1. Долгосрочное бюджетное планирование осуществляется путем формирования бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период, бюджетного прогноза субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, а также бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период в случае, если представительный орган муниципального образования принял решение о его формировании в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
2. Под бюджетным прогнозом на долгосрочный период понимается документ, содержащий прогноз основных характеристик соответствующих бюджетов (консолидированных бюджетов) бюджетной системы Российской Федерации, показатели финансового обеспечения государственных (муниципальных) программ на период их действия, иные показатели, характеризующие бюджеты (консолидированные бюджеты) бюджетной системы Российской Федерации, а также содержащий основные подходы к формированию бюджетной политики на долгосрочный период.
3. Бюджетный прогноз Российской Федерации, субъекта Российской Федерации на долгосрочный период разрабатывается каждые шесть лет на двенадцать и более лет на основе прогноза социально-экономического развития соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации на соответствующий период.
ЭТУ ОШИБКУ совершает 71% новичков! Как правильно принимать креатин?
Бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период разрабатывается каждые три года на шесть и более лет на основе прогноза социально-экономического развития муниципального образования на соответствующий период.
Бюджетный прогноз Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на долгосрочный период может быть изменен с учетом изменения прогноза социально-экономического развития соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на соответствующий период и принятого закона (решения) о соответствующем бюджете без продления периода его действия.
4. Порядок разработки и утверждения, период действия, а также требования к составу и содержанию бюджетного прогноза Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на долгосрочный период устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией с соблюдением требований настоящего Кодекса.
5. Утратил силу. — Федеральный закон от 21.11.2022 N 448-ФЗ.
6. Бюджетный прогноз (изменения бюджетного прогноза) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на долгосрочный период утверждается (утверждаются) соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией в срок, не превышающий двух месяцев со дня официального опубликования закона (решения) о соответствующем бюджете.
Комментарии к ст. 170.1 БК РФ
Текст комментария: «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К БЮДЖЕТНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Авторы: Ю.М. Лермонтов
Издание: 2015 год
Организация работы с электронными документами длительного срока хранения
Комментируемая статья регламентирует долгосрочное бюджетное планирование, которое пришло на смену применявшимся ранее правилам определения бюджетной политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
Статья 170.1 БК РФ введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 283-ФЗ и согласно части 4 статьи 6 указанного Закона ее положения в части разработки и утверждения бюджетного прогноза субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период применяются с 1 января 2015 года. До указанного срока высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация муниципального образования вправе разработать и утвердить бюджетный прогноз субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период в установленном ими порядке.
Долгосрочное бюджетное планирование позволит перейти к полноценному использованию программно-целевых методов управления за счет повышения предсказуемости и стабильности расходов на реализацию государственных (муниципальных) программ.
Определено, что бюджетные прогнозы формируются Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, а также муниципальными образованиями (в случае принятия соответствующего решения представительным органом муниципального образования).
При этом устанавливаются различные периоды действия федеральной, региональных и муниципальных бюджетных прогнозов, а также сроки вступления в силу соответствующих требований (по разработке и утверждению указанных прогнозов).
Так, бюджетные прогнозы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации должны утверждаться на срок не менее 12 лет, бюджетные прогнозы муниципальных образований (в случае принятия представительным органом местного самоуправления решения о разработке и утверждении бюджетного прогноза) — на срок не менее шести лет.
Бюджетные прогнозы могут корректироваться в соответствии с принятыми законами (решениями) о бюджетах и изменениями долгосрочных прогнозов социально-экономического развития (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).
Также установлено, что уточнение бюджетных прогнозов осуществляется без изменения срока действия данных прогнозов. Разработка новых долгосрочных бюджетных прогнозов (на 12 и более лет для Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на 6 и более лет для муниципальных образований) осуществляется раз в шесть лет для Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, раз в три года — для муниципальных образований.
Указанные прогнозы должны содержать основные характеристики соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, показатели объемов финансового обеспечения государственных (муниципальных) программ, основные направления бюджетной политики и иные положения (показатели), если это предусмотрено соответствующими решениями высших исполнительных органов государственной власти (местной администрацией) об утверждении порядков разработки и утверждения бюджетных прогнозов.
Так, в бюджетном прогнозе Российской Федерации могут быть дополнительно определены цели и задачи бюджетной политики на долгосрочный период, условия формирования бюджетного прогноза Российской Федерации, основные подходы к формированию доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, оценка и минимизация бюджетных рисков, прогноз показателей по бюджетам бюджетной системы в целом, что будет установлено соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке разработки и утверждения бюджетного прогноза Российской Федерации». Тем же решением может быть установлен больший период, на который разрабатывается бюджетный прогноз Российской Федерации по отношению к минимальному сроку (бюджетный прогноз Российской Федерации разрабатывается на восемнадцатилетний период).
Соответственно, в бюджетных прогнозах субъектов Российской Федерации на период их действия определяются основные характеристики консолидированных бюджетов соответствующих территорий, в том числе в отношении местных бюджетов (районов, городских и сельских поселений).
Прогнозирование параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе федерального бюджета, на долгосрочный период позволяет оценить (на вариантной основе) финансовые возможности для принятия новых и исполнения действующих расходных обязательств, учесть последствия реализации отдельных и общих решений, структурных реформ, их влияние на сбалансированность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в долгосрочном периоде.
Установлено несколько этапов разработки проектов бюджетного прогноза.
Проект бюджетного прогноза, формируемый соответствующим финансовым органом на основе проекта долгосрочного прогноза социально-экономического развития (или изменений в указанный прогноз), представляется в высший исполнительный орган государственной власти (местную администрацию) одновременно с проектом бюджета.
Проекты соответствующих бюджетных прогнозов, одобренные высшими исполнительными органами власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местной администрацией, подлежат представлению в законодательные (представительные) органы власти одновременно с проектами законов (решений) о бюджетах, что позволит рассматривать проекты бюджетов в рамках долгосрочного прогноза бюджетов.
После официального опубликования закона (решения) о бюджете и утверждения долгосрочного прогноза социально-экономического развития на период, соответствующий периоду действия бюджетного прогноза, бюджетный прогноз утверждается (уточняется) высшим исполнительным органом власти.
+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Источник: rulaws.ru
Ст. 179 БК РФ
Статья 179. Долгосрочные целевые программы
1. Долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.
Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
2. Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.
Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган.
3. По каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения и критерии указанной оценки устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
По результатам указанной оценки Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации.
В случае принятия данного решения и при наличии заключенных во исполнение соответствующих программ государственных (муниципальных) контрактов в бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из указанных контрактов, по которым сторонами не достигнуто соглашение об их прекращении.
4. Долгосрочной целевой программой, реализуемой за счет средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации (местному бюджету) на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов).
Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
Источник: www.conventions.ru
Откладывай на завтра: 9 вопросов о новой программе долгосрочных сбережений
Государство хочет мотивировать россиян создавать финансовую подушку на будущее. Программа долгосрочных сбережений стартует с 2024 года. Главная новация — гражданам позволят распорядиться «замороженными» в 2014 году пенсионными накоплениями. Минфин позиционирует программу как возможность получить прибавку к пенсии, оплатить высшее образование детей или дорогостоящее лечение. Как работает новый сберегательный продукт, много ли с его помощью можно накопить и каковы его недостатки — в материале Forbes
Что предлагает государство?
Законопроект Минфина и ЦБ о долгосрочных накоплениях предлагает регулярно вносить взносы с зарплаты в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и инвестировать «замороженные» с 2014 года пенсионные накопления. Граждане и сейчас могут сами копить на пенсию, отчисляя деньги в НПФ. Но, как правило, взносы за них платят предприятия в рамках корпоративных программ поддержки сотрудников, и чаще всего это сырьевые компании. В НПФ застраховано 36,6 млн человек, и лишь 6,2 млн человек (около 8% работающих россиян) — активные участники, которые копят сами, говорят данные ЦБ.
Разные варианты программы долгосрочных сбережений готовились с 2016 года. Первый проект — индивидуальный пенсионный капитал (ИПК) — хотели внедрить с 2020 года, но, как писали «Известия», отложили из-за опасений неприязни граждан на фоне болезненной пенсионной реформы. Второй проект — так называемый гарантированный пенсионный план — также не был реализован, на этот раз на фоне пандемии.
Кто может участвовать в программе?
Принять участие в программе могут все россияне от 18 лет. Участие будет добровольным. Копить можно и в пользу третьих лиц — например, ребенка. Для участия нужно будет заключить договор с НПФ, где самому определить размер первого взноса, периодичность и сумму регулярного пополнения счета, а также сроки дальнейших выплат. Договор заключается минимум на 15 лет.
То есть выплаты можно начать получать не раньше чем через 15 лет или по достижении 60-летнего возраста у мужчин и 55-летнего — у женщин.
В России 38 НПФ, которые занимаются негосударственным пенсионным обеспечением. Можно заключить несколько договоров с несколькими НПФ, диверсифицируя риски, или поменять фонд (но лишь раз в пять лет).
Накопления будут застрахованы на сумму 2,8 млн рублей (по аналогии со страхованием 1,4 млн рублей на вкладах в банках), в отличие от денег на инвестиционных счетах (ИИС), сохранность которых государство не гарантирует. Накопления до 2,8 млн рублей не сгорят в случае банкротства НПФ.
Материал по теме
Из каких денег формируются долгосрочные сбережения?
- регулярные взносы с зарплаты;
- пенсионные накопления (новые поступления заморожены с 2014 года).
Пенсионные накопления, по данным ЦБ, есть более чем у 70 млн россиян. Узнать свою сумму можно в личном кабинете на сайте Социального фонда России. Ее можно будет перевести в программу долгосрочных сбережений.
Речь о деньгах граждан от 1967 года рождения, которые копились на индивидуальных счетах в Пенсионном фонде с 2002 по 2014 год. В накопительную часть пенсии попадало 6 п.п. из 22% отчислений работодателей с зарплаты. Эти деньги предназначались для выплаты пенсии персонально владельцу счета и никому другому. Оставшиеся 16% шли в общий котел — на выплаты нынешним пенсионерам.
Но в кризис 2014 года из-за возросшего дефицита бюджета Пенсионного фонда государство ввело мораторий на формирование новых пенсионных накоплений. С тех пор все 22% взносов уходят в общий котел, а уже накопленные деньги лежат мертвым грузом. У граждан нет никакой возможности что-либо с ними делать, кроме как переводить из одного НПФ в другой.
- прибавки от работодателя.
У компаний будет возможность софинансировать добровольные взносы сотрудников.
Какие будут бонусы?
- с дохода от инвестиций не будут взимать НДФЛ;
- за взносы до 400 000 рублей в год будет налоговый вычет, но не более 52 000 рублей;
- государство даст прибавку тем, кто присоединится к программе в первые три года ее работы (до 2026 года).
Чтобы получить софинансирование, достаточно внести на счет 2000 рублей в год. Чем ниже доход участника программы, тем больше добавят из бюджета. При доходе до 80 000 рублей вложения могут удвоиться (но не более чем на 36 000 рублей). Тем, чей доход от 80 000 до 150 000 рублей, государство добавит по рублю на каждые 2 рубля взноса.
Если доход выше 150 000 рублей, то государство добавит по рублю на каждые 4 рубля взносов. Минфин оценивает затраты на софинансирование до 10 млрд рублей ежегодно. При этом прибавку от государства россияне будут получать только три года участия в программе.
Материал по теме
Как можно будет распорядиться деньгами?
Участие в программе позволит получать прибавку к пенсии каждый месяц. Одна часть будет страховой (государственной), другая — сформируется за счет накоплений. Можно будет выбрать из двух вариантов выплат:
- срочные выплаты на срок от 10 лет;
- прибавка к пенсии до конца жизни;
Сумму выплат НПФ определит, разделив накопленную сумму на количество лет, исходя из ожидаемой продолжительности жизни (сейчас она почти 73 года, оценил Росстат). Если накоплений будет мало, а размер ежемесячной выплаты не превысит 10% прожиточного минимума пенсионера, все накопления выплатят разом.
Если человек не доживет до пенсии или уйдет из жизни после начала срочных выплат, остаток перейдет наследникам. В случае смерти после начала пожизненных выплат оставшиеся накопления сгорят.
Это общее правило всех накопительных пенсионных систем, пояснила Forbes проректор ВШЭ Лилия Овчарова: «В солидарной системе накопления тех, кто прожил меньше, переходят на выплату тем, кто прожил дольше. Если бы пожизненное обеспечение наследовалось, не хватило бы денег на долгожителей».
- деньги можно будет забрать в любое время;
Законопроект оставляет за государством право установить максимальный размер изымаемой суммы. К тому же придется вернуть государству налоговые вычеты, а НПФ может взять пени за расторжение договора. Не получится забрать пенсионные накопления до 2014 года, прибавку от государства и инвестиционный доход по ним.
- потратить в случае тяжелой жизненной ситуации;
Например, при необходимости оплатить лечение — не только свое, но и ближайших членов семьи. Виды такой медицинской помощи определены перечнем.
- оплатить высшее образование ребенка.
Много ли получится накопить?
«Можно будет хорошо заработать — больше, чем на вкладах в обычных коммерческих банках», — обещает министр финансов Антон Силуанов. По данным ЦБ, в 2022 году доходность инвестирования пенсионных накоплений НПФ была 5,1% при годовой инфляции почти в 12%. В среднем за шесть лет (с 2017 по 2022 год) доходность инвестирования пенсионных накоплений — почти 5,3%, говорят данные ЦБ.
Государство не гарантирует участникам программы доходность на фиксированном уровне, предупреждает проректор ВШЭ Лилия Овчарова. Пока в законопроекте туманная формулировка о том, что если гарантированная доходность не будет обеспечена, то НПФ должен выплатить клиенту компенсацию. Законом должна быть четко прописала гарантированная доходность на уровне инфляции плюс 2%, подчеркнула Овчарова, но пока таких гарантий нет.
НПФ в основном вкладывают в государственные облигации (ОФЗ) с низкой доходностью и в корпоративные облигации с высоким рейтингом надежности и достаточно низкой доходностью. Даже при умеренно высокой инфляции такие инвестиции снижают покупательную способность накоплений, отмечает старший персональный брокер «БКС Мир инвестиций» Сергей Голенищев.
В чем выгода государства?
Российская экономика остро нуждается в длинных деньгах, чтобы расти, но в условиях «спецоперации»* источники притока таких денег оказались ограничены. Россия потеряла доступ к внешним заимствованиям, иностранные инвестиции упали. В поисках источников капитала приходится опираться только на внутренний рынок, поэтому формирование долгосрочных накоплений населением становится приоритетом, указывает главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах.
Пенсионная система в России следует принципу солидарности поколений — взносы работающих идут на выплаты нынешним пенсионерам. При этом Россия — стареющая страна. Каждый третий (32% граждан) — старше трудоспособного возраста. 20 лет назад доля была 27%. Тех, кто работает и отчисляет деньги в «пенсионный котел», становится все меньше.
Поэтому с 2019 года в России поэтапно повышают пенсионный возраст. Сейчас в России почти 42 млн пенсионеров.
Потребность в подобной программе назрела давно и особенно актуальна сейчас, «когда каждый рубль в бюджете на счету», добавил старший научный сотрудник Лаборатории исследований рынков труда и пенсионных систем РАНХиГС Виктор Ляшок. К тому же государственная пенсия по старости, как правило, в разы ниже трудового дохода. Средняя пенсия в России — 20 047 рублей (после внеплановой индексации по поручению президента с 1 июня 2022 года). Обеспечить себе достойную старость можно только дополнительными источниками дохода. Оценить размер будущей пенсии по старости поможет калькулятор.
Материал по теме
Будет ли программа популярна?
Программа не будет массовой, солидарны опрошенные Forbes экономисты. Прошлые «маневры» государства с пенсионными накоплениями только подорвали доверие граждан. «Из-за многократного замораживания пенсионных накоплений и высокой степени глобальной неопределенности доверие населения к инструментам долгосрочного накопления сейчас очень низкое», — констатировала Овчарова.
За 30 лет Россия переживает уже шестой экономический кризис. «Неоднократно в нашей современной истории люди теряли свои долгосрочные накопления», — подчеркивает Голенищев. «Сбережения большинство россиян предпочитают хранить не в пенсионных фондах, а «в матрасах», на депозитах в банках, в долларах и евро или в чем-то осязаемом — вкладывая в недвижимость. Финансовое поведение большинства россиян уже устоялось, и переломить привычку будет очень сложно», — подчеркивает Виктор Ляшок.
Программа в обсуждаемом виде не решит проблему пенсионного обеспечения граждан в старости, пессимистичен Антон Табах. В большинстве развитых и даже не очень развитых стран мира подобные программы разрабатываются с участием социальных ведомств, профсоюзов и крупного бизнеса, отметил он. «В России же пока все варится в периметре финансового блока — Минфина и ЦБ», — указывает Табах.
К индивидуальным инвестиционным счетам (ИИС) изначально тоже было скептическое отношение, но сейчас они пользуются популярностью, парирует директор департамента по работе с акциями УК «Система Капитал» Константин Асатуров. «Хотя с проблемами российского бюджета, которые могут только усугубиться, не стоит исключать, что что-то пойдет не по плану», — признает он.
Потенциальное количество участников программы — 2-3 млн россиян из «верхушки среднего класса, которые оптимистично смотрят на будущее России», оценивает Виктор Ляшок. При поддержке со стороны компаний на старте в 2024 году к программе присоединится около 500 000 человек со средним платежом на уровне 12 000-15 000 рублей, прогнозирует Овчарова. Если программа будет развиваться успешно, то в течение пяти лет число участников, по ее оценке, может увеличиться до 2-2,5 млн человек. «Сбер» приводил более оптимистичные оценки — до 15 млн россиян к 2030 году.
Целевая аудитория программы — средний класс — с осторожностью относится к НПФ: с одной стороны, из-за непрозрачности этого института, с другой — из-за его высокой зарегулированности, отмечает Голенищев. «Зачем в это ввязываться, если можно просто положить деньги на депозит под 8% и иметь возможность в любой момент их забрать, — считает он. — НПФ непрозрачны — у людей не будет возможности проверить и влиять на то, во что инвестируются их активы, какова реальная отдача».
Материал по теме
Как можно было бы улучшить программу?
- стимулировать корпорации софинансировать накопления сотрудников;
По мнению Лилии Овчаровой, финансовый блок правительства должен убедить крупные компании, масштаба «Сбера», «Газпрома» или РЖД, поддержать софинансированием со стороны компаний этой программы в течение трех лет. «Хорошо бы, чтобы они создали «клуб поддержки долгосрочных сбережений населения». Это был бы сильный сигнал населению, повышающий доверие к программе», — уверена эксперт.
- увеличить застрахованную сумму;
«2,8 млн рублей — несправедливо мало, учитывая, что, в отличие от долгосрочных инвестиций, деньги с депозита в банке можно в любой момент забрать. Правильнее было бы застраховать сумму, эквивалентную средней пенсии, умноженной на 25 лет», — считает Лилия Овчарова.
- не менять правила игры.
Условия должны быть четкими и оставаться неизменными, «тогда с течением времени появится доверие к системе», подчеркивает Голенищев. Финансовые власти должны заверить россиян, что не бросят их в случае проблем, подчеркивает Овчарова: «Пока что, как в случае с заморозкой иностранных акций, сигнал — это ваши проблемы, вложения в акции — добровольное решение, и вы сами несете за них ответственность. Тогда как сигнал должен быть: «Мы понимаем, что ситуация сложная, и вместе с вами будем разбираться».
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
Источник: www.forbes.ru