Дошкольное образование фгос программы что это такое

Содержание

Изучаем ФГОС дошкольного образования. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований. — презентация

Презентация по предмету «Дошкольные (подготовительная группа)» на тему: «Изучаем ФГОС дошкольного образования. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Изучаем ФГОС дошкольного образования

2 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. 1155

3 Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, самостоятельным уровнем образования.

4 Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка…

Содержание дошкольного образования в условиях ФГОС дошкольного образования

5 Стандарт направлен на достижение следующих целей: повышение социального статуса дошкольного образования; обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

6 Стандарт направлен на решение следующих задач: 1)охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2)обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3)обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; 4)создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

7 5)объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6)формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности; 7)обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8)формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9)обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

ФГОС дошкольного образования: структура и содержание

8 Стандарт включает в себя требования к: 1.Структуре Программы и ее объему. 2.Условиям реализации Программы. 3.Результатам освоения Программы.

9 Разрабатывается и утверждается ДОУ самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ Реализуется в течение всего времени пребывания детей в ДОУ ДОУ может разрабатывать и реализовывать различные ООП с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток

10 Развитие личности Содержание Программы Развитие мотивации Развитие способностей Виды деятельности Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать основные направления развития и образования детей

11 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Физическое развитие Социально- коммуникативное развитие Социально- коммуникативное развитие Художественно- эстетическое развитие Художественно- эстетическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие

12 Цель гармоничное физическое развитие формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой формирование основ здорового образа жизни Цель гармоничное физическое развитие формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой формирование основ здорового образа жизни Задачи Образовательные формирование двигате- льных умений и навыков развитие физических качеств овладение ребенком элементарными знания- ми о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья Воспитательные формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями разностороннее гармо- ничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое) Оздоровительные охрана жизни и укрепле- ние здоровья, обеспече- ние нормального функционирования всех органов и систем организма всестороннее физическое совершенствование функций организма повышение работоспособности и закаливание

13 Социально-коммуникативное развитие Социально-коммуникативное развитие Задачи социально-коммуникативного развития Усвоение норм и ценностей, приня- тых в обществе, включая моральные и нравственные ценности Усвоение норм и ценностей, приня- тых в обществе, включая моральные и нравственные ценности Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками Становление самостоятельности, целенаправленно- сти и саморегуля- ции собственных действий Развитие социаль- ного и эмоциональ- ного интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания Развитие социаль- ного и эмоциональ- ного интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

14 Развитие игровой деятельности Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе Трудовое воспитание Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Основные направления социально-коммуникативного развития

15 Речевое развитие Основная цель Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа Основная цель Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа Задачи речевого развития Овладение речью как средством общения и культуры Обогащение активного словаря Обогащение активного словаря Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Развитие речевого творчества Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы Формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

16 1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение 2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения 3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам. падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование 3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам. падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование 4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание) 4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание) 5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове 6. Воспитание любви и интереса к художественному слову Основные направления работы по развитию речи детей

17 Познавательное развитие Основная цель : развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей Задачи познавательного развития Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации Формирование познавательных действий, становление сознания Развитие воображения и творческой активности Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов

18 Задачи Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы Становление эстетического отношения к окружающему миру Формирование элементарных представлений о видах искусства Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) Художественно-эстетическое развитие

Читайте также:
Что за программа install exe

19 Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования психолого-педагогические условиякадровые условияматериально-технические условияфинансовые условия развивающая предметно- пространственная среда

20 ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ уважение взрослых к человеческому достоинству детей использование форм и методов работы с детьми, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями учет интересов и возможностей каждого ребенка поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу поддержка разумной инициативы и самостоятельности детей возможность выбора детьми материалов, видов активности, партнеров по деятельности защита детей от всех форм физического и психического насилия

21 Требования к развивающей предметно- пространственной среде Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ НАЦИОНАЛЬНЫЕ, КЛИМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

22 Требования к кадровым условиям реализации Программы Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих

23 ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ООП санитарно-эпидемиологические правила и нормативы требования к пожарной безопасности требования к средствам обучения и воспитания оснащенность помещений ППРС материально-техническое обеспечение программы

24 Требования к финансовым условиям реализации Программы должны: обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы; обеспечивать реализацию Программы отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации Программы

25 Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Источник: www.myshared.ru

Школьный гид

В соответствии с федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. Дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, или в форме семейного образования. На реализацию программ дошкольного образования имеют право дошкольные образовательные организации (детские сады), общеобразовательные организации (школы) и организации дополнительного образования.

С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155).

Руководитель рабочей группы по разработке стандарта директор ФИРО Александр Асмолов пояснил: «В соответствии с принятой разработчиками идеологией дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребенка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг».

Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя:
1) требования к структуре образовательной программы и ее объему,
2) требования к условиям реализации образовательной программы,
3) требования к результатам освоения образовательной программы.

1. На основе требований стандарта детские сады будут самостоятельно разрабатывать и утверждать свои образовательные программы (далее — программы). При этом они могут учитывать примерные образовательные программы дошкольного образования из федерального реестра, которые будут в открытом доступе.

Примерные образовательные программы дошкольного образования должны появиться в реестре к 1 сентября 2014г. Для того, чтобы попасть в реестр, программам необходимо пройти жесткую экспертизу. Здесь хочется отметить, что таким образом разработчики ФГОС ДО пытаются снять с детских садов бремя написания и разработки программ в полном объеме, переложив его на разработчиков примерных образовательных программ.

В соответствии с ФГОС ДО в одном детском саду может реализовываться как одна программа, так и несколько (разные группы могут заниматься по разным программам с учетом развития и возможности детей).

2. Требования к условиям реализации программы включают в себя требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Впервые в стандарт включено понятие развивающей среды. А это значит, что наши детские сады теперь должны выглядеть по-другому. Стандарт требует: окружающая ребенка среда должна быть «развивающей предметно-пространственной». То есть будить воображение и любознательность, давать возможность проявлять свои интересы, а заодно — и азы знаний. А также отвечать следующим принципам: быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

3. В стандарте указано, что специфика дошкольного детства, а также системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры — это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Необходимо отметить, что в ФГОС ДО целевые ориентиры прописаны для всех возрастных этапов: от младенческого (2 месяца — 1 год) и раннего (1 год — 3 года) возраста до этапа завершения дошкольного образования.

Никаких экзаменов, аттестаций в детских садах не допускается. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Главный упор в стандарте сделан на развитие малышей через игру, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, взрослыми.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
— индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
— оптимизации работы с группой детей.

Для обеспечения внедрения ФГОС ДО и облегчения работы на местах, вышли в свет «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года № 08-249.

И в заключение необходимо отметить, что внедрение ФГОС ДО имеет ряд потенциальных рисков. Так, Александр Асмолов отметил, что одним из основных рисков является столкновение стандарта с установками родителей, которые до сих пор считают, что от дошкольных организаций требуется «дрессура детей», которая позволит им быть готовыми к школе.

Определенные ожидания подобного же рода есть и у педагогов начальных классов. Они считают, что, приходя в первый класс, дети должны уметь считать и писать, в том числе, благодаря занятиям и умениям, полученным в детском саду. Действительно, необходимость того, что ребенок должен быть подготовлен к следующему уровню образования, никто не отменял.

Однако в стандарте прописано совсем другое — нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться. «Не ребенок должен быть готов к школе, а школа — к ребенку. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий творческий потенциал каждого и всей нашей культуры» (А. Асмолов).

И все же, как нам кажется, в старшем дошкольном возрасте необходимо развивать в ребенке произвольность (особенность поведения, опосредованного образом, правилом, моральной нормой) и усидчивость. Занятие, как вид учебной деятельности, должно присутствовать в режиме дня дошкольников, чтобы переход ребенка в начальную школу не был болезненным для всех участников образовательного процесса.

Многие издательства выпускают методическую литературу, созданную в помощь руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, перед которыми стоит ответственная задача внедрения стандарта дошкольного образования. На нашем сайте представлены пособия издательств «Просвещение», «ДЕТСТВО-ПРЕСС» и «Учитель».

Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:

Источник: schoolguide.ru

Что такое ФГОС дошкольного образования?

Сегодня уже всем очевидно, что современное подрастающее поколение намного опережает своих родителей по уровню жизненных приоритетов. В первую очередь это связано с научно-техническим прогрессом, который создает перед малышами совершенно новые возможности и заставляет их еще в дошкольном возрасте ставить перед собой самые смелые и амбициозные цели.

Введение норм ФГОС - эффективное решение актуальных проблем образования

Статьи по теме:

  • Что такое ФГОС дошкольного образования?
  • Чем отличаются бюджетные детские сады от автономных
  • Как распределяют детей по группам в детских садиках

ФГОС – это аббревиатура понятия «Федеральный государственный стандарт образования», которое применили для названия документа, разработанного уполномоченным органом. Этот нормативный акт отображает базовые требования к реализации учебной деятельности дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), средних общеобразовательных и специальных заведений, а также вузов. То есть, в нем четко сформулированы требования, рекомендации и нормы по составлению конкретных учебных программ образовательных учреждений.

Читайте также:
Что за программа нкц

Разработкой ФГОС занимался Федеральный институт развития образования (ФИРО) – ведущее научное учреждение нашей страны, образованное в 2005 году на базе ряда НИИ, находившихся ранее в ведении Рособразования. С 2011 года ФИРО получил статус самостоятельного научного учреждения с непосредственным подчинением Министерству образования России. Соответственно ФГОС ДОУ также был разработан этой структурой.

Актуальность ФГОС

Идея создания ФГОС была озвучена на государственном уровне еще в 2003 году, когда стали формулировать общие требования к образовательной системе подрастающего поколения. А первым государственным стандартом образования выступил документ, разработанный в 2004 году. С этого времени данный нормативный акт регулярно обновляется с учетом всех нюансов развития общества и технологического прогресса. Важной особенностью ФГОС ДОУ является его полная адаптация с Конституцией РФ и Конвенцией прав ребенка.

ФГОС для ДОУ - образовательный стандарт, который смотрит в будущее

Данный документ призван решить главную задачу по систематизации и логическому объединению процесса образования. ФГОС ДОУ создает методологическую базу по организации учебного процесса, подразумевающего лояльный и щадящий переход детей на новый уровень образования. В данном контексте основной задачей дошкольного образования является получение ими достаточного уровня знаний и психологической подготовки.

Федеральный государственный стандарт образования выступает в роли базового нормативного акта, на основании которого создаются конкретные учебные программы. Другими словами, данный документ определяет объем и сроки подготовки детей. Сама рабочая программа федерального стандарта для дошкольных учреждений учитывает постоянное повышение квалификации педагогического состава, включая его переаттестацию и организацию методологической деятельности. Таким образом, ФГОС в ДОУ позволяет четко планировать деятельность профильных учреждений с учетом соответствующего финансирования, а также организовывать все виды контроля уровня подготовки воспитанников.

Структура ФГОС для ДОУ

Федеральный стандарт дошкольного образования является документом с четкой структурой требований, состоящей из трех уровней.

Требования к составлению учебной программы. Раздел состоит из критериев, согласно которым педагогический состав обязан планировать образовательный процесс. Здесь обозначен обязательный объем учебного материала и его структура в соотношении различных направлений.

дошкольное образование ориентированно на инновационные технологии

Требования по реализации образовательной программы. В данном разделе содержится информация по организации учебного процесса, включая педагогическую, финансовую и материально-техническую составляющие. Здесь также учитывается работа с коллективом педагогов, родителями детей и другие формы реализации плановых мероприятий в рамках образовательной программы.

Требования к результатам учебной программы. Этот раздел документа ориентирован на минимальный уровень необходимой подготовки воспитанников, включая сроки реализации данных программных требований, а также контроль профессионального уровня педагогического состава.

Таким образом, в учебном процессе ФГОС для ДОУ реализуется в виде учебных программ, которые предполагают составление графиков, планов, рабочих регламентов для каждого предмета с учетом сформированной методологической базы и оценочных материалов по контролю уровня знаний. Важно понимать, что инновационный поход к процессу образования современных детей ориентируется не столько на закрепление необходимого уровня знаний и умений, сколько на формирование гармонично развитой и целостной личности. То есть, данный подход делает основной акцент именно на психологический аспект, который гарантирует воспитание полноценного и адекватного участника современного социума.

Для составления обучающих программ важно учитывать следующие сведения:

— требования федерального и региональных стандартов образования, а также прочих тематических нормативных актов (включая Конституцию РФ, закон «Об образовании», прочие законодательные документы федерального и регионального уровня);

— материально-технические и финансовые возможности дошкольного учреждения;

— возможности и условия, связанные с доступными средствами по организации процесса обучения;

— формы и методы организации учебного процесса;

— социальная ориентация конкретного региона;

— индивидуальные и возрастные способности воспитанников.

Кроме того, обучающие программы обязаны гарантировать сохранность и укрепление здоровья воспитанников, оптимальное взаимодействие педагогов с их семьями, физическую и психологическую подготовку детей к школе, равные условия обучения для всех социальных групп (независимо от места проживания, национальности, общественного статуса, вероисповедания), преемственность со школьной программой.

Цель и основные области знаний программы ФГОС ДОУ

Дошкольное образование в рамках государственного стандарта в качестве своей основной цели ставит достижение такого результата, когда в процессе обучения в воспитанника закладываются все необходимые основы для развития гармоничной личности, максимально адаптированной к современному социуму. То есть, во главу угла ставятся не личные достижения в области познаний, а именно способности оптимального взаимодействия с другими членами общества за счет ответственности и индивидуальных качеств.

Однако достижение определенного уровня знаний для воспитанников ДОУ обязательно. Ведь для успешного освоения школьной программы нужная определенная подготовка. А для гармоничного вливания в коллектив сверстников важна социальная адаптация, связанная с психологической подготовкой.

ФГОС для ДОУ максимально адаптирован к современности

Существует пять основных направлений, по которым разрабатываются обучающие программы согласно ФГОС для ДОУ.

Познавательное. Достижение у воспитанников стойкого интереса исследования внешнего мира, включая природный и социальный аспекты.

Речевое. Критерии носят возрастной контекст. Например, в старшей группе ДОУ воспитанники должны владеть логически связанной и правильно построенной речью.

Художественно-эстетическое. Освоение детьми мелкой моторики, а также развитие творческих способностей. Это направление основано на приобщении воспитанников к культурным ценностям и искусству в виде музыкальных и художественных произведений.

Социально-психологическое. Направление преследует своей целью адаптацию детей в коллективе сверстников. В данном контексте воспитанники должны научиться правилам поведения в социуме, формирования социального статуса и психологического комфорта.

Физическое. Раздел ориентирован на занятия по ОБЖД, оздоровительные и спортивные мероприятия.

В связи с преемственностью дошкольного и начального образования их ФГОС очень тесно взаимодействуют, что выражается в тождественности планирования данных учебных программ.

Целевые ориентиры и виды образовательных программ

Готовность дошкольника идти в первый класс начальной школы оценивается по специально разработанным целевым ориентирам, которые заключаются в следующих показателях:

— дошкольник позитивно относится к себе, людям и внешнему миру;

— ребенок может самостоятельно поставить задачу и выполнить ее;

— отмечается понимание в выполнении требований и правил общества;

— проявляется инициатива в образовательной, творческой и игровой деятельности;

— развита практика разрешения конфликтных и проблемных ситуаций;

— наличие правильно построенной и понятной окружающим речи;

— в творческой деятельности используется нестандартный подход;

— развита мелкая и крупная моторика согласно возрастным нормам;

— ребенок проявляет достаточную любознательность и наблюдательность;

— присутствие волевых качеств.

Государственный стандарт дошкольного образования формирует человека будущего

Образовательные программы в дошкольных учреждениях согласно ФГОС подразделяются на следующие виды:

— общеразвивающие («Развитие», «Радуга», «Кроха» и т.д.);

— специализированные (социальное, физическое, художественно-эстетическое, экологическое воспитание).

Совет полезен?
Статьи по теме:

  • Педагогическое кредо воспитателя ДОУ
  • Что должны знать родители о Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования
  • Каким должен быть современный детский сад

Добавить комментарий к статье
Похожие советы

  • Что такое детский сад комбинированного типа
  • Что означает отклонение в развитии ребенка 8-го вида
  • Дошкольное воспитание: цели и задачи
  • Чем занимается методист в детском саду
  • В чем отличие современного детского сада
  • Достоверные источники информации: как их искать и проверять
  • Какие предметы ЕГЭ надо сдавать, чтобы поступить в педагогический
  • Чем отличается среднепрофессиональное образование от технического
  • АИС: что такое и где используется?
  • Почему нет связи с сервером
  • Что входит в обязанности нянечки в детском саду
  • Какие права у ребенка в детском саду
  • Какие требования предъявляют к ребенку в детском саду
  • Что такое очно-заочное обучение: особенности, плюсы и минусы
  • Что такое инклюзивное образование в законе «Об образовании в Российской Федерации»
  • Закон «Об образовании в РФ»: изменения и новшества
  • Как найти электронную почту по фамилии
  • Как сдавать вступительные параллельно в нескольких университетах
  • Смешные короткие страшилки для детей 8 лет
  • Что такое предметно-развивающая среда?
  • Как восстановить свидетельство о рождении взрослого в другом городе
  • Николай Бабкин: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Как оформлять эпиграф
  • Что такое обучение на бюджетной основе

Источник: www.kakprosto.ru

Дошкольное образование по новым стандартам

Дошкольное образование по новым стандартам

В декабре 2016 года по всей России начинается переход детских садов на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. Садики станут первой ступенькой в общем образовании нового поколения. И ставка будет сделана на развитие индивидуальности и самостоятельности ребенка.
Как это будет выглядеть на практике, на встрече с журналистами в ГТРК «Новосибирск» рассказала директор Новосибирского педагогического колледжа №1 им. А. С. Макаренко, кандидат психологических наук Мария Наильевна Жафярова.

Но прежде мы спросили у нее, насколько верна информация, что все дошкольные образовательные учреждения в НСО работают по новому стандарту.

Нет предела совершенству!

— Вообще-то стандарт был учрежден в октябре 2012 года, а с 1 января 2014 он вступил в силу, в соответствии с приказом минобрнауки РФ. Но министерство образования и науки, понимая, что одномоментно такую инновацию по всей стране внедрить нереально (хотя мы подходили к ней долгие годы, с конца 1980-х), решило создать пилотные регионы.

» И в 2014 году ФГОС дошкольного образования был внедрен в ряде пилотных детских садов Новосибирской области, которые и стали опорными площадками.

Действительно, все дошкольные образовательные учреждения в НСО утверждают, что с 2015 года они работают по новому стандарту. Вопрос только в том, насколько успешно это достигается на практике. Вряд ли можно сказать, что в каждом саду этот документ реализуется на 100%. Но то, что люди понимают, что они разработали соответствующую базу, поправили свои программы и занимаются методической работой в этом направлении — это, безусловно, так. Ну, а если говорить о совершенствовании, то ему нет предела.

Читайте также:
Покемон программа что это

Наша справка:

  1. Требования к структуре образовательной программы.
  2. Требования к результатам освоения программы учениками. То есть дети в конце каждой ступени должны показать определенные стандартом результаты.
  3. Профессиональная подготовка учителей, наличие методических материалов, компьютерное оснащение школ, санитарно – гигиенические условия.

Дошкольное детство – это не подготовка к школе

Так что же это такое — новые ФГОСы в детских садах? И чем они отличаются от прежней системы в воспитании?
Как рассказала Мария Жафярова, в новом федеральном госстандарте главный ориентир делается на развитие индивидуальности и самостоятельности ребенка.

» То есть, если раньше (с 1962 года) единственной обязательной для использования в детсадах была учебно-дисциплинарная программа воспитания и обучения, то теперь векторы поменялись. Сейчас «ручки на коленочки и в кружок» уже не приветствуется.

Если в былые времена необходимым элементом для детсадовцев была ориентация на школу: устанавливались маленькие парты, у детей формировалась усидчивость, и считалось, что это необходимое качество для поступления в школу, то теперь все по-другому. Теперь один из ведущих принципов – организация развивающе-предметно-пространственной среды, которая должна стимулировать самостоятельность и активность ребенка.
В общей комнате должны быть «уголки уединения», поскольку, по словам Марины Жафяровой, право на уединение — это святое право человека, вне зависимости от его возраста.

— Если мы говорим о развитии ребенка, о личностно-ориентированной модели, то такое право должно быть соблюдено. ФГОС отрицает «школизацию» дошкольного детства. Это самостоятельный период, не связанный со школой в плане подготовки к ней. Одно из условий качества – психолого-педагогические аспекты.

Наша справка:

ФГОС раньше назывался просто образовательным стандартом. Так называемое первое поколение вступило в силу в 2004 году. Второе поколение было разработано в 2009 (для начального образования), в 2010 (для основного общего), в 2012 годах (для среднего полного).

В 2013 году был принят закон «Об образовании», согласно которому разрабатываются новые программы для высшего профессионального и дошкольного образования.
Стандарты заменяются на новые не реже одного раза в десять лет.

На федеральном уровне на основе ФГОСа разрабатывается приблизительная образовательная программа, ориентирующаяся на местную специфику. А дальше учебные заведения доводят эту программу до совершенства (в последнем процессе могут поучаствовать даже родители). Таким образом, российское образование с методической точки зрения можно представить в виде схемы: Стандарт — примерная программа федерального уровня — программа учебного заведения.

Кадры решают все

Не секрет, что в детских садах в основном работают или люди предпенсионного возраста, что, в общем-то, и неплохо, у них есть опыт. Или же мамочки без педобразования, которым надо как-то устроить вовремя свое чадо в сад.
Конечно, есть и молодые воспитатели, которые «теин в чаю, букет в благородном вине» — наверное, на них и делается ставка. Но их мало, и многие уходят, не выдержав испытания зарплатой. Так как же внедрять новую систему?

Марина Жафярова считает:

— Одномоментно мы эту проблему не решим. И, может быть, человек, который свято верит в правильность дисциплинарно-учебной модели, с трудом перестроится на новый лад. А может, и вовсе не сможет этого сделать.

» Самая главная проблема — в голове. Мы видим, какие прекрасные современные садики строятся в нашей области в последнее время, какие замечательные там помещения и интерьеры. Но одно из важнейших условий – инновационная готовность педагога.

Поэтому тут надо много работать, чтобы педагог понял, что предыдущие технологические варианты уже не соответствуют современным запросам общества. Это задача учреждений, которые готовят педагогов: педуниверситета, института повышения квалификации, колледжа, который я возглавляю. И все они предлагают программу массированного повышения квалификации и переподготовки.

Кстати, на сегодняшний момент отбоя от людей, которые хотят работать в соответствии с современными стандартами, нет! Другое дело, что любая инновация проходит 5 стадий – от полного неприятия до полного становления. Нам эти стадии нужно достойно пройти.

В воспитатели из экономистов

— Хочу сказать, что сейчас в детские сады приходит новая генерация педагогов. Это, действительно, люди, которые не имеют базового педагогического образования, но, в соответствии с современной законодательной базой, могут получить диплом о профессиональной подготовке, которая даст им право вести деятельность в дошкольной педагогике.

» И тут мы получаем исключительно интересный феномен, когда на стыке базовых экономических, юридических, финансовых сфер или даже сельскохозяйственного образования человек проходит программу профпереподготовки, и мы получаем совершенно неординарный «продукт». Ведь во взаимоисключающих, или не предполагающих друг друга областях возникают принципиально новые идеи!

Это исключительно благодарный слушатель. Возраст таких женщин разный, часто вполне зрелый и продуктивный – 40-45 лет. Сейчас они начинают составлять все большую и большую часть педагогов.

Ключевое слово — креатив

И все же, как конкретно эти новые технологии будут реализовываться в детском саду? Что там должно быть, кроме «уголков уединения»? Как все это будет претворяться в жизнь? И есть ли какие-то правила взаимодействия педагога с родителями в рамках новых стандартов? Вопросов к директору Новосибирского педагогического колледжа №1 было много.

О материально-технической базе детских садов и ее готовности к переходу на новые условия работы Марина Наильевна ответила так:

— Нельзя сказать, что готовность — 100%. Но, тем не менее, в новых садах она есть изначально. Если же говорить о садиках, которые построены давно — да, там есть определенные трудности: может не быть спальни, дети в одной комнате играют, и им тут же раскладывают кроватки. Но с помощью разного рода элементов, ширм, например, и такое пространство можно и поделить, и трансформировать. У нас на эту тему есть огромное количество методических разработок современных воспитателей.

А если говорить о развивающей предметно-пространственной среде, то, еще не заходя в детский сад, можно увидеть, как оформлен участок, есть ли живые изгороди и т. д. ФГОС дошкольного образования прописывает вполне конкретные требования к этому. А министерства образования и науки Российской Федерации и Новосибирской области составили перечень требований к детсадовскому оборудованию. Там должны быть и кубики — и обычные, и мягкие большие, и разные модули, которые легко во что-то трансформировать, и многое другое.

» Воспитатели дошкольных образовательных учреждений – люди исключительно творческие. Они многое делают своими руками и привлекают к этому детей. Творческий, любящий свое дело воспитатель всегда найдет возможность своими руками сконструировать доступные вещи. Так что тут ключевое слово — креатив.

Семья и садик

Новый стандарт предполагает и очень тесное взаимодействие воспитателя с семьей ребенка. Самое главное для педагога — взять родителя себе в соратники. Конечно, никто не отменял классические родительские собрания, но, как оказалось, теперь к этому добавляется много других форм работы с родителями. В том числе совместные проекты.

Они могут быть самыми разными, как пример, мастер-классы. В Новосибирске уже существует такая форма работы. В рамках образовательной программы детского сада родитель, являющийся специалистом в какой-то своей области, приходит к деткам в садик и дает мастер-класс.

» В этом году, когда праздновали День дошкольного работника, один из детсадов Академгородка представил такой совместный проект: мама — сотрудница НГУ вела кружок в садике по робототехнике.

Современное образование предполагает, что родитель может быть не менее компетентен в вопросах обучения и воспитания ребенка, чем педагог. У многих сегодняшних родителей очень высокий образовательный ценз, поэтому родительское партнерство с детским садом может быть на руку их же детям.

о детях от 4 до 7 лет

Источник: sibmama.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru