Дополнительная образовательная программа что это

Содержание

Школы России начнут работать по единым ФООП с 2023/2024 учебного года

Федеральным законом от 24 сентября 2022 года № 371-ФЗ в закон «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения, согласно которым с 2023/2024 учебного года во всех школах будут введены единые федеральные основные образовательные программы (ФООП).

Минпросвещения России разработало ФООП для начальной, основной и средней школы, проект которых был опубликован на портале проектов нормативных правовых актов (см в блоге Минпросвещения России опубликовало проекты Федеральных основных общеобразовательных программ).

По сообщению пресс-службы Минпросвещения России, глава ведомства С.С.Кравцов в интервью телеканалу «Россия 24» рассказал, что единые программы разработаны по шести предметам: истории, обществознанию, русскому языку, литературе, географии и ОБЖ с участием педагогов, в том числе победителей конкурса «Учитель года», и что эти программы прошли все необходимые экспертизы. Министр также отметил, что «важнейшая работа сегодня – восстановление единого образовательного пространства в стране, чтобы школы могли работать по единым программам, утвержденным Министерством».

Дополнительная общеобразовательная программа как объект управления

По его словам, мы идем от вариативности «к единым программам, никоим образом не исключая возможность самореализации учителей, использования различных методик, своих подходов».

Источник:

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Инспектор
  • Образование
  • Полезные новости
  • Страничка директора
  • Управление образованием
  • Это актуально!

Свежие комментарии

  • eduinspector к записи Обучение школьников по индивидуальному учебному плану – выбор родителей
  • eduinspector к записи Квалификационные категории педагогическим работникам по новым правилам
  • Наталия к записи Обучение школьников по индивидуальному учебному плану – выбор родителей
  • Оксана к записи Квалификационные категории педагогическим работникам по новым правилам
  • eduinspector к записи О правах, обязанностях и ответственности родителей в законе об образовании

Свежие записи

  • Школы России начнут работать по единым ФООП с 2023/2024 учебного года
  • Утверждены расписание ОГЭ, ГВЭ и ЕГЭ на 2023 год
  • Санитарные правила и гигиенические нормативы для старшей школы
  • Как уберечься от гриппа и ОРВИ – советует Роспотребнадзор
  • Выпускник 2023: итоговое собеседование по русскому языку пройдет 8 февраля 2023 года

Сайт использует файлы Cookie. Ознакомьтесь с Политикой конфиденциальности, что бы узнать подробности.

Если Вы не хотите, что бы файлы Cookie были использованы отключите их в своём веб-браузере.

Данный блог выражает личное, субъективное мнение автора (ст. 29 конституции РФ) на вопросы образования, создан исключительно в ознакомительных целях, не несёт в себе призывов к каким-либо действиям и не позиционируется как истина в последней инстанции. Подробнее О Блоге

Разработка дополнительной общеразвивающей программы: структура, концепция, типичные ошибки и способы

Источник: eduinspector.ru

Понятие о программе дополнительного образования, ее виды и требования к содержанию

Дополнительное образование — система, объединяющая разнообразные объединения в школе, осуществляющие свою деятельность на основе программ, разрабатываемых и реализуемых педагогом дополнительного образования детей; комплекс дополнительных образовательных услуг, направленных на решение проблем обучающихся по освоению основных образовательных программ или на удовлетворение особых интересов и потребностей социальных групп [40].

Дополнительное образование в форме добровольных объединений менее регламентировано и способно к построению диалогических, субъектных отношений. Здесь осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей детьми и взрослыми, как равноправных субъектов [23].

Читайте также:
Blackmagic design что это за программа и нужна ли она

Содержание образовательных программ и формы (кружок, мастерская, секция, театр, лаборатория, клуб, школа и др.) организации дополнительного образования детей определяются в каждом учреждении самостоятельно, с учетом имеющегося кадрового потенциала и ресурсов, с обязательной ориентацией на заинтересованного заказчика.

Сверхзадача педагога дополнительного образования состоит в формировании личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.

Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся.

Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует внеурочную деятельность и дополнительно образования, причем то и другое существуют параллельно, дополняя друг друга. Также в законе введено понятие «Образовательная программа» (статья 12) [40].

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые в образовательных учреждениях дополнительного образования (учреждениях повышения, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии).

Программа — это нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели.

Классификация дополнительных образовательных программ. Чаще всего образовательные программы подразделяются на примерные (типовые), модифицированные (адаптированные) и экспериментальные (авторские).

Примерная (типовая) программа рекомендована органом управления образованием по той или иной образовательной области, направлению деятельности. Такая программа ориентирована на достижение обучающимися определенного уровня освоения знаний, умений и навыков. Он проверяется, как правило, по результатам традиционных форм оценивания: зачетов, экзаменов, контрольных работ и т. п. [7, c.56].

Министерством образования предлагаются примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) структурированные в соответствии с направлениями внеурочной деятельности — это спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое направления В основу примерных программ положены следующие принципы:

— непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

— развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

— единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;

— системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

Каждая примерная программа служит неким опорным конспектом при разработке программы дополнительного образования. Программы эти, как правило, составляются и корректируются по ходу их реализации непосредственно в объединениях детей с активным участием педагога, психолога, родителей и отражают особенности сложившегося социального опыта. При этом соотношение количества часов на проведение теоретических и практических занятий должно быть уточнено в соответствии с местными условиями, интересами детей, уровнем их подготовленности, опытом педагога.

Дополнительная образовательная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе. Она может предполагать изменения в содержании и методах обучения. В случае выявления новизны программы, предложенной автором, она может претендовать на статус авторской.

Источник: studbooks.net

Дополнительная образовательная программа что это

О том, какой может быть система допобразования и как вырваться за пределы существующей десятилетиями «административно-кружковой» логики рассказывает генеральный директор АНО «Открытое образование» Александр Попов.

Что не так с нашим дополнительным образованием?

Ситуация дополнительного образования в современной России не только примечательна, но и поучительна.

С одной стороны, к его развитию прилагается масса усилий. Строятся принципиально новые модели, закрепляемые в концептуальных и нормативных документах. В регионах создаются Региональные модельные центры, а в муниципалитетах – Муниципальные опорные центры; те и другие призваны сделать качественное дополнительное образование доступным для каждого ученика. Молодые люди, добившиеся успеха в свои двадцать с небольшим лет, рассказывают, что многим, если не всем, обязаны некой программе дополнительного образования, на которую они в свое время попали почти случайно. Эксперты с мировым именем заявляют, что именно дополнительное образование – главный стратегический резерв для развития человеческого капитала страны.

А с другой стороны – вдали от столиц, даже в городах-миллионниках дополнительное образование зачастую по-прежнему рассматривается как нечто среднее между клубом по интересам, «облегченной» по своей программе спортивной или художественной школой, и коллективным репетитором. Речь идёт о чём-то необязательном: о приятном бонусе, позволяющем детям не болтаться на улице и не зависать в интернете, но точно не об инструменте развития человеческого капитала и не о путеводном клубочке на пути к успеху. Это притом что отдельные проекты и программы дополнительного образования действительно дают своим воспитанникам «путевки в будущее». Но их ещё нужно обнаружить на карте нашей страны, а самим им – удержаться «на плаву» без системной поддержки.

Читайте также:
Dbeaver это за программа что

Почему же так получается, при всех мерах по развитию дополнительного образования, притом что именно программы, ориентированные на конкурентоспособность и жизненный успех ученика, обозначаются как образец и эталон? Почему такие программы как были, так и остаются единичными?

Как устроена традиционная система допобразования – и как должна быть устроена новая система

Традиционная модель сложилась в советские годы, в период индустриализации. Тогда она полностью соответствовала социальным и социокультурным обстоятельствам и, без преувеличения, направляла учеников на передовые рубежи развития – вовлекая на элементарном уровне в инженерное творчество, приобщая к искусству, восполняя физические дефициты. Сообразной времени была и базовая форма занятий – «кружок», ведь он воспроизводил отношения в производственном объединении того времени и воспитывал жесткую соорганизацию и «чувство локтя товарища».

В 1970-1980 гг., с окончанием «индустриализации» и «культурной революции», закончилась и культуртрегерская функция дополнительного образования. Её место властно захватила функция социальной услуги по принципу: «Дети должны быть под присмотром и заниматься делом, которое им не будет вредно, а скорее всего полезно». Но кружок как базовая форма сохранился, потому что хорошо обеспечивал и присмотр за детьми, и их общее социальное дисциплинирование. В таком виде отрасль дополнительного образования пережила крах СССР и добралась до 2010-х годов.

Одной из главных черт «традиционной модели» является принципиальное отторжение перемен, и поэтому – отсутствие реальных амбиций и «ультимативных ставок» (самое большее – сделать капитальный ремонт в учреждении и расшириться за счёт соседнего здания, чтобы увеличить численный охват детей).

Другая черта – полное игнорирование особенностей той территории, на которой живут дети и происходит дополнительное образование. Во всех частях страны строились однотипные по архитектуре здания, в которых проходили одинаковые, стандартизированные занятия по сольфеджио, танцам, боксу и другим столь же общеполезным предметам. «Педагогические» возможности конкретных поселений и территорий, будь то местная историческая легенда, уникальное производство, неучтенные природные ресурсы и т.д., и т.п. – как правило, игнорировались.

Подходы нового дополнительного образования

Новое дополнительное образование, разворачивающееся в нашей стране разными путями и обеспечиваемое сейчас «Целевой моделью развития региональных систем дополнительного образования детей», предлагает принципиально иные подходы:

  • Во-первых, ученика не нужно куда-то «направлять» и «включать» – он должен сам реконструировать интересные и актуальные сферы деятельности, в которых именно он может добиться прорыва и принести пользу как себе, так и другим людям.
  • Во-вторых, базовой формой уже не может быть кружок – ею должна стать образовательная программа, предполагающая разнообразие деятельности, конечный продукт и возможность его использования; требующая не «чувства товарищеского локтя», а продуктивного сотрудничества.
  • В-третьих, такое дополнительное образование должно обеспечивать для учеников пробу собственных сил в интересных для них сферах «здесь и сейчас» – а значит, в полной мере и на полную мощность использовать те уникальные возможности, которые есть в данной конкретной территории. Если здесь есть мощное предприятие – устроить туда образовательные экскурсии, а потом тренинги, которые бы проводили его специалисты, а потом стажировки на самом предприятии (при соблюдении техники безопасности, конечно). Если здесь есть уникальный культурный объект – нужно, чтобы ученики его исследовали и описывали, в своих творческих пробах обыгрывали навеянные им образы.

Такое дополнительное образование уже не может быть совокупностью однотипных учреждений. Оно становится пространством для многообразной деятельности, инициируемой взрослыми, но осуществляемой заведомо учениками.

Именно для того, чтобы превратить дополнительное образование в пространство деятельности и взаимодействий, начали создаваться новые организационно-управленческие структуры: межведомственные советы, региональные модельные центры, муниципальные опорные центры. Для этого же было введено «Персональное финансирование дополнительного образования» – система, когда дети совместно с родителями выбирают наиболее важную для них образовательную программу, и именно ей достаются государственные деньги, положенные данному ученику.

Читайте также:
Что за программа skeletons

Почему ситуация не меняется?

Уж если надо выбирать образовательную программу, то одну-единственную; уж если разрабатывать образовательные программы, то максимально похожие на кружки, на основе «прозрачного» учебного плана, где каждое занятие ведет один-единственный педагог.

Надо признать, что эта «советская» логика оказалась на редкость живучей и способной к ассимиляции новых моделей дополнительного образования. Результаты не заставили себя ждать. Во многих регионах персональное финансирование дополнительного образования было поставлено во главу угла всего реформирования отрасли, тогда как должно было стать лишь инструментом. Массовизация услуг дополнительного образования, обеспеченная тиражированием кружков, в том числе силами малоквалифицированных педагогов, ожидаемо привела к падению качества этих услуг.

Новые образовательные программы, в том числе ориентированные на местную специфику, во многих территориях появлялись сугубо стихийно, и уж точно не становились приоритетными с точки зрения муниципальных и региональных властей. И наоборот, там, где негосударственный сектор специально вовлекался в развитие дополнительного образования, удалось добиться значительных сдвигов и в целом сформировать потенциал развития.

Как вырваться за пределы «административно-кружковой» логики?

Мы возьмем на себя смелость и предложим краткие рекомендации по этому поводу для управленцев разного уровня. Думаем, что они будут важны и педагогам, решившимся по капле выдавливать из себя «кружок».

1. Сначала нужно определиться – какой сценарий развития дополнительного образования будет вам «всех милее»: оптимизация, когда обновляются компетенции педагогов, но структура деятельности остаётся неизменной; модернизация, когда структура опять же не меняется, но надстраивается и достраивается новыми элементами, или трансформация, когда строится принципиально новая структура дополнительного образования, на основе стратегической программы, силами многих участников, в том числе и в первую очередь из негосударственного сектора. Этот сценарий самый сложный в реализации – но только он позволит преодолеть инерцию «советского», «индустриального» дополнительного образования.

2. Определить ключевые ультимативные ставки – то есть качественные управленческие изменения в дополнительном образовании, прежде всего его новую роль в местном социуме. Хотя в каждом регионе ультимативные ставки должны определяться, исходя из его конкретной ситуации, можно предложить «типовой вариант» – не как догму, а как руководство к действию:

3. А потом уже начать «отыгрывать» базовые ставки! Конкретных форм и методов здесь много, но они уже не поместятся в статью. Самое главное – помнить и удерживать два простых принципа:

а) само дополнительное образование должно стать реальным сектором экономики;

б) нужно не «бороться» за отдельные показатели, а реализовывать целостную, системную программу развития дополнительного образования своих детей!

И тогда дополнительное образование точно обеспечит развитие капитала и потенциала учеников – завтрашних граждан нашей страны, вершителей наших судеб.

Источник: vogazeta.ru

Дополнительная образовательная программа что это

Дополнительная общеобразовательная программа «КомпАС»
Возраст учащихся: 4-18 лет
Срок реализации: 12 лет
автор-составитель: В.В. Жуков, педагог дополнительного образования
Новокузнецкий городской округ, 2014
Скачать текст программы в формате pdf (1,9 Мб)

Дополнительная общеобразовательная программа спортивно-технического клуба «Горизонт»

Дополнительная общеобразовательная программа спортивно-технического клуба «Горизонт»
Возраст обучающихся: 9-16 лет
Срок реализации программы: 3 года
Авторы-составители: Н.М. Яшин, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории; А.А. Нефедов, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории
Орск, 2014
Скачать текст программы в формате pdf (1,5 Мб)

Дополнительная общеразвивающая программа «Академия Лего»

Дополнительная общеобразовательная программа «Робототехника — школа будущих инженеров»

Дополнительная общеразвивающая программа «Авиамоделирование»

Дополнительная общеразвивающая программа «Авиамоделирование»
Возраст детей: 10-18 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель: Д.В. Москаленко, педагог дополнительного образования
Красногорск, 2014
Скачать текст программы в формате pdf (0,8 Мб)

Дополнительная общеобразовательная программа (общеразвивающая) «Картинг — спорт сильных и смелых»

Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника»

Дополнительная общеобразовательная программа «Авиа-киберспорт»

Дополнительная общеобразовательная программа «Научно-исследовательское общество»

Дополнительная общеразвивающая программа «Спортивная робототехника»

Источник: dopobraz-karelia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru