Нормативно-правовая основа проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Приоритетные направления государственной политики в системе дополнительного образования детей
24 января 2023 Рыбалко Татьяна Геннадьевна
Содержимое публикации
Нормативно-правовая основа проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Приоритетные направления государственной политики в системе
дополнительного образования детей
Современная система дополнительного образования исходит из концепции непрерывности и общедоступности, отказа от универсальности и формализации и предлагает индивидуализированный подход, опирающийся на спрос потребителей (детей и их родителей), их свободный выбор и максимальное развитие способностей подрастающего поколения. За последние 10 лет система дополнительного образования подверглась активному реформированию со стороны государства с использованием новых стратегий и инструментов (в том числе информатизации и технологизации). В целях улучшения её качества и доступности разработаны новые методические подходы, созданы новые программные документы (Сафонова Полина Николаевна, Шамрай Инна Николаевна СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ: ОСОБЕННОСТИ, СТРАТЕГИИ, ТЕНДЕНЦИИ // Вестник МГУКИ. 2020. №4 (96). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-sistema-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-osobennosti-strategii-tendentsii).
Технологии реализации дополнительных общеразвивающих программ для детей дошкольного возраста
Пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность.
Выделяют шесть основных направленностей дополнительного образования:
Каждая из направленностей может быть представлена содержательным многообразием дополнительных общеобразовательных программ (реализация программ осуществляется в течение всего календарного года, включая каникулярный период). При этом к компетенции образовательной организации отнесено определение содержания, форм и сроков обучения по дополнительным общеразвивающим программам.
Цель современного дополнительного образования детей заключается в создании организационно-педагогических условий для профессионального, социального, личностного самоопределения, самореализации и развития ребенка.
Основная цель дополнительного образования детей конкретизируется следующими задачами:
создание условий для проявления и развития разнообразных индивидуальных способностей детей;
воспитание и практическая подготовка свободного, самостоятельного, творческого, профессионально ориентированного гражданина, способного к сотрудничеству в интересах человека, общества, государства; развитие и реализация интеллектуального потенциала, творческих способностей личности ребенка, формирование интереса и мотивации к творческой и исследовательской деятельности в конкретной сфере науки, техники, культуры, производства; раскрытие и реализация творческого потенциала педагога.
Парциальные и дополнительные программы дошкольного образования
Статья 75 устанавливает градацию дополнительных общеобразовательных программ на общеразвивающие и предпрофессиональные программы.
Главные ориентиры развития системы дополнительного В образования детей определены в следующих документах:
1.Федеральный проект «Успех каждого ребенка».
Цель реализации проекта — обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80% от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей.
Федеральный проект предусматривает обновление содержания дополнительного образования всех направленностей, повышение качества и вариативности образовательных программ и их реализацию в сетевой форме, чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными образовательными потребностями, модернизацию инфраструктуры и совершенствование профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642. Данная программа вступила в силу с 1 января 2018 года, реализуется в период с 2018 по 2025 годы. Программа имеет подпрограмму «Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики», которая предполагает обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80% от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей.
3. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.12.2019 N 56722) отражает принципы, подходы, управленческие решения и действия к формированию организационно-финансовой структуры региональной системы дополнительного образования детей, к внедрению персонифицированного учета и персонифицированного финансирования дополнительного образования детей. Одной из приоритетных задач внедрения Целевой модели дополнительного образования детей является увеличение охвата дополнительным образованием детей — до уровня не менее 80% от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории субъекта Российской Федерации. Целевая модель предусматривает, в том числе, формирование эффективной межведомственной и межуровневой системы взаимодействия в рамках развития региональной системы дополнительного образования детей. Структура Целевой модели ДОД включает:
общие требования к порядку обновления методов обучения и содержания дополнительных общеобразовательных программ (программный подход);общие требования к структуре управления региональной системой дополнительного образования детей; общие требования к организационно-финансовой структуре региональной системы дополнительного образования детей;
общие требования к кадровому обеспечению региональной системы дополнительного образования детей ;общие требования к использованию инфраструктурных и материально-технических ресурсов в региональной системе дополнительного образования детей.
4.Приказ Министерство просвещения Российской Федерации от 2 февраля 2021 года N 38 О внесении изменений в Целевую модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденную приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. N 467
5. Основные направления развития современного дополнительного образования детей отражены в Концепции развития дополнительного образования до 2030 года. https://docs.cntd.ru/document/350163313 (если ссылка не открывается, рекомендуем скопировать её и вставить в адресную строку браузера).Концепция дополнительного образования разработана на основе приоритетных целей государственных документов стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. Актуальность разработки Концепции обусловлена следующими вызовами и изменениями: принятие поправки в Конституцию Российской Федерации, закрепляющей приоритетный характер детства в государственной политике Российской Федерации; издание Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030года», определяющего одной из национальных целей развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и развития талантов;
внесение изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ в части определения содержания воспитания в образовательном процессе;
реализация Стратегии государственной национальной политики до 2025 года;
реализация плана основных мероприятий проводимых в рамках Десятилетия детства на 2021-2024 годы и на период до 2027 года;
реализацияСтратегиинаучно-технологическогоразвития Российской Федерации.
Концепцияпризванарешитьследующиепроблемывсистеме дополнительного образования:
социальное и территориальное неравенство в доступе к качественным дополнительным общеобразовательным программам;
недостаточный темп обновления содержания и технологий
по отдельным направленностям дополнительного образования детей;
дефицит современных инфраструктурных и материально- технических ресурсов, ограниченные возможности развития социальной инфраструктуры детства (особенно на муниципальном уровне);
недостаточная сформированность системы сопровождения непрерывного профессионального развития и карьерного роста педагогических кадров;
низкий уровень цифровизации организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
барьеры для открытой конкуренции, стимулирующей обновление программного поля и повышение качества образовательных услуг.
отсутствие четкой системы норм, регулирующих оказание услуг по реализации дополнительных общеобразовательных программ в частном секторе дополнительного образования.
В условиях глобальных вызовов и стратегических изменений усиливается запрос участников отношений в сфере образования к потенциалу дополнительного образования детей для определения современных траекторий формирования нового содержания и качества образования.
Национальные задачи повышения конкурентоспособности российского общего образования, вхождения в десятку лучших стран по качеству общего образования (в т.ч. с учетом современных представлений о качестве) определяют запрос к возможностям дополнительного образования детей для развития функциональной грамотности, формирования метапредметных компетенций и проектирования, обеспечения и сопровождения личностных результатов обучающихся. Реализация вышеуказанных запросов участников образовательных отношений возможна через реализацию современных образовательных программ дополнительного образования детей.
Общеразвивающие и предпрофессиональные дополнительные программы
Организации дополнительного образования осуществляют свою образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, которые подразделяютсяна общеразвивающие и предпрофессиональные. Дополнительные общеразвивающие программы могут быть предназначены как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы реализуются только для детей в сфере искусств, физической культуры и спорта (273-ФЗ, гл. 10, ст. 75).
Понятие «образовательная программа» данное в ФЗ № 273 определяет сущность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р
-Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
-Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
для детей», утвержденный 30 ноября 2016 года протоколом заседания президиума при Президенте РФ
-Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 7 декабря 2018г.
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
-Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
-Письмо Минобрнауки России от 28.04.2017 N ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»)
-Методические рекомендации попроектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ.
Федеральный Закон №273 определяет перечень организаций, имеющих право реализовыватьдополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы. (ФЗ № 273 ст.23, п.3,4; ст.31; ст.77).
Лица, осваивающие дополнительные общеобразовательные программы, называются «учащимися» (ФЗ № 273 ст.33, п.2).
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (ФЗ № 273, ст.75, п.1), но при этом к освоению образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы (ФЗ № 273, ст.75, п.3); в работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав (Приказ №196).
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами: в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются (ФЗ № 273, ст.2, п. 14), а только федеральные государственные требования по отношению к дополнительным предпрофессиональным программам.
Основная задача организаций дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы — предоставление возможности учащимся получить качественное с их позиции и позиции их родителей образование, соотнесенное с характером нормативно-правовых требований к качеству образования.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» качество образования рассматривается как совокупная характеристика образовательной деятельности. Каждое образовательное учреждение, в том
числе учреждение дополнительного образования, ответственно за эффективность образовательных услуг и должно ее гарантировать, при этом оставаясь свободным в выборе инструментов, форм и методов организации учебного процесса в соответствии с его собственными возможностями и представлениями.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» (гл. 1, ст. 2, п. 29) дает следующее определение понятию «качество»: комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС, …ФГТ и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».
Программный подход закреплен и в приказе министерства просвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»:
«Обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ и методов обучения производится на основе программного подхода, который включает метод целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования развития региональной системы дополнительного образования детей, исходя из приоритетов обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, определяемых на основе документов стратегического планирования федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и уровня муниципальных образований».
Соответственно, образовательная программа является инструментом повышения качества образования и реализации государственной политики в системе образования. От качества наполнения содержания каждой образовательной программы в соответствии с требованиями законодательства во многом будет зависеть и качество предоставляемых образовательных услуг в образовательной организации.
Основная литература
Джавадова Овсанна Мэлистовна Приоритеты государственной политики в сфере образования // Право: история и современность. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritety-gosudarstvennoy-politiki-v-sfere- obrazovaniya
Ж.К. Кениспаев, Н.С. Серова, Л.М. Лысенко, Ш.Ш. Давлатмуродов О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // МНКО.
2020. №4 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-tendentsiyah-razvitiya-sistemy- obrazovaniya-v-sovremennoy-rossii
Журавлева Ирина Александровна Особенности развития дополнительного образования детей и взрослых в России // Социология. 2021.
№ 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-dopolnitelnogo- obrazovaniya-detey-i-vzroslyh-v-rossii
Управление качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательной организации : учебно- методическое пособие / Е. Л. Кинева, Е. В. Лямцева, Ю. В. Ребикова ; под ред. А В. Кислякова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2018. – 92 с.
Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования,Москва,2021
Источник: www.art-talant.org
Разъяснения по вопросам лицензирования образовательной деятельности
Какими нормативными правовыми актами регламентируется порядок лицензирования образовательной деятельности?
Порядок лицензирования определен:
– статьей 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
– Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»);
– Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 (далее – Положение о лицензировании).
Появилось понятие «индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность». Должны ли они получать лицензию на образовательную деятельность? Могут ли они реализовывать дополнительные профессиональные программы?
Индивидуальные предприниматели могут осуществлять образовательную деятельность только по основным и дополнительным общеобразовательным программам и программам профессионального обучения (часть 3 статьи 32 Федерального закона № 273-ФЗ). Реализация дополнительных профессиональных программ индивидуальными предпринимателями Федеральным законом № 273-ФЗ не предусматривается.
При этом индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность непосредственно, то есть индивидуально, имеют право не проходить процедуру лицензирования образовательной деятельности.
Каковы особенности лицензирования программ ДПО в связи с введением в действие Федерального закона № 273-ФЗ?
В связи с введением в действие Федерального закона № 273-ФЗ все образовательные организации будут менять лицензию, при этом должны быть внесены соответствующие изменения и в приложения к лицензии. Содержание Закона (Часть 1 статьи 91; подпункт 5 части 5 статьи 108,. часть 7 статьи 108) говорит, что после его принятия образовательные организации работают на основании лицензий, выданных ранее с учетом норм нового Закона.
Частью 4 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам будет указываться только подвид дополнительного образования (в данном случае – дополнительное профессиональное образование) без приведения всего перечня реализуемых дополнительных профессиональных программ. Также для дополнительного профессионального образования исключено требование об указании в приложении к лицензии сведений об адресах мест осуществления образовательной деятельности.
Представляются ли для получения лицензии или переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, соискателем лицензии или лицензиатом копии документов, подтверждающих наличие условий обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием
В соответствии с подпунктом г) пункта 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган копии документов, подтверждающих наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся, а для образовательной организации – сведения о наличии помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников (засвидетельствованные в нотариальном порядке).
Лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются, в том числе, наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В Федеральном законе № 273-ФЗ говорится о том, что лицензирование образовательной деятельности осуществляется по подвидам дополнительного образования. Что под этим понимается? Какие подвиды дополнительного образования могут реализовывать профессиональные образовательные организации?
В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Согласно части 4 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ профессиональные образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности – это дополнительные профессиональные программы и дополнительные общеобразовательные программы.
В соответствии с частью 2 статьи 75 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.
Может ли библиотечный фонд образовательной организации дополнительного профессионального образования укомплектован только электронными учебными изданиями?
В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона № 273-ФЗ библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия).
В Федеральном законе № 273-ФЗ говорится о том, что лицензирование образовательной деятельности осуществляется по подвидам дополнительного образования. Что под этим понимается? Какие подвиды дополнительного образования могут реализовывать профессиональные образовательные организации?
В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Согласно части 4 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ профессиональные образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности – это дополнительные профессиональные программы и дополнительные общеобразовательные программы.
В соответствии с частью 2 статьи 75 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.
Нужно ли при лицензировании программ профессионального обучения представлять документы на материально – техническую базу, так как в соответствии с Федеральным законом об образовании в приложении к лицензии не указываются места осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения?
Частью 4 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности не указываются места осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.
Вместе с тем у образовательной организации должны быть документы, подтверждающие наличие у неё в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам (подпункт 1 части 3 статьи 8 Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон о лицензировании). На основании части 2 статьи 19 Федерального закона о лицензировании в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, в случаях, предусмотренных статьями 13 и 18 Федерального закона, лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры. Предметом внеплановой выездной проверки в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 18 Федерального закона о лицензировании, являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.
В приложении к лицензии уже имеется ряд образовательных программ профессионального обучения. Если образовательная организация планирует расширить перечень образовательных программ профессионального обучения, нужно ли в соответствии с новым Федеральным законом об образовании подавать документы в лицензирующий орган на лицензирование указанных программ?
Согласно части 1 статьи 91 Федерального закона, об образовании лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Частью 4 статьи 91 Федерального закона об образовании предусмотрено, что в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности будет указываться только вид образования (в данном случае – профессиональное обучение), без приведения всего перечня реализуемых образовательных программ профессионального образования, а также сроков их освоения. В настоящее время в Минобрнауки России проходит согласование проект приказа «Об утверждении бланка лицензии и приложения к ней». После официального его утверждения Рособрнадзор в соответствии со статьей 108 Федерального закона об образовании в установленные сроки (до 01.01.2016) в заявительном порядке будет осуществлять переоформление лицензий в части приложений в связи с изменений перечня образовательных услуг (изменение видов и уровней).
С 01.09.2013 года образовательные организации, у которых есть право реализовывать образовательные программы профессионального обучения, имеют право без дополнительного лицензирования новых образовательных программ осуществлять образовательную деятельность в соответствии с приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 № 513 «Об утверждении перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение».
Надо ли вносить в приложение к лицензии на осуществление образовательной деятельности дополнительное место осуществления образовательной деятельности по профессиональному обучению?
В соответствии с частью 4 статьи 91 Федерального закона об образовании в Российской Федерации лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.
Источник: komobr-eao.ru
Дополнительные общеразвивающие программы имеют право реализовывать
- Вы здесь:
- Защита Прав
- Право на образование
- Право на Дополнительное Образование
- Право на дополнительное образование детей и взрослых
Право на дополнительное образование детей и взрослых
- право на образование
- образование
- дополнительное образование
- дополнительное образование детей
- дополнительное образование взрослых
- дополнительное профессиональное образование
- образовательные программы
- общеобразовательные программы
- общеразвивающие программы
- предпрофессиональные программы
- программы для детей
Дополнительное образование детей и взрослых
В соответствии с действующим российским законодательством об образовании дополнительное образование в Российской Федерации подразделяется:
- на дополнительное образование детей и взрослых и
Статья 75 «Дополнительное образование детей и взрослых» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 6 марта 2018 г.)
- дополнительное профессиональное образование.
Статья 76 «Дополнительное профессиональное образование» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 6 марта 2018 г.)
В данном материале будут рассмотрены основные особенности первого вида дополнительного образования — дополнительного образования детей и взрослых.
Дополнительное образование детей и взрослых направлено:
- на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых,
- удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании,
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
п.1 Статьи 76 «Дополнительное профессиональное образование» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 6 марта 2018 г.)
Дополнительное образование детей обеспечивает:
- их адаптацию к жизни в обществе,
- профессиональную ориентацию, а также
- выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются:
- на общеразвивающие образовательные программы и
- предпрофессиональные образовательные программы.
Дополнительные общеразвивающие образовательные программы:
- реализуются как для детей,
- так и для взрослых.
Дополнительные предпрофессиональные образовательные программы:
- в сфере искусств, физической культуры и спорта
- реализуются для детей.
п.2 Статьи 76 «Дополнительное профессиональное образование» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 6 марта 2018 г.)
К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются:
- любые лица без предъявления требований к уровню образования,
- если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
п.3 Статьи 76 «Дополнительное профессиональное образование» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 6 марта 2018 г.)
Содержание дополнительных общеразвивающих образовательных программ и сроки обучения по ним:
- определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется:
- образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность,
- в соответствии с федеральными государственными требованиями.
п.4 Статьи 76 «Дополнительное профессиональное образование» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 6 марта 2018 г.)
Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ определяются:
- в соответствии с частями 3 — 7 статьи 83 «Особенности реализации образовательных программ в области искусств» и
- частями 4 — 5 статьи 84 «Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 6 марта 2018 г.).
п.5 Статьи 76 «Дополнительное профессиональное образование» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 6 марта 2018 г.)
Дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств
Дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств реализуются в целях:
- выявления одаренных детей в раннем возрасте,
- создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания,
- приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств,
- опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств.
Дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств реализуются:
- в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств),
- в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, и
- в образовательных организациях высшего образования.
Перечень дополнительных предпрофессиональных образовательные программ в области искусств устанавливается:
- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.
К минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств, к срокам обучения по этим программам федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры,
по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования:
- устанавливаются федеральные государственные требования.
Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным образовательным программам в области искусств проводится:
- на основании результатов индивидуального отбора,
- проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности и физические данные,
- в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры,
- по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Освоение дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств завершается:
- итоговой аттестацией обучающихся,
- форма и порядок проведения которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры,
- по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
части 3 — 7 статьи 83 «Особенности реализации образовательных программ в области искусств» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 6 марта 2018 г.)
Дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта
Дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта направлены:
- на отбор одаренных детей,
- создание условий для их физического воспитания и физического развития,
- получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки.
К минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам:
- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта,
- по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования,
- устанавливаются федеральные государственные требования.
Указанные федеральные государственные требования должны учитывать требования федеральных стандартов спортивной подготовки.
Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным образовательным программам в области физической культуры и спорта проводится:
- на основании результатов индивидуального отбора,
- проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы способности в области физической культуры и спорта,
- в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта,
- по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
части 4 — 5 статьи 84 «Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 6 марта 2018 г.)
В следующем материале будут рассмотрены особенности дополнительного профессионального образования.
Источник: moiprava.info