Дон кихот программа какого класса

Для знакомства с произведениями зарубежной литературы отводится 1-2 урока в конце учебного года. Поэтому такая технология, как урок мастерская, – особая педагогическая технология, способная за небольшой промежуток времени рассказать о многом, т.к. основана на ценностно-смысловом равенстве учителя и ученика. Вот одно из первых определений, данных этому понятию: «Мастерская педагогическая — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия». Определение подчёркивает открытие нового и самостоятельность пути.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Для знакомства с произведениями зарубежной литературы отводится 1-2 урока в конце учебного года. Поэтому такая технология, как урок мастерская, – особая педагогическая технология, способная за небольшой промежуток времени рассказать о многом, т.к. основана на ценностно-смысловом равенстве учителя и ученика . Вот одно из первых определений, данных этому понятию: «Мастерская педагогическая — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия». Определение подчёркивает открытие нового и самостоятельность пути.

Вариация Китри из балета «Дон Кихот» — Кристина Андреева

Урок литературы в 8-м классе по теме:

«Роман Мигеля Сервантеса Сааведра «Дон Кихот»

— книга на все времена

Тип урока: комплексное применение знаний

Форма проведения: исследование

  • помочь ученикам понять, почему роман «Дон Кихот» – книга на все времена;
  • совершенствовать умение обосновывать свою точку зрения, находить в тексте цитаты для подтверждения своих слов;
  • развивать способность сопереживать, воображать;
  • развивать умение работать в группах;
  • воспитывать уважение к человеку.

Формулировка конечного результата:

  • развивать навык исследовательской работы
  • уметь отвечать на поставленный вопрос
  • совершенствовать технику чтения

Оборудование: роман Мигеля Сервантеса Сааведра «Дон Кихот»;

презентации, созданные группами обучающихся

  1. Мотивация учебной деятельности

Свобода…есть одна из самых драгоценных щедрот,

которые небо изливает на людей:

с нею не могут сравниться никакие сокровища

Работа над эпиграфом.

— Из какого произведения строки, которые стали эпиграфом к нашему уроку?

— А что для вас значит свобода? Закончите ассоциативный ряд: Свобода – это…

II. Актуализация знаний.

— Назовите книги, героями которых были рыцари…

— Что отличает героев этих книг. (Это люди сильные, мужественные, а в душе – романтики.)

— И такой образ стал нам привычным. Сегодня мы продолжим разговор о рыцарях, о романтических героях, обратившись к книге испанского классика Мигеля Де Сервантеса Сааведра «Дон Кихот» и герою-рыцарю, так не похожему на своих предшественников.

Дон Кихот. Краткое содержание

Наш урок мы построили, как урок-исследование, каждая группа выбрала свои пути решения предложенных задач: БИОГРАФЫ познакомят нас с основными вехами жизни великого романиста. ЛИТЕРАТУРНЫЕ КРИТИКИ должны познакомить нас с историей создания романа, связав ее с фактами из биографии Сервантеса. СОЦИОЛОГИ — должны были провести анкету среди читателей и предоставить обработанные результаты. ИССЛЕДОВАТЕЛИ — внимательно прочитав текст, отметить особенности, интересные моменты предложенного отрывка из романа.

Рассказ о жизни Мигеля Де Сервантеса Сааведра сопровождается созданной ими слайд-презентацией

Слово ЛИТЕРАТУРНЫМ КРИТИКАМ:

— Мы изучили критическую литературу, письма, воспоминания самого Сервантеса и его современников и предлагаем вашему вниманию историю создания романа, соотнесенную с жизнью самого писателя…

1. Роман «Дон-Кихот» — самое знаменитое произведение Сервантеса — появился на свет в двух частях с интервалом в несколько лет, первая часть датируется 1605 г., а вторая — 1615-м. Роман сразу завоевал успех, был переведен на многие европейские языки и вот уже четыре века занимает почетное место в сокровищнице европейской классической литературы…

2. Судя по всему, на идею создания Дон-Кихота писателя Мигеля де Сервантеса натолкнул небольшой анонимный рассказик, главный герой которого — крестьянин, в конечном итоге погибающий из-за своей неуемной страсти к чтению эпических поэм. Так и родился “Е1 ingenioso hidalgo don Quijote de ia Mancha” (“Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский”) — бедный дворянин, обожающий рыцарские романы. Охваченный безумием, он с головой погружается в мир своих фантазий и, решив стать странствующим рыцарем, отправляется на поиски приключений в обществе жалкой клячи, именуемой Росинантом, и верного оруженосца по имени Санчо Панса.

Читайте также:
Программы для работы звука на компьютере

3. Человек немолодой и близорукий, Дон Кихот постоянно попадает в нелепые ситуации — например, вступает в единоборство с ветряной мельницей, приняв ее за великана… В конце концов он отказывается от героической карьеры и возвращается к нормальной или обычной жизни. История Дон Кихота очень интересна…

— Анализ проведённого исследования показал, что

75% респондентов не видят отличий рыцарского романа от романа исторического

80% респондентов не смогли назвать героев изображённых на иллюстрации

65% респондентов слышали о «ветряных мельницах» и догадываются о метафоричности словосочетания

ИССЛЕДОВАТЕЛЯМ в ходе урока предстояло, прочитав отрывок, ответить на вопросы:

  • Кто же Дон Кихот – чудак или рыцарь?
  • Надо ли быть Дон Кихотом?
  • Есть ли сейчас Дон Кихоты?

Имя нарицательное «донкихот» — у каждого на слуху, но далеко не каждый читал роман Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихота Ламанчский», в котором изображен житель «одного села Ламанчского» — пятидесятилетний идальго Алонсо Кихано: страстный любитель рыцарских романов, он возомнил себя странствующим рыцарем и придумал для себя новое имя, которое решил прославить — Дон Кихот. При этом идальго-книгочей никак не принимал в расчет, что «дон» могли приставлять к своим фамилиям только «кабальеро» и «гранды», то есть люди, принадлежавшие к испанской знати, а никак не мелкопоместные дворяне.

И все же сеньор Кихано своего добился: имя «Дон Кихот» осталось в веках, а в русскоязычной традиции приставка «дон» даже стала писаться с большой буквы — как часть фамилии! Более того, известность Дон Кихота превзошла известность его создателя. Герой Сервантеса отделился от романа и зажил отдельной жизнью, подобно тени, заслонившей своего хозяина. А тем временем, как писал почти век назад испанский философ Х.Ортега-и-Гассет, где-то на небесах Сервантес, творец «Дон Кихота», с печальной улыбкой вслушивается в споры «кихотистов» и «антикихотистов», «ожидая того, кто родится, чтобы понять его».

— Назовите героев повествования:

А) Дон Кихот, он же Алонсо Кихана – бедный идальго, т. е. дворянин.

Б) Санчо Панса – оруженосец, недалекий мужичок из соседней деревни, которого Дон – Кихот прельстил обещанием сделать губернатором одного из завоеванных островов

В) Конь Росинант (перевод – бывшая кляча)

С) Дульсинея Тобосская ( крестьянка из соседней деревни – дама сердца)

А) Что думает Дон Кихот о Санчо? (Санчо прост, глуповат, но порой рассуждает чрезвычайно остроумно)

Б) Что думает Санчо о Дон Кихоте? ( Дон Кихот – безумец, сумасшедший, который порой произносит такие умные речи, что кажется – ему место на кафедре).

Звучит фрагмент «Арагонской хоты» русского композитора Глинки.

— Старинный испанский танец, пронизанный национальным духом этого народа. Глинка словно воскрешает прошлое, он обращается к давним векам и дает старинному танцу новую жизнь. Точно также Сервантес выбирает своего героя – осколок прежних рыцарских времен.

Следуя замыслу писателя, этот роман – пародия, сатира на рыцарство. Поэтому главный герой – фигура комическая. С другой стороны, перед нами рыцарь, философ, моралист, мудрец. Что делает его таковым? Зачем Дон Кихот решил стать рыцарем?

Чтобы возродить рыцарский век, т. к., по его мнению, рыцарь является воплощением человеческого идеала, а сам он последний рыцарь, представитель отжившей эпохи. Это хорошо или плохо? Почему же мы тогда смеемся над героем? Наш смех незлой. Мы ведь смеемся не над тем, о чем мечтает герой, не над его желанием переделать мир и людей в лучшую сторону, а над тем, что с ним случается.

— Перечислите яркие, запоминающиеся эпизоды, произошедшие с Дон Кихотом, поступки героя… Выборочное чтение эпизодов глава VIII

— Как видим, наш герой никак не соответствует уже сложившемуся знакомому образу рыцаря. Ни внешностью, ни поступками…Дон Кихот потерпел поражение от рыцаря Белой Луны, после чего потерял смысл жизни и впал в глубокую печаль. Вскоре он умер. Ему больше нечего делать на Земле. Сервантес, показав смерть Дон Кихота, пресекает все попытки возрождения рыцарской эпохи, а изображая реальную (Это достигается с помощью вставных новелл, эпизодов, что является своеобразием композиции.) жизнь Испании, убеждает читателей в том, что при этой жизни, при новых складывающихся человеческих отношениях рыцарство просто невозможно.

Читайте также:
Основные функции режимы и правила работы с программой персонифицированного учета

1. Мужество 2.Благородство

7.Защищать слабых 8. Служить обиженным

Вывод: это те самые заповеди, которые завещаны веками, будущему, т. е.

нам с вами. Эти заповеди и делают роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» книгой на все времена

1. Надо ли быть Дон – Кихотом?

2. Символом чего для Дон Кихота является ветряная мельница

(Надо, но только быть реалистом, не сражаться с ветряными мельницами.) Вот таков наш романтический герой!

Домашнее задание: напишите сочинение на тему «Модно ли быть Дон Кихотом в 21 веке?»

1. Что изменилось в вашем восприятии Дон Кихота?

6. Итоги, обобщение, подведение результатов

Литература к уроку:

1.Сервантес «Дон Кихот»

2. Тургенев И. С., Гамлет и Дон-Кихот (Речь, произнесённая 10 января 1860 на публичном чтении в пользу О-ва для вспомоществ. нужд. литераторам и учёным), «Современник», 1860, I (перепеч. в «Собр. сочин.», т. X, СПб., 1911);

3. Львов А., Гамлет и Дон-Кихот и мнение о них И. С. Тургенева, СПб., 1863;

4.Карелин В., Донкихотизм и демонизм, Критич. исследование, СПб., 1866;

В. Карелина, изд. 4-е, СПб., 1893;

5.Евлахов А., К трёхсотлетию «Дон-Кихота», «Мир божий», 1905, V (ср. заметку Л. Шепелевича по поводу этой ст. в «Образовании», 1905, VII);

6.Белинский В. Г., Тарантас. Сочин. гр. В. А. Соллогуба, «Собр. сочин.», под ред. Иванова-Разумника, т. II, СПб., 1913, стр. 966 (блестящая характеристика Дон-Кихота и донкихотизма); Что изменилось в вашем восприятии Дон Кихота?

Источник: nsportal.ru

Нужно ли читать «Дон Кихота» в шестом классе школы?

«Список внеклассного чтения на лето в шестом классе выглядит весьма достойно. Несколько десятков имен, вся русская и зарубежная классика»

Текст: Наталья Соколова/РГ

Фото: Екатерина Чеснокова/РИА Новости, ria.ru

Александр Пушкин представлен «Полтавой», «Рылеевым», «Смертью Ермака», «Иваном Сусаниным», «Метелью», «Барышней-крестьянкой». Михаил Лермонтов — «Беглецом», «Ашик-Керибом». Николай Гоголь — «Портретом», «Вием», «Страшной местью». Также в списке есть Тургенев, Лесков, Грин, Шукшин.

Отдельно выделена зарубежная литература, куда вошли Гофман, Брэдбери, Диккенс и даже «Дон Кихот» Мигеля Сервантеса. Наибольшие споры вызывает список зарубежной литературы. Понятен ли будет «Дон Кихот» подростку? И когда его нужно прочитать в первый раз? С этими вопросами мы решили обратиться к известным людям, чтобы узнать, когда они в первый раз прочитали бессмертную книгу Сервантеса.

Юлий Гусман, кинорежиссер, основатель премии «Ника»:

Юлий Гусман/Фото Евгения Новоженина, РИА Новости, ria.ru

Я считаю, что «Дон Кихота» Мигеля Сервантеса не просто правильно, но необходимо читать в шестом классе. Я сам прочитал его в начальной школе — во втором классе, и мне все было понятно. Эта книга гораздо лучше того «мусора», который валяется в наших книжных магазинах. Слава богу, что «Дон Кихот» есть в списке литературы для чтения в шестом классе.

Можно быть спокойными за составителей программ внеклассного чтения для школьников. Очень разумный выбор.

Павел Лунгин, режиссер:

Павел Лунгин/Фото: Екатерина Чеснокова РИА Новости, ria.ru

Я думаю, что читать «Дон Кихота» в шестом классе рановато. Я помню, что впервые взял в руки эту книгу приблизительно в это же время и не понял ее. И он у меня остался в памяти как довольно скучная и непонятная книга. Всей игры я тогда не понял. Пытался вернуться к Сервантесу позже, но так, если честно, и не вернулся.

Это вообще очень опасно — начинать читать слишком рано какие-то произведения. Поэтому счастливы те, кто прочитали Достоевского в зрелом возрасте, и те, кто вернулись к «Войне и миру» после школы. Хотя вопрос, конечно, спорный. Если закрыть глаза и сделать вид в шестом классе, что «Дон Кихота» не существует, то его потом в руки никто так и не возьмет. Это такое вечное противоречие.

Надо расширять свои знания о культуре и о литературе, но, к сожалению, удовольствие от культуры и от книги «смазывается» в раннем возрасте.

Александр Кабаков, писатель:

Александр Кабаков/Фото Сергей Пятаков, РИА Новости, ria.ru

Я прочитал «Дон Кихота» Мигеля Сервантеса примерно в таком же возрасте. «Дон Кихот» — один из величайших мировых романов. Книга замечательна всем. Прекрасная сама по себе идея героя, который попадает в сумасшедшее будущее, будучи более нормальным, чем все окружающие. В сущности, из персонажей «Дон Кихота» выросло огромное количество других персонажей всей мировой литературы.

Читайте также:
Составьте программу рисования узора начальное положение робота отмечено символом ромб вариант 4

Достаточно вспомнить князя Мышкина из «Идиота» Достоевского. «Дон Кихот» — это универсальный образец романа. Думаю, что «Дон Кихот» из тех книг, которые нужно перечитывать много раз. Первый раз в шестом-седьмом классе, а потом уже взрослым человеком. Книга просто обязательная к перечитыванию.

Откладывать первое чтение разных, как многим кажется, «взрослых» произведений неправильно, потому что так можно отложить всю литературу, в том числе «Войну и мир». Если чтение откладывать, то взяться за эти книги в более позднем возрасте будет очень сложно. Если человек в тридцать лет впервые в своей жизни возьмет в руки «Дон Кихота», то он его просто не сможет прочитать до конца.

Источник: godliteratury.ru

Входит ли в школьную программу дон кихот

Проходят века, а роман, как и его геро й, продолжают нас удивлять, привлекать, заставляют смеяться и горевать, думать и анализировать. По богатству идей эта книга тоже не знает себе равных. В ней есть много чисто испанского, национального, но многие проблемы носят общечеловеческий характер, именно поэтому каждое поколение людей находит в ней свое. Давайте и мы сегодня, подводя своеобразный итог нашей работы над романом Сервантеса, попробуем приоткрыть секрет этой поистине феноменальной популярности героя Сервантеса.

3.Работа с классом по вопросам.

— В какую эпоху написан роман?

-Почему она так называется? Что вы знаете об эпохе Возрождения?

-Как она называется по-другому?

-Какое прозвище есть у Дон Кихота? Поему он его получил? Как вы его понимаете?

-Как зовут оруженосца? Почему он пошел с Дон Кихотом?

-А прекрасную даму? Кто она на самом деле?

-Какую сцену Марк Твен считал самой важной в романе? Почему? (Сражение со львами).

— Чем похожи и чем отличаются Дон Кихот и лиценциат Видриера?

-Кто перевел роман на русский язык?

-Каково ваше отношение к Дон Кихоту?

4.Словарная и ассоциативная работа.

Одним из самых выдающихся достижений великого испанского писателя считается создание первого в истории мировой литературы образа чудака.

После проверки творческих заданий пусть прозвучит и словарная статья для сравнения.

-Как вы думаете, почему, зачем Сервантес сделал своего героя чудаком?

(Задача писателя была очень трудной: как изобразить идеального героя в несовершенном, враждебном ему мире. Сделать его жертвой – это возмутит читателей; победителем – солгать, приуменьшить несовершенство действительности. Сервантес делает героя безумным, безумие защищает его от несовершенства мира, позволяет сохранить себя, свои идеалы, веру в добро. Герой-чудак не замечает злобных насмешек, издевательств, всегда готов помочь униженным и оскорбленным.)

5.Отступление первое: о живописи.

Вот этот хитроумный идальго, чудак, уже много лет привлекает внимание многих творческих людей. Образ Дон Кихота нашел свое воплощение и в других видах искусства. Так, его изображали многие художники. Мы уже работали с иллюстрациями в книгах. А сегодня познакомимся с еще двумя известными художниками.

Самый известный иллюстратор – Г.Доре , и еще очень необычная картина П.Пикассо.

6.Образ Дон Кихота в поэзии.

После небольшого отступления вернемся к литературе. Погрузимся в мир поэзии, ведь стихов о Дон Кихоте создано немало. Давайте познакомимся с некоторыми из них. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ).

Примечание: Работу со стихами учитель может построить по своему желанию. На данном уроке, после выразительного чтения стихов заранее подготовленными учащимися, мы сопоставляли стихи Эйснера и Мережковского (тексты стихов – у ребят на партах), выявляли наиболее понравившиеся ребятам образные средства, находили главные строки, обсуждали смысл созданных поэтами образов героя Сервантеса.

7. Отступление второе: о скульптуре.

-Обратимся к еще одному виду искусства – скульптуре. Если бы вам поручили создать памятник дон Кихоту, каким бы он был?

— Как вы думаете, а есть такой памятник, и если есть, то где?

(Не так много литературных героев, которые увековечены в памятниках. Но памятник героям Сервантеса, конечно же, есть, в Мадриде. Демонстрируется фотография памятника, где изображены Дон Кихот и Санчо Панса).

8. Работа с эпиграфами.

-Прочитайте внимательно эпиграфы на доске. Как вы их понимаете? Какой из них вам больше понравился и почему?

О Дон Кихот, ты никуда не канул, Правит, плачет, без Дон Кихота, а в мире,

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru