Рассматривая вопрос о тех квартирах, которые принадлежат владельцам на праве собственности, а именно, на что они могут претендовать по программе расселения аварийного жилья после 2022 года, необходимо отметить следующие. В первую очередь нужно разобраться каким образом осуществляется переселение, а также какие серьезные поправки были внесены в продленный закон в 2011 году. Если гражданин является собственником объекта недвижимости, то за ним закрепляется право в соответствии со статьей 32 Жилищного Кодекса РФ на получение выкупной стоимости за жилое помещение. Более того, постановление Верховного суда N 14 от 2009 года говорит о том, что при переселении собственников требуется решать вопрос о рыночном возмещении стоимость их жилья.
Во-вторых, когда предлагают выкупную стоимость за квартиру, при невозможности предоставления аналогичного полноценного жилья, то она должна соответствовать той сумме, которая позволит приобрести альтернативную жилплощадь. В противном случае, собственник в праве обратиться в независимую экспертную компанию, которая проведет оценочную стоимость квартиры, а затем, с подготовленным заключением, в соответствии с указанной в нём суммой можно будет обращаться с требованиями в городскую администрацию, и если не будет найдено путей решения вопроса, тогда смело обращаться в суд.
Право знать. Переселение из ветхого и аварийного жилья. Программа от 06.04.21
Основные положения внесённых в закон изменений
Только при условии, когда переселяющее лицо (муниципальный орган) согласно предоставить другое жилое помещение взамен ветхого, можно говорить о возможности получения именно альтернативной квартиры, а не компенсации за неё. Такого плана жилые помещения должны соответствовать рыночной стоимости изымаемого жилья.
Например, квартира стоимостью 5 000 000 рублей, состоящая из двух комнат общей площадью 45 квадратных метров может изыматься взамен однокомнатной квартиры, площадь которой составляет 50 квадратных метров, а стоимость не менее 5 000 000 рублей.
Таким образом, теперь жилье должно быть равноценным, поскольку ранее (в 2005-2006 годах) при решении вопроса о переселении во внимание принимались потребительские характеристики конкретного объекта недвижимого имущества. То есть обязательно учитывались следующие параметры:
- количество комнат;
- метраж;
- местоположение.
Сегодня эти параметры не играют определяющую роль в решении предоставления альтернативного жилья при переселении, поскольку основным моментом, на который обращается внимание, является рыночная стоимость объекта.
Правила переселения из ветхого жилья. / Rules for relocation from dilapidated housing.
Что касается квартир, которые находятся у хозяина на праве социального найма. В данном случае вопрос решается несколько иным образом и регулируется он 89 статьёй Жилищного Кодекса РФ. Если изымается жилое помещение по программе переселения, тогда предоставляется равнозначное жилье, а не равноценное.
Это означает, что жилье должно обладать таким же количеством комнат и соответствовать по площади. Необходимо отметить, что никакие другие факторы не влияют на старый порядок предоставление указанного жилья. Например, если в квартире проживает несколько семей либо прописано большое количество лиц, в том числе люди, которые стоят на очереди по улучшению жилищных условий. Следует понимать, что переселение из ветхого жилья в новое, никаким образом не отражается на их праве по улучшению жилищных условий в рамках действующего законодательства, то есть различных социальных программ.
Условия действующей программы
Стимулировать реализацию определённых целей по замене аварийного жилья призвана делегация фонда содействия реформированию коммунального хозяйства, который возглавляет председатель Константин Цицин, а также глава наблюдательного совета фонда Сергей Степашин. Контроль переселения из ветхого и аварийного жилья заключается во вручении различным регионам платежных поручений, сумма по которым составляет десятки, а то и сотни миллионов рублей. Денежные транши из указанного фонда, а также средства из Федерального и местного бюджета направляются на выкуп квартир у различных застройщиков, в которые жителей ветхих домов должны в ближайшее время переехать до конца 2017 года.
[smartcontrol_youtube_shortcode key=»расселение аварийного жилья после 2022 года» cnt=»1″ col=»1″ shls=»true»]
Действие данной программы возможно будет продлено, однако, вероятнее всего, что расселение из аварийного жилья после 2022 года будет осуществляться по другой схеме. В Правительстве РФ сообщают, что по этому поводу готовится проект закона и в ближайшее время планируется его обсуждение, а также внесение возможных изменений, с учетом опыта, накопленного за прошедшие годы. Это так называемый маневренный фонд, социальный найм, когда жильё обязательно будет строиться, а люди переселяться, но по другой программе, и возможно это уже не будет являться частной собственностью.
[smartcontrol_youtube_shortcode key=»Программу переселения из ветхого и аварийного жилья выполнят до конца 2022 года» cnt=»1″ col=»1″ shls=»true»]
В заключение следует сказать, что признание домов аварийными осуществляется межведомственной комиссией Департамента энергетики жилищного и коммунального хозяйства города. Инициатива может принадлежать любому лицу – это как граждане наниматели (собственники) квартиры, так и различные юридические лица, в том числе и администрация города. Зачастую гражданам самим приходится собирать весь пакет документов и представлять его на рассмотрение в муниципальные органы. Впрочем, чем быстрее межведомственная комиссия признает дом аварийным, тем быстрее он попадет в программу по переселению из ветхого жилищного фонда города.
Источник: prosobstvennost.ru
Срочное устранение аварийного
Владимир Путин предложил найти в бюджете на расселение еще 45 миллиардов
Власти готовы начать новый этап программы ликвидации аварийного жилья. Не дожидаясь завершения расселения домов, признанных аварийными на 1 января 2017 года, Владимир Путин во вторник предложил включить в программу и жилье, объявленное аварийным к началу этого года. Речь идет об 11 млн кв. м — на ликвидацию этого фонда в 2022–2024 годах планируется выделить 45 млрд руб. Эксперты отмечают остроту проблемы и то, что для ее решения необходимо наращивать объемы привлечения в программу частных средств.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Новый этап программы расселения аварийного жилья может оказаться шире уже реализованного, если удастся привлечь в нее частные деньги
Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ / купить фото
Программу ликвидации аварийного жилищного фонда планируется существенно расширить — как заявил во вторник на съезде «Единой России» Владимир Путин, теперь планируется расселить и жилье, признанное аварийным к 1 января 2021 года. «В качестве первоочередного шага предлагаю выделить на эти цели 45 млрд руб. из федерального бюджета»,— объявил президент, попросив участников съезда (видимо, предположив, что все они наполнят будущую Госдуму) поддержать эту инициативу при рассмотрении бюджета на 2022–2024 годы.
Речь идет о достаточно большом объеме аварийного жилья — более 11 млн кв. м. Сроки расселения президент не обозначил. Об этом, впрочем, уже задумывался Минстрой — в проекте обновленной жилищной госпрограммы ведомство предлагает учесть расселение в 2025–2030 годах 16,2 млн кв. м, признанных аварийными после 1 января 2017 года. Это не позволит избавиться от такого фонда — еще в начале года ведомство дало оценку, что к 2030-му может сформироваться 30,2 млн кв. м аварийного жилья, на расселение которого потребуется 2,3 трлн руб.
Поясним, что этот массив растет из-за того, что темпы прироста непригодного для проживания фонда довольно велики (около 2 млн кв. м в год) и порой превышают темпы расселения. Сейчас в программу на 2019–2024 годы включено почти 9 млн кв. м — на их расселение в общей сложности заявлено 507 млрд руб., из которых 431 млрд руб. это федеральные средства, остальное — региональные. Действующая программа фактически стала продолжением программы 2014–2018 годов (по 11 млн кв. м, признанных аварийными к 2012 году).
Поводом для нынешнего расширения программы до момента полного выполнения, видимо, можно считать высокий темп ее реализации: как ранее сообщал вице-премьер Марат Хуснуллин, программу возможно завершить на год раньше, в 2023 году.
Об опережении графика говорилось и во вторник — по словам Владимира Путина, девять регионов завершат программу уже до конца этого года. По данным Фонда ЖКХ, в 2019–2021 годах были переселены 203,7 тыс. человек из 3,4 млн кв. м «аварийки» — целевые показатели перевыполнены на 11% и 3% соответственно.
Отметим, такой динамике способствовали сразу несколько факторов: довольно невысокие целевые показатели в первые годы реализации программы (0,66–1,33 млн кв. м в 2019–2020 годах против 2,96–2,68 млн кв. м в 2014–2015 годах), а также стимулирующие финансовые меры. Так, год назад Белый дом «перекинул» на 2020 год дополнительно 50 млрд руб. из средств, заложенных на 2022-й — для более оперативного расселения более 1 млн кв. м «аварийки». Неделю назад из средств выделено 13,1 млрд руб.— это позволит ускорить расселение 417 тыс. кв. м.
Как отмечает президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева, некоторые регионы, завершив действующую программу, уже переходят к расселению домов, признанных аварийными после 1 января 2017 года. При этом, отмечает она, субъекты РФ «ведут себя соответственно возможностям — они признают аварийными дома, которые действительно требуют расселения, чтобы не наращивать объемы обязательств, которые требуют бюджетных денег».
Вице-президент Центра стратегических разработок Татьяна Караваева добавляет, что и при достижении ранее запланированных значений проблема по-прежнему остра для многих городов России.
Для ее решения, считает эксперт, регионам необходимо проработать вопрос привлечения дополнительных средств. «Например, в крупных городах актуально привлечение частных инвесторов, для удаленных населенных пунктов, из которых население выезжает, возможно использовать субсидии на приобретение жилья в других регионах»,— говорит госпожа Караваева.
По словам Надежды Косаревой, возможности для привлечения частных средств есть: кроме расселения аварийного жилья полностью за счет средств бюджетов, Фонд ЖКХ может направлять средства на переселение граждан из аварийного фонда в рамках проектов комплексного развития территорий (КРТ). Так, поясняет она, если проект реализует частный застройщик, выигравший конкурс, то фонд компенсирует до 25% расходов на расселение «аварийки» (в некоторых случаях — до 100%, как и в ситуациях, когда проектом занимается специальное юрлицо, созданное регионом). «Этот механизм совсем новый — в Фонд ЖКХ пока поступили только первые заявки,— но я надеюсь, что он будет серьезным рычагом для ускорения реализации программы и повышения ее финансирования»,— говорит госпожа Косарева.
- Газета «Коммерсантъ» №151 от 25.08.2021, стр. 2
- Евгения Крючкова подписаться отписаться
- Снос пятиэтажек подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru
Госдума ввела новые механизмы расселения аварийного жилья при участии Фонда ЖКХ
Госдума в среду приняла в третьем чтении законопроект об изменении порядка расселения аварийных домов, который предусматривает привлечение средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Федеральные органы власти, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления теперь наделяются полномочиями по признанию многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Согласно действующей редакции Жилищного кодекса, органы госвласти могут признавать «в установленном порядке жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации непригодными для проживания».
При этом органы местного самоуправления не смогут принимать решения о признании аварийными домов, квартиры в которых находятся в федеральной или региональной собственности. Также уточняется, что органы власти региона вправе устанавливать для собственников квартир в аварийных домах, подлежащих сносу или реконструкции, «дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии», что на момент вынесения решения об аварийности у них нет другого пригодного жилья в собственности или на условиях социального найма.
Граждане, чьи «жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», могут получить временное жилье из маневренного фонда на два года. По закону за это время власти должны будут либо выплатить им компенсацию для приобретения новых квартир, либо предоставить новое жилье.
Закон теперь позволяет использовать средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для предоставления собственникам жилья субсидированной льготной ипотеки, создания маневренного жилого фонда, осуществления дополнительных социальных выплат. Фактически фонд наделяется функциями агента правительства РФ по предоставлению социальных выплат на приобретение жилых помещений отдельным категориям граждан.
Регион сможет обратиться к фонду за поддержкой в том случае, если местные власти гарантируют, что на территории, где раньше стоял аварийный дом, будут размещаться только социальные, коммунальные объекты, спортивные площадки, пешеходные пространства. Исключение составят лишь те случаи, когда расселение аварийного дома проводилось в рамках реализации договора о комплексном развитии территории.
Около 1 млн россиян живут в аварийных домах
Глава Минстроя Владимир Якушев отметил, что количество домов, которые будут вставать на учет, вырастет
Порядка 1 млн человек проживают в настоящий момент в аварийном жилье, при этом число таких домов растет, сообщил в среду глава Минстроя Владимир Якушев в эфире Первого канала.
«По нашей оценке, сегодня глубина проблемы — порядка 1 млн человек проживают в аварийном жилье. При этом мы прекрасно еще понимаем, что количество домов, которые будут вставать на учет, будет расти», — сказал он.
Министр добавил, что, согласно национальному проекту «Жилье и городская среда», все дома, признанные аварийными до 1 января 2017 года, должны быть расселены до конца 2024 года. При этом в 2018 и 2019 годах объем аварийного фонда также вырос, отметил Якушев.
По его словам, с начала 2019 года удалось переселить 30 тыс. человек.
Согласно нацпроекту, к концу 2024 года объем расселенного аварийного жилого фонда должен достичь 9,54 млн кв. м, а число граждан, переселенных из непригодного жилья, — 530,9 тыс. человек. При этом показатели могут быть уточнены по итогам реализации программ расселения в 2019-2021 годах. Также к 31 декабря 2023 года объем расселяемого жилья должен на 30% превысить объем выявляемого аварийного фонда.
Госдума в среду приняла в третьем чтении закон об изменении порядка расселения аварийных домов, который предусматривает привлечение средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Закон теперь позволяет использовать средства фонда для предоставления собственникам жилья субсидированной льготной ипотеки, создания маневренного жилого фонда, осуществления дополнительных социальных выплат.
Глава Минстроя: чтобы строить собственное жилье, людям нужны кредиты на понятных условиях
Минстрой готовит предложения по развитию индивидуального домостроения, среди них — синхронизация программ развития села, поддержки врачей и учителей, а также упрощение подключения частных домов к коммунальным сетям. Об этом, а так же о тонкостях перехода застройщиков на счета эскроу, министр строительства и ЖКХ России Владимир Якушев рассказал в интервью ТАСС на полях Петербургского международного экономического форума.
— Владимир Владимирович, осталось меньше месяца до перехода стройотрасли на механизм эскроу-счетов. Как вы считаете, мягко ли мы перейдем в новую формацию? И можно ли сказать, что прогнозы некоторых игроков рынка о том, что жилье должно подорожать на 20% с 1 июля 2019 года, когда полностью заработает новая система, не оправдаются?
— Не соглашусь с тем, что жилье подорожает на 20%. Но и не скажу, что переход будет совсем мягким, — это непростая реформа. Полностью строительная отрасль не изменится с 1 июля, поэтому будет переходный период. Ведь есть постановление правительства, по которому одни застройщики должны будут перейти на проектное финансирование, а другие — достраивать объекты по старым правилам.
Самое главное, что произойдет с 1 июля, — на все новые строительные проекты застройщики не смогут привлекать средства граждан. Будет работать проектное финансирование через эскроу-счета.
— На совещании у главы государства мэр Москвы Сергей Собянин высказал предложение, чтобы позволить регионам больше вникать, дать им больше информации от банков по тем проектам проектного финансирования, которые кредитуют банки. Как вы считаете, реальная ли это история и надо ли это вводить?
— В этом вопросе очень тонкая грань между банковской тайной и ответственностью субъектов России. Эта проблема решается в рамках Гражданского кодекса. Если будет добровольное заявление застройщика о том, чтобы банк предоставлял информацию, как происходит проектное финансирование для субъекта, никаких противоречий не возникнет. Этот вопрос нужно рассматривать именно в таком формате.
— Вы будете разрабатывать по этой теме изменения в законодательство в ближайшее время?
— Этот вопрос не относится к зоне ответственности Минстроя, он касается Центрального банка и коммерческих банков. Но, чтобы его решить, не нужно разрабатывать дополнительные регламенты. Например, если вы приходите в банк и пишете заявление о том, что справки по счетам и любую другую информацию может запрашивать ваш родственник, то на основании вашего согласия эти сведения можно ему предоставлять. Аналогичная ситуация и в этом случае.
— По ДОМ.РФ было поручение рассмотреть вопрос о том, чтобы сделать его системообразующим банком в строительной отрасли. Станет ли он таковым де-юре и будет ли это отражено в его названии?
— Банк ДОМ.РФ будет работать в направлении проектного финансирования. Насколько же он станет системообразующим, покажет время. Есть поручение президента, и банк ДОМ.РФ будет докапитализирован. Но стоит отметить, что для нас важен не объем проектного финансирования, который банк выдаст на рынке, а стандарты, которые мы нарабатываем, и компетенции, которые мы хотим привнести в банковское сообщество по работе с проектным финансированием. Задача банка — их активно внедрять.
— По проекту «Умный город» на ПМЭФ были подписаны два соглашения по внедрению этого стандарта с регионами лидерами по численности населения, это Ленобласть и Московская область. Может быть, стоит создать проектный институт «Умного города» по аналогии с Центральным научно-исследовательским и проектным институтом Минстроя?
— Мы не ставим себе задачу создавать отдельный институт. У нас есть дирекция, которая занимается этим проектом. Но в рамках проведения в этом году в Екатеринбурге Всемирного дня городов, мы планируем более плотно заняться этим вопросом. И уже на основании этого смотреть, нужна ли дополнительная инфраструктура для «Умного города», либо нам хватает той, что работает сейчас.
— Есть поручение проработать тему индивидуального жилищного строительства. Какие основные предложения Минстрой выдвигает в плане развития ипотеки по ИЖС?
— На самом деле тема индивидуального жилищного строительства простая и понятная. Чтобы ИЖС развивалось, необходим механизм ипотечного кредитования. Такого инструмента у нас нет. Пока что банки не удовлетворены залогом, то есть земельным участком, так как под ИЖС он не очень дорогой, а будущий дом тоже сложно пристроить, чтобы потом застраховать свои риски.
Поэтому необходимо разработать инструмент, который позволит при строительстве дома получить кредит в банке на понятных условиях. Этот кредит должен быть долгосрочным, а ставка по нему невысокой. Другой вопрос касается создания необходимой инфраструктуры для развития ИЖС. Речь идет о дорогах, газоснабжении, электричестве, воде.
Но в субъектах России не хватает средств на решение этих вопросов. И здесь нам нужно поддержать регионы. Только тогда мы сможем качественно и количественно развить рынок ИЖС.
— Может ли быть проведена работа с поставщиками ресурсов: электросетями, газовиками? Может быть, рекомендовать комиссии, которые помогали бы собственникам частных домов легче подключаться к сетям?
— Этот вопрос в другой плоскости. Он касается административных барьеров. Сегодня подобные эксперименты проводятся в нескольких субъектах России. Это непростая процедура, есть множество вопросов, которые нужно проработать.
Они касаются подключения к газу, к электрическим и водопроводным сетям и т. д. Вопрос состоит в том, чтобы человек достаточно быстро и без лишней бюрократии мог получить земельный участок для строительства дома. Для того чтобы у нас получилась качественная программа развития ИЖС, необходимо учесть все эти факторы и правильно их расписать.
При этом уже сегодня на примере нескольких регионов — Белгорода, Башкортостана, Татарстана, Тюменской области — мы видим активное развитие ИЖС, где большая часть жилья сдается не в многоквартирных домах, а за счет индивидуального строительства. Кроме того, в России есть такие программы, как «Земский доктор».
По поручению президента поддержку будут получать и учителя, которые отправляются работать в сельскую местность. Эту программу можно дополнить так, чтобы выделяемые деньги шли именно на строительство собственного дома на селе. Местные власти также могут создавать условия или предоставлять ресурсы для развития ИЖС. У нас есть понимание, в каком направлении двигаться по теме ИЖС, осталось только прописать все моменты и понять, откуда брать ресурсы на развитие этой части отрасли.
— Мне кажется, что у людей есть деньги, которые они были бы готовы вложить в ИЖС. Но лично меня больше пугают административные барьеры, чем строительство.
— В этом направлении тоже надо работать.
— Если мы будем активно развивать частное домостроение, то где должна появиться «одноэтажная Россия», в пригородах больших городов или это будут средние и малые города? Как будет обстоять ситуация с благоустройством в частном жилом секторе?
— В этом вопросе не должно быть никакой градации. Индивидуальное жилищное строительство в России активно развивается как вокруг областных столиц, так и в малых городах и в сельской местности.
— В паспорте нацпроекта «Жилье и городская среда» указано, что к 2024 году должны быть введены 120 млн кв. м жилья. Пропорционально это количество делится так: 80% индустриального жилья и 40% индивидуального. Может ли эта пропорция быть изменена из-за активного строительства частных домов, если эти меры заработают?
— Пропорция может поменяться. Все зависит от того, будет ли у наших граждан желание строить индивидуальное жилье. Собственный дом или квартира в многоэтажке — в этом вопросе право выбора за гражданином.
— Рассматривается ли вопрос налоговых льгот или иных механизмов стимулирования для компаний, которые будут возводить индивидуальные дома?
— Нет, такой вопрос сейчас не стоит. Но это не значит, что тема закрыта навсегда.
— Эскроу-счет на частный дом — это хороший или плохой вариант развития событий?
— Такой вариант может рассматриваться. Например, когда застройщик вышел на крупный участок с проектным финансированием и построил большое количество домов, а затем через механизм эскроу-счетов эти дома продает.
— Следующий конкурс по комфортной городской среде в малых сельских поселениях и исторических городах будет проводиться сразу на три года. Готовы ли вы это пересмотреть?
— Вопрос по срокам проведения конкурса благоустройства еще обсуждается, окончательное решение еще не принято. Сначала нужно посмотреть, как регионы реализуют проекты 2018–2019 годов, и в процессе мы придем к правильному решению. Хотя, если проводить конкурс сразу на три года, мы сможем перейти от краткосрочного к среднесрочному планированию.
Строительство и благоустройство — это проблематичные темы, всегда в процессе возникают некоторые сложности. Например, всегда нужно учитывать фактор сезонности. Поэтому хотелось бы планировать больше, чем на один год. А можно часть из выделенных на конкурс 5 млрд рублей запустить вперед на три года, а другую часть оставить для тех регионов-победителей, которые не успели начать реализацию проектов. Мы проанализируем опыт прошедших двух лет проведения конкурса и тогда сформируем верное решение.
— Вы довольны первыми результатами этого конкурса?
— Мне этот конкурс нравится. Наконец мы добрались до благоустройства малых городов. Я вижу большой интерес к конкурсу со стороны региональных и муниципальных команд и самих местных жителей, которые с воодушевлением относятся к переменам на их малой родине.
— Вы недавно ездили в Кению, встречались с иностранными делегациями. Был проявлен интерес к работе наших застройщиков даже в Африке. Где еще мы могли бы работать и кто к нам обращался?
— В Кении у нас было несколько встреч иностранными делегациями, в том числе и касающихся программы по сносу трущоб. Для страны это серьезная, непростая и болезненная проблема, которую они планируют решить. Для этого сформирован фонд $12,5 млрд. Однако в Кении не хватает профессиональных строителей.
И первый вопрос, который мне задал министр, отвечающий за эту отрасль в Кении, — не могли бы российские строители поучаствовать в программах по сносу трущоб. Поэтому если у наших застройщиков появится желание, то почему бы не поучаствовать в этих программах. Во времена Советского Союза наши строители работали в Африке.
Финансирование у Кении есть, климатические условия для строительства более благоприятные, чем в России. Но стоит сказать, что помощь одной России проблему сноса трущоб не решит. Я сравниваю ее с нашей программой по переселению из аварийного жилья.
Но у нас ситуация обстоит сложнее, так как дома в более капитальном исполнении, а трущобы — более легкие конструкции, которые легче подвергаются сносу. Но по большому счету там никто ничего не гарантирует. Наша программа по расселению аварийного жилья выстроена гораздо более фундаментально и с точки зрения защиты конституционных прав граждан на жилище. Мы работаем более организовано в этом вопросе.
— Законопроект о новых механизмах расселения аварийного жилья должен быть принят до 20 июля 2019 года, согласно паспорту нацпроекта. Вы сказали, что в скором времени законопроект будет внесен в Госдуму. Какие меры пришлось из него исключить в процессе обсуждения?
— Изменений в законопроекте не было, все осталось в соответствии с поручениями президента и рассмотренными предложениями. Последнее слово — за депутатами Госдумы.
Источник: skolkozarabativaet.ru