В феврале 2017 года Британская правительственная цифровая служба (Government Digital Service) опубликовала национальную Стратегию цифровых преобразований. В ее рамках планируется обновление устаревших IТ-систем для более эффективного использования данных и создания единых платформ для интерактивных госуслуг.
Стратегия будет способствовать развитию услуг, оказываемых государственными органами. К примеру, планируется улучшить взаимодействие органов соцобеспечения с налоговой системой и отдельное внимание уделить усилению кибербезопасности существующих систем. Великобритания – одна из ведущих стран по внедрению электронных государственных услуг. Своим мнением об особенностях британского электронного правительства с ICTNEWS поделились эксперты Государственной службы цифрового развития Великобритании (Government Digital Service, GDS) Дэниел Лоу и Алекс Торенс.
02.05.2017 | 15:30
Поделиться в Facebook
Твитнуть в Twitter
– Что представляет собой электронное правительство в Великобритании?
– Своеобразная революция электронного правительства в Великобритании началась в 2010 году. Отличительной чертой оказываемых им услуг считается их полная ориентированность на потребности граждан Великобритании. При проектировании наших государственных услуг мы используем инновационную методологию Agile (проворный, быстрый, гибкий), а также стремимся к обеспечению прозрачности, что полностью соответствует требованиям граждан.
Запись вебинара Люды Бинланд: Налогообложение для украинцев в UK
– Какие плюсы при внедрении э-правительства вы можете обозначить в первую очередь?
– Известно, что электронные государственные услуги создаются путем оцифровки действующих государственных услуг. Если они будут разработаны по принципу «по умолчанию», это поз- волит обеспечить прозрачность всего правительства и, что также немаловажно, правительство сможет сэкономить миллиарды фунтов стерлингов. Кроме того, посредством электронного правительства достигается более высокий уровень удовлетворенности физических и юридических лиц, пользующихся электронными государственными услугами, использование которых позволяет населению и бизнесу принимать более активное участие и быть вовлеченными в процесс принятия решений государственного уровня.
– Какие потенциальные сложности могут при этом присутствовать?
– Если говорить о сложностях и «подводных камнях», встречающихся при внедрении электронного правительства, то в первую очередь необходимо отметить кардинальное изменение мышления населения.
Своеобразная культурная революция должна помочь лучше понять то, что должно представлять собой правительство и чем оно должно заниматься. При удачном введении подобных изменений с сопутствующим иммаксимальным количеством оцифрованных видов государственных услуг станет реальным достижение того, что правительство начнет заботиться об истинных потребностях граждан, пользующихся электронными услугами.
Говоря конкретнее о том, что мы подразумеваем под потребностями пользователей, можно привести в пример процесс получения гражданского паспорта.
Налоги в Великобритании
Процедура подачи заявки на его получение считается государственной услугой, а истинной потребностью человека, пользующегося ею, не всегда является сам факт получения паспорта и уж тем более не заполнение каких-то бланков и форм при подаче заявки. Возможно, он всего лишь хочет поехать за рубеж – вот она, истинная потребность, поэтому при проектировании государственных услуг мы должны исходить именно из реальных интересов населения.
– Расскажите о принципах британского э-правительства…
– У нас при проектировании электронных государственных услуг используется, как мы их называем, 10 основных принципов проектировки. Но их придерживаются не только разработчики услуг, им следует вся команда, которая занимается трансформацией или созданием новых государственных услуг. В частности, они применимы к руководителю команды, менеджеру, а также специалистам по проведению исследований потребностей пользователей.
Нужды прежде всего – это не потребности правительства, а то, чего хотят пользователи его сервисов.
Нужно делать меньше – создавать продукты и услуги могут сторонние разработчики, которые могут решать проблемы людей — без лишних усилий со стороны создателей «материнского» проекта. Это позволяет экономить ресурсы и направлять их на те участки, которые действительно могут быть значительно улучшены.
Дизайн должен строиться на данных – система должна подстраиваться под поведение людей и соответствовать ему, а не заставлять пользователей прогибаться под себя и менять привычки.
Упростить что-то очень сложно – разработчики должны всеми силами стремиться упростить использование своих продуктов — это проявление ответственности и уважения к пользователям, которые иногда просто вынуждены работать с сервисом или программой из-за отсутствия альтернатив.
Движение шаг за шагом – наилучшим способом построения эффективных сервисов является их пошаговое улучшение.
Дизайн должен быть доступным – продукт должен создаваться таким, чтобы им могло пользоваться как можно больше людей, даже если ради этого придется пожертвовать элегантностью и красотой.
Понимание контекста очень важно – создать продукты или услуги, которые действительно решают проблемы целевой аудитории, можно только в том случае, если разработчики имеют четкое понимание этой аудитории и возможного контекста использования продуктов.
Цифровые сервисы, а не сайты – дизайн не начинается и не заканчивается на сайте.
Последовательность, а не однообразие– везде, где только возможно, стоит использовать один и тот же язык и приемы дизайна, поскольку это помогает людям быстрее освоить разные элементы системы.
Открытость делает мир лучше – крайне важно общаться с коллегами, пользователями и конкурентами.
– Что вы можете сказать о системе безопасности э-правительства?
– В прошлом году наша страна приняла специальную стратегию по обеспечению кибербезопасности не только электронного правительства, но и всей страны в целом. Эта стратегия подразумевает, что правительство будет инвестировать 1 млрд 900 млн фунтов стерлингов на повышение кибербезопасности и оборонного потенциала страны именно в борьбе с киберугрозами. Согласно стратегии, будет создан целый национальный центр со специализированной технологией. Но в целом принятая стратегия подразумевает повышение потенциала всего населения Великобритании в борьбе с киберугрозами.
– Какие сложности могут возникнуть при обеспечении безопасности электронных государственных услуг?
Киберпреступность – незаконные действия, которые осуществляются людьми, использующими информационные технологии для преступных целей.
– Главное – это противостояние кибер-преступлениям, которые подразделяются на несколько видов. В первую очередь преступления в сети совершают обычные кибермошенники, то есть это мошенники, которым помогают какие-то программисты и специалисты сферы IT.
Но существуют и более серьезные киберугрозы, суть которых заключается в разработке специального вируса, с помощью которого можно похищать финансовые данные или разрушать различные электронные инфраструктуры. Кроме того, мы также стремимся повысить наш потенциал в борьбе с кибератаками государственного масштаба. Есть страны, финансирующие кибер-атаки, мы же боремся с этим.
Также у нас ведется борьба с международными террористическими кибератаками и с так называемыми «хактивистами» (хакеры-активисты). Существует еще одна категория преступлений, которая совершается детьми с использованием небольших приложений, разработанных злоумышленниками. Ребята, зачастую сами не подозревая того, пользуются специальными скриптами или приложениями, которые приводят к определенному правонарушению.
– Применяются ли для обеспечения безопасной идентификации гражданина при использовании электронного правительства какие-то системы?
– Наш главный принцип при оказании услуг – требование минимального количества личных данных. Конечно, мы вынуждены запрашивать некоторую обязательную информацию для оказания услуг, но по возможности стараемся свести все к минимуму. А что касается конкретных средств или инструментов безопасности, то я не могу рассказать много интересного об этом, так как сам не являюсь специалистом в данной области. Однако могу заверить, что все наши приложения безопасны относительно защиты данных.
– Расскажите о мерах безопасности от несанкционированного доступа. Какая методология используется для защиты данных?
– Наша методология Agile позволяет свести к минимуму какие-либо дефекты или недостатки системы, в том числе и в плане безопасности. Agile – система, где вы по небольшим частям вводите определенные функции для той или иной услуги, имея возможность исправлять ошибки уже по ходу внедрения этих функций. Таким образом, к моменту перехода услуги в режим live у нее практически не остается каких-либо недостатков.
Источник: ictnews.uz
МФЦ. Международный опыт
Статья посвящена обзору успешных примеров создания МФЦ в разных странах мира: Канаде, Бразилии, Индии и других.
Не все попытки введения государства «одного окна» (ГОО) были успешными [1] . Основные характеристики успешных попыток включают сильное лидерство на самом высшем уровне, наличие адекватных ресурсов для перехода, четко определенные и выраженные критерии успеха, отличные навыки управления проектами и доступ к консультациям экспертов. Поскольку не все региона одинаковы, важно понять, каковы приоритеты для граждан в конкретном регионе и адаптировать процесс к этим приоритетам. Важнейшее значение для инициативы государства одного окна имеет поддержка важной части населения, либо политиков, либо НПО и граждан, либо бизнес-организаций. Существующая бюрократия подвергается значительным изменениям, и необходима поддержка, чтобы преодолеть естественное сопротивление этим изменениям.
Правительство одного окна – в первую очередь не технологический проект. Это проект управления изменениями, который должен успешно преобразовать подход государственных служащих к работе с клиентами и предоставить этим государственным служащим инструменты, необходимые для создания положительного опыта общения с клиентами. Общение с клиентами может осуществляться посредством посещения офисов, или по телефону, или с помощью компьютеров. Если существует несколько каналов, необходимо обеспечить, чтобы опыт клиента от использования каждого из них был сходным. Обычно это означает, что ответственность за опыт клиента на всех каналах необходимо возложить на одну организацию.
Технологии могут способствовать реализации проекта государства одного окна так же, как они способствовали модернизации подхода к работе с клиентами в банках и телефонных компаниях. Некоторые изменения, основанные на технологиях, включают улучшенные веб-сайты с порталами, адаптированными к нуждам граждан и предприятий, общими внутренними системами, поддерживающими все каналы, и адекватной поддержкой безопасности и конфиденциальности.
В целом, переход к правительству одного окна в развитых странах практически неизбежен, но и для развивающихся рынков является привлекательной моделью. Его преимущества – более счастливые граждане, более продуктивные предприятия и интегрированное правительство. Существует достаточно примеров успешной реализации, чтобы правительства, запускающие проекты ГОО, могли быть уверены, что при правильных внутренних условиях успех вполне вероятен.
Модели государства одного окна
Существует несколько моделей универсального государства одного окна.
А. С точки зрения сложности услуг, степени интеграции и добавленной стоимости
Предоставление услуг по принципу одного окна часто создает необходимость внутренней межведомственной интеграции, хотя многие услуги могут предоставляться через одно окно одним ведомством. Можно провести различие между простыми системами одного окна, не требующими сотрудничества с другими ведомствами, и сложными системами одного окна, требующими межведомственного сотрудничества и обмена данными.
1. Модель первого шага: действует как справочная служба и не предполагает значительной добавленной стоимости или большого количества предоставляемых услуг. Это самая ранняя и простая стадия развития ГОО, включая развитие Правительственного портала, и она дает ограниченные результаты, поскольку всегда требуется второй, третий шаг и т.д.
2. Модель магазина повседневного спроса: объединяет простые электронные услуги отдельных ведомств, не предполагая сложного внутреннего реинжиниринга и интеграции (в основном вертикальная интеграция и почти полное отсутствие горизонтальной). Это модель ГОО средней сложности. Примерами этой модели являются большинство Правительственных порталов и Центров обслуживания населения.
3. Истинная модель одного окна: полностью интегрированная модель: объединение простых и комплексных услуг, значительный реинжиниринг внутренних процессов, полная интеграция (как вертикальная, так и горизонтальная). Это модель ГОО высокой сложности, модель объединенного интегрированного правительства будущего. Всего несколько стран приближаются к этой стадии, среди них Сингапур, Корея, Великобритания и Канада, но и этим странам понадобится еще много лет, чтобы осуществить эту цель.
В. С точки зрения охвата и специализации
1. Универсальная модель («супермаркет»): предоставление доступа к большинству государственных услуг в большинстве ведомств.
2. Специализированная модель: универсальное обслуживание в определенной сфере или секторе (регистрация предприятий, содействие развитию торговли и т.д.)
Наиболее интересной моделью является комбинация А3 и В1: модель универсального интегрированного государства одного окна. Она обладает наибольшим потенциалом улучшения качества предоставления услуг в долгосрочной перспективе, но также является наиболее сложной и требует больших затрат.
Примеры Центров обслуживания населения (ЦОНы) по принципу «одного окна»
Основной предпосылкой для оказания государственных услуг по принципу «одного окна» является наличие необходимой ИКТ инфраструктуры. В условиях слабой развитости инфраструктуры в сельской местности оказание услуг становится сложной задачей, в особенности в развивающихся странах.
Правительствам необходимо взять на себя инициативу в обеспечении оказания основных государственных услуг и предоставления информации в слабообслуживаемых районах. Центры обслуживания населения (ЦОНы) являются пунктами общественного доступа, которые могут служить в качестве шлюзов оказания государственных услуг и предоставления информации по принципу «одного окна» и являются особенно важными в сельской местности в качестве ключевых средств для достижения вовлечения населения в электронное правительство. Они являются обеспечиваемые ИКТ пункты, создаваемые для обеспечения доступа к ряду услуг и информации, как от государственного, так и частного сектора. Они могут сэкономить время и деньги людям, которым в противном случае пришлось бы ехать по широко разбросанным учреждениям.
ЦОНы и Правительство по принципу «одного окна» в Канаде
Канада является одной из первой стран, которая приступила к трансформации государственного сектора с применением ИКТ и реализации государственного управления по принципу «одного окна», как на центральном, так и провинциальном (местном) уровне. На центральном уровне такие инициативы как «Service Canada» и «Government On Line», стали наиболее важными локомотивами оказания услуг по принципу «одного окна». Многие провинции создали свои собственные инициативы, такие как «Service New Brunswick» и «ServiceOntario».
Инициатива «Service Canada» первоначально была создана Секретариатом Комитета Казначейства в качестве пилотного проекта в 1999 г. с целью обеспечения доступа граждан Канады к услугам «всего правительства» по принципу «одного окна» и быстрого, надежного, удобного и экономически эффективного оказания таких услуг. «Service Canada» приняла социально ориентированный подход, предлагая жителям Канады возможность выбора между самообслуживанием и обслуживанием с содействием со стороны государственных служащих, а также возможность выбора канала для получения услуг.
Перед «Service Canada» стояла задача апробирования новых подходов к оказанию услуг путем использования имеющихся ресурсов, а также создания и усиления горизонтальных партнерств в правительстве Канады, на различных уровнях государственного управления. Посредством таких партнерств были созданы Центры доступа к услугам (Service Canada Access Centers) (4) в офисах различных федеральных министерств и ведомств, а также в федеральных и провинциальных их подразделениях, муниципальных организациях и неправительственных агентствах. Центры доступа к услугам предлагают жителям Канады доступ к услугам по принципу «одного окна» тремя путями: посредством личного содействия; по телефону и через Интернет.
Сотрудники «Service Canada» обучаются как «поисковики» для того, чтобы помочь клиентам получить ту информацию и услуги, которые им необходимы, и помочь им использовать ресурсы, имеющиеся в центре доступа. Для клиентов имеются общественные телефоны для связи со Справочной Правительства Канады, 1 800 O-Canada.
Кроме того, телефоны могут использоваться для того, чтобы позвонить в другие государственные call-центры по специализированным программам и услугам. Центры доступа также оборудованы компьютерами с доступом в интернет, которые связывают клиентов с веб-сайтом Канады, canada.gc.ca.
Для клиентов, которые незнакомы с использованием компьютеров и поиском в Интернете, персонал центров доступа может предоставить инструктаж, тем самым, стимулируя самообслуживание в будущем. В 2004-2005 гг. Центры доступа к услугам были во всех провинциях и территориях Канады, две трети таких центров были размещены в небольших городах и сельских населенных пунктах с населением менее 20 тыс. человек. Это отражает обязательство по обеспечению доступа к государственным услугам в сельской местности Канады, где лишь немногие министерства и ведомства могут обеспечить личное взаимодействие с клиентами.
С учетом большой схожести условий, в плане территории и населения, опыт Канады по ЦОНам и вовлечению в электронное правительство является полезным для России, равно как и опыт Австралии и Бразилии.
Передовая практика ЦОН: Центры обслуживания в Нью-Брансуике, Канада
Правительство провинции Нью-Брансуик было первым, кто запустил модель обслуживания по принципу «оного окна» для быстрого доступа к государственным услугам в середине 1990-х гг. Благодаря развитию «Service New Brunswick» (SNB), оказание государственных услуг стало полностью интегрированным. В отчете IDC Canada, в котором рассматривались выгоды электронного правительства, обеспечиваемые SNB, по оценкам этой исследовательская фирма ежегодная выгода для провинции составляет 0,72 процента ВВП (в данном случае 140 млн. долларов канадских долларов). К другим достижениям SNB относятся следующие:
Более 4 млн. транзакций в год посредством всех каналов (электронные, через персонал, по телефону) Сбор тысяч миллионов долларов от имени 16 министерств и более 40 муниципалитетов Степень удовлетворенности услугами практически удвоился, с 54 до 92 процентов Данная модель была воспроизведена в Южной Африке и графстве Суффолк в Великобритании.
Передовая практика ЦОН: «ServiceOntario Centers», Канада
Как и центры обслуживания в Нью-Брансуике, `ServiceOntario Centers` предоставляют государственную информацию и услуги, такие как выдача свидетельства о рождении, смерти, о браке, лицензии, выдаваемые Министерством природных ресурсов, и многие другие услуги. ServiceOntario предоставляет людям новые альтернативы, такие как 15-дневная гарантия возврата денег за заявление на получение свидетельства о рождении, поданное в онлайне. Резиденты могут также получить различные публикации и формы. ServiceOntario оказывает упрощенные, более оптимизированные и интегрированные услуги населению, проживающему в провинции. Сейчас центры открыты в 63 населенных пунктах, включая Джералдтон, Норд Бэй, Оуэн Саунд, Петерсборг и Оттава.
ЦОН и правительство по принципу «одного окна» в Бразилии
Бразилия была в числе первых стран, создавших инфраструктуру центров обслуживания по принципу «одного окна», начиная с конца 1990-х гг. За последние 5-10 лет большое количество таких центров было создано по всей стране: SAC в Баиие, Поупатемпо в Сан-Паоло, PAC/SAC в Амазонии, Тудо Фасил в Рио Гранд до Суле, SAC в Дистрито Федераль, Casa do Cidadao в Сеаре и т.д. Наиболее состоявшимися и интересными примерами ЦОНов являются Поупатемпо в Сан-Паоло и SAC в Бахиие, рассмотренные ниже.
Передовая практика ЦОН: Поупатемпо, Сан-Паоло, Бразилия
По данным на 2006 г. программа Поупатемпо («экономящий время», Сан-Паоло, Бразилия) насчитывала 10 стационарных и 7 мобильных центров обслуживания по принципу «одного окна», проводящих 75 тыс. транзакций ежедневно, при этом в конце 2005 г. 98% населения было удовлетворено уровнем оказываемых услуг. С 1997 по февраль 2006 г. эти центры провели более 132 млн. транзакций.
В этих агентствах работает около 5 тыс. государственных служащих, с понедельника по субботу. Данная программа объединяет 68 органов на уровне штата, муниципалитета и федерального правительства, а также общественные группы и частный сектор для оказания гражданам 400 видов услуг в одном месте.
В дни максимальной нагрузки, порядка 16 тыс. человек пользуются одним из десяти стоящих Поупатемпо на территории штата. Данная программа трансформировала способ оказания государственных услуг, когда решения принимаются в течение нескольких минут или часов, а не нескольких недель или месяцев.
Ставится цель создать новую парадигму для государственных услуг путем их услуг экономически эффективно, качественно и оперативно. Правительство добилось этого путем унификации и упрощения государственных процессов, используя ИКТ приложения для трансформации государственных операций и, таким образом, повышения экономической эффективности, результативности и качества оказания услуг.
Это было достигнуто посредством консолидации излишних и дублирующих инвестиций, улучшения управления государственными ресурсами и рефокусирования на потребителей. Например, граждане могут обновить водительские права, паспорта, сообщить о преступлении, посмотреть есть ли за ними задолженности по налогам, штрафам за нарушения правил дорожного движения и платежам по ипотечным кредитам, получить копии счетов за электричество и многие другие услуги.
Следующий этап в развертывании Поупатемпо заключается в создании круглосуточных Поупатемпо, или электронных Поупатемпо, где многие услуги могут быть оказаны в электронном формате без необходимости взаимодействия с оператором. Существует и широко используется пять электронных Поупатемпо. Успех Поупатемпо в Сан-Паоло привлек интерес других развивающихся стран в Латинской Америке и в Африке. Никарагуа и Мозамбик уже реализовали подобные системы.
Центр обслуживания населения в Бахиие, SAC схож с центрами Поупатемпо в Сан-Паоло и предлагает 554 услуги, которые чаще всего необходимы и используются гражданами, т.е. удостоверения личности, свидетельства о рождении, водительские права. Благодаря горизонтальной интеграции функций государственных органов, центры SAC дают пользователям ощущение единой системы. Система SAC также включает мобильные группы: SAC Документы и SAC Здравоохранение. Опросы клиентов показывают степень удовлетворенности на уровне 94%.
ЦОН и правительство по принципу «одного окна» в Индии
Национальный план электронного правительства (NEGP) предполагает создание ЦОНов как основного канала оказания государственных услуг в сельской местности. Правительством будет создана благоприятная среда для 100 тыс. центров, которые будут оказывать всевозможные услуги. Центральный государственный орган будет реализовывать и осуществлять управление данной программой, но правительства штатов будут играть основную роль по содействию. Центры базируются на предпринимательской бизнес-модели, поддерживаемой Агентством по центрам обслуживания, стимулируя возможности для участия НПО и частного сектора. ЦОНы будут предоставлять информацию и знания для приобретения навыков, а также дополнительные услуги, например, выдача свидетельства о рождении или смерти, записи по учету земель, результаты экзаменов, онлайновая оплата счетов.
Передовая практика ЦОН: «E-Seva», Индия
Программа «E-Seva» (Андхра Прадеш, Индия) была начата как пилотная программа в 1999 г. и спустя 7 лет насчитывала более 1000 центров в районах провинции Андхра Прадеш. В дальнейшем планировалось ввести еще 8 тыс. центров. e-Seva является наиболее развитой моделью оказания электронных услуг в Индии, которая объединяет услуги 13 государственных органов штата и местных органов, 3 центральных государственных органов и 9 организаций частного сектора.
Оказывается более 130 услуг G2C и B2C. Около 1,6 млн. человек пользуется услугами e-Seva в Хайдарабаде каждый месяц. Предлагается самый широкий выбор каналов (стойки обслуживания в государственных органах, Интернет, банкоматы, стойки обслуживания e-Seva в банках, любые центры обслуживания e-Seva, онлайновые киоски) и широчайший спектр услуг. Граждане могут не только оплатить в онлайне счета (телефон, электричество, налоги на имущество и т.д.) и подать заявку на получение паспорта, но также перезарядить сотовые телефоны, купить молочные купоны, зарезервировать билет в кинотеатр и т.д.
Broshura mfc uslugi_ev_20_05_14 from Maks Kukarin
См.также
- Россия в ИТ-рейтингах
- Информационное общество и софинансирование регионов
- Электронное правительство России
- Цифровизация регионов России
- Статистика использования ИКТ в госсекторе России
- Электронные госуслуги в регионах России
- Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)
- Развитие СМЭВ в субъектах РФ
- Универсальная электронная карта (УЭК)
- УЭК в регионах России
- Цифровизация здравоохранения России
- ИТ в образовании РФ
- Концепция МФЦ
- Информатизация МФЦ Мои документы
- Аудит соответствия МФЦ рекомендациям к ИТ
- ИТ-директора российских регионов
- Анализ базы ИТ-директоров российских регионов 2014
- ИТ в госсекторе (мировой рынок)
- ИТ в госсекторе США
- ИТ в госсекторе Евросоюза
- ИТ в госсекторе Великобритании
- ИТ в госсекторе Индии
Источник: www.tadviser.ru
Программа «Великобритания он-лайн» – Электронное правительство в Великобритании
Больших успехов в создании электронного правительства добилась Великобритания, последовательно проводящая политику предоставления информации и услуг гражданам и бизнесу со стороны государства через Интернет. Чтобы облегчить людям вхождение в информационное общество, правительством Великобритании реализуются специальные программы, рассчитанные, главным образом, на малый и средний бизнес, системы образования и переподготовки. Они призваны обеспечить предоставление услуг бизнесу и гражданам, повысить эффективность и открытость государственного аппарата, снизить расходы налогоплательщиков. Цель правительства Великобритании состоит в том, чтобы как можно больше информации было доступно в электронном виде.
Значительное место в программе «UK online» («Великобритания он-лайн») занимает формирование «электронного правительства» и включение его в повседневную жизнь страны и общества.
По этой программе, правительство, промышленность, общественный и частный сектор, торговые союзы, потребительские группы должны объединить усилия по внедрению ИКТ в обществе. Это является главной инициативой, обеспечивающей каждому жителю Великобритании доступ к Интернет. Она должна сделать Великобританию одним из мировых лидеров в экономике, ориентированной на знания.
Основные цели стратегии Великобритании в области ИКТ направлены на решение совокупности задач, которые охватывают пять областей, где страна должна добиться превосходства, если исходить из задачи перехода к новой ориентированной на знания экономике. Эти пять областей включают следующее:
− доверие людей: люди, которые стремятся иметь доступ к ИКТ, должны испытывать к ним доверие, иметь достаточную квалификацию и иметь стимулы для их использования;
− успех в бизнесе: компании из всех отраслей экономики, используя современные ИКТ, должны добиваться преимуществ в бизнесе;
− правительство как пример для подражания: преобладающее использование новых технологий в государственном и общественном секторе;
− достижение мирового уровня ИКТ: инновационность, динамизм и ускорение сектора электроники и коммуникаций;
− современный рынок: рамочный регламент рынка, охватывающий все категории пользователей (отдельные граждане, бизнес и государственные организации) и содействующий росту конкуренции и инноваций для отраслей, которые обслуживают этих пользователей.
Отличительная особенность онлайновой стратегии Великобритании состоит в том, что она рассматривает все используемые сегодня в стране онлайновые технологии – электронную коммерцию, электронное правительство, электронный бизнес и т. д., не как самостоятельные изолированные сферы деятельности, а как интегрированную и взаимозависимую совокупность этих технологий, которая составляет фундамент перехода к цифровой экономике и информационному обществу.
Программа создания электронного правительства в Великобритании рассматривает следующие вопросы:
− структура и состав услуг, которые необходимо реализовать для рядовых потребителей и неправительственных организаций;
− расширение спектра предоставляемых сервисов;
− обеспечение полного охвата граждан и населения правительственными услугами;
− радикальное улучшение использования информации;
− определение конкретных мер по осуществлению всех необходимых изменений.
Стратегической целью программы формирования электронного правительства является создание полностью электронного правительства, то есть достичь наивысшего уровня развития е-правительства.
− обеспечить доступность услуг там, где в них есть необходимость, и тогда, когда в них нуждаются;
− использовать для предоставления услуг широкий спектр медиа-средств, включая сервисные центры и онлайновые системы;
− сегментировать рынок с учетом специфических потребностей различных групп населения;
− обеспечить обратную связь по содержанию и качеству предоставляемых услуг;
− предусмотреть группирование услуг в зависимости от их ориентации на те или иные сферы жизни;
− организовать разносторонний анализ информации по различным моделям использования услуг;
− привлечь пользователей к перепроектированию и модернизации услуг.
Таблица А.1 – Онлайновое правительство[57]
Предоставление правительственного онлайнового сервиса широким слоям населения
1. Повышение качества услуг, предоставляемых конечному потребителю
2. Объединение с внутренними офисными системами
4. Повышение организационных возможностей правительства по предоставлению электронного сервиса
5. Обеспечение конфиденциальности и вовлечение частного сектора в предоставление электронных правительственных услуг
Движение в сторону электронного снабжения и электронных тендеров
1. Повышение согласованности и стандартизации действий в электронном снабжении (e-procurement)
2. Предоставление консультаций и руководств по системам, средствам и методам электронного снабжения
3. Развертывание пилотных проектов по электронному снабжению
4. Достижение в 2001 г. уровня 50 % электронных тендеров от общего числа проводимых тендеров, а в 2002 г. – всех 100 %
Реализация междепартаментской управляющей базы знаний
1. Развитие интерактивности в пределах каждого из департаментов
2. Разработка систем управления обменом и отслеживание изменений
3. Внедрение сети знаний (Knowledge Network) в повседневную практику
Содействие участию граждан в демократических институтах на основе портала UK Online
1. Обеспечение онлайновой регистрации избирателей и развитие систем онлайнового голосования
2. Передача отдельных властных полномочий местным администрациям
Содействие развитию услуг аутентификации правительственного сервиса в сфере электронного снабжения в пределах правительственных ведомств
1. Развертывание проектов в области повышения доверия при взаимодействии с правительством
2. Выполнение проектов в области развития технологий аутентификации и обеспечения безопасности при работе с правительственной системой предоставления электронного сервиса
3. Организация и проведение исследований и развитие использования правительственной инфраструктуры общественных ключей (Public Key Infrastructure), позволяющей использовать криптографические ключи
4. Определение принципов взаимодействия между правительственной Ключевой общественной инфраструктурой и системой tScheme
В целом программа «Великобритания он-лайн» успешно работает, уже к 2000 году были достигнуты определенные результаты:
− Среди граждан количество домашних пользователей Интернет выросло за 2000 год от 13 % до 25 %; примерно треть населения страны имеет онлайновый доступ, что превышает аналогичные показатели других ведущих европейских стран. Однако, несмотря на рост в 50% за последний год, Великобритания еще отстает от США, где этот показатель составляет 50 % всего населения.
− В сфере бизнеса более 90 % английских служащих, в настоящее время работающих в бизнесе, имеют доступ к Интернету; в США такой доступ имеют 93 % работающих; более 33 % английских предпринимателей осуществляют транзакции со своими потребителями или поставщиками в онлайновом режиме; этот показатель превышает показатели США, Швеции, Германии, Франции, Японии и Канады.
− Расходы на онлайновые технологии за год вросли в три раза (до 2 млрд. фунтов стерлингов); английский рынок электронной коммерции является самым крупным в Европе.
− Онлайновое правительство предоставляет около 33 % правительственных услуг в онлайновом режиме.
− Великобритания имеет наиболее дешевый доступ к Интернет в мире.
− Сектор ИКТ в английской экономике составляет 8 % ВНП и обеспечивает около трети годового роста ВНП; темпы роста сектора ИКТ выше, чем в Германии, Франции и Италии, однако несколько ниже, чем в США[58].
Что касается правительственных сайтов, то в Великобритании их число продолжает расти. Центральный правительственный портал ukonline. gov. uk и Правительственный шлюз gateway. gov. uk являются двумя ключевыми инициативами реализации концепции «электронного правительства» Великобритании. При этом Центральный правительственный портал рассматривается как основной элемент трансформирования способов организации и предоставления услуг гражданам, а также как средство обеспечения лучшей интеграции государственных услуг и объединения всей государственной информации, которая размещается в Интернете. Для достижения этих целей Центральный правительственный портал должен предоставлять:
− центральную точку входа для граждан с целью получения государственных услуг и информации;
− доступ для интерактивного взаимодействия с государством по разным каналам;
− возможности партнерства для государственных и частных организаций в области предоставления информации и услуг;
− защищенную среду, в которой граждане могут выполнять транзакции с государством.
Зачастую основным назначением правительственного портала является предоставление доступа к государственным услугам и информации, где портал выступает, по сути дела, в виде «зонтика» над остальными государственными веб-узлами, своего рода электронной входной дверью к широкому спектру онлайновых ресурсов государства. При этом главной задачей, как правило, становится обеспечение доступа к информации, которая скомпонована не по организационному принципу (в соответствии со структурой государственного аппарата), а по принципу обеспечения удобства и потребностей пользователя.
Таким образом, миссия Центрального правительственного портала Великобритании формулируется следующим образом: «Основной задачей портала ukonline. gov. uk является предоставление гражданам простого, безопасного и быстрого онлайнового доступа к широкому спектру интегрированных (joined up) услуг государства».
Сегодня Центральный правительственный портал Великобритании предоставляет общую государственную информацию, соединяя вместе информацию и консультационные услуги из различных источников. Центральным разделом портала, реализующим данный подход, является раздел «Ваша жизнь» (Your Life), который разбит на два подраздела:
− «Этапы жизни» (Life Stages);
− «Жизненные эпизоды» (Life Events).
Центральный правительственный портал Великобритании дает описания и ссылки на целый спектр государственных услуг, которые в настоящее время уже доступны гражданам и бизнесу. По мере того, как портал будет развиваться, он будет включать новые ссылки на другие правительственные веб-узлы, описания и ссылки на услуги и информацию.
Кроме того, Центральный правительственный портал Великобритании предоставляет жителям страны возможность обсуждать различные проблемы на одном из своих разделов с названием «Пространство гражданина» (Citizen Space). Этот раздел информирует людей о планах государства по преобразованию общественной жизни и дает им возможность высказывать свою точку зрения.
Новые сервисы, которые предполагается реализовать в будущем, включают:
− использование различных каналов доступа (цифровое телевидение, WAP-телефоны, информационные киоски);
− инновации в области интерфейса, например, распознавание голосовых команд при поиске, автоматический перевод на другие языки;
− расширенные функции персонализации, например, выбор цвета, образов, подписка на обновления какой-либо тематической информации;
− транзакционные услуги, например, регистрация рождения ребенка, заказ паспорта, онлайновая оплата дорожного налога. Многие из этих транзакций можно будет выполнять внутри соответствующего «жизненного эпизода»;
При этом Центральный правительственный портал Великобритании очень четко позиционируется как естественная начальная точка ко всей остальной государственной информации и услугам, где граждане могут также взаимодействовать с государственными организациями.
Предполагается, что в будущем предоставлением услуг государства будет заниматься не только Центральный правительственный портал Великобритании. На сегодня уже очерчены области его взаимодействия со следующими компонентами электронного правительства:
− другими порталами министерств и ведомств;
− порталами местных администраций;
− порталами частных компаний и другими веб-узлами.
Первоначально создание полностью электронного правительства в Великобритании планировалось к 2008 году, в настоящее время сроки сдвинуты до 2005 года, во многом это объясняется эффективной стратегией и быстрыми темпами электронизации страны. Ожидается, что к 2005 году, когда цели описанной программы будут достигнуты, ключевые правительственные услуги будут реализованы в электронном виде. Это означает, что наиболее распространенные и типичные процессы взаимодействия правительства с гражданами и бизнесом, например получение и отправка денег, сбор статистической информации, публикация законов, будут реализованы с помощью технологий информационно-коммуникационных технологий, появится широкий спектр доступа к правительственному сервису в сфере финансов, розничной торговле, культуре и других областях деятельности.
Таким образом, в настоящее время концепция «электронного правительства» активно реализуется в Великобритании, одном из лидеров Европы в данном направлении. Великобритания в большей степени приближена к США по темпам электронизации политической сферы.
Страна демонстрирует значительные успехи в развитии электронного правительства и его внедрению в повседневную жизнь страны и общества. При этом одной из основных целей «электронного правительства» является предоставление интегрированных информационных услуг гражданам и бизнесу, что подразумевает под собой разработку стандартов совместного использования правительственной информации и создание механизмов межведомственного информационного взаимодействия. Эти задачи активно реализуются в рамках программы «Великобритания он-лайн». В частности, был разработан и принят документ, получивший название «Среда межведомственного взаимодействия в правительстве» (Government Interoperability Framework, e-GIF), действует стандарт описания правительственных данных – Стандарт метаданных электронного правительства (e-government Metadata Framework). Подробнее об этом – см. последнюю главу.
Источник: pandia.ru