проявил смекалку, решительность, творческую фантазию.
Кульминация игры. В конце игры выявляются лучшие или победитель.
Развязка — поощряются проигравшие, и в финале награждаются победители.
Конфликт – основа и стержень профессиональной драматургии и игрового действа. Суть игрового конфликта – противоборство сил, умений, сноровки, эрудиции.
- конфликт ведущего с группой или командой играющих;
- конфликт равных по численности сторон (команд);
- конфликт ведущего с одним игроком.
Общие методические требования к подбору игрового материала:
— учет возрастных особенностей аудитории;
— соответствие их культурному уровню и эрудиции;
— соответствие условиям, в которых проводится игра;
— связь с общей темой и идеей проводимого мероприятия.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
ХАРАКТЕР И ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ
В последнее время все большую популярность и широкое распространение получают игровые и конкурсные программы как один из видов досуговой деятельности россиян. На телеэкране и на площадках дворцов и домов культуры все чаще являют себя веселый энтузиазм и здоровое соперничество аудитории, готовой дерзнуть самоутвердиться и получить за это весьма ощутимое материальное удовлетворение.
Перед сценаристами и режиссерами подобных программ стоит непростая и ответственная задача эстетически и этически обеспечить эту естественную человеческую потребность. И в этом случае профессиональная подготовка к подобного рода деятельности есть необходимое условие для практической реализации творческого замысла специалиста.
Итак, что такое игровая программа? Прежде всего, это совокупность и определенная последовательность игры. Но тут же возникает вопрос: а что есть игра? Игра есть моделирование определенных жизненных ситуаций, существование которых в реальности невозможно либо нежелательно, и проживание в этой модели сторон, участвующих в игре. Другими словами, игра есть замена безусловных реальных обстоятельств предлагаемыми обстоятельствами, аналогичными первым, но условными по отношению к ним.
Необходимо помнить, что речь идет о создании не заимствованной из каких-либо источников, а оригинальной игры. Придумать игру-это значит определить и сформулировать основные драматургические понятия игры: 1. Игровой замысел. 2. Игровой конфликт. 3. Игровая ситуация. 4. Игровое действие. 5. Игровые правила. 6. Игровое пространство. 7. Игровой материал.
Разберемся в сути этих понятий.
Игровой замысел определяет цель и задачи игры.
Игровой драматургический конфликт — это противоречие между спросом со стороны организаторов игры и предложением со стороны ее участников. Развитие этого конфликта идет по убывающей, и он разрешается тогда, когда предложение становится равнозначным по спросу.
Игровая ситуация есть расстановка сторон, участвующих в игре, в определенный момент времени.
Игровое действие — это заданное действие участников игры, в результате которого одна игровая ситуация переходит в другую.
Игровые правила — это правила, по которым происходит игровое действие.
Игровое пространство — это совокупность площадок, на которых происходит игра.
Игровой материал представляет собой тот реквизит, которым в случае надобности пользуются в игре.
Композиция игры, как и игровой программы в целом, представляет собой «контрапункт», т.е. сочетание самостоятельных действий в одном драматургическом целом. А само понятие композиции можно определить как мотивированное распределение и последовательность отдельных драматургических модулей в одном драматургическом целом. Композиция игр и игровых программ универсальна, а о видовом разнообразии и типологии игр речь в данной разработке не идет.
Уяснив, что такое игра и игровая программа, можно перейти к разбору театрализованной игровой программы. Можно сказать, что театрализованная игровая программа — это программа, драматургически выстроенная и подразумевающая образное решение, что достигается путем привлечения художественных выразительных средств и потому связано с областью искусства. Игра в подобной программе подается в художественной форме и театральными средствами.
Каким же образом создается драматургия театрализованной игровой программы? Во-первых, одним из признаков театрализации является наличие художественного приема, используемого в игровой программе. Художественный прием — это образное решение и воплощение в конкретную художественную ткань композиционной схемы, создающее драматургическую целостность всей игровой программы.
Композиционная схема может являться общей для целого ряда театрализованных игровых программ. Художественный прием единствен для каждой театрализованной игровой программы, где он может быть заменен термином «интрига». В этом случае интрига — художественная, образная разработка направления игровых действий и последовательность игровых ситуаций. А это, в свою очередь, определяет и раскрывает взаимодействие сторон, участвующих в играх.
Во-вторых, одним из способов театрализации игровой программы является создание игрового эпизода, включающего в себя интермедию и непосредственно игру, которые драматургически связаны друг с другом. Интермедия — это вставная сцена, исполняемая между отдельными частями драматургического произведения, а в нашем случае — это сценическая миниатюра, предваряющая игру в отдельном игровом эпизоде театрализованной игровой программы.
Какова функция интермедии? В игровом эпизоде она определяет и художественно организует игровое пространство для последующей игры, являющейся логическим продолжением интермедии. В данном случае игровое пространство — это безусловное либо условное художественно решенное пространство, в котором создаются игровые ситуации и происходят игровые действия.
Кроме того, интермедия является эмоционально-образным введением в начальную игровую ситуацию. В конечном счете интермедия является средством театрализации для всей игровой программы в целом, поскольку она подчинена художественному приему и осуществляется с помощью художественных выразительных средств. Типажи либо персонажи, действующие в интермедии, становятся своеобразными ведущими игры, и вся игра проводится в образном и смысловом ключе, заданном интермедией.
В-третьих, театрализация игровой программы может достигаться включением в игровой эпизод вместо интермедии дивертисмента, т.е. вставного концертного номера, который дается в дополнение к игре и имеет с ней логическую (причинно-следственную) или смысловую связь.
При отсутствии интермедии определенная степень театрализации может осуществляться путем создания ведущими художественных образов и типажей, сущность которых и общение между собой и с участниками игры имеют опять-таки смысловую и логическую связь с игрой.
Прилагаемый ниже сценарий театрализованной игровой программы «Хорошо там, где нас нет» дает наглядный практический пример реализации теоретических основ драматургии театрализованной игровой программы в конкретный конечный результат творческого процесса театрализации как отдельного игрового эпизода, так и всей игровой программы в целом.
Полезно сразу оговорить, что художественный прием, с помощью которого создается драматургическая целостность сценария, определен и сформулирован как «экзотическая кругосветка».
«Хорошо там, где нас нет»
Сценарий театрализованной игровой программы.
Вступление
Игровая программа осуществляется в зрительном зале на сценической площадке. Ведут ее восемь человек (четверо мужчин и четыре женщины).
Звучат позывные радио России. Занавес открывается. На сцене — восемь ведущих, одетых в будничную затрапезную одежду. Посредством фонограммы звучит «ассорти» из фрагментов рекламы, новостей и т.п. Через определенные промежутки времени ведущие один за другим от величайшей скуки замертво падают на сцену. После падения последнего на сцене воцаряется тишина.
Ведущие медленно встают. Звучат куплеты ведущих.
Ведущие:Постыла нам родная дребедень! Ну до чего наскучило, о боже, одно и то же слышать каждый день и видеть каждый день одно и то же.
Под пальмой, как под зонтиком,
эх, нам бы свить гнездо!