Для чего утверждается инвестиционная программа

Презентация на тему: » 1 Порядок разработки и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения Региональная.» — Транскрипт:

1 1 Порядок разработки и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения Региональная энергетическая комиссия Вологодской области

2 Федеральный закон от ФЗ «О теплоснабжении» Федеральный закон от ФЗ «Об энергосбережении и повышении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Постановление Правительства Российской Федерации от «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» Постановление Правительства Российской Федерации от «О порядке согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ…» Постановление Правительства Российской Федерации от «Об утверждении Правил определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения…» Постановление Правительства Российской Федерации от «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» Правовое обеспечение Приказ Федеральной службы по тарифам от э «Об утверждении формы отчета об использовании инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государственные цены (тарифы) в сфере электроэнергетики и сфере теплоснабжения»

Инвестиционная программа в электрических сетях [Промо]

3 3 Схема теплоснабжения утверждается органами местного самоуправления; разрабатывается на основании документов территориального планирования на срок не менее 15 лет; основа развития и управления системами теплоснабжения; определяет распределение тепловых нагрузок между источниками теплоснабжения в системе теплоснабжения, основные технические решения по развитию систем теплоснабжения, единую теплоснабжающую организацию, возможность подключения потребителей к системам теплоснабжения. Инвестиционная программа разрабатывается регулируемой организацией, утверждается РЭК области по согласованию с органом местного самоуправления; должна обеспечивать надежность и перспективное развитие системы теплоснабжения; в инвестиционную программу подлежат включению мероприятия, целесообразность которых обоснована в схеме теплоснабжения. Тарифы приоритет долгосрочных тарифов; расходы на капитальные вложения (инвестиции) в расчетный период регулирования определяются на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ. Обеспечение эффективной эксплуатации систем теплоснабжения Региональная энергетическая комиссия Вологодской области

4 наименование регулируемой организации, ее местонахождение и контакты ответственных лиц; наименование уполномоченного органа, утвердившего ИП, его местонахождение и контакты ответственных лиц; наименование ОМС, согласовавшего ИП, его местонахождение и контакты ответственных лиц; плановые и фактические значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов системы централизованного теплоснабжения регулируемой организации, отдельно на каждый год в течение срока реализации ИП. перечень мероприятий по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения; краткое описание мероприятий ИП, в том числе обоснование их необходимости; описание и место расположения строящихся, реконструируемых и модернизируемых объектов, обеспечивающее однозначную идентификацию таких объектов; основные технические характеристики объектов до и после реконструкции; расходы на строительство, реконструкцию и (или) каждого из объектов системы централизованного теплоснабжения в прогнозных ценах соответствующего года; программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Паспорт ИП Состав инвестиционной программы Перечень мероприятий

Инвестиционная программа в электрических сетях [Вебинар]

5 график выполнения ИП по годам с указанием наименования объектов, планируемых сроков и объемов выполнения работ по строительству, реконструкции, модернизации, выводу из эксплуатации, консервации или демонтажу отдельных объектов системы теплоснабжения, объемы финансирования; график ввода отдельных объектов в эксплуатацию по годам Графики реализации мероприятий Плановые показатели удельный расход электрической энергии на транспортировку теплоносителя; удельный расход условного топлива на выработку тепловой энергии и (или) теплоносителя; объем присоединяемой тепловой нагрузки новых потребителей; процент износа объектов системы теплоснабжения с выделением процента износа объектов, существующих на начало реализации ИП; потери тепловой энергии при передаче; потери теплоносителя при передаче; показатели экологической эффективности; показатели надежности. Состав инвестиционной программы Региональная энергетическая комиссия Вологодской области

6 * в случае наличия утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ плановые и фактические значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов системы централизованного теплоснабжения по годам; перечень планируемых и фактически осуществленных мероприятий; плановая и фактическая стоимость мероприятий, предусмотренных отдельными инвестиционными проектами; плановые и фактические показатели финансового состояния регулируемой организации; плановые и фактические сроки реализации мероприятий ИП Отчет за предыдущий и текущий годы* Состав инвестиционной программы содержит объем финансовых потребностей с указанием источников финансирования; составляется на период реализации ИП с разделением по видам деятельности по годам в ценах соответствующего года с использованием прогнозных индексов цен; расчет тарифных последствий реализации ИП; расчет эффективности инвестирования средств. Финансовый план Региональная энергетическая комиссия Вологодской области

7 ИП должна дополнительно содержать сведения: -о мероприятиях, включенных в концессионное соглашение; -об объеме расходов, финансируемых за счет средств концедента на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения; -об объеме расходов на использование (эксплуатацию) указанного объекта; -по предоставлению концессионеру государственных или муниципальных гарантий; -о размере принимаемых концедентом на себя расходов; -о размере платы концедента по концессионному соглашению на каждый год срока действия концессионного соглашения В случае заключения концессионного соглашения Состав инвестиционной программы Региональная энергетическая комиссия Вологодской области

8 Порядок утверждения инвестиционных программ РЭК области Если проект ИП по содержанию соответствует п постановления 410, то направляет проект ИП на согласование в ОМС (в течение 3 рабочих дней)содержанию соответствует п постановления 410 Орган местного самоуправления (ОМС) Теплоснабжающая (теплосетевая) организация (ТСО) РЭК области ОМС в течение 30 дней со дня получения рассматривает проект ИП и направляет в РЭК области согласованную ИП или отказ в согласовании Осуществляет оценку доступности тарифов для потребителей и расходов на реализацию мероприятий ИП (в течение 20 дней) и принимает решение об утверждении или отказе в утверждении ИП Утверждение ИП должно быть завершено не позднее 30 октября года, предшествующего году начала реализации ИП В случае отказа РЭК области, ТСО дорабатывает ИП в течение 30 дней и РЭК области осуществляет повторное согласование с ОМС Направляет проект ИП с указанием причин отказа согласования от ОМС в ТСО в течение 3 дней со дня поступления отказа Отказ в согласовании с указанием причин в течение 3 дней со дня принятия решения Если проект ИП не соответствует п постановления 410, то возвращает ТСО в течение 7 дней с указанием разделов, требующих доработки Утверждение схемы теплоснабжения МО Согласование инвестиционной программы (ИП) Разработка проекта инвестиционной программы (ИП)согласно утвержденной схемы теплоснабжения Направляет до 15 марта года, предшествующег о периоду начала реализации ИП Согласованный проект ИП Доработка проекта ИП: — Пересмотр состава мероприятий и затрат; — Поиск других источников финансирования Устранение замечаний в течение 15 рабочих дней с момента получения замечаний РЭК области Повторное согласование с ОМС не требуется, если не изменились сроки реализации и состав мероприятий В случае если ОМС в указанный срок не уведомил РЭК области о принятом решении, ИП считается согласованной

9 Орган местного самоуправления отказывает в согласовании ИП по следующим основаниям ИП не обеспечивает реализацию мероприятий по развитию системы теплоснабжения, включенных в схему теплоснабжения муниципального образования ОМС принято решение о том, что в результате реализации ИП показатели надежности и энергетической эффективности не будут достигнуты РЭК области отказывает в утверждении ИП по следующим основаниям Недоступность тарифов для потребителей (кроме случаев, когда отказ по причине недоступности тарифов приведет к невозможности исполнения обязательств в соответствии с концессионным соглашением) Превышение расходов на реализацию мероприятий ИП над расходами на реализацию указанных мероприятий, определенными по укрупненным сметным нормативам Превышение суммы расходов на реализацию утверждаемой ИП, и расходов, осуществленных на реализацию мероприятий, включенных в ИП регулируемой организации, утвержденные с момента заключения концессионного соглашения, над предельным размером расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые обозначены в концессионном соглашении Причины отказа согласования и утверждения инвестиционной программы Региональная энергетическая комиссия Вологодской области

Читайте также:
Программа freearc repack что это

10 Строительство, реконструкция или модернизация объектов системы центрального теплоснабжения (СЦТ) в целях подключения новых потребителей строительство новых тепловых сетей в целях подключения потребителей (с указанием строящихся участков тепловых сетей, их диаметра и протяженности, иных технических характеристик); строительство иных объектов, за исключением тепловых сетей, в целях подключения новых потребителей (с указанием объектов, их технических характеристик); увеличение пропускной способности существующих тепловых сетей в целях подключения новых потребителей; увеличение мощности и производительности существующих объектов (кроме тепловых сетей) в целях подключения новых потребителей. Группы мероприятий и источники финансирования инвестиционной программы Источник финансирования: плата за подключение (технологическое присоединение) Региональная энергетическая комиссия Вологодской области

11 Группы мероприятий и источники финансирования инвестиционной программы Строительство, реконструкция или модернизация объектов СЦТ, не связанных с подключением новых потребителей Реконструкция или модернизация существующих объектов СЦТ в целях снижения уровня износа Мероприятия, направленные на повышение экологической эффективности, достижение плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов СЦТ, повышения эффективности работы СЦТ Вывод из эксплуатации, консервация и демонтаж объектов СЦТ Источник финансирования: Собственные средства: амортизационные отчисления; прибыль, направленная на инвестиции; прочие собственные средства, в том числе от эмиссии ценных бумаг Привлеченные средства: кредиты; займы; прочие привлеченные средства. Бюджетное финансирование Прочие источники финансирования, в том числе лизинг

12 Внесение изменений в инвестиционную программу осуществляется в порядке, установленном для утверждения инвестиционных программ, до 1 декабря соответствующего года. В случае внесения изменений в схему теплоснабжения регулируемая организация обращается в РЭК области для внесения изменений в инвестиционную программу. Изменения, вносимые в инвестиционную программу и связанные с перераспределением расходов на реализацию инвестиционных проектов в пределах 5 процентов установленной величины расходов на реализацию этих проектов при условии неувеличения общих расходов на реализацию инвестиционной программы, осуществляются без согласования с органами местного самоуправления. Внесение изменений в инвестиционную программу Региональная энергетическая комиссия Вологодской области

14 программа мероприятий, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения; утверждение инвестиционных программ осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Региональной энергетической комиссией Вологодской области)по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов. в инвестиционную программу подлежат к включению мероприятия, целесообразность реализации которых обоснована в схемах теплоснабжения соответствующих поселений, городских округов. Инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения

15 Общие положения по разработке схем теплоснабжения Кем разрабатывается — уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов; — юридическими лицами; — либо совместно органами местного самоуправления и юридическими лицами. В случае разработки проекта схемы теплоснабжения теплоснабжающими и (или) теплосетевыми организациями расходы на разработку схемы теплоснабжения не учитываются при установлении тарифов в сфере теплоснабжения. — на основе документов территориального планирования поселения, городского округа, утвержденных в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; — в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от N 154; — согласовывается с программами развития электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения; Требования к разработке Схема теплоснабжения разрабатывается на срок не менее 15 лет (как правило на период, на который утвержден Генплан города) с соблюдением следующих принципов: — эффективности теплоснабжения; — обеспечение приоритета безопасности и надежности теплоснабжения потребителей; — обеспечение энергетической ого использования комбинированной выработки тепловой и электрической энергии; — минимизация затрат на теплоснабжение в расчете на единицу тепловой энергии для потребителя в долгосрочной перспективе. Разрабатывается на основе следующих документов

16 16 раздел 1. Показатели перспективного спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель в установленных границах территории поселения, городского округа; раздел 2. Перспективные балансы тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки потребителей; раздел 3. Перспективные балансы теплоносителя; раздел 4. Предложения по строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии; раздел 5. Предложения по строительству и реконструкции тепловых сетей; раздел 6. Перспективные топливные балансы; раздел 7. Инвестиции в строительство, реконструкцию и техническое перевооружение; раздел 8. Решение об определении единой теплоснабжающей организации (организаций); раздел 9. Решения о распределении тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии; раздел 10. Решения по бесхозяйным тепловым сетям. Содержание схемы теплоснабжения

17 17 глава 1. Существующее положение в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии для целей теплоснабжения; глава 2. Перспективное потребление тепловой энергии на цели теплоснабжения; глава 3. Электронная модель системы теплоснабжения поселения, городского округа; глава 4. Перспективные балансы тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки; глава 5. Перспективные балансы производительности водоподготовительных установок и максимального потребления теплоносителя теплопотребляющими установками потребителей, в том числе в аварийных режимах; глава 6. Предложения по строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии; глава 7. Предложения по строительству и реконструкции тепловых сетей и сооружений на них; глава 8. Перспективные топливные балансы; глава 9. Оценка надежности теплоснабжения; глава 10. Обоснование инвестиций в строительство, реконструкцию и техническое перевооружение; глава 11. Обоснование предложения по определению единой теплоснабжающей организации. Обосновывающие материалы к схеме теплоснабжения

Источник: www.myshared.ru

III. ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ И КОРРЕКТИРОВКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, А ТАКЖЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИХ РЕАЛИЗАЦИЕЙ

III. Порядок разработки и утверждения инвестиционной программы, а также осуществления контроля за ее реализацией

III. Порядок разработки и утверждения инвестиционной
программы, а также осуществления контроля за ее реализацией

11. Регулируемая организация или нерегулируемая организация разрабатывает проект инвестиционной программы на основании территориальной схемы обращения с отходами.

11(1). В случае, указанном в абзаце третьем пункта 2 настоящих Правил, регулируемая организация или нерегулируемая организация направляет разработанный проект инвестиционной программы на рассмотрение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или в орган (органы) местного самоуправления в случае передачи ему соответствующих полномочий в области государственного регулирования тарифов законом субъекта Российской Федерации, в границах муниципального образования (муниципальных образований) которого (которых) расположены или планируется расположить объекты (далее — орган регулирования), до 15 июля года, предшествующего первому году действия инвестиционной программы.

В случае, указанном в абзаце третьем пункта 2 настоящих Правил, регулируемая организация или нерегулируемая организация, осуществляющая строительство, реконструкцию объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, хранения, захоронения твердых коммунальных отходов, направляет разработанный проект инвестиционной программы в орган регулирования в течение 30 рабочих дней со дня получения разрешения на строительство такого объекта, а в случае осуществления строительства и реконструкции в соответствии с концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, инвестиционным договором направляет разработанный проект инвестиционной программы в орган регулирования в течение 30 рабочих дней со дня заключения таких соглашений или инвестиционного договора.

Орган регулирования в течение 20 рабочих дней со дня представления проекта инвестиционной программы в соответствии с абзацами первым и вторым настоящего пункта проводит оценку доступности тарифов регулируемой организации или нерегулируемой организации для потребителей путем сравнения прогнозного темпа роста платы граждан за коммунальные услуги, обусловленного учетом при установлении тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами расходов на реализацию инвестиционной программы организации, с ограничениями платы граждан за коммунальные услуги, установленными в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.

При этом тариф регулируемой организации или нерегулируемой организации, являющейся концессионером, не может быть признан недоступным для потребителей в случае, если это ведет к неисполнению обязательств концессионера по строительству и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения.

По итогам проведения оценки доступности тарифов регулируемой организации или нерегулируемой организации для потребителей орган регулирования направляет регулируемой организации или нерегулируемой организации соответственно заключение о доступности или недоступности тарифов организации для потребителей.

Читайте также:
Chaos group что это за программа

11(2). Регулируемая организация или нерегулируемая организация обязана в течение 7 рабочих дней после получения заключения о недоступности тарифов организации для потребителей доработать проект инвестиционной программы и направить на повторное рассмотрение в орган регулирования либо направить на подписание в орган регулирования протокол разногласий к проекту инвестиционной программы, подписанный регулируемой организацией или нерегулируемой организацией.

Орган регулирования не позднее 7 рабочих дней со дня получения протокола разногласий к проекту инвестиционной программы обязан его рассмотреть, подписать и направить регулируемой организации или нерегулируемой организации.

Регулируемая организация или нерегулируемая организация в течение 3 рабочих дней со дня получения от органа регулирования указанного протокола разногласий обязана направить проект инвестиционной программы с протоколом разногласий к проекту инвестиционной программы в уполномоченный орган.

В случае неполучения регулируемой организацией или нерегулируемой организацией протокола разногласий к проекту инвестиционной программы, подписанного руководителем (заместителем руководителя) органа регулирования, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, протокол разногласий к проекту инвестиционной программы считается согласованным и проект инвестиционной программы направляется в уполномоченный орган с протоколом разногласий к проекту инвестиционной программы без подписи руководителя (заместителя руководителя) органа регулирования.

11(3). Орган регулирования обязан рассмотреть доработанный проект инвестиционной программы и направить в адрес регулируемой организации или нерегулируемой организации заключение о доступности или недоступности тарифов организации для потребителей в течение 7 рабочих дней со дня представления проекта инвестиционной программы на повторное согласование.

11(4). В случае повторного направления заключения о недоступности тарифов организации для потребителей дальнейшее рассмотрение проекта инвестиционной программы осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 11(1) — 11(3) настоящих Правил.

12. Регулируемая организация или нерегулируемая организация в течение 3 рабочих дней со дня получения заключения органа регулирования о доступности тарифов организации для потребителей обязана направить вместе с указанным заключением проект инвестиционной программы в уполномоченный орган.

13. Уполномоченный орган рассматривает проект инвестиционной программы, заключение органа регулирования о доступности или недоступности тарифов организации для потребителей и протокол разногласий к проекту инвестиционной программы (при его наличии) в течение 20 рабочих дней со дня их получения.

14. При рассмотрении проекта инвестиционной программы уполномоченный орган осуществляет:

а) проверку проекта инвестиционной программы на соответствие требованиям раздела II настоящих Правил;

б) проверку проекта инвестиционной программы на соответствие территориальной схеме обращения с отходами;

в) проверку обоснованности расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы;

г) проверку доступности тарифов регулируемой организации или нерегулируемой организации для потребителей с учетом заключения органа регулирования о доступности или недоступности тарифов организации для потребителей.

15. В целях проверки обоснованности расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы уполномоченный орган вправе привлекать экспертов, проводить сравнения с расходами на реализацию аналогичных мероприятий, запрашивать котировки на товары, работы и услуги, закупаемые при реализации мероприятий инвестиционной программы.

16. В случае несоответствия проекта инвестиционной программы требованиям пункта 14 настоящих Правил уполномоченный орган направляет регулируемой организации или нерегулируемой организации уведомление об отказе в утверждении проекта инвестиционной программы с описанием выявленных несоответствий и приложением проекта инвестиционной программы.

При наличии замечаний по подпункту «в» пункта 14 настоящих Правил уполномоченный орган вправе истребовать у регулируемой организации или нерегулируемой организации обосновывающие расчеты.

Наличие заключения органа регулирования о недоступности тарифов организации для потребителей является основанием для отказа в утверждении уполномоченным органом проекта инвестиционной программы.

17. Регулируемая организация или нерегулируемая организация обязана в течение 10 рабочих дней после получения уведомления об отказе в утверждении проекта инвестиционной программы доработать его и направить повторно в уполномоченный орган на утверждение или направить в уполномоченный орган проект инвестиционной программы и заявление об урегулировании разногласий.

Заявление об урегулировании разногласий рассматривается в порядке, предусмотренном разделом V настоящих Правил.

18. Повторное рассмотрение инвестиционной программы осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня ее представления регулируемой организацией или нерегулируемой организацией в уполномоченный орган.

19. Уполномоченный орган утверждает инвестиционную программу до 30 октября года, предшествующего периоду начала реализации инвестиционной программы. Данные положения не распространяются на регулируемую организацию или нерегулируемую организацию, осуществляющую строительство, реконструкцию объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, в том числе в соответствии с концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, инвестиционным договором, инвестиционные программы которых утверждаются уполномоченным органом в течение 20 рабочих дней со дня их представления в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.

В 2022 году уполномоченный орган утверждает инвестиционную программу не позднее 20 ноября.

20. Утвержденная инвестиционная программа подлежит официальному опубликованию в порядке, предусмотренном для официального опубликования актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

20(1). Контроль за реализацией инвестиционной программы осуществляется посредством представления регулируемой организацией или нерегулируемой организацией ежегодной отчетности о реализации инвестиционной программы.

Порядок и форма представления отчетности о реализации инвестиционной программы определяются уполномоченным органом.

Источник: bazanpa.ru

Управление инвестиционными проектами: планируем инвестиции и контролируем реализацию

Управление инвестиционными проектами: планируем инвестиции и контролируем реализацию

Для любой компании важны грамотные инвестиции в проекты. Цена ошибок может быть слишком большой. Какая классификация инвестиционных проектов может стать основой для управления и принятия решений? Как осуществляется планирование инвестиционных проектов? Какие основные трудности и варианты решений встречаются при реализации годовых инвестиционных программ?

В каких случаях требуется переутверждение проектов? Каким образом можно осуществлять мониторинг проектов? На эти и другие вопросы отвечает Олеся Руденко, начальник Управления планирования инвестиций и контроллинга, ООО «Группа Компаний „Русагро“» 1 .

Все затраты компании можно разделить на две группы: операционные затраты, или OPEX (англ. OPEX, сокр. от operating expenses), и капитальные затраты, или CAPEX (CAPEX от англ. capital expenditure). Операционные затраты в большинстве своем повторяются с некоторой периодичностью, являются для нас более прогнозируемыми и привычными, в связи с этим существует много подходов к планированию и контролю этих затрат. Капитальные затраты, в свою очередь, — уникальны, не похожи друг на друга, так как каждый инвестиционный проект имеет отличительные черты, поэтому и управление этими затратами требует особого подхода.

Еще одна причина, по которой следует уделять особое внимание инвестиционным затратам, — это их масштаб. Оптимизация инвестиционных затрат, контроль за ними, принятие оптимальных инвестиционных решений позволяют увеличить эффективность бизнеса.

Классификация инвестиционных проектов

В нашей компании принята следующая классификация инвестиционных проектов (см. рис. 1).

Все инвестиции делятся на внешние, связанные с приобретением новых активов, земель, и внутренние — развитие и поддержка текущих активов.

Внутренние инвестиции делятся на следующие типы:

  • инвестиции в поддержку (замена оборудования, ремонты);
  • инвестиции в развитие (модернизация оборудования, увеличение мощностей, наличие эффектов окупаемости);
  • деинвестиции (выбытие ОС).

При подготовке проекта в поддержку в обязательном порядке описывается текущая ситуация, приводится обоснование потребности в проекте, риски при отказе от реализации проекта, сроки выполнения, размер инвестиций, альтернативные решения.

Если рассматривается проект в развитие, то дополнительно к вышеперечисленным требованиям производятся расчет эффектов проекта (NPV, IRR, DPP), анализ чувствительности к основным параметрам. Важно, чтобы это не был «проект ради проекта». Он должен нести добавленную стоимость для компании.

Отдельного внимания заслуживают проекты по переходу на аутсорсинг. При принятия решения по таким проектам используются такие же подходы, как и для проектов в развитие. В обязательном порядке оценивается окупаемость проектов по переходу на аутсорсинг, осуществляется мониторинг планируемой экономии, оценивается целесообразность принятых решений.

Механизм планирования инвестпроектов

Планирование инвестиционных проектов начинается при подготовке стратегии копании (рис. 2). На горизонте семи лет мы определяем зоны развития: смотрим, сколько нам потребуется CAPEX, какие должны быть инвестиции, чтобы достичь желаемых показателей, завоевать определенную долю рынка и улучшить наши технологические процессы. Мы также выясняем, как быстро можем достичь желаемой окупаемости проектов. Эти параметры войдут в расчет стратегии бизнеса.

На этом же этапе мы смотрим, интересны ли нам те или иные активы и выгодно ли вкладывать в них деньги.

Следует отметить, оценка приобретения новых активов происходит постоянно, не только в момент подготовки стратегии. Если актив интересен, позволяет максимизировать прибыль, показатели окупаемости привлекательны для компании, то такие проекты оцениваются и выносятся на рассмотрение.

Читайте также:
Infocus что это за программа

Затем при составлении бюджета на следующий финансовый год наша отправная точка — подготовка годовой инвестиционной программы (ГИП). Именно она покажет, сможем ли мы достичь определенного объема производства, какие будут затраты и амортизация. В зависимости от этого мы будем реализовывать тот или иной сценарий развития при подготовке бюджета. При планировании ГИП корректируется объем инвестиций по переходящим проектам, которые не завершены, также планируется объем поддерживающего CAPEX (инвестиций в поддержку).

Если финансовый год предприятия совпадает с календарным, то подготовку ГИП начинают примерно в сентябре. Сначала в наших дивизионах собираются заявки со всех подразделений, которые хотят осуществить те или иные инвестиции. Обычно эти проекты проходят предварительный отсев на уровне операционной дирекции.

Затем заявки поступают CAPEX-контроллеру, то есть в управление контроллинга. Он конкретизирует данные, рассчитывает эффекты и может на своем уровне отсеять часть проектов, если они не приведут к желаемым результатам или вообще не нужны. При этом он обосновывает инициаторам причины таких решений.

Когда завершается подготовка программы, ее выносят на рассмотрение инвестиционного комитета бизнес-направления. Генеральный и финансовый директора дивизионов вместе с руководителями подразделений проверяют, целесообразно ли включать эти расходы в годовую инвестиционную программу.

После прохождения мониторинга на уровне бизнеса предварительная программа поступает к нам, в управляющую компанию. Сюда попадают все проекты. Проекты, у которых бюджет на момент рассмотрения превышает 10 млн руб., изучаются более детально: проверяем, правильно ли их классифицировали и рассчитали, какие эффекты прогнозируются.

Затем программа выносится на инвестиционный комитет группы, где финансовый и генеральный директора принимают решение о включении тех или иных проектов в ГИП.

Основные проблемы, с которыми мы сталкиваемся при подготовке ГИП, и пути их решения приведены в таблице.

Основные проблемы при подготовке годовых инвестиционных программ (таблица)

Пути их решения

Годовая инвестиционная программа готовится раньше, чем утверждается бюджет

Возможность быстрого пересчета проекта при изменении вводных. Расчет чувствительности к основным параметрам

Существенное изменение макропараметров

Расчет чувствительности к основным макропараметрам

Задвоение эффектов окупаемости

Проверка факторов окупаемости

Недостаточная экспертиза инициаторов инвестиционных проектов

Проверка на логику, соответствие стратегии

Недостаточное обоснование целесообразности инвестиционных проектов

Определение экономических эффектов, оценка целесообразности

Первая трудность заключается в том, что подготовка ГИП начинается до того, как принимают бюджет, поэтому не всегда очевидно, какую производственную программу выберут. Мы придерживаемся стратегии, но есть вероятность, что к моменту принятия бюджета рынок сильно изменится. В этом случае при производстве компания может отказаться от некоторых продуктов. Например, могут не реализовать расширение производственных мощностей по некоторым направлениям. Получается, что компания несет риски при принятии решения о реализации того или иного проекта.

Чтобы этого избежать, готовится анализ чувствительности. Так мы можем просчитать как изменение объемов проекта, так и различные макропараметры.

Еще одна проблема, которая относится и к бюджетам, и к инвестициям — изменение макропараметров. Например, мы планируем курс валюты. В сентябре у нас есть один макроэкономический прогноз. Ближе к декабрю ситуация может резко поменяться. Мы понимаем, что прогноз неактуален и нужно быстро производить пересчет.

В первую очередь проводится анализ чувствительности по всем параметрам: валюте, объемам производства и спроса, техническим показателям и т.д.

Второй шаг идет уже при расчете проекта. Допустим, если есть связь с валютной составляющей, мы выполняем расчет проекта так, чтобы его можно было легко пересчитать.

Также следует отметить сложность при подготовке программы. Наши сотрудники, которые подают заявки на включение проекта, могут не обладать достаточной квалификацией для экспертизы. В этом случае большая ответственность ложится на CAPEX-контроллеров. На это есть несколько причин.

Во-первых, они должны понимать, насколько проект целесообразен, и уже на этом уровне отсекать неэффективные решения.

Во-вторых, важно не «задвоить» эффекты. Бывают ситуации, когда подразделение выносит несколько проектов, окупаемость которых достигается за счет одних и тех же эффектов. Такого мы себе позволить не можем, то есть нельзя, грубо говоря, одним и тем же объемом майонеза окупать две разные производственные линии.

Также важно отсекать проекты, которые реализуют без конкретной цели. Например, проект направлен на сокращение потерь в производстве или на мониторинг. Но если мы просто обнаружили потери, а с ними ничего не происходит, не планируется их сокращение, проект считается незавершенным, непродуманным, и нет смысла выносить его на рассмотрение комитета. Так как у нас много опыта в контроллинге, все эти недочеты мы выявим в процессе нескольких уровней утверждения и прохождения проекта по всем этапам.

Если в процессе реализации проекта изменится его конфигурация или размер инвестиций, то в зависимости от размера отклонений может потребоваться переутверждение проекта (рис. 3). Потому что нельзя просто так потратить деньги, которые изначально не предусматривались. Если проект будет выходить за пределы окупаемости, то его также отправят на пересмотр.

Мониторинг реализации инвестиционных проектов

В компании используется три основных вида отчетов по инвестициям:

  • Отчет по проектам на поддержание;
  • CAPEX-отчет (одна из форм регулярной отчетности);
  • Анализ фактической окупаемости.

В отчете на поддержание указываются плановые и фактические сроки реализации проекта, плановый и фактические размеры инвестиций, а также причины отклонений, если таковые имеются.

В CAPEX-отчете содержится перечень всех проектов текущего периода, а также размер понесенных расходов в разрезе периодов отчетности. Выделяются затраты, авансы и платежи по проектам.

В отчет «Анализ фактической окупаемости» попадают все проекты, которые находятся на мониторинге управляющей компании, а это все проекты свыше 10 млн руб.

Производится анализ всего объема инвестиций Группы, анализируется количество и объем проектов, по которым имеются отклонения по срокам окупаемости (рис. 4), анализируются причины отклонения прогнозного денежного потока на семилетнем горизонте от ранее заявленного, а также фактический денежный поток от ранее заявленного (на момент даты подготовки отчета) при утверждении инвестиционных проектов (рис. 5).

В данном отчете в обязательном порядке по каждому инвестиционному проекту рассчитываются и анализируются:

  • прогноз ключевых параметров на горизонте реализации проекта;
  • факторный анализ отклонений по срокам окупаемости и по отклонениям накопительного денежного эффекта (прибыль+амортизация);
  • план корректирующих мероприятий.

Решение о прекращении контроля проекта также принимается при рассмотрении «Анализа фактической окупаемости».

Критерии снятия проекта с мониторинга

Критерии снятия проекта с мониторинга можно разбить на группы в зависимости от вида проектов согласно вышеприведенной классификации. По сути, этими критериями являются наступившие события. Например,

  • для проектов в развитие такими событиями могут быть:

— окупаемость собственных (акционерных) средств и при полном погашении инвестиционного кредита по проекту;

— срок погашения инвестиционного кредита не подошел, но NPV проекта на дату наступления окупаемости достаточно для погашения кредита в будущем;

— при отказе от реализации проекта вследствие выявления существенных изменений проекта;

  • для проектов в поддержку можно использовать:

— все затраты понесены, более не предвидятся и проведен анализ их отклонений;

  • для аутсорсинга:

— выход проекта на планируемую экономию;

— мониторинг не менее двух лет с момента передачи стороннему подрядчику.

В заключение хотелось бы отметить, что процесс управления и контроля инвестиционными проектами не стоит на месте. При необходимости вносятся коррективы в процессы рассмотрения и управления проектами. Компания рассматривает предложения и инициативы дивизионов, специалисты управляющей компании также выносят свои предложения, которые рассматриваются и в случае целесообразности принимаются к действию.

К сведению

Критерии, используемые в анализе инвестиционной деятельности, можно подразделить на две группы в зависимости от того, учитывается или нет временной параметр: основанные на дисконтированных оценках и основанные на учетных оценках. Например, к первой группе относятся критерии: чистый приведенный эффект (Net Present Value, NPV), внутренняя норма прибыли (Internal Rate of Return, IRR), дисконтированный срок окупаемости инвестиций (Discounted Payback Period, DPP).

Ко второй группе относятся критерии: срок окупаемости инвестиций (Payback Period, PP), коэффициент эффективности инвестиций (Accounting Rate of Return, ARR).

Источник: www.eg-online.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru