Дополнительные образовательные программы в школе что это

Дополнительные образовательные программы в школе что это

Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

информационный портал об образовании в России

Войти через социальные сети

Войти с помощью логина и пароля

  • Главная страница
  • ЕГЭ и ГИА
  • Высшее образование
  • Дополнительное и последипломное образование
  • MBA
  • Иностранные языки
  • Проф. курсы
  • Компьютерные курсы
  • Главная →
  • Статьи →
  • Статьи о первом высшем образовании и магистратуре →
  • Отделение дополнительного образования в школе

Отделение дополнительного образования в школе

ОДОД — это структурные подразделения школ и других учреждений, в которых реализуется допобразование по различным направлениям. В Петербурге недавно был запущен портал допобразования. Есть он в других городах.

Наиболее актуальный перечень таких дополнительных векторов развития:
• художественная деятельность;
• техническая;
• спортивно-физкультурная;
• социально-педагогическая;
• естественнонаучная;
• туристско-краеведческая.
Это, конечно, не полный перечень, но наиболее актуальный для школ мегаполисов.

Дополнительные платные образовательные услуги

Приказ министерства о создании в школах соответствующих отделений был принят в соответствии с ФЗ «Об образовании» (п.4. ст.27). Главная задача — удовлетворение потребностей детей и семей в целом в широком спектре предоставляемых услуг в сфере допобразования. ОДОД в школах функционирует по приказу Минобрнауки РФ № 1008 от 29.08.2013. Образовательный процесс в них осуществляется в объединениях по интересам. Группы обучения формируются из детей одного возраста или же создаются разновозрастные группы.

Занятия проводятся по программам как одной направленности, так и по интегрированным. Для реализации комплексной программы могут привлекаться сразу несколько педагогов. Содержание программы и форматы её реализации определяются педагогом самостоятельно, исходя из задачи (образовательной и воспитательной), других требований к программам. В составе объединения могут находиться коллективы различных форматов (секции, клубы, студии, ансамбли, лаборатории, и другие).

Число детей, их возраст, количество и продолжительность занятий определяется их выбранной направленностью и рассчитывается школой самостоятельно.

Школьник может заниматься сразу в двух или трёх объединениях, и менять их по желанию.

Интересно, что образовательные программы ОДОД могут использоваться школой самостоятельно (автономно) или же как сетевая форма. При реализации используются как классические образовательные технологии, так и дистанционные, а также полностью электронный формат обучения.

Основные задачи, которые должно решать ОДОД в школе, это обеспечение условий личностного развития ребёнка и подростка, укрепление его здоровья, творческого труда и профессионального самоопределения.

Предполагается, что в ОДОД будет происходить адаптация ребёнка к общественной жизни; формирование его культуры и содержательного досуга.

Дополнительные образовательные программы

хок2.jpg

Чем занимается ОДОД

Реализует образовательные программы различной направленности, а также досуговые программы. Реализовываться они должны при взаимодействии с организациями соответствующего профиля (например, учреждениями культуры, или общественными организациями).

Программу своей деятельности отделение разрабатывает самостоятельно, основываясь при этом на запросах самих детей, потребностях школы, родителей и с учётом национально-культурных традиций.

Программы по направлениям разрабатывают педагоги ОДОД, а ещё используются типовые программы, рекомендованные министерством.

До начала каждого нового учебного года перечень программ, принятых к реализации, может изменяться.

Педагоги ОДОД создают единое культурно-образовательное пространство для творческой самореализации детей.

Таким образом, ОДОД — это не только место дополнительного обучения ребёнка, но и пространство, в котором реализуются разнообразные формы общения.

Кто может проводить занятия

Сегодня В ОДОД имеют право участвовать как педагоги дополнительного образования, так и учителя-предметники. Но каждый педагог должен пройти переподготовку в области допобразования. Так учителю физики, например, вполне хватает знаний для того, чтобы вести занятия по роботехнике, а вот педагогических технологий, отличных от проведения базовых предметных уроков, ему может и не хватить.

Важно, что на занятия в ОДОД приходят дети, уже выбравшие себе интересующую их тему.

Вовлекать их и устраивать анимацию педагогам не нужно. Но при этом темы занятий должны быть не просто интересными, но и достаточно сложными, чтобы интерес к ним сохранился надолго.

Образование в ОДОД может быть как общеразвивающим, так и предпрофессиональным.

Если направленности занятий предпрофессиональные, детям потребуются профессиональные результаты. В обязанности педагога должны входить эксперименты, показывающие, где можно использовать получаемые знания, знакомство с предприятиями, где получаемые знания могут пригодиться.

ОДОД — социальный институт детства, существующий для ребёнка, его воспитания, обучения и развития. Основная его задача — усилить вариативную составляющую, научить реализации полученных знаний и умений. Именно в условиях дополнительного образования школьник может развить потенциальные способности и как можно лучше адаптироваться в современном обществе.

Расписание утверждается директором школы и составляется с учётом возрастных особенностей детей и рациональной загрузки школьных кабинетов. Почему появилась необходимость в новой структуре ДОПов ОДОД должен удовлетворять потребности учащихся и родителей, как образовательные, так и социокультурные, но главное, постоянно изменяющиеся.

С его помощью можно увеличить пространство, в котором дети и подростки проявляют активность (познавательную, творческую, спортивную) Новые знания сегодня получить очень легко: их постоянно предлагает телевизор и интернет. Проблема в том, что ребёнок, даже старшеклассник, не всегда может выявить пользу того, например, что он прочитал или увидел. Так как жизненного опыта у ребёнка ещё недостаточно, он может спутать предостережения и рекламу, а плохое с хорошим. ОДОД как раз послужит помощью в разъяснении проблемных ситуаций, причём не «вообще», а в направлении, интересующем ребенка.

Информационные технологии, например, позволяют легко научиться игре на музыкальном инструменте или игре в футбол. Но через сеть он не сможет получить навыки взаимодействия с командой. Именно это и должны ему дать занятия в ОДОД.

А разнообразные направленности позволяют получить знания в любой сфере, которая заинтересует школьника, и будут способствовать его разностороннему развитию.

Комментарий:

Виктория Александровна, педагог допобразования: «Многие недооценивают пользу от допобразования школьников. Родителям кажется, что учиться сегодня можно где угодно и чему угодно. Между тем, именно педагоги допбразования много времени проводят с детьми и дарят им ощущения счастья от полученных знаний. Знания ведь бывают разные.

В эпоху ковида эта сфера пострадала, потому что трудно соблюдать жесткие санитарные нормы, социальную дистанцию, но школа с этим справляется. На дистанционных формах обучения приходилось несладко тем кружкам, где нужно демонстрировать практические знания. Но сейчас с это проблемой справились. Удается проводить очное обучение Занятия по дополнительному образованию проводятся в строгом соответствии с тематическим планом».

Вставить в блог Опубликовать в:

Источник: academica.ru

дополнительное образование

образование, получаемое по дополнительным образовательным программам и с помощью дополнительных образовательных услуг; реализуется в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

Читайте также:
Lingvo что за программа

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

образование, основной задачей которого (в рамках каждого уровня профессионального образования) является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным повышением образовательных стандартов.

Образование дополнительное

вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства в интеллектуальном, нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, который не сопровождается повышением уровня образования.

Дополнительное образование

целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Дополнительное образование

то, которые превышает уровень, включает все те образовательные усилия, которые выходят за пределы базового. Изменения содержания образования в школах характеризуется наращиванием дополнительных образовательных услуг: иностранный язык в начальной школе, уроки ритмики, хорового пения, творческого труда; школы бизнеса, менеджмента, прикладной эстетики и т. д.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Дополнительное образование

(Continuing Education) вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Образование дополнительное

вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) психологическом совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Включает такие подвиды как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Дополнительное образование

особая сфера образования, официально обозначенная в Законе РФ «Об образовании» (1992). Дополнительное образование осуществляется вне рамок основных образовательных программ. Дополнительное образование разделяется по характеру программ и услуг на общеобразовательное и профессиональное. Цель первого – повысить общее образование, а цель второго – непрерывное повышение квалификации или переподготовки специалиста.

Дополнительное образование

(Continuing Education) образование, предоставляемое в рамках каждого уровня профессионального образования с целью удовлетворения образовательных потребностей личности за рамками основных образовательных программ, обеспечивающее непрерывное повышение квалификации и мастерства в связи с необходимостью обновления теоретических и практических знаний по образовательным программам базовой специальности, освоения современных методов решения профессиональных задач.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

процесс усвоения человеком знаний, формирования умений и навыков, непредусмотренных государственным образовательным стандартом в части общего образования, школьными программами. Дополнительное образование человек может получать посредством занятий в специальных учреждениях дополнительного образования (дома и дворцы творчества, спортивные и музыкальные школы, кружки, секции и проч.), а также с помощью самообразования (чтение литературы, дистантные формы обучения).

Дополнительное образование

понятие и термин, введенный Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»; дополнительное образование включает дошкольные, внешкольные воспитательно-развивающие учреждения, различные формы дополнительных занятий (сверх учебного плана) в школе, а также различные формы повышения квалификации и некоторые формы получения новых квалификаций взрослыми. Открывает возможности для более полного и гибкого учета, как социальных потребностей, так и индивидуальных запросов детей и взрослых (см. также раздел «Социальная педагогика»).

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Образование дополнительное

образовательные программы и услуги, реализуемые в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства в общеобразовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ, в образовательных учреждениях О. д.: учреждения повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации, музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, станции юных натуралистов и т. п. (Закон РФ «Об образовании»).

Дополнительное образование

обучение и воспитание обучающихся посредством реализации дополнительных образовательных программ. Дополнительное образование подразделяется на следующие виды: дополнительное образование детей и молодежи; дополнительное образование взрослых. (Кодекс Республики Беларусь об образовании. Статья 14. Дополнительное образование.) Дополнительное образование взрослых – вид дополнительного образования, направленного на профессиональное развитие и самосовершенствование личности (Кодекс Республики Беларусь об образовании. Статья 238. Система дополнительного образования взрослых.)

Дополнительное образование

образование, получаемое по дополнительным программам общего и/или профессионального образования, направленное на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства, а также на повышение профессиональной квалификации и переподготовку кадров для всех сфер социальной и экономической деятельности. Составляющая системы непрерывного образования. Термин употребляется в трех значениях: 1) приобретение учащимися учебного заведения дополнительных знаний, умений и навыков, не предусмотренных обязательными программами обучения; 2) любая форма неформального получения дополнительных знаний, умений и навыков лицом, имеющим общее или профессиональное образование; 3) любая форма формального получения дополнительных знаний, умений и навыков лицом, имеющим общее или профессиональное образование (см. также в разделе «Общие основы педагогики и образования».

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

термин имеет три значения: 1.приобретение учащимися учебного заведения дополнительных знаний, умений и навыков, не предусмотренных обязательными программами обучения; 2.любая форма неформального получения дополнительных знаний, умений и навыков лицом, имеющим общее или профессиональное образование; 3.любая форма формального получения дополнительных знаний, умений и навыков лицом, имеющим общее или профессиональное образование. Дополнительное образование (формальное иили неформальное) является важнейшей составляющей системы непрервного образования. (Непрерывное образование: краткий словарь. — СПб, 2002. -12) — образование, получаемое по дополнительным программам общего и /или профессионального образования, направленное на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства, а также на повышение профессиональной классификации и переподготовку кадров для всех сфер социальной и экономической деятельности. (Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. — М., 2004. )

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

реализация дополнительных образовательных программ и дополнительных образовательных услуг в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования (начального, среднего, высшего) основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);
посредством индивидуальной педагогической деятельности.

ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ

образование, предоставляемое в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В рамках каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с изменением образовательных стандартов. Дополнительные или превышающие базовый уровень услуги могут предоставляться за счет бюджетных средств, родителей, спонсоров. Сеть дополнительного образования включает центры внешкольной работы, дома творчества, станции юных техников, натуралистов, туристов, экологические центры, детские оздоровительные центры и парки, клубы юных авиаторов, моряков, космонавтов, пожарных, детские автогородки, дворцы спорта, детские стадионы и т.д. Основные направления в развитии системы дополнительного образования: удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам; разработка нормативной правовой и методической базы для различных видов учреждений дополнительного образования, развитие системы учреждений дополнительного образования, реализующих принципы развивающего обучения, подготовка и издание программных и методических материалов, распространение опыта работы учреждений дополнительного образования детей.

Читайте также:
Программа гис тэк что это

Дополнительное образование

образовательная программа, предлагаемая людям любого возраста как сверхнормативная, не входящая в Госстандарт образования (федеральный или региональный). Это составная часть системы российского непрерывного образования, ее особый вид, имеющий специфику: ненормированность, соответствие индивидуальным образовательным потребностям и интересам, независимость от возраста и базового образования обучающихся, свободно определяемая продолжительность, добровольность выбора программ обучающимися, индивидуальная ориентированность, вспомогательный характер.

Дополнительное образование могут создавать любые образовательные учреждения и собственно учреждения дополнительного образования (клубы, кружки, центры). Содержание дополнительного образования – это разнообразные знания и умения, различные виды деятельности, в том числе и творческие. Это добавочные, вспомогательные знания и умения, в том числе и соответствующие базисным (например, углубленное изучение иностранного языка), сверхнормативные (например, изучение музыки, танцев), функциональные (например, по реабилитации и восстановлению психических функций познавательного характера). Дополнительное образование выполняет адаптирующую функцию, приближая и приспосабливая обучение к конкретным жизненным потребностям человека, а также , корректирующую, занимательную (в свободное время) и др.

ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ

составная (вариативная) часть общего образования, мотивированное образование, позволяющее учащемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Система дополнительного образования в Украине формировалась из уникальных форм внешкольной работы (внешкольного воспитания) в виде кружков, клубов, мастерских, летних оздоровительных лагерей и т. д.
— Обычно термином «дополнительное образование детей» характеризуют сферу неформального (по терминологии ЮНЕСКО) образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями. По своему «местоположению» в системе образования это вся та область образовательной деятельности, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта, включая изучение областей культуры и науки, не представленных в школьных программах (Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Организация дополнительного образования детей в школе [Електроний ресурс]. – Режим доступа: http://www odod.spb.ru/attachments/../organizatsiya; Педагогический терминологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pedagogical_dictionary.academic.ru). Е. Ю. Усик

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

образование, получаемое дополнительно к основному общему или профессиональному образованию через дополнительные образовательные программы и услуги, которые реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей Д.о. является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: в общеобразовательных и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; в образовательных учреждениях Д.о. (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах творчества, на станциях техников, натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии); посредством индивидуальной педагогической деятельности.
Д.о. имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого учащегося, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личного достоинства. Д.о., в силу своего своеобразия, стремится к органическому сочетанию видов досуга с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости учащихся.
Являясь широким и благодатным фоном для общего образования, Д.о. позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей учащихся.
Лит.: Закон Российской Федерации «Об образовании» // Бюллетень Госкомвуза России. 1996. № 2; Фомина А.Б. Научно-педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в системе дополнительного образования. – М., 1996; Сальцева С.В. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования: Автореф. дис. доктора пед. наук. – М., 1996.
Л.П. Алексеева, Н.С. Шаблыгина,
А.Я. Журкина

Источник: didacts.ru

Дополнительные образовательные программы в школе что это

Цели учреждений дополнительного образования детей заключаются в развитии мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Основными задачами учреждений дополнительного образования являются: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга.

2.2.1 Цели и задачи педагогических программ в сфере дополнительного образования

Условием становления дополнительного образования как сферы свободного самоопределения личности является реализация вариативных и дифференцированных педагогических программ, удовлетворяющих различные по мотивам и содержанию образовательные потребности заказчиков, основными из которых являются дети и их родители. К числу ведущих видов потребностей исследователи дополнительного образования Лебедев О.Е., Катунова М.В. и Трубицын Н.Ф. относят:

1. Творческие (креативные) потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности.

2. Познавательные потребности детей и их родителей, определяемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и областях, выходящих за рамки программ школьного образования.

3. Коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами.

4. Компенсаторные потребности детей, вызванные желанием за счет дополнительных знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения.

5. Профориентационные прагматические потребности школьников, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку.

6. Досуговые потребности детей различных возрастных категорий, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений/ Под ред. О.Е. Лебедева. М., 2003.

С.99.

Реализация индивидуальных образовательных потребностей дает возможность осуществить социально значимые цели развития личности.

Социальная значимость педагогических программ дополнительного образования обеспечивается следующим комплексом целей развития личности:

* познавательным развитием, реализуемым через дополнительные программы, а также программы для одаренных детей;

* социальной адаптацией, включающей опыт межличностного взаимодействия, различные социальные инициативы через программы детских общественных объединений; осознанный и успешный выбор профессиональной деятельности через профильные программы допрофессиональной ориентации и подготовки;

* раскрытием творческого потенциала, через различные по содержанию и уровню освоения программы для детей с разными возможностями, в том числе для детей с проблемами в сфере обучения и общения, а также одаренных детей;

* развитием общей культуры, в том числе культуры досуговой деятельности, через разнообразные по познавательной проблематике программы, дающие выбор форм и средств организации свободного времени. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений/ Под ред. О.Е. Лебедева. М., 2003.С.100.

Таким образом, педагогические программы дополнительного образования рассматриваются как прикладные, практические программы, основанные на опыте творческой детской самореализации. Их целью является стимулирование и развитие потенциала личности, включение ее в системы социальных коммуникаций с помощью обучения, общественно полезной практики и досуга.

Читайте также:
Что за программа видеошоу

Проектирование педагогических программ обусловлено принципами массовости, личностной ориентации, общедоступности, креативности, единства обучения, воспитания и развития.

Ориентация на развитие креативности отражается в создании условий для практической «пробы сил» в различных областях жизнедеятельности.

Педагогические программы включают в себя все основные сферы взаимодействия человека с предметной средой, предоставляют возможность ребенку проявить себя в деятельностных сферах: «человек — человек», «человек — природа», «человек — художественный образ», «человек — техника», «человек — знаковая система».

Исследователи дополнительного образования Лебедев О.Е., Катунова М.В. и Трубицын Н.Ф. разделяют педагогические программы на два основных типа по своей направленности: образовательные и досуговые.

Досуговые программы создаются как для воспитанников, обучающихся в учреждении дополнительного образования на постоянной основе, так и для детей, посещающих учреждение эпизодически или посетивших его только однажды. Досуговая программа может быть организована как массовый детский праздник, может носить камерный характер.

В зависимости от содержания и масштаба организаторами досуговой программы могут выступать коллективы, отдельные педагоги. Это может быть коллективное творчество нескольких подразделений, например детские новогодние праздники. Дети всегда выступают активными участниками досуговых программ, им, при соответствующем педагогическом руководстве, могут быть доверены роли организаторов. Досуговые программы зачастую демонстрируют творческие успехи воспитанников детских коллективов, для которых подготовка и участие в программе становятся важным фактором развития самосознания.

Источник: studbooks.net

Методическая мастерская

Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности

  • Печать
  • Электронная почта

В последнее время наметилась тенденция на уровне образовательных организаций к смешению (и более того к подмене) таких понятий как «дополнительное образование» и «внеурочная деятельность».

Необходимы более точные разъяснения этих понятий и самое главное различить кадровое, финансовое обеспечение этих двух видов деятельности. Дополнительное образование имеет свою образовательную программу, а внеурочная деятельность входит составной частью в основные образовательные программы ступеней школьного образования. Отсюда педагогические цели и задачи этих двух видов программ должны быть разные, а, следовательно, и пути их достижения не могут быть одни и те же (Из доклада «О реализации национальной образовательной инициативы « Наша новая школа »).

Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности
в современном нормативно-методическом поле

(по состоянию на май 2014 г.)

Основание для сравнения

Дополнительная образовательная программа

Программа внеурочной деятельности

Определение основных понятий

Дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования

(273-ФЗ, гл.1, ст. 2, п. 14).

Дополнительная образовательная программа — дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа либо дополнительная предпрофессиональная программа) или дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации либо программа профессиональной переподготовки)

(273-ФЗ, гл.2, ст.12, п.4).

Внеурочная деятельность – образовательная деятельность на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, отличная от урочной системы обучения, позволяющая в полной мере реализовать требования ФГОС общего образования.

Программа внеурочной деятельности (как программный жанр возникла в условиях введения ФГОС общего образования) – перечень требований и организационных мероприятий, направленных развитие личности обучающихся за рамками урока; является основной структурной единицей программно-методического сопровождения определённой модели организации внеурочной деятельности

(http://standart.edu.ru/; Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования)

Описание целевых ориентиров

Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

  • формирование и развитие творческих способностей учащихся;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно- патриотического, трудового воспитания учащихся;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
  • профессиональную ориентацию учащихся;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
  • подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ОВЗ;
  • социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры учащихся;
  • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределамиФГОС и ФГТ

(Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008).

Образовательная деятельность по программам внеурочной деятельности должна быть направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы (ООП) общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность позволяет:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

(Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования)

Описание результатов реализации программ

Результаты реализации дополнительной общеобразовательной программы могут быть представлены как:

(Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» ( в период разработки и утверждения новых федеральных требований к структуре дополнительных образовательных программ)

Реализация программы внеурочной деятельности отражает приобретение предметных, метапредметных и личностных результатов, которые могут быть представлены как:

  • результаты первого уровня — приобретение школьником социальных знаний, представлений;
  • результаты второго уровня – формирование опыта переживаний, позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества;
  • результаты третьего уровня – получение школьником опыта самостоятельного социального действия

(ФГОС общего образования)

Типология программ

Типология дополнительных общеобразовательных программ

(в соответствии с 273-ФЗ и Приказом Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008)

По виду : дополнительные общеобразовательные программы делятся на дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы.

По содержанию:

— дополнительные общеобразовательные программы делятся по направленностям:

  • технической,
  • естественнонаучной,
  • физкультурно-спортивной,
  • художественной,
  • туристско-краеведческой,
  • социально-педагогической;

Дополнительные предпрофессиональные программы делятся на программы

  • области искусств,
  • в области физической культуры и спорта .

Типология программ внеурочной деятельности

(в соответствии с ФГОС общего образования)

По содержанию : программы внеурочной деятельности делятся по направлениям развития личности:

По планируемым результатам программы внеурочной деятельности могут быть (по П.В.Степанову и Д.В.Григорьеву):

ü комплексными, предполагающими последовательный переход от результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;

ü тематическими, направленными на получение результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, программа патриотического воспитания);

ü программами, ориентированными на достижение результатов определенного уровня;

ü программами по конкретным видам внеурочной деятельности (игровой, трудовой, туристско-краеведческой и пр.);

ü индивидуальными.

Структура программ

Структура дополнительной общеобразовательной программы

2 вариант (основа – структура программ учебных предметов ООП ФГОС ОО)

Источник: www.dopedu.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru