Святослав Фёдоров лично руководил строительством своей больницы. И вместо того, чтобы заранее обдумывать расположение дорожек и асфальтировать их, он подождал, пока люди сами протопчут тропинки там, где им удобно ходить. Потом осталось просто проложить дорожки на месте тропинок.
Задумайтесь и вспомните, сколько раз вы видели по-идиотски проложенные дорожки и тропинки, которые люди протаптывают в обход, как им удобно.
Почему так происходит? Потому что некоторые плохие проектировщики просто не в состоянии предсказать потребности людей. И потому что некоторые потребности вообще очень сложно предсказать даже хорошим проектировщикам.
Вывод: нужно прилагать все усилия, чтобы правильно предсказать нужды пользователей, но при этом внимательно следить за реальным их взаимодействием со спроектированной системой и быть готовым эту систему исправить.
К сожалению, многие не просто заранее по-идиотски прокладывают дорожки, но и возмущаются потом, что люди ходят там, где им удобно, ставят заборы, вспахивают тропинки и заново засевают газон и т.д.
Программа «Тропинка к своему Я»
Самое интересное, что возмущаются часто не только и не столько проектировщики и разработчики (архитекторы, ландшафтные дизайнеры, рабочие, проложившие дорожки и т.д.), но и некоторые простые пользователи (такие же пешеходы, которые считают, что раз дорожки проложены так, пусть и неудобно, то ходить нужно именно по ним, косо смотрят или высказывают своё возмущение более свободолюбивым).
Пример, как действовать согласно описанному подходу:
Оффтоп в блогах и форумах
Издавна так сложилось, что люди в форумах и блогах часто переходят с обсуждения поста к разговору на посторонние темы. Потому что им так удобно.
Действия проектировщиков: полное непонимание и игнорирование проблемы.
Действия некоторых пользователей: напоминание, что ходить нужно по проложенным дорожкам, пусть и неудобным. От ненавязчивых, до категоричных, вплоть до бана.
Решение проблемы: предоставить пользователям простой и удобный способ ухода в оффтоп, позволяющий продолжать разговор, не мешая остальным.
Дать пользователям возможность самим помечать ответвление обсуждения как оффтоп. Дать возможность модератору делать это принудительно.
Сделать два варианта ухода в оффтоп: приватный, когда ветвь перестаёт быть видна всем остальным, и публичный, когда ветвь помечается как оффтоп, перестаёт показываться по умолчанию, но при желании её можно развернуть и прочесть.
Сделать возможность возвращения из оффтопа: может так получиться, что в процессе ушедшего далеко в сторону обсуждения родится что-то важное для главной темы. Нужно предусмотреть такую же простую возможность начиная с этого фрагмента снова сделать обсуждение доступным общественности.
Сделать возможность вынести ответвившееся обсуждение в отдельную тему, заметку, сохраняя все сообщения и структуру. (Я знаю, что нечто подобное существует как плагин к phpBB.)
Это достаточно простое решение, которое вполне осуществимо на данном уровне развития технологий с небольшими затратами.
Методика разработки Основной общеобразовательной программы ДОО (на примере ОП «Тропинки»)
Идеальное же решение могло бы, например, включать полное объединение форумов, блогов, почты, мессенджеров в единую систему со взаимными связями частей и возможностью простого перехода из одного средства в другое. Но это уже отдельная тема, огромная работа и дело будущего.
Проектировщику надо быть скромнее и не считать, что он в состоянии всё предсказать. Но всё равно продолжать прилагать максимум усилий.
Надо быть внимательным к поведению пользователей и готовым внести соответствующие изменения в продукт.
- проектирование
- проектирование интерфейсов
- юзабилити
Источник: habr.com
Программа для детского сада «Тропинки»
Образование в детских садах по программе «Тропинки» под редакцией основано на развитии воображения как универсальной способности, помогающей познавать себя и окружающий мир.
Все формы детской деятельности — игра, конструирование, общение, творчество и другие — могут нести «образовательную ценность». Личностное же развитие происходит, только если созданы условия не только для освоения знаний и навыков, но и для формирования важнейших качеств:
- самостоятельности;
- инициативности;
- ответственности.
Достичь этой цели позволяют принципы программы «Тропинки»:
На каких принципах основана программа «Тропинки»?
1. Элементы развития креативного потенциала:
a. мышление;
b. Способность постигать явления и объекты от общего к частному;
c. Творческий характер поиска решений проблемы;
d. Способность увидеть предмет в новом контексте.
2. Решение элементарных повседневных задач с опорой на культурный пласт достижений человечества.
Например, в направлении «Познавательное развитие» воспитанники по ходу занятий неявно подводятся к философские вопросам:
- Что может удивить людей?
- Почему люди не всегда находят общий язык?
- Откуда рождаются мои мысли?
- Зачем я нужен другим людям? И зачем они нужны мне?
Игра или сказка заставляет ребят задуматься на «вечные» темы, осмысливая и анализируя близкий контекстный опыт.
3. Передача новых знаний путем постановки проблемы (задачи).
4. Многодеятельностный подход воплощения творческих задумок и открытий.
5. Каждое занятие — событие, которое выделяется на фоне обыденной жизни, продукт, совместно создаваемый взрослыми и детьми.
6. Оздоровительное направление приоритетно и встроено внутрь развивающих мероприятий с малышами.
Эвристическое естествознание и живая геометрия
Приведем примеры, как методология программы «Тропинки» активизирует мышление ребенка.
Пример 1. На занятиях по культуре познания воспитанники прослушивают «Корова Буренка» (аналогичная «Курочке Рябе»).
Необычный подход (в данном случае — инверсия) способствует лучшему усвоению привычного и знакомого.
В конце сказки корова обещает расстроенным деду с бабой не нести больше никаких яичек — ни золотых, ни простых.
Когда история завершилась, детям показывают коробочку с игрушечными яичками и спрашивают, кто там может находиться. Дети отвечали, что в них сидят цыплята (или птенцы). Каково было их удивление, когда в разборных яичках оказались не только фигурки цыплят, но и ящерки, черепашонка, змееныша, муравьишки и даже маленькой рыбки!
Далее им показывали картинку утконоса и просили уточнить, кто это: зверь, птица или рыба. После следующей сказки «Гадкий утконос», в заключение которой выясняется, что необычного детеныша нужно кормить не червяками, а молоком.
Таким образом, на этом занятии у детей сложилось первичное, пока еще недифференцированное представление о сущности млекопитающих. Хотя педагог только предоставил пищу и среду для размышлений, не обобщая информацию и не вводя никаких научных терминов и понятий.
Пример 2. Для глубокого понимания сути геометрии (подраздел «Тропинки в мир математики») используется активность.
В игре «Изобрази фигуру» (различные типы углов, тела вращения) детям предлагается отождествить себя с геометрическим элементом или с инструментом — например, циркулем.
Такие знания запоминаются с удовольствием, легко и непроизвольно, в отличие от скучных, утомительных занятий за столом.
«Тропинки» в жизнь
Примерная программа дошкольного образования включает стандартные линии работы с детьми, предусмотренные ФГОС (, речевое, познавательное, и физическое развитие).
В каждую сферу входит несколько подразделов, названные авторами программы «тропинками».
Традиционные направления по введению ребят в мир литературы, математики, изобразительного искусства и музыки глубоко раскрываются и дополняются новыми.
Так, научить уважению к трудящимся людям, рациональности и бережливости поможет издание «Тропинки в экономику» .
Чтобы подготовить малышей к жизни среди общества, выпущены или готовятся к выпуску пособия: «Технологии социализации ребёнка в образовательном комплексе» , «Развитие толерантности у детей 5–7 лет» , «Тропинка к взаимопониманию» (рабочая тетрадь) .
Для создания предпосылок самореализации ребенка в мире искусства подготовлены материалы «Развитие воображения в изобразительной деятельности» , «Здравствуй, русская сторонка! Музей в детском саду» и , серии пособий «Цветная тропинка», «Цветные ладошки», программы по конструированию и художественному труду .
Также в ближайшее время выйдет в печать комплекс «Тропинки» для детей от 1,5 до 3 лет.
Что думают педагоги о программе «Тропинки»?
Ряд воспитателей предпочитает проверенные годами методики — программу (в новом издании — «От рождения до школы под ред. ), «Детство», «Истоки», «Радуга». В состав их методического обеспечения также входят тематические авторские программы, помимо основной комплексной.
С другой стороны, авторам проекта «Тропинки» удалось сбалансировать инновации и традиции. Увлекательные сценарии занятий удивят и понравятся даже взрослым. Поэтому эту программу действительно можно считать ориентированной на развитие психики и формирование самодостаточной, гармоничной личности ребенка.
Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно — рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом.
Источник: best-mother.ru
Реализация программы «Тропинки» в ДОУ
Программа «Тропинки» предусматривает скоординированную поддержку развития воображения и других творческих способностей ре¬бенка с использованием всей многообразной «палитры» детских деятельностей, куда входят и игра, и изобразительное творчество, и конструирование, и восприятие сказок, и учение, и общение, и многое другое. Это предполагается осуществлять в рамках всех направлений образовательной работы с дошкольниками — от физкультурно-оздо¬ровительного до художественно-эстетического. Такой подход является залогом обеспечения полноценного психического развития ребенка.
Оценить
4408 0
Содержимое разработки
Турова Лилия Альбертовна,
заведующая первой кв. категории
МБДОУ Детский сад № 45 «Космос»,
г. Альметьевск, РТ
Реализация программы «Тропинки» в ДОУ
Дошкольный период — чрезвычайно важный период в жизни ребенка. Именно на этом этапе происходит усиленное физическое и умственное развитие, закладываются основные черты характера.
Программа «Тропинки» предусматривает скоординированную поддержку развития воображения и других творческих способностей ребенка с использованием всей многообразной «палитры» детских деятельностей, куда входят и игра, и изобразительное творчество, и конструирование, и восприятие сказок, и учение, и общение, и многое другое. Это предполагается осуществлять в рамках всех направлений образовательной работы с дошкольниками — от физкультурно-оздоровительного до художественно-эстетического. Такой подход является залогом обеспечения полноценного психического развития ребенка.
На сегодняшний день в нашем городе функционирует 9 дошкольных образовательных учреждений, работающих по программе «Тропинки» (автор ВТ. Кудрявцев).
Ведется совместная работа с Набережночелнинским филиалом негосударственного образовательного учреждения «Центр развития образования». НЧФ НОУ «Центр развития образования» является негосударственным образовательным учреждением, осуществляющим научно-методическое обеспечение реализации государственных и инновационных программ дошкольного, начального, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительного педагогического образования.
И январе 2011 года «Центр развития образования» получил статус Автономной некоммерческой организации (АНО ЦРО).
Из года в год количество открывающихся групп увеличивается. Квалификационный уровень педагогов повышается из года в год. Наши воспитатели получают высшее, средне-специальное образование, что несомненно сказывается на качестве обучения и воспитания. Все специалисты отличаются высоким уровнем профессионализма, ответственностью, творческим подходом, стремлением к повышению квалификации являются постоянными и активными слушателя ми проводимых семинаров, мастер-классов, круглых столов и других форм обучения, проводимых на базе ДОУ № 29, ДОУ № 34, ДОУ № 44, ДОУ №45 г. Альметьевска и Набережных Челнов.
Наши воспитатели прошли краткосрочные бесплатные курсы повышения квалификации по пособиям ООО Издательского центра «ВЕНТАНА-ГРАФ» и по программе «Предшкольная пора» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, что является хорошим подспорьем в работе воспитателей, работающих по программе «Тропинки». По итогам про водимых семинаров и краткосрочных курсов повышения квалификации все педагоги имеют сертификаты и справки.
В нашем городе, на базе наших садов № 29, 34, 44, 45 прошли
«Современное дошкольное образование. Методика работы по по собиям Н.Г. Салминой «Учимся думать»».
«Развитие культуры речи и речевого общения. Методы работы с детьми по задачам речевого образования. Непрерывное речевое обра зование. Связная речь. Работа с пособиями и картинками» О.С.
Ушакова.
«Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей дошкольного возраста» Г.П. Новикова.
«Развитие речи детей через различные формы творческой деятельности».
«Формирование оспой логического мышления у детей» МП. Султанова.
«Психоэмоциональное развитие детей дошкольного возраста» Т.П. Ерофеева.
«Предшкольная пора. Обучение грамоте» Т.П. Ерофеева.
Вебинар с М.Н. Султановой.
Наши педагоги приняли участие в республиканском конкурсе творческих работ «Лучшая методическая разработка по организации и содержанию предшкольного образования» между талантливыми педагогическими работниками, внесшими вклад в развитие НЧФ НОУ «Центр развития образования», организатором которой является его бессменный руководитель Мухаметзянова Р.С.
Победителями регионального конкурса стали: ДОУ № 29, 30, 43, 34, 33, авторский коллектив ДОУ № 65. Остальные участники регионального конкурса были награждены сертификатами.
У педагогов отмечается хороший уровень теоретических знаний, который позволяет обеспечить высокую эффективность обучения и воспитания детей разных возрастных категорий.
Воспитатели используют в своей работе разнообразные методы и приемы: игровой, словесный, наглядный, метод проблемного изложения материала, сюрпризный момент, художественное слово, игры-занятия, игры-инсценировки, экскурсии, игры-драматизации. Живость эмоций повышает внимание детей, вследствие чего активизируются все процессы по усвоению учебного материала.
В начале года педагогами определяются приоритетные направления, над которыми они будут работать, также ведется работа по реализации годовых задач детского сада.
В начале и в конце учебного года с детьми проводится диагностика но основным направлениям учебно-образовательного процесса.
Дня диагностического обследования речевого развития используется методика О.С. Ушаковой, Струниной; по разделу РЭМП диагностика проводится по методике М.Н. Султановой.
Работа с семьями воспитанников строится на основе глубокого качественного анализа. Воспитатели умеют создать благоприятную атмосферу, поддержать нужное направление в ходе беседы. В течение всего учебного года педагоги регулярно информируют родителей о том, что происходит в повседневной жизни и в учебной деятельности детей. Проводятся тематические родительские собрания, консультации, оформление наглядной агитации, отчетные занятия, семинары-практикумы, анкетирование, совместные праздники и досуги.
Родители являются активными участниками в воспитательно-образовательном процессе.
Вся работа педагогов основана на уважении к личности ребенка, внимательном отношении к его интересам и потребностям, заботе об его эмоциональном благополучии, создании условий для проявления детской активности и свободного творческого самовыражения.
Источник: www.prodlenka.org