Раскрывается нормативная база создания дополнительных программ, их виды и направленность, предназначение программ, возрастная категория, количественный состав аудитории обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа:
МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»
Педагогические работники имеют право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ (ФЗ ст.47 п.3,5). Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы (Порядок п.11). Обновление и утверждение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется до начала нового учебного года. Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ должны строиться на следующих основаниях (федеральная Концепция п. IV): ∙ свобода выбора образовательных программ и режима их освоения; ∙ соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей; 9 ∙ вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ; ∙ разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ; ∙ модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов; ∙ ориентация на метапредметные и личностные результаты образования; ∙ творческий и продуктивный характер образовательных программ; ∙ открытый и сетевой характер реализации. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является локальным нормативным документом, поэтому она должна пройти проверку и утверждение в определенном порядке: 1. Внутренняя экспертиза — это анализ качества документа, его соответствия уставу образовательного учреждения, действующим нормативно-правовым документам и требованиям к содержанию дополнительного образования детей.
Дополнительные общеразвивающие программы в аспекте современных требований и рекомендаций
По итогам обсуждения на образовательную программу составляется рецензия внутренней экспертизы. Внешняя экспертиза программы проводится специалистами в данной области деятельности через независимую оценку качества образования по реализации образовательных программ дополнительного образования детей.
По результатам данной экспертизы может составляться рецензия, подтверждающая соответствие содержания и методики профильной подготовки детей современным требованиям в данной области деятельности. Обсуждение образовательной программы на заседании педагогического совета (методического совета) образовательной организации — органа, полномочного по уставу рекомендовать к утверждению нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность.
Целевые и организационные ориентиры дополнительных общеразвивающих программ
Решение о рекомендации образовательной программы к утверждению обязательно заносится в протокол педагогического совета (методического совета). Утверждение образовательной программы осуществляется в соответствии с локальным нормативным актом образовательной организации, регламентирующим утверждение программ.
После утверждения дополнительная общеобразовательная программа считается полноценным нормативно-правовым документом образовательной организации, на реализацию этой программы выделяется финансирование. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет»: о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой; о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам; о материально-техническом обеспечении 10 образовательной деятельности (ФЗ №273 ст.29, п.1, п.2).
На сайте организации размещается аннотация программы и ее копия. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время (Порядок п.6).
Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается (ФЗ гл.2 ст.13 п.9). При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 (ФЗ гл.2 ст.13 п.2; Порядок п.10).
При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий (ФЗ гл.2 ст.13 п.3). Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации (ФЗ гл.2 ст.13 п.1). Сетевая форма реализации образовательных программ (далее — сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ФЗ гл.2 ст.15). Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (ФЗ гл.10 ст.25 п.1),но при этом к освоению образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования.
Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Допускается сочетание различных форм (ФЗ ст.17, п.2,4).
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы 12 обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, лаборатории, студии, ансамбли, театры) (далее — объединения), а также индивидуально (Порядок, п.7). Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность и периодичность занятий зависят от направленности программы и индивидуальных особенностей обучающихся, что определяется локальным нормативным актом образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое. (Порядок, п.9). Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно (ФЗ ст.60 п.15).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Юный инспектор дорожного движения»
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн.
Источник: nsportal.ru
Статья 75 ФЗ-273 Об Образовании. Дополнительное образование детей и взрослых
1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются для детей и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются для детей. Дополнительные образовательные программы спортивной подготовки реализуются для детей и для взрослых.
3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями. Содержание дополнительных образовательных программ спортивной подготовки определяется соответствующей образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, с учетом примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.
5. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств определяются в соответствии с частями 3 — 7 статьи 83 настоящего Федерального закона.
6. Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта определяются статьей 84 настоящего Федерального закона.
Комментарий к Ст. 75 закона «Об образовании в Российской Федерации»
Комментируемая статья не является новой для образовательного законодательства. Однако, несмотря на то, что в законе N 3266-1 дополнительному образованию была посвящена самостоятельная статья 26 «Дополнительное образование», нормы о дополнительном образовании детей и взрослых в рамках рассматриваемой статьи значительным образом переработаны с учетом опыта обобщения соответствующего нормативного материала.
Часть 1 комментируемой статьи определяет широкий набор задач, решаемых дополнительным образованием от развития творческих способностей индивидов до организации их свободного времени. Из чего можно заключить, что цели получения дополнительного образования гораздо шире, чем иных его видов. Одна из задач, которую решает дополнительное образование, хотя она прямо и не обозначена в комментируемой норме, — это создание в стране системы непрерывного образования: требование времени, следствие развития научно-технического прогресса и обеспечения всеобщей занятости населения.
Отдельно в комментируемой норме определены задачи дополнительного образования детей. Это:
Источник: zakonobobrazovanii.ru
Глава 15. Дополнительное образование
Статья 121. Дополнительное образование 1. Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также организацию их свободного времени.
Дополнительное образование детей также обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе, их профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержка одаренных и талантливых детей. 2. Дополнительное образование осуществляется путем реализации дополнительных общеобразовательных программ, которые направлены на развитие личности, ее общей культуры и индивидуальных способностей, освоение социокультурных ценностей, профессиональную ориентацию, организацию творческого труда, содержательного досуга, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья.
Дополнительные общеобразовательные программы могут быть общеразвивающими и предпрофессиональными. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные общеразвивающие программы могут иметь научно-техническую, спортивно-техническую, физкультурно-спортивную, художественную (по видам искусств), историко-культурную, туристско-краеведческую, эколого-биологическую, военнопатриотическую, социально-педагогическую, социально-экономическую, естественнонаучную и иную направленность. Дополнительные предпрофессиональные программы реализуются в сфере искусства и спорта.
201 3. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются образовательными организациями дополнительного образования, а также иными образовательными организациями. Услуги по реализации дополнительных общеобразовательных программ могут оказываться в рамках индивидуальной педагогической деятельности.
4. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в очной и заочной формах обучения. Статья 122.
Образовательные организации дополнительного образования 1. Образовательная организация дополнительного образования – образовательная организация, создаваемая в целях ведения образовательной деятельности по реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей и (или) взрослых. Образовательная организация дополнительного образования может реализовывать программы профессионального обучения. Образовательная организация дополнительного образования, реализующая дополнительные общеобразовательные программы, предназначенные для детей (далее — дополнительные общеобразовательные программы для детей), вправе реализовывать основную образовательную программу дошкольного образования, а также осуществлять присмотр и уход за детьми дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания в порядке, установленном главой 10 настоящего Федерального закона. 2. Для реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей, создаются образовательные организации дополнительного образования детей следующих видов: центр (дворец) детского творчества (технического творчества, детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), физической культуры и школьного спорта, станция юных техников, юных туристов, юных натуралистов, детская экологическая (экологобиологическая) станция) – вид образовательной организации дополнительного образования детей, которая реализует одну или несколько дополнительных общеразвивающих программ для детей определенной направленности; детская школа искусств или детско-юношеская спортивная школа (детско-юношеская спортивно-адаптивная школа) – вид образовательной организации дополнительного образования детей, которая реализует одну или несколько дополнительных предпрофессиональных программ для детей художественного профиля (по видам искусств) или спортивного профиля.
202 Детская школа искусств или детско-юношеская спортивная школа (детско-юношеская спортивно-адаптивная школа) вправе реализовывать одну или несколько дополнительных общеразвивающих программ для детей определенной направленности. Иные виды образовательных организаций дополнительного образования детей могут быть дополнительно установлены субъектами Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, в соответствии с федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации.
3. Для реализации дополнительных общеобразовательных программ, предназначенных для взрослых (далее — дополнительные общеобразовательные программы для взрослых), создаются образовательные организации дополнительного образования. В их наименовании могут использоваться специальные названия (курсы, кружки, школа и др.).
В образовательные организации дополнительного образования при наличии условий могут также реализовываться дополнительные общеобразовательные программы для детей и (или) осуществляться обучение взрослых и несовершеннолетних в смешанных группах, если это предусмотрено уставом такого центра. Образовательная деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ для взрослых лицензируется в упрощенном порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. 4. В наименовании образовательной организации дополнительного образования указывается направленность реализуемых дополнительных общеобразовательных программ, в том числе по видам искусств. 5. Отношения между образовательной организацией дополнительного образования и обучающимися или родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные настоящим Федеральным законом права сторон.
Глава 16. Дополнительное профессиональное образование
Статья 123. Предоставление дополнительного профессионального образования 1. Дополнительное профессиональное образование направлено на целенаправленное непрерывное повышение профессиональных знаний граждан в течение всей жизни, в том числе с целью своевременного соответствия требованиям рынка труда; на совершенствование
203 деловой квалификации граждан, подготовку к выполнению новых видов профессиональной деятельности на базе среднего профессионального и высшего образования. 2. Дополнительное профессиональное образование предоставляется лицам: имеющим среднее профессиональное и (или) высшее образование; получающим среднее профессиональное и (или) высшее образование, в случаях, предусмотренных соответствующими федеральными государственными требованиями.
3. Дополнительные профессиональные программы реализуются в организациях дополнительного профессионального образования. Дополнительные профессиональные программы могут также реализовываться в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, научных и иных организациях, осуществляющих обучение.
Требования настоящей главы распространяются на такие организации при реализации дополнительных профессиональных программ. 4. Услуги по реализации дополнительных профессиональных программ могут оказываться в рамках индивидуальной педагогической деятельности. Статья 124.
Дополнительные профессиональные программы 1. В образовательной организации дополнительного профессионального образования могут реализовываться различные по срокам и направленности дополнительные профессиональные программы. 2. Программы повышения квалификации направлены на совершенствование имеющихся и (или) освоение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности; выполнения трудовых функций; повышения уровня квалификации. Программы повышения квалификации включают в себя квалификационные программы и программы профессионального развития. Квалификационная программа направлена на достижение более высокого уровня квалификации для выполнения нового вида профессиональной деятельности или комплексного обновления профессиональных компетенций в рамках того же вида профессиональной деятельности. Программа профессионального развития направлена на качественное изменение имеющейся квалификации путем совершенствования профессиональных компетенций в соответствии с новыми социально-экономическими, технологическими условиями и (или) российскими и международными требованиями и стандартами.
204 3. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение новых и развитие имеющихся компетенций, с целью приобретения новых квалификаций, необходимых для выполнения нового направления профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов. Программа профессиональной переподготовки реализуется на основании установленных квалификационных требований к конкретным должностям и специальностям и проводится с учетом уровня полученного ранее образования или в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительной профессиональной программе.
4. Содержание дополнительных профессиональных программ определяется образовательной организацией дополнительного профессионального образования по согласованию с заказчиком или в соответствии с федеральными государственными требованиями. Федеральные государственные требования к дополнительным профессиональным программам в зависимости от целей и продолжительности образовательной программы подразделяются на: федеральные государственные требования к программе повышения квалификации; федеральные государственные требования к программе профессиональной переподготовки.
Содержание дополнительных профессиональных образовательных программ должно обеспечивать преемственность дополнительных профессиональных программ по отношению к федеральным государственным образовательным стандартам профессионального образования, а также учет требований профессиональных стандартов. 5. Наименование дополнительной профессиональной программы должно в обязательном порядке содержать сведения, указывающие на ее вид. В наименовании дополнительной профессиональной программы не допускается использовать наименование образовательной программы, установленное федеральными государственными требованиями к дополнительной профессиональной программе, в случае, если такая дополнительная профессиональная программа, реализуется не в соответствии с федеральными государственными требованиями. 6. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется в формах, установленных настоящих Федеральным законом, а также в форме стажировки. Стажировка носит индивидуальный характер и может предусматривать самостоятельную теоретическую подготовку, изучение организации и технологии производства и (или) работ, непосредственное участие в работе организации, на базе которой проходит стажировка.
205 Стажировка может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом, на предприятиях всех форм собственности, в научно-исследовательских, образовательных и иных организациях, консультационных фирмах, органах государственной власти и местного самоуправления. 7. Формы и сроки освоения программ повышения квалификации (не менее 18 аудиторных часов), программ профессиональной переподготовки (не менее 250 аудиторных часов) определяются образовательной организацией дополнительного профессионального образования самостоятельно с учетом потребностей заказчика.
Сроки освоения образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, по которым установлены федеральные государственные требования, определяются соответствующими федеральными государственными требованиями. Статья 125. Образовательные организации дополнительного профессионального образования 1. Образовательная организация дополнительного профессионального образования – это организация, предметом основной деятельности которой является реализация дополнительных профессиональных программ. Образовательная организация дополнительного профессионального образования также вправе реализовывать программы профессионального обучения и, в случаях установленных настоящим Федеральным законом, программы подготовки научно-педагогических кадров. 2. Дополнительные профессиональные программы реализуются в образовательных организациях дополнительного профессионального образования следующих видов: а) академия – образовательная организация дополнительного профессионального образования, реализующая дополнительные профессиональные программы на базе высшего образования, в том числе в обязательном порядке программы профессиональной переподготовки; осуществляет реализацию программ подготовки научно-педагогических кадров, а также научную деятельность; является координационным центром для иных образовательных организаций дополнительного профессионального образования сферы ее
| деятельности; | |||
| б) институт | профессиональных | квалификаций – образовательная | организация | 
дополнительного профессионального образование, которая реализует на базе среднего профессионального и высшего образования дополнительные профессиональные программы;
| в) центр – образовательная | организация | дополнительного | профессионального | 
| образования, в которой высвобождаемые работники, самозанятое и | незанятое население и | ||
Источник: studfile.net
