Презентация «Программа Л. В. Занкова» ( скачать *.pps) . Презентация подготовлена Н. Л. Федяшовой
По программе Л. В. Занкова в школе работают:
- Федяшова Наталия Леонидовна (1Б класс),
- Чеп Надежда Мироновна (1А класс)
- Шеко Ирина Вячеславовна (4А класс)
- Туренко Татьяна Феофановна (4Б класс)
- Кузнецова Анастасия Владимировна (3А класс)
- Вельма Маргарита Николаевна (2А класс)
Система Л.В. Занкова введена в российскую школу в 1995 — 1996 гг. как параллельная государственная система начального обучения. Она в высокой степени соответствует принципам выдвинутым Законом РФ об образовании, требующем обеспечить гуманистический характер образования, развитие личности ребенка.
Основоположником её был Леонид Владимирович Занков.
Леонид Владимирович Занков родился 10(23) апреля 1901 года в Варшаве, скончался 27 ноября 1977 года в Москве. В конце 1950-х гг. научным коллективом под руководством Л.В. Занкова было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей процесса обучения. Оно было предпринято с целью развития идей и положений Л.С. Выготского о соотношении обучения и общего психического развития учащихся.
Готовимся к работе по обновленному пособию для 1 класса «Технология» (система Занкова)
Компоненты системы Л.В.Занкова
- цель обучения
- задача обучения
- дидактические принципы
- методическая система
- предметные методики
- формы организации обучения
- система изучения успешности обучения и развития школьников
Они включают в себя:
- достижение оптимального общего развития каждого ребенка;
- раскрытие перед учащимися целостной картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания;
- обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; определение ведущей роли теоретических знаний; осознание процесса учения; прохождение учебного материала быстрым темпом; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся;
- типическими свойства системы преподавания являются: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность;
- предметные методики представлены по всем образовательным областям;
- приоритетная формы организации обучения — от ученика;
- обязательное отслеживание успешности обучения и развития каждого школьников
Система Л.В. Занкова целостна, при ее реализации не следует упускать никакой из ее вышеописанных компонентов: каждой из них несет свою развивающую функцию. Каждый урок в системе Л.В. Занкова прежде всего нацелен на общее развитие школьника. Что такое общее развитие? Это развитие ума, воли, чувств
Его эффективность оценивается по разным показателям, исходя из составляющих частей системы. Главными являются следующие три компонента урока:
- содержании,
- построение процесса учения,
- характер отношений.
Содержание урока. На уроке ученик сам делает открытие, а не получает знания в готовом виде. Делая открытие, ребёнок использует ранее полученные знания, переносит их в новые условия, находя сходство и различие.. На каждом уроке школьники рассматривают какую-то новую ситуацию. Поэтому, при определении содержания урока следует учитывать следующие положения:
Обзор учебников по русскому языку за 1 класс (система Занкова)
- разнообразие источников содержания урока: учебник, рабочая тетрадь, учитель, ученики, литература, словари, окружающая действительность и в последнее время – Интернет.;
- соотношение на уроке нового и уже известного материала (зависит от состава класса и этапа обучения);
- степень новизны в содержании каждого задания;
- широта, богатство, глубина рассматриваемых проблем и связей.
Отбор конкретного материала определяется тем новым, что планируется на данном уроке, т. е. темой любого раздела. Вокруг этого нового концентрируются схожие с ним знания и противоположные, для того чтобы новое нашло свое место в системе знаний.
В процессе обучения учитель старается создать такую ситуацию, чтобы новые знания и способы деятельности школьники открывали в результате решения Спорных вопросов (коллизий), нахождения вариантов правильных решений, установления взаимосвязей, взаимозависимостей. Учитель организует сравнение материала, его анализ, который подводит учеников к обобщению, к установлению закономерности, к формулированию этой закономерности.
Характер отношений складывается между учениками и между учителем и учениками. Эти отношения не должны блокировать свободную мысль учеников, возможность самостоятельно открывать новое, привлекая уже известное. Это значит, что источником языковой проблемы может быть и учитель, и любой ученик.
Учитель должен держать паузу после проблемного вопроса, чтобы дать ученикам возможность подумать, обсудить ответ друг с другом. Желательно, чтобы правильность или неправильность поиска определял не учитель, а школьники, реагируя на ответы товарищей. Поэтому ответы детей очень часто начинаются со слов: «Я думаю, что..» или «Мне кажется, что…» Учитель же выступает в роли опытного проводника,.
Почти 50 лет назад академик Леонид Владимирович Занков выдвинул новую образовательную цель — достижение оптимального общего развития каждого ребенка. В настоящее время цель педагогической системы, разработанной под руководством Л.В. Занкова, соответствует новым стандартам в области образования, которые предполагают «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на всестороннее развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей» и ставит задачу построения личностно-ориентированного развивающего обучения. Эта система раскрывает духовные силы, зреющие в ребенке, создает благоприятные условия для их развития, не пытаясь насильно развертывать их.
Характеризуя процесс обучения по этой системе, сам Леонид Владимирович подчеркивал, что решающее в обучении – добиться, чтобы у ребёнка возникла потребность в познании.
Ради чего ребята учатся?
-Чтобы знать .
-Чтобы стремиться познать истину.
Жизнь школьника на уроке должна быть богатой впечатлениями, разносторонней, интенсивной, возбуждать мысли и чувства детей, их стремление к познанию. Большая роль в этом процессе отводится правильно составленному учебнику.
В настоящее время для российских школьников-занковцев изданы учебники нового (четвертого) поколения по всем предметам для четырехлетней начальной школы и комплекты для 5-6 классов (адаптационный период). Учебники для основного звена школы являются победителями конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы, проведенного Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования Российской Федерации.
Учебники и учебно-методические пособия полностью соответствуют современным образовательным стандартам, санитарным нормативам и правилам издания. Все учебники прошли в 2007 году экспертизу в Федеральном совете по учебникам и находятся в Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ для использования в учебном процессе общеобразовательных учреждений .
В заданиях учебников предусматривается разный уровень трудности их выполнения, что является решающим для создания ситуации успеха каждого ученика. При выполнении заданий дети могут опереться на графический материал учебника (рисунки, схемы, таблицы, диаграммы), у них есть возможность выбрать правильный ответ из нескольких представленных вариантов, выполнить задание по своему выбору. Кроме названных, предусмотрены и другие меры помощи, все они имеют косвенный характер. В любом случае предполагается, что возникшую трудность ребенок преодолевает самостоятельно. Следует особо отметить, что только в ходе поисковой деятельности ребенок может достигнуть своего оптимального общего развития наиболее естественным путем.
В учебно-методическом комплексе кроме учебников представлены тетради на печатной основе, которые являются хорошим подспорьем учителю и ученику в работе. Большое количество справочников, словарей, практических пособий дают возможность ученикам найти ответы на многие теоретические и практические вопросы
«Азбука» разработана для читающих и нечитающих детей, звуки (буквы) изучаются блоками в порядке их фонетической трудности, заложены естественные причины для многократного перечитывания слов, предложений, текстов. Задания приучают к самостоятельному поиску вариантов решения проблем. В комплект входит методическое пособие
«Я читаю» (3 книги) Чтение начинается с того, что у ребенка возникает желание взять книгу в руки и просто листать ее. Именно для этого и издается приложение к Азбуке – библиотечка из трех богато иллюстрированных книжек. Игровые и проблемные задания, веселые тексты помогают развить предпосылки для беглого правильного чтения и организовать читательский опыт. И первоклассник может сказать: «Я читаю!»
«Тетради для письма» (4 тетради) Образцы элементов букв и букв рассчитаны на их восприятие праворукими и леворукими детьми. В ходе обучения письму они на непреднамеренном уровне готовятся к систематическому обучению русскому языку: здесь есть упражнения для наблюдений грамматических и смысловых особенностей слов, предложений.
«Русский язык». Учебник продолжает авторскую программу по русскому языку начатую Азбукой, способствуя освоению ребенком коммуникативной функции языка. Рассматриваются понятия устной и письменной речи звуков и букв, лексического и грамматического значений слов, предложения и текста
«Литературное чтение». Данный учебник направлен на общее развитие первоклассников, формирует у них потребность в чтении, расширяет читательский кругозор. Дети получают общее представление о литературе как искусстве слова.
На материале произведений трех основных жанров (рассказ, сказка, стихотворение) учащиеся знакомятся с простейшими средствами выражения авторского отношения к изображаемому. Работа над техникой чтения ведется в ходе анализе литературного текста. В УМК входят: хрестоматия, пособие по технике чтения, методический комментарий к учебнику, тематическое планирование. К учебнику разработано пособие по технике чтения «Учись читать». Система работы раскрывается в методическом пособии для учителя.
«Хрестоматия по литературному чтению» В хрестоматии собраны лучшие образцы детской литературы для первоклассников. Произведения устного народного творчества, русских и зарубежных писателей помогут ребенку осознать нравственные ценности, важные для данного возраста (дружба, семья, доброта, справедливость, любовь к Родине). Книга призвана воспитать у ребенка интерес к литературе как искусству слова, расширить его читательский кругозор. На материале произведений трех жанров (рассказ, сказка, стихотворение) ведется простейший анализ прочитанного и работа над техникой чтения. Хрестоматия может быть использована как для работы в классе, так и для домашнего чтения.
«Математика «Учебник помогает ребенку войти в яркий и интересный мир математики благодаря увлекательным и необычным заданиям. Нестандартный подход к пониманию решения задач, знакомству с величинами и единицами их измерения, работе с геометрическими фигурами. Темы и задания курса расширяют математический кругозор младшего школьника (элементы алгебры и геометрии, масштаб, дробные числа и др.).
«Тетради по математике» Тетради составляют органическое единство с учебником. Их задача – способствовать совершенствованию знаний, умений и навыков школьников, получаемых при изучении программных тем, развивать их математические способности.
Учебник «Окружающий мир» Учебник начинает интегрированный курс, построенный в логике исторического развития природы, человека и человеческого общества. В 1 классе картина мира дается в самом общем виде, в форме «рассказов в картинках» от зарождения жизни на Земле до современности.
Рабочая тетрадь по окружающему миру предназначена для индивидуальной работы первоклассников. Задания, представленные в тетради, расширяют знания детей об окружающем мире и способствуют общему развитию ребенка. Тетрадь прекрасно иллюстрирована.
Книга «Секреты окружающего мира» включает в себя большое количество литературных текстов и текстов научного содержания, которые входят в рубрики: «Мир, в котором мы живем», «Земля – наш космический дом», «Царство растений и животных», «Человек и человеческое общество», «Будем беречь нашу планету» и др
Учебник к уроку труда написан по программе Н.А. Цирулик «Трудовое обучение». В нем заложены методические основы программы. Знакомит детей с видами художественной техники (лепкой, аппликацией, мозаикой, оригами, плетением, вышиванием), а также моделированием и конструированием из разных материалов
Рабочая тетрадь «Школа Волшебников» является учебным пособием по труду для 1 класса. Она в основном посвящена получению первичных навыков работы с бумагой: вырезанию, складыванию, гофрированию, приклеиванию. В тетради содержится система заданий для развития творческого мышления детей и приводятся различные способы самооценки своих достижений.
Страницы с цветной бумагой и выкройками предназначены для разрезания. Рабочая тетрадь может быть использована как дополнение к учебнику Н.А. Цирулик и Т.Н. Просняковой «Умные руки» (1 класс), а также для работы в группах детского творчества и в кругу семьи.
Конечно же, урок- это основная организационная форма обучения. Обучение в занковских классах проводится по обычному учебному плану. При этом формы организации обучения отличаются: они более гибкие, динамичные, более отвечают требованию дать детям общее развитие. В чем это проявляется? Важнейшим источником обогащения содержания обучения является экскурсия..
Обучение благодаря экскурсиям в большой доле проводится вне стен класса. Это способствует убеждению детей в том, что источником познания является не только книга, слово учителя, но и окружающая действительность – природа, материальная культура, общественная жизнь. Экскурсии проводятся как в соответствии с общей программой (экскурсии в природу с целью наблюдения сезонных изменений; в парк, лес, сад – с целью изучения видов местных растений; на местные производственные предприятия и т.п.), так и краеведческие – в горы, на берег реки, моря, в местный театр, музей и пр. Проводятся и незапланированные экскурсии в связи с явлениями природы или общественными событиями. Экскурсии могут быть самой разной длительности: на весь учебный день – например, в лес, театр; на один урок – во двор школы с целью рассматривания почек на деревьях или состояния травы под снежным покровом; на часть урока – с целью наблюдения какого-то необычного явления.
Цель обучения — достижение оптимального общего развития каждого школьника — объективно не может себя исчерпать, как не может быть исчерпывающим любое знание о человеке, о его индивидуальных особенностях.
Внедрение педагогической системы Л.В. Занкова в практику обеспечивает качественное изменение образовательного пространства, перестройку педагогического мышления и создает благоприятную среду для решения задач модернизации российского образования.
Уже 4 года занковские классы переведены на новый базисный учебный план. Это значит, что, начиная со второго класса вводится преподавание иностранного языка (английского), информатики.
Человек не сможет стать всесторонне развитым, если будет занят только учебной деятельностью. Всест ороннее развитие предусматривает и физическое его совершенство. Поэтому традиционно ( и не только в занковских классах) стало посещение бассейна, занятие аэробикой, проведение дней здоровья с выездами на загородные базы отдыха, посещение массовых катаний на коньках, выходы на тропу здоровья на лыжах.
Духовное воспитание осуществляется в нашей школе через занятия в школьном театре «Затейники», через посещение музыкальных лекториев в Филармоническом собрании, спектаклей с участием череповецких актеров Камерного театра, Вологодских и других театров, приезжающих в наш город на гастроли.
Такая работа позволяет воспитывать людей с активной жизненной позицией, находить себе дело по душе, развивать свой внутренний потенциал.
Источник: school11.net
Программа Занкова для начальной школы: особенности и принципы системы обучения
Сегодня список учебно-методических комплексов, одобренных Министерством Просвещения России, достаточно широк. Все эти программы включают в себя учебно-методические комплекты по основным предметам начального общего образования (русский язык, математика, литературное чтение и окружающий мир и т.д.). Каждая программа или система обучения имеет свои цели, задачи, принципы и особенности, с которыми можно подробно ознакомиться на официальных сайтах программ или издательств, выпускающих тот или иной комплекс.
Помимо основных традиционных программ обучения: «Начальная школа XXI века», «Перспектива», «Школа России» и «Школа 2100», есть и авторские развивающие программы. Одна из наиболее популярных – система Л.В. Занкова.
Об авторе
Леонид Владимирович Занков родился в 1901 году и прошел путь от сельского учителя до руководителя научной лаборатории в Академии педагогических наук СССР. Большое влияние на его взгляды и разработанную позднее дидактическую систему оказал Лев Выготский. Оба занимались исследованиями в области дефектологии, во многом заложили ее основы. Однако главный научный интерес для них представляло изучение возможностей обучения детей, в том числе с особенностями развития.
Занков экспериментально доказал, что обучение занимает в развитии ребенка ведущую роль и влияет не только на объем полученных знаний, но и на формирование личности ученика. При жизни Занкова в эксперименте приняли участие тысячи классов из городов и сел по всей стране.
История программы
В течение 20 лет Занков и его сотрудники изучали, как организация процесса обучения влияет на общее развитие младших школьников. В 1977 году исследования были остановлены, и свою работу над усовершенствованием программы последователи Занкова возобновили только в 1993 году. К 2014 году количество классов, занимающихся по программе Занкова, в регионах составляло до 40% от общего числа, в Москве – около 30%. В 2014 году учебники Занкова исключили из списка рекомендуемых к использованию. Однако в 2020 году программу вновь признали соответствующей Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).
Особенности системы обучения
Основная цель программы Занкова – достижение оптимального развития мышления, воли, чувств, нравственных представлений у каждого школьника с учетом его индивидуальных способностей. Высокий уровень сложности системы и темп обучения при этом строятся на бережном отношении к внутреннему миру ученика и его безусловном праве на ошибку.
Занков считал, что ошибка – это находка для учителя. Он призывал дать ученикам возможность отвечать так, чтобы не бояться быть наказанными. Только в этом случае, по мнению Занкова, ученик самостоятельно сможет дойти до правильного ответа и получить новое знание.
Сильные стороны
1. Программа Занкова построена на эвристическом подходе в решении любых задач и синергии предметных знаний из разных областей.
Эвристический метод развивает способности обучающихся мыслить и самостоятельно работать. Синергия подразумевает эффект, достичь которого можно с помощью объединения нескольких факторов.
Основными методами обучения являются дискуссия и эксперимент. Ученик учится формулировать и отстаивать свое мнение, а также изменять его в случае получения новых знаний без ущерба для самооценки.
2. Данный подход позволяет детям быть более раскрепощенными, развивает творческое мышление и повышает общую успеваемость. При этом в первый год обучения оценки не ставятся, чтобы не повлиять на индивидуальность ученика.
3. Учитель много внимания уделяет «зонам ближайшего развития» детей, то есть тем областям, где знания и умения ребенка находятся в зачаточном состоянии. При этом участие родителей в процессе обучения и получения новых знаний является столь же необходимым, как и наставничество учителя.
Слабые стороны
- Программа Занкова, в отличие от традиционной системы преподавания, не предполагает «подтягивания» отстающих до «среднего» уровня успеваемости.
- Многие задания сформулированы таким образом, что выполнение их без помощи взрослого в принципе невозможно.
- Предметный материал изложен в некоторой степени хаотично. При этом недостающие «звенья» ученик должен найти и усвоить самостоятельно.
- В программе мало упражнений на повторение и закрепление полученных знаний, так как Занков считал, что это делает процесс обучения рутинным и скучным, а также снижает заинтересованность детей в получении новых знаний.
Кому подходит программа Занкова
Залог успешного преподавания по любой программе в начальной школе – это личность учителя. Однако даже идеальное преподавание по системе Занкова подойдет далеко не каждому ребенку.
Программа Занкова станет для ребенка одним из лучших вариантов обучения, если он – активный и любознательный «почемучка», экстраверт, легко адаптирующийся к изменяющимся условиям внешней среды. При этом достаточно усидчивый, способный концентрироваться на конкретной задаче.
Экстраверт – человек с развитыми коммуникативными способностями и напористым характером. Получает энергию от контактов с другими людьми и от ярких эмоций.
Если же ребенок – интроверт, то есть все делает в замедленном темпе, вдумчиво, склонен к многократным повторениям нового, осторожен в принятии решений и высказывании своего мнения, то высокий темп, ориентирование на самостоятельный поиск и усвоение новой информации ему вряд ли подойдут.
Интроверт – спокойный застенчивый человек, склонный к анализу, любящий во всем порядок. Ему хорошо наедине с собой.
Как выбрать программу обучения в начальной школе
Поступление ребенка в первый класс – ответственный этап в жизни каждого родителя, так как именно в начальной школе формируется интерес к познанию, умение учиться, получать и применять разнообразные теоретические и практические навыки.
Изучая сведения об учебном заведении и всевозможные рейтинги школ, анализируя мнения об учителях других родителей и учеников, важно обратить внимание и на программу, по которой ваш ребенок будет проходить начальное обучение. От качества учебных пособий в немалой степени будет зависеть то, насколько легко и быстро ребенок втянется в процесс обучения, и с какими знаниями он придет в среднюю школу.
Выбирая программу обучения для ребенка, не следует ориентироваться на собственное отношение к учебному процессу. Ребенок не равен своему родителю. Его развитие может быть совершенно иным, кардинально отличающимся от родительского.
- Программы начальной школы, сайт.
- Развивающая система Занкова, сайт.
- Система обучения Занкова: что это, плюсы и минусы, сайт.
- Суть системы Л.В. Занкова и ее основные принципы, сайт.
Источник: mopb22.ru
Для кого программа занкова
С конца 1950-х гг. научным коллективом под руководством Л. В. Занкова было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей и принципов обучения. Оно было предпринято с целью развития идей и положений Л. С. Выготского о соотношении обучения и общего развития школьников.
Основу системы обучения по Л. В. Занкову составляют следующие взаимосвязанные принципы:
обучение на высоком уровне трудности;
быстрый темп в изучении программного материала;
ведущая роль теоретических знаний;
осознание школьниками процесса учения;
целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся, включая и наиболее слабых.
Принцип обучения на высоком уровне трудности характеризуется, по мнению Л. В. Занкова, не столько тем, что превышается «средняя норма» трудности, а прежде всего тем, что раскрываются духовные силы ребенка, дается им простор и направление [1]. При этом он имел в виду трудность, связанную с познанием сущности изучаемых явлений, зависимостей между ними, с подлинным приобщением школьников к ценностям науки и культуры.
1 См.: Занков Л. В. Избранные педагогические труды. — М., 1990. — С. 102.
Наиболее существенное здесь заключается в том, что усвоение определенных знаний становится в одно и то же время как достоянием школьника, так и очередной ступенью, обеспечивающей переход на более высокую ступень развития. Обучение на высоком уровне трудности сопровождается соблюдением меры трудности, которая имеет относительный характер.
Например, в программу для III класса включена тема «Значение падежей имен существительных (приглагольных). Некоторые основные значения». Эта тема достаточно высокого уровня трудности для данного возраста, но ее изучение стимулирует развитие мышления школьников.
До этой темы они изучили первое, второе и третье склонения существительных и уже знакомы с окончаниями существительных, относящихся к разным типам склонения, но стоящих в одном и том же падеже. Теперь учащиеся должны отвлечься от различий, которые характерны для всех типов склонения, и осмыслить значение того или иного падежа в обобщенной форме. Так, беспредложный творительный падеж, зависящий от глагола, показывается в наиболее типичном для него значении орудия или средства, при помощи которого производится действие (рубить топором, рисовать кистью, писать ручкой и т.п.). Такое обобщение и представляет собой переход к более высокому уровню мышления. Этот принцип своеобразно реализуется в системе обучения учителя-новатора С. Н.Лысенковой [2].
2 См.: Занков Л. В. Дидактика и жизнь. — М., 1968.
Действенным средством, позволяющим идти быстрым темпом и сильным и слабым учащимся, является применение дифференцированной методики, специфика которой состоит в том, что одни и те же вопросы программы различные ученики проходят с неодинаковой глубиной.
Следующий принцип системы Л.В.Занкова — ведущая роль теоретических знаний уже в начальной школе, которые выступают ведущим средством развития школьников и основой овладения умениями и навыками. Этот принцип был выдвинут в противовес традиционным представлениям о конкретности мышления младших школьников, поскольку современная психология не дает основания для такого вывода. Напротив, экспериментальные исследования в области педагогической психологии, не отрицая роли образных представлений учащихся, показывают ведущую роль теоретических знаний при начальном обучении (Г. С.Костюк, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.).
Младшие школьники способны к усвоению терминов, которые нельзя рассматривать как простое заучивание определений. Овладение научным термином — важное условие правильного обобщения и, следовательно, формирования понятия.
Теоретические знания не исчерпываются терминами и определениями. Большое место в обучении младших школьников занимает усвоение зависимостей, законов (например, переместительный закон сложения, умножения в курсе математики, закономерности сезонных изменений в жизни растений и животных в естествознании и др.).