Комплексная культурно-досуговая программа
К добровольным общественным формированиям относятся: различные общества, сюзы творческой интеллигенции, фонды.
Добровольные общества – это организации людей, объединенных едиными интересами для участия в общественной жизни своего города. Это могут быть:
советы ветеранов войны и труда, вооруженных сил и
правоохранительных органов, ветеранов Афганистана
оборонно-спортивные и технические общества (ДОСААФ,
общества инвалидов, общественные организации родителей
общества любителей спорта
общества защиты животных и др.
Задача КДУ – оказание помощи в организации и проведения праздничных и досуговых мероприятий с учетом направления каждого общества. Наиболее «опекаемые» отделами культуры — общества ветеранов (недели пожилого человека, День Победы, праздничные вечера ) и общества инвалидов (досуговые мероприятия, вечера знакомств, вечера общения).
В больших городах созданы и функционируют союзы творческой интеллигенции — союз журналистов, союз писателей и др. Создаются они чаще всего по принципу и подобию Всероссийских союзов для поддержки всех творческих начинаний в своей сфере ( путем назначения премий за звания лауреатов), помощи творческим людям в издании, опубликовании, показе создаваемого материала, а также для накопления и обмена профессионального опыта.
Культурно-досуговая деятельность как эффективное ср-во развития личности | Видеолекции | Инфоурок
Добровольные фонды — некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели. Фонды вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых фонд создан.
Средства, методы и формы культурно-досуговой деятельности
Досуг – это деятельность, которая наполняет свободное время человека. Существуют две формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная.
Виды досуговой деятельности:
потребление культурных ценностей
Туризм и путешествия
Общение с людьми
Общение с природой
Антисоциальные виды досуга
Рациональный досуг – это тщательно спланированный досуг, включающий в себя большое количество полезных мероприятий: развлекательный, познавательный, созидательный и праздничный виды досуга. Формировать культуру досуга несложно на примере других людей. Основными задачами КДУ являются удовлетворение культурных потребностей людей, возвышение их и расширение их диапазона.
В основе организации досуга лежат следующие методы:
1. Сочетание отдыха с различными просветительными и воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.)
2. Многообразие форм и методов организации и добровольность в их выборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха, массовые праздники и др.)
Одной из форм досуга являются праздничные мероприятия, рассчитанные как на массовую аудиторию (Новый год, проводы зимы, балы, карнавалы, танцевальные вечера) так и на более камерную (вечера отдыха и т.д.) Популярны и развлекательно-образовательные формы досуга (конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, а также экскурсии), поскольку позволяют аудитории в игровой форме повышать свой интеллектуальный уровень.
Методы (технологии) организации досуговой деятельности (Акимов С.С.)
КВН
По сюжету популярной в Чехословакии программы «ГГГ» («Гадай, гадай, гадальщик») была придумана схожая по жанру и названию телеигра — «Вечер веселых вопросов». Чтобы имя новой игры было сугубо телевизионным, за основу названия позднее была взята марка тогдашних телевизоров — солидных ящиков с крохотным экраном. Так в истории телевидения произошел знаменательный факт: впервые микрофон оказался в руках не только не профессионалов, но людей, официально ни за что не отвечающих. Передача произвела фурор. Родилась первая советская викторина.
Сегодняшний КВН совсем не похож на КВН почти 40-летней давности – это красочное танцевально-музыкальное молодежное шоу с элементами несерьезной викторины, обязательным присутствием жюри, обаятельным ведущим. По образу и подобию телевизионной игры КВН глубоко пустил корни во все слои населения – между собой играют команды школьников, студентов, предприятий. КВН стал неотъемлемой частью нашей культурной жизни и одной из самых популярных форм времяпрепровождения как для участников, так и для зрителей, которых привлекает юмором, шутками, музыкальностью и зрелищностью эта несерьезная игра. Подготовка КВН чрезвычайно проста, так как основной груз забот ложится на плечи самих играющих команд.
Методика проведения КВН:
Создание постановочной группы (сценарист-режиссер, художник-декоратор, музыкальный руководитель, осветитель)
Выбор основной темы и подтем для отдельных конкурсов (визитная карточка, разминка, конкурс капитанов, музыкальный конкурс, домашнее задание)
Подбор ведущего с учетом специфики мероприятия
Организация репетиционного процесса и предварительного просмотра выступлений команд, оказание методической и музыкально-оформительской помощи командам
Реклама (СМИ, афиши, пригласительные билеты)
Комплексная культурно-досуговая программа
Культурно-досуговая программа – это смонтированный воедино комплекс разнородных элементов, среди которых можно выделить танцевальные блоки, игры, встречи с интересными людьми, концертные номера и многое другое. Можно встретить следующие виды таких программ:
Познавательно-развлекательная программа (конкурс, викторина, интеллектуальная игра)
Праздничная историческая программа (литературно-музыкальные композиции к памятным датам, концертные программы и др.)
Танцевально-игровая программа (вечер отдыха, тематическая дискотека)
Фольклорная программа (обрядовые праздники)
Культурно-досуговая программа несет в себе целью коллективный отдых населения, в названии ее часто присутствует указание на возраст аудитории (конкурсная семейная программа, детский утренник, молодежная шоу-программа). Эта форма мероприятия отличается разнообразием и непринужденностью форм общения – познавательных, развлекательных, самодеятельных, предоставлением участникам возможности переключаться с одного вида деятельности на другой. Такие программы требуют от организаторов творчества, фантазии и изобретательства, а также четкого построения сценария с учетом возраста аудитории.
В настоящее время в структуре современной культуре все большее место занимают увеселительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга.
Популярными видами комплексных досуговых программ являются шоу-программы, пышное костюмированное сценическое действие с участием «звезд» (в небольших городах – местного значения), динамически яркое, насыщенное спецэффектами, зрелищное, несущее в себе сквозной сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой.
Существуют также такие виды комплексных досуговых программ, как бал, театрализованное шествие, посиделки, литературно-музыкальные композиции, посвященные памятным датам, а также большие праздничные концерты (8 марта, 9 мая, 23 февраля, День смеха – 1 апреля, Новый год, Рождество и др.)
Создание постановочной группы:
=1 вариант — социальный заказ
=2 вариант — плановое мероприятие
Определение темы (О чем?)
Определение сверхзадачи (Ради чего?)
Подбор и исследование материала (художественного
Выбор формы воплощения замысла (концерт, шоу-
программа, конкурсная программа и др.)
Подбор выразительных средств (музыка, свет,
Составление сметы расходов
Распределение обязанностей среди членов
Подготовка декорационного и музыкального
Реклама мероприятия (СМИ, афиши, пригласительные
Репетиционный период (подбор участников и
распределение ролей, расписание репетиций, постановка концертных номеров)
Проведение мероприятия (с фиксированием на видеопленку)
Анализ мероприятия с использованием отзывов и видеоматериала.
Источник: poisk-ru.ru
Тема 9. Технология подготовки и проведения культурно-досуговых мероприятий
1. Понятия «культурно-досуговая деятельность», «культурно-досуговая программа». Виды культурно-досуговых программ.
2. Технологии в социально-культурной деятельности.
3. Специфика подготовки и проведения культурно-досуговой программы.
4. Технология организации и проведения КТД.
1. Журлова, И.В. Педагогика: Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Организация свободного времени учащихся: курс лекций / И. В. Журлова. – Мозырь : УО МГПУ им. И. П. Шамякина, 2008. – С..
2. Завадская, Ж.Е. Формы воспитательной работы с учащейся молодежью: методика подготовки и проведения: учеб.-метод. пособие / Ж.Е. Завадская, З.В. Артеменко. – Минск: Современная школа, 2010. – 352 с.
3. Козловская, Л.И. Культурно-досуговая программа в работе с подростками / Л.И. Козловская, Т.П. Бирюкова // Пазашкольнае выхаванне. – 2010. – № 6. – С. 31–36.
4. Культурно-досуговые программы в структуре социокультурной деятельности // Социальная педагогика / В.Н. Наумчик [и др.]. – Минск: Четыре четверти, 2007. – С. 43–51.
1. Понятия «культурно-досуговая деятельность», «культурно-досуговая программа». Виды культурно-досуговых программ.
Важным направлением социальной политики Беларуси является социально-культурная деятельность. Она отражает цели и функции государственной политики в области культуры и досуга, определяет пути, методы, средства их реализации в условиях развернувшихся в обществе процессов. Социокультурная деятельность – самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и инкультурации людей. Как известно, социокультурная деятельность имеет свои характерные черты: она пронизывает всю социальную жизнь каждого человека, отражая те или иные специфические особенности его возраста.
Можно сказать, что социокультурная деятельность сегодня непосредственно вторгается в жизнь социальной Т т практики выступает как гарант сохранения, развития, освоения культурных ценностей. Кроме того, она призвана поддерживать формирование благоприятного человеческого социума, заботиться о духовно-нравственном здоровье человека, его само- познании и формировании ценностных ориентаций.
Многим импонирует социальный работник, принимающий близко к сердцу горе другого человека, обогащающий талант душевного сочувствия. Творчество – состояние души, повседневная деятельность, проявляющаяся в границах его профессиональной работы. Вся его профессия носит творческий харак- тер, отвечающий такому понятию, по выражению К.А. Тимирязева, как «вечная триада истины, добра и красоты».
В настоящее время в социокультурной деятельности наблюдается интенсивный поиск инновационных форм организации досуга детей, молодежи, семьи, людей пожилого возраста, инвалидов, что составляет содержательную основу культурно-досуговой деятельности.
Культурно-досуговая деятельность – деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (в составе студий, кружков, любительских объединений) в сфере досуга. В основе К.-д. д. лежат принципы:
- добровольности и общедоступности;
- нравственной обусловленности;
- дополнения и обогащения духовных ценностей личности в разных сферах жизнедеятельности;
- единства информационно-логического и эмоционально-образного влияния на сознание, чувства и поведение личности;
- эстетизации досуга.
Под формами (программами) культурно-досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждениях культуры, по месту жительства.
Культурно-досуговая программа – это универсальная, синтетическая и всеобъемлющая форма художественного моделирования, разыгрываемая перед публикой. Она обращена к людям через механизм их чувственного восприятия и допускает в известных ситуациях их непосредственное вовлечение в сценическое действие. При этом каждый индивид выступает одновременно и как автор, и как зритель. Следует отметить, что культурно-досуговые программы проводятся социальными педагогами, организаторами воспитательной работы не только в учреждениях культуры, но и в рекреационно-оздоровительных центрах, внешкольным учреждениях, центрах реабилитации инвалидов, музеях, общежитиях и т.д. Аудитория, с которой работают социальные педагоги, достаточно многообразна – это дети, молодежь, семьи, пенсионеры, люди с физическими особенностями, «трудные» подростки, люди «группы риска», люди, нуждающиеся в правовой защите, матери-одиночки, ветераны войны и труда, безработные, беженцы и вынужденные переселенцы.
Используемые в учреждениях образования культурно-досуговые программы, как правило, направлены на удовлетворение потребностей детей, подростков и юношества в образовании, отдыхе, релаксации, общении путем организации их содержательного досуга с учетом их интересов, индивидуальных и возрастных особенностей развития через различные направления культурно-досуговой деятельности.
Обязательное условие досуговой программы – наличие образовательного аспекта, т.е. в результате ее освоения ребенок должен овладеть определенными знаниями, умениями и навыками, а также приобрести социальный опыт.
Многолетние наблюдения за организацией и проведением досуговых программ показывают, что на их выбор и активность аудитории существенное влияние оказывают принадлежность человека к определенной социальной группе, его культурные предпочтения, условия и образ жизни, досуговая квалификация организатора программы и возможность удовлетворения им досуговых интересов и потребностей. В этой связи назрела необходимость рассмотреть виды и классификацию досуговых программ, особенности их содержания и средств эмоционального воздействия.
Сюжетно-игровые программы – комплекс разнообразных игр, объединенных сюжетом. В них преобладают разнообразные игры: подвижные, интеллектуальные, игры-драматизации, аттракционы, аукционы. В практике организации досуговой деятельности игровые программы являются частью праздников, обрядов, в другом случае они представляют игровой досуговый жанр. Игровой жанр – это театр, в котором нет кулис и занавеса, театр без рампы, в котором артист общается без декораций и грима, а публика – без театральных кресел.
Разновидностью сюжетно-игровых программ выступает разовая игровая программа, которая не требует подготовки участников. Дети включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые детям игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке. Занимают такие игры от получаса и более – в зависимости от возраста участников.
Описанием такой программы служит сценарный план, предусматривающий определенную последовательность игр и интеллектуальных творческих заданий. Наиболее популярный тип разовой игровой программы в ДДТ – это сеансы игротеки «Всегда всем весело».
Конкурсно-развлекательные программы состоят из разнообразных конкурсов, позволяющих выделить лидирующих участников или целые группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности. С одной стороны, конкурсно-развлекательные программы требуют от организаторов создания оригинальных конкурсов, а от участников – общей эрудиции, художественно-исполнительских способностей, физической ловкости, сообразительности и изобретательности. С другой стороны, ведущий должен создать эффективные формы контакта со зрителями.
Разновидностью конкурсно-развлекательных программ является конкурсно-игровая программа по заданной тематике, которая используется в практике ДДТ в двух видах.
Первый вид предполагает, как правило, предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры, творческие встречи, совместные акции детских объединений определенного профиля (инструменталисты, прикладники, танцоры) и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит именно в подготовке, придумывании, совместном творчестве детей. Примерами подобных программ в Центрах творчества детей и молодежи г. Мозыря являются «Музыкальная гостиная», включающая в себя выступления детей инструменталистов, перемежающихся интеллектуально-творческими конкурсами, рассказами об истории музыки; художественные акции студий декоративно-прикладного творчества, в которых дети из разных объединений после некоторого периода подготовки создают единую художественную инсталляцию на определенную тему. К подобному виду программ относятся и встречи, вечера, «огоньки», клубные дни, проводимые внутри детских объединений ЦТД и М в течение и по итогам учебного года.
Второй вид конкурсно-игровых программ по заданной тематике требует предварительной подготовки организаторов, но не участников. В отличие от разовых игровых программ, данные программы четко ориентированы на определенную тему и проводятся в форме как уже годами отработанных, так и новых экспериментальных игровых моделей. Образовательный и воспитательный смысл этих программ – в создании атмосферы, способствующей яркому творческому проявлению, раскрепощению каждого участника, овладению навыками творческого общения, умению реализовать свой творческий потенциал как индивидуально, так и в коллективе (команде). К участию в программах привлекаются дети района и учащиеся детских объединений ДДТ. Детский и педагогический коллектив ДДТ постоянно использует в своей деятельности следующие разновидности данного типа программ:
Информационно-дискуссионные программы включают новую и значимую для аудитории информацию, побуждающую к спору, дискуссии, размышлению. Педагогическая эффективность их зависит, прежде всего, от их содержания, которое черпается из обширного проблемного поля современной жизни. Драматургии информационно-дискуссионных программ присущи оперативность отклика на события в реальной жизни, связь используемых в программе фактов, документов, событий, как с проблемами мирового, глобального характера, так и с местным материалом.
Фольклорные программы, включающие народные игры, песни, танцы, хороводы, обряды, пословицы, поговорки, загадки, частушки. В сюжет этих программ вводятся персонифицированные образы, например, Несцерка, Лявошха, гаспадар, гаспадыня. Эти программы включают мощный пласт самобытного народного искусства. Они позволяют связать прошлое с сегодняшним днем, показать ответственность молодого поколения за сохранение и продолжение лучших традиций нашего народа.
Шоу-программы, состоящие из зрелища, пластики, танцев, показа мод, концертных номеров, клоунады, музыки, светового оформления. Они занимают заметное место среди других жанров культурно-досуговых программ. Им характерны разнообразные эффектные зрелища, музыка, световое оформление, театрализация и т.д. Благодаря этому они обладают неповторимой эстетической привлекательностью, дают возможность показать людям образцы красоты, силы, ловкости, смелости, продемонстрировать безграничные возможности физического и интеллектуального развития человека. Разновидностью шоу-программ являются ток-шоу, в процессе которых на глазах у зрителей происходит обсуждение актуальных проблем.
Разновидностью такого вида программ является следующие: 1) шоу-игра, которая может посвящаться как календарным тематическим праздникам, так и различным событиям культурной жизни (юбилеям писателей, тематическим неделям, ярким событиям, происходящим в округе, городе); 2) игра-спектакль (театрализованная игра), в которой сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля и дальнейшее развитие событий; 3) зрелище (концерт, литературно-музыкальная композиция, спортивное шоу и др.), характеризующееся наличием исполнителей и зрителей. Для исполнителя – юного певца, танцора, спортсмена выступление – всегда волнение, душевный подъем. Очень важно воспитать у детей зрительскую культуру – умение спокойно, доброжелательно воспринимать выступления своих сверстников.
Праздники – особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуговой программы. Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным участием всех детей. Развлечения могут свободно выбираться участниками или же могут следовать друг за другом, одновременно для всех.
Праздничные программы культурно-досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся: фестивали детского творчества, слеты, театрализованные представления, гулянья, карнавальные шествия, тематические недели, дни, смотры, конкурсы, приветствия, презентации, церемонии, творческие отчеты и др.
Не претендуя на исчерпывающую классификацию программ, следует отметить актуальность предложенного варианта для практики социокультурной деятельности. Опыт показывает, что социальные педагоги нередко сталкиваются с трудностями в творческом процессе создания оригинальных моделей досуговых программ. Разнообразие этих программ требует от социального педагога знаний, умений и навыков их творческого использования.
Многие досуговые программы, проводимые социальными педагогами, не всегда удовлетворяют возросшим культурным запросам аудитории. Мы разделяем мнение B.C. Садовской – доктора педагогических наук, автора многих работ по социокультурной деятельности, о необходимости создания технологии моделирования программ, в основе которой лежит воспроизводство творческих способностей и творческой активности личности
Длительная досуговая программа. В качестве форм реализации длительной досуговой программы могут использоваться все перечисленные выше типы досуговых программ – игровые, конкурсные, праздничные; последние могут входить в нее в качестве составных элементов-подпрограмм. Ее отличие в том, что она рассчитана на постоянный состав участников (учебная группа, клуб и т.д.) и может продолжаться в течение нескольких дней или недель, а то и в течение года и более.
Обязательное правило такой программы – наличие четких этапов, каждый из которых начинается и заканчивается ярким событием. Примером могут служить предметные недели, «робинзонады», ситуационно-ролевые игры «с погружением».
Длительная досуговая программа должна носить выраженный образовательный характер.
Источник: studfile.net
Классификация досуговых программ
Не существует единой классификации досуговых программ. Для использования возможностей досуговых программ представляет интерес несколько основных вариантов их классификации, используемых в теории организации социокультурной деятельности, педагогике досуга. Каждая, из представленных ниже классификаций, имеет право на существование и может быть использована при разработке пакета досуговых программ, оценке их эффективности.
В тексте раздела представлены 3 вида классификации досуговых программ. Представим их, характеризуя возможности использования каждой.
1. Классификация досуговых программ по ведущей функции организации культурно-досуговой деятельности позволяет оценить разнообразие форм организации досуга, обеспечить многофункциональность, разнонаправленность досуговых программ.
2. Классификация по принципам соучастия детей в программе и ее протяженность во времени – позволяет освоить видовое разнообразие досуговых программ, определиться с жанрами программ, их особенностями, основными задачами и принципами проектирования.
3. Классификация досуговых программ, массовых мероприятий, коллективных творческих дел в соответствии с возрастными этапами развития ребенка обеспечивает использование принципа возрастосообразности в организации досуговой деятельности детей, корректный выбор жанра и содержания программы. Опора на сензитивные виды деятельности детей, связанные с возрастными особенностями, лежащими в основе классификации, безусловно, повысит привлекательность программ для детской аудитории, придаст педагогическую целесообразность их проведению.
Классификация досуговых программ по ведущей функции организации культурно-досуговой деятельности:
· Сюжетно-игровые — в них преобладают разнообразные игры: подвижные, интеллектуальные, игры-драматизации, аттракционы, аукционы.
· Конкурсно-развлекательные, состоящие из разнообразных конкурсов, позволяющих выделить лидирующих участников или целые группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности.
· Фольклорные, включающие народные игры, песни, танцы, хороводы. В сюжет этих программ вводятся персонифицированные образы.
· Шоу-программы, состоящие из зрелища, пластики, танцев, показа мод, концертных номеров, клоунады, музыки, светового оформления.
· Рекреационно-оздоровительные, включающие методы биоэнергетического оздоровления, восточные оздоровительные системы, шейпинги, аромотерапию, музыкотерапию, арттерапию, диалоготерапию.
· Информационно-дискуссионные, включающие новую и значимую для аудитории информацию, побуждающую к спору, дискуссии, размышлению.
· Праздничные программы, органически сочетающие в себе многообразие содержания и средств художественного воздействия на разновозрастную аудиторию.
· Спортивно-развлекательные программы включают подвижные игры, шуточные поединки, веселые старты, комбинированные эстафеты, спортивные конкурсы.
Классификация по принципам соучастия детей в программе и ее протяженности во времени:
· разовая игровая программа;
· конкурсно-игровая программа по заданной тематике;
· длительная досуговая программа.
Разовая игровая программа, не требующая подготовки участников, когда ведущий включает детей в игру, массовый танец, пение, непосредственно в ходе программы. Она может длиться от 30 минут и более, в зависимости от возраста детей и выбора развлечений. Такой сеанс «затейничества» может быть и частью более крупной программы, например масштабной, праздничной.
Отличительными чертами игровой программы являются: многообразие используемых форм деятельности, которые реализуется через комплекс воспитательных задач, сюжетность, включенность участников в события программы, зрелищность и сотворчество организаторов и участников. Лучшие образцы современных игровых программ интегрируются в развлекательную шоу-программу, где сотворчество организаторов и участников органически переплетаясь, делают воспитательный процесс ненавязчивым, а естественным внутренним компонентом.
Участники программы не чувствуют себя воспитуемыми, а действуют свободно, увлекаясь происходящим, высвобождают личностный потенциал и развитие осуществляется как бы само собой. Достигнув новых для себя результатов, ребёнок радуется им, гордится собой, часто удивляется тому, что он смог сделать. Современные игровые программы, их наиболее удачные образцы предусматривают и деятельностное, и эмоциональное освоение их дидактического содержания. Механизму эмоционального восприятия способствует театрализация программ, которая обогащает воображение, фантазию ребенка, обеспечивает его эмоциональную включённость в события программы.
Конкурсная игровая программа по заданной тематике с предварительной подготовкой участников (КВН, «Брейн-ринг», и т. д.). Готовить такие программы могут как педагоги, так и старшеклассники под их руководством.
Стратегия интеллектуальной игры строится на том, что перед участниками стоит задача наиболее верного планирования участниками своих действий. От того как будут спланированы действия зависит успех или неуспех игрового действия. Для интеллектуальной игры очень важна формулировка вопросов, их примерная характеристика дана в таблице.
Вопросы для интеллектуальных игр
Допустимые | Условно допустимые | Недопустимые |
Вопросы на сообразительность Вопросы типа «неизвестное об известном» Вопросы на логическое и ассоциативное мышление Вопросы «на удачу» Вопросы «на приближение» | Воспроизводящие вопросы Вопросы «с уловкой» Вопросы на перечисление Вопросы, предполагающие длинный ответ | Вопросы-розыгрыши |
Игра-спектакль. Чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы. Как правило, ими выступают педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования.
Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля. Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Чаще ее проводят в коллективах старших школьников.
Праздник — предполагает разнообразие развлечений, зрелищ, выставок, публичных выступлений с активным участием детей. В зависимости от поставленных педагогических задач праздник может быть торжественным ритуалом, связанным с социально значимым событием или значительным событием в жизни коллектива, например день рождения клуба, объединения, юбилей учреждения. Праздник обязательно рассчитан на активную подготовку к нему всех участников; это одно из главных условий в создании атмосферы ожидания праздника.
Особенности длительной сюжетно-ролевой игры:
· наличие развивающей социальной идеи (сюжета);
· наличие коллективной творческой деятельности детей (в качестве системообразующего фактора);
· разнообразие игровых ролей, их свободный выбор и смена (для самовыражения личности);
· создание и закрепление в игре положительных моделей поведения;
· конструирование защитной игровой среды, смягчающей воздействие обыденной жизни и диктата взрослых.
В качестве программы деятельности сюжетно-ролевая игра особенно интересно осуществляется в летнем оздоровительном лагере.
В досуговых программах (в т. ч. длительных) используются основные, выделенные в теории игровой деятельности (С. А. Шмаков) виды современных игр, в том числе:
· физические и психологические игры и тренинги;
Досуговые программы любого вида будут успешны, если чётко ориентированы на возрастные особенности участников. Одна из классификаций досуговых программ в соответствии с возрастными этапами развития ребенка разработана Н. С. Карповой и представляет следующую возрастную периодизацию.
I этап — возраст от 6 до 10 лет. Период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации могут быть всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями), чтение вслух, рисование, коллекционирование, драматизация, праздники.
II этап — возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга — организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются:
· игры на местности;
· игры на восприятие друг друга;
· спортивные игры, туризм;
· встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы);
· система зарабатывания каких-либо благ;
III этап — возраст 14-17 лет. В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. Подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их запросов и интересов. Это могут быть:
· вечера современной музыки;
· вечера авторской песни;
· формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; этнографические, экологические, археологические, фольклорные экспедиции; трудовые дела).
Источник: infopedia.su
Статья на тему «Технология организации досуговых программ»
В статье подробно описана технология проведения досуговых программ. Выделены функции для детской аудитории. Технология разделены на два блока с целью чёткости представления при планировании досуговой деятельности для детей педагогом. Особое внимание уделено функциям при проведения программ, значимость музыки, содержания программы.
Даны рекомендации для ведущего досуговой программы. Подробно описан ритуал награждения в процессе проведения программы.
Рогачёва Татьяна Тихоновна
Содержимое разработки
3. Технология организации детских игровых программ.
Можно выделить следующие функции детских досуговых программ: познавательная; коммуникативная; воспитательная; рекреационная; функция самоутверждения и самореализации человека.
Можно разделить технологию организации игровых досуговых программ для детской аудитории на два блока: творческий и организационный. Рассмотрим каждый блок подробнее.
Творческий блок включает в себя следующие моменты: создание сценарной группы, в обязанности которой входит: определение целей и задач, темы и идеи программы; написание сценария; работа с ведущими, разработку игр соответственно теме и возрасту участников, репетиционно — постановочный процесс, подготовку номеров выступлений творческих коллективов, подбор и запись музыкального сопровождения.
Игровая программа в процессе проведения не исключает импровизаций и наличия не предсказуемых моментов. Поэтому организаторам необходимо разработать план проведения мероприятия, в котором указывается дозировка времени на каждую игру, последовательность зрелищных заставок, место проведения и ответственных за каждый игровой эпизод .
Учитывая то, что игровая деятельность всегда является добровольной и включает элементы соревнования и возможности самореализации, к структуре игры как деятельности относят постановку и реализацию цели, планирование, анализ результатов.
Любая программа начинается с творческого замысла, в котором в образной художественной форме находят отражение глубоко осмысленные автором отдельные факты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества. Замысел является движущей пружиной в отборе фактов, событий, выразительных средств, он несет в себе логику сценария будущей программы.
Одним из компонентов технологического процесса является драматургия.
Драматургия – это сюжетно-образная концепция (взгляд) досуговой программы или массового действа, где само драматургическое действо создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы.
В качестве исходного материала выступают выразительные средства на основе самой жизни, реальный фактический материал; реальные герои, аудитория; конкретная реальная исходная ситуация. В досуговой программе драматургическая концепция предопределяется исходным, общественно значимым событием, где она выступает как способ донесения социальной информации, выраженной в художественной форме .
С точки зрения драматургии, досуговая программа — результат традиционной, своеобразной продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрителей .
Можно выделить компоненты драматургии досуговых программ для детей. Во-первых — это актуальность программ с позиций текущих социальных, культурных и педагогических задач. Во-вторых — преемственность и последовательность в их подготовке и проведении, выражающиеся в органической связи предыдущих и последующих программ как в организационном, так и в педагогическом и художественном аспектах. В-третьих — разнообразие программ, возможность модификации одной и той же программы.
Задача организатора — создать оригинальное художественное произведение соединением различных выразительных средств: игр, стихов, музыки, песен, в единую логическую композицию, подчиненную общему замыслу, теме, идее.
Действующие лица в сценарии — живые реальные герои, однако, могут быть литературные и художественные образы. Сценарий пишется конкретно для детей. Организация общения также «закладывается» в структуру сценария, используя приемы активизации участников программы. Сценарий рассматривают как программу педагогического влияния на детскую аудиторию, формирующую настроения и сознание детей.
Работу над сценарием следует начинать с определения темы и идеи. Тема — это круг явлений, отобранных и освещенных автором. Идея — это основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий.
Следующим шагом является продумывание композиции сценария, то есть реализация конфликта, сюжета в игровом действии.
Основными компонентами композиции являются:
Экспозиция — ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта.
Завязка — начало конфликта.
Основное действие — строгая логичность построения и развитие темы.
Кульминация — наивысшая точка развития конфликта.
Развязка — разрешение конфликта.
Каждый эпизод программы должен быть обусловлен, связан смысловыми «мостиками» с предыдущим и последующим .
Композиция имеет свои законы: целостность, взаимосвязь и соподчиненность частей целому, контрастность, подчиненность всех средств сценарному замыслу, единство содержания и формы, соразмерность, типизация и обобщение и другие.
Одним из важных элементов игровой – досуговой программы для детей является музыка. Её роль в художественно-образном решении, того или иного мероприятия поистине велика. Музыка, как ни один другой вид искусства способна с большой силой и всеобъёмлющей полнотой передать чувства и мысли, различные эмоциональные состояния человека. Диапазон этих состояний и переживаний, выражаемых музыкой, безграничен: от образов интимных и нежных до преисполненных общечеловеческой значимости и силы, от печальных и скорбных звучаний до ликующих и торжественных. Вот почему знание особенностей музыки как выразительного средства, её функций в досуговой программе, органического сочетания фонограмм и живого звучания необходимы режиссёрам игровых – досуговых программ для организации более эффективного художественно-эмоционального воздействия на детей средствами музыкального искусства .
Каждая игровая – досуговая программа имеет свои специфические особенности, требующие определённого музыкального решения в соответствии с тем, где она проводится: в здании, на улице, на стадионе, в парке и т. д.
Однако, несмотря на их жанровое разнообразие и условия проведения, музыку в досуговой программе можно классифицировать следующим образом: музыкальный пролог, музыкальный эпизод, музыкальный номер, музыкальный антракт, музыкальный финал, музыка по ходу действия.
Можно назвать следующие функции музыки в досуговой программе для детей:
1. Эмоциональная и смысловая характеристика всей программы, отдельных фрагментов. Она проявляется в нескольких направлениях: характеристика персонажей, места и времени действия.
2. Создание атмосферы действия. Благодаря своим качествам – эмоциональности, глубине, яркости, выразительности, тембровой окраске музыка является своеобразным фоном игрового действия.
3. Важная её функция участие в конфликте, так как она сама является его носителем. Тому пример – тема добра и зла в музыкальных произведениях.
4. Важная роль музыки появляется в её конструктивно-композиционной функции. Она способна придавать досуговой программе композиционную стройность и завершенность.
5. Организация темпо — ритма программы. Музыкальное искусство – искусство временно точное, оно представляет собой постоянно развивающийся во времени звуковой процесс.
Нельзя не остановиться на определении правил для ведущего детской игровой программы. Изучив теоретические источники, автор предлагает основные моменты:
- Доброжелательное отношение, внимание к каждому ребенку и коллективу детей.
- Ведущий должен проявлять больше выдумки и смекалки, знать различные варианты игр.
- Особое внимание культуре речи, эмоциональности.
- Эстетика внешнего вида ведущего.
- Нежелательно, чтобы на сцене дети ели и пили.
- Нежелательно на сцене заставлять детей раздеваться и разуваться.
- Нежелательно заставлять детей поднимать тяжести, в том числе и других детей.
- Не использовать в играх острые предметы.
- Важно регулировать темп игры, не допускать пауз, вести игру в хорошем настроении, с улыбкой.
- Продолжительность игры зависит от интереса аудитории к игре, если зрелищный запас исчерпан, то следует снять это задание или заменить его другим.
- Добросовестная подготовка и профессионализм.
- Ведущий должен поощрять участников или команды в словесной форме («спасибо», «молодцы», «умницы» и т.д.), предлагать зрителям поаплодировать участникам за удачное выполнение игрового задания или остроумным ответ, выдавать им призы, чтобы подбодрить участников.
-80%
Источник: videouroki.net