Особенности организации дополнительных образовательных услуг в системе дошкольного образования
Мулюкина, Е. И. Особенности организации дополнительных образовательных услуг в системе дошкольного образования / Е. И. Мулюкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 196-198. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56904/ (дата обращения: 24.12.2022).
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное.
Цель организации дополнительного образования на базе детского сада — совершенствование образовательного процесса и удовлетворение потребностей населения во всестороннем развитии детей, обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.
Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольной образовательной организации (ДОО) — неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования [2, c. 3].
Дополнительная общеобразовательная программа как объект управления
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (гл. 10, ст. 75) говорится, что дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности [3].
Для организации дополнительного образования на базе дошкольной образовательной организации необходимо выполнить следующие этапы:
- Изучение нормативно — правовой документации.
- Изучения спроса потребителя, то есть родителей воспитанников, которые являются заказчиками услуг дополнительного образования.
- Решение организационных вопросов: составление списка воспитанников по различным направлениям деятельности и подбор педагогов дополнительного образования.
- Разработка пакета документов на предоставление дополнительных образовательных услуг. Одним из основных документов ДОО является лицензия.
Особенностью организации дополнительного образования на базе ДОО является то, что дополнительное образование интегрируется с реализуемыми дошкольной организацией программами, но ни в коем случае не повторяет их. Следует отметить, что дополнительное образование в детском саду можно осуществлять с детьми любого возраста, если программа дополнительного образования соответствует возрастным и индивидуальным особенностям каждой группы воспитанников [2, c.6].
Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительному образованию, ДОО может предоставить следующие направления:
– художественно — эстетическое развитие;
– физическое воспитание и развитие;
В дополнительном образовании детей реализуется личностно ориентированный подход, так как в основе построения образовательного процесса лежит развитие ребенка, его личные интересы и достижения. Реализация личностно ориентированного подхода становится возможной, если создавать условия для организации исследования личности ребенка, разработки индивидуальных образовательных маршрутов, создания системы отслеживания личностного роста детей, их достижения [1, c.13].
Технология разработки программ дополнительного образования в ДОУ
Численный состав объединения определяется в соответствии с психолого-педагогической целесообразностью вида деятельности. Расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей, а продолжительность занятий устанавливается исходя из санитарно-гигиенических норм.
Формы организации детских образовательных объединений разнообразны. Под формой детского образовательного объединения понимается — структурно и содержательно оформленная организация взаимодействия участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) направленная на решение определенных образовательных задач. В ДОО возможны следующие формы детских образовательных объединений: кружок, клуб, студия, мастерская, секция, ансамбль, театр, школа и т. д.
Формой проведения занятий в дополнительном образовании является творчество в различных его проявлениях. Результат деятельности ребенка — это не просто приобретенные знания, умения и навыки, а воплощение этих знаний в реальный продукт деятельности [2, c.196].
Занятия по дополнительному образованию с дошкольниками целесообразно проводить в отдельном помещении, которое имеет свою развивающую предметно — пространственную среду и вызывает у детей чувство заинтересованности, новизны, неожиданности [1, c.24]. При введении дополнительных образовательных услуг следует тщательно продумать нагрузку на ребенка в течение дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Для этого следует составить единое для всего детского сада расписание, предполагая занятия после дневного сна или прогулки. Необходимо предоставлять детям больше свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослого. Педагог должен использовать различные формы работы с дошкольниками: игровые методы и приемы, сюрпризные моменты, творческие задания, экспериментирование. А работы детей, выполненные на дополнительных занятиях, стоит использовать при оформлении выставок в стенах детского сада, участия в различных творческих конкурсах.
Несмотря на позитивные процессы дополнительного образования детей на базе ДОО существует и ряд серьезных проблем.
Одной из главных проблем является перегрузка детей. Дошкольная организация, стараясь выполнить заказ на дополнительные образовательные услуги, выбирают несколько направлений. Это приводит к перегрузке, переутомлению детей. Решить данную проблему может медицинский персонал ДОО, который знакомит родителей с требованиями к максимальной учебной нагрузке на ребенка дошкольного возраста; педагог — психолог, который на родительских собраниях и в индивидуальных беседах помогает родителям осознать негативную сторону перегрузки нервной системы дошкольника.
Воспитатели могут использовать так называемые «Лист занятости» или «Карту индивидуальной нагрузки», где ежедневно фиксируют все проводимые с ребенком занятия. И воспитатели, и педагог дополнительного образования, и родители получат возможность контролировать уровень общей учебной нагрузки каждого ребенка в ДОО.
Снизить нагрузку позволяет и учет индивидуальных особенностей детей. На основе диагностики личностного развития на каждого ребенка составляется индивидуальный маршрут развития, где специалисты указывают интересы ребенка, а также рекомендуемые для посещения, с точки зрения его возможностей и пристрастий, студии, кружки и секции дополнительного образования.
К другим проблемам организации дополнительного образования для дошкольников можно отнести следующие:
– педагоги ДОО, стремясь повысить уровень развития своих воспитанников, иногда дублируют базисную программу;
– часто форма организации занятий с дошкольниками ничем не отличается от обычных занятий, и у детей угасает интерес к посещению кружков, секций;
– педагоги в ДОО, осуществляют работу по дополнительному образованию детей чаще всего по перспективному или календарному плану, а не по программе дополнительного образования дошкольников;
– не всегда ведется работа по повышению квалификации педагогов ДОО по вопросам дополнительного образования.
Таким образом, дополнительное образование занимает все более прочное место в дошкольных учреждениях. Оно привлекательно для ребенка, позволяет решать многие проблемы его эффективного развития. Поэтому педагогам и руководителям детских садов необходимо находить пути решения проблем организации дополнительного образования в соответствии с современными требованиями к этому типу образования.
- Золотарева А. В., Терещук М. Н. Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ. — М.: АРКТИ, 2008. — 120 с.
- Золотарева А. В. Принципы организации дополнительного оразования детей в России // Ярославский педагогический вестник — 2013 № 1 — Том II (Психолого-педагогические науки). С.194–199
- Организация дополнительных платных услуг в дошкольном учреждении / сост. И. В. Липова, Ю. В. Антонова. — Изд. 2-е, перераб. и доп. Волгоград: Учитель, 2017. — 87 с.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, дополнительное образование детей, детский сад, образовательный процесс, ребенок, дошкольная образовательная организация, дошкольная организация, ориентированный подход, педагог, развитие ребенка.
Источник: moluch.ru
Дополнительное образование в ДОУ
Детский сад – это место, в котором ребенок получает свои первые знания об окружающем его мире, приобретает и начинает проявлять интерес к различным видам деятельности. Поиск этих интересов является одной из основных задач ДОУ. Но найти их недостаточно, необходимо их развивать и поддерживать.
Эта проблема не новая и решается с помощью предоставления, как платных дополнительных образовательных услуг, так и бесплатных. К ним относится широкий спектр образовательных программ, характеризующихся по их направлению. Выбор направления напрямую зависит от предпочтений ребенка.
Дополнительное образование проводится вне основного образовательного времени и не могут с ним пересекаться. Их продолжительность и количество определено в СанПиН 2.4.1.1249-03 и не должно быть выше, чем максимальный объём нагрузки на детей в данном возрасте.
Занятия детей в секциях и кружках положительно сказывается на их коммуникативных способностях и способствует их лучшей социализации в обществе. На опыте замечено, что дети, занимающиеся дополнительным образованием помимо основного, гораздо быстрее осваиваются и привыкают к школьной жизни и показывают определенные успехи в ней, а также продолжают посещение секций дополнительного образования за пределами ДОУ, достигая новых результатов и новых побед. В условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.
Основное образование дошкольника и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие дошкольника во всём богатстве его запросов и интересов.
К счастью, в настоящее время дополнительное дошкольное образование получило большой спрос, а следственно и широкое распространение. ДОУ предлагают огромный выбор вариантов внеурочного развития детей. Но всех объединяет выполнение некоторых основных функций, таких как:
- Воспитательная функция – благодаря нахождению ребенка в обществе других детей его коммуникативные качества развиваются интенсивнее, что также способствует поднятию уровня коллективизма.
- Социальная функция – в виду постоянного общения с воспитанниками ДОУ у ребенка приобретается способность к самоутверждению.
- Образовательная функция — в зависимости от выбранной области ребенку будут предоставлены определённые знания по данной тематике, а также дополнительные навыки и умения, необходимые для дальнейшей жизни в обществе.
- Развивающая функция – занятия способствуют развитию мыслительных, физических и творческих способностей у детей.
Все вышеприведенные функции присутствуют в каждом виде дополнительного образования и играют важнейшую роль в формировании ребенка как личности. Организация дополнительных образовательных услуг в ДОУ осуществляется в форме кружков, секций, клубов. Их работа планируется по разделам основной образовательной программы. Таким образом, воспитанники расширяют знания и навыки, полученные в рамках повседневных занятий.
В нашем дошкольном учреждении функционируют следующие дополнительные образовательные услуги:
- «АБВГДейка» – развивает грамотность ребенка, погружает его в мир букв и азбуки, занимается изучением слогов и обучает чтению
- «Разноцветные ладошки» — программа, где дети обучаются нетрадиционным техникам рисования, таким как: пальчиковая живопись, гроттаж, монотипия, кляксография, штампинг, рисование ватными палочками и другие. Рисование такими техниками открывает обильный простор для фантазии ребенка.
- «Волшебные клеточки» — задания этого кружка направлены на развитие у ребенка внимания, сосредоточенности, мышления и воображения, умение ориентироваться в пространстве, умение копировать образцы, данные педагогом.
- «Каллиграфия» – направленна на выполнение графических упражнений, формирует пространственное восприятие, мыслительные операции, мелкую мускулатуру пальцев.
- «Занимательная аппликация» — развивает у детей способность работать руками, использовать простейшие инструменты, развивает у детей творческое мышление, фантазию, формирует художественно-творческие способности.
- «Путешествие в мир логики» — основная цель состоит в развитии логического мышления, сообразительности и способности к анализу, улучшение математического представления.
- «Пластилинография» — обучение работы с пластилином, развитие творческих способностей и художественного вкуса.
- «Волшебный песок» — работа с песком способствует расслаблению и снятию напряжения у детей, развивает мелкую моторику и помогает поделиться своими эмоциями.
Наше ДОУ уделяет особое внимание созданию необходимых условий для индивидуального развития детей. Наиболее важным фактором является обеспечение широкой доступности и равных возможностей на получение дополнительного образования. Каждый ребенок должен обладать определенным набором умений и навыков после выхода из дошкольного образовательного учреждения. Дополнительное образование также направлено на увеличение числа одаренных детей в разных видах науки и искусства.
Но для выполнения всех целей и задач программы дополнительного образования должны постоянно дорабатываться и улучшаться. Необходимо работать над созданием новых форм работы, повышать квалификационную составляющую педагогов.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. Дополнительное образование детей позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, социальных компетенций и развития творческих способностей детей в различных областях образовательной деятельности. Каждый ребёнок талантлив! Дело за малым — помочь ему поверить в себя, найти свой путь.
Занимаясь работой по оказанию дополнительных образовательных услуг, я понимаю, что необходимо расширять спектр дополнительных услуг, создавать и расширять для этого материально-техническую базу, совершенствовать развивающую среду.
Дополнительное образование занимает прочную позицию в дошкольных учреждениях. Оно реализует личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, позволяет решать многие проблемы его эффективного развития.
1. Березина В.Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-метод. пособие. – М.: АНО «Диалог культур», 2007. – 512с.
2. Васильева Г.А. Инновации в системе ДОД: опыт, проблемы, поиски // Дополнительное образование и воспитание. – 2013. — №8.
3. Золотарёва А.В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования в процесс реализации ФГОС общего образования. // Внешкольник, 2011 № 3//
4. Казакова Р.Г, «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники рисования: планирование, конспекты занятий»/ Под ред. Р.Г. Казаковой.-Москва: ТЦ Сфера, 2005.-128с.
5. Соломенникова О. А. Радость творчества. Программа дополнительного образования. – М., 2006.
Источник: dohcolonoc.ru
Дополнительные программы
Федеральный Закон «Об Образовании в РФ». Глава 10. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Статья 75. Дополнительное образование п.
1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а так же на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Детский сад – первая ступень общей системы образования. Главная цель дошкольного образования – всестороннее развитие ребёнка. Важное значение для развития дошкольника имеет организация дополнительного образования в системе детского сада.
Современное дополнительное образование способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей и развитию творческой активности в каждом ребёнке. Дополнительное образование – важнейшая составляющая образовательного пространства дошкольной организации.
Дополнительное образование социально востребовано, как образование, органично сочетающее в себе воспитание, образование и развитие личности ребёнка дошкольного возраста. Дополнительное образование — наиболее открыто и свободно от стандартного подхода.
Основная общеобразовательная программа ДОО позволяет ребёнку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику необходимый уровень развития, который позволит ему в дальнейшем обучении и должна выполняться каждой дошкольной организацией.
Дополнительное образование дошкольников — это создание условий для более интенсивного индивидуального развития личности дошкольника, которые не всегда обеспечивает основная образовательная программа дошкольной организации. Современное образование ребёнка в ДОО определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности.
При этом педагогам даётся ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любой ДОО является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нём описаны такие интегративные качества (качества! а не ЗУНы: знания, умения, навыки, которые ребёнок может приобрести в результате освоения программы : физически развитый, любознательный, активный, эмоционально — отзывчивый, общительный и др.
Из достоинств дополнительного образования можно выделить следующие:
— постоянное обновление его содержания; — разнообразие форм и методов работы с детьми; — творческая, авторская позиция педагога (повышение его роли в деятельности ДОО); — разнообразие спектра предоставляемых услуг (художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное, познавательное, и т. д.).
Дошкольное образование все дети получают в более — менее одинаковом объёме, что определяется ФГОС ДОУ. Дополнительное образование не стандартизировано и реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности и вариативности. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет их интересы. Дополнительное образование является необходимым компонентом современного образования.
В чём состоит ценность дополнительного образования? Дополнительное образование : — усиливает вариативную составляющую общего образования; — способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении; — стимулирует познавательную мотивацию обучающихся.
Основное образование дошкольника и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, потому что по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребёнок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие дошкольника во всём богатстве его запросов и интересов.
В условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полно
Каждая дошкольная организация вправе самостоятельно выбирать приоритетное направление.
Плюсы дополнительного образования в ДОО.
-дошкольная организация имеет возможность сочетать традиционное дошкольное образование с дополнительным образованием дошкольников; — дополнительное образование имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности ребенка; — дополнительное образование повышает компетентность и профессионализм педагогов и специалистов, тем самым улучшает качество дошкольного образования.
5. Перечислите программы для ДОУ.
Все основные программы дошкольного образования можно разделить на два типа – комплексные (или общеобразовательные) и так называемые парциальные (специализированные, основные программы дошкольного образования с более узкой и ярко выраженной направленностью).
Основные программы дошкольного образования комплексного типа учитывают целостный подход к гармоничному и всестороннему развитию ребёнка. Согласно таким программам, воспитание, обучение и развитие происходят во всех направлениях в соответствии с существующими психолого-педагогическим нормами.
Комплексные основные программы дошкольного образования.
«Истоки» – программа, в которой должное внимание уделяется развитию личности ребёнка в соответствии с его возрастом. Авторы предлагают 7 базовых личностных характеристик, которые обязательно должны быть развиты у дошкольника.
Образовательная программа «Истоки», как и другие основные программы дошкольного образования, учитывает всестороннее и гармоничное развитие дошкольника и ставит его своим приоритетом. «Радуга» — в этой программе вы обнаружите 7 основных видов деятельности, характерных для дошкольника.
Они включают в себя игру, конструирование, математику, физическую культуру, изобразительное искусство и ручной труд, музыкальное и пластическое искусство, развитие речи и знакомство с окружающим миром. Развитие по программе происходит по всем вышеперечисленным направлениям.
«Детство» — программа разделена на 4 основных блока, каждый из которых является центрообразующим элементом в построении дошкольного обучения. Здесь есть разделы «Познание», «Здоровый образ жизни», «Созидание», «Гуманное отношение».
«Развитие» — это особенная программа дошкольного обучения, которая основана на принципе постепенного усложнения учебных, образовательных и воспитательных задач. Программа обеспечивает планомерный, последовательный подход в дошкольном обучении и развитии ребёнка. «Кроха» — это комплексная программа, созданная специально для детей до 3-х лет. Она учитывает специфику раннего возраста и обеспечивает максимальную эффективность в решении воспитательных задач именно у детей этой возрастной категории. Включает несколько блоков – «Мы ждём тебя, малыш!», «Я сам», «Гуленька», «Как я буду расти и развиваться».
Парциальные основные программы дошкольного образования предполагают основной упор на какое-либо одно направление в развитии и воспитании ребёнка. В этом случае всесторонний подход к реализации дошкольного обучения обеспечивается грамотным подбором нескольких парциальных программ.
«Паутинка», «Юный эколог», «Наш дом – природа» — данные программы разработаны в целях экологического воспитания дошкольников. Соответственно, они прививают детям любовь и бережное отношение к природе и окружающему нас миру, формируют экологическое сознание, что очень важно для детей дошкольного возраста.
«Природа и художник», «Семицветик», «Интеграция», «Умка – ТРИЗ», «Малыш», «Гармония», «Музыкальные шедевры», «Конструирование и ручной труд» — все эти программы дошкольного образования объединяет одно: они имеют ярко выраженную направленность на творческое развитие ребёнка и на художественно-эстетическое восприятие мира. «Я, ты, мы», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Я – человек», «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» — перечисленные основные программы дошкольного образования имеют направленность социально-культурного характера.
Они призваны стимулировать развитие духовности, нравственности, представлений о культуре и важных социальных навыков. Кроме того, некоторые программы ставят высшей целью воспитание патриотизма как ценной характеристики личности. «Искорка», «Играйте на здоровье», «Старт», «Здравствуй!», «Здоровье» — в данных программах упор идёт на оздоровление, физическое развитие дошкольника и его двигательную активность. Приоритетами является привитие любви к спорту, активному и здоровому образу жизни.
Существуют ещё более специализированные основные программы дошкольного образования.
«Основы безопасности» предполагает подготовку дошкольников к возможным ситуациям опасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным происшествиям. «Дошкольник и экономика» — программа, рассчитанная на экономическое воспитание и формирование начальных финансовых и хозяйственных представлений.
Некоторые основные программы дошкольного образования вобрали в себя определённые достижения педагогики и психологии.
Программа «ТРИЗ» основывается на постулатах Теории Решения Изобретательских Задач, разработанной Г. Т. Альтшуллером в 1945 году. Она представляет собой оригинальный подход к развитию воображения, фантазии, творчества и смекалки. Программа «Педагогика Марии Монтессори» имеет оригинальную позицию относительно воспитания, обучения и образования ребёнка, основанную на твёрдой научной и философской базе. Кроме того, эта программа предполагает отступление от некоторых общепринятых педагогических стандартов, к примеру, отказ от привычной классно-урочной системы.
Публикации по теме:
Анализ примерной общеобразовательной программы Примерная Программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Фоторепортаж «Дополнительные занятия по шахматам» И как всегда в начале боя Часы качнули тишину, И двинулись два ратных строя На деревянную войну. И с яростью, в начальной спешке Не.
Мастер-класс «Использование программы MSExcel» Программа Microsoft Excel предлагает возможность не только работы с числовыми данными, но и предоставляет инструменты для построения на.
Общеобразовательные программы ДОУ Программа воспитания и обучения в детском саду Авторский коллектив под ред. М. А. Васильевой, ВВ Гербовой, Т. С. Комаровой. Созданная на основе.
Перспективный план программы «Забавушка» Перспективный план программы «Забавушка» Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, воспитание любви к народному фольклору,.
Сцeнарий игровой программы «Витаминная вeчeринка» цeнарий игровой программы «Витаминная вeчeринка» Ведущий: — Здравствуйте, дорогие ребята! — Сейчас мы с вами поиграем и познакомимся с.
Содержание программы «Одаренный ребенок» Содержание программы «Одаренный ребенок». 1. Конвергентное мышление Это логическое последовательное однонаправленное мышление. Использование.
Содержание программы подготовительной группы Содержание программы подготовительной группы Содержание I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка 1.1. Цель и задачи 1.2. Принципы и подходы.
Структура основной образовательной программы ДОО ООП ДОУ а соответствии с требованиями ФГОС ДО должна включать три основных раздела (целевой, содержательный, организационный) в дополнительный.
Выступление на Гпмо по познавательному развитию «Дополнительные общеразвивающие программы дошкольного образования» Доклад на ГПМО воспитателей на тему: «Презентация дополнительной общеразвивающей программы «Волшебные пальчики» по тестопластике для детей.
Источник: www.maam.ru
Дополнительное образование дошкольников в условиях ФГОС
Рассматривая роль дополнительного образования в современных условиях, ученые выделяют разные его приоритетные цели. Можно согласиться с мнением таких видных ученых как Е.Б. Владова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова, обосновывающих следующие идеи: свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности; возможность самореализации; единство обучения, воспитания и развития; практико-деятельностная основа образовательного процесса [4].
Сегодня учреждения дополнительного образования оказывают различные образовательные услуги. Выбор таких услуг определяется, прежде, требованиями родителей ребенка или дополнительными образовательными программами для детей дошкольного возраста. Одним из таких направлений в нашем Центре является работа Школы раннего развития.
Дополнительное образование по праву относится к сферам развития личности каждого ребенка. Выступая как средство формирования и развития личности, дополнительное образование способствует расширению культурного пространства самореализации личности, стимулирует ее к творчеству.
Таким образом, развитие разносторонних способностей дошкольников укрепляет положительную самооценку, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых результатов.
Таким образом, в деятельности по развитию творческих способностей с дошкольниками коллектив Центра ориентируется на решение следующих задач:
— приобщение детей к человеческим ценностям;
— развитие нравственных качеств, формирование патриотических чувств;
— воспитание доброжелательных отношений, уважения к старшим;
— формирование культурного поведения;
— развитие индивидуальных способностей детей дошкольного возраста;
— развитие эстетических, культурных, художественных, музыкальных навыков детей дошкольного возраста;
— оздоровление детей;
— развитие психологического воспитания;
— оказание коррекционной помощи детям дошкольного возраста [7].
— подготовка к школе в области образовательных дисциплин.
Программа школы раннего развития представляет собой интегрированный курс, включающий широкий круг различных образовательных областей:
— общеобразовательный блок («Обучение грамоте», «Математика с элементами логики», «Мир вокруг нас»;
— творческий блок («Лепка из соленого теста», «Легоконструирование», «Творческий калейдоскоп», «Музыка», Ритмика»).
Реализуемые образовательные программы в рамках ШРР способствуют раннему проявлению и развитию способностей, создают условия для интенсивного развития детей.
Необходимо отметить, что педагоги, интегрируя в пространстве занятий различные виды искусства (танец, лепка, музыка, драматизация и др.), обеспечивают благоприятные условия личностного роста каждого ребенка. Практика показывает, что многие дети приходят в группу в состоянии эмоционального возбуждения, гиперактивности, напряжения. Процесс свободного художественного творчества, построенный в атмосфере принятия и доброжелательности, помогает обрести внутреннее спокойствие и гармонию [6, с. 37].
Также школа раннего развития предполагает психологическую подготовку ребёнка к школе, которая реализуется в рамках занятий: «Песочная терапия», «Мысли, выдумывай, пробуй», «Тропинка к своему «Я».
Центральное место в жизни ребенка предшкольного возраста наряду с учебой занимает игра. Меняется характер игры. Усиливается значение подвижных сюжетно-ролевых игр. Ребенок в этом возрасте уже отличает игру от дела. В связи с этим необходимо включать его в активную деятельность, предоставляя самостоятельность [5, с.61].
Своевременная и систематическая оценка деятельности детей, вовлечение в деятельность на занятиях ШРР, направленную на развитие их способностей, дает положительный результат.
При реализации образовательной программы Школы раннего развития педагоги активно используют методы индивидуального подхода, психолого-педагогическую поддержку, осуществляют личностно-ориентированный подход к детям в соответствии со склонностями и способностями. Педагогический коллектив опирается в своей работе на образовательные технологии, а в частности: это – технологии развивающего обучения, игровые технологии; технологии дифференцированного обучения; технологии создания ситуации успеха, технология проблемного обучения; технология личностно-ориентированного обучения, технология программного обучения и др. Всем знаком основной тезис личностно-ориентированного обучения «Каждый ребенок – индивидуальность» и педагоги помогают каждому из обучающихся реализовать свой потенциал, поэтому дети обучаются в соответствии с уровнем своего развития и согласно индивидуальному плану, что соответствует принципам дифференцированного образования [2, с.48].
Итак, на современном этапе развития общества деятельность учреждений дополнительного образования, направленная на работу с детьми дошкольного возраста актуальна, что способствует решению более широких задач: приобщение детей к социальным, культурным, историческим ценностям, традициям, реализации творческого потенциала личности, развитию самостоятельности, умственных способностей, умений учиться [7]. И, обобщая анализ деятельности учреждения дополнительного образования необходимо отметить, что созданная развивающая среда направлена на развитие свободной, талантливой, способной к творческому развитию, самовыражению, нравственному поведению личности. Учреждение ведёт целенаправленную работу по усовершенствованию содержания дополнительного образования, отвечающего запросам детей, родителей, социума.
Литература
1. Дайлидене, В. С. Развитие познавательной активности дошкольников в учреждении дополнительного образования детей: Дис. . канд. пед. Наук. – Оренбург, 2004 – С. 3-4
2. Зайкина В.Л. Роль педагога дошкольного образования в развитии творческих способностей детей // Дополнительное образование и воспитание – 2011 – №1 – С. 48
3. Официальные документы в образовании. – 2002. – № 4. – С. 3 — 31.
4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М., 2002.
5. Соломенникова, О.А. Радость творчества: ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством / О.А. Соломенникова. – 2-е изд. испр. и доп. – М., 2008. – C.61
6. Якунина И.В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения // Дополнительное образование и воспитание – 2011 – №1 – С. 37
Источник: ped-kopilka.ru