Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК.
К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития. При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.
Расшифровка категорий ОВЗ в медицине
Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения.
Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату.
Разработка адаптированных образовательных программ с детьми с ЗПР
К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков. МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть.
Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды.
ОВЗ по ФГОС
Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников.
- глухие, 4 варианта АООП НОО
- слабослышащие, 3 варианта
- слепые, 4 варианта
- слабовидящие, 3 варианта
- с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта
- с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта
- с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта
- с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта
- с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)
ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.
Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения.
Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир.
Видеовстреча 13 марта ФАОП образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ
В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными.
I категория. Неслышащие, глухие дети без речи
Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение.
Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.
В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.
Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.
II категория. Слабослышащие дети
Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь. Они продолжают накапливать словарный запас.
Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.
Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.
В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.
III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)
Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.
Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы.
Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное.
В итоге не имеют четких уверенных суждений. Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи.
Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.
Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.
Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.
V категория. Тяжелая речевая патология
Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.
Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.
Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.
Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.
VI категория. Нарушение опорно-двигательного аппарата
Дети с ДЦП, врожденными и приобретенными деформацями ОПА, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парпарезами нижних и верхних конечностей. Недостаточность движений мешает им воспринимать действительность зрением и кинестетикой. У них более развито вербальное мышление по сравнению с наглядно-действенным. Отстает система формирования понятий и абстракций.
Часто бывают проблемы со слухом, ведущие к снижению слуховой памяти и слухового внимания. Встречается алалия и дазатрия. Таким детям полезно совмещать обучение с посильной трудовой деятельностью.Она учит переключать внимание, снижает вялость, дает чувство значимости.
VII категория. Дети с ЗПР
Дети с возможностью интеллектуального развития, но замедленным темпом психических процессов, высокой истощаемостью, трудностью в усваивании знаний: психическое недоразвитие, задержка психического развития, поврежденное психическое развитие, дифицитарное развитие, искаженное развитие (РАД, СДВГ)
Общими проблемами являются замедленное, непоследовательное восприятие, отставание словесно-логического мышления. Им сложно анализировать и обобщать. В результате страдает речь, лишенная ясности и логики.
Для детей с ЗПР характерно непроизвольное импульсивное поведение и инфантилизм в сочетании с низким уровнем познавательных процессов, включая память и внимание. Причины инфантилизма кроются в проблемах эндокринной и нервных систем, запоздалом темпе психического развития.
При обучении нужно учитывать их физиологически обусловленную утомляемость, частую смену активности и пассивности. Если им давать интересные задания, не требующие напряжения ума, создать атмосферу спокойствия и доброжелательности, они показывают результаты решения интеллектуальных задач, приближенные к норме.
VIII категория. Отклонение интеллектуального развития.
Дети с глубоким недоразвитием познавательных процессов. Чаще всего в виде олигофрении (синдром врожденного психического дефекта) 3 видов. К обучению способны лишь дети с дебильностью, легкой корректируемой степенью умственной отсталости.
Хотя их восприятие искажено, с трудом перестраивается и не обладает достаточной осмысленностью, а уровень мышления очень низок, они овладевают речью, пусть и с грамматическими и фонетическими ошибками. Дети учатся писать, читать, считать. Но основной формой работы с ними является трудовое обучение и, впоследствии, помощь в трудоустройстве.
Независимо от категории ОВЗ, к которой относится ребенок, российские инклюзивные школы, ППМС, коррекционные школы создают своим «особым» ученикам все условия «для получения без дискриминации качественного образования, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации»
Нозологические группы инвалидов
Нарушения зрения
- Нарушение пространственных образов, самоконтроля и саморегуляции, координации и точности движений.
- Нарушение осанки, плоскостопие, слабость дыхательной мускулатуры.
- Неврозы, болезни органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, обмена веществ.
- Минимальная мозговая дисфункция, снижение слуха.
- Быстрая утомляемость.
Нарушения слуха
- Нарушение функций вестибулярного аппарата.
- Задержка моторного и психического развития.
- Нарушение речи, памяти, внимания, мышления, общения.
- Нарушения равновесия, ритмичности, точности движений, реагирующей способности, пространственно-временной ориентации.
- Дисгармоничность физического развития, нарушение осанки.
- Заболевания дыхательной системы, вегетативно-соматические расстройства.
Нарушения интеллекта
- Нарушение познавательной деятельности.
- Снижение силы и подвижности нервных процессов.
- Нарушения высших психических функций, аналитико-синтетической деятельности ЦНС.
- Дисплазия, нарушение окостенения, осанки, деформации стопы, позвоночника.
- Дисгармоничность физического развития, нарушение координации движений.
- Врожденные пороки сердца, заболевания внутренних органов, эндокринные нарушения.
- Сенсорные отклонения.
Поражение опорно-двигательного аппарата
Церебральное:
- Нарушение опороспособности, равновесия, вертикальной позы, ориентировки в пространстве координации микро- и макромоторики.
- Остеохондроз, мышечная гипотрофия, остеопороз, контрактуры.
- Дисгармоничность физического развития.
- Нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, заболевания внутренних органов.
- Нарушения зрения, слуха, интеллекта.
- Низкая работоспособность.
Спинальное:
- Полная или частичная утрата движений, чувствительности.
- Расстройство функций тазовых органов.
- Нарушение вегетативных функций, пролежни.
- Остеопороз.
- При высоком (шейном) поражении — нарушение дыхания, ортостатические нарушения.
- При вялом параличе — атрофия мышц.
- При спастическом — тугоподвижность суставов, контрактуры, спастичность.
Ампутационное:
- Нарушение опороспособности и ходьбы (при ампутации нижних конечностей), координации движений, осанки, вертикальной позы.
- Уменьшение массы тела, сосудистого русла.
- Нарушение регуляторных механизмов, дегенеративные изменения нервно-мышечной и костной ткани, контрактуры.
- Нарушения кровообращения, дыхания, пищеварения, обменных процессов, ожирение.
- Снижение общей работоспособности.
- Фантомные боли.
Источник: sbo-shinnik.ru
Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ 24.11.2022.
презентация по логопедии
В презентации проведен подробный обзор новой федеральной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья от 22.11.2022 года. Нозологическая группа — дети с ТНР. Автор учитель-логопед МБДОУ №64 города Иванова.
Скачать:
| |
1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2023 N 72149) Учитель-логопед МБДОУ № 64 г. Иванова Лепилова Елена Юрьевна
Программа является документом, в соответствии с которым организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования (далее — Организации) самостоятельно разрабатывают и утверждают адаптированные образовательные программы дошкольного образования (далее — АОП ДО) для обучающихся раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
ФАОП разработана в соответствии с нормативными документами Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ (зарегистрировано Минюстом Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809) (в ред. от 29.12.2022 г.) Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ. утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации отзо сентября 2022 г, № 874 (зарегистрировано Минюстом Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809) Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 ноября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. N 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г. регистрационный N 53776).
Целевой раздел Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. п. 10.1. Задачи и принципы Программы: п. 10.2.-10.3. Построена на принципах дошкольного образования Установленных ФГОС ДО. Специфические принципы и подходы к формированию АОП ДО для обучающихся с ТНР п. 10.3.3.
Целевой раздел Планируемые результаты. п. 10.4. Представлены в виде изложения возможных достижений обучающихся на разных возрастных этапах дошкольного детства. Целевые ориентиры реализации АОП ДО для обучающихся с ТНР. п. 10.4.3. Содержание и планируемые результаты (целевые ориентиры), разработанные Организациями должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФАОП младшего дошкольного возраста с ТНР п. 10.4.3.1. среднего дошкольного возраста с ТНР. п. 10.4.3.2. на этапе завершения освоения Программы. п. 10.4.3.3. Программа обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности.
Целевой раздел Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе. п. 10.5. Подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов направленны в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий в процессе образовательной деятельности с целью ее усовершенствования. Основные принципы оценки качества образовательной деятельности, уровни системы оценки качества и ее задачи по ФАОП изложены в п. 10.5.6. – 10.5.11. Программа предоставляет МБДОУ право самостоятельного выбора инструментов педагогической и психологической диагностики развития обучающихся, в том числе, его динамики.
Структура содержательного раздела ФАОП Пояснительная записка. п . 11. Описание образовательной деятельности обучающихся с ТНР в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях по возрастам. п.32 Взаимодействие педагогических работников с детьми п. 38 Взаимодействие педагогического коллектива с родителями (законными представителями) обучающихся.п.39 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников с ТНР п. 39.3. Программа коррекционно-развивающей работы . п. 40 (с ТНР п. 43 ) Федеральная рабочая программа воспитания . п. 49.
Содержательный раздел ФАОП Пояснительная записка. п. 11. В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация АОП ДО для обучающихся, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.
Содержательный раздел ФАОП Описание образовательной деятельности обучающихся с ТНР С оциально-коммуникативного развития п. 32.1. При реализации задач и содержания ФАОП обеспечивается ИНТЕГРАЦИЯ областей в едином образовательном процессе Познавательное развитие п. 32.2 Речевое развитие п.32.3. Художественно-эстетическое развитие п.32.4 . Физического развития п.32.5. ФАОП определяет задачи и содержательные линии образовательной деятельности по основным направлениям развития детей с ТНР.
Содержательный раздел ФАОП СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЯ Овладения речью как средством общения и культуры через : обогащения активного словаря; развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развития речевого творчества; развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомства с книжной культурой, детской литературой; развития понимания на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; профилактики речевых нарушений и их системных последствий.
Содержательный раздел ФАОП Взаимодействие педагогических работников с детьми п. 38. Формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают следующие аспекты образовательной среды: характер взаимодействия с педагогическим работником; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Содержательный раздел ФАОП Взаимодействие педагогического коллектива с родителями (законными представителями) обучающихся п.39 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников с ТНР п. 39.3. Основной целью работы с родителями (законными представителями) является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
Содержательный раздел ФАОП Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР п. 43. Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с ТНР возможность освоения детьми с ТНР ФАОП Обеспечение коррекционной направленности при реализации содержания образовательных областей и воспитательных мероприятий.
Содержательный раздел ФАОП Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР п. 43. Задачи и принципы Коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР Описание коррекционно-развивающей работы всех педагогических работников дошкольной образовательной организации Специальные условия для получения образования детьми с тяжелыми нарушениями речи. Содержание дифференциальной диагностики речевых и неречевых функций обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Осуществление квалифицированной коррекции нарушений речеязыкового развития обучающихся с ТНР. По четырем уровням речевого развития.
Содержательный раздел ФАОП Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР п. 43. Специальные условия для получения образования детьми с тяжелыми нарушениями речи предполагают: создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды; специальных дидактических пособий, технологий, методик; реализацию комплексного взаимодействия специалистов; проведение коррекционных занятий с учителем-логопедом; обеспечение эффективного планирования; реализацию образовательной и самостоятельной деятельности.
Содержательный раздел ФАОП Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР п. 43. Содержание дифференциальной диагностики речевых и неречевых функций обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.п . 43.10. Обследование словарного запаса. п. 43.10.1. Обследование грамматического строя языка. п. 43.10.2. Обследование связной речи. п. 43.10.3.
Обследование фонетических и фонематических процессов.п . 43.10.4.
Федеральная рабочая программа воспитания п. 49 I. Целевой раздел п. 49.1. II. Содержательный раздел п. 49.2. II I. Организационный раздел программы п. 49.3. Общая цель воспитания п. 49.1.1. Общности (сообщества) МБДОУ п. 49.1.3.2.
Социокультурные ценности п. 49.1.3.3 Деятельности и культурные практики в МБДОУ п. 49.1.3.4. Требования к планируемым результатам п. 49.1.4. Целевые ориентиры воспитательной работы для обучающихся с ОВЗ дошкольного возраста (до 8 лет). п.49.1.6. Направления: Патриотическое, Социальное, Познавательное, Физическое и оздоровительное, Трудовое, Этико-эстетическое.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся с ОВЗ в процессе реализации Программы воспитания. п. 49.2.8. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания. п. 49.3.1. проектирование Уклада образовательной организации, выстраивание воспитывающей среды. Взаимодействия педагогического работника с детьми с ОВЗ. События МБДОУ.п. 49.3.2.
Организация предметно-пространственной среды. п .49.3.3. Кадровое обеспечение воспитательного процесса. п.49.3.4. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с детьми с ОВЗ. п.49.3.5. Основные условиями реализации Программы воспитания и ее задачи п. 49.4. 49.5.
Организационный раздел ФАОП. Структура. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка. п. 51. с ТНР п. 51.3 Организация развивающей предметно-пространственной среды. п. 52. И ее характеристика п.52.2. Кадровые, финансовые, материально-технические условия реализации программы.п.53.
Федеральный календарный план воспитательной работы. п. 54.
Организационный раздел ФАОП Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка . П. 51. с ТНР п. 51.3 Каждому ребенку с ТНР предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и жизненных навыков. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка с ТНР, с учетом необходимости развития вербальных и невербальных компонентов развития ребенка с ТНР в разных видах игры.
Организационный раздел ФАОП Организация развивающей предметно-пространственной среды. И ее характеристика п.52.2. ППРОС МБДОУ создается педагогическими работниками для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития. Она должна строиться на основе принципа соответствия анатомо-физиологическим особенностям обучающихся ППРОС в МБДОУ должна обеспечивать условия для эмоционального благополучия обучающихся и комфортной работы педагогических работников. Организация имеет право самостоятельно проектировать ППРОС с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ.
Организационный раздел ФАОП Кадровые, финансовые, материально-технические условия реализации программы.п.53. Реализация ФАОП обеспечивается квалифицированными педагогами и ДОО должна создать условия для профессионального развития педагогических кадров. Материально-технические условия реализации ФАОП для обучающихся с ОВЗ должны обеспечивать возможность достижения обучающимися в установленных стандартом результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования
Организационный раздел ФАОП Федеральный календарный план воспитательной работы . П. 54. Организация вправе включать в него мероприятия по ключевым направлениям развития воспитания. План определяет перечень событий, которые могут стать основой для проведения воспитательных мероприятий с детьми. Содержит перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат. Все мероприятия должны проводиться с учетом особенностей Федеральной программы, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей обучающихся.
Источник: nsportal.ru
Нозологические группы инвалидности

Инвалидность, если исходить из разнообразия нарушений физического или психического здоровья, понятие довольно объемное. Описать особенности людей с ограниченными возможностями, не используя специальной классификации, весьма сложно. Поэтому для организации помощи, адаптации и реабилитации (медицинской и социальной) принято разделять таких пациентов на определенные категории, называющиеся нозологические группы инвалидов (НГИ).
Понятие нозологической группы инвалидности
НГИ подразумевает под собой классификацию, согласно которой люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) подразделяются на категории, характеризующие их отклонение. Понятие состоит из двух слов, то есть это производное от «нозология» или наука о болезнях (в переводе с древнегреческого νόσος «болезнь» + λόγος «учение, слово») и инвалид (от латинского in – «не» + validus – «сильный»).
Под термином инвалидность подразумевается состояние человека, характеризующееся физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными отклонениями, ведущими к нарушению либо ограничению его жизнедеятельности. Нозология, в свою очередь, полностью описывает заболевание – его отличие от здоровья, причины и механизмы возникновения, особенности типичных проявлений и поражения органов, а также выздоровления и смерти.
Из всего вышеописанного следует, что нозологическая группа инвалидов – это совокупность людей, имеющих схожие признаки патологии или родственные заболевания. Кроме того, при работе с такими пациентами обязательно следует учитывать и классификацию инвалидности по тяжести проявлений, что является важным при разработке терапевтических и социально-адаптивных мероприятий для них.
В медицинской практике людей с ОВЗ принято разделять на 2 основные группы и 3, отличающиеся по степени выраженности присутствующей симптоматики. Так, к первым двум относятся врожденная инвалидность, причиной которой стало аномальное развитие плода в утробе матери либо родовая травма, и приобретенная – возникшая после рождения на фоне повреждения или заболевания.
ВТЭК или врачебно-трудовая экспертная комиссия у взрослых выделяет 3 следующие группы:
- 1-я – устанавливается больным, абсолютно утратившим трудоспособность, и нуждающимся в постоянном уходе;
- 2-я – присваивается пациентам с менее тяжелым состоянием, способных себя обслуживать, но не имеющих возможности осуществлять трудовую деятельность в стандартных производственных условиях;
- 3-я – устанавливается людям, которые в состоянии работать в обычных производственных условиях в их облегченном варианте.
Ограничения функциональности инвалидов принято разделять по категориям, связанным с отклонениями деятельности той или иной системы. К ним относятся нарушения:
- двигательной (статодинамической) функции;
- сенсорной – зрения, обоняния, слуха, осязания;
- психической – мышления, восприятия, памяти, внимания, речи, воли и эмоций;
- кровообращения, дыхания, выделения, обменных процессов, пищеварения и внутренней секреции.
Важно! Все особенности и разграничения инвалидности следует учитывать как для взрослых при трудовой или адаптивной деятельности, так и для детей при обучении или социализации, чтобы не привести в будущем к усугублению состояния.
Данное разделение инвалидов на различные группы является одним из самых емких и потому обширных. Благодаря ему, врач, увидев такую пометку в любом бланке, может получить приблизительную картину состояния пациента на текущий момент.
Нарушение зрения
Эта патология относится к сенсорным отклонениям, и является одной из основных разновидностей заболеваний, способных стать причиной получения группы инвалидности. По степени нарушения зрения выделяют несколько категорий пациентов:
- Слепые – больные с абсолютной потерей зрительных ощущений либо люди со светоощущением, то есть они неспособны видеть очертания объектов, а имеют возможность различать лишь присутствие света. Такая группа пациентов, в свою очередь, классифицируется на две степени: 1 – полная утрата зрительной функции и 2 – практическая слепота со светоощущением, и способностью видеть силуэты объектов.
- Слабовидящие – инвалиды, которым качество зрения дает возможность различать объекты, но при этом нечетко видеть их контуры.

Потеря зрения оказывает негативное влияние на большинство функций организма
Снижение качества зрения, в большинстве случаев сопровождается нарушением формирования пространственных образов, осуществления саморегуляции и самоконтроля, а также ухудшением точности движений тела и его координации. Кроме этого, отмечается изменение осанки, появление плоскостопия, и нередко слабость дыхательных мышц.
Сопутствующими патологиями при нарушении зрения, как правило, являются неврозы, болезни органов сердечно-сосудистой и дыхательной системы, и расстройства метаболических процессов. И также может наблюдаться снижение слуха, общее недоразвитие речевой функции, быстрая утомляемость, ДЦП (детский церебральный паралич) и иногда ММД (минимальная мозговая дисфункция).
Факт! И. М. Сеченов утверждал, что двигательная согласованность рук и глаз человека формируется в детстве. «Рука выполняет функцию хватательного орудия, и при отсутствии зрительного руководства таким орудием служить не может».
Патологии слуха
Инвалиды со снижением качества слуха бывают: глухие (полная утрата слуховой функции) и слабослышащие. Глухие лишенные речи – это пациенты с врожденным отсутствием данного сенсора либо утратившие его в раннем детстве.
К глухим, но при этом имеющим речь в определенной степени, относятся пациенты, потерявшие слух в более позднем возрасте. Вследствие врожденной утраты слухового сенсора довольно часто развиваются патологические изменения функционирования вестибулярного аппарата, пространственной ориентации, ухудшается осанка. Кроме этого, формируется глухонемота и задержка в развитии способности к прямостоянию.
На фоне подобных нарушений, как вторичные патологии отмечаются психические отклонения – отставание функции мышления, проблемы с общением, скудность эмоций и плохая память. Слабослышащие, или люди с частичной утратой слуховой возможности, но при этом сохранившие речь, не испытывают трудностей, связанных со снижением умственных способностей.
Нарушение интеллекта
В основе признаков данной группы лежит недоразвитие различных аспектов психической функции: познавательных процессов, потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой сферы и т. д. Ведущая роль в отклонениях психики отводится задержке развития познавательной способности, типичной характеристикой которой считается умственная отсталость.
Интеллектуальная отсталость – это неполноценное формирование психических процессов либо их задержка, что в основном проявляется снижением способностей, характерных для определенного периода созревания. К ним относятся социальные, когнитивные, речевые и моторные способности, которые в результате составляют базовый фундамент личности, и дают возможность для дальнейшего развития.
У человека с патологическими отклонениями умственного развития практически всегда наблюдается расстройство познавательной активности. Снижается скорость и интенсивность нервных процессов, качество высших психических функций, а также нарушается аналитико-синтетическая деятельность. На фоне данных отклонений нередко формируется дисплазия (патологическое изменение клеток).
Начинаются проблемы с костной тканью, осанкой, развивается деформация скелета, стоп, что, в общем, характеризуется как физическая дисгармоничность сопровождающаяся нарушением координации движений. Кроме этого, у таких пациентов отмечаются прочие сенсорные аномалии, заболевания внутренних органов, врожденные пороки сердца и эндокринные патологии.
У детей с умеренной формой умственной отсталости в 90–100% наблюдается моторная недостаточность, страдает темп, точность и согласованность движений. Они неуклюжи, медлительны, и имеют недостаточно сформированные механизмы бросков, бега и прыжков.

Изменения со стороны опорно-двигательного аппарата (ОДА)
Заболевания ОДА, способных привести к получению группы инвалидности, подразделяют на три вида:
- Патологии нервной системы – полиомиелит, ДЦП.
- Врожденные аномалии – вывих бедра, кривошея, артрогрипоз (врожденное уродство). Деформации и дефекты верхних и нижних конечностей – косолапость, аномалии развития пальцев стопы и кисти.
- Приобретенные болезни и повреждения – патологические изменения в результате травмы головного или спинного мозга, рук, ног, патологии конечностей, полиартрит, системные болезни скелета.
У пациентов с группой инвалидности по нарушению функционирования ОДА ведущим является дефект данной системы – недоразвитие, патология либо потеря тех или иных двигательных способностей. При заболеваниях ОДА церебрального происхождения, происходит снижение опороспособности, нарушение равновесия, координации, ориентировки в пространстве, вертикальной позы, макро- и микромоторики.
Зачастую диагностируется остеохондроз, остеопороз, контрактуры, мышечная гипотрофия и дисгармоничность физического развития. Кроме этого, присоединяются заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой системы, а также патологии внутренних органов. Нередко отмечается снижение качества зрения, слуха и интеллекта, что в результате ведет к низкой работоспособности.
При патологиях ОДА спинального происхождения диагностируется частичная либо абсолютная потеря чувствительности, движений, расстройство функционирования органов таза. Развиваются вегетативные дисфункции, образуются пролежни. Достаточно часто возникает остеопороз.
При поражении верхнего отдела (шейного) наблюдаются дыхательные и ортостатические нарушения. Развитие вялого паралича сопровождается мышечной атрофией, спастического – снижением подвижности суставов, появлением контрактур, повышением мышечного тонуса.
При патологиях ОДА в результате врожденных пороков либо ампутации утрачивается нормальная опороспособность и ходьба (при потере ног), осанка, координация движений, а также способность поддержания вертикальной позы. Зачастую при таких изменениях отмечается уменьшение сосудистого русла и массы тела.
В целом данные патологии сопровождаются дегенеративными изменениями костной и нервно-мышечной ткани, расстройством регуляторных механизмов, контрактур. Возникают дисфункции дыхания, кровообращения, пищеварения обменных процессов, в результате чего снижается работоспособность. Кроме всего вышеперечисленного, нередко присутствуют фантомные боли, доставляющие значительный дискомфорт пациентам.
Одним из видов поражения ОДА, ведущих к инвалидности являются насильственные движения или непроизвольные двигательные реакции (к примеру, тремор верхних конечностей). Они создают большие помехи для выполнения произвольных движений, и затрудняют овладение многими навыками двигательного аппарата.
Нарушение речи
Речь – одна из самых важных социальных функций человека, осуществление которой обусловлено слаженной деятельностью головного мозга и множеством периферических нервов лица. В ее обеспечении, а также осуществлении чтения и письма, задействованы четыре анализатора: зрительный, слуховой, кинестетический и двигательный.
Для этого сложного процесса очень важна сохранность работоспособности всех участвующих мышц (гортани, челюстей, языка, неба), а также состояние рта, глотки и придаточных пазух носа, так называемых резонаторных полостей. Не менее значимым является координация дыхания и возможность качественного произношения.

Нозологические группы инвалидности
Речевые механизмы являются сложной и многоуровневой организацией, и изменение на любом участке данной цепи может привести к утрате либо снижению качества функции. Факторы, обуславливающие речевые аномалии, могут быть следующими:
- наследственная предрасположенность;
- генетические изменения;
- внутриутробная патология;
- неблагоприятное родоразрешение;
- заболевания первых лет жизни.
Речь может нарушаться как устная, так и письменная, причем сопровождаться подобные изменения могут патологиями зрения, слуха, интеллекта или ОДА. В зависимости от присутствующих сочетаний нередко возникают характерные виды общего недоразвития индивида. Присутствие различных форм речевых нарушений дает возможность сделать вывод об умственной отсталости человека.
Разнообразие и сочетание патологий, ведущих к инвалидности, к сожалению, очень велико, но благодаря данной классификации специалистам ВТЭК и другим врачам гораздо проще выделять основное заболевание у того или иного пациента. Это позволяет найти более быстрый и доступный способ организации медицинской помощи таким больным, а также их реабилитации и адаптации к повседневной жизни.
Источник: invalidu.com