— В Интернете идеи ходят свободно, ноу-хау теряют прежнюю защищенность. Идеологи Итернета упирают на то, что в современном мире «закрываться» бессмысленно: выиграет не тот, кто закрепит за собой больше патентов, а тот, кто быстрее принимает решения и внедряет инновации.
«Виртуальный мир» провозглашает бессмысленность закрытости, в время как «физический» вовсю продолжает бороться с пиратством. А есть ли смысл продолжать защищать интеллектуальна собственность старыми методами?
— Вы защищаете ее тем, что быстрее реализуете ноу-хау. Или продаете тем, кто может это быстрее осуществить. Тот, кто повторяет, никогда не сможет обогнать, это верно для любой области.
Проблема интеллектуальной собственности очень интересна. Я занимаю, может быть, несколько революционную позицию в этом вопросе. Мне кажется, что понятие интеллектуальной собственности внутренне противоречиво, потому что вся интеллектуальная деятельность человека связана с тем, чтобы распространять ее как можно шире, а не устанавливать права контроля и собственности.
Учебники для музыкантов: теория музыки, сольфеджио, и др.
Попытки оформлять наиболее крупные достижения науки в качестве чьих-то открытий – это лишь способ удовлетворить самолюбие их авторов. На самом деле эти достижения принадлежат человечеству в целом. Открытие моим отцом явления сверхтекучести было отмечено в свое время Сталинской премией и Нобелевской премией, у него было много патентов в области техники, но он никогда не брал патент на это явление, считая открытие сверхтекучести просто одним из великих достижений современной науки. Крупные открытия должны сразу попадать, что называется, в public domain, во всеобщее достояние.
То же касается прав на тексты, на музыку. Три года назад в Вашингтоне состоялось заседание Римского клуба, посвященное мультимедиа, Интернету и современному информационному развитию. Я как член клуба выступил там с заявлением во славу московской «Горбушки» в то самое время, когда Билл Гейтс, будучи в Москве, намекал Черномырдину, что пора бы «Горбушку» закрыть.
Черномырдин пообещал, но ничего не сделал, может быть, понимая, что закрыть подобные рынки практически невозможно. А я не уверен, нужно ли?
Тогда, три года назад, я приводил пример: диск с энциклопедией «Британника» в Лондоне можно купить за двести фунтов, в Америке — за триста долларов, а на «Горбушке» она стоила тридцать пять рублей, как бутылка плохой водки. Я водку своим друзьям в Америку уже больше не вожу, но когда привозил им пиратскую копию «Британники», они все были очень довольны. Когда разница между ценой пиратской копии и лицензионной столь велика, неизбежно встает вопрос: а может, что-то по существу неверно?
Моя позиция хотя и была несколько провокационной, получила поддержку ряда авторитетных лиц. А дело, кстати, кончилось тем, что «Горбушка» победила. Год назад энциклопедия «Британника» попала в public domain, теперь ее можно найти в Интернете, и она от этого не прогорела. Будучи крупным явлением мировой культуры и цивилизации, она действительно стала общедоступной. Мне кажется, все учебники, все крупные художественные произведения должны находиться в общественном пользовании.
История музыки. Часть I
С изобретениями дело сложнее. Помню, очень давно я посетил одну из крупнейших электротехнических фирм Швеции, где мне показывали лабораторию, занимающуюся прикладной сверхпроводимостью. А рядом с этим скромным трехэтажным зданием высилось двадцатиэтажное лицензионно-патентное управление фирмы.
Двадцать процентов оборота этой фирмы были связаны с лицензионно-патентной деятельностью! В современном мире это очень обширная часть бизнеса. Патенты пишутся так, что по ним практически ничего сделать нельзя, можно только закрепить авторство, так что людей обычно интересуют не столько патенты, сколько лицензионные соглашения. Крупные фирмы предпринимают значительные усилия, чтобы контролировать техническую информацию и лицензионную продукцию, за этим стоит, как правило, коммерческий интерес.
— Тем не менее не только патенты и лицензии, но и другие объекты интеллектуальной собственности, например авторские права, охраняются законами, в том числе и международным правом.
— Я думаю, что Интернет изменит контуры права. Полностью защитить информацию невозможно, если вы поместили информацию в эту систему, считайте, вы ее опубликовали.
Другое дело, каким образом должна оплачиваться работа авторов, писателей, ученых. Интеракция «я читаю — я плачу» уходит в прошлое. По-видимому, необходимо искать другой способ поощрения авторов вместо прибыли от прямых продаж, за счет каких-то фондов или общественных отчислений.
— Иными словами, не должно быть ограничений на доступ к ресурсам глобальной информационной сети, например, в виде платы за доступ?
— Информация должна быть доступна всем. Тем более если это информация в области просвещения, культуры и науки. Недоступность этой информации есть нарушение принципиальных прав человека. Публичные библиотеки, большинство музеев бесплатны. Это вопрос не денег, а принципа.
Интернет изменит контуры права на интеллектуальную собственность*
— В Интернете идеи ходят свободно, ноу-хау теряют прежнюю защищенность. Идеологи Итернета упирают на то, что в современном мире «закрываться» бессмысленно: выиграет не тот, кто закрепит за собой больше патентов, а тот, кто быстрее принимает решения и внедряет инновации. «Виртуальный мир» провозглашает бессмысленность закрытости, в время как «физический» вовсю продолжает бороться с пиратством. А есть ли смысл продолжать защищать интеллектуальна собственность старыми методами?
— Вы защищаете ее тем, что быстрее реализуете ноу-хау. Или продаете тем, кто может это быстрее осуществить. Тот, кто повторяет, никогда не сможет обогнать, это верно для любой области.
Проблема интеллектуальной собственности очень интересна. Я занимаю, может быть, несколько революционную позицию в этом вопросе. Мне кажется, что понятие интеллектуальной собственности внутренне противоречиво, потому что вся интеллектуальная деятельность человека связана с тем, чтобы распространять ее как можно шире, а не устанавливать права контроля и собственности.
Попытки оформлять наиболее крупные достижения науки в качестве чьих-то открытий – это лишь способ удовлетворить самолюбие их авторов. На самом деле эти достижения принадлежат человечеству в целом. Открытие моим отцом явления сверхтекучести было отмечено в свое время Сталинской премией и Нобелевской премией, у него было много патентов в области техники, но он никогда не брал патент на это явление, считая открытие сверхтекучести просто одним из великих достижений современной науки. Крупные открытия должны сразу попадать, что называется, в public domain, во всеобщее достояние.
То же касается прав на тексты, на музыку. Три года назад в Вашингтоне состоялось заседание Римского клуба, посвященное мультимедиа, Интернету и современному информационному развитию. Я как член клуба выступил там с заявлением во славу московской «Горбушки» в то самое время, когда Билл Гейтс, будучи в Москве, намекал Черномырдину, что пора бы «Горбушку» закрыть. Черномырдин пообещал, но ничего не сделал, может быть, понимая, что закрыть подобные рынки практически невозможно. А я не уверен, нужно ли?
Тогда, три года назад, я приводил пример: диск с энциклопедией «Британника» в Лондоне можно купить за двести фунтов, в Америке — за триста долларов, а на «Горбушке» она стоила тридцать пять рублей, как бутылка плохой водки. Я водку своим друзьям в Америку уже больше не вожу, но когда привозил им пиратскую копию «Британники», они все были очень довольны. Когда разница между ценой пиратской копии и лицензионной столь велика, неизбежно встает вопрос: а может, что-то по существу неверно?
Моя позиция хотя и была несколько провокационной, получила поддержку ряда авторитетных лиц. А дело, кстати, кончилось тем, что «Горбушка» победила. Год назад энциклопедия «Британника» попала в public domain, теперь ее можно найти в Интернете, и она от этого не прогорела. Будучи крупным явлением мировой культуры и цивилизации, она действительно стала общедоступной. Мне кажется, все учебники, все крупные художественные произведения должны находиться в общественном пользовании.
С изобретениями дело сложнее. Помню, очень давно я посетил одну из крупнейших электротехнических фирм Швеции, где мне показывали лабораторию, занимающуюся прикладной сверхпроводимостью. А рядом с этим скромным трехэтажным зданием высилось двадцатиэтажное лицензионно-патентное управление фирмы.
Двадцать процентов оборота этой фирмы были связаны с лицензионно-патентной деятельностью! В современном мире это очень обширная часть бизнеса. Патенты пишутся так, что по ним практически ничего сделать нельзя, можно только закрепить авторство, так что людей обычно интересуют не столько патенты, сколько лицензионные соглашения. Крупные фирмы предпринимают значительные усилия, чтобы контролировать техническую информацию и лицензионную продукцию, за этим стоит, как правило, коммерческий интерес.
— Тем не менее не только патенты и лицензии, но и другие объекты интеллектуальной собственности, например авторские права, охраняются законами, в том числе и международным правом.
— Я думаю, что Интернет изменит контуры права. Полностью защитить информацию невозможно, если вы поместили информацию в эту систему, считайте, вы ее опубликовали.
Другое дело, каким образом должна оплачиваться работа авторов, писателей, ученых. Интеракция «я читаю — я плачу» уходит в прошлое. По-видимому, необходимо искать другой способ поощрения авторов вместо прибыли от прямых продаж, за счет каких-то фондов или общественных отчислений.
— Иными словами, не должно быть ограничений на доступ к ресурсам глобальной информационной сети, например, в виде платы за доступ?
— Информация должна быть доступна всем. Тем более если это информация в области просвещения, культуры и науки. Недоступность этой информации есть нарушение принципиальных прав человека. Публичные библиотеки, большинство музеев бесплатны. Это вопрос не денег, а принципа.
Авторское вознаграждение: размер и порядок его выплаты
Известно ли вам, что за литературное, научное, музыкальное произведение, а также изобретение вы можете получить авторское вознаграждение? Разумеется, гонорар не выплачивается просто по факту наличия результата интеллектуального труда, в который вы вложили силы и знания.
Необходимым условием является его использование и публикация третьими лицами. Определение размера денежного «поощрения», как правило, осуществляется автором и другой стороной правоотношения. Более подробно об авторском гонораре расскажут специалисты Амигдала в этой статье.
Что такое авторское вознаграждение
Авторское вознаграждение – это денежная сумма, выплачиваемая автору и его наследникам, за использование произведения (публикацию, тиражирование, размещение на сайте и другое) в случае заключения договора.
Авторское вознаграждение выплачивается, например, при:
Передачи автором исключительного права
Использовании «продукта» творческой деятельности с выплатой денежного вознаграждения создателю
Создании произведения для заказчика с разовой или периодической фиксированной оплатой или за процент от выручки
Формами реализации права автора на вознаграждение являются получение денег в качестве вознаграждения или отчуждение этого права другим лицам.
Авторское вознаграждение по ГК РФ гарантируется соглашением между создателем и лицом, использующим интеллектуальный «продукт». В случае неисполнения одной стороной условий, вторая может в судебном порядке заявить об удовлетворении своих требований.
Такие споры на практике встречаются часто. В этих случаях незаменима профессиональная юридическая помощь, которую могут оказать специалисты Амигдала.
Получить консультацию эксперта
Яна АристоваМладший юрист. Эксперт по авторскому праву
Форма: получить консультацию эксперта (не редактируйте этот текст. Блок сгенерируется автоматически)
Кто может претендовать на авторское вознаграждение?
Получить авторский гонорар может автор. Авторское право возникает у него непосредственно в момент создания произведения.
Личные неимущественные права, то есть связанные с личностью создателя (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность результата творчества) не передаются иным лицам, а вот исключительное право (право использовать и получать материальную выгоду) может быть отчуждено в пользу другого лица.
эксперт по авторскому праву
К лицам, имеющим возможность принять право на получение гонорара, относятся:
- наследники автора;
- сторона, принимающая на себя обязательства, при заключении договора с создателем произведения.
Право на вознаграждение в авторском праве России может перейти от одного юридического лица к другому, например, при проведении процедуры реорганизации.
Виды авторского вознаграждения
Есть несколько видов гонораров за авторское право, различных по источнику выплаты:
- По договору. Например, писатель может передать права на свое произведение издательству, которое впоследствии выпустит книгу и будет получать доход от ее продажи.
- По договору авторского заказа. В этом случае работа выполняется под заказ, а заказчик имеет право требовать конкретный результат от создателя.
- За изобретение или служебное произведение. В этом случае имеют место трудовые отношения со всеми их особенностями.
- От коллективного управления правами.
Все виды закреплены в Гражданском законодательстве и имеют свои особенности.
Вознаграждение по договору
Для получения гонорара создатель произведения должен заключить договор с лицом, желающим использовать его интеллектуальный труд в своих целях.
Сделать это можно, используя:
- Договор отчуждения. Правовой режим определен в ст. 1285 ГК РФ. Соглашение подразумевает полное отчуждение исключительного права в пользу приобретателя, который уплачивает автору гонорар, если в договоре не прописаны другие условия. При этом лицо, создавшее произведение, продолжает считаться автором. Обязательно в возмездном договоре нужно указать информацию о размере гонорара. В противном случае договор будет признан недействительным. Гонорар может быть в виде фиксированной денежной суммы (с разовой или периодической оплатой) или в виде процента от прибыли, либо в другой форме.
Если автор не получил вознаграждения, то он может потребовать возвращения исключительного права и возмещение убытков, или защищать свои права любым законным способом.
- Лицензионный договор. Правовой режим зафиксирован в ст. 1286 ГК РФ.
Договор подразумевает передачу права на использование интеллектуального труда автора (лицензиара) лицензиату. Автор может установить пределы его использования и временные рамки.
При возмездном соглашении, предусматривающем авторское вознаграждение, размер и порядок его выплаты обязательно указываются в договоре. В ином случае стоит отметить, что он безвозмездный.
Если по каким-либо причинам лицензиат не стал использовать произведение, то автор все равно может потребовать гонорар.
эксперт по авторскому знакам
Вознаграждение по договору авторского заказа
Договор авторского заказа – это соглашение, по которому автор обязуется создать произведение искусства, литературы или науки для другой стороны. Как правило, он является возмездным, но стороны могут выбрать другую форму. Имеет схожие черты с договором подряда.
По заданию заказчика автор делает определенные действия, которые должны привести его к конкретному результату. Например, певица может заказать у композитора музыку для своей новой песни.
В судебной практике подчеркиваются 3 особенности авторского договора заказа:
- Он заключается в отношении произведения, которое еще не существует и будет создано лишь в перспективе.
- Может содержать условия относительно дальнейшего использования результата, распоряжении исключительным правом на него. Автор может определить пределы и согласовать их с заказчиком.
- Как правило, ограничивает творческую свободу автора, поскольку заказчик выдвигает совершенно определенные требования к результату.
По договору авторского заказа исполнителем является автор (физическое лицо), создающий произведение.
эксперт по авторскому праву
Антикризисные цены
Снижение цен до 30% на услуги регистрации
Вознаграждение за служебное произведение или изобретения
Созданное при исполнении трудовых обязанностей служебное произведение – собственность работодателя, который условно выступает в качестве заказчика. Создатель имеет личные неимущественные права, а работодатель приобретает исключительное право.
Стороны могут указать в договоре прочие условия.
К автору автоматически возвращается исключительное право, если работодатель в течение 3-х лет с момента передачи служебного произведения ему:
Не использовал его
Не осуществил передачу права иному лицу
Не объявил о намерении сохранить произведение в тайне
Советуем почитать
Это служит обоснованием для появления возможности получать доход от использования творческого труда.
Право на вознаграждение от работодателя автор получает, если работодатель воспользовался полученными правами и совершил хотя бы одно из вышеуказанных действий в течение 3-х лет.
Размер, условия и порядок его выплаты прописываются в соглашении между работодателем и работником, а в случае наличия споров устанавливаются в судебном порядке.
Данная выплата не относится к заработной плате (хотя иногда и может быть включена в неё), это отдельный вид денежного вознаграждения за творческую деятельность.
В соответствии с положениями ГК РФ право автора на вознаграждение за служебное произведение не может отчуждаться или передаваться наследникам, но они вправе получить невыплаченную наследодателю выручку.
Доходы от коллективного управления правами
Советуем почитать
Лица, обладающие авторскими и смежными правами, могут создавать некоммерческие организации. Их целью является отстаивание интересов авторов перед пользователями.
Организация выполняет несколько основных функций:
- Распределяет гонорары между правообладателями.
- Выплачивает их.
- Удерживает из вознаграждения часть денежных средств на обеспечение необходимых расходов.
Создание организации оправдано:
- если единолично осуществлять свои права трудно;
- если допускается свободное использование объектов без согласия обладателей, но с выплатой им гонорара.
Пример использования объекта авторского права без согласия обладателя, но с выплатой авторского вознаграждения: использование музыки, созданной автором, в личных целях.
Антикризисные цены
Подпишитесь на рассылку и получите скидку 30%
Форма: Подписаться на рассылку (не редактируйте этот текст. Форма сгенерируется автоматически)
Размер и порядок выплат авторского вознаграждения
Стороны обычно самостоятельно устанавливают размер и порядок выплаты вознаграждения и закрепляют их документально. Однако есть ряд исключений.
Гонорар за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях распределяется в следующей пропорции:
- 40% — создателям;
- 30% — исполнителям;
- 30% — изготовителям, то есть тем, кто собирает воедино результат творчества создателя и исполнителя.
Размер авторского вознаграждения определяется в процентном соотношении от объема денежных средств за единицу оборудования и материальных носителей или таможенной стоимости единицы.
эксперт по авторскому праву
Если работник и работодатель не договорились об ином, гонорар за создание служебного изобретения определяется:
- в размере 30% его средней заработной платы за год;
- в размере 20% его средней заработной платы за создание полезной модели, промышленного образца.
Получить консультацию эксперта
Яна АристоваМладший юрист. Эксперт по авторскому праву
Форма: получить консультацию эксперта (не редактируйте этот текст. Блок сгенерируется автоматически)
Российским законодательством предусмотрено 2 основные формы выплат авторского вознаграждения:
- фиксированные выплаты (разово или периодически);
- процент от дохода.
Под роялти понимают вознаграждение в форме периодических платежей (например, ежемесячных).
Можно установить роялти:
- в твердом размере;
- в виде процента от прибыли лицензиата.
Авторское вознаграждение – это доход. Поэтому он по установленной ставке облагается НДФЛ, но автор может воспользоваться правом на профессиональный налоговый вычет согласно ст. 221 НК РФ в сумме фактически произведенных и официально подтвержденных расходов.
эксперт по авторскому праву
Чтобы правильно распорядиться результатом своего интеллектуального труда, нужно знать, что такое авторское вознаграждение, каков порядок его получения и сколько можно на этом законно заработать.
Юристы Амигдала всегда в курсе изменений в законодательстве, поэтому они помогут правильно составить договор, учитывающий интересы сторон, расскажут, как определить размер авторского вознаграждения в каждом конкретном случае. Профессиональный подход к этому вопросу позволит обеспечить стабильные и эффективные правоотношения между участниками.
Блок: Советуем почитать (не редактируйте этот текст. Блок сгенерируется автоматически) Форма: получить консультацию эксперта (не редактируйте этот текст. Форма сгенерируется автоматически)
Источник: amigdala.pro