Презентация на тему: » « Актуальные вопросы реализации предпрофессиональных программ в сфере физической культуры и спорта в организациях дополнительного образования» 1.» — Транскрипт:
1 « Актуальные вопросы реализации предпрофессиональных программ в сфере физической культуры и спорта в организациях дополнительного образования» 1
2 Реализация предпрофессиональных программ в сфере физической культуры и спорта в организациях дополнительного образования Министерство спорта Российской Федерации
3 Внедрение предпрофессиональных программ позволит: 1.Решать одновременно не только задачу отбора спортивно одаренных детей, но и задачу вовлечения как можно большего количества детей в регулярные занятия спортом. 2.Стимулировать спортивные школы к переходу на реализацию программ спортивной подготовки, перераспределив финансирование в рамках государственного (муниципального) задания.
Обеспечить преемственность образовательного процесса и спортивной подготовки для всех спортивных школ (в особенности спортивных школ олимпийского резерва) в необходимом для подготовки спортивного резерва объеме и с учетом финансовых возможностей субъектов РФ и муниципалитетов. 3.Использовать спортивные и педагогические технологии в организации деятельности спортивных школ. 4.Стимулировать тренерско-преподавательский состав спортивных школ, работающих на массовость и выявление одаренных в спорте детей. 5.Профессионально ориентировать детей и подростков к подготовке и поступлению в дальнейшем в физкультурно-спортивные вузы и к освоению профессий, необходимых для нашей отрасли. 3
Практика разработки (проектирования и конструирования) дополнительной общеразвивающей программы
4 Пункт 6 статьи 33 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» Федеральный закон 329-ФЗ 4
5 Устанавливает следующее: образовательные организации дополнительного образования детей, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта и реализующие программы спортивной подготовки, разработанные на основе федеральных стандартов спортивной подготовки, наряду с указанными программами реализуют дополнительные образовательные программы в области физической культуры и спорта. 5
6 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Вступил в силу с 1 сентября 2013 года 6
7 Основные статьи, касающиеся изменений в деятельности образовательных организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта: Глава 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ. Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ. Статья 16.
Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования. 7
8 Основные статьи, касающиеся изменений в деятельности образовательных организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта: Глава 3. ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Статья 23. Типы образовательных организаций. Статья 25. Устав образовательной организации. Статья 31.
Структура и специфика реализации дополнительных и предпрофессиональных программ в сфере искусства
Организации, осуществляющие обучение. Глава 5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, РУКОВОДЯЩИЕ И ИНЫЕ РАБОТНИКИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Статья 49. Аттестация педагогических работников. Глава 8. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Статья 71. Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета. 8
9 Основные статьи, касающиеся изменений в деятельности образовательных организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта: Глава 10. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых. Глава 11.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Статья 77. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности. Статья 84. Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта. Глава 15.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 108. Заключительные положения. 9
10 Статья 84. Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта Основная статья для образовательных организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта 10
11 Общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта (особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта): дополнительные общеразвивающие программы дополнительные предпрофессиональные программы (направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте) (направлены на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта) 11
12 Основные задачи в период реформирования: 1. Обеспечить преемственность программ, реализуемых в спортивных школах, а также их синхронизацию между собой. 2. Обеспечить на их основе эффективную подготовку спортсменов высокого класса для спортивных сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. 12
13 Основные различия в принципах педагогики и спортивной подготовки: — педагогические принципы направлены на воспитание личности ребенка и создание условий для реализации всех его потенциальных возможностей; — принципы спортивной подготовки направлены на высшие достижения (достижение результата через программно-целевой характер деятельности) и на непрерывность процесса подготовки (организацию многолетнего, круглогодичного и этапного процесса подготовки спортсмена). 13
14 Основные изменения, определенные Федеральными государственными требованиями, касаются: 1. Направленности обучения на результат, который четко формулируется в разделе Требования к минимуму содержания дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы. 2. Введения дополнительного года обучения в целях продления предпрофессиональной подготовки для детей, не освоивших успешно программу в силу возраста, а также детей, желающих поступить в профессиональные учебные заведения. 3. Проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. 14
15 Основные изменения, определенные Федеральными государственными требованиями, касаются: 4. Новой структуры учебных планов, которые делятся на предметные области: теория и методика физической культуры и спорта; общая физическая подготовка; избранный вид спорта; специальные умения и навыки, в том числе, в избранном виде спорта. 5. Нормирования часов самостоятельной работы обучающихся, объем которой определяется с учетом минимальных затрат на индивидуальную спортивную подготовку, а также с учетом параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования, в том числе, реального объема активного времени суток. 15
16 Факторы успешности внедрения изменений в законодательстве Возможности достаточная материально-техническая база, кадровый потенциал, позволяющие реализовывать предпрофессиональные образовательные программы; Ресурсы государственное (муниципальное) задание, с учетом которого формируется контингент обучающихся по предпрофессиональной образовательной программе; Индикаторы показателем результативности работы спортивной школы становится ее выпускник, учитывается сохранность контингента (в том числе соотношение количества выпускников по сравнению с количеством поступивших — одно из лицензионных требований). 16
17 Пошаговое внедрение дополнительных предпрофессиональных программ Алгоритм действий руководителя спортивной школы 17
18 1. Проанализировать возможности спортивной школы в части реализации предпрофессиональных образовательных программ и программ спортивной подготовки с учетом утвержденных Минспортом России особенностей реализации программ (на основании части 9 статьи 84 Закона об образовании). 2. Разработать программу управления образовательным (тренировочным) процессом в переходный период (до 1 января 2016 года), направленный на реализацию двух видов программ. 3. Подготовить новые общеразвивающие и предпрофессиональные программы к лицензированию (бессрочные лицензии, выданные ранее, действуют до 1 января 2016 года). 18
19 4. Разработать технологию индивидуального отбора детей для освоения образовательных программ и их последующего перехода для освоения программ спортивной подготовки. 5. Разработать (обновить) локальные нормативные акты: — положение о приеме на обучение; — положение о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; — порядок перевода обучающихся с одной образовательной программы на другую и в дальнейшем на программы спортивной подготовки; — положение о сокращенной форме обучения; — порядок применения индивидуальных планов и другие. 19
20 Наряду с указанными дополнительными предпрофессиональными программами реализуют программы спортивной подготовки Самостоятельно разрабатывают образовательные программы на основе ФГТ и с учетом федеральных стандартов спортивной подготовки Необходимо получить соответствующую лицензию на осуществление образовательной деятельности! Компетенция спортивной школы 20
21 21 Основные принципы и структура взаимодействия образовательных программ в сфере физической культуры и спорта и программ спортивной подготовки
22 Программы в сфере физической культуры и спорта: 22 Профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта Интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта Дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта Дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта Программы спортивной подготовки
23 Дополнительные предпрофессиональные программы Общеразвивающие программы На основе федеральных стандартов спортивной подготовки (принимаются по каждому виду спорта) На основе ФГТ с учетом федеральных стандартов спортивной подготовки (ФГТ разрабатываются по группам видов спорта) Устанавливаются общие требования к образовательным программам (Минспорт России устанавливает особенности их реализации) Отличительные особенности программ 23
24 Программы, реализуемые на различных этапах подготовки: 24 Программы Этапы подготовки Общеразви- вающие программы Дополнительные предпрофессиона- льные программы Программы спортивной подготовки Спортивно- оздоровительный этап Основная деятельность Не допускается Этап начальной подготовки Не допускается Основная деятельность Допускается с учетом специфики подготовки Тренировочный этап (этап спортивной специализации) Основная деятельность Основная деятельность Этап совершенствования спортивного мастерства Допускается для завершения образовательного процесса Основная деятельность Этап высшего спортивного мастерстваНе допускается
25 Будут устанавливать обязательные требования только к дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта по следующим разделам: — к минимуму содержания программ; — к структуре программ; — к условиям реализации программ; — к срокам обучения. Министерством спорта Российской Федерации Утверждаются Министерством спорта Российской Федерации по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации и носят обязательный характер для всех образовательных организаций независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности (в том числе, спортивных школ), реализующих образовательные программы данного вида ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ 25
26 1.Игровые. 2.Командно-игровые. 3.Спортивные единоборства. 4.Сложно-координационные. 5.Циклические, скоростно-силовые, многобор ья. 6.С использованием животных. 7.Адаптивные (спорт глухих, спорт слепых, спорт ПОДА, спорт ЛИН). 8.Национальные виды спорта.
9.Служебно-прикладные, военно-прикладные, спортивно-технические, стрелковые, а также виды спорта, осуществляемые в природной среде. Федеральные государственные требования разрабатываются по группам видов спорта: 26
27 1 модуль Теория и методика физической культуры и спорта 2 модуль 3 модуль Избранный вид спорта 4 модуль Предметная область – отличительная для каждой группы видов спорта, Например: «Хореографическая и (или) акробатическая подготовка» для сложно- координационных видов спорта» Требования к минимуму содержания дополнительной предпрофессиональной программы (предметные области – модули): Общая физи- ческая подго- товка 27
28 Сроки освоения дополнительных предпрофессиональных программ: Срок освоения дополнительных предпрофессиональных программ устанавливается по каждому этапу (периоду) обучения по группам видов спорта от 2 до 3 лет Срок освоения дополнительных предпрофессиональных программ в зависимости от избранного вида спорта — от 6 до 12 лет Для детей, планирующих поступление в профильные образовательные организации профессионального образования, срок освоения программы может быть увеличен на 1 год Образовательная организация имеет право реализовывать образовательную программу в сокращенные сроки 28
29 титульный лист; пояснительная записка; учебный план; методическая часть; система контроля и зачетные требования для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; список литературы; перечень информационного обеспечения. Структура образовательной программы повторяет структуру программы спортивной подготовки в целях соблюдения преемственности тренировочного процесса Структура дополнительной предпрофессиональной программы: 29
30 Соотношение реализуемых программ в организациях различного вида (распределение контингента) 30
Источник: www.myshared.ru
Реализация дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств
Обучение по дополнительным предпрофессиональным программам ориентировано на подготовку будущих квалифицированных творческих и педагогических работников в сфере искусств. В 2013 году школы начали постепенный переход к реализации дополнительных предпрофессиональных программ.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия
Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Реализация дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств
Обучение по дополнительным предпрофессиональным программам ориентировано на подготовку будущих квалифицированных творческих и педагогических работников сферы искусств и ведется в ДМШ или ДШИ. Учеба построена по принципу непрерывности и преемственности и состоит из взаимосвязанных последовательных этапов профессионального становления личности.
В 2013 году школы начали постепенный переход к реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области музыкального искусства в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
Как известно, в течение многих лет, детские музыкальные школы, работали в системе дополнительного образования детей и юридически были приравнены к домам творчества, кружкам.
Фактически же музыкальные школы являлись первой ступенью профессионального образования, были фундаментом уникальной системы взращивания музыкантов-исполнителей, композиторов, музыковедов, которая сложилась в России почти сто лет назад и получила широкое мировое признание.
С принятием в июне 2011 Федерального закона № 145-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» школы искусств получили новый статус – учреждений дополнительного предпрофессионального образования. Вслед за Законом об образовании, изменения были внесены и в “Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей” . Таким образом, Детские школы искусств официально признаны начальной ступенью профессионального образования в сфере культуры и искусства.
К минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств и срокам обучения по этим программам устанавливаются Федеральные государственные требования (ФГТ).
Учащиеся, успешно окончившие обучение по предпрофессиональной программе, получат свидетельство об окончании школы установленного государственного образца.
В то же время, “предпрофессиональная” направленность вовсе не означает, что отныне все (или почти все) выпускники будут ориентированы на поступление в музыкальные училища и ВУЗы. Однако качество образования должно быть таким, чтобы, при желании, каждый выпускник мог бы пойти в профессию. А для этого необходимо, чтобы каждый из нас – преподаватель, ученик, родитель – осознал новый уровень ответственности за результат своей работы.
Преподаватель – отныне обязан не просто добросовестно вести свои уроки. Он обязан организовать творческую и культурно-просветительскую работу с каждым учеником своего класса. Концертная практика, конкурсно-фестивальная деятельность, воспитание заинтересованного, образованного зрителя-слушателя – отныне это не “внеклассная работа”, а обязательная составляющая образовательного процесса.
Ученик – обязан упорно, “по-настоящему” трудиться не только в классе, но и дома. В федеральных государственных требованиях прописаны минимальные часы самостоятельной работы по каждому учебному предмету и это требование является обязательным для всех учеников музыкальных школ на территории России.
Родитель – обязан обеспечить регулярность и эффективность домашней работы своего ребенка, организовать режим дня, обеспечить контроль и поддержку домашних занятий юного музыканта. Заинтересованность родителей, их глубокая вовлеченность в процесс, их постоянное присутствие на концертах и фестивалях, участие в проектах школы – обязательно условие успешности обучения наших детей!
Школы также имеют право на реализацию образовательных программ в сокращенные сроки и по индивидуальным учебным планам, для чего в учреждении должны быть разработаны соответствующие локальные акты.
Школа получила право конкурсного отбора детей. На обучение принимаются дети с соответствующими критериям отбора музыкальными данными, памятью, вниманием, трудоспособностью, имеющие мотивацию к обучению.
Новые программы четко ориентированы на результат обучения. На каждом этапе прописаны конкретные требования к знаниям, умениям и навыкам, которые должен иметь ученик. Другими словами, в пятом классе нужно исполнять программу за пятый класс, а не за четвертый, или, скажем, за второй. До недавнего времени, это допускалось: не тянешь программу – дадим полегче.
Не выучил три произведения – играем два. Не занимаешься дома – будем учить в классе. С введением предпрофессиональных программ – подход другой: взялся за дело – делай! Учись, добивайся, играй, выступай, работай, вдохновляйся!
Обучение в школах искусств должно начинаться не раньше 1 сентября, детям полагается 4 недели каникул, нагрузки, согласно учебному плану, не могут превышать 14 часов в неделю. Максимальный объём времени, предусмотренный для самостоятельной работы, ограничен 10 часами.
Для реализации предпрофессиональных общеобразовательных программ необходимо техническое оснащение: музыкальные инструменты, оборудование, необходимое в образовательном процессе, учебники и учебные пособия, необходимые для обучения и т. п. (для осуществления предпрофессиональных программ этот пункт критичен: осуществлять начальное профессиональное обучение на разбитом или некачественном инструментарии невозможно.При этом родители далеко не всегда могут позволить себе приобрести качественный инструмент для ребенка.);
— для преподавания учебных предметов, особенно современных, требуется достаточно высокотехнологичное оборудование: звукоусилительная аппаратура, видеопроекционные системы или их аналоги, аппаратура для воспроизведения аудио и видеоматериалов, компьютеры и пр.
— полноценные библиотечные фонды, необходимых для освоения учебных предметов.
Говорят, что все новое – это хорошо забытое старое. Мы возвращаемся к исконной системе российского музыкального образования. Но поднимаем ее на новый уровень – уровень современного качества, современного материально-технического оснащения, современного видения перспектив.
Источник: nsportal.ru
Дополнительных предпрофессиональных программ что это
Предметом комментируемой статьи является правовое закрепление особенностей реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта.
В области физической культуры и спорта реализуются следующие образовательные программы:
— интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта,то естьобразовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта;
— профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;
— дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта.
По аналогии с дополнительными общеобразовательными программами в области искусства дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта включают в себя:
— дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, направленные на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы);
— дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, направленные на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области избранного вида спорта и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки.
Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта, к срокам обучения по этим программам устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта (Минспорта России) по согласованию с Минобрнауки России (Приказ Минспорта России от 12 сентября 2013 г. № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам»[1]).
Указанные федеральные государственные требования должны учитывать требования федеральных стандартов спортивной подготовки. Согласно ст. 34 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»[2] организация разработки и утверждение федеральных стандартов спортивной подготовки осуществляются Минспорта России (например, Приказ Минспорта России от 10 апреля 2013 г. № 114 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта баскетбол»[3], Приказ Минспорта России от 3 апреля 2013 г. № 164 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта плавание»[4] и т. д.). Нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы согласовываются с Минздравом России. Федеральные стандарты спортивной подготовки утверждаются не реже чем один раз в четыре года.
Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта проводится на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы способности в области физической культуры и спорта, в порядке, установленном Минспорта России по согласованию Минобрнауки России (Приказ Минспорта России от 12 сентября 2013 г. № 731 «Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта»[5]).
С целью обеспечения непрерывности освоения обучающимися образовательных программ в области физкультуры и спорта образовательной организацией в период каникул могут организовываться физкультурно-спортивные лагеря.
Важной материальной гарантией реализации права на образование в области физической культуры и спорта являются положения ч. 7 комментируемой статьи, в соответствии с которыми для обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта, а также дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, образовательной организацией осуществляется обеспечение:
— спортивной экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием;
— проезда к месту проведения тренировочных, физкультурных, спортивных мероприятий и обратно;
— питания и проживания в период проведения тренировочных, физкультурных, спортивных мероприятий;
Предоставление соответствующих материальных гарантий возложено законодателем на учредителей соответствующих образовательных организаций.
Особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта устанавливаются в нормативных правовых актах, издаваемых Минспорта России (Приказ Минспорта России от 27 декабря 2013 г. № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»[6]).
В упомянутом приказе Минспорта России определены особенности реализации:
а) интегрированных образовательных программ в области физической культуры и спорта;
б) профессиональных образовательных программ в области физической культуры и спорта;
в) дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта.
Реализация интегрированных образовательных программ в области физической культуры и спорта осуществляется:
в общеобразовательных организациях, имеющих интернат, в которых обучаются лица, проявившие выдающиеся способности к занятиям физической культурой и спортом (школы-интернаты спортивного профиля);
в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования при наличии специализированных структурных подразделений;
в общеобразовательных организациях, имеющих специализированные спортивные классы.
Общеобразовательные организации самостоятельно либо на основе сетевой формы реализации образовательных программ формируют специализированные спортивные классы с продленным днем обучения и углубленным тренировочным процессом с учетом следующих особенностей:
возможность проведения двух и более тренировочных занятий в день, совмещая образовательную и тренировочную деятельность;
организации питания обучающихся;
возможность переноса сроков проведения государственной итоговой аттестации обучающимся, участвующим в подготовке или находящимся на официальных спортивных соревнованиях.
Реализация профессиональных образовательных программ в области физической культуры и спорта осуществляется:
— в образовательных организациях высшего образования, осуществляющих обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки в области физической культуры и спорта;
— в профессиональных образовательных организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, имеющих интернат и реализующих программы спортивной подготовки, в которых обучаются лица, проявившие выдающиеся способности к занятиям физической культурой и спортом (колледжи олимпийского резерва, колледжи-интернаты олимпийского резерва, училища олимпийского резерва), и (или) осуществляющих обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по специальностям и (или) направлениям подготовки в области физической культуры и спорта.
Упомянутые образовательные организации организуют и осуществляют образовательную, тренировочную и методическую деятельность с учетом следующих особенностей:
— подготовка кадров в области физической культуры и спорта осуществляется с использованием инфраструктуры спорта;
— в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, в образовательных организациях создаются специализированные структурные подразделения, порядок комплектования и финансирования которых устанавливается учредителями соответствующих образовательных организаций с учетом создания возможности для совмещения тренировочной деятельности и образовательного процесса.
Профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования в отношении специализированных структурных подразделений, созданных в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также добившихся успехов в физкультурно-спортивной деятельности, планируют, организуют и осуществляют свою деятельность с учетом следующего:
— комплектование контингента обучающихся на конкурсной основе из числа лиц, проявивших выдающиеся способности в спорте и ранее проходивших обучение по предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта или подготовку по программам спортивной подготовки;
— использование индивидуального учебного плана для обучающихся, являющихся членами спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации, кандидатами в спортивные сборные команды Российской Федерации;
— участие на основе сетевой формы реализации образовательных программ в подготовке спортивного резерва и спортсменов высокого класса для спортивных сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
При выезде обучающегося или группы обучающихся на тренировочные сборы на срок более 10 дней реализация образовательной программы среднего профессионального образования с данными обучающимися организуется в месте прохождения тренировочных сборов:
— с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
— посредством сетевой формы реализации образовательных программ.
Производственная практика обучающихся проводится в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, физкультурно-спортивных организациях или непосредственно в самой профессиональной образовательной организации.
Все претенденты при поступлении в профессиональную образовательную организацию проходят обязательные медицинские осмотры (обследования) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 августа 2013 г. № 697 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности или специальности»[7], результаты которых учитываются при конкурсном отборе.
Формами конкурсного отбора являются:
— просмотровые тренировочные сборы;
— результаты выступлений претендентов на официальных всероссийских и международных спортивных соревнованиях;
— результаты вступительных испытаний, устанавливаемых профессиональной образовательной организацией на основании соответствующего порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и перечню вступительных испытаний при приеме на обучение по данным программам, устанавливаемых в соответствии с ч. 8 ст. 55 Федерального закона от «Об образовании в Российской Федерации»;
— иные формы, определенные локальным актом организации.
Численность обучающихся в учебной группе в профессиональной образовательной организации устанавливается в соответствии с ее локальными нормативными актами:
8-15 человек по основным общеобразовательным программам;
4-8 человек по образовательным программам среднего профессионального образования.
Перевод занимающихся, в том числе досрочно, в другую группу подготовки (на следующий этап подготовки) осуществляется на основании локального нормативного акта профессиональной образовательной организации с учетом решения тренерского (методического) совета на основании выполненного объема тренировочной деятельности, установленных контрольных нормативов, результатов спортивных соревнований, а также при отсутствии медицинских противопоказаний.
Реализация дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта осуществляется:
в детско-юношеских спортивных школах, детско-юношеских спортивно-адаптивных школах, специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва;
в иных организациях дополнительного образования физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой направленности;
в общеобразовательных организациях при организации внеурочной деятельности обучающихся физической культурой и спортом, в том числе в рамках школьного спортивного клуба;
в дошкольных образовательных организациях при организации ими дополнительных занятий физической культурной и спортом и (или) реализации ими программ физического воспитания.
Спортивные школы по результатам индивидуального отбора лиц и реализации дополнительных предпрофессиональных программ распределяют контингент занимающихся по программам спортивной подготовки и обучающихся по образовательным программам (предпрофессиональным и общеразвивающим) по каждому избранному виду спорта в соответствии с государственным (муниципальным) заданием с учетом следующих особенностей:
— в детско-юношеских спортивных школах необходимо обеспечить спортивную подготовку не менее 10% от общего количества лиц, зачисленных в спортивную школу;
— в специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва и в специализированных отделениях детско-юношеских спортивных школ необходимо обеспечить спортивную подготовку не менее 30% от общего количества лиц, зачисленных в спортивную школу.
Особенностями деятельности специализированных отделений спортивной школы является не только реализация дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта, но и реализация программ спортивной подготовки на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.
По решению учредителя в спортивных школах допускается дальнейшее прохождение спортивной подготовки лиц старше 17 лет.
Занимающиеся, успешно проходящие спортивную подготовку и выполняющие минимальные требования программы спортивной подготовки, до окончания освоения данной программы на соответствующем этапе спортивной подготовки не могут быть отчислены из спортивной школы по возрастному критерию.
Общеобразовательные организации в случае реализации ими дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта используют следующие возможности:
— организация деятельности школьного спортивного клуба;
— организация сетевой формы реализации образовательных программ совместно со спортивными школами, иными организациями дополнительного образования, организациями, осуществляющими спортивную подготовку, физкультурно-спортивными и иными организациями.
[1] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 51, 23.12.2013.
[2] СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 4262.
[3] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 31, 05.08.2013.
[4] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 28, 15.07.2013.
[5] Российская газета, № 279, 11.12.2013.
[6]Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 15, 14.04.2014.
[7] С РФ. 2013. № 33. Ст. 4398.
Авторы:
Козырин А.Н., профессор, доктор юридических наук;
Трошкина Т.Н., доцент, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук;
Ялбулганов А.А., профессор, доктор юридических наук, профессор.
Комментарий по состоянию законодательства на 1 февраля 2017г.
Модуль блогов не установлен.
Источник: lexed.ru