Дополнительные предпрофессиональные образовательные программы что это
Единые правила приема обеспечивают равные возможности для поступления в предпрофессиональные классы.
Это прозрачный и понятный алгоритм поступления, начиная с момента подачи заявления и заканчивая урегулированием споров.
В 2022-2023 учебном году впервые введена возможность подавать заявления в несколько любых школ одновременно, чтобы выбрать наилучший вариант для обучения.
Талантливые дети из школ, в которых предпрофессиональные классы по разным причинам не открыты, получили равные со всеми возможности поступить в такие классы в любую школу в городе, где есть этот проект.
Если школьник продолжит обучение в своей школе, то для зачисления нужно будет написать заявление на имя директора. Форму заявления школа разрабатывает самостоятельно и публикует на официальном сайте.
Заявление и пакет документов можно подать как очно, так и в электронном виде.
Если ученик приходит из другой школы, то родителям нужно будет подать электронное заявление о зачислении на сайте mos.ru по ссылке.
Структура и специфика реализации дополнительных и предпрофессиональных программ в сфере искусства
Приемная кампания в предпрофессиональные классы завершается в начале июля. Родители получат в электронном письме на указанный при подаче заявления адрес информацию о набранных ребенком баллах и результатах приемной кампании.
Что учитывает приемная комиссия
1
Результаты образовательной деятельности ученика
Результаты образовательной деятельности ученика — результаты ОГЭ и средний балл по предметам в соответствии с таблицей:
Если ребенок обучался в этой же школе, то информация есть у школы, дополнительно ее предоставлять не нужно. Также эти сведения есть в портфолио ученика в МЭШ. Если ребенок поступает из другой школы, то можно сделать PDF-выгрузку из портфолио и приложить ее к заявлению.
- Математика
- Русский язык
- Биология
- Химия
- Физика
- Обществознание
- Биология
- Химия
- Физика
- Обществознание
- Математика
- Русский язык
- Информатика
- Физика
- Химия
- Математика
- Информатика
- Физика
- Химия
- Математика
- Русский язык
- Физика
- Биология
- Химия
- География
- История
- Иностранный язык
- Литература
- Обществознание
- Информатика
(в соответствии с направленностью академического класса)
- Физика
- Биология
- Химия
- География
- История
- Иностранный язык
- Литература
- Обществознание
- Информатика
- Математика
- Русский язык
- Физика
- Информатика
- Математика
- Физика
- Информатика
- Математика
- Русский язык
- Литература
- Иностранный язык
- Обществознание
- История
- Биология
- Литература
- Иностранный язык
- Обществознание
- История
- Биология
- Математика
- Русский язык
- Обществознание
- Обществознание
- Математика
- Русский язык
- Иностранный язык
- Литература
- Обществознание
- Иностранный язык
- Литература
- Обществознание
2
Результаты независимого мониторинга
Реализация дополнительных общеобразовательных программ в условиях дистанционного обучения
Результаты независимого мониторинга (диагностики ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования»).
Эта информация также есть в портфолио ученика в МЭШ. Если ребенок обучался в этой же школе, то дополнительно ее предоставлять не нужно. Если ребенок из другой школы, то можно сделать PDF-выгрузку из портфолио и приложить ее к заявлению.
3
Дополнительный балл можно получить за мотивационное письмо
Дополнительный балл можно получить за мотивационное письмо, в котором ребенок должен объяснить, почему хочет учиться именно в этом классе, какие карьерные цели ставит перед собой, в какой профессиональной сфере хочет развиваться.
Письмо должно быть написано грамотно, без орфографических и пунктуационных ошибок.
Мотивационное письмо предоставляется в школу вместе с заявлением и пакетом документов. Объем мотивационного письма составляет от 1 до 3 страниц (шрифт 14, одинарный межстрочный интервал). Мотивационное письмо прикладывается к пакету документов вместе с заявлением.
4
Также учитываются и будут плюсом
Также учитываются и будут плюсом:
- Достижения в творческих и спортивных мероприятиях (по информации из индивидуального портфолио ученика).
- Опыт волонтерства (наличие книжки волонтера с информацией о добровольческой деятельности ученика).
Эта информация также есть в портфолио ученика в МЭШ. Если ребенок обучался в этой же школе, то дополнительно ее предоставлять не нужно. Если ребенок из другой школы, то можно сделать PDF-выгрузку из портфолио и приложить ее к заявлению
Часто задаваемые вопросы
1
Когда начинается прием заявлений о зачислении в 10-е предпрофессиональные классы?
Приемная кампания начинается с 20 мая и завершается не позднее 5 июля текущего учебного года. Более подробная информация о сроках приемной кампании размещена на официальном сайте выбранной для поступления образовательной организации.
2
Где можно посмотреть список образовательных организаций, в которых будут реализовываться предпрофессиональные классы?
Информация об образовательных организациях, в которых реализуются проекты предпрофессионального образования, размещается на официальном сайте https://profil.mos.ru/, а также на портале https://shkolamoskva.ru/predprof/.
3
Где посмотреть, сколько и каких предпрофессиональных классов планируется открыть в школе?
Образовательные организации размещают информацию о классах по каждому проекту (правила и сроки приема, особенности образовательной программы, нормативно-правовые документы, контактное лицо от образовательной организации), которые будут функционировать в следующем учебном году, на своем официальном сайте.
4
Какие документы необходимы для зачисления в предпрофессиональные классы?
Для зачисления обучающихся в классы предпрофессиональных проектов необходимо направить в образовательную организацию:
- Заявление родителей (форму заявления об участии в индивидуальном отборе в класс Проекта школа разрабатывает и публикует на официальном сайте школы).
- Копии документов, предусмотренных приказом Минпросвещения России от 02.09.2020 № 458 (в случае первичного приема) и приказом Минобрнауки России от 12.03.2014 № 177 (в случае зачисления в порядке перевода).
- Копии документов, подтверждающих соответствие критериям приема в классы Проекта: средний балл по итогам промежуточной аттестации в 9-м классе (за все аттестационные периоды), результаты независимых диагностик, достижения в творческих и спортивных мероприятиях, результаты прохождения государственной итоговой аттестации в 9-м классе (ОГЭ), мотивационное письмо, копия личной книжки волонтера.
Если ученик переводится из другой школы, то предоставляется выгрузка из портфолио ученика в МЭШ.
5
При поступлении в предпрофессиональные классы ученикам необходимо написать мотивационное письмо. Каким оно должно быть?
Мотивационное письмо включает 3 обязательных раздела, в которых претендент объясняет:
- почему хочет обучаться в данном классе;
- почему достоин зачисления в данный класс;
- какие карьерные цели ставит перед собой и в какой профессиональной сфере.
Если ученик подает документы в несколько проектов, то для каждого проекта необходимо написать отдельное мотивационное письмо.
Письмо должно быть написано без орфографических и пунктуационных ошибок.
Объем письма — от 1 до 3 страниц (шрифт 14, одинарный межстрочный интервал).
6
Возможно подать заявление о приеме в предпрофессиональный класс в несколько образовательных организаций?
Да, родители (законные представители) вправе подать заявление о приеме ученика в класс проекта в несколько образовательных организаций.
7
Какие условия отбора в предпрофессиональные классы?
Приемная комиссия учитывает:
- результаты прохождения государственной итоговой аттестации в 9-м классе (ОГЭ) по предметам в соответствии с направленностью проектов по выбору обучающихся;
- средний балл по итогам промежуточной аттестации в 9-м классе;
- достижения в творческих и спортивных мероприятиях (по информации из индивидуального портфолио ученика);
- наличие личной книжки волонтера с информацией о волонтерской деятельности ученика;
- результаты независимого мониторинга (диагностики) Московского центра качества образования;
- мотивационное письмо.
Приемная комиссия формирует ранжированный список претендентов, желающих обучаться в предпрофессиональных классах, публикует его на официальном сайте и зачисляет на его основе обучающихся в классы проектов.
8
Сколько и какие предметы необходимо сдавать на ОГЭ в 9-м классе, чтобы поступить в предпрофессиональные классы?
Для поступления в предпрофессиональные классы ученикам для сдачи ОГЭ необходимо выбрать предметы, соответствующие направленности проекта, количество предметов не ограниченно. Чем больше ученик предоставит данных по предметам, тем больше баллов может получить. Информацию можно получить из портфолио ученика в МЭШ.
Перечень предметов, необходимых для поступления в предпрофессиональные классы, представлен в таблице.
9
Когда и где можно узнать, поступил ли ребенок в предпрофкласс?
Список претендентов и количество баллов, которые они набрали, будет опубликован на сайте школы 25 июня.
Что делать, если ребенок не набрал достаточное количество баллов для зачисления в предпрофессиональные классы?
Ему будут предложены свободные места в других классах школы (не позднее 5 июля).
Можно ли перевестись из одного класса в другой? Как это сделать?
Школьник, который уже обучается в предпрофессиональном классе, может перевестись в класс другого проекта. При этом возможен зачет ранее набранных (при первичном приеме в класс проекта) баллов.
Зачет производится только по совпадающим критериям двух проектов (по перечню предметов при учете результатов ОГЭ и среднего балла по итогам промежуточной аттестации). Ему также нужно будет написать новое мотивационное письмо с учетом выбранного направления класса. По отличающимся в проектах критериям ученик предоставляет всю необходимую информацию. Подать заявление и документы в течение учебного года можно в соответствии с порядком, определенным школой и опубликованным на официальном сайте.
Можно ли подавать заявления в классы разных проектов одновременно?
Количество заявлений о приеме в предпрофессиональные классы не ограниченно. Родители могут подать заявление о зачислении и копии документов в несколько образовательных организаций или несколько направлений предпрофессиональных классов в одной школе.
Если ребенок поступит в несколько предпрофклассов, то после публикации ранжированного списка родители самостоятельно выбирают актуальный вариант и регистрируют электронное заявление на сайте https://www.mos.ru/ (при первичном зачислении в другую школу) или подают письменное заявление на имя директора школы (при зачислении в предпрофкласс в своей школе).
Кто оценивает мотивационное письмо и другие достижения детей?
Для этого школа формирует приемную комиссию. Контактная информация сотрудника, которому можно задать любые вопросы о приеме в предпрофессиональные классы, размещается на сайте школы.
Как выставляются баллы за достижения? Они объективны?
Баллы за образовательные достижения обучающихся при учете результатов ОГЭ, среднего балла по итогам промежуточной аттестации и информации из портфолио в Московской электронной школе выставляются в соответствии со стандартами городских проектов предпрофессионального образования, размещенных на сайте https://profil.mos.ru. В стандартах проектов указано количество баллов за каждое достижение учащегося. Баллы за каждое достижение суммируются, и формируется ранжированный список.
- О нас
- Новости
- Московский образовательный канал
На сайте использованы фотографии и иллюстрации Shutterstock/Fotodom и собственные съемки Медиацентра.
Источник: shkolamoskva.ru
Дополнительные предпрофессиональные образовательные программы что это
Написать письмо директору
«Следуя призванию музыканта»
Статья на сайте ГАУ ДПО «Саратовский областной учебно-методический центр» об учащейся отделения струнных инструментов Бадалян Маргарите
класс преподавателя Стойоха И.В.
Концерт «Посвящение в юные музыканты»
Мастер-класс доцента
Санкт-Петербургской
консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова
Олега Вайнштейна
Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты
- Руководство. Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода)
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
Поступающим
Новые материалы
- Губернаторские стипендиаты — 2022
- Конкурсы — осень 2022
- «Юные дарования Саратова» — 2022
- Концерт «Посвящение в юные музыканты»
- Свидетельство о занесении ЦДМШ на Доску Почёта
- Мастер-класс доцента Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Олега Вайнштейна.
К 105-летнему юбилею школы
Обратная связь
- Анкета для родителей
- О получении консультаций по оказываемым услугам
- Ответы на часто задаваемые вопросы
Образовательный процесс в условиях распространения COVID-19
- Образовательный процесс в условиях распространения COVID-19
- Как минимизировать риски распространения новой коронавирусной инфекции (видео-ролик)
- О правильном использовании масок (видео-ролик)
- Рекомендации по снижению рисков заболевания новой коронавирусной инфекцией для людей старше 60 лет (видео-ролик)
- Пропускной режим в учреждениях дополнительного образования
- Договор на медицинское обслуживание
Информационная безопасность
- Локальные акты
- Нормативное регулирование
- Педагогам
- Ученикам
- Родителям
- Детские безопасные сайты
Антикоррупционная деятельность
- Антикоррупционная деятельность
- Что нужно знать о коррупции
- Правовые основы противодействия коррупции
- Взяточничество — опасное коррупционное преступление
Антитеррористическая безопасность
- Антитеррористическая безопасность
- Памятка антитеррористической безопасности
Охрана труда
«Осторожно! Мошенники!»
Это необходимо знать
Оставьте отзыв или поставьте оценку работе школы
На официальном сайте для размещения информации об учреждениях bus.gov.ru предоставляется возможность оставить отзыв либо поставить оценку работе школы
Мы в соцсетях
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на использование файлов Cookie. Более подробную информацию можно найти в Политике Cookie файлов.
Источник: cdmsh.ru
В закон об образовании внесены изменения, касающиеся образовательных организаций дополнительного образования детей
Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
24 марта 2021 года
Федеральный закон принят Государственной Думой 10 марта 2021 года и одобрен Советом Федерации 17 марта 2021 года.
Справка Государственно-правового управления
Федеральный закон предусматривает, что для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств создаются образовательные организации дополнительного образования детей со специальными наименованиями «детская школа искусств», «детская музыкальная школа», «детская хоровая школа», «детская художественная школа», «детская хореографическая школа», «детская театральная школа», «детская цирковая школа», «детская школа художественных ремёсел».
Порядок осуществления образовательной деятельности указанными образовательными организациями определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
Согласно Федеральному закону федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры начиная с 2023/24 учебного года устанавливает организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольные цифры приёма по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования в области искусств за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета в порядке, утверждённом Правительством Российской Федерации.
Источник: www.kremlin.ru
Дополнительные предпрофессиональные образовательные программы что это
Методические рекомендации « Индивидуальные и групповые консультации по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств»
Муниципальное бюджетное учреждение
Детская школа искусств № 8
для преподавателей детских школ искусств
« Индивидуальные и групповые консультации по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств»
преподаватель по классу фортепиано
Гузяева Людмила Петровна
С 01 сентября 2013 года школы приступили к реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств в соответствии с Федеральными государственными требованиями. Впервые в учебные планы дополнительных образовательных программ введены часы консультаций. В своей работе я описываю сущность, виды и порядок проведения индивидуальных и групповых консультаций, их значение для обучающихся детских школ искусств. Моя работа может быть рассмотрена, как вспомогательный методический материал для преподавателей в организации проведения консультаций.
2.Цели и задачи разработки методических рекомендаций………………….4
3.Характеристика основных форм консультаций………………………….4-5
4.Рекомендации по проведению консультаций…………………………….5-7
6.Документальное оформление консультативных часов…………………….8
7.Список использованной литературы………………………………………..8
В Методических рекомендациях я излагаю общие сведения об организации проведения групповых и индивидуальных консультаций для преподавателей школы.
Консультация (лат. consultatio — обращение за советом) – форма учебного занятия, предусматривающая предоставление ученикам нужной помощи в усвоении теоретических знаний и выработке практических умений и навыков путём ответа преподавателя на конкретные вопросы или объяснения отдельных теоретических положений или аспектов их практического применения. Количество часов на консультации строго определено учебными планами. Консультации проводят преподаватели, которые ведут соответствующий учебный предмет, по графику, разработанному школой с учётом мнения структурных подразделений.
У части преподавателей существует мнение, что консультация ничем не отличается от урочной системы, поэтому не требует особой подготовки. Я думаю, что с приобретением опыта проведения консультаций в детских школах искусств, отношение к консультациям изменится. Преподаватели путём собственных проб и наработок придут к выводу, что хорошо подготовленная и умело проведенная консультация может стать одним из наиболее эффективных методов повышения уровня подготовки учащихся, как к промежуточной и итоговой аттестации, так и к конкурсной и концертной деятельности.
Цели и задачи разработки методических рекомендаций
Основная цель работы:
- обеспечение преподавателей школы методическими рекомендациями проведения консультаций с учащимися по предметам дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.
- предложить преподавателям школы формы и методы проведения консультаций;
- доказать преподавателям значимость консультаций в учебном процессе.
Характеристика основных форм и видов консультаций
Консультации, как правило, предполагают вторичный разбор учебного материала, который либо слабо усвоен учениками, либо не усвоен совсем. Отсюда основная цель консультаций – восполнение пробелов в знаниях учеников. К такому виду консультаций относятся текущие индивидуальные и групповые консультации по учебному предмету и предэкзаменационные консультации. Вместе с тем на консультациях преподаватель может разъяснять способы действий и приёмы самостоятельной работы с конкретным материалом или при выполнении конкретного задания.
В школе искусств консультации, как правило, проводятся в индивидуальной и групповой форме. Это определяется учебным планом по специальности, поэтому преподаватель должен спланировать тему консультации и провести соответственно графику учебного процесса.
Индивидуальные и групповые консультации по ФГТ проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачётам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения.
В методической литературе встречаются следующие виды консультаций:
- беседа;
- лекции;
- пресс-конференция;
- программированная консультация;
- дискуссия.
Детские школы искусств только начинают разработку видов учебных консультаций. Поэтому я рекомендую использовать традиционные, но проверенные виды учебной деятельности:
- углубление знаний, умений и навыков на практическом материале;
- совершенствование имеющихся умений и навыков;
- закрепление полученных знаний;
- комбинированный (сочетание различных видов);
- обобщение и систематизация полученных знаний.
Рекомендации по проведению консультаций
Рекомендации по проведению индивидуальной консультации. Индивидуальные консультации в основном проводятся предметам музыкального исполнительства. Индивидуальная консультация проводится в форме индивидуального занятия с учеником и позволяет в большей степени приблизить занятие к практическим интересам ученика. На индивидуальной консультации ученик получает рекомендации в зависимости от цели консультации: это могут быть рекомендации по исполнению конкретного произведения, подготовки домашнего задания, конкурсной или концертной подготовки.
Главная задача индивидуальной консультации – помочь ученику сориентироваться и найти выход из проблемной ситуации, связанной с исполнением произведения.
Индивидуальную консультацию можно условно подразделить на:
- диагностическую;
- коррекционную;
- справочно-информационную.
Обычно в рамках одной консультации осуществляются информирование и диагностика, формирующее и коррекционное взаимодействие.
В ходе консультации необходимо обратить внимание на всё то хорошее и положительное, что есть в ученике и только потом говорить о проблемах.
Рекомендации по проведению групповой консультации.
Групповые консультации, как правило, проводятся по предметам теории и истории музыки, оркестровому и хоровому классу.
Для проведения групповой консультации важно правильно выбрать тему. Выбор темы является самым важным этапом. Он должен осуществляться при разработке учебных планов. Важно создать на консультации непринужденную, доверительную обстановку, чтобы каждый ученик мог, не стесняясь, задать любой интересующий вопрос и получить на него точный обстоятельный ответ. Вместе с тем консультация должна проводиться строго по намеченному плану, а не превращаться в неорганизованную беседу.
При проведении консультаций рекомендуется шире использовать наглядные пособия, смело применять видеотехнику.
Во время консультации, обучающиеся отвечая на поставленные вопросы, актуализируют полученные знания, и преподаватель видит проблемы, которые требуют немедленной корректировки.
Общее для консультаций:
- в ходе консультации неуместно сравнивать учеников друг с другом, желательно говорить об общих успехах и недостатках;
- консультация должна дать обучающимся реальные рекомендации;
- консультация должна быть перспективной и способствовать реальным улучшениям в знаниях обучающихся.
В заключении еще раз следует заметить, что консультация является одним из активных методов обучения, так как она максимально приближает обучение к практическим интересам и запросам обучающихся с учётом степени индивидуального восприятия изучаемого материала и является одним из наиболее результативных методов закрепления полученных знаний.
У обучающихся всегда будут появляться непонятные для них вопросы. А где их можно разрешить? На консультации. Консультации для учеников в учебном процессе играют как вспомогательную, так и самостоятельную роль.
В работе я описала сущность, виды и основные правила проведения консультаций.
В результате проведения консультаций мы достигаем следующие результаты:
- убеждение учащихся в необходимости обучения;
- возбуждение интереса к конкретной дисциплине;
- активизацию познавательной деятельности;
- снимаем вопросы, выявляем ошибочные представления, неверные истолкования изученного материала и тем предотвращаем неправильное применение его на практике;
- закрепление полученных знаний и совершенствование умений , их практическое применение;
- применение полученных знаний в достижении учебных целей (написаний рефератов, курсовых и выпускных работ).
Таким образом, консультацию надо рассматривать как один из методов активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся в учебном процессе.
Документальное оформление консультативных часов
В Детской школе искусств № 8 Г. Ульяновска, где я работаю, разработано Положение по оформлению консультативных часов, которые оформляются следующим образом:
- общий объём консультационных часов, согласно учебному плану, закладывается в тарификацию в виде фактических часов на учебный год;
- составляется график проведения консультаций;
- преподаватели оформляются журнал консультативных часов в виде вкладыша к журналу;
- я, как заместитель директора по учебной работе и ответственный за оформление табелей на зарплату, ежемесячно отслеживаю выполнение графика.
Подробная информация по оформлению консультативных часов дана на сайте ИРОСКИ,2014.
Список использованной литературы
1.Амонашвили Ш.А. Педагогический поиск. Москва педагогика, 1991.
2.Активные формы и методы обучения: Методическое пособие, — М.: УМЦ, 1997.
3.Сергованцева Т.В., Марцишевская В.К. Как написать и издать учебное пособие М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2003.
4. Филимонова. Н.В.Рекомендации по написанию и оформлению методических разработок. Курск, 2013 .
Документ Microsoft Word (doc) |
61.5 Kb |
7 |
Просмотров: 49
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Похожие материалы
- Методическая разработка ««Использование здоровьесберегающих программ в процессе обучения на инструментальных отделениях детских школ искусств»
- Электронное портфолио учителя музыки
- «Туған ел» қлеңінің сөзі
- Проект, посвящённый 70-летию ВОВ «Гармонь и песня»
- Три этюда для юных кларнетистов
- Открытый урок по предмету музыка 2 класс по теме «Рождество»
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (внеаудиторной) ПО МДК 01.01Методика преподавания по программам дополнительного образования детей в области музыкальной деятельности специальность 44.02.03. Педагогика дополнительного образования
- Сообщение на тему: «Музыка в жизни человека»
- Жоба «Театр — өнер әлемінде»
- Отчет заместителя директора по УВР нач. классов из семинара заместителей директоров.
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь через форму обратной связи.
Источник: uroki.me