Дополнительные общеразвивающие программы для детей что это

  • Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ» (включая разноуровневые программы).
  • Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей);
  • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»(Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;

Далее — 5. Заполняем Шаблон программы:

Дополнительное образование детей дошкольного возраста: обновление общеразвивающих программ – 2023


После заполнения Паспорта программы заполняем
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы:
В пункте 1.1. Пояснительная записка пишем:
• направленность программы (художественная, техническая, социально-педагогическая, физкультурно-спортивная, естественнонаучная, туристско-краеведческая)
• актуальность программы
• отличительные особенности программы
(указать новизну, педагогическую целесообразность, отличия от других
аналогичных программ!)
• адресат программы (указать возраст обучающихся и особенности приема)
• объём программы (количество часов в год)
• формы обучения и виды занятий по программе
• сроки освоения программы (время, требуемое для полного освоения обучающимися)
• режим занятий
(в Пояснительной записке также необходимо указать уровень освоения
программы: стартовый, базовый , продвинутый!)
Текст программы следует писать не на одной строке с названием Раздела или подраздела (входящим в Оглавление), а под ним!
Только тогда не будет нарушаться структура
автособираемого Оглавления!
Например:
Объём программы
Объём дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Профессии моего города. Флорист, дизайнер, декоратор»
составляет 18 часов.

Если необходимо лучше ещё раз повторить название подраздела в
предложении, а не делать само название раздела частью предложения.

Технологии реализации дополнительных общеразвивающих программ для детей дошкольного возраста


В 1.1. Пояснительной записке при необходимости можно указать:

  • Технологии обучения
  • Методы проведения занятий
  • Важно также указать и дистанционную форму организации учебного процесса.
  • Дистанционное обучение возможно как в режиме реального времени (с использованием сервиса видеоконференции), так и в режиме отложенного времени (с использованием форумов, интерфейсов комментирования заданий и т. п.) Во втором случае имеется возможность асинхронного обучения, при котором каждый обучающийся работает в своем темпе.
  • Дистанционная форма организации учебного процесса:
  • Применение компьютерных технологий в учебном процессе позволяет:
  • Сделать занятие наглядным, красочным, информативным;
  • Приблизить урок к мировосприятию ребёнка — за счет использования программ, облегчающих/обеспечивающих коммуникативный уровень;
  • Использовать дифференцированный и личностно — ориентированный подход к обучению;
  • Установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между обучающимся и педагогом;
  • Активизировать познавательную деятельность обучающегося;
  • Повысить мотивацию обучающихся к изучению предмета;
  • Развивать мышление и творческие способности обучающихся.
  • Использование дистанционных технологий позволяет расширить возможности обучения, особенно детей с ОВЗ, и получить более полное восприятие окружающего их мира.
  • Формы обучения и виды занятий, которые вы указываете в Пояснительной записке, могут быть:
  • Демонстрационный экзамен
  • Фронтальные лабораторные работы и опыты
  • Исследовательская проектная деятельность
  • Самостоятельная индивидуальная работа
  • Групповая работа
  • Мини-лекции
  • Игры
  • Презентации
  • Творческая работа
  • Дистанционная форма
  • Экскурсии
  • Мастер-класс
  • Тренинг
  • Научная экспедиция
  • Квест
  • Квиз
  • Конференция
  • Аукцион
  • Встреча с интересными людьми
  • Творческая встреча
  • Гостиная
  • Диспут, дискуссия
  • Мозговой штурм
  • Олимпиада
  • Поход
  • Соревнование
  • Творческая мастерская
  • Творческий отчёт
  • Турнир

(выбрать своё или добавить)
Затем вписываем цель и задачи программы:
— В пункте 1.2. Указываем Цель — это идеальный конечный результат деятельности, она должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень её достижения (с помощью различных средств педагогической диагностики).
— В соответствии с целью дополнительной образовательной программы следует включить по 3-5 задач:
— Обучающие: Что узнает, какие представления получит, чем овладеет, чему научится;
— Развивающие: Указывающие на развитие ключевых компетентностей
— Воспитательные: Какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы
— В АДООП следует указывать и Коррекционные задачи: Указывающие на коррекцию и (или) компенсацию нарушения у обучающегося
— Цель формулируем, начиная с существительного, задачи – с глагола!
После переходим к Содержанию программы.
В пункте 1.3. Содержание программы заполняем таблицу Учебный план, с указанием:

  • названия разделов или тем программы,
  • количеством всех часов по каждому разделу или теме, с указанием количества теоретических и практических часов,
  • формы аттестации по каждой теме

Название первой темы у всех звучит так:
Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по ТБ. Входной контроль.
По поводу Входного контроля вопрос ещё решается, но возможно, что он так и останется на первом занятии!
Таблица Учебного плана дана в Шаблоне программы.
В таблице нужно указать формы аттестации по каждой теме программы.
Формы аттестации в таблице Учебного плана могут быть следующие:

  • Педагогическое наблюдение
  • Проект
  • Выставка работ
  • Опрос
  • Тест
  • Практическая работа
  • Самостоятельная работа
  • Контрольная работа
  • Лабораторная работа
  • Творческий отчёт
  • Экзамен
  • Конкурс
  • Соревнование
  • Олимпиада
  • Турнир
  • Викторина (квиз)
  • Игра
  • Реферат и т.п.

Формы аттестации – это те, которые имеют критерии оценки знаний обучающихся по программе!
Затем заполняем Содержание учебного плана по образцу:
Пишем название раздела или темы, указываем общее количество часов, выделяемое на неё, расписываем теорию и практику по каждой теме.
Например:
Тема 1. Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по ТБ. Входной контроль.(2ч.)
И каждый расписывает теорию и практику.
Учебный план и Содержание учебного плана в программах должны быть расписаны по каждому уровню освоения (стартовый, базовый продвинутый) и годам обучения!
Один уровень освоения может содержать несколько годов обучения!
Все темы Учебного плана и Содержания учебного плана должны совпадать!
В разделе 1.4. Планируемые результаты освоения программы
Необходимо указать компетенции, которые приобретут
обучающиеся после освоения каждого года программы:
Образовательные (предметные):
Межпредметные:
Личностные:
Например.
Далее заполняем Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
Сначала — Календарный учебный график. Его таблица дана в Шаблоне программы.

В Календарном учебном графике указывается:

  • Дата занятия
  • Форма занятия
  • Количество часов одного занятия
  • Тема занятия
  • Место проведения занятия
  • Форма аттестации

В календарном учебном графике прописывается каждое занятие по
всем темам, уровням и годам программы (точно так же как это раньше
указывалось в Календарно-тематическом плане)!
Названия первой темы в Учебном плане, Содержании учебного плана и Календарном учебном графике должны совпадать и у всех звучит так:
Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по ТБ. Входной контроль.
Остальные разделы или темы программы, сколько бы часов они не содержали, в КУГ расписываются по каждому занятию.
Темы занятий одного раздела или темы не должны звучать одинаково –
не может быть 10 занятий подряд с одним названием!
В КУГ необходимо расписывать, конкретизировать, название для каждого занятия даже в рамках одного раздела или программы!
Например.
Формы аттестации в таблице КУГ могут быть следующие:

  • Педагогическое наблюдение
  • Проект
  • Выставка работ
  • Опрос
  • Тест
  • Практическая работа
  • Самостоятельная работа
  • Контрольная работа
  • Лабораторная работа
  • Открытый урок
  • Зачёт
  • Творческий отчёт
  • Экзамен
  • Конкурс, концерт, спектакль
  • Соревнование
  • Олимпиада
  • Турнир
  • Викторина (квиз)
  • Игра
  • Реферат и т.п.

Формы аттестации – это те, которые имеют критерии оценки знаний обучающихся по программе!
Далее заполняем Условия реализации программы:

  • оборудованный учебный кабинет (стол для педагога, столы для обучающихся, стулья, стенды, шторы-затемнения, ровная поверхность 1.1х 2,1м).
  • технические средства обучения (интерактивная доска, экран, ноутбуки).
  • учебно-методическое обеспечение (дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, учебно-методический комплекс: дидактические материалы, плакаты, видеотека, методические рекомендации, сборники материалов и задач, мониторинг по дополнительной образовательной программе).

Из данного выше списка необходимо выбрать и добавить своё.
Затем Этапы и формы аттестации заполняем в таблице:
Входной, Промежуточный, Итоговый контроль
Пишем Вид контроля, Контрольные измерители (что проверяется), Форма аттестации.
Промежуточный контроль прописываем для программ со сроком реализации от года и более.
В программах менее года – промежуточного контроля НЕТ!
Далее заполняем Оценочные материалы.
Пишем в Шаблоне:
Диагностика результативности сформированных компетенций обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе «…» осуществляется при помощи следующих методов диагностики и контроля (критерии и показатели в Приложении №…):

  • анкетирование,
  • наблюдение,
  • опрос,
  • контрольные задания,
  • практические задания,
  • лабораторная работа,
  • тестирование.

(выбрать и написать свои методы диагностики).
В Приложении продемонстрировать оценочные материалы!
В Приложении можно указать критерии диагностики (правила принятия решения
по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям) .

Для отслеживания результативности можно использовать:

  • дневники достижений воспитанников,
  • карты оценки результатов освоения программы,
  • дневники педагогических наблюдений,
  • портфолио обучающихся и т.д. — документальные формы, в

которых могут быть отражены достижения каждого обучающегося
Педагог должен четко сформулировать методику и способы проверки
ожидаемых результатов!
Далее заполняем Методические материалы.
Пишем:
Учебно-методический комплекс к программе «…» включает:
(перечислить несколько самых значительных разработок, сборников и т.п. ).

  • Сборник тестовых заданий к разделу, модулю или теме «…».
  • Сборник практических заданий к разделу, модулю или теме «…».
  • Сборник практических заданий к разделу, модулю или теме «…».
  • Сборник интерактивных игр и упражнений.
  • Методическая разработка занятия «…».
  • Методическая разработка занятия «…».
Читайте также:
Программа компилятор что это

(Назвать несколько самых значительных разработок, сборников и т.п.)
Далее заполняем таблицу Учебно-методическое и информационное обеспечение программы (как и раньше), вписывая те Методические разработки, сборники, дидактические материалы, которые подготовлены для реализации программы (желательно иметь их на каждую тему программы).
Пишем:
• название раздела или темы,
• форму занятия,
• приёмы и методы организации образовательного процесса, дидактический материал,
• техническое оснащение занятия,
• форму аттестации.
В таблице учебно-методическое обеспечение расписывать более подробно по темам программы!
Виды дидактического материала могут быть следующие:
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:
• естественный или натуральный (гербарии, образцы материалов, живые объекты, чучела, машины и их части и т.п.);
• объемный (действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений; макеты и муляжи растений и их плодов, технических установок и сооружений, образцы изделий);
• схематический или символический (оформленные стенды и план¬шеты, таблицы, схемы, рисунки, графики, плакаты, диаграммы, выкройки, чертежи, развертки, шаблоны и т.п.);
А также:
• картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты, фотоматериалы и др.);
• звуковой (аудиозаписи, радиопередачи);
• смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);
• дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.);
• аннотация, бюллетень, информационно-методический сборник, статья, реферат, доклад, тезисы выступлений на конференции и др.
Например.
Затем оформляем список литературы:
При написании и оформлении данного раздела рекомендуется сформировать несколько списков:
1. Список литературы, использованной педагогом при написании образовательной программы.
2. Список литературы, рекомендованный педагогам (коллегам) для освоения данного вида деятельности.
3. Список литературы, рекомендованной обучающимся, для успешного освоения данной образовательной программы.
4. Список литературы, рекомендованной в помощь родителям.
В приложениях можно поместить:
Приложение №1
Список терминов:
Приложение №
Оценочные материалы

И другие материалы.
Например.
Методика «Определение типа будущей профессии».
Подсказка:
Чтобы найти и при необходимости заменить одно слово в тексте на другое удобно использовать функцию «Поиск» в правом верхнем углу.
Например для того, чтобы найти слово «учащиеся», написав в поиске «учащ».
Поиск покажет количество и место слов в документе, начинающихся с этих букв!
И слово можно менять!
Надеюсь, что это руководство поможет вам правильно, легко и без особых затруднений разработать, обновить и эффективно реализовывать ваши программы, добившись больших достижений учащихся и усовершенствовав своё педагогическое мастерство.

Источник: www.o-detstve.ru

Дополнительная общеразвивающая программа:требования к структуре документа

Дополнительное образование детей и взрослых продолжает успешно развивается несмотря на современные реалии. Этот вид образования одним из первых перешёл на реализацию дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Между тем увеличивается объём инвестиций в эту сферу. Происходящие перемены в области дополнительного образования являются одним из приоритетных инновационных направлений в развития страны [5].

Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования [1, ст. 2 п. 14].

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных особенностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности [1, ст. 75 п. 1].

К дополнительным образовательным программам относятся:

  • дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие, дополнительные предпрофессиональные;
  • дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной подготовки [ 1, ст. 12 п. 4, ст. 75 п.2 ] .

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность [1, ст. 12 п. 5].

В дополнительном образовании выделяют следующие виды программ:

  • типовая (примерная) – утвержденная Министерством образования Российской федерации и рекомендованная в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности;
  • модифицированная (адаптированная). В её основу положена примерная (типовая программа), которая изменена с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания;
  • экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных проблем в образовательном процессе. Она может предполагать изменения в содержании и методах обучения. На работу по экспериментальной программе должно быть разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения. После этого она обязательно проходит апробацию в течение, по крайней мере, одного срока реализации. В случае успешной апробации экспериментальная программа может претендовать на статус авторской. Обязательное условие отнесения образовательной программы к разряду авторских – её новизна. Она должна быть полностью создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежать ему (им) на правах интеллектуальной собственности.
  • авторская программа требует документального доказательства новизны и принадлежности идеи программы данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской присваивается программе вышестоящим органом управления образованием [4].

По форме организации выделяют (Л.Г. Логинова):

  • комплексные, которые представляет собой соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности, процессов в единое целое;
  • интегрированные (работает коллектив педагогов, объединенных не только общей концепцией, но и общей педагогической технологией; например, организацией учебно-исследовательской деятельности учащихся). В качестве связующих звеньев между элементами интегрированной программы могут выступать: общее направление организации образовательного процесса в группах (например, организация учебно-исследовательской деятельности), общие мероприятия для учащихся разных групп: конференции, экспедиции, культурно-массовые мероприятия, экскурсии и др.;
  • модульные программы составлены из самостоятельных целостных блоков. Образовательный процесс в таких программах разделен на отдельные модули на основании конкретного критерия;
  • сквозные программы появляется тогда, когда необходимо ввести и реализовать общую цель посредством нескольких программ. Главная задача в таких программах – соизмерить материал по направлениям, входящим в сквозную программу с учетом возрастных особенностей детей, их количества в группах, оценки физического состояния и т.п.

В дополнительном образовании выделяют шесть направленностей:

  • техническая;
  • социально-педагогическая;
  • естественнонаучная;
  • художественная;
  • физкультурно-спортивная;
  • туристско-краеведческая.

Бывают случаи, когда сложно определить направленность программы, тогда на помощь нам приходят виды деятельности (Приложение 1).

Содержание и материал программы дополнительного образования детей должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:

  • «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы (срок обучения по программе до 1 года).
  • «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы (срок обучения по программе 1-3 года, для учащихся в возрасте от 10 лет).
  • «Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы (срок обучения по программе от 2 лет, для учащихся в возрасте от 12 лет).

Перейдем непосредственно к структуре дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Примерные требования к структуре, оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной общеобразовательной программы

Титульный лист (Приложение 2).

На титульном листе дополнительной общеобразовательной программы указывается:

  • наименование образовательной организации;
  • кем и когда утверждена дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
  • название дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
  • возраст детей, на который рассчитана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
  • срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
  • ФИО, должность автора дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
  • название города, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
  • год разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

В пояснительной записке к дополнительной общеобразовательной программе следует раскрыть:

  • направленность дополнительной общеобразовательной программы;
  • актуальность, новизну, отличительные особенности, педагогическую целесообразность;
  • адресат программы (примерный портрет учащегося, для которого актуально обучение по данной программе);
  • объем программы (общее количество учебных часов);
  • формы обучения и виды занятий (лекции, практические и семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы и др.);
  • срок освоения программы;
  • режим занятий (периодичность и продолжительность занятий);

1.2. Цель и задачи дополнительной программы:

Цель – стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат, должна быть ясной, точной, конкретной, значимой, достижимой. Задачи – шаги к достижению цели.

1.3. Содержание программы:

— учебный план – содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов и формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме;

1.4. Планируемые результаты – совокупность знаний, умений и навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, предметных и метапредметных результатов, приобретаемых учащимися по завершении освоения программы и формулируются с учетом цели, задач и содержания программы.

Читайте также:
Зверь программа что это такое

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график – определяет количество недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов / этапов. Является обязательным приложением к программе и составляется для каждой группы [1, ст. 2, п. 92; ст. 47, п.5]

2.2. Условия реализации программы – реальная и доступная совокупность условий реализации программы – помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы и др. В разделе должны быть указаны все необходимые составляющие реализации программы:

  • помещение (учебный кабинет, компьютерный класс, мастерская, лаборатория, хореографический класс, спортивный или актовый зал);
  • подсобные помещения (кладовые, костюмерные, раздевалки);
  • оборудование (классная доска, мебель, стеллажи, зеркала, декорации, костюмы);
  • оборудование для проведения занятий, (станки, спортивные снаряды, швейные машинки, микрофоны);
  • технические средства (компьютеры, принтеры, проектор, интерактивная доска, телевизоры, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель);
  • перечень технических, графических, чертежных, швейных и других инструментов, приборов,
  • музыкальные инструменты;
  • материалы: ватман, ткани, нитки, глина, клей, краски заготовки из дерева, металла и других материалов;
  • комплект для каждого обучающегося (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом);
  • одежда обучающихся (спортивная форма, одежда для занятий хореографией, работы в мастерской).

2.3. Формы аттестации (контроля) – зачет, защита учебно-исследовательской работы (проекта); выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции, открытые занятия и т.д. Формы аттестации бывают несколько видов. Во-первых, входной контроль — определяет уровень развития детей, их творческих способностей (беседа, собеседование, прослушивание, опрос, тестирование, анкетирование).

Во-вторых, текущий контроль – осуществляется в ходе образовательного процесса, по окончании изучения темы в течение всего учебного года. Текущий контроль позволяет определять степень усвоения учащимися учебного материала, готовность детей к восприятию нового материала, позволяет повышать ответственность и заинтересованность учащихся в обучении, выявлять учащихся отстающих и опережающих обучение. Текущий контроль помогает осуществлять дальнейший подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Виды текущего контроля: педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа и т.д.

В-третьих, промежуточный контроль – осуществляется два раза в год, по полугодиям.Промежуточный контроль способствует определению степени усвоения учащимися учебного материала, результатов обучения. Такой вид контроля может быть следующих видов: выставка, конкурс, концерт, фестиваль, праздник, соревнование, творческая работа, опрос, контрольное занятие, зачет, открытое занятие, олимпиада, самостоятельная работа, защита рефератов, презентация творческих работ, демонстрация моделей, тестирование, анкетирование

И наконец, итоговый контроль – проводится один раз при окончании реализации программы. Итоговый контроль позволяет определять изменения уровня развития детей, их творческих способностей, результатов обучения. Благодаря проведению итогового контроля происходит ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение, получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Виды итогового контроля: выставка, конкурс, фестиваль, праздник, концерт, соревнование, творческая работа, презентация творческих работ, демонстрация моделей, опрос, контрольное занятие, зачет, открытое занятие, экзамен, концерт, защита рефератов, взаимозачет, игра-испытание, переводные и итоговые занятия, эссе, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ, тестирование, анкетирование и др.

Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения учащихся.

2.4. Оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов [1, ст. 2, п.9; ст. 47, п.5].

2.5. Методическое обеспечение – обеспечение программы методическими видами продукции – указание тематики и форм методических материалов по программе; перечень используемых методик и технологий; современные педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы обучения.

В данном разделе указывается:

  • обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
  • рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке

экспериментов или опытов и т.д.;

  • дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

В раздел методического обеспечения (в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, изложенными в письме Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. №28-02-484/16) можно включить описание приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактических материалов, технического оснащения занятий.

2.6. Список литературы (Список рекомендуемой литературы отдельно для педагогов и отдельно для детей и родителей).

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.12012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
  3. Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» .
  4. Письмо Минобрнауки от 18.11.2015 № 09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва
  6. Буйлова Л.Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ // Молодой ученый. – 2015. – №15. – С. 567-572.

Приложение 1.

Виды деятельности

Техническая направленность представлена 9 видами деятельности:

  • конструирование и моделирование;
  • информационная культура и информационные технологии;
  • основы технической культуры;
  • судомоделирование;
  • авиа и ракетомоделирование;
  • стендовое моделирование;
  • автодело;
  • электроника и робототехника;
  • стрелковый спорт.

Социально-педагогическая направленность представлена 12 видами деятельности:

  • программы социально-правовой адаптации (ЮИД, ДЮП, ОБЖ);
  • программы общей психологии, психология общения, саморазвития, психологические клубы);
  • программы социально-психологической адаптации;
  • семейные клубы;
  • ресурсы творческого и интеллектуального развития личности;
  • раннее развитие творческих способностей детей;
  • гражданско-патриотическое направление;
  • военно-патриотическое направление;
  • журналистика;
  • историко-культурные традиции и духовное наследие;
  • страноведение и культура зарубежья;
  • экономика.

Естественнонаучная направленность представлена 6 видами деятельности:

  • творческие и исследовательские предметные и межпредметные проекты;
  • углубленное изучение узкоспециализированных отраслей наук;
  • натурализм;
  • опытничество;
  • экология и экологическая культура;
  • охрана природы.

Художественная направленность представлена 13 видами деятельности:

  • введение в музыкальную культуру;
  • инструментальная музыка;
  • вокально-хоровое искусство;
  • хореографическое искусство;
  • фольклорное искусство;
  • театральное искусство;
  • литературное творчество;
  • декоративно-прикладное творчество;
  • ремесла;
  • театры мод;
  • изобразительное искусство;
  • эстрадное искусство;
  • цирковое искусство.

Физкультурно-спортивная направленность представлена 8 видами деятельности:

  • спортивные и подвижные игры;
  • атлетическая гимнастика;
  • лыжный спорт;
  • велоспорт;
  • гимнастика и акробатика;
  • бокс и единоборства;
  • ОФП и здоровый образ жизни;
  • шахматы и шашки.

Туристско-краеведческая направленность представлена 5 видами деятельности:

  • историко-этнографическое краеведение;
  • историко-краеведческие и литературно-краеведческие музеи;
  • экскурсионная и музейная педагогика;
  • спортивный туризм;
  • экологический туризм.

Приложение 2.

Управление образования города Калуги

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги

протокол № ___ от «___» _________2020 г.

УТВЕРЖДЕНА приказом директора

№___ от «___» _________2020 г.

Директор _________________С.Л. Милютина

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественная направленность

«Батик»

Должность: педагог дополнительного образования.

Продолжительность освоения программы : 2 года (144 часа).

Возраст учащихся : 7-13 лет.

Калуга, 2020 год

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Дополнительные общеразвивающие программы для детей что это

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал

Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об образовании) в Российской Федерации по дополнительному образованию реализуются дополнительные образовательные программы.

В соответствии с частью 6 статьи 10 и статьей 75 Федерального закона об образовании подвидом дополнительного образования является дополнительное образование детей и взрослых, которое направлено на:

  • формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья;
  • организацию свободного времени.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

К дополнительным образовательным программам относятся дополнительные общеобразовательные программы, которые должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Дополнительные общеобразовательные программы, в свою очередь подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы.

При этом дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых, а дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержден приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 (далее — Порядок организации деятельности). Указанный Порядок регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов и является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы, а также для индивидуальных предпринимателей.

Согласно Порядку организации деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам организуется с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии. При реализации дополнительных общеобразовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (часть 11 статьи 79 Федерального закона об образовании).

Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и в области физической культуры и спорта регулируются Федеральным законом об образовании.

Читайте также:
Что за программа picture control utility 2

Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. При этом, с целью привлечения наибольшего количества детей к художественному образованию, обеспечения доступности художественного образования срок реализации общеразвивающих программ не должен превышать 3-х или 4-х лет (2 года 10 месяцев и, соответственно, 3 года 10 месяцев) для детей в возрасте от 6 до 17 лет включительно (Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств — письмо Минкультуры России от 21.11.2013 N 191-01-39/06-ГИ).

По окончании освоения общеразвивающих программ в области искусств выпускникам выдается документ, форма которого разрабатывается образовательной организацией самостоятельно.

Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, к срокам обучения по этим программам, утверждены приказами Минкультуры России (часть 5 статьи 83 Федерального закона).

Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств.

Указанные программы реализуются:

  • в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств);
  • в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств;
  • в образовательных организациях высшего образования.

Перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, утвержден приказом Минкультуры России от 16.07.2013 N 998.

Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, утвержден приказом Минкультуры России от 14.08.2013 N 1145.

Положение о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, утверждено приказом Минкультуры России от 09.02.2012 N 86. Оно определяет не только порядок и формы проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, но и порядок формирования и функции экзаменационных и апелляционных комиссий, порядок подачи и рассмотрения апелляций, а также порядок повторного прохождения итоговой аттестации. Указанное Положение распространяется на образовательные организации, реализующие дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности.

Лицам, прошедшим итоговую аттестацию, завершающую освоение дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, выдается заверенное печатью соответствующей образовательной организации свидетельство об освоении указанных программ. Форма свидетельства утверждена приказом Минкультуры России от 10.07.2013 N 975.

В соответствии со статьей 84 Федерального закона реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта.

В области физической культуры и спорта реализуются следующие образовательные программы:

1) образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта (далее — интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта);

2) профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;

3) дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта.

Дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта включают в себя:

1) дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы);

2) дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки.

Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам, утверждены приказом Минспорта России от 12.09.2013 N 730. При этом, указанные требования должны учитывать требования федеральных стандартов спортивной подготовки, которые представляют собой совокупность минимальных требований к спортивной подготовке по видам спорта, разработанных и утвержденных в соответствии с пунктом 24.1 статьи 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и обязательных для организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта проводится на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы способности в области физической культуры и спорта. Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта, утвержден приказом Минспорта России от 12.09.2013 N 731 (далее-Порядок).

Согласно Порядку при приеме граждан на обучение по образовательной программе требования к уровню их образования не предъявляются. Однако образовательная организация осуществляет индивидуальный отбор, который проводится в целях выявления у поступающих физических, психологических способностей и (или) двигательных умений, необходимых для освоения соответствующих образовательных программ.

Для проведения индивидуального отбора поступающих образовательная организация проводит тестирование, а также вправе проводить предварительные просмотры, анкетирование, консультации в порядке, установленном образовательной организацией (пункты 3 и 4 Порядка).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р утверждена Концепция развития дополнительного образования детей, которая направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.

Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей.

Целями Концепции являются:

  • обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;
  • расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;
  • развитие инновационного потенциала общества.

Для достижения указанных целей необходимо будет решить, в том числе следующие задачи:

  • повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого;
  • обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;
  • развитие инфраструктуры дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности;
  • создание механизма финансовой поддержки права детей на участие в дополнительных общеобразовательных программах независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи.

В Концепции определены принципы государственной политики развития дополнительного образования детей, к которым, в том числе относятся:

  • принцип социальной гарантии государства на качественное и безопасное дополнительное образование детей;
  • принцип общественно-государственного партнерства в целях расширения вовлеченности детей в дополнительное образование, включая расширение обязательств государства по бюджетному финансированию дополнительного образования, а также стимулирование и поддержку семей;
  • принцип преемственности и непрерывности дополнительного образования, обеспечивающий возможность продолжения образовательных траекторий на всех возрастных этапах.

План мероприятий на 2015 — 2020 годы по реализации указанной Концепции утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 N 729-р.

Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р (далее-Стратегия развития).

В соответствии с пунктом 2 раздела VII Стратегии развития для модернизации системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях, необходима реализация комплекса таких мер, как:

1) физическое воспитание обучающихся в образовательных учреждениях, в том числе:

  • внедрение в систему образовательных учреждений мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности;
  • оснащение общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей необходимым спортивным инвентарем и оборудованием;
  • совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий для всех категорий обучающихся и студентов;
  • создание в общеобразовательных учреждениях спортивных классов и классов с углубленным изучением предмета «Физическая культура»;
  • разработка и внедрение образовательных программ физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов для образовательных учреждений всех типов;
  • установление требований по обеспечению безопасности для жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий физической культурой;

3) физическое воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, других категорий населения, в том числе:

  • разработка мер по привлечению к занятиям физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и социально незащищенных слоев общества;
  • обеспечение доступности объектов спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и социально незащищенных слоев общества;
  • создание условий для систематических занятий физической культурой и спортом в специализированных образовательных учреждениях;
  • разработка программ по вовлечению в спортивно-оздоровительный туризм лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

22 января 2019 г.

Источник: lexed.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru