Доступная среда государственная программа что это такое

Настоящий ресурс использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий

Государственная программа разработана в целях обеспечения беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Тюменской области. В государственную программу включены подпрограммы:

1. Адаптация приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими маломобильными группами населения.

2. Социальная интеграция инвалидов и других маломобильных групп населения в общество.

Источник: Департамент социального развития Тюменской области
Дата создания: 23.04.2021
Дата обновления: 09.03.2023

Источник: admtyumen.ru

Государственная программа «Доступная среда»

Государственная программа «Доступная среда»

Распоряжением Правительства РФ утвержден План мероприятий по внедрению инклюзивного и интегрированного обучения в общеобразовательных учебных заведениях на период до 2025 года.
Согласно плану мероприятий и распоряжению правительства РФ от 23 февраля 2018 года №308-р. Государственная программа «Доступная среда» по созданию беспрепятственной жизненной среды для лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения продлена до 2025 года.

При участии органов местного самоуправления и Фондов Социального страхования, поручено учитывать требования относительно беспрепятственного доступа к объектам жилищно-коммунального и общественного назначения лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения при разработке градостроительной документации или внесения в нее изменений. Транспортная доступность — это возможность для лиц с физическими, сенсорными или когнитивными нарушениями оставаться мобильными и пользоваться всеми услугами и транспортными сооружениями самостоятельно, несмотря ни на какие обстоятельства и при любых условиях.

Вопрос транспортной доступности кроме общих документов дополнительно регулируются следующими документами: «Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта », «Порядок обслуживания граждан железнодорожным транспортом », «Методические рекомендации по обслуживанию специальных категорий пассажиров на воздушном транспорте ». Отсутствие транспортной доступности создает препятствия для трудоустройства, образования, подготовки кадров, здравоохранения и социальных услуг. По оперативным данным ООН 11% от общего количества учебных заведений (детские сады, школы, гимназии, лицеи, колледжи, институты, университеты и т.д.) являются полностью доступными для лиц с ограниченными физическими возможностями.

Государственная программа «Доступная среда». Основные нормы «доступности» по СП 59.13330.2016

Кроме того, 39,2% учреждений оборудованы пандусами, из которых 23,1% соответствуют требованиям государственных строительных норм. На сегодня 25,5% зданий профессионально-технических учебных заведений является доступными для обучения лиц с инвалидностью, 24,7% из общего количества общежитий оборудованы пандусами, кроме того, 9,6% общежитий полностью доступными для лиц с ограниченными возможностями. Для свободного передвижения студентов с ограниченными физическими возможностями почти 80% зданий, от общего количества высших учебных заведений, обустроено пандусами. Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата создаются удобные условия для пользования объектами инфраструктуры учебных заведений (библиотека, столовая, актовый зал, общежитие и т.д.). Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25 октября 2012 г.
Согласно распоряжению правительства РФ «О мерах по оказанию транспортных услуг инвалидам и детям-инвалидам, ограниченным в передвижении», вместе с органами местного самоуправления принять мероприятия для оснащения каждого автобусного, трамвайного и троллейбусного маршрута, по меньшей мере, одним транспортным средством, приспособленным для перевозки инвалидов. При закупке транспортных средств, в том числе автобусов для перевозки учащихся в сельской местности, обеспечить приобретение транспортных средств, приспособленных для перевозки инвалидов.

Сейчас железными дорогами эксплуатируются более 450 пассажирских вагонов с купе для инвалидов-колясочников, приспособленных для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями, при количестве фирменных поездов — 78. Доступ к информации является неотъемлемой составляющей полной интеграции людей с инвалидностью в общество: — Участие в политической и общественной жизни; — Участие в культурной жизни; — Возможность развивать и реализовывать собственный творческий и интеллектуальный потенциал.

Предоставление доступа людям с инвалидностью к информационным технологиям — это не только вопрос прав человека, это также имеет большой экономический смысл. Исследования показывают, что интернет-сайты, которые появляются первыми в результатах предоставленных поисковыми системами, могут сократить расходы на поддержание Интернет-ресурсов и предоставить компаниям доступ к значительной, неохваченной базе потребителей.

Общественное движение за создание доступности к объектам жилой, социальной инфраструктуры, обеспечение транспортной и информационной доступности «Всероссийское Общество Инвалидов» начало заниматься вопросами создания безбарьерной среды для людей с ограниченными физическими возможностями, начав программу «Доступная среда». За годы реализации данной Программы, «Всероссийское Общество Инвалидов» получила опыт в решении проблем доступности и создании универсального дизайна, наладив сотрудничество с международными партнерами.

Читайте также:
Стартовая программа фаберлик что это

Именно поэтому «Всероссийское Общество Инвалидов» было признана субъектом разработки и исполнение Указов Президента России. В соответствии с этими документами было предусмотрено общественное влияние на процессы создания безбарьерности через совещательно-консультативные органы — комитеты доступности.

Создание такой структуры открыло путь к формированию сети активистов со всей России, которая взяла на себя решение многих контрольно-консультационных функций, как на государственном, так и местном уровнях, в каждом населенном пункте. Представители «Всероссийского Общества Инвалидов» входят в комитеты доступности профильных министерств и ведомств, областные и городские комитеты доступности. «Всероссийское Общество Инвалидов» инициировало проведение Всероссийского совещания «Доступная Среда» с участием Президента с целью вынесения вопросов доступности объектов социальной, транспортной и жилищной инфраструктуры на всероссийское обсуждение.

Впервые вопрос «доступности» обсуждался с участием губернаторов, представителей профильных министерств и институтов, общественных организаций инвалидов, правозащитных организаций и граждан с инвалидностью. «Всероссийское Общество Инвалидов» провело Всероссийское совещание «Доступность архитектурной и транспортной инфраструктуры для граждан с инвалидностью». По результатам этих совещаний появились государственные документы, направленные на активизацию деятельности государственных и местных органов власти.

Также в данных документах были предоставлены определенные полномочия общественным организациям и комитетам доступности в части подготовки рекомендаций по совершенствованию законодательства, проведения мониторинга деятельности органов власти по обеспечению доступности социальной, жилищной и транспортной инфраструктуры, разработки местных программ. Министерство регионального развития и строительства и «Всероссийское Общество Инвалидов» достигли соответствующего уровня сотрудничества, результатом которого стала разработка и официальное введение в действие Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.

Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14 ноября 2016 г. N 798/пр). «Всероссийское Общество Инвалидов» входят в комитеты доступности, созданные при центральных органах исполнительной власти, а также в комитеты доступности областного, городского и поселкового уровней. «Всероссийское Общество Инвалидов» наладило сотрудничество с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства и другими государственными институтами по вопросам создания доступной среды. Были разработаны информационно-методические материалы для общественных организаций, комитетов доступности, государственных и коммерческих структур по разъяснению действующего законодательства и государственных строительных норм.

Для широкого информирования создан сайт «Доступная Среда». «Всероссийское Общество Инвалидов» участвовало в разработке и принятии Распоряжения правительства РФ «Об утверждении плана мероприятий по внедрению инклюзивного и интегрированного обучения в общеобразовательных учебных заведениях на период до 2025 года». Сегодня представители Всероссийского общества инвалидов вошли в рабочую группу Министерства регионального развития РФ по разработке государственных строительных норм для инклюзивных школ. Краткая информационная справка «Не делайте для нас без нас». Консультирование представителями Всероссийского общества инвалидов проекта Государственной программы Доступная Среда, в частности разделов: «Социальная интеграция и окружающая среда», Создание беспрепятственной среды для жизнедеятельности инвалидов»; разработка просветительской программы общества инвалидов России; постановление правительства РФ «Об утверждении Программы обеспечения беспрепятственного доступа людей с ограниченными физическими возможностями к объектам жилого и общественного назначения »; международная конференция — «Безбарьерная архитектура — залог прав неполноценного человека». На конференции был представлен проект «Государственной программы обеспечения беспрепятственного доступа людей с ограниченными физическими возможностями к объектам жилищно-гражданского назначения». Каталог оборудования по программе Доступная среда

  • Государственная программа
  • Официальный сайт
  • Доступная среда для инвалидов
  • Проектирование
  • Реализация
  • Учреждения здравоохранения
  • Спортивные объекты
  • Учреждения культуры
  • Учреждения образования
  • Доступная среда в школе

Источник: rosopeka.ru

Доступная среда. Правовые аспекты

Невозможность самостоятельно перемещаться в современном городе затрудняет жизнь людей с инвалидностью. Доступная среда для больных СМА является важным условием для нормальной жизни.

Что такое доступная среда?

Термин «доступная среда» употребляется во многих законодательных актах, но единого, признанного всеми, определения нет. В разных источниках дается различное толкование термина. Например, термин «доступная среда» может применяться к элементам окружающей среды, которые используют люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными нарушениями. В широком смысле «доступная» или «безбарьерная» среда — это пространство, которое позволяет легко вести независимый образ жизни наибольшему числу людей. К сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами.

Читайте также:
Программа quik для чего

Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса — это НЕ решение проблемы.

Доступная среда представляет собой целый комплекс мероприятий для устранения всех барьеров и участков, опасных для инвалидов. Даже если адаптация начинается с пандуса – им она не заканчивается.

Часто вместо понятия «доступная среда» говорят «универсальный дизайн». Универсальный дизайн – удобен всем людям, независимо от их возраста, размера тела или каких-то физических особенностей. Примером универсального дизайна может быть вход в здание без порога.

Это решение удобно для мам с детскими колясками, для работников, переносящих тяжести, и для людей с ограниченными возможностями здоровья. Именно идеология универсального дизайна закрепляется Конвенцией о правах инвалидов. Окружающую среду необходимо проектировать с обеспечением удобства использования всеми людьми без необходимости приспособления или специализации дизайна.

Нормативные акты РФ, регулирующие доступную среду

Основным законом Российской Федерации является Конституция РФ. В Конституции не содержится специальных положений, которые регулировали бы вопросы доступной среды. По Конституции права любого человека являются равными и не зависят от каких-либо особенностей или физических данных.

Но в Конституции есть статья 27, которая гарантирует каждому, кто находится на территории России, свободно перемещаться и выбирать место жительства или пребывания. При разработке Конституции РФ авторы в этой статье не имели в виду инвалидов или иных маломобильных граждан. Любой гражданин в России сам может решать, где ему жить, как, когда и куда пойти или поехать.

Люди с особыми потребностями здоровья также имеют на это право. Следующим нормативным актом, который относится к рассматриваемому вопросу, является Конвенция ООН о правах инвалидов 2006 года, которая стала частью российского законодательства, после её ратификации в 2012 году. Конвенция детально регулируют положение инвалидов в обществе.

Основная мысль Конвенции — людей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) необходимо полно и эффективно вовлекать в активную жизнь. Для этого необходимо создать доступную среду, применяя принципы универсального дизайна в окружающем мире.

При этом государства участники данной Конвенции должны принимать меры для обеспечения инвалидам доступа к окружающей среде, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения как в городских, так и в сельских районах. По смыслу статьи 9 Конвенции это необходимо, чтобы инвалиды могли вести независимый образ жизни и участвовать во всех аспектах жизни общества.

В тех случаях, когда людям с ОВЗ недоступны какие-то здания или услуги, происходит их дискриминация, а дискриминация по Конвенции запрещена. Важным законом, гарантирующим права инвалидов в РФ, в том числе право на доступную среду в обществе, является Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995. В соответствии со статьей 15 условия для беспрепятственного доступа и пользования зданиями, строениями, сооружениями, различными объектами инфраструктуры должны создавать Федеральные органы государственной власти органы государственной власти субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и Чтобы соблюсти законы, перечисленные выше, с 2011 года в России реализуется Программа «Доступная среда». Эта программа изначально была разработана на период с 2011 по 2015 гг., но была продлена до 2020 г., а затем до 2025 года.

Цель программы — формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов к физическому окружению, транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Важным нормативным актом в сфере формирования доступной среды является Постановление Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов». Им установлены правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, осуществляются федеральной, региональной и муниципальными межведомственными комиссиями в домах, входящих в состав федерального, регионального, муниципального или частного жилищного фонда. По результатам обследования составляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, делается вывод о том возможно или невозможно приспособить помещение.

В случае невозможности приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома), комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома). Различные положения касающиеся доступной среды есть также в Гражданском кодексе, Жилищном кодексе, Градостроительном кодексе и некоторых федеральных законах. Правовое регулирование доступной среды для инвалидов осуществляется различными ГОСТами, сводами правил и сводами стандартов, которые должны обязательно учитываться при строительстве или реконструкции любых зданий. Ответственность за уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур предусмотрена статьёй 16 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Конечно, такое разнообразие нормативных правовых актов, с одной стороны, позволяет отрегулировать даже незначительные нюансы по созданию доступной среды для инвалидов, с другой стороны, такое количество законов осложняет процесс организации доступного пространства.

Читайте также:
Discord setup что это за программа

Элементы доступной среды

  1. Вход на территорию. Должен быть хотя бы один приспособленный вход, который будет располагаться максимально близко к парковке, должен быть указатель на этот вход.
  2. Пешеходные пути. Должны помогать безопасно добраться до нужного места, на них должны быть установлены ориентиры, элементы благоустройства и плавное изменение уровней высоты.
  3. Парковку для инвалидов. Должна предусматривать определенное количество парковочных мест для автомобиля для людей с инвалидностью. При этом установлено процентное соотношение количество парковочных мест для людей с инвалидностью к их общему количеству. Парковочных мест должно быть не менее одного. Такое парковочное место отличается от остальных чуть увеличенными размерами.
  4. Рекреационную зону. Различные скамейки, навесы, которые должны быть удобны для маломобильных граждан, данные объекты не должны выделяться и располагаться примерно через 100-150 м.

Вход в здание, включающего:

  1. Входы. Не менее одного доступного входа, который при необходимости может быть оборудован пандусом или подъемником. Вход должен быть обозначен указателями или информационными табличками. Если на входе используется турникеты, то должны быть предусмотрены отдельные проходы для людей на колясках или других категорий маломобильных граждан.
  2. Двери. По СП 59.13300.20 дверные проемы вновь проектируемых зданий и сооружений для входа маломобильных граждан должны иметь ширину «в свету» не менее 1,2 м. При проектировании реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений ширина входных дверных проемов принимается по месту от 0,9 до 1,2 м. При этом рекомендуется не устанавливать пороги в дверях, а если они есть, то их высота не может быть выше 14 мм. Ручки должны быть удобными, нетравмоопасными. На дверях должны быть необходимые метки для слабовидящих людей.
  3. Лестницы. Лестницы должны включать в себя ступени и ограждения с поручнями. Законодательно установлена ширина маршей в зависимости от типа лестницы и места её расположения, какие ступени должны быть, как установлены поручни на лестницах.
  4. Пандусы . Наклонная поверхность для перемещения человека в кресло-коляске. Установка пандусов необходима в любых местах где перепад высот превышает 4 см. Это может быть спуск с тротуара на проезжую часть на пешеходных путях, при входах в здание, внутри здания. Однако есть исключения, например, если расчетная длина пандуса будет превышать 36 м, то его лучше заменить на подъёмное устройство. Это же правило применяется, если перепад высот составляет больше 3 м.

К пандусам предъявляется множество требований. К примеру, иметь определённую ширину и уклон, а также должны быть перила, законодательно определенный формы. Основным документом является СП 59.13330.2020.

Максимальная высота одного марша пандуса не должна превышать 45 см. Длина одного марша пандуса не должна превышать 9 м. В начале и конце каждого пандуса, также между маршами пандуса (через каждые 8-9 м длины марша пандуса) следует устраивать горизонтальные площадки шириной не менее ширины пандуса и длиной (при прямом пути движения или на повороте) не менее 1,5 м.

Ключевым параметром пандуса является его уклон. Уклон пандуса представляет собой соотношение высоты подъема пандуса к длине наклонного участка пандуса. Самостоятельно человек на инвалидной коляске может преодолевать уклон пандуса менее 5 %. Для этого ему не понадобятся поручни и посторонняя помощь. Если пандус имеет уклон 5 % и более, то это вызывает трудности.

Поэтому СП 59.13300.2020 закрепляет, что уклон пандуса принимается в интервале от 1:33 до 1:12,5.

Источник: f-sma.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru