Драматургия игровой программы это

Игра — это противоборство, состязание: с соперником, с ведущим, который как бы бросает вызов, с заданием, с которым надо справиться (своеобразное преодоление себя). Строится игра по законам драматургии, а значит, в ней должен быть конфликт.

Виды конфликтов в игре:

— Конфликт ведущего с одним игроком (или двумя), а все остальные являются зрителями игрового соревнования.

— Конфликт ведущего (персонажа) с группой играющих.

— Конфликт равных по численности сторон.

— (К ним относится например противоборство команд).

Если игра проводится в рамках театрализованной программы, то:

Конфликт – противостояние персонажей или противостояние игрока обстоятельствам. В детской игровой программе конфликт, как правило, персонифицирован (Баба- Яга и Дед Мороз, Незнайка и Знайка и т.п.). На основной конфликт, связанный с сюжетом, накладываются игровые мини- конфликты.

Анонс — это как бы предисловие к игре, его еще называют «подводкой». Он служит погружению в будущую игру, вызывает к ней интерес, располагает к ней, собирает внимание играющих, настраивает аудиторию на лучшее понимание правил игры.

Мастер-класс «Драматургия игровых программ. Формы игрового действия.»

Например, перед началом шуточной стихотворной викторины о походе можно с детской аудиторией поговорить о том, ходили ли они в поход и знают ли что нужно брать с собой.

Перед конкурсом силачей на уличном празднике можно поговорить о знаменитых силачах (реальных и сказочных), привести пример рекордов

по поднятие тяжестей и т. д.

В театрализованной игровой программе анонсом служит монолог или диалог персонажа (персонажей) которые излагают предлагаемые обстоятельства, например нужно преодолеть реку (гору, пустыню..), пройти через болото, туннель и т. п.

Большей частью анонс используется в играх с залом (с эстрады.)

«Манок» — так многие авторы статей о технологии проведения игры называют способ приглашения на сцену (площадку) игроков для индивидуальных или мини-командных состязаний.

Классическими примерами таких способов являются:

— мини — викторины или просто 1 заданный вопрос, загадка и т. п. и выдача правильно ответившим жетонов (воздушных шаров, флажков, чупа-чупсов и т.п.) и приглашение участников, их получивших;

— просьба повторить какое-то словосочетание (например, скороговорку) или движение;

— вопрос, связанный с темой игры (прямо или косвенно). Например, вы любите апельсины, (шоколад… салат «селедка под шубой»… собирать грибы… нырять.. собирать спичечные коробки и т.д)., кто этим летом отдыхал на море…. сплавлялся по реке… провел время на даче….

«Манком» может служить «счастливое место» или «счастливый номер» — вызов на сцену зрителей, сидящих в определенном ряду на определенном месте имеющих определенный номер, выданный в гардеробе, а также выданные помощниками ведущего определенные предметы (например, воздушные шары) тем, в ходе общих коллективных действий зала проявил наибольшую активность.

И многое другое, на что хватает фантазии ведущего игры.

Основы драматургии. Очень просто.

Объяснение правил Правила содержат определение ролей, описывают исходное положение игроков, их дальнейшие действия, объявляют, что считается победой (если это соревнование), сообщают об ограничениях.

Нужно научиться сообщать правила игры минимальным числом слов. Напишите их на листе, внимательно перечитайте, найдите и вычеркните лишние слова, замените некорректные на более точные.

Стремитесь чаще пользоваться глаголами (они указывают на действие). В идеале изложение правил игры не должно превышать 7-8 коротких предложений, иначе они не будут восприниматься присутствующими.

Читайте также:
Через какую программу можно поиграть по локальной сети

Сложные правила можно объяснять поэтапно, сначала освоить 1 этап, а потом добавлять следующие элементы. Если игра связана с движением, лучше объяснение правил сопровождать показом. В сложной игре игрокам нужно дать ее проиграть («порепетировать»).

Если правила нельзя сообщить в нескольких предложениях, часть их донесёт игрокам ассистент, или определённые фрагменты игры сообщаются игрокам на предварительной встрече.

Начало игры — обязательно подать сигнал к началу, Речевые варианты «Внимание!, Начали! и т. п. Звуковые: музыкальные или шумовые (свисток, дудка и т.п.)

Основная часть игры — ведущий комментирует действия игроков, побадривае их, если необходимо корректирует, если игра «комкается», останавливает, уточняет правила.

Кульминация — точка высшего игрового напряжения, после которой интерес к игре падает, это проявляется в том, что часть игроков «отключается», если играют дети, часть из них просто перестает играть или начинает отвлекаться, баловаться. Ведущий должен почуствовать наступление кульминации и или завершить игру, подвести итоги или продолжить, добавив новое игровое задание.

Окончание игры не должно быть «смазанным», нужно ее завершить четкими, бодро произнесенными фразами, подвести итоги, назвать победителя (если соревнование), похвалить всех игравших.

Источник: poisk-ru.ru

Драматургия игры.

Игра с эстрады, строится по всем законам драматургии. Как драматургическое произведение имеет композиционное построение, так и в игре есть своя композиция.

Экспозиция в игре начинается с выхода ведущего на сцену, который задает тему для игрового действа. Важнейший момент подготовки – вызов к игре и ролевое распределение участников.

Чтобы провести игру, необходимо выбрать участников. Как это лучше сделать? Необходим вызов участников к игре, чтобы, во-первых, определить нужное количество играющих; во-вторых, набрать команды; в-третьих, выявить водящего или капитана.

Вызов к игре может быть разным:

а) через жетоны, открытки, шары.

б) через аукцион названий: песен, имен, цветов и т.д.

в) через загадки, пословицы, поговорки.

Завязка. Ведущий знакомится с участниками, а затем объясняет игру. Объяснять игру лучше в следующей последовательности: название игры, действия игроков и их места, ход игры (правила), цель игры, повторить основные правила.

Другим важным моментом в организации игры является разделение на команды, и выбор капитанов и судей.

Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям участников. В конце игры следует положительно оценить поступки тех участников игры, кто проявил смекалку, решительность, творческую фантазию.

Кульминация игры. В конце игры выявляются лучшие или победитель.

Развязка — поощряются проигравшие, и в финале награждаются победители.

Конфликт – основа и стержень профессиональной драматургии и игрового действа. Суть игрового конфликта – противоборство сил, умений, сноровки, эрудиции.

  1. конфликт ведущего с группой или командой играющих;
  2. конфликт равных по численности сторон (команд);
  3. конфликт ведущего с одним игроком.

Общие методические требования к подбору игрового материала:

— учет возрастных особенностей аудитории;

— соответствие их культурному уровню и эрудиции;

— соответствие условиям, в которых проводится игра;

— связь с общей темой и идеей проводимого мероприятия.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Читайте также:
Нет компьютер чтобы выйти из программы

Источник: studopedia.ru

ХАРАКТЕР И ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ

В последнее время все большую популярность и широкое распростра­нение получают игровые и конкурсные программы как один из видов досуговой деятельности россиян. На телеэкране и на площадках двор­цов и домов культуры все чаще являют себя веселый энтузиазм и здоро­вое соперничество аудитории, готовой дерзнуть самоутвердиться и по­лучить за это весьма ощутимое материальное удовлетворение.

Перед сценаристами и режиссерами подобных программ стоит непро­стая и ответственная задача эстетически и этически обеспечить эту есте­ственную человеческую потребность. И в этом случае профессиональная подготовка к подобного рода деятельности есть необходимое условие для практической реализации творческого замысла специалиста.

Итак, что такое игровая программа? Прежде всего, это совокупность и определенная последовательность игры. Но тут же возникает вопрос: а что есть игра? Игра есть моделирование определенных жизненных ситу­аций, существование которых в реальности невозможно либо нежелатель­но, и проживание в этой модели сторон, участвующих в игре. Другими словами, игра есть замена безусловных реальных обстоятельств предла­гаемыми обстоятельствами, аналогичными первым, но условными по от­ношению к ним.

Необходимо помнить, что речь идет о создании не заимствованной из каких-либо источников, а оригинальной игры. Придумать игру-это зна­чит определить и сформулировать основные драматургические понятия игры: 1. Игровой замысел. 2. Игровой конфликт. 3. Игровая ситуация. 4. Игровое действие. 5. Игровые правила. 6. Игровое пространство. 7. Иг­ровой материал.

Разберемся в сути этих понятий.

Игровой замысел определяет цель и задачи игры.

Игровой драматургический конфликт — это противоречие между спро­сом со стороны организаторов игры и предложением со стороны ее уча­стников. Развитие этого конфликта идет по убывающей, и он разрешает­ся тогда, когда предложение становится равнозначным по спросу.

Игровая ситуация есть расстановка сторон, участвующих в игре, в определенный момент времени.

Игровое действие — это заданное действие участников игры, в резуль­тате которого одна игровая ситуация переходит в другую.

Игровые правила — это правила, по которым происходит игровое дей­ствие.

Игровое пространство — это совокупность площадок, на которых про­исходит игра.

Игровой материал представляет собой тот реквизит, которым в слу­чае надобности пользуются в игре.

Композиция игры, как и игровой программы в целом, представля­ет собой «контрапункт», т.е. сочетание самостоятельных действий в од­ном драматургическом целом. А само понятие композиции можно определить как мотивированное распределение и последовательность отдельных дра­матургических модулей в одном драматургическом целом. Композиция игр и игровых программ универсальна, а о видовом разнообразии и ти­пологии игр речь в данной разработке не идет.

Уяснив, что такое игра и игровая программа, можно перейти к разбо­ру театрализованной игровой программы. Можно сказать, что театрали­зованная игровая программа — это программа, драматургически выстро­енная и подразумевающая образное решение, что достигается путем при­влечения художественных выразительных средств и потому связано с областью искусства. Игра в подобной программе подается в художествен­ной форме и театральными средствами.

Каким же образом создается драматургия театрализованной игровой программы? Во-первых, одним из признаков театрализации является на­личие художественного приема, используемого в игровой программе. Художественный прием — это образное решение и воплощение в конкрет­ную художественную ткань композиционной схемы, создающее драма­тургическую целостность всей игровой программы.

Читайте также:
Какие есть программы hr

Композиционная схе­ма может являться общей для целого ряда театрализованных игровых программ. Художественный прием единствен для каждой театрализован­ной игровой программы, где он может быть заменен термином «интри­га». В этом случае интрига — художественная, образная разработка на­правления игровых действий и последовательность игровых ситуаций. А это, в свою очередь, определяет и раскрывает взаимодействие сторон, уча­ствующих в играх.

Во-вторых, одним из способов театрализации игровой программы является создание игрового эпизода, включающего в себя интермедию и непосредственно игру, которые драматургически связаны друг с другом. Интермедия — это вставная сцена, исполняемая между отдельными частя­ми драматургического произведения, а в нашем случае — это сценическая миниатюра, предваряющая игру в отдельном игровом эпизоде театрали­зованной игровой программы.

Какова функция интермедии? В игровом эпизоде она определяет и художественно организует игровое простран­ство для последующей игры, являющейся логическим продолжением ин­термедии. В данном случае игровое пространство — это безусловное либо условное художественно решенное пространство, в котором создаются игровые ситуации и происходят игровые действия.

Кроме того, интерме­дия является эмоционально-образным введением в начальную игровую ситуацию. В конечном счете интермедия является средством театрализа­ции для всей игровой программы в целом, поскольку она подчинена ху­дожественному приему и осуществляется с помощью художественных выразительных средств. Типажи либо персонажи, действующие в интер­медии, становятся своеобразными ведущими игры, и вся игра проводится в образном и смысловом ключе, заданном интермедией.

В-третьих, театрализация игровой программы может достигаться вклю­чением в игровой эпизод вместо интермедии дивертисмента, т.е. вставного концертного номера, который дается в дополнение к игре и имеет с ней логическую (причинно-следственную) или смысловую связь.

При отсутствии интермедии определенная степень театрализации мо­жет осуществляться путем создания ведущими художественных образов и типажей, сущность которых и общение между собой и с участниками игры имеют опять-таки смысловую и логическую связь с игрой.

Прилагаемый ниже сценарий театрализованной игровой программы «Хорошо там, где нас нет» дает наглядный практический пример реали­зации теоретических основ драматургии театрализованной игровой про­граммы в конкретный конечный результат творческого процесса театра­лизации как отдельного игрового эпизода, так и всей игровой програм­мы в целом.

Полезно сразу оговорить, что художественный прием, с помощью ко­торого создается драматургическая целостность сценария, определен и сформулирован как «экзотическая кругосветка».

«Хорошо там, где нас нет»

Сценарий театрализованной игровой программы.

Вступление

Игровая программа осуществляется в зрительном зале на сценичес­кой площадке. Ведут ее восемь человек (четверо мужчин и четыре жен­щины).

Звучат позывные радио России. Занавес открывается. На сцене — во­семь ведущих, одетых в будничную затрапезную одежду. Посредством фонограммы звучит «ассорти» из фрагментов рекламы, новостей и т.п. Через определенные промежутки времени ведущие один за другим от ве­личайшей скуки замертво падают на сцену. После падения последнего на сцене воцаряется тишина.

Ведущие медленно встают. Звучат куплеты ведущих.

Ведущие:Постыла нам родная дребедень! Ну до чего наскучило, о боже, одно и то же слышать каждый день и видеть каждый день одно и то же.

Под пальмой, как под зонтиком,

эх, нам бы свить гнездо!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru