Дополнительные профессиональные программы это что такое
К сфере высшего образования относятся дополнительные профессиональные программы, для обучения по которым требуется высшее профессиональное (законченное или незаконченное) образование. К сферам среднего и начального уровней профессионального образования относятся дополнительные программы, для обучения по которым соответственно необходимо среднее или, как минимум, начальное профессиональное образование.
К дополнительным образовательным программам профессиональной подготовки относятся дополнительные профессиональные образовательные программы, предназначенные для повышения квалификации лиц, получивших профессиональную подготовку, но не имеющих начального профессионального образования.
Согласно Закону «Об образовании» учреждениям ДПО принадлежит самостоятельная роль в разработке образовательных программ. Отсюда особую важность представляет опора на теоретические основы проектирования содержания ДПО.
его концептуальная идея, закономерные связи, методологические и дидактические принципы;
Профессиональные программы
фиксирование в виде обобщенного системного представления о составе (элементах), структуре (внутренней организации, связях между элементами), общественных и личностных функциях передаваемого социокультурного и социопрофессионального опыта, профессиональной культуры в их педагогической интерпретации.
Важно, чтобы уровень общего теоретического представления содержания ДПО являлся результатом его коллективного философского и социально-педагогического осмысления обучающимися и преподавателями системы ДПО.
2. Уровень учебного предмета. На этом уровне обосновываются функциональное назначение, роль и место каждой из учебных дисциплин в системе содержания ДПО, определяются ее ценности, выявляется состав, структура основных элементов содержания учебного предмета.
Важно, чтобы каждый учебный предмет (учебный курс, учебное пособие) наряду с ориентацией на выполнение своей особой функции в системе содержания ДПО выстраивался согласно его общему составу и структуре. Особую значимость приобретает преемственность частного содержания учебных предметов в реализации ведущих функций общего содержания ДПО. Построение содержания учебного предмета осуществляется с учетом ценностей конкретной профессии, ее предмета, объектов, системы профессиональных задач, содержания, структуры и технологии деятельности, объективных профессионально-личностных потребностей и образовательных возможностей обучающихся. В связи с этим важное место отводится профессионально-личностной рефлексии субъектов учения.
Учебный предмет представлен инвариантной и вариативной частями. Инвариантная часть продиктована Требованиями к минимуму содержания ДПО и уровнем профессиональной подготовки по конкретной специальности, которые разрабатываются в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования.
Вариативная часть позволяет обеспечить учет индивидуальных запросов и потребностей обучающихся в их профессиональном росте и личностном саморазвитии, удовлетворить их профессиональные интересы, оказать помощь в подготовке к выполнению должностных обязанностей. Особенностью этого уровня содержания ДПО является междисциплинарный опережающий характер образовательных курсов, их динамизм, многоуровневость, возможность индивидуализации обучения.
Дополнительные профессиональные программы
3. Уровень учебного материала, предназначенного для усвоения обучающимися в системе ДПО, фиксируется в учебных пособиях, методических рекомендациях, опубликованных курсах лекций, в видеопрограммах, сборниках практических заданий и др. На этом уровне обозначаются конкретные, подлежащие усвоению ключевые профессиональные компетентности специалиста, входящие в курс обучения по определенному учебному предмету.
4. Субъектно-личностный уровень. На этом уровне осуществляется профессионально-личностная рефлексия, проектирование своих образовательных маршрутов – индивидуальных образовательных программ – самими обучающимися.
Проектирование содержания ДПО требует определения «ключевых компетентностей» специалиста-профессионала. «Ключевая компетентность» является «узловым» понятием, включая: во-первых, аксиологическую, мотивационную, рефлексивную, когнитивную, операционно-технологическую, этическую, социальную и поведенческую составляющие содержания ДПО; во-вторых, идеологию формирования содержания ДПО «от результата»; в-третьих, результаты обучения, выражающие «приращивание» знаний, умений, навыков, опыта профессионально-личностного саморазвития, творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений; в-четвертых, интегративный характер ее источника – различных сфер культуры и других сфер деятельности человека.
Ключевые профессиональные компетентности являются базовыми, универсальными. Их характерные признаки: многофункциональность, надпредметность и междисциплинарность, значительная интеллектуалоемкость, многомерность, включающие широкий спектр аналитических, коммуникативных, прогностических и других умственных процессов.
Так, в структуре ключевых профессиональных компетентностей управленческих кадров образования можно выделить:
специальную компетентность – способность заниматься собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне и проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
социальную компетентность – способность заниматься совместной (коллективной, групповой) профессиональной деятельностью, сотрудничать и использовать принятые в профессии управленца приемы профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;
личностную компетентность – способность использовать приемы личностного самовыражения и саморазвития, средства противостояния профессиональным деформациям личности;
индивидуальную компетентность – способность использовать приемы самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд без перегрузок времени и сил.
Особенно важна в управленческой профессии роль образовательной компетентности, которая обеспечивает содержательную и технологическую стороны профессионально-личностного роста специалистов. Образовательная компетентность включает Я-концепцию в непрерывном профессиональном образовании: сформированность ценностного отношения к нему, интерес к освоению профессиональных знаний, умений и навыков, целеполагание в образовательной деятельности, мотивацию развития субъектности и креативности в образовательной деятельности, удовлетворенность образовательной деятельностью. Это составляет мотивационную сферу образовательной компетентности. Ее операционная и рефлексивная сферы обеспечиваются знаниями о способах и технологии непрерывного профессионального саморазвития в процессе образования, развитием когнитивных способностей, осмыслением процесса и результата образовательной деятельности, степенью профессиональной обучаемости (готовности к непрерывному профессиональному образованию), образовательной продуктивностью.
Определение ключевых профессиональных компетентностей специалиста может быть представлено на двух уровнях: на обобщенном (например, исходя из обобщенного образа управленца-профессионала) и субъектно-личностном (на основе Я-концепции в образовательной деятельности), когда планируемые результаты обучения определяются самими обучающимися.
В состав содержания ДПО специалистов входит система их ключевых профессиональных компетентностей (специальных, социальных, личностных, индивидуальных, образовательных). Ее ведущими подсистемами выступают:
система интегрированных профессиональных знаний, умений, навыков, усвоением которых обеспечивает философское осмысление миссии и предмета профессии, ее ведущих ценностей, идеалов, определение направленности профессиональной деятельности, ее содержания, технологии и др.;
опыт профессионально-личностного саморазвития, предполагающий способность к профессионально-личностной рефлексии, моделированию профессии, освоению технологий непрерывного профессионального образования, самоорганизации образовательной деятельности;
опыт творческой деятельности, позволяющий наряду с системой профессиональных знаний, ценностных ориентации, рефлексией, духовно-нравственным самосовершенствованием, профессиональным саморазвитием освоить профессиональную культуру, выработать индивидуальный стиль профессиональной деятельности и осуществить «вклад» в профессию, в ее обогащение; опыт гуманистического эмоционально-ценностного отношения к миру, к профессиональной деятельности, к людям, к себе, к своему профессионально-личностному становлению и саморазвитию; названный опыт наряду с другими компонентами содержания ДПО является условием «разрушения» устаревших стереотипов, формирования и развития системы гуманистических ценностей и идеалов.
Важная роль в формировании содержания ДПО принадлежит его самопроектированию обучающимися. Самопроектирование содержания ДПО выступает как одно из важнейших звеньев самоорганизации обучающимся своего личностного образовательно-развивающего пространства, в котором он выступает как субъект мотивированного самоуправления профессионально-личностным саморазвитием. В этом случае самопроектирование способно приобрести личностный смысл.
* Андрагогический (от греч. aner, andros – человек, мужчина и ago – вести, учить) – относящийся к андрагогике – обучению взрослых. Подробнее см.: Основы андрагогики: Учеб. пособие / И. А. Колесникова, А. Е. Марон, Е. П. Тонконогая и др.; Под ред. Колесниковой И. А. – М., 2002. – Примеч. ред.
Группа социально-педагогических факторов объединяет: коренные преобразования в ведущих сферах жизни страны в связи с утверждением демократических норм, формированием правового государства, рыночной экономики, с переходом от индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному (в котором процессы создания и распространения знания становятся ключевыми); социальные требования в области непрерывного образования; стратегию модернизации российского образования; социальные требования к системе ДПО; качество федеральной и региональной систем непрерывного профессионального образования и др.
Группа научно-теоретических факторов объединяет современные достижения науки об образовании, в том числе о непрерывном образовании, а также образовании взрослых; новейшие данные наук о построении образовательного процесса в системе ДПО; нормативные требования в сфере ДПО; результаты научных исследований в профессиональной деятельности специалиста, в педагогическом проектировании и др.
Группа субъектно-личностных факторов объединяет: осрзнаваемые личностью потребности в непрерывном профессиональном образовании, профессионально-личностном саморазвитии; человеческий потенциал специалиста; рефлексию профессионализма и профессиональной компетентности обучающегося; рефлексию качества профессионального образования; объективные затруднения в профессиональной деятельности; объективные затруднения в образовательной деятельности, в профессионально-личностном саморазвитии; мотивацию профессиональной и образовательной деятельности; осознаваемый обучающимися уровень продуктивности ДПО и др.
Группа андрагогических факторов включает: закономерности обучения взрослых, их позиции по отношению к непрерывному образованию, отбору его содержания, форм, методов, технологий; общие дидактические принципы и дидактические принципы, продиктованные спецификой обучения взрослых, особенностями образовательной деятельности обучающихся в системе ДПО; дидактические и андрагогические требования к преподавателю и его профессиональной деятельности в системе ДПО; образовательная среда в системе ДПО; критерии эффективности ДПО и результаты обучения в системе ДПО.
В процессе определения содержания ДПО важно обеспечить учет федеральных, региональных, локальных и индивидуальных потребностей в профессионально-личностном развитии специалистов. Федеральные требования к ДПО находят отражение в базисном компоненте содержания. Регионализация ДПО позволяет обеспечить учет особенностей региональной политики в сфере образования и условий ее реализации. Учет индивидуальных образовательных потребностей обучающихся является одним из ведущих условий обеспечения качества содержания ДПО. Этому способствует проектирование образовательных программ ДПО (в состав которых входят базисный, региональный и индивидуальный компоненты) самими обучающимися.
В контексте личностно ориентированного подхода обучающийся предстает как субъект общей, духовной, гражданской, патриотической, национальной и профессиональной культуры, общественной и собственной жизни, жизнетворчества. Возникает необходимость учитывать в определенной мере его личную, семейную, педагогическую, управленческую и общественную стороны жизни, деятельности, поведения, отношения, общения.
Широкое распространение в системе ДПО находит модульное построение образовательных программ, т.е. наличие четко очерченной совокупности унифицированных обучающих модулей в содержании этой системы, каждый из которых направлен на решение конкретной профессиональной задачи. Унифицированный обучающий модуль включает в себя комплекс теоретических и практических, коллективных и индивидуальных занятий унифицированного назначения, объема и структуры, поддерживаемый учебно-методическим и информационно-техническим обеспечением.
Источник: studopedia.ru
Дополнительное профессиональное образование: коротко о главном
Каждый здравомыслящий человек понимает, что вклад в самообразование – это обеспечение своего будущего. И в современных рыночных условиях такой вклад актуален как никогда ранее, поскольку только «образованность» позволяет оставаться на «коне» в любой ситуации. Именно из-за этого профессиональное дополнительное образование часто рассматривается в качестве наиболее весомого аргумента во время построения своей карьеры. Вопрос заключается только в том, где и на кого учиться.
Каждый здравомыслящий человек понимает, что вклад в самообразование – это обеспечение своего будущего. И в современных рыночных условиях такой вклад актуален как никогда ранее, поскольку только «образованность» позволяет оставаться на «коне» в любой ситуации. Тем более, что наличие образования существенно повышает шансы быть востребованным на рынке труда. Именно из-за этого профессиональное дополнительное образование часто рассматривается в качестве наиболее весомого аргумента во время построения своей карьеры. Вопрос заключается только в том, где и на кого учиться.
Отметим, что люди, которые заботятся о подержании собственного профессионального уровня, все время жаждут получить дополнительное образование, и чтобы достичь такой цели ходят на разнообразные курсы или специальные тренинги. Однако, как можно догадаться, для построения успешной карьеры прослушать обычные курсы явно недостаточно. И тогда специалисты понимают, что наступил тот момент, когда необходимо приложить все усилия для получения специального, профессионального дополнительного образования.
Кто-то стремится к получению новых знаний и навыков, для того чтобы дополнить знания, полученные ранее. Кто-то желает по-другому посмотреть на собственную компетентность в работе и занять более высокую должность. А кто-то жаждет кардинально сменить сферу деятельности и приобрести еще одну профессию. Желания разные, но все их объединяет одно – стремление изменить свою жизнь. И большую роль в этом стремлении играет выбор достойного ВУЗа и будущей специализации.
Что выбрать: модные веяния или реальные знания?
Самое главное, это не превратить дополнительное образование в какое-то модное течение. К сожалению, среди тех, кто посещает разнообразные тренинги и курсы сегодня встречается множество людей, которые делают это не ради того, чтобы получить новые навыки, а ради желания похвастаться наличием очередной «корочку». Такие люди совершенно не интересуются качеством и объемом получаемых знаний, и зачастую только приблизительно понимают, чему их учили.
Именно по этой причине выбирать дополнительное образование нужно только в контексте практического применения (то есть, ту программу, которая пригодится в работе). Это может быть как профессиональная переподготовка, так и более углубленное изучение специальностей, которые так или иначе связаны с профессиональной деятельностью. В любом случае старайтесь ориентироваться на личные цели и достижения, а не на модный спрос на ту или иную специальность.
Что может дать дополнительное образование?
Человек, который решил приобрести новые знания, показывает искреннее желание и стремление повысить свой уровень профессионализма. Работодатели, как правило, видят такие стремления и предлагают человеку с хорошими познаниями и опытом более ответственную и высокооплачиваемую работу. Другими словами, обучение по программе дополнительного профессионального образования – это реальная возможность подняться выше по карьерной лестнице и добиться материального благополучия.
Какие сегодня есть программы дополнительного образования в российских ВУЗах?
Дополнительное образование в российских ВУЗах сегодня представлено в виде:
Курсов повышения квалификации – помогает ускорить карьерный рост: быть всегда и во всем опытнее других сотрудников компании. Благодаря этому курсы повышения квалификации пользуются огромной популярностью во всех сферах деятельности современного общества. Как правило, курсы длятся от 100 до 500 академчасов, что позволяет усвоить достаточно больший объем информации, при минимальных временных затратах.
Любые курсы повышения квалификации направлены на то, чтобы уже опытный специалист овладел новыми знаниями и навыками, способными повысить его профессионализм. К примеру, у бухгалтеров есть возможность более подробно ознакомиться с программой управленческого учета, у IТ-специалистов – углубленно изучить различные программы управления базами данных и т.д. Отметим, что повысить свою квалификацию может любой специалист, независимо от вида деятельности и должности.
Курсов профессиональной переподготовки – данные курсы бывают двух видов: без отрыва от основного вида занятости и курсы полного дня (то есть, с отрывом от основного вида занятости). По завершению обучения студенты сдают экзамен и проходят обязательную аттестацию. Таким образом, данный вид обучения можно смело рассматривать в качестве непродолжительного, но полноценного второго образования.
На курсы профессиональной переподготовки принимают слушателей, которыми ранее уже было получено высшее образование. Длительность подобных курсов – от пятисот до тысячи академических часов. Поскольку, на протяжении всего обучения все внимание уделяется исключительно предметам, касающимся новой профессии, этого времени вполне достаточно для досконального изучения специальности. Тем более, что программа курсов предусматривает не только посещение лекций, но и прохождение практики.
Помимо курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, сегодняшние программы профессионального дополнительного образования включают в себя и непродолжительные курсы, направленные на усовершенствование профессиональных навыков – стажировку. Длительность таких курсов не превышает ста академических часов. Такая форма обучения позволяет не столько продвинуться по карьерной лестнице, сколько освоить новые навыки и знания, для лучшего понимания механизма выполнения своей профессиональной деятельности.
Помните, для получения новой профессии нужно демонстрировать огромное желание и стремление. Даже экономист может в будущем стать отличным IТ-специалистом, а дворник – превосходным юристом. Главное, чтобы вы действительно хотели изменить свою жизнь, и не останавливались на пути к достижению намеченной цели.
Источник: fulledu.ru
Дополнительное профессиональное образование – это. Программы дополнительного профессионального образования
Окончив учебное заведение, выпускник рассчитывает больше никогда не садиться за парту. Однако реалии современной экономики таковы, что дополнительное профессиональное образование — это необходимость практически в любой сфере деятельности. Молодой специалист хочет подниматься по карьерной лестнице, для этого надо учиться новому, осваивать смежные специальности и оттачивать имеющиеся навыки.
Суть дополнительного образования
Современные технологии и методы работ постоянно обновляются, разрабатываются новые способы производств, совершенствуются подходы к управлению. Специалисты должны постоянно овладевать новыми знаниями и умениями, чтобы быть востребованными на рынке труда.
Большинство работников, занятых на опасных производствах, отвечающих за жизнь и здоровье других людей, работающих с современными технологиями, регулярно получают дополнительное профессиональное образование. Это производственная необходимость, позволяющая идти в ногу со временем. Она может быть как в форме самообразования, так и в виде различных курсов, школ, семинаров и тренингов.
Дополнительное профессиональное образование — это непрерывный процесс, позволяющий получать актуальные сведения, связанные с профессиональной, управленческой и производственной деятельностью.
Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Работники, заинтересованные в дальнейшем профессиональном росте, регулярно занимаются повышением своей квалификации, стараются узнавать новое и быть в курсе изменений методик и технологий производства. Можно заниматься самообразованием с помощью специальных изданий и электронных ресурсов. Однако официальное повышение квалификации с получением удостоверения можно пройти только в специализированных заведениях.
Среди них выделяют:
- Институт дополнительного профессионального образования. Учебное заведение целиком направлено на послевузовское обучение. Чаще всего их делят по профилям деятельности — для работников образования, для госслужащих, для медицинских работников и т. д.
- Факультет при вузе, занимающийся обучением и переподготовкой специалистов. Часто предоставляет услуги своим же выпускникам.
- Центр дополнительного профессионального образования — государственное или негосударственное учебное заведение, предоставляющее возможность как получить новую профессию, так и повысить квалификацию. Часто располагается при центрах занятости.
- Производственное подразделение на предприятии, занимающееся обучением и повышением квалификации своих работников.
Институт дополнительного профессионального образования предоставляет услуги не только выпускникам и специалистам, но и желающим получить вторую либо смежную профессию, не обязательно на базе высшего или среднеспециального диплома.
Программы дополнительного профессионального образования
В зависимости от вида обучения выбираются программы дополнительного профессионального образования. Они отличаются по самым разным параметрам:
- краткосрочные и долгосрочные;
- с отрывом и без отрыва от производства;
- стажировка;
- индивидуальное обучение;
- тренинги;
- семинары;
- конференции.
Независимо от вида обучения программа дополнительного образования должна соответствовать требованиям конкретной профессии или направления деятельности.
Варианты получения дополнительного образования
Задумываясь о повышении квалификации, надо решить вопрос организации дополнительного профессионального образования. От этого будут зависеть варианты реструктуризации рабочего процесса с учетом выбывших сотрудников.
Выделяют следующие варианты:
- Повышение квалификации с отрывом или без отрыва от производства. Обычно такие варианты выбирают сотрудники, для которых профессиональное обучение является обязательным.
- Получение дополнительного или смежного образования. Подходит для работников небольших производств и вызвано необходимостью совмещения нескольких должностей.
- Переобучение связано с получением дополнительного образования и необходимостью сменить направление профессиональной деятельности. Может быть как на базе высшего, так и среднеспециального образования.
Любой из выбранных вариантов может быть очным, заочным или дистанционным. Для учащихся предоставляется тот, который наиболее полно отвечает их потребностям и возможностям.
Отличие дополнительного образования от других форм послевузовского обучения
Дополнительное профессиональное образование — это один из вариантов послевузовского обучения. Такой способ повышения квалификации характерен для работников, желающих обучаться новым секретам в выбранной сфере деятельности.
Его основное отличите от других видов послевузовского обучения — добровольность. Повышение квалификации часто бывает обязательным для многих специалистов. Получение же дополнительного образования к уже имеющемуся диплому позволяет успешно конкурировать на рынке труда, предлагая гораздо больше профессиональных услуг.
Гарантии работникам, проходящим дополнительное обучение
Законами и другими нормативными документами работникам, получающим дополнительное профессиональное образование, предоставляются определенные гарантии. Прежде всего, это сохранение рабочего места на время учебы с отрывом от производства. Кроме этого, сохраняется не только должность, но и средняя заработная плата. Конечно, никто не может обязать работодателя выплачивать бонусы и премии, но основной оклад за все время обучения к выплате обязателен.
Если сотрудник для дополнительного обучения направляется в другую местность, то работодатель обязан оплатить командировочные расходы. Сюда включается проезд на место учебы и обратно в том случае, если оно расположено за пределами населенного пункта основной работы. Кроме того, компенсируются расходы на проживание в гостинице, а в некоторых случаях и на питание.
Обязанности работодателя по дополнительному обучению сотрудников
Для определенной категории специалистов регулярное повышение квалификации является обязательным. Дополнительное профессиональное образование работников этих категорий — обязанность работодателя. Именно он должен обеспечить все необходимые условия.
Категории специалистов, обязанных проходить дополнительное обучение:
- Медицинские работники — старший и средний медперсонал.
- Педагогические работники — учителя, преподаватели вузов и педагоги дошкольных образовательных учреждений.
- Госслужащие.
- Работники, связанные с опасными и особыми условиями труда.
По окончании обучения им вручается удостоверяющий документ, который служит обоснованием предоставления компенсаций.
В случаях, когда законом не предусмотрено обязательное дополнительное обучение, работодатель сам решает вопрос о необходимости и периодичности курсов для своих сотрудников. Обычно этот вопрос закрепляется в локальных нормативных документах, например, уставе или коллективном трудовом договоре.
Повышение квалификации проводится для специалистов не реже чем раз в пять лет. Чаще всего работодатель организует массовое обучение своих сотрудников. Важно помнить, что время учебы оплачивается, даже если она выпадает на выходные или праздничные дни. Специалисты могут проходить дополнительное профессионально обучение по своей инициативе и в свободное от работы время. В этом случае работодатель не обязан оплачивать рабочее время, потраченное на учебу.
Варианты дальнейшей карьеры работников, получивших дополнительное образование
Существует важный вопрос, который волнует специалистов, направленных или решивших самостоятельно получать дополнительное образование. А что дальше? Каковы варианты продвижения по карьерной лестнице и как увеличится стоимость такого работника?
Само по себе дополнительное образование не является гарантией стремительного карьерного взлета. Однако это дает площадку для более быстрого старта, расширение возможностей и новые знания. Это все положительно повлияет на дальнейшую трудовую деятельность.
Источник: fb.ru
Чем отличается дополнительное профессиональное образование от дополнительного образования?
Человек развивается, получает знания и совершенствуется на протяжении всей своей жизни. В этом ему помогают дополнительное образование (ДО) и дополнительное профессиональное образование (ДПО). Многие люди считают, что ДПО и ДО – тождественные понятия, но это ошибочное мнение. В данной статье мы рассмотрим, что такое ДПО и дополнительное образование, их сходства и отличия.
Что такое ДПО?
Дополнительное профессиональное образование – это вид образования, задачей которого является приобретение конкретных профессиональных знаний и умений или усовершенствование уже имеющихся навыков. Пройти обучение по программам дополнительного профессионального образования можно только при условии, что человек уже имеет среднее или высшее профильное образование. Существует два вида ДПО:
- курсы профессиональной переподготовки, которые предназначены для освоения профессиональных компетенций, требуемых для реализации нового вида трудовой деятельности. Обучение заканчивается выдачей диплома установленного образца, который позволяет им занимать ту или иную должность;
- курсы повышения квалификации, целью которых является приобретение новых и актуальных знаний по своему профилю работы, а также повышение разряда или категории. По окончанию курсов слушателям выдают удостоверение.
Сегодня существует огромное количество учебных центров дополнительного профессионального образования, большинство из которых реализует дистанционный формат обучения. Благодаря этому получать знания можно без отрыва от основной работы. Главными особенностями ДПО является сравнительно низкая цена образовательных программ и короткий срок обучения. Так, минимальная продолжительность курса профессиональной переподготовки составляет всего 250 академических часов.
Дополнительное образование: на кого рассчитано, особенности
Дополнительное образование – это обучение, которое направлено на всестороннее развитие человека и расширение кругозора. При этом дополнительное образование рассчитано как на детей, так и на взрослых. Обучение, как правило, проходит в свободное от учебы или работы время.
На данный момент функционирует огромное количество учреждений, которые предоставляют услуги в сфере дополнительного образования. Это могут быть различные спортивные школы, центры туризма, школы искусств и т.д. Дополнительное образование детей может также реализовываться и на базе школы (например, различные факультативы, творческие лаборатории и т.п.).
Дополнительное образование включает в себя общеобразовательные и предпрофессиональные программы. К предпрофессиональным программам относят программы в области спорта и искусств. Их могут осваивать только дети до 18 лет. Все остальные программы относят к общеобразовательным, например, туризм, курсы владения оружием, секция по шахматам, кружок вышивания крестиком, курсы декора и т.д. Такие программы могут осваивать как дети, так и взрослые.
Для детей дополнительное образование играет важную роль в процессе становления их личности и социализации, взрослым же позволяет удовлетворять их социокультурные потребности.
Сходства и различия ДПО и дополнительного образования
ДПО и дополнительное образование взрослых и детей являются подвидами общего дополнительного образования. Поэтому они имеют свои сходства и различия. К сходствам между ДПО и дополнительным образованием относят:
- время реализации – обучение осуществляется в свободное от основного вида трудовой деятельности время;
- в процессе обучения можно получить новые знания и навыки;
- ДПО и дополнительное образование осуществляются по добровольному желанию человека. Исключением являются только те случаи, когда ДПО входит в трудовые обязанности работника.
Различий между ДПО и дополнительным образованием можно выделить гораздо больше, чем сходств. Главным отличием является то, что получить дополнительное профессиональное образование можно только лишь взрослым гражданам, в то время как дополнительное образование доступно и для детей. Существуют и другие различия, например:
- ДПО является краткосрочным, дополнительное образование же может осуществляться в течение нескольких лет;
- ДПО, помимо освоения новых знаний и навыков, подразумевает получение новой специальности или расширение круга профессиональных компетенций;
- результатом ДПО является выдача диплома или свидетельства о повышении квалификации, в то время как дополнительное образование не предусматривает вручение каких-либо документов об образовании. Исключением является только тот случай, когда ребенок проходит обучение по предпрофессиональной программе;
- к ДПО предъявляются более жесткие требования по реализации образовательного процесса.
Источник: prosvetuc.ru