Должен ли преподаватель писать рабочие программы

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) конкретные должностные обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями, разрабатываемыми на основе квалификационных характеристик, утверждённых приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761-н.

Как отмечается в Дополнительных разъяснениях по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей (далее – Дополнительные разъяснения), подготовленных Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России и специалистами Общероссийского Профсоюза образования в целях оказания практической помощи в реализации мероприятий, обозначенных в письме Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 16 мая 2016 года № НТ-604/08/269 «О рекомендациях по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей», в инструкции по должности «учитель» и (или) трудовом договоре могут предусматриваться следующие обязанности, непосредственно связанные с составлением отчётной документации:

Федеральные требования к рабочим программа. Примерные рабочие программы

  • разработка рабочей программы по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ;
  • осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях ИКТ (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).

Таким образом, в соответствии с должностными обязанностями учитель должен иметь:

  • рабочую программу ,
  • вести электронные классный журнал и дневники обучающихся .

— Законом № 273-ФЗ предусмотрена разработка рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) организацией, а не рабочей программы конкретного учителя ;

— рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

— органы управления образованием субъектов РФ не вправе применять требования о соответствии рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) неким шаблонам (по структуре, количеству и наименованию столбцов, объёму и т. д.), а должны руководствоваться требованиями ФГОС для проведения их качественного (содержательного), а не количественного (формального) анализа.

В целях сокращения отчётности учителей при выполнении ими должностных обязанностей Минобрнауки и Общероссийский Профсоюз образования

— органам управления образованием субъектов РФ и руководителям образовательных организаций исключить практику запроса у учителей конспектов и (или) диагностических карт уроков, а также планов подготовки к государственной итоговой аттестации, отчётов об их выполнении и т. п ., так как соответствующие материалы (в случае их составления) являются рабочим инструментарием учителя, а не отчётной документацией, составление которой предусмотрено должностными обязанностями;

— руководителям образовательных организаций:

Рабочие программы воспитания разработка и реализация

  • предусматривать распределение должностных обязанностей по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) между несколькими учителями, не включая такие обязанности, например, в трудовые договоры с лицами, впервые поступившими на работу по специальности, в течение первых двух лет после получения ими среднего профессионального или высшего образования;
  • обеспечивать свободный доступ учителей к утверждённым рабочим программам образовательной организации для использования их в работе, в том числе для реализации права на участие в разработке на их основе (например, в ходе апробации) усовершенствованных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);
  • не ограничивать при утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) право учителей на использование как типовых (без необходимости их перепечатки), так и авторских рабочих программ при соответствии их требованиям ФГОС;

б) предлагают органам управления образованием субъектов РФ и руководителям образовательных организаций:

  • исключить практику дублирования ведения электронных и бумажных журналов и дневников, а также обязательного ведения учителями вспомогательных рубрик электронного журнала и дневников обучающихся, так как осуществление иной связи учителя с родителями (лицами, их заменяющими) не требует обязательного использования учителем ИКТ;
  • обеспечить установление адекватных для соблюдения учителями сроков выставления ими оценок успеваемости обучающихся: в начальных классах — в течение 3 календарных дней , в 5-11 классах – в течение 7 календарных дней , но не позднее даты проведения промежуточной аттестации обучающихся;
  • учесть, что согласно квалификационной характеристики должности «учитель» ведение электронных журналов и дневников обучающихся может быть включено в должностные обязанности учителя исключительно в рамках осуществления им контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе, в связи с чем в случае утверждения дополнительного перечня услуг, оказываемых в субъекте РФ государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, осуществление учителями при ведении электронного журнала и дневников обучающихся иных видов деятельности, кроме контрольно-оценочной, не предполагается.
Читайте также:
Как в программе компас изменить масштаб чертежа

Нормативные документы об особенностях режима рабочего времени и отдыха педагогических работников

Трудовой кодекс Российской Федерации

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»

Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761-н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (с изменением, внесённым приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»

Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации на 2014 – 2017 годы

Примечание. 1.Комментарии Общероссийского Профсоюза образования к перечисленным выше документам опубликованы в его информационном бюллетене №2 за июль 2016 года.

2.В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися ( Приложение 1 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601).

3. Письма, рекомендации, разъяснения имеют рекомендательный характер.

P.S. Выступая на Всероссийском семинаре-совещании глав региональных органов управления образованием в г. Сочи 27 сентября 2016 года, глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила, что у учителя должно быть три отчетных документа: первый документ — рабочая программа, второй — классный журнал и третий документ — это дневник.

«Не нужно загружать учителя дополнительной работой, которая ясна и понятна и без этих заполнений дополнительных листов», — заявила Ольга Васильева.

Письмо Центрального Совета Общероссийского Профсоюза образования от 7 июля 2016 года № 323 руководителям региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза «О дополнительных разъяснениях по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей»

Дополнительные разъяснения по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей

Источник: eduinspector.ru

Учителей освободили от лишней бумажной работы

Владимир Путин подписал закон, по которому с 1 сентября преподаватели смогут использовать в работе типовые программы, а не писать собственные.

В законе указано, что при разработке основной общеобразовательной программы методисты, учителя и воспитатели могут использовать примерные учебные планы и рабочие программы учебных предметов, которые включены в примерную программу. В этом случае методическая документация не разрабатывается.

Читайте также:
Сад работает по программе

Образцы примерных рабочих программ уже можно посмотреть на сайте Института развития стратегии образования. По мере готовности на странице Института появятся и другие образцы.

Напоминаем, что недавнее исследование показало, что большое количество бумажной работы мешает профессиональному развитию учителей.

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Источник: pedsovet.org

Рабочая программа учителя. Из опыта работы по ФГОС
консультация по теме

Представляю размышления о рабочей программе учителя, о ее содержании, структуре и об ответственности за реализацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
ФайлКак составить рабочую программу 20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учителя как инструмент проектирования учебно-воспитательного процесса

  1. Должны ли учителя писать Рабочую программу?

Вслед за появлением Федеральных государственных образовательных стандартов НОО в 2010 году появились типовые должностные инструкции учителя, которые поставили, наконец, точку в споре – должны ли учителя писать рабочую программу.

В соответствии с должностной инструкцией, учитель

  • Разрабатывает рабочую программу по предмету и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов и способностей;
  • Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

(источник: Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения», http://edu.resobr.ru ).

В соответствии с законом РФ «Об образовании», требованиями ФГОС НОО, Типовым положением об общеобразовательном учреждении в школе разработано Положение о рабочей программе учителя. В этом Положении закрепляется статус Рабочей программы по учебному предмету как нормативно-правового документа, обязательного для выполнения в полном объеме. Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом. Рабочая программа должна обеспечить достижение планируемых результатов освоения ООП НОО.

Рабочая программа учителя конкретизирует реализацию Основной образовательной программы гимназии по каждому учебному предмету.

  1. Кому нужна Рабочая программа?

Четыре года назад у нас не было ничего, кроме текста ФГОС, Примерных образовательных программ и Примерной основной образовательной программы ОУ. В тексте ФГОС были Требования к результатам освоения ООП НОО. Чтобы достичь результатов, нужно было спроектировать образовательный процесс. Таким проектом и стала тогда первая Рабочая программа учителя.

Но как только для учителей появились готовые программы, и даже краткие методические рекомендации для написания рабочей программы (разработанные НМЦ Л.Занкова), появился соблазн воспользоваться готовыми материалами. И сегодня остается открытым вопрос: При каких условиях Рабочая программа будет востребована учителем и станет реальным инструментом в проектировании УВП, а не формальным документом? Чтобы ответить на него, попытаемся разобраться в том, что и в каком виде должно быть в учительской Рабочей программе.

2.1. Содержание Рабочей программы

Структура Рабочей программы учителя в «общем виде» задана Стандартом. Однако, опыт, сложившийся в результате четырехлетней работы учителей гимназии, показывает, что некоторые структурные компоненты могут быть уточнены и конкретизированы.

Обязательным структурным элементом Рабочей программы учителя являются требования к результатам освоения ООП НОО. Опыт показывает, что для детального анализа личностных, метапредметных и предметных результатов, выбора методов их формирования на уроке учителя обращаются к первоисточнику – ФГОС и Программе УМК.

Подробное описание всех результатов в Рабочей программе учителя может излишне перегрузить этот документ. Указываем в пояснительной записке, что требования к подготовке учащихся (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения) по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и авторской программой по предмету и даем ссылку на авторскую программу. Здесь же кратко излагается система контроля и оценки достижений учащихся, указывается основной инструментарий для оценки результатов (дается ссылка на Положение о контроле образовательных достижений учащихся). Объем этой части Рабочей программы 1-2 страницы.

Самый большой по объему и самый востребованный учителями раздел Рабочей программы – это Календарно-тематическое планирование на учебный год. Он открывается описанием планируемых результатов — личностных, предметных и метапредметных; тематическим планом предметного курса с указанием количества часов, выделенных на изучение каждого раздела и темы (дается фрагмент программы автора УМК). Запись в классном журнале и количество часов должны соответствовать этому разделу Рабочей программы учителя. По итогам каждого полугодия учителя гимназии фиксируют выполнение программы, а в случае несоответствия, обосновывают причины возможного расхождения.

Читайте также:
Как активировать программу cvtz50

Пояснительная записка к рабочей программе в нашей гимназии пишется перед 1 классом на все четыре года обучения, а раздел «Календарно-тематическое планирование» пополняется ежегодно. Именно этот раздел и является показателем методической грамотности и степени осознания учителем ответственности за образовательные результаты.

Формальное отношение к Рабочей программе в этом разделе прослеживается очень ярко. Календарно-тематическое планирование на год представлено в формате таблицы. За основу берется авторское планирование, представленное в программе или на сайте УМК. В различных УМК, и даже в одной образовательной системе у разных авторов, эти таблицы отличаются друг от друга степенью детализации.

Но все они содержат Характеристику деятельности учащихся и Планируемые результаты. Учителя вносят необходимые изменения и коррективы. Эти изменения зависят от уровня квалификации, индивидуальных предпочтений учителя и особенностей учащихся класса. Планирование уроков математики и русского языка включает также текущий и промежуточный контроль, сроки его проведения.

Опыт показывает, что дополнение календарно-тематического планирования колонками ухудшает восприятие и загромождает таблицу. График контроля, описание моделей инструментария контроля лучше представить в приложениях к Рабочей программе. Там же могут быть представлены и тексты итоговых контрольных работ по предмету (или ссылка на электронный Методический портфель учителя с материалами).

Завершает Рабочую программу учителя раздел «Оснащение образовательного процесса». Здесь представлен полный УМК для учащихся и учителя на четыре года обучения, дается краткий список демонстрационного, учебно-практического и лабораторного оборудования, доступного для учителя и учащихся (ссылка на полный каталог информационной образовательной среды в Паспорте кабинета начальных классов). Объем этой части Рабочей программы не более 1 страницы.

2.2. В каком формате может быть представлена

Рабочая программа учителя?

Как видим, Рабочая программа учителя достаточно объемный документ. А учителю нужны 7 предметных программ, плюс 2 программы внеурочной деятельности. Как сберечь время учителя и его силы? Выход, вероятно, в кооперации учителей в параллели, когда, анализируют и обсуждают программу вместе, а затем каждый выполняет техническую часть общего дела.

Бумажный вариант Рабочей программы по русскому языку за 4 года составил 170 страниц. Как сделать их удобными для ежедневного использования? Выходом может быть электронная версия Рабочей программы, сконструированная как цифровой образовательный ресурс или учительский Портфолио в сети Интернет, размещенный на сайте гимназии.

  1. Когда придет осознание

личной ответственности учителя за результаты?

С введением ФГОС заметно усилился контроль за выполнением государственных программ и качеством образования. Четкие критерии контроля приводят к осознанию личной ответственности за результаты образования учащихся. Хотелось бы разделить ответственность и с авторами учебно-методических комплектов, разработавших учебники и программы.

Именно авторы, в первую очередь, гарантируют достижение планируемых результатов средствами УМК. Груз ответственности лежит и на учителе. Авторы УМК надеются на то, что учитель самым внимательным образом изучит не только программу курса, но и пояснительную записку к программе, воспользуется авторскими рекомендациями для построения образовательного процесса.

Ведь разрабатывая собственную Рабочую программу, учитель берет на себя ответственность за каждое слово этой программы. И прежде чем что-либо написать в ней, приходится задуматься – а смогут ли учащиеся достичь результатов, заявленных в ФГОС? Какими средствами это будет достигаться? Ведь Рабочая программа учителя – это инструмент и стратегия учителя для достижения педагогических целей .

Источник: nsportal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru