Об утверждении требований к структуре и содержанию программы развития образовательных организаций высшего образования
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2021 г. № 2547
МОСКВА
Об утверждении требований к структуре и содержанию программы развития образовательных организаций высшего образования
В соответствии с частью 41 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые требования к структуре и содержанию программы развития образовательных организаций высшего образования.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 29 декабря 2021 г. № 2547
ТРЕБОВАНИЯ к структуре и содержанию программы развития образовательных организаций высшего образования
1. Программа развития образовательной организации высшего образования (далее соответственно — программа развития, образовательная организация) должна содержать следующие разделы:
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОУ
а) общие положения — содержит краткую характеристику образовательной организации, включая ее филиальную сеть, описание ключевых результатов развития образовательной организации, ориентированных на развитие высшего образования, науки, технологий на региональном, национальном и международном уровнях;
б) стратегия развития образовательной организации — содержит описание миссии, стратегической цели, целевой модели развития образовательной организации и задач по достижению указанной целевой модели, мероприятий по участию в социально-экономическом развитии субъекта Российской Федерации, вклада образовательной организации в достижение национальных целей развития и реализацию приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, а также цифровой трансформации процессов (образовательных, научно-исследовательских процессов, управления имущественным комплексом, администрирования) , в том числе на основе технологий искусственного интеллекта;
в) мероприятия по достижению целевой модели развития образовательной организации. Политика образовательной организации по основным направлениям ее деятельности — содержит описание мероприятий программы развития, представляющих собой систему проектов и действий, обеспечивающих решение образовательной организацией задач по развитию образовательной, научной, инновационной и международной деятельности, развитию человеческого капитала, инфраструктуры и цифрового развития для достижения целевой модели развития образовательной организации и включающих все существующие в образовательной организации программы и проекты, содержащие мероприятия по ее развитию;
г) управление реализацией программы развития — содержит общую информацию о структуре управления программой развития, требованиях к организации и осуществлению внутреннего и внешнего контроля при реализации программы развития, критерии оценки эффективности реализации программы развития.
Технология проектирования программы развития образовательной организации
2. Программа развития должна содержать следующие приложения:
а) целевые показатели (индикаторы) реализации программы развития и их значение;
б) план мероприятий по реализации программы развития;
в) объемы и источники финансового обеспечения мероприятий по реализации программы развития;
г) проекты и программы, реализуемые образовательной организацией, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Источник: government.ru
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
2. Образовательные организации при реализации образовательных программ свободны в определении содержания образования, выборе образовательных технологий, а также в выборе учебно-методического обеспечения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;
2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;
3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;
4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;
5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;
6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, за исключением образовательных организаций высшего образования;
8) прием обучающихся в образовательную организацию;
9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;
10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
10.1) поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях;
12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;
13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
14) обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся;
15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;
15.1) проведение социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;
16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;
17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей «За особые успехи в учении»;
18) утратил силу. — Федеральный закон от 04.06.2014 N 148-ФЗ;
19) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации, в том числе содействие деятельности российского движения детей и молодежи;
20) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров;
21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет»;
22) иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Образовательные организации высшего образования осуществляют научную и (или) творческую деятельность, а также вправе создавать условия для подготовки научными и педагогическими работниками диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в докторантуре. Иные образовательные организации вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами.
4.1. Программа развития образовательной организации высшего образования направлена на развитие образовательной и научной деятельности, модернизацию и совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры такой образовательной организации, развитие академической мобильности ее обучающихся и научно-педагогических работников. Программа развития образовательной организации высшего образования включает в себя критерии оценки эффективности ее реализации, в том числе в части вклада образовательной организации в достижение национальных целей развития и реализацию приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, и источники ее финансового обеспечения. Программа развития образовательной организации высшего образования разрабатывается образовательной организацией и утверждается ее учредителем, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Требования к структуре и содержанию программы развития образовательных организаций высшего образования утверждаются Правительством Российской Федерации.
5. Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).
5.1. Образовательные организации, реализующие основные профессиональные образовательные программы, вправе оказывать содействие в трудоустройстве лиц, осваивающих или завершивших освоение указанных образовательных программ, в том числе в структурные подразделения, созданные такими организациями для практической подготовки обучающихся, выполнения опытно-конструкторских работ, осуществления научной, творческой и иной деятельности, в хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, учредителями (участниками) которых являются такие организации.
6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
2) создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
7. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. Образовательная организация вправе применять в своей деятельности электронный документооборот, который предусматривает создание, подписание, использование и хранение документов, связанных с деятельностью образовательной организации, в электронном виде без дублирования на бумажном носителе, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Решение о введении электронного документооборота и порядок его осуществления утверждаются образовательной организацией по согласованию с ее учредителем.
Источник: www.zakonrf.info
ПРИКАЗ «29» декабря 2017 года № 493 Об утверждении Порядка согласования программ развития образовательных организаций Хотынецкого района с учредителем
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в целях регламентации процедуры согласования программ развития муниципальных образовательных организаций с учредителем,
1. Утвердить Порядок согласования Программ развития образовательных организаций Хотынецкого района с учредителем согласно приложению.
2. Довести до сведения руководителей образовательных организаций Порядок согласования Программ развития образовательных организаций Хотынецкого района с учредителем.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Начальник отдела образования Л. М. Зарубина
к приказу отдела образования
администрации Хотынецкого района
от «29» декабря 2017 года № 493
согласования программ развития муниципальных образовательных организаций Хотынецкого района с учредителем
1. Общие положения
1.1. Порядок проведения процедуры согласования программ развития муниципальных образовательных организаций Хотынецкого района с учредителем (далее — Порядок) разработан в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Настоящий Порядок определяет проведение процедуры согласования программ развития муниципальных образовательных организаций, учредителем которых является муниципальное образование — Хотынецкий район Орловской области. Функции и полномочия учредителя образовательных организаций выполняет администрация Хотынецкого района Орловской области в лице отдела образования администрации Хотынецкого района (далее – Учредитель) в рамках полномочий, установленных нормативными правовыми актами Хотынецкого района.
1.2. Разработка и утверждение программы развития образовательной организации (далее — Программы развития ОО) относится к компетенции образовательной организации. Программа развития ОО разрабатывается образовательной организацией (далее – ОО) в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере образования, а также с учетом направлений развития региональной и муниципальной систем образования.
1.3. Программа развития ОО разрабатывается на срок не менее трех лет.
2. Порядок согласования Программы развития ОО
2.1. Проведение процедуры согласования Программы развития ОО проводится на завершающем этапе разработки документа до его утверждения руководителем образовательной организации.
2.2. Программа развития ОО (изменения к Программе развития ОО) предоставляется на печатном (вместе с копией локального акта ОО о разработке Программы развития ОО) и электронном носителях на экспертизу в отдел образования администрации Хотынецкого района (далее – Отдел образования):
2.2.1. не позднее, чем за 30 календарных дней до окончания действующей Программы развития;
2.2.2. не позднее 5 рабочих дней после принятия в соответствии с локальным актом ОО изменений в Программу развития ОО.
2.3. Для рассмотрения Программы развития ОО Отделом образования создается экспертная группа из числа работников отдела образования, учебно-методического объединения системы образования Хотынецкого района, образовательных организаций. Персональный состав экспертной группы утверждается приказом Отдела образования.
2.4. Экспертная группа в течение 14 рабочих дней со дня получения Программы развития ОО осуществляет её экспертизу.
2.5. В ходе экспертизы анализу подвергаются структурные компоненты Программы развития ОО, в результате которой устанавливается:
а) соответствуют ли приоритетные направления Программы развития ОО цели (ям) и задачам развития образовательной системы района;
б) целесообразно ли (оптимально и достаточно) планируемое ресурсное обеспечение Программы развития ОО, соотносимо ли оно с теми возможностями (материально-техническими, финансово-экономическими, др.), которые может предоставить Учредитель в соответствии с муниципальной программой.
2.6. Для экспертной оценки Программы развития ОО используются следующие критерии:
— актуальность (нацеленность на решение ключевых проблем развития образовательной организации);
— прогностичность (ориентация на удовлетворение «завтрашнего» социального заказа на образование и учет изменений социальной ситуации);
— эффективность (нацеленность на максимально возможные результаты при рациональном использовании имеющихся ресурсов);
— полнота и целостность Программы, наличие системного образа учреждения, образовательного процесса, отображение в комплексе всех направлений развития;
— реалистичность (соответствие требуемых и имеющихся материально-технических и временных ресурсов (в том числе — возникающих в процессе выполнения Программы возможностям);
— контролируемость (наличие максимально возможного набора индикативных показателей);
— социальная открытость (наличие механизмов информирования участников работы и социальных партнеров);
— культура оформления Программы (единство содержания и внешней формы Программы, использование современных технических средств).
2.7. По результатам экспертизы Программы развития ОО оформляется экспертное заключение (далее — Заключение) согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
2.8. В случае соответствия Программы развития ОО требованиям настоящего Порядка Программа с положительным экспертным заключением передается Учредителю для согласования.
2.9. В случае несоответствия Программы развития ОО требованиям настоящего Порядка документ с копией экспертного заключения передается руководителю образовательной организации на доработку. Программа развития ОО сдается на повторную экспертизу в сроки, указанные в заключении, но не позднее 10 рабочих дней.
2.10. При последующем представлении Программы развития ОО Отдел образования проводит ее повторную экспертизу в течение 7 рабочих дней.
2.11. На любом этапе рассмотрения документа руководитель ОО вправе отозвать Программу развития ОО для внесения изменений.
2.12. После получения Заключения о направлении Программы развития ОО на согласование, в течение 5 рабочих дней Программа развития ОО согласовывается Учредителем.
2.13. Программа развития ОО после процедуры согласования с Учредителем направляется в ОО, утверждается в соответствии с локальным нормативным актом ОО и размещается на официальном сайте образовательной организации.
2.14. Руководитель образовательной организации несет ответственность за реализацию и своевременное исполнение индикаторов Программы развития ОО.
2.15. Руководитель образовательной организации обеспечивает открытый доступ родителей (законных представителей) обучающихся и (или) воспитанников к информации о ходе и результатах реализации Программы развития ОО.
к Порядку согласования
программ развития образовательных
организаций Хотынецкого района с учредителем
по результатам экспертизы программы развития
образовательной организации
«___» ____________ 20__ года
Экспертная комиссия в составе:
Председателя экспертной комиссии: ___________________________________
Членов экспертной комиссии:_________________________________________
составила настоящее заключение о соответствии Программы развития
(наименование образовательной организации)
(далее – образовательная организация) установленным требованиям.
По результатам экспертизы экспертная группа установила соответствие Программы развития ОО следующим критериям:
Степень соответствия критерию
Критерий предварительного согласования
Источник: hot-adm.ru