В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) конкретные должностные обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями, разрабатываемыми на основе квалификационных характеристик, утверждённых приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761-н.
Как отмечается в Дополнительных разъяснениях по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей (далее – Дополнительные разъяснения), подготовленных Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России и специалистами Общероссийского Профсоюза образования в целях оказания практической помощи в реализации мероприятий, обозначенных в письме Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 16 мая 2016 года № НТ-604/08/269 «О рекомендациях по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей», в инструкции по должности «учитель» и (или) трудовом договоре могут предусматриваться следующие обязанности, непосредственно связанные с составлением отчётной документации:
Федеральные требования к рабочим программа. Примерные рабочие программы
- разработка рабочей программы по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ;
- осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях ИКТ (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
Таким образом, в соответствии с должностными обязанностями учитель должен иметь:
- рабочую программу ,
- вести электронные классный журнал и дневники обучающихся .
— Законом № 273-ФЗ предусмотрена разработка рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) организацией, а не рабочей программы конкретного учителя ;
— рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
— органы управления образованием субъектов РФ не вправе применять требования о соответствии рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) неким шаблонам (по структуре, количеству и наименованию столбцов, объёму и т. д.), а должны руководствоваться требованиями ФГОС для проведения их качественного (содержательного), а не количественного (формального) анализа.
В целях сокращения отчётности учителей при выполнении ими должностных обязанностей Минобрнауки и Общероссийский Профсоюз образования
— органам управления образованием субъектов РФ и руководителям образовательных организаций исключить практику запроса у учителей конспектов и (или) диагностических карт уроков, а также планов подготовки к государственной итоговой аттестации, отчётов об их выполнении и т. п ., так как соответствующие материалы (в случае их составления) являются рабочим инструментарием учителя, а не отчётной документацией, составление которой предусмотрено должностными обязанностями;
— руководителям образовательных организаций:
Рабочие программы воспитания разработка и реализация
- предусматривать распределение должностных обязанностей по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) между несколькими учителями, не включая такие обязанности, например, в трудовые договоры с лицами, впервые поступившими на работу по специальности, в течение первых двух лет после получения ими среднего профессионального или высшего образования;
- обеспечивать свободный доступ учителей к утверждённым рабочим программам образовательной организации для использования их в работе, в том числе для реализации права на участие в разработке на их основе (например, в ходе апробации) усовершенствованных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);
- не ограничивать при утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) право учителей на использование как типовых (без необходимости их перепечатки), так и авторских рабочих программ при соответствии их требованиям ФГОС;
б) предлагают органам управления образованием субъектов РФ и руководителям образовательных организаций:
- исключить практику дублирования ведения электронных и бумажных журналов и дневников, а также обязательного ведения учителями вспомогательных рубрик электронного журнала и дневников обучающихся, так как осуществление иной связи учителя с родителями (лицами, их заменяющими) не требует обязательного использования учителем ИКТ;
- обеспечить установление адекватных для соблюдения учителями сроков выставления ими оценок успеваемости обучающихся: в начальных классах — в течение 3 календарных дней , в 5-11 классах – в течение 7 календарных дней , но не позднее даты проведения промежуточной аттестации обучающихся;
- учесть, что согласно квалификационной характеристики должности «учитель» ведение электронных журналов и дневников обучающихся может быть включено в должностные обязанности учителя исключительно в рамках осуществления им контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе, в связи с чем в случае утверждения дополнительного перечня услуг, оказываемых в субъекте РФ государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, осуществление учителями при ведении электронного журнала и дневников обучающихся иных видов деятельности, кроме контрольно-оценочной, не предполагается.
Нормативные документы об особенностях режима рабочего времени и отдыха педагогических работников
Трудовой кодекс Российской Федерации
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»
Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761-н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (с изменением, внесённым приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»
Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации на 2014 – 2017 годы
Примечание. 1.Комментарии Общероссийского Профсоюза образования к перечисленным выше документам опубликованы в его информационном бюллетене №2 за июль 2016 года.
2.В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися ( Приложение 1 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601).
3. Письма, рекомендации, разъяснения имеют рекомендательный характер.
P.S. Выступая на Всероссийском семинаре-совещании глав региональных органов управления образованием в г. Сочи 27 сентября 2016 года, глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила, что у учителя должно быть три отчетных документа: первый документ — рабочая программа, второй — классный журнал и третий документ — это дневник.
«Не нужно загружать учителя дополнительной работой, которая ясна и понятна и без этих заполнений дополнительных листов», — заявила Ольга Васильева.
Письмо Центрального Совета Общероссийского Профсоюза образования от 7 июля 2016 года № 323 руководителям региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза «О дополнительных разъяснениях по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей»
Дополнительные разъяснения по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей
Источник: eduinspector.ru
Учителей освободили от лишней бумажной работы
Владимир Путин подписал закон, по которому с 1 сентября преподаватели смогут использовать в работе типовые программы, а не писать собственные.
В законе указано, что при разработке основной общеобразовательной программы методисты, учителя и воспитатели могут использовать примерные учебные планы и рабочие программы учебных предметов, которые включены в примерную программу. В этом случае методическая документация не разрабатывается.
Образцы примерных рабочих программ уже можно посмотреть на сайте Института развития стратегии образования. По мере готовности на странице Института появятся и другие образцы.
Напоминаем, что недавнее исследование показало, что большое количество бумажной работы мешает профессиональному развитию учителей.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Источник: pedsovet.org
Рабочая программа учителя. Из опыта работы по ФГОС
консультация по теме
Представляю размышления о рабочей программе учителя, о ее содержании, структуре и об ответственности за реализацию.
Скачать:
![]() |
20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учителя как инструмент проектирования учебно-воспитательного процесса
- Должны ли учителя писать Рабочую программу?
Вслед за появлением Федеральных государственных образовательных стандартов НОО в 2010 году появились типовые должностные инструкции учителя, которые поставили, наконец, точку в споре – должны ли учителя писать рабочую программу.
В соответствии с должностной инструкцией, учитель
- Разрабатывает рабочую программу по предмету и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов и способностей;
- Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).
(источник: Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения», http://edu.resobr.ru ).
В соответствии с законом РФ «Об образовании», требованиями ФГОС НОО, Типовым положением об общеобразовательном учреждении в школе разработано Положение о рабочей программе учителя. В этом Положении закрепляется статус Рабочей программы по учебному предмету как нормативно-правового документа, обязательного для выполнения в полном объеме. Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом. Рабочая программа должна обеспечить достижение планируемых результатов освоения ООП НОО.
Рабочая программа учителя конкретизирует реализацию Основной образовательной программы гимназии по каждому учебному предмету.
- Кому нужна Рабочая программа?
Четыре года назад у нас не было ничего, кроме текста ФГОС, Примерных образовательных программ и Примерной основной образовательной программы ОУ. В тексте ФГОС были Требования к результатам освоения ООП НОО. Чтобы достичь результатов, нужно было спроектировать образовательный процесс. Таким проектом и стала тогда первая Рабочая программа учителя.
Но как только для учителей появились готовые программы, и даже краткие методические рекомендации для написания рабочей программы (разработанные НМЦ Л.Занкова), появился соблазн воспользоваться готовыми материалами. И сегодня остается открытым вопрос: При каких условиях Рабочая программа будет востребована учителем и станет реальным инструментом в проектировании УВП, а не формальным документом? Чтобы ответить на него, попытаемся разобраться в том, что и в каком виде должно быть в учительской Рабочей программе.
2.1. Содержание Рабочей программы
Структура Рабочей программы учителя в «общем виде» задана Стандартом. Однако, опыт, сложившийся в результате четырехлетней работы учителей гимназии, показывает, что некоторые структурные компоненты могут быть уточнены и конкретизированы.
Обязательным структурным элементом Рабочей программы учителя являются требования к результатам освоения ООП НОО. Опыт показывает, что для детального анализа личностных, метапредметных и предметных результатов, выбора методов их формирования на уроке учителя обращаются к первоисточнику – ФГОС и Программе УМК.
Подробное описание всех результатов в Рабочей программе учителя может излишне перегрузить этот документ. Указываем в пояснительной записке, что требования к подготовке учащихся (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения) по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и авторской программой по предмету и даем ссылку на авторскую программу. Здесь же кратко излагается система контроля и оценки достижений учащихся, указывается основной инструментарий для оценки результатов (дается ссылка на Положение о контроле образовательных достижений учащихся). Объем этой части Рабочей программы 1-2 страницы.
Самый большой по объему и самый востребованный учителями раздел Рабочей программы – это Календарно-тематическое планирование на учебный год. Он открывается описанием планируемых результатов — личностных, предметных и метапредметных; тематическим планом предметного курса с указанием количества часов, выделенных на изучение каждого раздела и темы (дается фрагмент программы автора УМК). Запись в классном журнале и количество часов должны соответствовать этому разделу Рабочей программы учителя. По итогам каждого полугодия учителя гимназии фиксируют выполнение программы, а в случае несоответствия, обосновывают причины возможного расхождения.
Пояснительная записка к рабочей программе в нашей гимназии пишется перед 1 классом на все четыре года обучения, а раздел «Календарно-тематическое планирование» пополняется ежегодно. Именно этот раздел и является показателем методической грамотности и степени осознания учителем ответственности за образовательные результаты.
Формальное отношение к Рабочей программе в этом разделе прослеживается очень ярко. Календарно-тематическое планирование на год представлено в формате таблицы. За основу берется авторское планирование, представленное в программе или на сайте УМК. В различных УМК, и даже в одной образовательной системе у разных авторов, эти таблицы отличаются друг от друга степенью детализации.
Но все они содержат Характеристику деятельности учащихся и Планируемые результаты. Учителя вносят необходимые изменения и коррективы. Эти изменения зависят от уровня квалификации, индивидуальных предпочтений учителя и особенностей учащихся класса. Планирование уроков математики и русского языка включает также текущий и промежуточный контроль, сроки его проведения.
Опыт показывает, что дополнение календарно-тематического планирования колонками ухудшает восприятие и загромождает таблицу. График контроля, описание моделей инструментария контроля лучше представить в приложениях к Рабочей программе. Там же могут быть представлены и тексты итоговых контрольных работ по предмету (или ссылка на электронный Методический портфель учителя с материалами).
Завершает Рабочую программу учителя раздел «Оснащение образовательного процесса». Здесь представлен полный УМК для учащихся и учителя на четыре года обучения, дается краткий список демонстрационного, учебно-практического и лабораторного оборудования, доступного для учителя и учащихся (ссылка на полный каталог информационной образовательной среды в Паспорте кабинета начальных классов). Объем этой части Рабочей программы не более 1 страницы.
2.2. В каком формате может быть представлена
Рабочая программа учителя?
Как видим, Рабочая программа учителя достаточно объемный документ. А учителю нужны 7 предметных программ, плюс 2 программы внеурочной деятельности. Как сберечь время учителя и его силы? Выход, вероятно, в кооперации учителей в параллели, когда, анализируют и обсуждают программу вместе, а затем каждый выполняет техническую часть общего дела.
Бумажный вариант Рабочей программы по русскому языку за 4 года составил 170 страниц. Как сделать их удобными для ежедневного использования? Выходом может быть электронная версия Рабочей программы, сконструированная как цифровой образовательный ресурс или учительский Портфолио в сети Интернет, размещенный на сайте гимназии.
- Когда придет осознание
личной ответственности учителя за результаты?
С введением ФГОС заметно усилился контроль за выполнением государственных программ и качеством образования. Четкие критерии контроля приводят к осознанию личной ответственности за результаты образования учащихся. Хотелось бы разделить ответственность и с авторами учебно-методических комплектов, разработавших учебники и программы.
Именно авторы, в первую очередь, гарантируют достижение планируемых результатов средствами УМК. Груз ответственности лежит и на учителе. Авторы УМК надеются на то, что учитель самым внимательным образом изучит не только программу курса, но и пояснительную записку к программе, воспользуется авторскими рекомендациями для построения образовательного процесса.
Ведь разрабатывая собственную Рабочую программу, учитель берет на себя ответственность за каждое слово этой программы. И прежде чем что-либо написать в ней, приходится задуматься – а смогут ли учащиеся достичь результатов, заявленных в ФГОС? Какими средствами это будет достигаться? Ведь Рабочая программа учителя – это инструмент и стратегия учителя для достижения педагогических целей .
Источник: nsportal.ru