Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы что это

Содержание

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

• навыками применения норм законодательства о дополнительном образовании в правоприменительной практике.

Дополнительные общеобразовательные программы и особенности их реализации в Российской Федерации

Дополнительное образование является единственным видом образования, которое классифицируется на подвиды. Согласно ч. 6 ст. 10 Закона об образовании дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

В соответствии с делением на подвиды определяются виды программ дополнительного образования: дополнительные общеобразовательные программы и дополнительные профессиональные программы (ч. 4 ст. 12 Закона).

Дополнительные общеобразовательные программы в свою очередь делятся:

  • • на дополнительные общеразвивающие программы;
  • • дополнительные предпрофессиональные программы.

Освоение дополнительных общеразвивающих программ не сопровождается повышением образовательного уровня обучающихся. Также законодательство не устанавливает каких-либо требований к уровню образования для допуска к освоению данных программ, если иное не обусловлено их спецификой.

«Дополнительные общеразвивающие программы нового поколения: нормативные требования, особенности прое

Дополнительное образование следует отличать от культурно-досуговой и иной деятельности. Сравним, например, «клуб любителей французского языка» и «курсы французского языка». В первом случае собираются единомышленники и обсуждают какие-либо темы на французском языке.

При этом целенаправленная образовательная программа здесь отсутствует — это просто встречи, отдельные семинары и т.д. Во втором случае присутствует образовательная программа и целенаправленные усилия обучающихся по ее освоению. Таким образом, «клуб любителей французского языка» не является дополнительным образованием, а «курсы французского языка» являются.

Одним из существенных различий между дополнительными общеразвивающими программами и дополнительными предпрофессиональными программами являются требования к возрасту обучающихся. Если дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых, то дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются только для детей (ч. 2 ст. 75 Закона об образовании).

Отметим, что такие требования устанавливаются только к дополнительным преднрофессиональным программам. Федеральные государственные требования устанавливают требования к минимуму содержания, структуре, условиям реализации и к срокам обучения но этим программам.

Указанные требования в области искусств устанавливаются Минкультуры России по согласованию с Минобрнауки России (ч. 5 ст. 83 Закона об образовании), а в области физической культуры и спорта — Минспорта России по согласованию с Минобрнауки России (ч. 4 ст. 84 Закона).

Кроме этого, рассматриваемые программы различаются по своим целям.

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени (ч. 1 ст. 75 Закона).

Технология разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в современных усл

Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств (ч. 3 ст. 83 Закона).

Соответственно, слово «предпрофессиональные» в наименовании данной разновидности программ означает, что, несмотря на то что данные программы не повышают уровень образования обучающихся, они готовят их к получению профессионального образования в соответствующей области.

Еще одной особенностью предпрофессиональных образовательных программ является то, что прием на обучение по ним проводится на основании результатов индивидуального отбора. Целью такого отбора является выявление лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности и физические данные или способности в области физической культуры и спорта (ч. 6 ст. 83, ч. 5 ст. 84 Закона об образовании).

Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессио- нальным программам в области искусств утвержден приказом Минкуль- туры России от 14.08.2013 № 1145. Согласно п. 9 данного Порядка для проведения индивидуального отбора поступающих образовательная организация проводит тестирование, а также вправе проводить предварительные прослушивания, просмотры, показы, предусмотренные образовательной организацией. Формы проведения отбора по конкретной предпрофессио- нальной программе устанавливаются образовательной организацией самостоятельно с учетом федеральных государственных требований.

Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессио- нальным программам в области физической культуры и спорта утвержден приказом Минспорта России от 12.09.2013 № 731. В соответствии с п. 4 указанного Порядка индивидуальный отбор проводится в целях выявления у поступающих физических, психологических способностей и (или) двигательных умений, необходимых для освоения соответствующих образовательных программ. Для проведения индивидуального отбора поступающих образовательная организация проводит тестирование, а также вправе проводить предварительные просмотры, анкетирование, консультации в порядке, установленном образовательной организацией.

Статьей 83 Закона об образовании дополнительно установлен ряд особенностей реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств. Частью 3 указанной статьи очерчен круг образовательных организаций, в которых могут реализовываться указанные программы:

  • • образовательные организации дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств);
  • • профессиональные образовательные организации, реализующие интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств;
  • • образовательные организации высшего образования.

Еще одной особенностью рассматриваемых программ является то, что их освоение, в отличие от иных дополнительных общеразвивающих программ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, форма и порядок проведения которой устанавливается Миикультуры России по согласованию с Минобрнауки России (ч. 7 ст. 83 Закона об образовании).

Положение о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, утверждено приказом Миикультуры России от 09.02.2012 № 86. Итоговая аттестация проводится в формах выпускных экзаменов. Их количество и виды для конкретной дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств устанавливаются федеральными государственными требованиями. При этом могут быть предусмотрены следующие виды выпускных экзаменов: концерт (академический концерт), исполнение программы, просмотр, выставка, показ, постановка, письменный и (или) устный ответ. В п. 7 указанного Порядка отдельно подчеркивается, что итоговая аттестация не может быть заменена оценкой качества освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств на основании итогов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося.

Часть 14 ст. 60 Закона об образовании устанавливает, что лицам, освоившим дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается свидетельство об освоении этих программ по образцу и в порядке, которые устанавливаются Минкультуры России.

Каких-либо специальных документов, которые могут выдаваться лицам, освоившим дополнительные общеразвивающие программы, законодательство не предусматривает. Вместе с тем ч. 15 ст. 60 Закона предусматривает возможность выдачи таким лицам документов об обучении по образцу и в порядке, которые самостоятельно устанавливаются реализующими такие образовательные программы организациями.

Источник: studme.org

Методические рекомендации «Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» (для педагогов дополнительного образования)
методическая разработка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа-основной документ педагога дополнительного образования, по которому он ведёт свою образовательную деятельность. Программа актуальна тогда, когда она правильно оформлена, ясно и чётко изложена. В данном материале чётко указаны структурные элементы, которые должна содержать образовательная программа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Первомайского района Тамбовской области

« Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

(для педагогов дополнительного образования)

методист Болашова С.В.

р.п. Первомайский 2018 год

Методические рекомендации «Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» разработаны с учетом закона Российской Федерации «Об образовании», Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Методические рекомендации).

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (ФЗ гл.2 ст.12 п.4).

Дополнительные общеобразовательные программы могут быть следующих направленностей: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассматривается и рекомендуется к утверждению педагогическим (методическим) советом (протокол) и утверждается руководителем образовательной организации (приказ).

Обновление и утверждение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется до начала нового учебного года.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа должна включать следующие структурные элементы:

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи программы 1.3. Содержание программы 1.4. Планируемые результаты

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации

2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы

Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

1.1. Пояснительная записка

Раскрывает направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Направленность (профиль) программы: техническая,

естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско — краеведческая,

Читайте также:
Программа электронной стабильности что это опель

социально-педагогическая (Порядок п.9).

По форме организации: индивидуально ориентированная, групповая, студийная, кружковая.

Уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (ФЗ гл.1 ст.2 п.4).

Уровень освоения программы: ознакомительный (краткосрочной), базовый, углубленный.

Пример: Новизна программы состоит в том, что. Далее, используя отражающие степень новизны слова «впервые», «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено» и т.п., кратко поясняется, что существенного составитель внес при разработке программы в сравнении с программами, аналогичными по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала (причины этих новшеств поясняются в рубрике «Педагогическая целесообразность»).

Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных качеств.

Актуальность программы формулируется коротко, конкретно, без лишних описаний: зачем современным детям нужна конкретная программа. Дается аргументированное обоснование возможности решения заявленной проблемы в процессе предлагаемой учащимися деятельности (выбранных форм, методов, средств образовательной деятельности в соответствии с целями и задачами).

Актуальность может базироваться на: анализе социальных проблем; материалах научных исследований; 17 анализе педагогического опыта; анализе детского или родительского спроса; современных требованиях модернизации системы дополнительного образования; потенциале образовательного учреждения; социальном заказе муниципального образования и др. факторах.

Примеры: Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время. К числу наиболее актуальных проблем относится. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Как вести за собой» опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров – организаторов деятельности детских общественных объединений на современном этапе развития общества.

Примеры: Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации школьный музей, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, становится важным и неотъемлемым компонентом,

способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, прививает навыки профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, литературоведческой, музееведческой.

В данном подразделе следует указать, на основе какой (каких) программ разработана данная программа; можно назвать программы и авторов, чей опыт был обобщен и использован при разработке данной программы, отметить особенности данной программы (в чем отличие, если есть, от аналогичных программ).

Примеры: Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что. Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена. Практические занятия по программе связаны с использованием вычислительной техники. Программа ориентирована на применение широкого комплекса.

В этом пункте необходимо указать:

какому возрасту детей адресована программа; предполагаемый состав (одного или разных возрастов);

условия приема детей, система набора в группы, для какой категории детей предназначена программа (степень предварительной подготовки, уровень формирования интересов и мотивации к данному виду деятельности, наличие способностей, физическое здоровье, половая принадлежность и т.п.). Примеры: Программа адресована детям от ______ до _______ лет. Дети________ лет способны на (каком?) уровне выполнять предлагаемые задания. Программа адресована детям (подросткам, девочкам, мальчикам)_________лет.

Далее дается краткая характеристика возрастных особенностей детей, которые должны учитываться при реализации программы, чтобы она была результативной.

Наконец, может быть обоснована целесообразность разновозрастного состава группы с указанием особенностей работы с каждым из возрастов (или возрастных групп).

Условия набора учащихся

Для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний); существует отбор на основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличия базовых знаний в области и т.д.

Количество учащихся в объединении зависит от направленности программы, определяется Уставом образовательной организации с учетом рекомендаций СанПиН.

Примеры: в группе 1 года обучения –12-15 человек; в группах 2-го и последующих годов –10-12 человек.

Численный состав учащихся в объединении может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов. Уменьшение числа учащихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.

Объем и срок освоения программы

В этом пункте указывается продолжительность обучения по данной программе и количество часов обучения на каждый год. Допускается вариативность продолжительности обучения по программе на любом году обучения, при этом указывается необходимость и обоснованность этой вариативности для учащихся.

1 год обучения – 72 часа,

2 год обучения (3, 4 и т.д.) – 108 (144, 216 часов) и т.д.

Пример: 1 год обучения – 144, или 108, или 72 часа в зависимости от: психологической готовности к обучению; физического уровня готовности учащихся к освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы; интеллектуального уровня готовности учащихся к освоению образовательной программы и др. Психологическая готовность, уровень готовности учащихся к освоению образовательной программы и др. определяются по результатам тестирования при наборе, в ходе обучения и др.

Формы и режим занятий

Сколько занятий в неделю, продолжительность одного занятия, необходимость разделения на подгруппы или индивидуальные занятия. Примеры:

Программа рассчитана на ___ года обучения. 1 год обучения: _______часов в год, 2 год обучения: ______ часов в год, 3 год обучения: ______ часов в год и т.д. Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с. второй — на базовую подготовку детей, третий посвящен подготовке творческих проектов.

Формы занятий определяются количеством детей, особенностями материала, местом и временем занятия, применяемыми средствами и т.п. Примеры: Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает _______ часть.

Форму занятий можно определить как (творческую, самостоятельную, студийную,……..) деятельность учащихся.

Формы организации деятельности учащихся на занятии: индивидуальная,

работа по подгруппам, ансамблевая, общеоркестровая и др.

1.2. Цель и задачи программы

Цель – заранее предполагаемый результат учебного процесса, это «образ результата», на который будут направлены все усилия педагога и учащихся. Цель должна быть конкретна, результаты ее достижения должны быть измеримы.

Формулировка задач должна быть четкой и краткой, включать ключевое слово (оказать, отработать, освоить, организовать, создать и т.д.).

Примеры формулировок цели:

1. Формирование нравственной и творческой личности через овладение русской народной манерой исполнения песенного репертуара.

2. Развитие мотивации учащегося к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.

3. Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через занятия общественными науками.

4. Профилактика асоциального поведения.

Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках единой глагольной формы.

Задачи программы – конкретные «пути» достижения цели;

они должны быть логично согласованы с целью и демонстрировать её достижение. Постановка задач отвечает на вопрос «Что нужно сделать» для достижения цели.

В задачах программы должны быть отражены все содержательные направления образовательной деятельности: образовательные (приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.); развивающие (развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности и т.п.); воспитывающие (формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.). Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами. Пример употребления глаголов для формулирования задач: познакомить, обучить, сформировать, обеспечить, расширить, под- держать, предоставить возможность; формировать, обучать, способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, углублять и т.д.

Примерные формулировки задач программы образовательные: формирование у учащихся представлений о ……………………………………; знакомство учащихся с ……………………………………………………….; развивающие: развитие у учащихся музыкальной памяти; комплексное развитие страноведческих и культурологических представлений учащихся; воспитательные: формирование у учащихся культуры слушания музыки; воспитание интереса, любви к отечественной культуре и музыкальным традициям, уважения к народным традициям; воспитание познавательного интереса и осознанной мотивации к продолжению самостоятельного изучения национальных музыкальных и художественных традиций.

Содержание программы отражается в учебном плане. Программа содержит перечень разделов и тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на аудиторные (теоретические и практические виды занятий) и внеаудиторные занятия (самостоятельная работа и занятия, которые могут проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий).

В настоящее время в методической литературе (Буйлова Л.Н., Воронина Е.А. и др.) внимание педагогов обращается на модульный принцип разработки программ. Этот принцип заключается в интеграции учебного материала в ряд образовательных модулей, где модуль представляет собой логически завершенную, относительно самостоятельную часть образовательной программы, формирующую определенную компетенцию или группу компетенций в ходе освоения. Такая программа может включать базовый (обязательный) модуль и модули по выбору (например, модули для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья; модули разного уровня освоения программы; выстроенные в логике определенных видов деятельности по программе, например, модуль проектной деятельности, модуль исследовательской деятельности и т.п.).

Если программа рассчитана более чем на год обучения, то учебный план составляется на каждый год, а все остальные разделы программы могут быть общими. В этом случае учебный план должен отражать особенности каждого года обучения. В графе «ИТОГО» суммируется количество часов теоретических и практических занятий.

Образец оформления учебного плана

Источник: nsportal.ru

Дополнительная общеобразовательная программа. Порядок организации по дополнительным общеобразовательным программам

Важные аспекты

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа представляет собой нормативный локальный документ. Именно поэтому сначала она проходит проверку и в четкой последовательности:

  • рассматривается на методическом совете;
  • рекомендуется к практической реализации;
  • утверждается директором образовательного учреждения.

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Нормативно-правовой аспект

Дополнительные общеобразовательные программы в дополнительном образовании разрабатываются в соответствии со следующими документами:

  • ФЗ РФ «Об образовании» № 273.
  • Приказ Минобразования № 1008.
  • Письмо Минобрнауки РФ №06-1844.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ»;
  • Муниципальные правовые акты.
  • обеспечение условий для самоопределения личности;
  • создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка;
  • формирование у подрастающего поколения соответствующей современности картины мира;
  • интеграция отдельной личности в мировую и национальную культуру;
  • формирование гражданина и человека;
  • развитие кадрового потенциала.

Дополнительная общеобразовательная программа реализуется в соответствии с учебным планом, календарным графиком. За качество программы ответственность несет образовательное учреждение.

реализация дополнительных общеобразовательных программ

Предназначение и направления

Дополнительная общеобразовательная программа имеет несколько направлений:

  • естественно-научное;
  • техническое;
  • художественное;
  • спортивное;
  • туристско-краеведческое;
  • социально-педагогическое;
  • физкультурно-спортивное.
Читайте также:
Cakewalk что за программа

Независимо от направленности в ней должны применяться современные образовательные технологии.

ополнительные предпрофессиональные программы

Принципы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа отражается в определенных принципах обучения:

  • доступности;
  • индивидуальности;
  • результативности;
  • преемственности

Среди форм и методов, которые подходят для дополнительного обучения, максимальный интерес представляет дифференциация, индивидуализация, ролевая игра.

Как реализуются дополнительные общеобразовательные программы? Порядок их утверждения рассмотрен выше. Методы управления и контроля образовательной деятельностью, а также материалы и инструменты подбирает педагог. Ему необходимо осознавать, что результатом внедрения дополнительной программы должно стать эмоциональное благополучие ребенка, его приобщение к общечеловеческим ценностям.

дополнительные программы в дополнительном образовании

Оформление

Порядок организации по дополнительным общеобразовательным программам определяется в соответствии с нормативными документами, принятыми в образовательном учреждении, и должен включать в себя конкретные элементы структуры:

На титульном листе необходимо указывать полное наименование образовательного учреждения (по уставу), наименование программы, ее направление, сведения об авторе. Кроме того, отмечается возраст школьников, для которых она предназначается, а также предполагаемые сроки ее реализации.

Пояснительная записка содержит информацию о направленности материала, новизне, актуальности, значимости.

порядок организации по дополнительным общеобразовательным программам

Вариант дополнительной программы естественно-научной направленности

Предлагаем вариант программы «За рамками учебника химии». Для начала отметим актуальность предлагаемого материала. Существует много интересных и поучительных опытов, которые в себе не таят никакой угрозы, они занимательны и практичны. Из–за ограниченности школьной программы по химии их нельзя проделать на уроках. А жаль!

Курс открывает массу возможностей для формирования у современных школьников целостного представления о живой природе, ее материальном единстве, взаимосвязи неживого и живого, взаимообусловленности основных природных процессов.

Данная программа раскрывает связь между химическими познаниями и повседневной жизнью рядового человека, проблемами, которые появляются в конкретных ситуациях. В данном курсе осуществлена интеграция различных учебных дисциплин: биологии, химии, физики, экономики, географии, экологии.

В курсе использован лабораторный эксперимент, исторические и культурные традиции, многочисленные экологические проблемы. Материал курса не просто способствует развитию знаний, умений, навыков, но и дает базу для гармоничного развития каждого ребенка.

как организуется воспитательная деятельность

Цели и задачи

Рассматриваемая программа дополнительного образования предназначена для решения следующих задач:

  • формирование четких представлений об использовании правил техники безопасности в процессе проведения различных экспериментов;
  • исследование тенденций химических превращений и вариантов управления ими для получения новых материалов и веществ;
  • связь практики и теории;
  • совершенствование экспериментальных навыков на базе самостоятельной деятельности школьников.

От внедрения дополнительной образовательной программы педагог ожидает появление у школьников стабильного познавательного интереса к естественно-научным предметам, формирование активного гражданина страны.

Структура курса

Курс состоит из трех частей, расположенных по степени увеличения сложности.

Первый блок «Лаборатория своими руками» (6 часов) сначала предполагает анализ правил техники безопасности, затем советы по применению бытовых материалов для химических опытов. Этот блок пронизан связью повседневной жизни с теоретическими знаниями.

Второй блок «Первые занимательные опыты» (14 часов) предполагает выполнение ребятами экспериментов, благодаря которым они знакомятся с магической и таинственной химией. Для опытов предлагаются вещества, с которыми дети сталкиваются в своей повседневной жизни.

Третий блок «Химический практикум» (14 часов) включает в себя два дополнительных раздела: экологический практикум, в рамках которого ребята определяют наличие катионов тяжелых металлов в питьевой воде, предметах быта; проводят анализ токсичности веществ, проектируют товары бытовой химии. В рамках данной дополнительной программы осуществляется детальное знакомство девятиклассников с проектной методикой.

Отличия этого курса от базовых программ:

  • способствует совершенствованию практических навыков;
  • обеспечивает формирование гармонически развитой личности;
  • позволяет формировать навыки работы с научной литературой.

особенности дополнительного образования детей

Заключение

В настоящее время многие образовательные учреждения стараются в полной мере удовлетворять социальный заказ общества. Для этого на базе школ создаются исследовательские клубы, художественные студии, хореографические коллективы, военно-патриотические объединения. Программы дополнительного образования, создаваемые педагогами, должны соответствовать требованиям, выдвигаемым к ним по ФГОС. Помимо титульного листа, требования к которому разрабатываются и утверждаются в конкретном образовательном учреждении, пояснительной записки, учебно-методического плана, в содержании должно быть отражено краткое описание каждого раздела, прописываются в дополнительной образовательной программе и основные навыки и умениями, которыми должны овладеть школьники после завершения курса.

Источник: fb.ru

04/11 Дополнительное образование детей: предпрофессиональные vs общеразвивающие программы

Аннотация: в данной статье речь пойдет о том, какую дополнительную общеобразовательную программу выбрать для ребенка. Мы рассмотрим основные виды программ, их отличия в нормативно-правовом и психолого-педагогическом контекстах, а также разберемся, в каких случаях та или иная программа будет наиболее подходящим вариантом для получения ребенком дополнительного образования.

Введение

Практика работы показывает, что родители, записывая детей на занятия по дополнительным общеобразовательным программам, часто осуществляют сравнение предпрофессиональных и общеразвивающих программ в категориях «лучше» — «хуже», отдавая предпочтение предпрофессиональным программам, как более качественным и необходимым для их ребенка. Скорее всего, подобный подход обусловлен особенностями восприятия термина предпрофессиональная программа.

В данном случае очевидна связка с понятием профессии, что с одной стороны выступает некоторым эталоном качества подобных программ, а с другой является своего рода гарантией дальнейшего поступления ребенка в учебные заведения среднего профессионального и высшего образования. В свою очередь, в довольно распространенном упрощении, подготовка к получению профессии является одной из основных задач общего образования ребенка. Таким образом, в сознании родителей возникает очевидная траектория: предпрофессиональная программа – качественное образование — колледж (вуз). В действительности предпрофессиональные программы не лучше и не хуже общеразвивающих и в каждом конкретном случае выбор программы обучения является более сложной задачей, чем может показаться на первый взгляд.

Нормативно-правовые аспекты реализации дополнительных общеобразовательных программ

Нормативно-правовых документов регламентирующих те или иные аспекты реализации дополнительных общеобразовательных программ достаточно много. Для разграничения основных понятий в рамках данной статьи обратимся к положениям Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». Основные особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ указаны в ст. 75, 83, 84 настоящего документа.

Закон об образовании разделяет дополнительные общеобразовательные программы на общеразвивающие и предпрофессиональные. Общеразвивающие программы реализуются по всем направлениям дополнительного образования, как для детей, так и для взрослых. Предпрофессиональные программы реализуются в области физической культуры и спорта и в области искусств исключительно для детей. Стоит отметить, что в положениях закона об образовании не ограничивается возможность для общеразвивающих программ обеспечивать решение задач, аналогичных задачам, решаемым в рамках реализации предпрофессиональных программ. Не указывается в законе и то, что степень сложности общеразвивающих программ может быть различной [1] . Таким образом, в нормативно-правовом контексте, различия между предпрофессиональными и общеразвивающими программами могут практически отсутствовать [2] . Обращаем внимание и на то, что по некоторым направлениям деятельности и вовсе отсутствуют предпрофессиональные программы, что не мешает успешно решать задачи допрофессиональной подготовки детей в рамках реализации разноуровневых общеразвивающих программ.

Далее приведем сравнительную таблицу общеразвивающих и предпрофессиональных программ, в которой продемонстрированы их основные отличия.

Характеристика Общеразвивающие программы Предпрофессиональные программы Примечание
Продолжительность обучения Определяется организацией 5-10 лет
Объем учебной нагрузки До 12 часов в неделю До 14 часов в неделю Зависит от уровня программ, года обучения, направленности
Регламенты содержания Определяются организацией Определены ФГТ* * Федеральные государственные требования
Форма и порядок итоговой и промежуточной аттестации Устанавливается организацией Устанавливается в соответствии с ФГТ
Документ об окончании Форма устанавливается организацией Форма государственного образца
Требования к приему на обучение Без вступительных испытаний Наличие вступительных испытаний
Допуск к реализации На основании лицензии На основании лицензии

Табл. 1. Сравнительная таблица предпрофессиональных и общеразвивающих программ.

Как следует из представленной таблицы, отличия между общеразвивающими и предпрофессиональными программами в нормативно-правовом поле не столь существенны. Разберем их более подробно:

Анализ нормативно-правовой базы регламентирующей реализацию дополнительных общеобразовательных программ позволяет утверждать, что на уровне законодательного регулирования данного вопроса выстраивается логика, когда предпрофессиональные программы ориентированы на то, что выпускники, окончившие данные программы, будут поступать в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования соответствующего профиля. Общеразвивающие программы в большей степени ориентированы на организацию содержательного досуга и решение задач общего развития, социализации детей. Тем не менее, качество полученного образования, объем знаний и навыков, достаточный для дальнейшего поступления ребенка в профильные учебные заведения зависит не только от вида дополнительной общеобразовательной программы (общеразвивающей или предпрофессиональной).

Психолого-педагогические аспекты реализации дополнительных общеобразовательных программ

На наш взгляд именно психолого-педагогические аспекты реализации дополнительных общеразвивающих программ стоит учитывать при их выборе. Качество конечного результата освоения любой программы, равно как и возможность и желание ребенка поступить по итогам их реализации в профильные учебные заведения целиком и полностью будут зависеть от того, насколько правильно подобраны для ребенка необходимые условия получения образования.

Обозначим основные психолого-педагогические аспекты, которые следует учитывать при выборе дополнительной общеобразовательной программы.

  1. Мотивация и индивидуальные особенности ребенка.

Родителям довольно сложно самостоятельно выявить структуру мотивации ребенка и лучше всего в этом вопросе мог бы помочь педагог-психолог. Но независимо от того, обратитесь вы к помощи педагога-психолога или нет, нужно понимать, что выбирать предпрофессиональную программу обучения стоит в том случае, когда желание ребенка заниматься данным видом деятельности не вызывает сомнений. Необходимо быть готовым к тому, что предпрофессиональные программы реализуются значительно дольше общеразвивающих, при этом структура мотивации ребенка может сильно измениться за это время, поэтому возможна ситуация, в которой придется приложить немало усилий, чтобы ребенок не бросил занятия и закончил обучение.

К эмоционально-волевым особенностям относится множество показателей, среди которых способность к произвольной регуляции деятельности, общая эмоциональность, особенности восприятия критики. В отличие от общеразвивающих программ, где педагог в большей степени ориентирован на создание ситуации успеха, подборе более индивидуальных, посильных для каждого ребенка заданий, в предпрофессиональных программах превалирует задача достижения образовательного результата, предусмотренного ФГТ.

Прежде чем определиться с выбором образовательной программы, необходимо проанализировать структуру досуга ребенка, а также структуру вашего семейного досуга в целом. Обучение по предпрофессиональным программам более трудоемкое, чем по общеразвивающим и предусматривает больший объем аудиторной и самостоятельной работы ребенка, а занятия в системе дополнительного образования часто проходят в выходные дни. Нужно быть готовым к тому, что ребенку, при освоении предпрофессиональной программы, потребуется существенную часть ранее свободного времени затрачивать на учебную работу и выполнение домашних заданий. Игнорирование данных требований не позволит успешно осваивать соответствующие программы.

Читайте также:
Skmsagentservice что это за программа на Андроид

Практика работы показывает, что очень часто родители записывают ребенка на несколько предпрофессиональных программ (например: художественная и музыкальная школы). Как было сказано выше, объем учебной нагрузки на предпрофессиональных программах крайне велик. При этом дети занимаются еще и в общеобразовательной школе.

Мы не рекомендуем выбирать для ребенка более одной предпрофессиональной (или общеразвивающей повышенного уровня сложности) программы. Необходимо ответственно подходить к нормированию учебной нагрузки ребенка. Не стоит забывать и о том, что трудоемкость предпрофессиональных программ весьма высока и требует дополнительной домашней работы.

Резюмируя хотелось бы отметить следующее:

  • Общеразвивающие и предпрофессиональные программы не лучше и не хуже друг друга, у каждой из таких программ свои цели и задачи;
  • Предпрофессиональные программы более ориентированы на достижение образовательного результата, нежели на организацию содержательного досуга ребенка, однако качество знаний напрямую не зависит от типа выбранной образовательной программы;
  • При выборе программы важно учитывать психолого-педагогические аспекты: мотивацию и индивидуальные особенности, структуру досуга ребенка, объем учебной нагрузки.

[1] На практике существует ряд стратегических, нормативных и методических документов, устанавливающих уровневую дифференциацию сложности для общеразвивающих программ. Как правило, выделяют общеразвивающие программы стартового, базового и продвинутого уровней, что в совокупности сопоставимо по объему образовательного содержания с предпрофессиональными программами.

[2] Исключение составляет, пожалуй, факт выдачи свидетельства государственного образца об окончании дополнительной предпрофессиональной программы. Для общеразвивающих программ форма свидетельства устанавливается образовательной организацией самостоятельно.

Источник: edupar.ru

Что такое дополнительное образование? Центры, программы

Что такое дополнительное образование? На какие подвиды подразделяется? Какое место занимает в системе образования, установленной законом об образовании, вступившим в силу 2013 года? Кто может осваивать программы дополнительного образования? Где можно получить эту услугу?

Ответы на все эти вопросы и много другой интересной и полезной информации доступно читателю в статье. Уклон будет сделан на дополнительное образование детей и взрослых, но будет кратко рассмотрен и другой подвид дополнительного образования.

взрослые обучаются

Место дополнительного образования в системе

С 2013 года на территории РФ действует новый закон об образовании. Нормативный правовой акт внес значительные изменения в систему образования. Изменения коснулись и системы доп. образования. Как она выглядит сейчас?

Что такое дополнительное образование? Это прежде всего вид образования. Такой же, как дошкольное образование, начальное, основное, среднее общее образование, СПО, ВПО и обучение профессиям.

По закону образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Исключением может являться лишь осуществление деятельности непосредственно, без образования юридического лица и привлечения работников в штат. Соответственно, лицензируется и дополнительное образование. Выглядит это как отдельный вид образования на бланке, прилагаемом к лицензии. Оно может подразделяться на 2 подвида, но об этом речь пойдет ниже.

Как следует из названия, дополнительное образование не является обязательным. Его основная цель — разностороннее удовлетворение потребностей населения в образовании как профессиональных, так и иных.

В настоящее время политика государства направлена на развитие дополнительного образования, улучшение качества предоставляемых услуг и обеспечение наибольшего охвата. В майских указах Президента РФ Владимира Владимировича Путина была поставлена конкретная цель — обеспечить охват несовершеннолетних дополнительным образованием не ниже 80 %.

Кроме того, активно выходят на рынок частные образовательные организации дополнительного образования. Оказывая услуги на возмездной основе, они достаточно неплохо себя чувствуют и развиваются.

Образовательная деятельность в области дополнительного образования — это реализация дополнительных образовательных программ. Давайте рассмотрим, из каких подвидов оно состоит.

На какие подвиды делится?

Новый закон разделяет дополнительное образование на 2 подвида: дополнительное проф. образование и дополнительное образование для детей и взрослых. Несмотря на то что названия подвидов похожи, между ними существует ряд существенных отличий.

Дополнительное проф. образование доступно только для ограниченного круга лиц, а доп. образование для взрослых и несовершеннолетних — для всех.

По завершении обучения по дополнительным профессиональным программам обязательно выдаются предусмотренные законом документы. Для дополнительного образования взрослых и детей это утверждение верно лишь отчасти.

К нормативному сроку обучения по дополнительным профессиональным программам установлены конкретные требования. К программам дополнительного образования взрослых и детей — нет.

Еще одним важным отличием является наличие или отсутствие обязательной итоговой аттестации, форм ее проведения.

Рассмотрим каждый из подвидов более подробно.

студенты учатся

Дополнительное профессиональное образование

Что такое дополнительное образование в контексте дополнительного проф. образования? Это подвид образования, направленный на повышение квалификации специалистов и профессиональную переподготовку специалистов с целью освоения новой квалификации. По освоению дополнительных профессиональных программ обязательно выдаются документы — удостоверение о повышении квалификации либо диплом о профессиональной переподготовке.

Ключевое отличие и особенность ДПО — наличие среднего либо высшего профессионального образования перед зачислением в организацию. Также допускается получать ДПО одновременно с получением среднего или высшего профессионального образования. Лицам, не имеющим и не получающим профессиональное образование этот подвид образовательных программ недоступен.

Осуществлять деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ вправе только юридическое лицо, имеющее в приложении к лицензии данный подвид образования.

Интересный факт: указание адреса места осуществления деятельности по ДПО в приложении к лицензии не обязательно. Таким образом, ДПО может реализовываться организацией по всей территории РФ при условии соблюдения ряда обязательных требований.

Рассмотрим более подробно повышение квалификации и профессиональную переподготовку в рамках ДПО.

Повышение квалификации

Такие программы направлены на повышение уже имеющейся квалификации специалиста. Подразумевается, что квалификация уже есть. Например, учитель истории, имеющий диплом специалиста ВПО и квалификацию «Историк, преподаватель истории», хочет научиться преподавать историю в рамках ФГОС. Или же возникла необходимость овладеть навыками работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В таком случае специалист проходит курсы повышения квалификации.

Законами регионов РФ, регламентирующих отношения в сфере образования, предусмотрено периодическое, но не реже 1 раза в 3 года, повышение квалификации педагогических работников муниципальных и государственных организаций.

Минимальный нормативный срок освоения такой программы установлен от 16 часов. Максимальный нормативный срок законом не урегулирован.

Если обучение осуществляется на платной основе, то в обязательном порядке должен быть заключен договор об образовании. Этот документ должен соответствовать требованиям к оказанию платных образовательных услуг.

Переподготовка

Эти программы направлены на получение новой квалификации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности. Неофициально этот вид программ называют «вторым» высшим образованием, но это не совсем так.

Например, учитель истории решил преподавать физическую культуру. Имеющийся диплом содержит только квалификацию «Историк. Преподаватель истории». Соответственно, он может пройти профессиональную переподготовку и получить диплом, где будет указана нужная квалификация — «Преподаватель физической культуры».

Минимальным нормативным сроком обучения здесь является рубеж в 250 часов. Максимальный — также не установлен.

дополнительное образование

Образование, направленное на детей и взрослых

Так что же такое дополнительное образование детей и взрослых? Сразу возникает закономерный вопрос: причем здесь взрослые? Все правильно. Новый закон это предусматривает. Какие программы могут освоить взрослые?

Любые — от программы обучения навыкам безопасного обращения с огнестрельным оружием до вышивания крестиком. Это зависит от индивидуальных образовательных потребностей конкретного индивидуума.

девушка стреляет

Образовательные программы дополнительного образования для взрослых и детей называются общеобразовательными и подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.

Рассмотрим эти программы подробнее.

дополнительное образование детей

Общеразвивающие программы

Эти программы предназначены для неопределенного круга лиц вне зависимости от возраста, пола, цвета кожи, языка и вероисповедания.

Это может быть игра на гитаре, занятия по футболу, обучение бальному танцу, знакомство с персональным компьютером, обучение стрельбе и так далее. Список практически безграничен.

Предпрофессиональные программы

Такие программы могут осваивать только дети — лица в возрасте до 18 лет.

По завершении обучения обязательно выдается документ — свидетельство об обучении.

Программы могут вестись как в области спорта, так и в области искусств.

Реализация программ обязательно осуществляется в соответствии с ФГТ.

дети играют на музыкальных инструментах

Предпрофессиональное обучение в сфере культуры

Детские школы искусств — организации, в которых реализуются такие программы. Кроме того, эти программы могут реализовывать организации СПО и ВПО, работающие в области искусств.

дети и спорт

Предпрофессиональное образование в спорте и культуре

Такие программы может реализовать любая организация, имеющая в лицензии данный подвид образования. Однако в 99 % случаев этими организациями являются детские и юношеские спортивные школы.

Направленности

Программы этого подвида имеют обязательный атрибут — направленность дополнительного образования. Что такое направленность? Какие направленности предусмотрены действующим законодательством? Раньше это называлось областью дополнительного образования. Теперь, когда нормативная правовая база подверглась обновлению, это называется направленностью.

Всего их 6: социально-педагогическая, физкультурно-спортивная, художественная, естественнонаучная, туристко-краеведческая и техническая. Направленности, по которым работает образовательное учреждение дополнительного образования, обязательно должны быть указаны в его уставе.

Где получить услугу?

Наиболее распространенный вариант — муниципальные и государственные центры дополнительного образования. Подробная информация о деятельности учреждения в обязательном порядке должна быть размещена на его официальном сайте.

Также дополнительное образование может быть получено в детской школе искусств и детской юношеской спортивной школе.

В широком смысле дополнительное обучение взрослых и детей — универсальный подвид образования и единственный, который может реализовываться любыми лицензированными организациями вне зависимости от их типа и организационно-правовой формы. Таким образом, эти программы вправе реализовывать детские сады, школы (например, программа подготовки к школе), профессиональные организации, ВПО, индивидуальные предприниматели и иные юридические лица.

Источник: businessman.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru