Дополнительная общеразвивающая программа это

1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются для детей и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются для детей. Дополнительные образовательные программы спортивной подготовки реализуются для детей и для взрослых.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы гончарного дела»

3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями. Содержание дополнительных образовательных программ спортивной подготовки определяется соответствующей образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, с учетом примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.

5. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств определяются в соответствии с частями 3 — 7 статьи 83 настоящего Федерального закона.

6. Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта определяются статьей 84 настоящего Федерального закона.

Источник: www.zakonrf.info

04/11 Дополнительное образование детей: предпрофессиональные vs общеразвивающие программы

Аннотация: в данной статье речь пойдет о том, какую дополнительную общеобразовательную программу выбрать для ребенка. Мы рассмотрим основные виды программ, их отличия в нормативно-правовом и психолого-педагогическом контекстах, а также разберемся, в каких случаях та или иная программа будет наиболее подходящим вариантом для получения ребенком дополнительного образования.

Дополнительная общеобразовательная программа как объект управления

Введение

Практика работы показывает, что родители, записывая детей на занятия по дополнительным общеобразовательным программам, часто осуществляют сравнение предпрофессиональных и общеразвивающих программ в категориях «лучше» — «хуже», отдавая предпочтение предпрофессиональным программам, как более качественным и необходимым для их ребенка. Скорее всего, подобный подход обусловлен особенностями восприятия термина предпрофессиональная программа.

В данном случае очевидна связка с понятием профессии, что с одной стороны выступает некоторым эталоном качества подобных программ, а с другой является своего рода гарантией дальнейшего поступления ребенка в учебные заведения среднего профессионального и высшего образования. В свою очередь, в довольно распространенном упрощении, подготовка к получению профессии является одной из основных задач общего образования ребенка. Таким образом, в сознании родителей возникает очевидная траектория: предпрофессиональная программа – качественное образование — колледж (вуз). В действительности предпрофессиональные программы не лучше и не хуже общеразвивающих и в каждом конкретном случае выбор программы обучения является более сложной задачей, чем может показаться на первый взгляд.

Читайте также:
Кто создал первую программу для аналитической машины

Нормативно-правовые аспекты реализации дополнительных общеобразовательных программ

Нормативно-правовых документов регламентирующих те или иные аспекты реализации дополнительных общеобразовательных программ достаточно много. Для разграничения основных понятий в рамках данной статьи обратимся к положениям Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». Основные особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ указаны в ст. 75, 83, 84 настоящего документа.

Закон об образовании разделяет дополнительные общеобразовательные программы на общеразвивающие и предпрофессиональные. Общеразвивающие программы реализуются по всем направлениям дополнительного образования, как для детей, так и для взрослых. Предпрофессиональные программы реализуются в области физической культуры и спорта и в области искусств исключительно для детей. Стоит отметить, что в положениях закона об образовании не ограничивается возможность для общеразвивающих программ обеспечивать решение задач, аналогичных задачам, решаемым в рамках реализации предпрофессиональных программ. Не указывается в законе и то, что степень сложности общеразвивающих программ может быть различной [1] . Таким образом, в нормативно-правовом контексте, различия между предпрофессиональными и общеразвивающими программами могут практически отсутствовать [2] . Обращаем внимание и на то, что по некоторым направлениям деятельности и вовсе отсутствуют предпрофессиональные программы, что не мешает успешно решать задачи допрофессиональной подготовки детей в рамках реализации разноуровневых общеразвивающих программ.

Далее приведем сравнительную таблицу общеразвивающих и предпрофессиональных программ, в которой продемонстрированы их основные отличия.

Характеристика Общеразвивающие программы Предпрофессиональные программы Примечание
Продолжительность обучения Определяется организацией 5-10 лет
Объем учебной нагрузки До 12 часов в неделю До 14 часов в неделю Зависит от уровня программ, года обучения, направленности
Регламенты содержания Определяются организацией Определены ФГТ* * Федеральные государственные требования
Форма и порядок итоговой и промежуточной аттестации Устанавливается организацией Устанавливается в соответствии с ФГТ
Документ об окончании Форма устанавливается организацией Форма государственного образца
Требования к приему на обучение Без вступительных испытаний Наличие вступительных испытаний
Допуск к реализации На основании лицензии На основании лицензии

Табл. 1. Сравнительная таблица предпрофессиональных и общеразвивающих программ.

Как следует из представленной таблицы, отличия между общеразвивающими и предпрофессиональными программами в нормативно-правовом поле не столь существенны. Разберем их более подробно:

Анализ нормативно-правовой базы регламентирующей реализацию дополнительных общеобразовательных программ позволяет утверждать, что на уровне законодательного регулирования данного вопроса выстраивается логика, когда предпрофессиональные программы ориентированы на то, что выпускники, окончившие данные программы, будут поступать в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования соответствующего профиля. Общеразвивающие программы в большей степени ориентированы на организацию содержательного досуга и решение задач общего развития, социализации детей. Тем не менее, качество полученного образования, объем знаний и навыков, достаточный для дальнейшего поступления ребенка в профильные учебные заведения зависит не только от вида дополнительной общеобразовательной программы (общеразвивающей или предпрофессиональной).

Психолого-педагогические аспекты реализации дополнительных общеобразовательных программ

На наш взгляд именно психолого-педагогические аспекты реализации дополнительных общеразвивающих программ стоит учитывать при их выборе. Качество конечного результата освоения любой программы, равно как и возможность и желание ребенка поступить по итогам их реализации в профильные учебные заведения целиком и полностью будут зависеть от того, насколько правильно подобраны для ребенка необходимые условия получения образования.

Читайте также:
K3 freeWare как пользоваться программой

Обозначим основные психолого-педагогические аспекты, которые следует учитывать при выборе дополнительной общеобразовательной программы.

  1. Мотивация и индивидуальные особенности ребенка.

Родителям довольно сложно самостоятельно выявить структуру мотивации ребенка и лучше всего в этом вопросе мог бы помочь педагог-психолог. Но независимо от того, обратитесь вы к помощи педагога-психолога или нет, нужно понимать, что выбирать предпрофессиональную программу обучения стоит в том случае, когда желание ребенка заниматься данным видом деятельности не вызывает сомнений. Необходимо быть готовым к тому, что предпрофессиональные программы реализуются значительно дольше общеразвивающих, при этом структура мотивации ребенка может сильно измениться за это время, поэтому возможна ситуация, в которой придется приложить немало усилий, чтобы ребенок не бросил занятия и закончил обучение.

К эмоционально-волевым особенностям относится множество показателей, среди которых способность к произвольной регуляции деятельности, общая эмоциональность, особенности восприятия критики. В отличие от общеразвивающих программ, где педагог в большей степени ориентирован на создание ситуации успеха, подборе более индивидуальных, посильных для каждого ребенка заданий, в предпрофессиональных программах превалирует задача достижения образовательного результата, предусмотренного ФГТ.

Прежде чем определиться с выбором образовательной программы, необходимо проанализировать структуру досуга ребенка, а также структуру вашего семейного досуга в целом. Обучение по предпрофессиональным программам более трудоемкое, чем по общеразвивающим и предусматривает больший объем аудиторной и самостоятельной работы ребенка, а занятия в системе дополнительного образования часто проходят в выходные дни. Нужно быть готовым к тому, что ребенку, при освоении предпрофессиональной программы, потребуется существенную часть ранее свободного времени затрачивать на учебную работу и выполнение домашних заданий. Игнорирование данных требований не позволит успешно осваивать соответствующие программы.

Практика работы показывает, что очень часто родители записывают ребенка на несколько предпрофессиональных программ (например: художественная и музыкальная школы). Как было сказано выше, объем учебной нагрузки на предпрофессиональных программах крайне велик. При этом дети занимаются еще и в общеобразовательной школе.

Мы не рекомендуем выбирать для ребенка более одной предпрофессиональной (или общеразвивающей повышенного уровня сложности) программы. Необходимо ответственно подходить к нормированию учебной нагрузки ребенка. Не стоит забывать и о том, что трудоемкость предпрофессиональных программ весьма высока и требует дополнительной домашней работы.

Резюмируя хотелось бы отметить следующее:

  • Общеразвивающие и предпрофессиональные программы не лучше и не хуже друг друга, у каждой из таких программ свои цели и задачи;
  • Предпрофессиональные программы более ориентированы на достижение образовательного результата, нежели на организацию содержательного досуга ребенка, однако качество знаний напрямую не зависит от типа выбранной образовательной программы;
  • При выборе программы важно учитывать психолого-педагогические аспекты: мотивацию и индивидуальные особенности, структуру досуга ребенка, объем учебной нагрузки.

[1] На практике существует ряд стратегических, нормативных и методических документов, устанавливающих уровневую дифференциацию сложности для общеразвивающих программ. Как правило, выделяют общеразвивающие программы стартового, базового и продвинутого уровней, что в совокупности сопоставимо по объему образовательного содержания с предпрофессиональными программами.

[2] Исключение составляет, пожалуй, факт выдачи свидетельства государственного образца об окончании дополнительной предпрофессиональной программы. Для общеразвивающих программ форма свидетельства устанавливается образовательной организацией самостоятельно.

Читайте также:
Какие ограничения устанавливает лицензия gpl запрещается изучать исходный код программы

Источник: edupar.ru

Дополнительное образование детей: предпрофессиональные vs общеразвивающие программы

В статье мы рассмотрим основные отличия предпрофессиональных и общеразвивающих программ дополнительного образования. Данный вопрос актуален и вызывает интерес, как в педагогическом сообществе, так и у родителей при выборе программы обучения ребенка.

Для понимания отличительных особенностей предпрофессиональных и общеразвивающих программ целесообразно рассмотреть основные задачи, которые решает дополнительное образование в системе общего образования в целом, к ним относятся:

§ организация содержательного досуга детей – посещение занятий по интересам с целью общего развития и социализации ребенка, приобщения его к занятиям музыкой, спортом, творчеством и т.д.;

§ получение дополнительных знаний и навыков в предметных областях школьной программы – дополнительные занятия иностранными языками, математикой, информатикой, историей и т.д.;

§ допрофессиональная подготовка – получение начальных знаний, навыков, развитие способностей и формирование мотивационных установок, необходимых в профессиональной деятельности в выбранном направлении (наука и технологии, спорт, культура и искусство, социальная работа и др.), в том числе для дальнейшего поступления в учреждения СПО и ВПО.

Решение данных задач обеспечивается посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ, которые подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные .

Общеразвивающие программы разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и, как правило, разделяются на программы стартового, базового и продвинутого уровня.

Стартовый уровень – программы, которые предназначены для начального ознакомления с выбранным видом деятельности. Содержание данных программ адаптировано для освоения всеми обучающимися, без предъявления требований к подготовке. Срок реализации программ стартового уровня обычно не превышает одного года.

Базовый уровень – программы предполагающие приобретение обучающимися системы знаний, умений и навыков в выбранном виде деятельности. Срок реализации программ базового уровня и требования к начальной подготовке обучающихся определяется программой. Как правило, длительность обучения по программам базового уровня составляет 2-3 года.

Продвинутый уровень — программы углубленного изучения определенного направления деятельности. Обучение по программам продвинутого уровня предполагает наличие у обучающихся начальной системы знаний, умений и навыков в предметной области программы. Срок реализации программ продвинутого уровня обычно составляет 1-3 года.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ не имеет строгой регламентации, разработкой таких программ и определением требований к уровню подготовки обучающихся, срокам обучения и других характеристик занимается организация, которая реализует соответствующие программы.

Предпрофессиональные программы разрабатываются образовательной организацией на основе Федеральных государственных требований (ФГТ), которые определяют минимум содержания дополнительных предпрофессиональных программ, структуру и условия их реализации, сроки обучения по указанным программам. Данные требования утверждаются на федеральном уровне для предпрофессиональных программ в области спорта и в области искусств (наличие предпрофессиональных программ в других направлениях действующим законодательством не предусмотрено). Реализацией предпрофессиональных программ занимаются преимущественно специализированные (профильные) учреждения дополнительного образования: спортивные школы, школы искусств, музыкальные, художественные школы. Для поступления на предпрофессиональные программы необходимо пройти вступительный отбор. Срок обучения по предпрофессиональным программам обычно составляет 5-8 лет.

Таким образом, исходя из задач, выполнение которых обеспечивает система дополнительного образования детей, в нормативно-правовом поле и сложившейся образовательной практике сформирована следующая программно-целевая модель:

Источник: dzen.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru