Дельфин
1.1.Положение о дополнительных общеразвивающих программах МБДОУ «Д/С №38«Дельфин» -ЦР» (далее Положение) разработано в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10 2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», Уставом МБДОУ «Д/С №38 «Дельфин»-ЦР» (далее МБДОУ)
1.2.Положение устанавливает единые требования к структуре и оформлению, а также регламентирует порядок рассмотрения, согласования и утверждения дополнительных общеразвивающих программах в МБДОУ.
1.3.Положение регламентирует реализацию дополнительных общеобразовательных программ в течение всего учебного года.
Современная нормативная база дополнительного образования детей. Вопросы экспертизы программ
1.4.Программа составляется педагогическим работником МБДОУ.
1.5.Допускается разработка Программы коллективом педагогов (творческой группой) МБДОУ. Данное решение принимается коллегиально на педагогическом совете и утверждается приказом заведующего МБДОУ.
1.6. Контроль за полнотой и качеством реализации Программ осуществляется заведующим и Заместителем заведующего по УВР (старшим воспитателем).
1.7. Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей обновляется ежегодно, согласовывается на педагогическом совете ежегодно, утверждается приказом заведующего и действует до внесения изменения.
1.8.Образовательную деятельность МБДОУ осуществляет на государственном языке Российской Федерации
1.9.Основные понятия, используемые в Положении:
1.9.2.Учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, и распределение по периодам обучения учебного материала, иных видов учебной деятельности.
1.10.Содержание образования по дополнительному образованию детей определяется дополнительными общеразвивающими программами, разрабатываемыми и реализуемыми МБДОУ самостоятельно, и должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между участниками образовательных отношений независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права воспитанников и их законных представителей на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей детей, формирование и развитие их личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
1.11.Дополнительная общеразвивающая программа — документ, отражающий концепцию педагога в соответствии с условиями, методами и технологиями достижения запланированных результатов; модель учебного курса, отражающая процесс взаимодействия педагога и ребенка, обоснование содержания и технологии передачи образования; программа, расширяющая одну из областей основного образования; индивидуальный образовательный маршрут ребенка, при прохождении которого он выйдет на определенный уровень образованности;
52 Особенности Основной образовательной программы дошкольного образования в детском саду реализующи
II. Цели и задачи, дополнительных общеразвивающих программ.
2.1.Цель Программы — обеспечение обучения, воспитания, развития детей.
- достижениям развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, российским традициям.
- соответствующему уровню общего образования — дошкольное образование;
- направленностям дополнительных общеразвивающих программ (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической);
- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах, игровых образовательных ситуациях, играх, и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого ребенка);
быть направлено на решение следующих задач:
- формирование и развитие творческих способностей воспитанников;
- удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья воспитанников;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания воспитанников;
- выявление, развитие и поддержку талантливых воспитанников, а также детей, проявивших выдающиеся способности;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья;
- социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в обществе;
- формирование общей культуры воспитанников;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов воспитанников, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов.
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
III. Структура дополнительной общеразвивающей программы.
3.1.Структура Программы выглядит следующим образом:
- Титульный лист
- Пояснительная записка;
- Учебный план;
- 3.2.На титульном листе рекомендуется указывать:
- полное наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена Программа;
- название Программы;
- возраст детей;
- срок реализации Программы;
- ФИО, должность автора(ов) Программы;
- название города, населенного пункта, в котором реализуется Программа;
- год разработки Программы.
3.3.В пояснительной записке к Программе следует раскрыть:
- направленность Программы (туристско-краеведческая, физкультурно-спортивная, социально-педагогическая и др.);
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи Программы;
Цель программы – предполагаемый результат образовательного процесса, к которому должны быть направлены все усилия педагога. Она может быть глобального масштаба (изменение формирования мировоззрения личности, ее культуры через новую образовательную систему); общепедагогического плана (нравственное воспитание личности, сплочение детского коллектива через создание авторской технологии и др.); дидактического плана (развитие личностных качеств, обучение, организация полноценного досуга, создание новой методики).
Конкретизация цели проходит в ходе определения задач (образовательных, развивающих, воспитательных) – путей достижения цели. Они должны соответствовать содержанию и методам предлагаемой деятельности. Формулировка задач должна включать ключевое слово, определяющее действие (оказать, освоить, организовать и т. д.).
- календарный учебный график
- отличительные особенности данной Программы от уже существующих;
- возраст детей, участвующих в реализации данной Программы, количество воспитанников в кружке, студии, их возрастные категории, а также продолжительность занятий, которые зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом МБДОУ.
- сроки реализации Программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
- формы и режим занятий;
- ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
- возрастные характеристики, формы занятий (аудиторные и внеаудиторные), год обучения, психолого-педагогические особенности, количество занятий и учебных часов в неделю, количество учебных часов за год.
3.4.Учебный план Программы может содержать перечень разделов, тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Если программа рассчитана более чем на год обучения, то учебный план составляется на каждый год, а все остальные разделы программы могут быть общими.
Количество занятий в год:
— аудиторных на период с сентября по май при нагрузке 1 час в неделю –36 часов, 2 часа в неделю – 72 часа;
3.5.Содержание Программы, возможно, отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий) и предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов. В программе указывается общее количество часов, отведенных планом на изучение курса, и распределение часов по разделам и темам.
Методическое обеспечение Программы — (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, и т.д.); рекомендаций по проведению практических работ, дидактический и игровой материалы. В этом разделе намечаются пути решения программных задач. Описываются методические приемы, методы работы с детьми. Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности воспитанника
Основными формами проведения занятий могут быть: занятия, НОД, игровые образовательные ситуации, беседы, встречи, экскурсии, игры, праздники, викторины, выставки, концерты и др.
3.7.Планируемые результаты — требования к знаниям и умениям, критерии оценки. Здесь оценивается эффективность выполнения программы. В этом разделе необходимо дать характеристики знаний, умений, навыков по данному курсу; знание определяется в соответствии с теоретическими пунктами программы, умение — с практическими. Если программа рассчитана более чем на 1 год, то необходимо для каждого года обучения определяются критерии оценки результатов.
Результатом обучения воспитанников по программе является: определенный объем знаний, умений и навыков, развитие способностей, повышение престижа кружков, студий, улучшение показателей адаптации в обществе, участие студий, кружков и его членов в массовых мероприятиях различного уровня: выставки, конкурсы, фестивали, соревнования, публикации.
Контроль за реализацией Программы может проводиться в разных формах: итоговое занятие, итоговый концерт, наблюдение за деятельностью детей, собеседование, олимпиада, конкурс, соревнование.
3.8.Приводится список рекомендуемой и используемой литературы. Указываются: Ф.И.О. автора, заглавие, подзаголовок, составитель, место издания, издательство, год издания.
3.9.Приложения. Не обязательный раздел, в который могут быть включены: дидактические материалы, план методической работы педагога, план учебно-воспитательной работы и т. д.
IV. Контроль
4.1. Ответственность за полноту и качество разработки Программы возлагается на ответственных специалистов.
4.2. Ответственность за полнотой реализации Программ возлагается на заведующего, заместителя заведующего по УВР, старшего воспитателя.
V. Хранение программ
5.1. Программы хранятся в методическом кабинете МБДОУ, кабинетах педагогов дополнительного образования.
5.2. Программа хранится 3 года после истечения срока ее действия.
Источник: dsdlf.ru
Программа дополнительного образования в ДОУ
У современных стеклянных бусин и бисера много предшественников. Сначала люди использовали материал, который им предоставила природа: когти, зубы и кости животных, ракушки, глину, деревянные палочки и семена растений. А когда они научились обрабатывать различные материалы, то появились круглые каменные бусы, а затем и блестящие металлические. После изобретения стекла стали делать стеклянные бусы.
Родиной бисера считается Древний Египет. Там из непрозрачного стекла изготавливались крупные бусы, которые потом становились все мельче и мельче. Так появился бисер.
На Руси бисер был известен с давних времен. Уже во времена Киевской Руси (1Х – ХП вв.) в кустарных стекольных мастерских делали не только стеклянные бусы, браслеты, но и бисер. Он получил популярность наряду с жемчугом, который особо любили на Руси. В русских толковых словарях ХУ – ХУП веков словом «бисер» обозначали жемчуг («бисер», «перлы», «жемчуг»).
Только во второй половине ХУП века в письменных источниках упоминается цветной, то есть стеклянный бисер. В конце Х1Х в. в Подмосковье, в Тульской и Тамбовской губерниях были созданы небольшие бисерные производства.
История украшений – составная часть истории культуры и истории человечества вообще. Стремление украсить себя, жилище, предметы быта было одним из первых проявлений художественного чувства. Носить украшения люди начали раньше, чем одеваться. На рисунках эпохи неолита встречаются изображения обнаженных людей с ожерельями.
Изначально украшения были не просто нарядными безделушками, а средством общения с божествами и духами. Как это ни покажется сейчас странным, носили их чаще мужчины. Амулеты, бусы, ожерелья и фигурки должны были обеспечивать удачу на охоте и в бою, отпугивать злые силы, т.е. были оберегом. Бусам отводилась важная роль в ритуалах, церемониях, праздниках.
Без них не обходились шаманы, знахари, колдуны. Народы, избежавшие влияния европейской цивилизации, сохранили эти традиции до сегодняшнего дня.
Назначения украшений не ограничивалось защитой от злых сил. Они стали выполнять и роль «визитной карточки» владельца. Своего эстетического, декоративного значения украшения никогда не утрачивали.
В старину на Руси особое внимание уделяли воротникам мужских кафтанов – «козырям». Их украшали пышно, отделывая вышивкой шелком, жемчугом, бисером и камнями. Привозной, очень нарядный бисер ценился высоко и нередко соседствовал с драгоценными камнями и золотом.
Но были и исключительно женские украшения – кокошники: головной убор русских красавиц густо покрывали вышитыми узорами из жемчуга, перламутра и бисера. На лобовую часть спускалась коднизь – сетка из бисера, стекляруса или перламутра. На юге России бисером, бусинами, лентами расшивали поневу – верхнюю юбку. На Крайнем Севере вышивкой бисером украшали шубы, обувь (унты), головные уборы, оленью упряжь.
Современные модельеры тоже используют бисер, стеклярус, бусины и для украшения одежды, и для изготовления аксессуаров. Валентин Юдашкин сплошь покрывает платья роскошной бисерной вышивкой. Многочисленные бисерные подвески делают платья от Эмануэля Унгаро и Бернара Перри похожими на водопады и языки пламени.
Жан-Поль Готье украшает бисером и бусинами сумочки, а Осимар Версолато – пояса и воротники. Кристиан Лакруа создал из бусинок отдельные детали жакетов и брюк, а Пако Рабан – целое платье. Из бисерных сеток изготавливают шляпки и перчатки, расшивают бусинами обувь. Роскошная бахрома из бисера и стекляруса покрывает не только платья, но и купальники, шубы. А разнообразие ожерелий, бус, браслетов и других украшений просто не поддается описанию.
Отрадно, что сегодня бисерное рукоделие вновь стало популярным. Как неотъемлемая часть декоративно-прикладного искусства бисероплетение всегда было и остается почвой для общения, неисчерпаемым источником познания истории и культуры. В наши дни сохранилась преемственность обучения детей рукоделию.
Это имеет огромное значение и влияние на развитие физических, умственных, духовных и творческих качеств личности ребенка. Бисероплетение – это рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности. Занятия бисером обогащают нашу жизнь, и приносят удовольствие от выполненной работы.
Занятие бисером – это хорошая тренировка для пальцев рук. Моторика пальцев рук развивает мозг, улучшает произношение, каллиграфию при письме, что особенно важно для ребят, так как в школе им приходится много писать, развивает внимание, терпение, стимулирует фантазию, помогает проявить творческие способности, а так же учит уверенно управлять своим телом. Занятия с проволокой, иголкой и нитками укрепляют мышцы рук, помогают сосредоточиться во время урока, что поможет им терпеливо выполнять домашние задания.
Актуальность образовательной программы
Как вид декоративно-прикладного искусства бисероплетение тесно связано с жизнью человека. Украшая себя, любой человек рассказывает тем самым о себе: кто он такой, какой у него характер, привычки. Разными будут украшения у Царевны-Лебедь и Бабы –Бабарихи.
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности – «Буссинка» ориентирована на детей дошкольного возраста. Бисероплетение способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, положительно сказывается на становлении речи, повышает работоспособность, внимание. Данная программа, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение детьми основными приёмами бисероплетения. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного развития, повышается познавательная активность и творческая самореализация воспитанников.
Один из главных смысловых стержней программы является еще и связь искусства с жизнью человека, его роль в повседневном бытии. Программа строится так, чтобы дать детям представления о значении бисерного рукоделия. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения окружающей реальности является важным условием освоения учащимися программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником образного мышления учащихся.
Процесс обучения тесно связан с изучением народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа. Систематическое освоение художественного наследия помогает учащимся осознать искусство как духовную летопись человечества. Поэтому сочетание практических занятий с познанием прекрасного мира народного искусства является наиболее эффективной формой воспитания эстетических начал у детей, их трудовой активности и создания условий для самостоятельного творчества.
В процессе обучения у детей развиваются не только интеллектуальные и творческие способности, но и воспитываются замечательные качества личности. Во-первых, оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся организовывать свой досуг весело, интересно, обретают бодрый эмоциональный настрой, у них развивается способность радоваться каждому моменту в жизни не только в детстве, но и в зрелые годы. Деятельная дружественная атмосфера в коллективе помогает пробудить у них чувство радости от общения друг с другом, интерес к жизни других людей. Во-вторых, большое трудолюбие и терпение, т.к. занятия бисерным рукоделием требуют очень многих усилий от учащихся. Занимаясь с мелкими предметами (бисером, бусинами и т.п.), учащиеся развивают мелкую психомоторику, а это напрямую влияет на развитие интеллекта, улучшение памяти, внимания.
Цель программы:
Цель – научить детей основам работы с бисером, развить способности к творческому самовыражению и самореализации через теоретическое и практическое знакомство с декоративно-прикладным творчеством.
- познакомить учащихся с древнейшим промыслом нашего народа, вызвать к нему интерес;
- обучить основным приемам и навыкам плетения из бисера;
- нравственное и художественно-эстетическое воспитание детей;
- развитие мелкой моторики;
- выявление и развитие творческих способностей детей;
- развивать терпение, фантазию;
- формировать навыки аккуратности и чувство ответственности за свое рабочее место и его состояние выполняемой работы;
- развивать у ребят навыки общения в совместной деятельности в группе;
- формировать представление о том, что от работы каждого зависит общий результат;
- занятие – знакомство с историей бисероплетения, русским народным декоративно-прикладным искусством, основам цветоведения и т.д.;
- занятие – практическая работа, задание, упражнение;
- занятие – выставка.
- правила поведения и техники безопасности на занятии;
- понятия цвета, формы, фактуры, размера и количества;
- владеть элементарными приемами нанизывания бусин на нить;
- уметь работать как индивидуально, так и в группе.
- о роли выразительных средств (форме, цвете, фактуре) в построении декоративного произведения;
- правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами;
- понятия о цветовом круге и гармоничном сочетании цветов.
- что такое «декоративно-прикладное искусство»
- несколько видов декоративно-прикладного искусства;
- методы низания на проволоку и уметь выбирать для определенного изделия способ низания;
- особенности техники плетения на проволоке;
- комплекс упражнений по оздоровительной гимнастике для снятия усталости и самостоятельно применять их.
- помещение (кабинет) не менее 30 кв. м;
- качественное электроосвещение;
- столы и стулья не менее 10 шт.;
- шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий;
- инструменты и материалы для бисероплетения (бисерные иглы, нити, леска, бисер, бусы, стеклярус, ножницы, пайетки, проволока, цветные нитки, тканевые салфетки, клей ПВА, калька, воск, фурнитура для украшений);
- канцелярские принадлежности.
-80%
Источник: videouroki.net
«Организация дополнительного образования в ДОУ в соответствии ФГОС ДО».
«Организация дополнительного образования в ДОУ в соответствии
Подготовила старший воспитатель
МАДОУ «Цветик-семицветик» Эминова Л.А.
основное образование, но и дополнительное.
В ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об
государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать
государственными образовательными стандартами.
В МАДОУ «Цветик-семицветик» разработано положение о предоставлении
платных дополнительных услуг в соответствии с нормативными документами:
— ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-Закон РФ от 07.02.1992 г №2300-1 «О защите прав потребителей»;
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1014 «Об
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
-Постановление правительства РФ от 15.08.2013 г. № 706 « Об утверждении
Правил оказания платных образовательных услуг»;
примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере
-Закон ХМАО-Югры от 07.05.2002 №26- оз «О порядке введения и оказания
Мансийском автономном округе-Югре»;
-Постановлением Администрации г. Когалыма от 18.10.2017 г. №2145 «Об
Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением города
учреждения города Когалыма «Цветик-семицветик»;
о суще ствление
воспитанникам с 3 до 7 лет.
реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.
полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя
себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле
деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом
возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.
Основные цели предоставления платных услуг МАДОУ:
основной образовательной программы ДО;
комфортные условия для повышения качества дополнительного образования детей
Профессиональной подготовленности педагогов по Организации дополнительного
образования в ДОУ.
и н д и в и д уа л ь н о й ,
Современный педагог в сфере дополнительного образования должен быть,
прежде всего, направленным на детей, обладать коммуникативными качествами,
стремиться к партнёрским отношениям со своими воспитанниками.
Владеть знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной
педагогические средства и приёмы, инновационные технологии; владеть техникой
исследовательской работы, её организации и анализа. Вместе с тем, он должен
вести активную работу с родителями, общественностью по поддержке детских
талантов и детей, находящихся в зоне «риска».
направленные
профессионального
Приоритетными из них являются:
высшую и первую квалификационные категории;
Обобщение и распространение результативного педагогического опыта через
педагогические конференции и семинары, мастер-классы, проблемные курсы;
лучших педагогов ДОУ города и района;
использование
образовательного
образовательных услуг, развитие социального партнерства ДОУ с учреждениями
образования, культуры, спорта (англ.язык).
В МАДОУ «Цветик-семицветик» модель
организации платных
дополнительных образовательных услуг строилась следующем образом:
I этап: Определение спектра дополнительных образовательных услуг.
Для исследования потребительского рынка, для социального запроса родителей,
провели анкетирование
специалистов по
направлениям
дополнительных образовательных услуг (администрация провела мониторинг
среди педагогов, желающих вести платные услугу).
этап: Составление
дополнительного
образования
направлениям
согласованием
Программа должна включать следующие структурные элементы.
1. Титульный лист
2. Пояснительную записку
3. Учебно-тематический план
4. Содержание дополнительных образовательных программ
5. Методическое обеспечение программы
6. Список литературы
Согласование программ с советом педагогов.
IV этап: Создание нормативной базы.
Положение об организации платных дополнительных образовательных услуг;
Положение об использовании денежных средств от оказания дополнительных
платных образовательных услуг в МАДОУ;
оказании платных дополнительных образовательных услуг.
Срочный трудовой договор или дополнительное соглашение с педагогами
Должностные инструкции педагогов.
Издание приказов по организации дополнительных платных образовательных
Перечень платных дополнительных образовательных услуг.
Смета доходов и расходов (составляется на начало календарного года).
Расписание кружков и секций.
График работы специалистов.
Список посещающих детей.
Табеля работы педагогов дополнительного образования.
Табель посещаемости детей по месяцам.
V этап: Организация проведения рекламы.
Проведение общего родительское собрание в ДОУ, с целью ознакомления с
перечнем предлагаемых услуг, с педагогами, осуществляющими данные услуги
и их программами.
С о з д а н ы рекламные
выявляющий запросы родителей (законных представителей) воспитанников.
VI этап: Заключение договоров с родителями (законными представителями)
воспитанников и специалистами.
VII этап: Контроль за качеством оказания дополнительных образовательных
Отслеживание результатов дополнительного образования.
Проведение ежегодных отчетных родительских собраний.
Анкетирование родителей по предоставлению дополнительных услуг.
Перечень платных образовательных услуг, предоставляемых МАДОУ
«Цветик-семицветик» в 2017-2018 уч.г.
Наименование услуги
Занятия по дополнительной образовательной программе «Шахматы»
Занятия по дополнительной образовательной программе «Театрализованная
Занятия по дополнительной образовательной программе «Художественно-
Занятия по дополнительной образовательной программе «Индивидуальные
занятия с учителем-логопедом» Индивидуальные занятия
Занятия по дополнительной образовательной программе «Адаптация детей
раннего возраста к детскому саду»
Занятия по дополнительной образовательной программе « Английский
Занятия по дополнительной образовательной программе «Плавание»
Занятия по дополнительной образовательной программе «Физкультурно-
Занятия по дополнительной образовательной программе «Хореография»
Занятия по дополнительной образовательной программе «Подготовка детей
Занятия по дополнительной образовательной программе «Изобразительная
Организация досугового мероприятия для детей «День рождения»
На сегодняшний день в системе дополнительного образования МАДОУ «Цветик-
семицветик» работают 21 педагог.
Результаты работы:
За три года существования в МАДОУ «Цветик-семицветик» дополнительного
образования мы добились следующих результатов:
1. Высокая мотивация, интерес детей к разнообразным видам детской
деятельности, предлагаемым специалистами. Высокая посещаемость детей, и, как
следствие, высокая мотивация родителей.
2. По результатам педагогического мониторинга количество детей с нарушениями в
поведенческой сфере снизилось на 30%.
3. Налажено взаимодействие специалистов с воспитателями, которое обеспечивает
непрерывность, системность посещения занятий детьми.
4. По результатам психологической диагностики готовности детей к школьному
обучению высокие показатели у 90% выпускников.
5. Активное участие родителей и детей в выставках, конкурсах различных уровней,
с достижением хороших результатов, побед;
6. Отзывы родителей (законных представителей)
говорят об удовлетворённости
родителей качеством предоставляемых дополнительных образовательных услуг.
Источник: pedrazvitie.ru
Рабочая программа педагога дополнительного образования по ИЗО в ДОУ
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи.
3. Формы и методы реализации программы
— принципы организации
— методическое обеспечение
— предполагаемый результат
4. Работа с детьми.
5. Работа с родителями.
6. Работа с педагогами.
7. Список литературы.
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности разработана на основе методических рекомендаций
— Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,
— Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты занятий», — Лыковой И.А. «Цветные ладошки», — Комаровой Т.С. «Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии «Обучение детей технике рисования».
Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – дети группы раннего развития(2-3года) .
Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.
Реализация программы рассчитана на 36 календарных недель, и включает в себя 1 занятие непосредственной образовательной деятельности в неделю. Длительность одного занятия в группе раннего развития 8-10мин., согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26.
1-Пояснительная записка
…Это правда, это правда!
Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, дети любят,
Очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне.
Э. Успенский.
Интерес к рисованию появляется у детей после первого года жизни. Малыш знакомится с бумагой, карандашами, красками и сначала играет с ними, а после наблюдения за взрослым, малыш начинает подражать его действиям и , ”овладев” пишущим предметом приходит к радостному открытию ,что и он может оставлять след на бумаге, и не только…
Рисование для детей — игра, и используя игры, игровые приемы и пальчиковую гимнастику, создается непринужденная творческая атмосфера для работы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают, раскрепощают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Ведь рисование для ребенка не только игра, но и радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, поэтому очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности
Между тем даже маленькие художественные неудачи могут свести на нет их желание заниматься изобразительной деятельностью, по этому использование нетрадиционных приемов создания рисунка обеспечивает элементы сюрприза, дарит малышам много положительных эмоций и помогает сформировать у них устойчивый интерес к данной деятельности.
Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.
Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволили развить эти способности вовремя.
При реализации программы еженедельно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничному развитию личности ребёнка.
Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и является инновационным образовательным программным документом.
2-Цели рабочей программы
— Создать условия для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.
-помочь дошкольникам овладеть необходимыми навыками и современными техниками рисования для воплощения замыслов в своих рисунках.
Задачи рабочей программы:
— образовательные:
1. Учить детей пользоваться карандашами, красками, кисточкой
2. Знакомить детей с цветовой гаммой,
3. Знакомить детей со свойствами материалов (пластилином, солёным тестом, красками, бумагой и т. д.)
4. Обучать приёмам зрительного и тактильного обследования формы.
5. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
— воспитательные:
1. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом .
2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.
3. Воспитывать умение и желание организовать своё рабочее место и убрать его.
-развивающие:
1. Развивать у детей художественно – творческие способности художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание.
2. Помогать ребенку познавать и открывать мир рисунка.
3. Развивать мелкую моторику рук.
3-Формы и методы реализации программы
-беседы; -занятия; -групповая и индивидуальная работа; -коллективно-творческая работа; -работа с родителями, мастер-классы; -игры, развлечения; -оформление выставок;
-наглядный; -практический, -объяснительно-иллюстративный, -публикация информации на сайте ДОУ, группы.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей: -Социально-коммуникативное-развитие -Познавательное-развитие -Речевое-развитие -Художественно-эстетическое-развитие -Физическое развитие
-принципы организации: — подача материала в игровой форме. — развитие творческих способностей детей, фантазии. — приобщение детей к нормам и традициям семьи, общества. — выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей. — построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
— методическое обеспечение: (нетрадиционные техники)
-тычок жесткой кистью;
-оттиск печатками из овощей; -восковые мелки и акварель;
-свеча и акварель;
-отпечатки листьев;
-рисунки из ладошек; -пальчиковое рисование;
-печать по трафарету.
— предполагаемый-результат: В результате освоения данной программы дети к концу года смогут: -подбирать цвета, соответствующим изображаемым предметам. — cумеют правильно пользоваться кисточкой. — проявить свои творческие способности, воображение, фантазии. -у них будет более развито чувство композиции, зрительная память, мышление.
4- Работа с детьми:
Тематический план занятий с детьми 2-3 лет
Тема Задачи
Сентябрь
Здравствуй, детский сад! Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
Веточка рябины Знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиком. Показать приём получения точек. Развивать интерес и положительное отношение к рисованию.
Мой любимый дождик Продолжать знакомство с пальчиковой техникой рисования. Показать приём получения коротких линий из точек (мелкий дождик, капельками и сильный, как ливень).
Нарядный мухоморчик Продолжать знакомство с пальчиковой техникой рисования. Упражнять в ровном закрашивании шляпки гриба краской; учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность шляпки.
Нарядный мухоморчик в травке Упражнять в аккуратном наклеивании силуэта гриба на лист бумаги и рисовании травки пальчиками.
Октябрь
Превращение ладошки. (цветок) Знакомить с нетрадиционной техникой рисования ладошкой.
Осеннее деревце Упражнять в рисовании ладошкой (крона дерева), развивать умение рисовать прямые вертикальные линии (ствол) кистью.
Листопад Изображение листьев пальчиком и кистью способом примакивания. Продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный).
Подводное царство. Подводить детей к созданию несложной композиции.
Упражнять в рисовании рыбок ладошками, а пальчиками – водоросли.
Ноябрь
Пушистые котята играют на ковре
(коллективная работа) Знакомить с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр).
Вишнёвый компот Знакомить с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки.
«Шарики воздушные, ветерку послушные. » Вызвать интерес к сочетанию разных изоматериалов: воздушные шарики изображать кистью, а ниточки к ним — ватными палочками.
Подарок маме.- «Полюбуйся на герань.» Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный цветок, нанося рисунок равномерно в определённых местах.
Декабрь
Первые снежинки Упражнять в рисовании ватными палочками, Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа.
Зима пришла Знакомить с техникой рисования поролоном. Упражнять в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на веточках дерева).
«Маленькой ёлочке холодно зимой. » Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками, Познакомить с новым нетрадиционным изоматериалом — губкой, и способом рисования ею (тампонирование сугробов на земле).
Праздничная ёлочка Упражнять в технике тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация фактуры колючей хвои дерева).
Упражнять в рисовании ватными палочками; учить располагать мазки в ряд, используя зрительный ориентир (дугообразные линии) — «зажжём огоньки на ёлочке».
Новогодний салют! Закрепить технику рисования пальчиками, в нанесении рисунка по всей поверхности листа
Январь
Снеговичок
Упражнять в технике тычкования жёсткой кистью (раскрашивание силуэта снеговика).
Учить дополнять рисунок простыми деталями, дорисовывая их фломастерами (глазки, нос-морковка, пуговки на шубке).
Зимние узоры Знакомство с техникой рисования свечой (морозные узоры на окне). Учить аккуратно закрашивать жидкой краской лист с уже нанесенным свечой рисунком.
Матрешка. Продолжать воспитывать интерес к изобразительной деятельности. Учить детей ритмичными мазками украшать силуэт готовой формы. Обогатить сюжет детской игры
Февраль
Зимний денёк
(коллективная работа) Знакомить детей с техникой бумагопластики: сминать бумажную салфетку и пытаться скатывать её в плотный комочек. Создание несложной сюжетной коллективной композиции («укутаем деревья в лесу снежком»).
Шарфик для куклы Продолжать знакомство с техникой рисования свечой. Закрашивание жидкой краской листа бумаги с уже нанесённым свечой рисунком.
Ракета Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на ракете,вместо окон)
Украсим чашку для папы Закреплять умение украшать предметы печаткой из пробки (чашка в горошек). Развивать чувство ритма.
Март
Красивые бусы для мамы Упражнять в технике печатания различными печатками (пробками, картофельными матрицами в виде цветочков, кружков). Формировать умение создавать элементарный узор из простых элементов, чередуя его по цвету.
Разноцветные рыбки Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство — делать ею отпечаток. Закреплять умение дополнять изображение деталями (дорисовывать фломастерами чешуйки на туловище рыбки, глаза).
«Смотрит солнышко в окошко»
(коллективная работа)
Закреплять умение рисовать ладошкой: изображение ладошками солнечных лучиков.
Капают сосульки Продолжать учить сочетать различные нетрадиционные техники рисования: пальчиком изображать сосульки, ватными палочками — падающие с них капли.
Апрель
Коровка на травке Знакомить детей с техникой рисования по трафарету. Побуждать свободно располагать штрихи на всей поверхности листа. Закреплять у детей знание зелёного цвета. Воспитывать у детей сочувствие к игровому персонажу, вызвать желание помочь ему.
Космос Упражнять в технике печатания картофельными печатками (звезды в космосе), в рисовании ватными палочками прямых линий («заправим двигатель ракеты топливом»).
Клоуны в цирке
(планируется 2 занятия) 1. Упражнять в технике рисования ватными палочками, располагая мазки по всей поверхности («украсим костюм клоуну», — наряд в горошек). Развивать чувство ритма.
2. Изготовление в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир.
Май
Воздушные шарики Продолжать учить детей изображать формы похожие на округлые. Располагать их по всему листу (шарики летят). Вызвать у детей интерес к рисованию.
Салют на нашей улице
(коллективная работа) Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма.
Одуванчик Упражнять детей в технике печатанья печатками. Учить рисовать цветок со стебельком и травкой. Закреплять приём примакивания. Развивать чувство композиции.
Дождик,радуга и солнышко! Отрабатывать приём рисования кистью и красками, упражнять в тычковании жёсткой кистью Развивать эстетическое восприятие.
5- Работа с родителями:
Сентябрь – Адаптация детей к детскому саду.(родительское собрание)
Октябрь – Волшебные краски. «Роль нетрадиционного рисования в развитии детей раннего возраста» (консультация для родителей)
Ноябрь – Как часто рисует ваш ребёнок(анкета для родителей). Порисуйте вместе(рисование на стекле)-Портрет мамы.
Декабрь – Рисуем солью.(семинар-практикум для родителей)
Январь – Особенности изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста.(публикация на нашем сайте)
Февраль – Рисование без препятствий самыми необычными вещами. (мастер-класс)
Март – Все маленькие дети – художники.(папка-передвижка)
Апрель – Развитие мелкой моторики рук. (консультация для родителей)
Май – Полезные советы по развитию творческих способностей детей. (памятки для родителей)
5- Работа с педагогами:
1. Консультация для воспитателей:
«Развитие эстетического вкуса у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность»
2. Консультация для воспитателей с мастер-классом.
«Экспериментируем, познаем, творим!»
3. Консультация для воспитателей:
«Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов изодеятельности.»
6 — Список литературы:
1. И.А.Лыкова – «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.» 2011г.
2. И.А.Лыкова – «Детский сад и семья. Изобразительное творчество от колыбели до порога школы.» 2010г.
3. И.А.Лыкова – «Дидактические игры и занятия(интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников.» 2010г.
4. Г.Н.Давыдова – «Нетрадиционные техники рисования в детском саду.» Москва 2007г.
5. А.А.Фатеева – «Рисуем без кисточки.» 2004г.
6. Т.Н.Доронова – «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре.» 1992г.
7. Г.С.Швайко – «Занятия по ИЗО в детском саду.» 2008г.
8. Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество» 1985г.
9. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» 1982г.
Источник: kladraz.ru