Досуговые программы классифицируются на какие группы

Содержание

Организация досуга — традиционное направление деятель­ности школы и внешкольных учреждений, в том числе учреж­дений дополнительного образования. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали ве­роятность вовлечения в асоциальные группировки, препятство­вали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей. Существенный вклад в обогащение потенциала свободного вре­мени вносят досуговые программы.

Досуговые программы — определение достаточно широкое, включающее в себя многообразие форм организации свободного времени детей и подростков. Досуговые программы проекти­руются для всех возрастных категорий детей — от дошкольни­ков до подростков. Цеди проектирования досуговых программ в дополнительном образовании направлены на решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка, подростка в яркий мир игр, со­ревнований, развлечений и праздников, освоение традиционно­го и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение. Это предполагает также направленность личности на различные социально значимые нормы и ценнос­ти. Так, к числу потенциальных возможностей досуговых про­грамм в формировании личности один из исследователей детс­кого досуга, Б.А.Титов- 1 , относит установку на:

Руководство культурно-досуговыми центрами в малонаселенной и труднодоступной местности

• осознание принадлежности к социально-исторической об­щности;

• соблюдение нравственных общечеловеческих ценностей;

Досуговые программы в большей степени, чем программы образовательные, демонстрируют физические, интеллектуаль­ные, эмоциональные возможности ребенка. Если ведущим ви­дом деятельности в образовательной программе является позна­вательная деятельность, то в досуговой программе ведущим видом становится игровая деятельность.

Формы игровой деятельности в досуговых программах чрезвычайно многообразны. Это сюжетно-ролевые игры, игровое имитационное моделирование, демонстрационные, театрализованные игры, игры-конкурсы. В досуговых программах используются основные, выделенные в теории (в частности, в работах С.А.Шмакова 2 ) виды современных игр, в том числе:

• физические и психологические игры и тренинги;

Игровые технологии предопределяют зрелищный, динамич­ный характер досуговых программ, их ориентацию на эмоцио­нальное восприятие содержания.

Вопрос 2. Технология проведения театрализованных детских праздников

Приступая к работе над любым новогодним спектаклем, надо запомнить несколько правил.

Новогодняя сказка должна быть увлекательной и веселой. Даже переживая за героев, дети всегда верят, что непременно будет «радостным финал». В сказке обязательно должна быть интрига, хоть и несложная. Нельзя использовать в качестве новогодней сказки всем давно известный сюжет, если его не­возможно «оживить».

В детской сказке, особенно новогодней, зрители всегда яв­ляются соучастниками представления. Риторические вопросы героев «взрослых» спектаклей «Как же мне быть?», «Что де­лать?», «Где искать?» и тому подобные, обращенные к самому себе, в детском театре всегда находят реальный отклик и прак­тический ответ. Не бойтесь общения с залом, даже в самых, казалось бы, необычных ситуациях. Одинокий герой сказки, заблудившийся в темном лесу, смело может обратиться к зрителям за советом, куда ему дальше идти.

10 минут, чтобы узнать о профессии организатор мероприятий

3-е прави ло

Маленькие зрители очень любят, когда герои спектакля оказываются рядом, в непосредственной близости от них. Не ограничивайте место действия сценой. Сказочные персонажи, проходящие через зрительный зал, всегда вызывают оживление у детей. Но при этом ребята не должны вставать и разворачиваться на своих местах, чтобы увидеть и услышать, что происходит у них за спиной.

Дед Мороз всегда самый главный, самый добрый и самый положительный персонаж. Он может попадать в непредвиденные ситуации, его можно застать врасплох, он может что-то забыть — что поделаешь, возраст у него немаленький. Но он никогда не может выглядеть глупым, коварным или жестоким.

В новогодних сказках все всегда кончается хорошо. Никто не должен пострадать, даже самый отъявленный злодей. К концу пьесы все будут живы и здоровы.

Сохраняя сюжетную линию, пьесу можно варьировать как по количеству персонажей, так и по времени. В ней могут быть вставные номера — песни, танцы детей. Постарайтесь при этом только не превратить спектакль в концерт. Необходимость запомнить текст «слово в слово» часто тяготит юных артистов. Лучше от души сказанное «своими словами», чем мучительное «вспоминание» на сцене.

Используйте при постановке сказки мелодии шлягеров, хитов сезона. Всегда найдется человек, способный переделать текст известной песни. Можно воспользоваться и современны­ми реалиями — рекламными слоганами, именами популярных певцов и исполнителей.

Используйте фонограмму только в музыкальных кусках. Записанные заранее песни не испортят спектакля’. К тому же можно подобрать близкий по тембру голос вокалиста, если у самого исполнителя роли полностью отсутствует слух. Но сам спектакль должен исполняться только «вживую», иначе вы никогда не сможете добиться хорошей игры артистов, а зрите­ли не почувствуют свою сопричастность к происходящему.

Читайте также:
Отключить antimalWare service executable программа

9-е правило, последнее

Зрителям только тогда будет весело и интересно смотреть, если и артистам будет интересно играть. Учитесь «зажигать», артисты!

Музыкальное оформление каждого спектакля не исчерпы­вается только песнями и танцами героев и вставными номера­ми. Музыка играет очень важную роль. Она создает и подчер­кивает настроение — тревожное или радостное, подчас шутливое. Музыка насыщает эффекты — превращения, вол­шебства, появления или исчезновения героев. Она задает темп той или иной сцены.

Музыкальная тема может проходить, как говорится, «красной нитью» через весь спектакль. В то же время у каждого персонажа — своя музыкальная тема, даже если у него нет персональной песни.

Зажигательная финальная песня, которую исполняют все участники спектакля, несомненно, поставит в конце сказки красивую точку. Включите ее повторно уже в «минусе», т.е. без слов, и артисты смогут выходить на поклон столько раз, сколько их будут вызывать аплодисментами, а вы будете под­держивать праздничное настроение зрителей, пока они не покинут зал.

При постановке сказки можно использовать не только спе­циально написанные именно для этой пьесы мелодии, но и хорошо знакомые зрителям, т.е. шлягеры. Важно только, чтобы они соответствовали общей задаче и не противоречили образам и действию.

Постарайтесь при этом, чтобы уровень записи всех мелодий был одинаковым. Еще лучше, чтобы все мелодии были запи­саны в одном стиле, в единой инструментальной обработке.

Световое оформление спектакля подчас не менее важно, чем декорации. С помощью света можно создать бытовую или сказочную атмосферу. Свет подчеркивает происходящее на сцене. Причем правильное театральное освещение — это сочетание разных цветов. Такое освещение сделает костюмы и декорации ярче, объемнее. Грамотно подобрать свет достаточно трудно.

Недаром в театре такой работой занимается не просто осветитель, а художник по свету.

Вот только один простой пример — использование интен­сивного красного света создает ощущение буйства пламени в танце огня, даже если на сцене не так много исполнителей, но тот же красный свет абсолютно невозможен в танце снежинок.

Светом можно выделить тот или иной объект на сцене, создать «стенку», как «В сказке на неведомых дорожках». С его помощью можно усилить тот или иной эффект, например исчезновения персонажа или предмета.

Грим наряду с костюмом является одной из составляющих, необходимых для визуального, т.е. внешнего создания образа.

Билет № 18

Источник: megalektsii.ru

Особенности культурно — досуговых программ

Понимание особенностей культурно-досуговых программ определяет необходимость уяснения общих отличий культурно-досуговой программы от образовательной программы дополнительного образования. Эти отличия состоят в следующем:

· овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит в процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии с взрослыми и детьми в досуговое время;

· источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так сами дети и их родители;

· в ходе реализации культурно-досуговой программы предусмотрен целый спектр нетрадиционных позиций — организатор, исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри.

В современной отечественной литературе, досуг понимается как часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности.

· рекреативная — снятие физического, психического, интеллектуального напряжения; восстановление сил посредством активного отдыха;

· развивающая — вовлечение личности в процесс непрерывного просвещения; развитие различных видов любительского творчества; обеспечение личностно значимого общения; реализация компенсаторских возможностей свободного времяпрепровождения, расширение сферы проявления личностных качеств, самоутверждение, самореализация творческих потенций.

Типы культурно-досуговых программ

· разовая игровая программа;

· конкурсно-игровая программа по заданной тематике;

· длительная досуговая программа.

Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Люди включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке. Занимают такие игры от получаса и более в зависимости от возраста участников.

Для описания разовой игровой программы может быть достаточно сценарного плана. Документом, подтверждающим квалификацию, мастерство, педагогическую культуру организатора игры, является литературный сценарий.

Конкурсно-игровая программа по заданной тематике предполагает предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит в подготовке, придумывании, совместном творчестве.

Особенности подготовки и проведения конкурсно-игровых программ в форме КВН:

· при организации КВН важно не превратить игру в обычный экзамен, лишить детей возможности импровизировать, проявлять выдумку, фантазию;

· самостоятельность детей должна сопровождаться тонким педагогическим руководством, без которого выступление команды может стать образчиком пошлости и дурного тона;

Читайте также:
Программа просмотра изображений стандартная где находится

· основная задача КВН — привить вкус к тонкой, интеллигентной шутке, научить видеть смешное в себе, окружающей жизни.

Для конкурсно-игровой программы в форме КВН необходим полный сценарий с формулировкой педагогических задач, описанием мероприятий подготовительного периода, списком рекомендуемой литературы.

Другой вид конкурсно-игровых программ — интеллектуальные игры. Интеллектуальные игры — это игры, где успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей человека, его эрудиции и интеллекта.

Основные типы интеллектуальных игр: Викторина и Стратегия.

Викторина: форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов.

Тестовая викторина: участники отвечают на вопросы и получают оценку, «О, счастливчик!» «Что? Где? Когда?».

Сюжетная викторина: организаторы придумывают игровой сюжет: лошадиные скачки, космическое путешествие, морская регата; участники соответственно становятся жокеями, космонавтами, моряками.

Стратегия: форма интеллектуальной игры, где успех обеспечивается за счет наиболее верного планирования участниками своих действий.

Ролевая стратегия: путь к успеху — через наилучшее исполнение роли, данной участнику игры.

Экономическая стратегия: путь к успеху — через успешные приобретения и продажи.

Боевая стратегия: путь к успеху — через правильное планирование победы над противником. В реальной практике преобладают комбинированные формы интеллектуальных игр. Чаще всего это сюжетные викторины с элементами экономической стратегии.

Особенность интеллектуальных игр — наличие вопросов, предлагаемых участникам. Поэтому одной из важнейших задач организаторов таких игр является качественный подбор и составление вопросов

Игра-спектакль. Чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы. Как правило, ими выступают педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования. Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля.

Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть самыми разнообразными, например: «Суд над невежеством», «Литературные салоны 19 века» и т.п. Чаще ее проводят в коллективах старших школьников.

В оформленном виде такая программа должна предусматривать для учащихся возможность самим участвовать в развитии сюжетов, разработке образов. Для ее проведения необходимо иметь:

· четко изложенные педагогические задачи;

· план подготовки игры;

· экспозицию (характеристику среды, обстановки, предшествующей началу действия);

· сценарий с описанием хода игрового действия, приемов включения учащихся в ту или иную ситуацию;

· список литературы для подготовки детей к игре.

Зрелище (концерт, литературно-музыкальная композиция, спортивное состязание и др.) характеризуется наличием исполнителей и зрителей. Для исполнителя — юного певца, танцора, гимнаста выступление — всегда волнение, душевный подъем. Зритель, даже если он очень эмоционально относится к программе, остается воспринимающим субъектом (реципиентом).

Важность воспитания у детей зрительской культуры — умения спокойно, доброжелательно воспринимать выступления своих сверстников — требует такой организации зрелища, при которой воспитанники смогут выступать то в роли артистов, то в роли зрителей.

Праздник — особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуговой программы. Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным участием всех детей. Развлечения могут свободно выбираться участниками или же могут следовать друг за другом, одновременно для всех.

Праздничные формы культурно-досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся:

· слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчества,

· приветствия, презентации, церемонии;

· гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления;

· тематические недели, тематические дни.

В рамках праздников могут использоваться торжественные ритуалы, выступления героев важных событий, награждения, различного рода зрелища, игровые программы.

Программа праздника в написанном виде должна содержать не только перечень концертных номеров, но и план подготовки праздника, где описаны все организационные мероприятия и указаны ответственные за них. Чем больше детей включено в графу «ответственный», тем большее воспитательное, социализирующее значение имеет событие.

Длительная досуговая программа рассчитана на постоянный состав участников (кружок, клуб, класс, школьная параллель, лагерная смена) и может продолжаться в течение нескольких дней или недель, года и более.

Можно выделить ряд особенностей длительной сюжетно-ролевой игры:

· наличие развивающей социальной идеи (сюжета);

· наличие коллективной творческой деятельности детей (в качестве системообразующего фактора);

· разнообразие игровых ролей, их свободный выбор и смена (для самовыражения личности);

· создание и закрепление в игре положительных моделей поведения;

· конструирование защитной игровой среды, смягчающей воздействие обыденной жизни и диктат взрослых.

В качестве программы деятельности сюжетно-ролевая игра применима в различных педагогических системах: в рамках общеобразовательной школы, в летнем детском лагере, в детских объединениях системы дополнительного образования.

Обязательное правило такой программы — наличие четких этапов, каждый из которых начинается и заканчивается ярким событием. Примером могут служить предметные недели «путешествия с привалами», «робинзонады», ситуационно-ролевые игры «с погружением» (по типу «Хоббитских игр»).

Особенно популярны длительные досуговые программы в летних оздоровительных лагерях, поскольку продолжительная игра-эпопея может стать основой тематической смены лагеря, подчиняя себе деятельность всех детских коллективов, общелагерные массовые праздники. За последнее десятилетие накоплен большой опыт проведения ситуационно-ролевых игр, представляющий интерес для педагогов-практиков. Один из наиболее ярких примеров в этом плане программа «Новая цивилизация», адресованная старшеклассникам и позволяющая им за одну лагерную смену попробовать себя в нескольких ролях, существенно обогащающих их социальный опыт.

Читайте также:
Перечислить и охарактеризовать этапы ввода документа с помощью программы finereader

Длительная досуговая программа должна носить выраженный образовательный характер. В качестве форм ее реализации могут использоваться все перечисленные выше типы досуговых программ — игровые, конкурсные, праздничные; последние могут входить в нее в качестве составных элементов-подпрограмм.

Представленная документально, длительная досуговая программа во многом схожа с образовательной программой и должна включать:

· пояснительную записку с указанием целей, задач, ожидаемых результатов, форм и методов реализации программы;

· описание содержания программы;

· характеристику ее материального обеспечения;

В целом можно сделать вывод об их несомненной ценности длительных досуговых программ, поскольку они стимулируют развитие умений и навыков, предоставляют им возможность для самореализации в различных областях творчества, способствуют социальной адаптации и стимулируют социальную активность.

Приведенная классификация культурно-досуговых программ является одним из возможных вариантов систематизации форм деятельности досуга. Ценность предложенной классификации состоит в том, что степень участия в программе это важнейший фактор и условие успеха организации их досуга.

Источник: studentopedia.ru

Презентация по теме: «Классификация форм досуговой деятельности»

Презентация по теме:

Тыкова Диана

Формы, в которых реализуется досуг характеризуются широким разнообразием

Формы, в которых реализуется досуг характеризуются широким разнообразием

Формы, в которых реализуется досуг характеризуются широким разнообразием. Деятельность личность в свободное время может отличаться по своему содержанию, виду организации и типу протекания. Кроме того, досуговая активность граждан непрерывно развивается и расширяется, дополняясь новыми разновидностями и направлениями, определяющими текущие тенденции социально-экономического развития.

Классификации досуга В зависимости от субъектов, принимающих в ней участие:

Классификации досуга В зависимости от субъектов, принимающих в ней участие:

В зависимости от субъектов, принимающих в ней участие:
Индивидуальной активности;
Массовой активности;
Групповой активности.

В зависимости от территориального места прохождения досуговых занятий:
Занятия домашнего характера;
Занятия, проходящие вне стен дома.

Все многообразие форм досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:
по содержанию (познавательные, развлекательные);
по времени (кратковременные, периодические, систематические);
по характеру (пассивные, активные);
по направленности контактов ( непосредственные и опосредованные).

Исходя из того, каким образом организуется деятельность, характера этого процесса, досуг может проходить в форме:

Исходя из того, каким образом организуется деятельность, характера этого процесса, досуг может проходить в форме:

Исходя из того, каким образом организуется деятельность, характера этого процесса, досуг может проходить в форме:
Социально организованной деятельности.
Сюда входит организация клубов, кружков по интересам, открытия учреждений дополнительного образования.
Неорганизованной деятельности
т.е. самостоятельное времяпрепровождение свободного времени.

Досуг разных социальных слоев:
возрастных,
гендерных,
со­циально-имущественных,
образовательных.

Типология досуга, основанная на содержательном и мотивационном разнообразии досуговой деятельности: 1)

Типология досуга, основанная на содержательном и мотивационном разнообразии досуговой деятельности: 1)

Типология досуга, основанная на содержательном и мотивационном разнообразии досуговой деятельности:
1) Культурно-творческий тип.
Набор занятий, связанных с ним, характеризу­ется одним общим признаком – создание или воспроизводство материальных и духовных ценностей и включает в себя художественное и научно-техниче­ское творчество, общественную деятельность, различные формы самообразования.
2) Культурно-потребительский тип.
При всем разнообразии входящих в него занятий их объединяет одно общее свойство — потребление духовных ценно­стей (чтение книг, газет, журналов, просмотр телепередач, посещение кинотеатров, театров, музеев, концертов и т.п.).
3) Рекреативный тип, объединяющий различные виды отдыха и развлече­ний:
туризм, спорт, отдых в компаниях, посещение танцевальных вечеров, кафе, ресторанов и т.п.

По критерию досугового времени выделяют: 1)

По критерию досугового времени выделяют: 1)

По критерию досугового времени выделяют:
1) Микро-досуг, который занимает небольшой промежуток времени (развлечения, разгадывание кроссвордов, чтение книг и т.п.);
2) Макро-досуг обусловлен большим временным интервалом, который образуется после работы, в выходные и праздничные дни (активный отдых на свежем воздухе, праздники, экскурсии, хобби);
3) Мега-досуг определен самым большим временным промежутком, например, отпуск, каникулы (путешествия, творческая деятельность, самообразование, праздники).

Классификация досуга по сложности характера и строения

Классификация досуга по сложности характера и строения

Классификация досуга по сложности характера и строения.
— одно несложное занятие, которое может состоять из ряда этапов и несходных между собой процедур — уход за цветами, чтение книги дома или в общественной библиотеке, загорание на пляже;
— несколько относительно простых занятий, к которым субъект досуга может обращаться одновременно или поочередно, с перерывами, например посещение ресторана. Здесь проходят беседа пришедших вместе людей, выбор напитков и блюд, поглощение пищи, прослушивание музыкальных номеров, участие в танцах, просмотр концертных номеров;
— сложное по структуре досуговое занятие, которое в свою очередь может состоять из комплексных мероприятий, одновременно происходящих или следующих друг за другом, каждое из которых собирает свою аудиторию.

В качестве основных форм организации досуговой деятельности можно выделить: клубную деятельность, кружковую и студийную работу, работу с неформальными молодежными объединениями по интересам, игровую деятельность, детские…

В качестве основных форм организации досуговой деятельности можно выделить: клубную деятельность, кружковую и студийную работу, работу с неформальными молодежными объединениями по интересам, игровую деятельность, детские…

В качестве основных форм организации досуговой деятельности можно выделить:
клубную деятельность,
кружковую и студийную работу,
работу с неформальными молодежными объединениями по интересам,
игровую деятельность,
детские праздники,
спортивную деятельность,
чтение книг,
посещение театров, кинотеатров, музеев,
семейный досуг.

Источник: znanio.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru