Этот документ должен заинтересовать всех, кто занят в сфере дополнительного образования детей: руководителей, педработников, обучающихся и их родителей (законных представителей). Речь идет о приказе Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.11.2013 г. Регистрационный N 30468).
Утвержденный Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы), а также индивидуальных предпринимателей (далее — организации, осуществляющие образовательную деятельность).
В соответствии с данным приказом Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное приказом Минобрнауки РФ от 26.06. 2012 г. N 504 (зарегистрирован Минюстом РФ 2.08.2012 г., регистрационный N 25082), утратило силу.
Дополнительные общеразвивающие программы в аспекте современных требований и рекомендаций
- все локальные акты, разработанные на основе прежнего Типового положения об ОУДО, следует привести в соответствие с новым нормативным документом;
- как и когда это сделать, следует согласовать с Учредителем.
Порядок ведения образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный вышеупомянутым приказом Минобрнауки РФ (далее — Порядок), подготовлен во исполнение закона об образовании в РФ.
Определено, что образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена:
- на формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- на обеспечение их духовно-нравственного, патриотического и трудового воспитания;
- на выявление и поддержание талантов;
- на профориентацию обучающихся, их социализацию и адаптацию к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству РФ, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Содержание дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных программ, сроки и формы обучения по ним определяются самим учебным заведением. При этом дополнительные общеобразовательные программы ежегодно должны обновляться с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Образовательный процесс проходит в группах (клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры и т. д.), а также индивидуально. Каждый обучающийся вправе заниматься в нескольких группах и менять их. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Количество учащихся, их возрастные категории, а также продолжительность занятий устанавливаются локальным нормативным актом учреждения.
Технология разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в современных усл
Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической). В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними обучающимися их родители (законные представители) без включения в основной состав.
Обучающиеся, осваивающие дополнительные общеобразовательные программы, проходят промежуточную аттестацию, формы, порядок и периодичность которой определяются организацией самостоятельно.
Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Расписание составляется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Педагогами могут использоваться различные образовательные технологии, в т. ч. дистанционные и электронное обучение.
Дополнительные общеобразовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
Отдельное внимание в документе уделено обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья. Так, организация должна создать для них специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ. Им бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков, обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.
И ещё: организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут оказывать помощь педагогическим коллективам других образовательных организаций в реализации дополнительных общеобразовательных программ, организации досуговой и внеучебной деятельности обучающихся, а также молодежным и детским общественным объединениям и организациям на договорной основе.
Примерный перечень локальных актов организации, реализующей дополнительные общеобразовательные программы, в соответствии с утвержденным Порядком
- Образовательная программа;
- Положение об объединении;
- Положение об организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
- Положение о промежуточной аттестации обучающихся;
- Положение об индивидуальном учебном плане;
- Положение об организации массовых мероприятий;
- Положение о сетевой форме организации дополнительного образования в организации;
- Другие при необходимости.
Полностью документ можно найти на сайте «Гарант».
47 thoughts on “ Новый порядок организации дополнительного образования детей ”
сын в 3 классе! По поводу кружков уточните , обязан ли ребенок их посещать ? Учитель заставляет вести дневник по чтению не всегда удается сделать записи в нем в итоге двойка в дневнике, как решить эту проблему? Завышает норму по технике чтения , и просит чтоб дети читали в день по 30 страниц, разве такое допустимо? Сейчас узнаю что дети на перемени сидят в классе и читают книжки.
Уважаемая Наташа!
Конечно, посещение кружков дело добровольное. Содержание обучения определяется учебной программой, разработанной в соответствии с ФГОС начальной школы (неплохо бы почитать его, раньше вы по нему не учились). Что касается объема домашних заданий, то он определяется СанПин для школ, согласно которому время на выполнение домашних заданий (в астрономических часах) во 2 – 3 классах не должно превышать 1,5 ч; в 4 — 5 классах — 2 ч; в 6 — 8 классах — 2,5 ч; в 9 — 11 классах — до 3,5 ч. За этим должна следить администрация школы. Побеседуйте с учителем о ваших проблемах. Вы можете также обратиться к завучу, курирующему начальную школу.
Дорогая Наташа! Мы все хотим, чтобы наши дети жили лучше и счастливее, поэтому пусть читают как можно больше, тогда они будут грамотными, станут писать без ошибок и красиво говорить. И это принесет им успех на любой работе! Вы совершенно правы в одном: нельзя заставлять их читать, ребенок должен получать удовольствие от чтения, только тогда оно пойдет ему на пользу. Здесь Вам обязательно нужно побеседовать с учителем.
По поводу «добровольности посещения». Статья 43 273-ФЗ говорит об ОБЯЗАННОСТИ посещать занятия.По доброй воле родители записываю ребенка в объединение, а посещать его он обязан.
Уважаемая Соколова!
Вы правы, но…
Согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. N 1008, каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 61 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ образовательные отношения могут быть прекращены досрочно по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося. Таким образом, если ребенок не посещает занятия и, по мнению родителей, в дальнейшем не сможет проходить обучение по соответствующей дополнительной образовательной программе, родители должны выразить свое мнение путем написания заявления об отчислении, на основании которого образовательная организация издает распорядительный акт, являющийся основанием для прекращения образовательных отношений (ч. 4 ст. 61 закона).
Задача руководителя объединения – построить образовательный процесс так, чтобы обучающийся не уходил из объединения. Опытные руководители, особенно работающие с младшими школьниками, учитывая специфику их возраста, довольно часто меняют направления деятельности. Например, сегодня дети повально увлечены постройкой моделей самолетов, а завтра — собирают роботов.
Александра :
Скажите, пожалуйста, мой ребенок занимается в двух спортивных школах фигурным катанием на бюджетном отделении. Нам сказали что так нельзя. И предложили в одной школе перейти на хозрасчетное отделение, мотивируя тем что государство не может оплачивать одного ребенка дважды. Так ли это?
Уважаемая Александра!
Рекомендуем обратиться в региональный орган управления образованием.
Добрый день! Объясните, пожалуйста, где , в каких документах, сопровождающих деятельность детско-юношеских спортивных школ, должен отразиться пункт 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам : «Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в течение всего календарного года, включая каникулярное время.» Должно ли это быть прописано в Уставе школы?
Добрый день, Антонина!
Указанное Вами положение должно быть прописано в Уставе учреждения в разделе «Организация образовательного процесса», а также в ряде локальных актов, разработанных в соответствии с ним.
Объясните, пожалуйста, какие именно образовательные программы нужно обновлять каждый год: образовательную программу учреждения или образовательную программу каждого объединения?
Уважаемая Катя!
В соответствии со ст. 9 ч.1 п.5 закона «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям местных органов власти, а в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с ч.2 этой же статьи полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования, в том числе по закреплению образовательных организаций субъектов Российской Федерации за конкретными территориями, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Т.о, Вам следует обратиться в орган управления образованием, к которому относится ваша образовательная организация.
Что касается сбора денежных средств по инициативе родителей, то это дело добровольное: не хочешь — не сдавай.
Уважаемая Марина!
Речь идет о дополнительных общеобразовательных программах, по которым работает педагог. Теперь это становится непреложным требованием. В дополнительном образовании не должно быть такого, когда кругом робототехника и нанотехнологии, а в объединениях изучаются лишь электронные лампы да детекторные приемники.
Добрый день, скажите пожалуйста, какая образовательная программа предусмотрена для работы на подготовительных отделениях ВУЗов
Источник: eduinspector.ru
Научно-методические статьи
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: как попасть в правовое поле?
- Печать
- Электронная почта
Буйлова Л.Н.
Современное дополнительное образование детей переживает этап глубоких фундаментальных трансформаций, требующих пересмотра и изменения фундаментальных основ, на которых оно было построено. В этой связи актуальным становится вопрос: должны ли быть приведены дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ?
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: как попасть в правовое поле?
Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами: в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются (ФЗ ст.2, п.14), а предусмотрены федеральные государственные требования только к дополнительным общеобразовательным предпрофессиональным программам (ФЗ ст. 75, п.4).
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы направлены на создание базовых основ образованности и решение задач формирования общей культуры учащегося, расширение его знаний о мире и о себе; удовлетворение познавательного интереса и расширение информированности учащихся в конкретной образовательной области; оптимальное развитие личности на основе педагогической поддержки индивидуальности учащегося (способностей, интересов, склонностей) в условиях специально организованной образовательной деятельности;накопление учащимися социального опыта и обогащение навыками общения и совместной деятельности в процессе освоения программы.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы не ориентируют на подготовку деятелей культуры и мастеров спорта, в отличие от предпрофессиональных программ, направлены на общее развитие личности в соответствии с возрастными нормами и индивидуальными особенностями учащихся.
В настоящее время нет официально разработанной и рекомендованной органами управления образованием структуры дополнительной общеобразовательной программы. По традиции большинство педагогов продолжают ориентироваться на Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования (Приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844)[1].Конечно, официально эти Требования не отменены, но их первая часть содержит ссылку на утративший силу Закон РФ «Об образовании» (1992 г.), следовательно, не соответствует современному законодательству, но зато 2-ю часть документа можно рассматривать как методические рекомендации[2], которые являются, по сути, классической структурой любой образовательной программы. Большинство разработчиков дополнительных общеобразовательных программ придерживаются по традиции как раз этого варианта.
Структура дополнительной общеобразовательной программы, соответствующая Примерным требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей от 11.12.2006 г. № 06-1844.
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы выглядит следующим образом:
Если понятие «образовательная программа» закрепляется законодательно, то все разрабатываемые образовательные программы должны вписываться в законодательно установленные рамки, то есть должны в своей структуре содержать обозначенные структурные элементы. В противном случае, документ не может называться «образовательной программой». Следовательно, привычная для всех структура дополнительной общеобразовательной программы должна быть пересмотрена и переформатирована под требования законодательства.
В науке и в практике существует множество понятий «образовательная программа», содержательное наполнение которых отличается разнообразием и обычно отражает какую-то грань этого элемента системы образования. И такое творчество могло бы развиваться дальше, но, как было отмечено выше, новый закон об образовании вступил в силу 1 сентября 2013 года: уже больше двух лет система образования должна развиваться в новом контексте и жить по новым правилам.
Исходя из этого, «дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа», как и другие образовательные программы:
представлена в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Таким образом, структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, соответствующая новому законодательству, включает: 1) комплекс основных характеристик программы и 2) комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации.
Сегодня можно назвать авторские коллективы, которые предприняли попытки составить методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с современной нормативно-правовой базой, требованиями профессионального стандарта педагога и ФГОС.
В частности, заслуживает внимания опыт ГБОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет»[3], разработавшего и предложившего соответствующий новому законодательству вариант структуры дополнительной общеобразовательной программы.
Структура дополнительной общеобразовательной программы, разработанная ГБОУ ВО города Москвы МГПУ:
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы выглядит следующим образом:
Пояснительная записка (актуальность, направленность, цель и задачи, категория обучающихся, сроки реализации, формы и режим занятий, планируемые результаты и формы подведения итогов реализации программы).
Учебно-тематический план.
Формы контроля*.
Содержание программы.
Формы аттестации и оценочные материалы.
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Приложения.
Более детально представимструктуру дополнительной общеобразовательной программы, разработанную сотрудниками ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования» и Ресурсного научно-методического центра непрерывного образования ГБПОУ «Воробьевы горы»:
Структура дополнительной общеобразовательной программы, разработанная ГАОУ ВО МИОО и РНМЦНО ГБПОУ «Воробьевы горы»:
Титульный лист программы(лат.Titulus — «надпись, заглавие») – первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название программы, адресат программы, срок ее реализации, ФИО, должность разработчика(ов) программы, город и год ее разработки).
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы):
1.2. Цель и задачи программы:
- цель — это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима;
- задачи -это те конкретные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель.
1.3. Содержание программы:
1.4. Планируемые результаты— совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых учащимися при освоении программы по ее завершению и формулируются с учетом цели и содержания программы.
2. Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. Календарный учебный график — это составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных характеристик образования и определяет количество учебных недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов; календарный учебный график является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной программе и составляется для каждой группы (ФЗ № 273, ст.2, п.92; ст. 47, п.5).
2.2. Условия реализации программы — реальная и доступная совокупность условий реализации программы – помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы;
2.3. Формы аттестации — зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д.: разрабатываются индивидуально для определения результативности усвоения образовательной программы, отражают цели и задачи программы;
2.4. Оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).
2.5. Методические материалы – обеспечение программы методическими видами продукции — указание тематики и формы методических материалов по программе;описание используемых методик и технологий; современные педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы обучения; индивидуальный учебный план, если предусмотрено локальными документами организации(ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).
2.6. Рабочие программы (модули) курсов, дисциплин, которые входят в состав программы (для модульных, интегрированных, комплексных и т.п. программ) (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).
3.Список литературы — включает основную и дополнительную учебную литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); может быть составлен для разных участников образовательного процесса – педагогов, учащихся; оформляется в соответствии с требованиями к оформлению библиографических ссылок.
18 ноября 2015 года во исполнение пункта 17 Плана мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р, «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ», Минобрнауки России направило методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование»[4].
В заключение необходимо подчеркнуть, что разработкатребований к дополнительным общеобразовательным программам продолжает оставаться актуальной и в настоящее время эта актуальность уже достигла критической точки: потребовались годы для осознания и принятия того факта, что дополнительное образование детей – это «образование», ядром которого является регулируемый государством процесс создания возможностей освоения детьми дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях разных типов.
И, конечно, эти программы должны соответствовать действующему Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», ведь если понятие «образовательная программа» закрепляется законодательно, то все разрабатываемые образовательные программы должны вписываться в законодательно установленные рамки, то есть должны в своей структуре содержать обозначенные структурные элементы. В противном случае, документ не может называться «образовательной программой». Следовательно, привычная для всех структура дополнительной общеобразовательной программы должна быть пересмотрена и переформатирована под требования законодательства. Каждая образовательная программа должна «вписываться» в законодательно установленные рамки и содержать в своей структуре обозначенные в законе компоненты. Если по каким-то причинам этого разработчик программы сделать этого не может, то он разрабатывает и реализует все что угодно, только не образовательную программу.
Обозначенные позиции свидетельствуют о том, что дополнительное образование детей нуждается сегодня в проработке нормативной базы, задающей требования к деятельности образовательных организаций вообще и к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, в частности.
[1]Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования (Приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844).
[2] Портал «Реализация Федерального закона «Об образовании в российской Федерации» [Электронный ресурс] — URL:http://273-фз.рф/obuchenie/moduli/dopolnitelnoe-obrazovanie/7-02
[3] Методические рекомендации по разработке и реализации программ дополнительного образования ГБОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет»/Составители М.М. Шалашова, Д.А. Махотин и др. – Москва, ГБОУ ВО МПГУ 2016. 88 c.
[4] Письмо Министерства образования и науки РФ (Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи) «О направлении информации» от 18.11.2015 № 09-3242.
Источник: www.dopedu.ru
Разработка дополнительной общеобразовательной программы при получении лицензии на осуществление образовательной деятельности
Основываясь на практическом опыте, делюсь мыслями насчет структуры образовательной программы, и буду рад учесть дополнения от коллег.
Примерно с 2014 года Министерство образования и науки издало десятки приказов, которыми утвердило образовательные стандарты по видам и уровням образования, и направленности. В них же указаны требования к образовательным программам. В качестве примеров, можно отнести: Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1561 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.15 Технология металлообрабатывающего производства»; Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1552 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.14 Гостиничное дело»; Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. №1560 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.12 Технология эстетических услуг» и т.д.
Общими руководящими документами при разработке дополнительной образовательной программы по обучению детей являются: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; «Концепция развития дополнительного образования детей». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2014 г. № 1726-р; Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
В качестве дополнительных правоприменительных актов, в которых более подробно изложены особенности образовательной программы и технического оснащения применительно к создаваемым структурным подразделениям на базе коммерческих организаций можно отнести узконаправленные приказы Минобрнауки России и Минкультуры России, наиболее тесно соприкасающиеся с планируемой деятельностью. Приведенные ненормативные акты позволят создать исключительную общеобразовательную программу, привнося в нее особенности.
Так, программа дополнительного образования для детей и взрослых, должна включать следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
6. Список литературы.
При разработке образовательной программы важно учитывать следующее:
— дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности;
— дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
— дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых, а дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.
Основная проблема у соискателей лицензии при составлении образовательной программы заключается в том, что они не знают, и не понимают, что и как в ней нужно написать. Необходимо помнить – разработанная программа будет проверяться сотрудниками территориального органа Министерства образования. Программа – это не эссе о том, как соискатель собирается реализовывать образовательный процесс, она должна быть изложена в научно-деловом стиле, и выполнять рекомендации Министерства образования и науки, которые зачастую расцениваются работниками Минобра как «неукоснительно обязательные». Разумеется, составитель программы должен знать, что и каким образом он должен преподавать, продумать до мелочей учебно-тематический план и разбить его по часам занятий. Образовательная программа показывает уровень профессиональной подготовки ее разработчика.
Итак, рассмотрим каждый структурный элемент образовательной программы.
1. Титульный лист.
На титульном листе рекомендуется указывать:
— наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность, структурного подразделения;
— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
— название дополнительной образовательной программы;
— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
— срок реализации дополнительной образовательной программы;
— фамилию, имя, отчество, должность автора (соавторов) дополнительной образовательной программы;
— название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
— год разработки дополнительной образовательной программы.
2. При составлении пояснительной записки к программе дополнительного образования детей возникает больше всего вопросов, поскольку бывает непросто провести анализ деятельности, которой ранее составитель не занимался, а его заказчик излагает на обычном, понятном ему языке порядок действий буквально в двух словах.
Таким образом, в пояснительной записке следует раскрыть:
— направленность дополнительной образовательной программы. Она можете состоять из одной или нескольких видов:
а) Естественно-научная — направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук. Обучающиеся в рамках такой программы учатся логическим операциям по познанию окружающего мира: находят и обобщают нужную информацию, действуют в нестандартных ситуациях, работают в команде, получают навыки критического восприятия информации, развивают способность к творчеству, наблюдательность, любознательность, изобретательность;
б) научно-техническая — ориентирована на развитие интереса обучающихся к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности, что способствует развитию технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать;
в) спортивно-техническая — обращена на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни, здоровья и здорового образа жизни;
г) туристско-краеведческая — нацелена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, изучению Родины, ее исторического и культурного наследия, приобретению навыков самостоятельной деятельности, и прививает навыки социального взаимодействия, формирует положительные нравственные качества личности обучающихся: трудолюбие, чувство товарищества, ответственности;
д) эколого-биологическая – в ходе ее изучения происходит наблюдение и исследование мира природы, осмысленное участие в ее сохранении;
е) военно-патриотическая — нацелена на формирование и развитие личности, обладающей патриотическими качествами, способной успешно и добровольно выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите интересов Родины в мирное и военное время, почитание боевых традиций Вооруженных Сил РФ, основ военной службы, символов воинской чести, доблести и славы;
ж) социально-педагогическая — ориентирована на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе;
з) социально-экономическая — готовит обучающихся к предпринимательству, менеджерской и маркетинговой деятельности, формирует навыки экономического мышления.
— новизну (программа реализуется впервые, в ней могут быть применены инновационные методики, либо посредством нее достигается новейший результат);
— актуальность (программа объясняет необходимость ее реализации, востребованность и важность);
— педагогическую целесообразность (программа устанавливает меру педагогического вмешательства, в целях предоставления самостоятельности и возможностей для самовыражения обучающемуся);
— цель образовательной программы (результат, который должен быть достигнут после реализации программы);
— задачи дополнительной образовательной программы (определенный перечень действий, этапов, выполнение которых позволит достигнуть цель программы);
— отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ (достаточно проведения краткого сравнительного анализа с аналогичными или смежными по направлению программами);
— возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
— сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, его этапы);
— формы занятий (ввиду отсутствия единого подхода к определению форм занятий, их смешивания с видами занятий и формами обучения, можно выделить две формы занятий: теоретическая и практическая. В свою очередь, каждая из них может включать несколько видов занятий, например, к теоретическим формам относятся лекции, уроки, консультации, а к практическим – семинары, лабораторные работы, контрольные, игры и пр. По формам организации обучения, занятия могут быть индивидуальными, парными, групповыми и коллективными).
— режим занятий (это совокупность требований к организации занятий и отдыха обучающихся: определяет длительность занятий, их периодичность, время перерывов).
— ожидаемые результаты и способы определения их результативности (сколько человек сможет освоить программу и как ее усвоение поможет им в дальнейшем);
— формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
3. Для удобства, можно сделать не только учебно-тематический план, но и учебный план дополнительной образовательной программы. Разница между ними заключается в том, что учебный план в обобщенном виде содержит: перечень разделов; количество часов по разделам; виды учебных занятий; формы и виды контроля (текущего и итогового).
Учебно-тематический план конкретизирует учебный план и включает: название тем в разделах; количество часов, отводимых на изучение тем, разделов; виды учебных занятий; формы и виды контроля (текущего и итогового). В учебно-тематическом плане важно указать количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей — это комплекс средств, необходимых для обучения, и, в то же время, рекомендации как правильно и эффективно выполнять методику, последовательность действий. Методическое обеспечение должно содержать сведения об:
— обеспечении программы методическими видами продукции (необходимый минимум оборудования, предметов, без которых невозможна полноценная реализация программы);
— рекомендациях по проведению определенного вида или всех занятий;
— дидактическом и лекционном материале, методиках по исследовательской работе, тематике опытнической или исследовательской работы и т.д.
6. Список использованной литературы.
Представляется, что при оформлении библиографического списка образовательной программы необходимо руководствоваться общим документом Постановлением Госстандарта РФ от 25.11.2003 г. № 332-ст «Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.1-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Таким образом, литература в списке должна приводиться в следующем порядке:
1. Нормативно-правовые акты (Международно-правовые акты, подписанные и ратифицированные Российской Федерацией, федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства РФ, приказы, письма);
2. Научная и учебная литература (книги, монографии, учебные пособия, учебно — методические пособия, справочники, курсы лекций) располагается, как правило, в алфавитном порядке. Источники литературы нумеруются по порядку.
Источник: zakon.ru