Долгосрочная программа что это

Теоретические аспекты долгосрочных целевых программ

Понятие долгосрочной целевой программы, виды и назначения. Порядок принятия решений о разработке программ и их финансирование

медицинский муниципальный учреждение долгосрочный

Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

В России первой программой в условиях превалирования государственной собственности был план ГОЭЛРО — комплексный государственный план электрификации страны, принятый в 1920 г. Первое правительственное решение по федеральным целевым программам (ФЦП) было принято в конце 1993 г. — по программе «Топливо и энергия». После этого пошел лавинообразный процесс их «размножения». До середины 1995 г. этот процесс носил исключительно волевой и бессистемный характер, так как нормативное регулирование в сфере разработки и исполнения ФЦП отсутствовало. И только после принятия закона о поставках продукции для федеральных государственных нужд было принято постановление правительства, которым утверждался порядок разработки и реализации ФЦП.

Долгосрочная программа развития игроков (спикер — Роман Тимофеев)

Бюджетная целевая программа — реализуемая субъектом бюджетного планирования (подведомственной ему федеральной службой или федеральным агентством) федеральная целевая программа, подпрограмма федеральной целевой программы или ведомственная целевая программа.

Ведомственные целевые программы могут формироваться в 2 видах:

— утверждаемая ведомственная целевая программа (или целевая программа ведомства) — утверждаемый субъектом бюджетного планирования комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой измеряемыми целевыми индикаторами. Целевая программа ведомства является самостоятельным документом, отдельные ее положения и параметры включаются в доклад о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования;

— аналитическая ведомственная целевая программа (или аналитическая программа ведомства) — выделяемая в аналитических целях при подготовке доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования группировка расходов, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой целевыми индикаторами.

Субъект бюджетного планирования — федеральные министерства, а также федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, федеральные органы законодательной и судебной власти, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации и Счетная палата Российской Федерации.

Как улучшить память. Просто о самом важном.

Федеральные программы разрабатываются в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 23 июня 1995 года, в редакции ФЗ от 09.07.1999 года №159-ФЗ.

Программы как инструмент управления появляются тогда, когда возникает серьезная, крупномасштабная экономическая проблема, решение которой требует принятия особых мер, сосредоточения усилий, сочетания действий разных организаций.

Государственные целевые программы общенационального, регионального и местного уровней представляют собой важную составную часть системы государственного регулирования экономики, что позволяет форсировать развитие приоритетных отраслей и подотраслей, отдельных регионов и привлекать для этого дополнительные ресурсы и инвестиции. Они выступают важнейшим инструментом реализации государственного стратегического плана.

Программы, разрабатываемые на любом уровне управленческой иерархии, должны содержать:

а) перечень основных, решаемых ею задач;

б) совокупность и последовательность мероприятий, с помощью которых она реализуется;

в) расчет прямых и косвенных (сопряженных) затрат всех основных видов используемых при осуществлении этих мероприятий ресурсов;

г) распределение заданий по срокам и исполнителям.

Особое место в системе программ, разрабатываемых в процессе стратегического планирования, занимают целевые комплексные программы. Под целевой комплексной программой понимается увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-технических, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленных на решение важной народнохозяйственной проблемы наиболее эффективными способами и в установленные сроки.

Так как цель программы заключается, в конечном счете, в удовлетворении определенных назревших потребностей путем соответствующего преобразования ресурсов, то программный цикл охватывает обычно все стадии воспроизводственных процессов, включая производство, распределение и потребление программного продукта. Поэтому взаимосвязанность задач и мероприятий в программе обусловлена не только единством цели, но и такими важными видами связей, как общность конечной продукции, технологии, сырьевых ресурсов, производственной базы, потребителей, территории, транспорта. Программы рисуют картину будущего состояния экономики и путей, способов, средств достижения этого состояния.

Читайте также:
Ms word ms excel что это за программы

Программа должна иметь четко выраженный целевой характер, строго ориентироваться на полное решение поставленной проблемы, характеризоваться определенными конечными (целевыми) результатами (показателями).

Целевые программы являются одним из средств реализации политики государства, воздействия на производственные, экономические и социальные процессы в пределах полномочий органов власти федерального и регионального уровней. Целевые программы являются инструментом регулирования и управления стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

В работе с целевыми программами выделяются следующие этапы:

— отбор проблем для программной разработки;

— принятие решения о разработке целевой программы и ее формирование;

— экспертиза и оценка целевой программы;

— утверждение целевой программы;

— управление реализацией целевой программы и контроль над ходом ее выполнения.

Классификация государственных целевых программ

1. По государственному статусу программы подразделяются на:

— федеральные программы, реализуемые средствами только Российской Федерации;

— межгосударственные, которые реализуются совместно с другими государствами, в том числе с государствами-членами СНГ.

2. По функциональной ориентации выделяются:

— социальные, предусматривающие меры социальной поддержки населения,

— экологические, направленные на осуществление крупных природоохранных мероприятий;

— инновационные, обеспечивающие внедрение и распространение научно-технических достижений в производстве и осуществляющие научно-техническую перестройку производства;

— научно-технические, связанные с развитием новых перспективных направлений науки и техники;

— фундаментальные, направленные на получение фундаментальных основ науки.

3. По срокам реализации: краткосрочные (продолжительность до 2 лет); среднесрочные (от 3 до 5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет).

4. По характеру программы подразделяются сводные, социально-экономические, научно-технические, инновационные, экологические, территориальные, внешнеэкономические, оборонные.

По территориальным масштабам выделяются программы муниципальные, региональные, федеральные и международные.

Выход федеральных целевых программ регламентируется Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Таким образом, целевая программа представляет собой комплекс мероприятий различной направленности, нацеленный на решение задач и проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ. Необходимость создания и реализации целевой программы обусловлена возникновением крупномасштабной проблемы, решение которой не представляется возможным без применения особых мер, концентрации усилий, взаимодействия различных организаций. Главная особенность целевой программы — ориентир на полное решение возникшей проблемы в определенной сфере. Классификация дает большое количество различных целевых программ, но в данной работе делается упор на целевую программу, отвечающую следующим критериям:

Источник: studbooks.net

Долгосрочные целевые программы

Целевая программа — это совокупность выполняемых мероприятий (оказываемых услуг), взаимоувязанных по срокам, исполнителям и ресурсам, и направленных на достижение определенной цели (задачи). По сути, целевая программа — это программа действий по достижению поставленных целей, сбалансированная по ресурсам (финансовым, кадровым и др.) Целевые программы по уровню их разработки и утверждения делятся на: * федеральные;

  • * региональные;
  • * муниципальные.

По видам, согласно действующему бюджетному законодательству, целевые программы делятся на:

  • * долгосрочные;
  • * ведомственные;
  • * федеральная адресная инвестиционная программа Крохина Ю.А. «Бюджетное право и российский федерализм». М.: Норма. 2002г

Институт целевых программ существовал в Российской Федерации и при затратном финансовом планировании. Он был урегулирован в бюджетном законодательстве, однако применение данного инструмента было недостаточно хорошо для требуемого при внедрении методов бюджетирования, ориентированного на результат уровня. В Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 было предусмотрено усиление роли целевых программ. Концепция содержит следующие общие требования к бюджетным целевым программам:

* четкая формулировка цели программы, соответствующей приоритетам государственной политики, полномочиям и сферам ответственности органов исполнительной власти;

* описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы;

  • * наличие системы показателей для измерения результатов реализации программы и целевых значений каждого из таких показателей; * обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, оценки внешних условий и рисков реализации программы;
  • * определение системы управления реализацией программы, разграничения полномочий и ответственности.

Долгосрочная целевая программа

Применение долгосрочных целевых программ в качестве инструмента управления социально-экономическим развитием определено статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой: * полномочия по установлению порядка принятия решений о разработке ДЦП, порядок их формирования, проведения экспертизы, а также их реализации закрепляются за исполнительными органами соответствующего уровня власти;

  • * объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) должен быть утвержден законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджет;
  • * должен утверждаться порядок и критерии оценки эффективности долгосрочных целевых программ;
  • * ежегодно должна проводиться оценка эффективности реализации долгосрочных целевых программ. По результатам оценки производится ранжирование программ, и формируются предложения об изменении объемов бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном ее прекращении.
Читайте также:
Cd desktop что это за программа

Хотя статья 179 действующей редакции БК РФ и определяет базовые принципы и требования к организации работы с долгосрочными целевыми программами, однако четкого определения терминов долгосрочные и ведомственные целевые программы не дает, как следствие не дает четкого понимания их различий.

Предлагается, что долгосрочная целевая программа — комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления и показателям результативности мероприятий, направленных на решение проблем системного характера в сфере социально-экономического развития территории. Долгосрочные целевые программы целесообразно применять для решения задач межмуниципального (на уровне субъекта РФ), межведомственного характера, которые не могут быть решены в рамках текущей деятельности субъектов бюджетного планирования, а также для достижения стратегических ориентиров развития территории, определенных в документах социально-экономического планирования. Срок реализации долгосрочной целевой программы должен быть не менее 3 лет. По сути, долгосрочная целевая программа должна быть направлена на реализацию определенной стратегической или тактической цели (направления), в отличие от ведомственной целевой программы — которая направлена на реализацию цели (задачи) определенного ведомства и больше отражает в программном разрезе текущую деятельность определенного ведомства.

Долгосрочная целевая программа может состоять из нескольких подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках данной программы. По долгосрочной целевой программе должен быть определен исполнитель-координатор, по каждой из подпрограмм — соисполнитель.

Исполнитель — координатор программы — орган исполнительной власти, ответственный за реализацию программы в целом, соисполнитель подпрограммы — орган исполнительной власти, ответственный за реализацию конкретной задачи. Долгосрочная целевая программа должна содержать показатели конечного и непосредственного результата. Каждая из подпрограмм должна содержать свои показатели непосредственного результата (объемные и качественные). Крохина Ю.А. «Бюджетное право и российский федерализм». М.: Норма. 2002г

Перечень нормативно-правовых актов, необходимых для внедрения долгосрочных целевых программ в регионах РФ/муниципальных образованиях:

  • 1. Положение о порядке принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ.
  • 2. Положение о порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ и использования результатов оценки. Родионова В.М. «Современные требования к бюджетному процессу».// Финансы. 2008г. № 7.

Источник: studwood.net

Сравнение Долгосрочной программы развития и Стратегии развития по требованиям Минэкономразвития РФ

Сравнение Долгосрочной программы развития и Стратегии развития по требованиям Минэкономразвития РФ

18 ноября 2011 г. Министерством экономического развития РФ был опубликован Приказ от N 683, в котором определялись рекомендации к стратегии развития для предприятий с государственной формой собственности.

15.04.2014 было опубликовано поручение Правительства Российской Федерации № ИШ-П13-2583, содержащее рекомендации по разработке долгосрочных программ развития для предприятий того же сектора экономики.

Сравним эти 2 набора рекомендаций по пунктам оглавлений документов — см. Таблицу.

Стратегия

Долгосрочная программа развития

Комментарий

Анализ внутренней и внешней среды и оценка рисков

Оценка степени достижения плановых значений показателей результатов деятельности организации

Анализ внутренней среды, безусловно, должен содержать оценку степени достижения плановых значений показателей

Анализ перспектив экономического развития организации в отрасли с учетом текущих результатов ее деятельности

«Анализ перспектив . » из долгосрочной программы развития- это и есть анализ внешней среды

Анализ рисков и возможностей, связанных с реализацией мероприятий Программы

Анализ рисков в долгосрочной программе развития и оценка рисков в стратегии

Определение цели развития предприятия

Мероприятия долгосрочной программы развития должны обеспечивать достижение стратегических целей, определённых в стратегии

Показатели достижения целей развития предприятия

В долгосрочной программе развития должны быть указаны «значения показателей ожидаемых результатов» выполнения мероприятий и плановые значения ключевых показателей эффективности деятельности организации

Мероприятия, необходимые для достижения целей стратегии развития

Перечни программных мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей развития организации, определенных стратегией ее развития

Информация о финансовом и ресурсном обеспечении стратегии развития

В явном виде в долгосрочной программе развития такого пункта нет, но программа не будет полноценной, если не просчитаны ресурсы её выполнения

План мероприятий по реализации стратегии развития

Перечни программных мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей развития организации, определенных стратегией ее развития

Мониторинг и контроль реализации стратегии развития

В явном виде в долгосрочной программе развития такого пункта нет, но программа не будет выполнена, если не определены механизмы контроля её выполнения

Из сравнения понятны следующие различия этих двух документов:

  1. Стратегия должна содержать стратегические цели и показатели. Долгосрочная программа развития основывается на этих данных. Это означает, что, если организации требуется разработка долгосрочной программы развития, а стратегия не разработана, начинать нужно с неё.
  2. Хотя рекомендации по долгосрочной программе развития не содержат требований к описанию ресурсов и механизмов контроля выполнения, включить эти сведения документ нужно.
  3. Стратегия и долгосрочная программа развития содержат одинаковые разделы — анализ внешней и внутренней среды, анализ рисков и план мероприятий.
Читайте также:
Камео ком что за программа

На нашем сайте размещены несколько примеров разработанных нами стратегий и долгосрочных программ развития. Как заказать построение стратегии, можно узнать по ссылке. Хотите узнать о возможностях оптимизации расходов на эту услугу? Читайте в разделе «Стоимость разработки стратегии развития предприятия».

Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, учитывающее возможности такой оптимизации.

Как заказать наши услуги

УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ

  1. Наши услуги
  2. Сколько стоит консалтинг?
  3. Примеры работ
  4. Отзывы клиентов
  5. Подписка на рассылку

В соответствии со ст. 1274 ГК РФ при публикации материала сайта в Интернете, указание авторства и индексируемая ссылка на источник публикации обязательны.

197183, Санкт-Петербург, Представительство в Москве

+7 (962) 684-45-80 +7 (812) 430-19-53 +7 (921) 962-08-63 —>

Источник: piter-consult.ru

Долгосрочные целевые и отраслевые программы

Программно-целевое планирование используется в РФ в нескольких основных формах — это разработка и реализация долгосрочных целевых программ, долгосрочной адресной инвестиционной программы, ведомственных программ.

Согласно Бюджетному Кодексу РФ:

  • 1) долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления;
  • 2) формирование перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органом исполнительной власти, органом местного самоуправления в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами;
  • 3) долгосрочная целевая программа, предлагаемая к утверждению и финансированию за счет бюджетных средств или средств государственного внебюджетного фонда, должна содержать: технико-экономическое обоснование; прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) результатов реализации указанной программы; наименование заказчика указанной программы; сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам; другие документы и материалы, необходимые для ее утверждения;
  • 4) заказчиком долгосрочной целевой программы может быть орган государственной власти или орган местного самоуправления для муниципальных целевых программ.

Действующие долгосрочные целевые программы структурированы в следующие приоритетные направления, представленные на схеме 9.1.

Схема 9.1. Направления действующих долгосрочных целевых программ

Федеральная адресная инвестиционная программа представляет собой документ, устанавливающий распределение предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период главным распорядителям средств федерального бюджета бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества. Все инвестиционные проекты структурированы по трем направлениям (социальные, производственные и специальные) и объектам:

  • — по объектам капитального строительства, строительство, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, или техническое перевооружение которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств федерального бюджета (далее — объекты капитального строительства);
  • — по объектам недвижимого имущества, оплату приобретения которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств федерального бюджета, в том числе приобретаемым федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами для обеспечения федеральных нужд, включая жилье, приобретение которого осуществляется во исполнение законодательных актов Российской Федерации (далее — объекты недвижимого имущества);
  • — по мероприятиям (укрупненным инвестиционным проектам), которые могут включать в различном сочетании строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, или техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества (далее — мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты)).

По долгосрочным целевым программам определены источники финансовых средств, этапы реализации, государственные заказчики.

Пройдя путь составления «дорожных карт», т.е. планов мероприятий органов исполнительной власти, увязанных по срокам, федеральные министерства разработали в 2014 г. отраслевые Программы, основанные на программно-целевом подходе. Программы базировались на стратегических установках Концепции 2020 и Прогноза до 2030 г.

Государственные программы, сформированные по ведомственному принципу — это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Государственные программы включают в себя подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти Российской Федерации.

В настоящее время сформировано более 40 государственных отраслевых программ, распределенных по следующим приоритетам социально-экономического развития, представленных на схеме 9.2.

Схема 9.2. Направление госпрограмм

Организационными недостатками программ является их большое количество, некоторые ведомства осуществляют руководства несколькими программами, в качестве отдельных подпрограмм включили ведомственные целевые программы. Финансирование программ из федерального бюджета не регулярно и не всегда в полном объеме. По своей организационной структуре и наполнению отраслевые программы не адаптированы к принципам проектного финансирования.

Источник: studme.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru