Домашнее задание в программе по физической культуре

Благополучие общества – это здоровые дети. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества, в том числе, на уроках физической культуры.

Здоровье наших школьников на сегодняшний день, к сожалению, находится не на должном уровне.

Недостаточная двигательная активность школьников в повседневной жизни, уровень учебных нагрузок не соответствуют функциональным возможностям организма ребенка в период его интенсивного роста и развития. Это несоответствие влечет за собой отклонения в состоянии здоровья, увеличение числа детей с нервно–психическими и соматическими заболеваниями.

Урок физической культуры в школе – это главный урок здоровья. Он направлен на охрану здоровья, формирование у детей фундамента здоровья, интереса и положительного отношения к самостоятельным занятиям физической культурой.

Основные знания и умения по физической культуре дети получают в школе. Однако чтобы иметь хорошее здоровье и физическое развитие, одних занятий в школе мало. Поэтому так важно ежедневно самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Первым шагом, первой ступенькой к самостоятельным занятиям физической культурой являются домашние задания.

1-10 — Необычные домашние задания по физкультуре

На своих уроках для самостоятельных домашних занятий рекомендуем детям посильные безопасные упражнения в домашних условиях. Как форма домашнего задания приветствуется самостоятельная двигательная деятельность детей, например: комплексы утренней гимнастики, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, поднимание туловища, различные строевые упражнения, прыжки в длину с места, прыжки со скакалкой, упражнения для формирования осанки, катание на велосипеде, подвижные, игры с друзьями.

Домашние задания по физкультуре состоят из упражнений, направленных на развитие основных двигательных качеств. Они также могут включать простейшие элементы техники движения, имитационные упражнения, упражнения, выполняемые систематически, и одноразовые задания, подводящие упражнения

Это могут быть развивающие упражнения, упражнения для формирования прочных навыков ходьбы и бега. Одной из форм самостоятельных занятий дома является утренняя зарядка, которая помогает быстрому переходу организма от состояния сна к активной жизнедеятельности, дает человеку бодрость, хорошее настроение. Самостоятельные занятия помогают учащимся овладеть программным материалом. На уроках, при большой наполняемости классов, учителю порой трудно осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход.

Система занятий после школы открывает перед педагогом большие резервы для плодотворной работы в этом направлении, так как именно через них урок должен быть логично взаимосвязан со всеми остальными формами организационных и самостоятельных занятий детей физическими упражнениями в школе и дома. В этом есть комплексный подход, без реализации которого даже при образцовых уроках нельзя в полной мере решить многогранные задачи физического воспитания школьников.

домашнее задание на уроке физической культуры

Без помощи самостоятельных занятий не может быть решена проблема воспитания у школьников привычки систематически заниматься физическими упражнениями. Первый шаг на этом пути – интерес ребят.

Какие же задания рекомендуется выполнять учащимся?

Для учащихся 4-6, 7-8 классов в качестве заданий используют комплекс общеразвивающих и специальных упражнений (ОРУ) для развития силы мышц ног, рук, живота, спины, развития гибкости, ловкости, выносливости, прыгучести.

При подборе средств для 9-11 классов важно учесть изменения с возрастом уровня физической подготовленности ребят, причем не всегда в сторону улучшения, больше внимания уделять дифференцированному (особенно по полу) и индивидуальному подходу.

Для девушек акцент следует делать на упражнениях, способствующих поддержанию правильной красивой осанки и стройности фигуры в целом – упражнения для мышц туловища, танцевальные движения.

Задания для юношей должны представлять собой комплекс упражнений для развития силы, выносливости, скоростно-силовых качеств. А также подготовительные и подводящие упражнения с целью подготовки освоения какой-либо части учебной программы.

пражнения, предназначенные для выполнения в домашних условиях, должны быть знакомы школьникам. Учащихся надо учить контролировать правильность выполнения заданий. От сложности заданий зависят сроки, на которые они рассчитаны. Так упражнения, направленные на развития физических качеств, задаются для ежедневного повторения, а также на более длительное время, чем упражнения, призванные подготовить учащихся к освоению какого-либо двигательного действия или закрепить разученное на уроке.

Очень важно начинать работу по внедрению домашних заданий с проведения бесед с родителями, классными руководителями о значении и необходимости регулярных занятий физическими упражнениями. Родителям сообщается о форме и контроле за выполнением учениками заданий, в частности о росписи в дневнике, где зафиксированы задания и оценки за их выполнение. Чтобы домашние задания были результативными, необходимо выполнять их систематически.

Читайте также:
Как расшифровывается программа хассп

Обязательное условие: все упражнения, которые даются для домашних заданий, должны быть проверены на уроках. Контроль над выполнением домашних заданий проводится текущим, фронтальным способом. Он может состоять в проверке правильности выполнения упражнений, мониторинге физического развития, также в выполнении техники определенного упражнения. И сразу становится ясно, как учащиеся выполняют дома заданные упражнения. Обязательно поощрять хорошей оценкой даже слабого в физическом плане ученика, если у него виден прогресс в выполнении домашнего задания.

Собственный опыт работы позволяет утверждать, что домашние задания по физической культуре, особенно в начальной школе, прививают интерес к предмету «физическая культура», способствуют повышению физической подготовленности и воспитанию самостоятельности и ответственности.

Источник: koncpekt.ru

1.3 Домашнее задание по физической культуре как одна из форм самостоятельной деятельности

Острая необходимость в организации самостоятельной физической деятельности продиктованы тем, что в современной школе у учащихся наблюдаются признаки малого по объёму двигательного режима. Причиной которого является недостаточное количество уроков физической культуры, большая наполняемость классов, отсутствие мест занятий, оборудования, инвентаря, недостаточный интерес детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, малый объём знаний о здоровом образе жизни. В настоящее время сокращаются возможности детей для занятий физической культурой и спортом т. к. спортивные секции в основном работают на коммерческой основе, уровень оплаты, в которых недоступен отдельным категориям семей, имеющих детей.

Неудовлетворённая потребность в двигательной активности, отрицательно влияют на гармоническое физическое развитие, двигательную подготовленность школьников[3, 5].

При поступлении в школу происходит ломка динамического стереотипа, сложившегося за дошкольный период воспитания, что приводит к нарушению состояния здоровья, наиболее выражено у первоклассников. Один из способов выйти из сложившийся ситуации это физические упражнения, выполняемые школьниками самостоятельно. Но у школьников не достаточно сформированы навыки самостоятельного использования физических упражнений, танцев, пробежек, прогулок для снятия утомления, выхода из стрессового состояния. Одним из путей решения этой проблемы, на наш взгляд, является самостоятельная работа учащихся по физической культуре.

Для повышения двигательной активности учащихся в нынешних условиях школы следует применять самостоятельные занятия физическими упражнениями. Особенно важным является изменение учебно-воспитательного процесса с таким расчётом, что бы любой учебный предмет был уроком, способствующим не только интеллектуальному развитию учащегося, но и сохранял физическое и соматическое здоровья. Чтобы школьные занятия не снижали, а повышали адаптивные способности учащихся, увеличивали резервы их здоровья. Для решения этой задачи урок физической культуры должен иметь ярко выраженную инструктивную направленность на организацию самостоятельной учебной деятельности учащихся.

В процессе организации самостоятельных занятий соблюдаются следующие условия:

1. Упражнения должны быть несложными по координации и не требующие страховки.

2. Необходимо стремиться к осознанному выполнению упражнений детьми, доходчиво объясняя цель каждого.

3. Задания по физкультуре учащиеся получают после ознакомления с учебным материалом на уроке.

5. Для самостоятельного выполнения подбирают упражнения, количественные результаты которых, при систематическом выполнении, увеличиваются через определённое время.

6. По времени выполнения задания делятся на кратковременные и долговременные. Задаются индивидуально и по группам. По данным опроса учителей индивидуальные задания по физкультуре более эффективны, чем групповые по данным опроса учителей.

7. Контроль за их выполнением осуществляется на уроках преподавателем физической культуры, в домашних условиях взрослыми.

8. Проверка проводится текущим, фронтальным способом. Проверяется правильность выполнения упражнений, оценивается прирост количественных показателей. Поэтому важно на начальном этапе точно определить максимальные возможности учащихся в выполнении упражнения, предлагаемого для самостоятельного выполнения, чтобы быть уверенным, что увеличение результата есть результат самостоятельной деятельности. При старательном, систематическом выполнении заданий практически каждый учащийся может улучшить свой результат независимо от уровня двигательной подготовки. С учётом уровня физической подготовленности, задания со временем усложняются.

9. Для формирования позитивного отношения учащихся к самостоятельному выполнению физических упражнений необходима постоянная, положительная мотивация к физической культуре, т. к. отношение учащихся к урокам физкультуры, интерес к самостоятельному выполнению упражнений является одним из важных условий эффективности самостоятельной учебной деятельности.

10. Параллельно с формированием мотивации к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, воспитывается интерес к физической культуре.

Читайте также:
Национальные проекты и государственные программы отличия

11. Большое значение в формировании интереса к занятиям физкультуры играет занимаемая позиция семьи учащегося в этом вопросе. Интерес возникает и становится стойким, при условии, когда родители привлекают детей к занятиям физической культуры с младшего школьного возраста.

12. Каждый ребёнок нуждается в одобрении своей деятельности, в поощрении за достижения, ставшие результатом его собственного труда.

Домашние задания по физической культуре, особенно в начальной школе, повышают интерес к предмету «физическая культура», способствуют повышению физической подготовленности и воспитанию самостоятельности, чувства ответственности.

Источник: studfile.net

Домашние задания по физической культуре в ДОО.

Сложившаяся социально-экономическая обстановка в стране изменила отношение к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, активности, упорства и, конечно же, здоровья.

В то же время в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества, здоровье еще не стоит на первом месте в иерархии потребностей человека. Поэтому большинство родителей не служат для ребенка положительным примером здорового образа жизни, не противостоят отрицательным внешним влияниям, недооценивают значение здоровья детей для их будущего. В современных условиях особенно актуальным становится формирование и поддержание у современных родителей интереса к оздоровлению самих себя и детей. Важно раскрывать родителям значение формирования основ двигательной и гигиенической культуры детей, сохранения и укрепления их здоровья, давать им знания о формах приобщения к здоровому образу жизни.

Семья во многом определяет отношение детей к здоровью, физической культуре, их интересу к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному примеру отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому педагогам необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды, вовлекать родителей в активный воспитательно-образовательный процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по физическому воспитанию детей. Если меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и играми в домашних условиях с учетом индивидуальности ребенка, с использованием разнообразных игр и упражнений, у детей развиваются определенные положительные склонности и интересы.

В поисках дополнительных форм совместной с родителями физкультурно-оздоровительной работы мы обратились к теме «домашних заданий» по физической культуре, которая на наш взгляд недостаточно эффективно используется. К сожалению, анализируя научно-методическую литературу на данную тему, опыт работы большинства педагогов, можно прийти к выводу об отсутствии единого мнения о содержании, организации и критериях выполнения домашних заданий по физической культуре.

Важным доводом введения «домашней физкультуры» в дошкольном возрасте можно считать то, что этот возраст детей является одним из наиболее благоприятных для развития двигательных качеств, формирования умений и навыков здорового образа жизни. У детей дошкольного возраста легко вырабатывается привычка к ежедневным занятиям, чему способствует естественное тяготение к движениям.

Если в школьной системе «домашнее задание» – это часть процесса обучения, формирующая навыки самостоятельной деятельности учащихся, то в дошкольной системе воспитания и образования «домашнее задание» должно иметь несколько другие цели и задачи в силу возраста детей и их неподготовленности к самостоятельной деятельности. В дошкольных учреждениях введение в практику «домашних заданий по физической культуре» возможно лишь в тесном контакте и взаимодействии с родителями.

2.Цели и задачи домашних заданий по физкультуре.

Цель: формирование основ двигательной и гигиенической культуры, сохранение и укрепление здоровья детей, пропаганда здорового образа жизни в семье.

  1. Расширять знания в области физической культуры детей и взрослых.
  2. Способствовать индивидуальному укреплению и коррекции физического и психического здоровья детей.
  3. Формировать потребность в здоровом образе жизни .
  4. увеличение двигательной активности детей;
  5. развитие основных физических качеств;
  6. профилактика нарушений осанки ;
  7. подготовка к выполнению требований программы по физической культуре;
  8. выработка у ребят простейших приемов самоконтроля за реакцией своего организма на нагрузку.

Выполняя домашние задания, можно решать и такие оздоровительные задачи, как профилактика и коррекция осанки учащихся, формирование навыков личной гигиены.

2.Содержание домашних заданий.

Домашние задания состоят из упражнений, направленных на развитие основных двигательных качеств. Они также могут включать простейшие элементы техники движения, имитационные упражнения, упражнения, выполняемые систематически, и одноразовые задания, подводящие упражнения. Это могут быть развивающие упражнения, упражнения для формирования прочных навыков ходьбы и бега.

Читайте также:
Легко ли работать с программой 1с

Домашние задания могут быть как теоретического, так и практического характера.

Как форма домашнего задания приветствуется самостоятельная двигательная деятельность детей, которая заключается в том, что они сами выбирают себе вид занятий (катание на велосипеде, подвижные, игры с друзьями и т. д).

Экспериментальная модель разработки «Домашних заданий» для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с поставленными задачами может включать в себя 3 блока:

1 блок – задания по формированию представлений в области физической культуры

Это направление раскрывает темы:

  • физические упражнения и их характеристика (гимнастика, игры, спортивные упражнения, туризм); физические качества;
  • история физической культуры и спорта – виды спорта, инвентарь, оборудование, сооружения, соревнования, история Олимпийских игр

2 блок: – разработанные комплексы упражнений для сохранения и укрепления здоровья, для коррекции индивидуальных отклонений и улучшения физического развития

Это направление содержит:

  • комплексы ОРУ по темам логопедических занятий;
  • комплексы корригирующей гимнастики по формированию правильной осанки и коррекции ее нарушений;
  • комплексы и упражнения пальчиковой, дыхательной, артикуляционной гимнастик;
  • логоритмические комплексы;
  • комплексы и упражнения индивидуальной коррекции состояния здоровья и повышения уровня физической подготовленности.

3 блок – задания, направленные на приобщение семьи к здоровому образу жизни, традициям спорта

Это направление включает в себя:

  • валеологические знания (строение и функционирование организма, представление о значении здоровья, и средствах его укрепления, знание норм здорового образа жизни, знания основ безопасного поведения);
  • информацию о спортивных событиях, физкультурно-оздоровительных мероприятиях разного уровня;
  • творческие задания на пропаганду и участие в мини-соревнованиях, конкурсах физкультурно-оздоровительной направленности.

4.Методические рекомендации по составлению домашних заданий.

Методические рекомендации, методические приемы и контроль.

Домашние задания должны быть гармонично связаны с работой на занятиях и должны даваться после их освоения. Необходимо чтобы учитель наглядно показывал технику выполнения упражнения и давал строгую нагрузку. Задания задаются на дом, соответственно по теме, проходимого материала.

Не рекомендуется давать задания по выполнению сложных упражнений, требующих условий и страховки.

Дома выполняются упражнения, требующие длительного, многократного повторения. Может входить в домашнее задание ежедневное выполнение под наблюдением родителей тех комплексов упражнений, которые разучивались в школе.

Домашние задания могут быть как общими для всех, так и индивидуальными, если присутствует отставание в каком-либо разделе или теме

Домашние задания являются логическим продолжением учебной работы. Они могут быть как общими так и индивидуальными , Важно также, чтобы педагог наглядно показывал задаваемые упражнения, четко объяснял задания , уточнял нагрузку , соответствующую состоянию здоровья, физического развития и физической подготовленности детей, напоминал о мерах безопасности и соблюдении санитарно-гигиенических условий выполнения домашних заданий.

5.Правила организации самостоятельных заданий по физической культуре.

Чтобы польза от домашних заданий была более результативной, необходимо добиваться не только систематичности их выполнения , но и постоянного контроля . Такой контроль осуществляется, прежде всего, на занятиях. Он может состоять в проверке правильности выполнения упражнений, сдвигов количественных показателей, а также в повышении уровня физической подготовленности данного ребенка. Все результаты и оценки выполнения домашних заданий желательно фиксировать, например, в журнале индивидуальной работы или в «Дневнике достижений дошкольника». Результаты проверок выполнения домашних заданий показывают, что в конце учебного года уровень двигательной подготовленности детей увеличивается.

Чтобы выявить эффективность введения «домашних заданий по физической культуре» в образовательный процесс я сравнила темпы прироста показателей физической подготовленности детей по двум блокам: развития физических качеств и формирования двигательных навыков. Сравнивались среднегрупповые результаты двух групп детей подготовительного возраста: контрольной группы до введения домашних заданий. И экспериментальной группы после введения .

опыт введения домашних заданий по физической культуре положительно влияет на повышение физической подготовленности детей (особенно на силовую подготовку детей). С целью выяснения отношения родителей и детей к использованию в учебно-воспитательном процессе такой формы работы как «домашние задания» было проведено анкетирование.

Результаты говорят о положительном отношении и желании сотрудничать. Более частый и тесный контакт педагогов с родителями после введения в практику «домашних заданий» привел к повышению уровня участия родителей и в других формах физкультурно-оздоровительной работы. Что особенно приятно, повысилось внимание пап к физическому воспитанию детей (в т.ч. участие их в досугах и праздниках).

7.Домашние задания по группам.

Домашние задание по физической культуре.

Источник: xn--d1abbusdciv.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru