ДЦП реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местного бюджета, утверждаются правительством РФ, высшим исполнительным органов государственной власти субъектов РФ, местной администрацией. Сроки реализации долгосрочных программ определяются правительством РФ высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (по вологодской области правительство Вологодской области), местная администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирование и реализации устанавливается соответствующими нормативно- правовыми актами. Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ, утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуре расходов бюджета по соответствующей каждой программе. Долгосрочные программы, предлагаемые к финансированию, начиная с очередного финансового года подлежат утверждению правительством РФ высшим исполнительным органом субъектом РФ и местной администрацией.
НДС за 5 минут. Базовый курс. Вычеты и возмещение налога.
По каждой программе разрабатывается Паспорт программы, включающий:
- Наименование программы
- Цель и задачи программы
- Исполнители программы
- Срок реализации программы
- Объем необходимых средств, в т.ч. бюджетных
- Ожидаемые результаты программы
- Расчет эффективности предложенной программы.
Расчет эффективности реализации каждой программы осуществляется ежегодно, порядок проведения оценки эффективности и критерии устанавливаются соответственно правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и местной администрацией. По результатам указанной оценки приниматься решение о продолжение финансирования данной программы или о досрочном ее прекращении финансирования.
Ведомственные целевые программы (министерства финансов, здравоохранения, с/х, промышленности и т.д.) – это программы, касающиеся определенного ведомства.
Под ведомственными программами понимается программы, которые решают проблемы конкретного ведомства, она разрабатываются и утверждаются в соответствии с порядком установленным правительством РФ, высшим органом исполнительной власти субъекта РФ и местной администрацией. Подлежит финансированию только та ведомственная программа, которая утверждена до начала очередного финансового года. Так в соответствии с правительством ВО все ведомственные программы за счет средств областного бюджета должны быть утверждены в срок до 01.09. предшествующего года.
Каждая ведомственная программа имеет свой паспорт, включающий объемы финансирования, исполнителей, цели и задачи программы.
16. Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете
Правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в государственную думу проект федерального закона на очередной финансовый год и плановый период, не позднее 01.10. текущего года.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вносится в государственную думу одновременно со следующими документами и материалами:
KPI — что такое, как его выбрать, как рассчитать: с примерами для HR и отдела кадров
- Основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год. (правительство берет в основу бюджетное послание РФ, разрабатывается основное направление налоговой и бюджетной политики)
- Предварительные итоги социально-экономического развития РФ за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития РФ за текущий финансовый год
- Прогноз основных параметров бюджетной системы РФ в т.ч. консолидированного бюджета РФ на очередной финансовый год
- Оценка ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год
- Пояснительная записка к проекту федерального бюджета
- Методики и расчеты распределения межбюджетных трансфертов между субъектами РФ в очередном финансовом году и плановом периоде (т.к. бюджеты не обеспечены своими доходами)
- Отчеты о реализации долгосрочных целевых программ (цель: что дала программ, что получили, следует ли развивать дальше. )
- Федеральную адресную инвестиционную программу
- Верхний предел государственного внешнего долга
- Дефицит бюджета
- Проект программ государственных внутренних и внешних заимствований РФ на очередной финансовый год.
- Предложения по минимальному размеру оплаты труда, размеру стипендии, а также предложения о порядке индексации заработной платы раб федеральных учреждений, федеральных служащих.
Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период правительство РФ вносит в государственную думу проекты федеральных законов:
- О бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и финансовый период
- О страховых тарифах на обязательное социальное страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
ЦБ РФ не позднее 01.10. текущего года представляет в государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период.
В течении суток со дня внесения федерального закона о федеральном бюджете в государственную думу совет государственной думы направляет его в комитет по бюджету для подготовки заключения о соответствии представленных документов бюджетному кодексу. Государственная дума рассматривает проект федерального закона о бюджете в 3 чтениях. Предметом рассмотрения в 1м чтении является:
- Прогноз социально-экономического развития РФ
- Уровень инфляции
- Основные направления бюджетной и налоговой политики
- Общий объем доходов бюджета, с выделением прогнозируемого объема нефти — газовых доходов.
- Нормативы распределения доходов между бюджетами, бюджетной системы РФ
- Общий объем расходов в очередном финансовом году
При рассмотрении в 1м чтении заслушиваются доклады правительства РФ и содоклады в комитетах по бюджету в результате чего приниматься решение о принятии или отклонении указанного законопроекта, в случае отклонения законопроекта государственная дума может:
- Передать указанный законопроект в согласительную комиссию
- Вернуть в правительство на доработку
- Поставить вопрос о доверии правительства
Рассмотрении во 2м чтении проекта закона о бюджете включает:
- Перечень главных администраторов доходов бюджета
- Перечень главных администраторов, источников финансирования дефицита федерального бюджета
- Бюджетные ассигнование по разделам, подразделам, целевым статьям
- Распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период
- Текстовые статьи проекта федерального закона.
Для рассмотрения в 3 м чтении законопроект выносится на голосование в целом. Принятый государственной думой федеральный закон о федеральном бюджете передается на рассмотрении в совет федерации, одобренный совет федерации закон направляется президенту на подписание и обнародования.
Источник: studfile.net
Долгосрочные целевые программы
Целевая программа — это совокупность выполняемых мероприятий (оказываемых услуг), взаимоувязанных по срокам, исполнителям и ресурсам, и направленных на достижение определенной цели (задачи). По сути, целевая программа — это программа действий по достижению поставленных целей, сбалансированная по ресурсам (финансовым, кадровым и др.) Целевые программы по уровню их разработки и утверждения делятся на: * федеральные;
- * региональные;
- * муниципальные.
По видам, согласно действующему бюджетному законодательству, целевые программы делятся на:
- * долгосрочные;
- * ведомственные;
- * федеральная адресная инвестиционная программа Крохина Ю.А. «Бюджетное право и российский федерализм». М.: Норма. 2002г
Институт целевых программ существовал в Российской Федерации и при затратном финансовом планировании. Он был урегулирован в бюджетном законодательстве, однако применение данного инструмента было недостаточно хорошо для требуемого при внедрении методов бюджетирования, ориентированного на результат уровня. В Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 было предусмотрено усиление роли целевых программ. Концепция содержит следующие общие требования к бюджетным целевым программам:
* четкая формулировка цели программы, соответствующей приоритетам государственной политики, полномочиям и сферам ответственности органов исполнительной власти;
* описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы;
- * наличие системы показателей для измерения результатов реализации программы и целевых значений каждого из таких показателей; * обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, оценки внешних условий и рисков реализации программы;
- * определение системы управления реализацией программы, разграничения полномочий и ответственности.
Долгосрочная целевая программа
Применение долгосрочных целевых программ в качестве инструмента управления социально-экономическим развитием определено статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой: * полномочия по установлению порядка принятия решений о разработке ДЦП, порядок их формирования, проведения экспертизы, а также их реализации закрепляются за исполнительными органами соответствующего уровня власти;
- * объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) должен быть утвержден законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджет;
- * должен утверждаться порядок и критерии оценки эффективности долгосрочных целевых программ;
- * ежегодно должна проводиться оценка эффективности реализации долгосрочных целевых программ. По результатам оценки производится ранжирование программ, и формируются предложения об изменении объемов бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном ее прекращении.
Хотя статья 179 действующей редакции БК РФ и определяет базовые принципы и требования к организации работы с долгосрочными целевыми программами, однако четкого определения терминов долгосрочные и ведомственные целевые программы не дает, как следствие не дает четкого понимания их различий.
Предлагается, что долгосрочная целевая программа — комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления и показателям результативности мероприятий, направленных на решение проблем системного характера в сфере социально-экономического развития территории. Долгосрочные целевые программы целесообразно применять для решения задач межмуниципального (на уровне субъекта РФ), межведомственного характера, которые не могут быть решены в рамках текущей деятельности субъектов бюджетного планирования, а также для достижения стратегических ориентиров развития территории, определенных в документах социально-экономического планирования. Срок реализации долгосрочной целевой программы должен быть не менее 3 лет. По сути, долгосрочная целевая программа должна быть направлена на реализацию определенной стратегической или тактической цели (направления), в отличие от ведомственной целевой программы — которая направлена на реализацию цели (задачи) определенного ведомства и больше отражает в программном разрезе текущую деятельность определенного ведомства.
Долгосрочная целевая программа может состоять из нескольких подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках данной программы. По долгосрочной целевой программе должен быть определен исполнитель-координатор, по каждой из подпрограмм — соисполнитель.
Исполнитель — координатор программы — орган исполнительной власти, ответственный за реализацию программы в целом, соисполнитель подпрограммы — орган исполнительной власти, ответственный за реализацию конкретной задачи. Долгосрочная целевая программа должна содержать показатели конечного и непосредственного результата. Каждая из подпрограмм должна содержать свои показатели непосредственного результата (объемные и качественные). Крохина Ю.А. «Бюджетное право и российский федерализм». М.: Норма. 2002г
Перечень нормативно-правовых актов, необходимых для внедрения долгосрочных целевых программ в регионах РФ/муниципальных образованиях:
- 1. Положение о порядке принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ.
- 2. Положение о порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ и использования результатов оценки. Родионова В.М. «Современные требования к бюджетному процессу».// Финансы. 2008г. № 7.
Источник: studwood.net
Долгосрочные программы принимаются на срок
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о программе долгосрочных сбережений, в ближайшее время он будет рассмотрен на заседании правительства. Это новый сберегательный продукт для граждан с участием государства, его разработали в Минфине и Банке России. Он позволит получать дополнительный доход в будущем или создать «подушку безопасности» в особых жизненных ситуациях.
О том, кому подойдет новая программа, выгоднее ли она банковского вклада и как будут контролироваться вложенные в нее деньги граждан, рассказала «Российской газете» директор департамента инвестиционных финансовых посредников Банка России Ольга Шишлянникова.
— В чем ключевая идея программы долгосрочных сбережений?
— В последние годы у нас появился внутренний инвестор, который пришел на фондовый рынок. Но срок инвестиций там относительно небольшой, это нормально. Теперь настало время расширять горизонты.
Гражданин с помощью инвестирования должен уметь накапливать: на покупку недвижимости, образование, пенсию. Существующие индивидуальные инвестиционные счета (ИИС) не всегда позволяют это сделать, поскольку ориентированы скорее на среднесрочные инвестиции. Поэтому цель программы долгосрочных сбережений — научить граждан копить, а не только пользоваться кредитами. Вторая цель программы — получение «длинных денег» для российской экономики. Ведь для устойчивости, для развития экономики всегда нужны инвестиции с разными сроками длительности — краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
Отмечу, что изменений в пенсионной системе новая программа не предполагает. Точки их соприкосновения в том, что счета будут открываться в негосударственных пенсионных фондах (НПФ), а также в том, что ранее сформированные (до 2014 года) пенсионные накопления в НПФ можно будет напрямую переносить в новую систему.
— Отсечение России от рынков капитала повлияло на быстроту внедрения программы?
— Этот аспект, конечно, учитывался. Но разговоры о том, что нужно внедрять массовый инструмент долгосрочных накоплений, ведутся уже давно — лет десять, на самом деле. Были разные концепции, наиболее привлекательные элементы которых нашли отражение в новой программе.
Во-первых, она добровольная. Без принуждения. Во-вторых, система страхования накоплений в два раза выше планки по страхованию банковских вкладов — 2,8 миллиона рублей. В-третьих, будут налоговые вычеты. В-четвертых, государство готово софинансировать накопления граждан.
Кроме того, многие люди, откладывая деньги на долгий срок, копят или на какую-то большую, важную для них цель, или на «черный день» Поэтому планируется, что сбережения можно будет забрать в определенных жизненных ситуаций.
— Окончательный список таких ситуаций уже есть?
— Окончательно он пока не установлен. Мы полагаем, что в него точно должно быть включено дорогостоящее лечение и образование детей. В ходе публичного обсуждения законопроекта этот перечень может быть дополнен.
— Есть ли у программы какой-то зарубежный аналог?
— Она чем-то похожа на систему накопительных счетов в США. Ее участниками к слову являются десятки миллионов американцев. Но там нет софинансирования и не такие привлекательные налоговые льготы, как в нашей программе. А в целом долгосрочные инвестиции есть в любой стране. Вопрос в другом: насколько государство готово их стимулировать и поддерживать.
К сожалению, без стимулов и поддержки у нас эти инструменты пока не находят широкого распространения. Поэтому государство готово предоставить дополнительные плюсы для граждан.
— Постоянно подчеркивается добровольный характер программы. Не считаете ли вы, что в таком случае массово в нее люди не пойдут?
— ИИС, например, абсолютно добровольны. Да, на их «раскачку» ушло около двух лет: пока кто-то попробовал, пока получил первый налоговый вычет. Но зато потом количество ИИС начало расти уже в геометрической прогрессии, сейчас их более 5 миллионов. Поэтому все в итоге зависит от того, как НПФ выстроят маркетинговые программы, какую доходность будут показывать по своим инструментам.
— На какую аудиторию в первую очередь рассчитана программа?
— На граждан, которые могут себе позволить откладывать
Все же накопления возможны, когда у человек достаточно средств на жизнь и возникают свободные деньги. Если говорить про возрастные группы, то самый оптимальный вариант вхождения в программу — в начале трудовой деятельности, то есть в Но чаще всего в этом возрасте люди больше потребляют, а не накапливают. Поэтому, наверное, более перспективная категория — люди
— Банк России говорил, что будет вести контроль за инвестированием в программе. Что под этим подразумевается? Будет ли этот контроль влиять на доходность по программе?
— Главное опасение, как всегда, — а вернут ли деньги. Чтобы нивелировать эти риски, одно из условий программы — безубыточность. Мы будем требовать ее от финансовых организаций. То есть если гражданин внес деньги, он не должен ни в коей мере потерять их. Наоборот, все усилия должны быть направлены на прирост вложенных средств.
Поэтому НПФ должны будут инвестировать накопления в надежные инструменты, которые могут приносить доход.
— Речь идет только об инвестировании в российские активы или в зарубежные тоже?
— В основном, в российские. Хотя у нас нет прямых запретов для НПФ по зарубежным инструментам. Я не вижу больших препятствий для того, чтобы в процессе участвовали такие финансовые инструменты при условии, что они «а» — надежные и «б» — из дружественных юрисдикций.
— Видимо, речь идет по большей части о китайских активах. Как будет определяться их качество?
— Рейтинговыми агентствами. И в любом случае при инвестировании для НПФ будет установлена не только возможность покупать инструмент, но и максимальная доля таких активов в портфеле. Конечно, если такая доля вообще будет, то она будет относительно небольшой.
— На какой минимальный срок вложений лучше ориентироваться, идя в программу?
— От десяти лет. И нужно учитывать, сколько вам сейчас лет. Напоминаю, что в особых жизненных ситуациях можно получить накопленные средства без потери инвестиционного дохода и с сохранением налоговых льгот. Также вы можете досрочно выйти из программы по собственному желанию. Но в этом случае вы можете забрать только деньги, которые внесли лично.
Средства, полученные от государства, а также накопительная часть пенсии, переведенная в программу, возврату не подлежат. Также если вы уже получили налоговый вычет, то вам придется его возместить.
— Где гарантия, что на такой дистанции участникам программы что-то вернется, а не в очередной раз будет «заморожено»?
— Если говорить про сохранность денег именно в НПФ, то у Банка России очень большое количество механизмов, которые позволяют обеспечить работу и устойчивость фондов. Каждый квартал фонды обязаны проходить стресс-тест по сценариям, устанавливаемым Банком России.
По их результатам мы смотрим, достаточно ли активов у пенсионного фонда для того, чтобы исполнить взятые на себя обязательства. Дополнительно к этому у нас есть специализированные депозитарии, которые следят за тем, чтобы НПФ не совершали сделок, которые им совершать не положено. Это еще одна пара глаз, которая за ними наблюдает. Я уже не говорю про аудиторов и актуариев.
Система контроля выстроена достаточно серьезно. При этом НПФ имеют страховые резервы и собственные средства, которые в случае рисковых событий будут направлены на выплаты гражданам. Плюс опять же создана система гарантирования со страховкой в 2,8 миллиона рублей.
Надо сказать, что отрасль НПФ значительно изменилась, за последние пять лет мы принудительно не выводили с рынка ни одного фонда. Это говорит о том, что на рынке остались достаточно устойчивые, сознательные, качественные финансовые организации.
— Когда программа начнет работать и что Банк России и Минфин будут считать ее успехом?
— Мы надеемся, что она сможет заработать уже с 1 января 2024 года.
Поскольку участие в ней добровольное, то первый год работы программы, скорее всего, будет для граждан годом раздумывания и принятия решения. Для НПФ он станет годом выстраивания бизнес-процессов и механизма взаимодействия с федеральным бюджетом по вопросам софинансирования.
Но надеемся, что уже в 2025 году программа может получить свое распространение. Потенциальное число тех, кто может прийти в программу — более 30 млн человек. Это граждане, которые уже приняли решение о переводе своих пенсионных накоплений в НПФ, то есть выразили доверие частным финансовым организациям. Успехом же будем считать, если в годах прирост ее участников будет исчисляться сотнями тысяч.
Источник: cbr.ru