Для чего составляется программа исследования

1. Методика составления программы исследования

2. Примерная структура программы 1) теоретический раздел – обоснование проблемы исследования, его замысла и концепции; раскрытие объекта и п

Примерная структура программы
1) теоретический раздел – обоснование проблемы исследования, его
замысла и концепции; раскрытие объекта и предмета исследования; предварительный
системный анализ исследования; выдвижение и развертывание гипотез исследования.
2) методический раздел – выделение обследуемой выборочной
совокупности; характеристика методов сбора информации, обработки информации,
анализа информации; постановка социальных экспериментов для проверки качества
проведенных работ.
3) организация социологического исследования

3. Ответить на вопросы 1. Оправдано ли предстоящее исследование? 2. Где и что предполагается изучать? 3. В каком направлении и как будет осуществ

1. Методологические основы программы
социологического исследования

10. Программа социологического исследования.


Ответить на вопросы
1. Оправдано ли предстоящее исследование?
2. Где и что предполагается изучать?
3. В каком направлении и как будет осуществляться исследовательская работа?
4. Почему исследование нужно проводить так, а не иначе?
5. Какие результаты ожидаются?
Ответы на эти вопросы должны содержаться в методологической части программы.
Начинать ее разработку рекомендуется с уточнения содержания проблемы исследования.

4.

2.Обоснование проблемы
исследования
Проблема исследования – это сформулированная
в теоретических понятиях проблемная ситуация
(противоречие) в функционировании социального
объекта.
Проблема исследования всегда субъективна, так
как определяется конкретными людьми .
Проблемная ситуация – объективна. Она
возникает в процессе взаимодействия людей друг
с другом и окружающей средой.

5.

2.Обоснование проблемы исследования
Выделяют три типа проблем исследования:
1) теоретическая проблема – для своего
решения она нуждается в новых научных
знаниях;
2) прикладная проблема – ее решение
лежит в плоскости известных знаний, но
требует иных подходов с учетом
определенных условий,
3) проблема смешанного типа –
предполагает сочетание двух предыдущих.

6.

2.Обоснование проблемы исследования
Наиболее важными сторонами проблемной
ситуации являются
гносеологическая
предметная
Гносеологическая сторона характеризует
имеющийся объем знаний, которым располагает
исследователь, содержит оценку соответствия или
несоответствия знаний практическим действиям
Предметная – связана с реальными отношениями,
складывающимися в процессе организации

7.

2.Обоснование проблемы исследования
Проблемы исследования формулируются через

Лекция 2 Программа социологического исследования 2 1 Методологическая часть программы


указание на противоречие (проблемные ситуации),
а также негативные последствия, требующие для
своего преодоления новых научных теоретических
знаний или определенного практического опыта.
Четкое обоснование проблемы позволяет задать
направленность на результаты, необходимые для
создания технологий, для оптимизации объекта.
При формулировании проблем исследования
необходимо учитывать особенности объекта и
предмета исследования.

8.

3. Объект и предмет исследования
Объект исследования — выделение
той части пространства, состояние
которой интересует субъекта в связи
с реализацией поставленных им
целей.
Предметом исследования является
проблема,- реальное противоречие
требующее своего разрешения

9.

3.Объект и предмет исследования
Выделение объекта и предмета исследования – это
важная процедура в ходе разработки программы
исследования, так как от того, какой в изучаемом
объекте будет выделен предмет, зависит выбор метода
сбора и анализа информации
Прикладные социологические исследования чаще всего
основываются на выборочном анализе социальных
фактов, поскольку их сплошное исследование не всегда
представляется возможным и целесообразным.
Все социальные объекты, подлежащие изучению,
составляют генеральную совокупность.
Выборка исследования – это часть объекта
исследования, которая по основным социальнодемографическим или иным существенным признакам
отражает объект в целом

10.

3.Объект и предмет исследования
Если генеральная совокупность – это множество
всех элементов объектов исследования,
ограниченных естественными территориальновременными рамками и программой исследования,
то выборочная совокупность – это часть элементов,
извлеченная определенным образом из целого и
предназначенная для непосредственного изучения
(наблюдения).
Основным требованием, предъявляемым к любой
выборке, является ее репрезентативность, то есть
способность выборочной совокупности
отражать характеристики генеральной.
Например 50% респондентов от общего числа

11.

4. Цель и задачи исследования
Цель исследования – конечный результат научного
исследования.
Задачи исследования – это действия, которые
планируются совершить для достижения цели; это
ступени, по которым нужно пройти, чтобы достичь
конечного результата.
По типу логической связи с объектом исследования
задачи бывают:
1) поисковые (выявление поисковых ситуаций);
2) описательные (констатация имеющихся противоречий);
3) объяснительные (установление причинно-следственных
зависимостей);
4) экспериментальные (проверка выводов в искусственно созданных
условиях);
5) внедренческие (связаны с внедрением практических рекомендаций).

12.

13.

5.Гипотезы исследования
Главной функцией гипотез в социологическом
исследовании является то, что они выступают
ключевым звеном, связывающим между собой
теоретическую концепцию и эмпирическую базу
исследования.
Гипотеза, будучи по своему содержанию прогнозом
ожидаемого решения определенной задачи,
помогает точнее сформулировать проблему, цель и
задачи исследования, конкретизировать его объект и
предмет. На основании гипотез исследования
строится инструментарий исследования: вопросы
анкеты, интервью и т. д.

14.

6.Интерпретация
основных
понятий
Интерпретация
понятий – это процедура
определения содержания понятийного
аппарата, применяемого в исследовании. Ее
основной смысл заключается в следующем:
достижении необходимого научного уровня
исследования;
обеспечении единого подхода к
содержанию исследовательских процедур
на всех этапах;
в адекватном толковании понятий с
теоретического на эмпирический уровень;
создании единого понятийного каркаса для
научного анализа социологических данных.

Читайте также:
Fido uaf asm что это за программа на Андроид

15.

6.Интерпретация
основных
понятий
Интерпретация
включает три уровня и
является процедурой перевода теоретических
понятий в переменные и эмпирические
индикаторы.
Например, понятие «социальный статус», можно
определить с помощью такой переменной, как
«уровень дохода». Показателем уровня дохода
является количество денег, получаемых индивидом.
В качестве эмпирического индикатора уровня дохода
используется ответ самого респондента о доходах,
но могут использоваться и другие показатели,
например наличие / отсутствие собственного
жилья, автомобиля и т. д

16.

6.Интерпретация
основных
понятий
Уровни интерпретации
Теоретическая интерпретация – конкретизация понятий
путем сравнения с понятиями бóльшей степени общности
через указание признаков, отличающих его от других, ему
подобных.
Эмпирическая интерпретация – выделение эмпирических
признаков понятия через их перечисление – прием обратный
абстрагированию от общего к частному.
Операциональная интерпретация – завершает
эмпирическую, детализируя и расчленяя понятия до уровня
эмпирических составляющих; итог этого вида интерпретации
– операциональное определение, включающее в себя
перечень эмпирических индикаторов и показателей,
приближающих исследователя к практической реализации
целей исследований.

17.

6.Интерпретация
понятий
основных
Интерпретацией
основных
понятий
завершается
методологическая
часть
программы исследования, после этого
возможен переход к разработке и
обоснованию методов сбора, обработке и
анализу документов.

18.

7. Методика сбора, обработки и анализа информации
Содержание и последовательность операций в количественном и качественном
исследованиях
Количественные методы
Качественные методы
Гипотезы
Осуществляется проверка гипотез, которые
Значения фактов, явлений осмысливаются после
формулируются в программе до начала сбора данных «погружения» исследователя в данные
Концепции (понятия)
Формулируются из теорий и переводятся на язык
Концепции – результат последовательного
операций с данными
обобщения терминологических «гнезд» (таксоны)
живого языка, тем, понятий
Измерительные процедуры
Инструменты измерения разрабатываются
проверяются в пилотаже, обычно формализуются
и
Измерительные инструменты формулируются в
результате полевого исследования, часто являются
специфическими,
отражают
индивидуальный
исследовательский подход
Представление данных
Представлены
в
виде
статистических
Представлены
в
виде
высказываний,
распределений, шкальных показаний, результатов фрагментов документов, наблюдений, текстов
измерения взаимосвязей
речевой информации
Теории
Гипотетико-дедуктивные,
казуальные
Могут
быть
как
и интерпретативными,
индуктивными
казуальными,
так
преимущественно
Процедуры
Стандартизованы,
дублирование
предполагается
их
Процедуры дублируются редко
Анализ
Осуществляется статистическими методами
Производится выделением тем или обобщением
идей из собранных свидетельств; организация
данных нацелена на получение целостной картины

19.

8. Определение методов сбора информации
К «жестким» количественным методам сбора
информации относятся:
1) изучение документов в трех его формах:
) традиционный анализ документов,
) количественный метод (контент-анализ),
) комбинированный метод;
2) опрос в его разновидностях, среди которых:
) анкетный опрос,
)интервью,
)экспертный опрос,
)социометрический опрос;
3) социологическое наблюдение, включая
эксперимент как наблюдение в искусственно
созданных условиях.

20.

8. Определение методов сбора информации
При выборе методов сбора информации часто допускаются ошибки:
– неправильно сформулированная проблема исследования уводит процесс сбора
информации в сторону;
– цель исследования определена абстрактно, выходит за рамки программы
исследования, а, следовательно, сбор информации идет стихийно, лишен четкой
целенаправленности;
– поверхностно изложены задачи исследования, что затрудняет способы
информационного поиска;
– четко не определены границы объекта исследования, не обоснована выборка, не
выделены единицы наблюдения и единицы анализа, а значит, сбор информации
будет носить не конкретный характер;
– узко или, наоборот, слишком широко определен предмет исследования, в
результате собранные данные по своему объему либо недостаточны, либо излишни
для решения задач исследования;
– в исследовании нет гипотез или они недостаточно точно сформулированы, это
неоправданно увеличивает объемы работ по сбору бесполезной для анализа
информации;
– не сделана теоретическая интерпретация понятий, вследствие этого были упущены
существенные стороны изучаемых явлений;
– не проведена эмпирическая интерпретация основных понятий, не сделаны их
операциональные определения, применен слишком узкий или слишком широкий
набор показателей и индикаторов.

21.

9. Общие принципы анализа информации
В качестве методов анализа информации
применяют следующие традиционные методы
научного познания:
– группировку данных;
– измерение данных;
– методы типологизации, классификации;
– методы гипотез, аналогии, формализации;
– структурно-функциональный, системный
методы;
– индуктивный и дедуктивный методы;
– методы моделирования и экспериментов.

22.

9. Общие принципы анализа информации
Количественные способы анализа и обобщения
данных
Все методы количественного анализа принято
разделять на две большие группы:
методы статистического описания
методы вывода.
Методы статистического описания направлены на
получение количественной характеристики данных,
полученных в конкретных исследованиях.
Методы статистического вывода позволяют
корректно распространять результаты конкретного
исследования на всё явление как таковое, делать
заключение общего характера

23.

9. Общие принципы анализа информации
Качественные способы анализа и обобщения
данных включают в себя:
создание типологий (типологизация),
моделирование,
создание и разработку теорий,
социальное прогнозирование
Типологизация – это более сложный способ
группировки объектов по эмпирически или
логически выделенным признакам или их
комбинациям.
Он позволяет связать эмпирические исследования
с их теоретическим объяснением наблюдения.

24.

9. Общие принципы анализа информации
Следующий принцип анализа информации –
сопоставление обработанных данных с
гипотезами исследования, установление
истинности или ложности ранее сформированных
предположений.
В данном случае используются методы аналогий
– уподобление пока непонятных явлений и
процессов с другими уже изученными.
Осуществляется анализ информации об объекте
исследования в разрезе каждой из его частей.
Обобщение частных оценок, характеристик,
предварительных выводов способствует ее
формализации.

25.

9. Общие принципы анализа информации
Моделирование – это
упрощенный способ описания
причинно-следственных связей.
С помощью теоретических
моделей формируются
представления о
функционировании и изменениях в
системах при различных условиях,
причинах конкретных явлений.

Читайте также:
Iis express что это за программа

26.

9. Общие принципы анализа информации
Наиболее используемыми
принципами анализа информации
являются
методы структурного
функционализма,
системный подход,
индукция и дедукция,
которые определяют логику
исследовательского процесса.

27.

10. Организация исследования
Стратегический план исследования
Виды стратегического плана
Разведывательный, или формулятивный план предполагает
постановку проблем и выдвижение рабочих гипотез. Обязательными
пунктами такого плана являются: знакомство с научной литературой,
консультации
экспертов
в
этой
области,
проведение
социологического наблюдения, поиск дополнительных источников
данных. Главной его целью является формулирование описательных
гипотез.
Аналитический план предполагает наличие описательных
гипотез и намечает глубокое исследование: опросы различных
видов, корреляционный анализ и т. д. Он дает возможность
сформулировать объяснительные гипотезы.
Экспериментальный план (при наличии объяснительных
гипотез) – направлен на постановку социальных экспериментов с
целью углубления знаний о первично-следственных связях и
отношениях внутри объекта исследования.
Организационный план носит общий характер и имеет своей
целью подробное описание процедуры исследования. Он включает в
себя следующие процедуры:

28.

10. Организация исследования
— разработку
инструментария исследования;
– формирование групп для сбора первичной информации;
– определение места и времени проведения исследования
выборочной совокупности;
– мероприятия по технической подготовке исследования
(ксерокопирование анкет, бланков интервью,
информирование респондентов о целях и задачах
обследования);
– корректировку гипотез и методик после проведения
первичного исследования;
– подготовку программного обеспечения для обработки
первичной информации;
– мероприятия по компьютерной обработке результатов
исследования;
– обобщение и анализ полученных данных.

29.

Программа исследования должна состоять из
следующих элементов:
1. Объект исследования;
2. Предмет исследования;
3. Цель исследования;
4. Системный анализ;
5. Задачи исследования;
6. Гипотезы исследования;
7. Выборочная совокупность;
8. Методы исследования;
9. Обоснование методов;
10. Стратегия исследования;
11. Интерпретация ключевых понятий
12. Организационный план (этапы исследования)

30.

Источник: ppt-online.org

ПОНЯТИЕ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ В ИССЛЕДОВАНИИ

Программа социологического исследования — это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программу социологического исследования можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации. Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.

Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.

Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория—факты—теория.

Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.

Программа социологических исследований как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап — относительно самостоятельная часть познавательного процесса — характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему смыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы.

Программа социологического исследования состоит из основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования.

Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологии изучения объекта. В реально существующем объекте выделяется какое-либо свойство, определяющееся как ее сторона, которая обусловлена характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования. Предмет означает границы, в которых конкретный объект изучается в данном случае. Далее необходимо поставить цели и задачи исследования.

Цель ориентируется на конечный результат. Цели могут быть теоретическими и прикладными. Теоретическая цель — дать описание или объяснение социальной программы. Реализация теоретической цели ведет к приращению научного знания. Прикладные цели направлены на разработку практических рекомендаций для дальнейшего научного развития.

Задачи — отдельные части, шаги исследования, которые способствуют достижению цели. Постановка задач означает в некоторой степени план действий по достижению поставленной цели. Задачи формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации цели. Задачи могут быть основные и частные. Основные являются средством решения главных вопросов исследования.

Частные — для проверки побочных гипотез, решения каких-то методических вопросов.

С целью использования единого понятийного аппарата в программе социологического исследования определяются основные понятия.

Весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических, абстрактных понятий к операционным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных.

Предварительный системный анализ объекта — это моделирование исследуемой проблемы, расчленение ее на элементы, детализация проблемной ситуации. Это позволяет более четко представить предмет исследования.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат ПОНЯТИЕ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ В ИССЛЕДОВАНИИ От 250 руб
  • Контрольная работа ПОНЯТИЕ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ В ИССЛЕДОВАНИИ От 250 руб
  • Курсовая работа ПОНЯТИЕ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ В ИССЛЕДОВАНИИ От 700 руб

Источник: students-library.com

Общее представление о программе

Программа считается обязательным документом социологического ис­следования. Независимо от того, является ли оно теоретическим или при­кладным, оперативным или долгосрочным и фундаментальным, исход­ные посылки, цели и задачи, методическое обеспечение, наконец, орга­низационная структура исследования предварительно определяются е его программе. Она представляет собой научный документ, отражающие логически обоснованную схему перехода от теоретического уровня зна­ния, выраженного моделью и гипотезами, к способам его эмпирическо­го получения, т.е. объекту и инструментарию исследования.

Читайте также:
Oracle hyperion что это за программа

Программы фундаментальных академических исследований могут пред­ставлять собой результат специальных изысканий, они издаются в виде от­дельных книг и брошюр. Напротив, программы оперативных исследований умещаются в 5—7 страниц машинописного текста. Однако основные элемен­ты их структуры сохраняются неизменными, поскольку каждый из них осу­ществляет свою функцию: нормативную, методическую, организационную информационную или контрольную.

Эмпирическое исследование предполагает выработку исследовательского программы, организацию наблюдений, эксперимента, описание наблюдае­мых и экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобще­ние. Словом, для эмпирического познания характерна фактофиксирующа5 деятельность. «Социологическое исследование как измерение в широкого смысле — это сбор новых фактов и их интерпретация в терминах выбранного или построенной в соответствии с поставленной задачей теоретической мо­дели с помощью методов, адекватных операциональным определения!^ свойств конструктов, лежащих в основании этой модели» 1 .

‘ Толстова Ю.Н., Масленников Е.В. Качественная и количественная социология: взгляд сквозь призму понимания эмпирического исследования как измерения // Социологические исследования. 2000 № 10. С. 102.

Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана — о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости. Работа социолога начинается с формулировки темы (проблемы), целей и задач исследования, определения и уточнения основных понятий — теоретических концептов, установления связей между ними и определения содержания этих связей (логических, семантических, функциональных и т.п.).

Это интеллекту­альная, творческая работа, требующая достаточно широкой эрудиции и хоро­шего знания теоретических оснований социологии. Первым делом исследова­тель использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллете­нях, докладах. Остальную информацию он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их называют рес­пондентами). Ответы математически усредняются, обобщенные данные пред­ставляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономер­ности — мощным средством технологической поддержки на данном этапе в последнее время становится глобальная компьютерная сеть Интернет. Конеч­ный итог — построение научной теории, которая позволяет предсказывать бу­дущие явления и разрабатывать практические рекомендации.

Рис. 2. Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию

Таким образом, социологическое исследование начинается вовсе не с составления анкеты, как принято думать, а с проработки проблемы, выдви­жения целей и гипотез, построения теоретической модели. Лишь затем со­циолог переходит к разработке инструментария (чаще всего это действитель­но анкета), затем к сбору первичных данных и их обработке. А на конечной стадии — снова теоретический анализ, ибо данные надо правильно, т.е. в соответствии с выдвинутой теорией, интерпретировать и объяснить. Только после этого следуют практические рекомендации.

Все стадии работы социолога отражены в его главном документе — про­грамме социологического исследования. Она является основой социологичес кого исследования, его квинтэссенцией. В ней заключена вся мудрость уче ного, выражено все то, на что он способен — его квалификация в выбор» проблемы, предмета и объекта исследования, построении выборки и инст рументария, организации полевого этапа, анализа и интерпретации собран ных данных. Она — ноу-хау каждого конкретного ученого. И чем лучше оригинальнее она составлена, чем надежнее в работе, тем большие деньги он; приносит своему творцу, потому что хорошие программы в социологии — н; вес золота.

Роль программы исследования в развитии социологии велика, но ее hi следует преувеличивать. Она выполняет вспомогательную функцию. Наук; прирастает новыми знаниями, которые поставляет не эмпирическое иссле дование, а исключительно научная теория.

Социологическая теория — это за вершающая стадия всего предприятия, сборочный цех, куда по конвейеру сте каются с разных участков множество деталей и заготовок. Роль такой сбо рочной линии выполняет программа исследования. Это рабочий механиз1 социологического поиска, но отнюдь не самоцель социологии. Собранны! факты — это всего лишь сырье, в лучшем случае полуфабрикаты, над кото рыми должен потрудиться мастер-теоретик: обработать, интерпретировать доказать, отбросить лишнее, включить в корпус теоретического знания и пре вратить их из эмпирических фактов в научные. Фактура, как любой драго ценный камень, что-то значит только а) после тщательной аналитической ог ранки, б) в прекрасном обрамлении научной теории.

Программа относится к типу стратегических документов научного иссле дования, цель которых — представить общую схему или план будущего ме роприятия, изложить концепцию всего исследования. Она содержит теоре тическое обоснование методологических подходов и методических приемо] изучения конкретного явления или процесса.

Программа социологического исследования включает подробное, четкое и завершенное изложение следующих узловых моментов: теоретико-мето дологическая часть — формулировку и обоснование проблемы, указание цели определение объекта и предмета исследования, логический анализ основны: понятий, формулировку гипотез и задач исследования; методическая часть -определение обследуемой совокупности, характеристику используемых ме тодов сбора первичной социологической информации, логическую структур: инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработ ки на ЭВМ, организационный план.

В литературе обычно называют следующие основные этапы составления программы исследования:

♦ определение цели и задач исследования;

♦ логический анализ основных понятий;

♦ выдвижение гипотез и операционализация понятий;

♦ определение выборочной совокупности;

♦ выбор методов и составление инструментария;

♦ обработка и интерпретация полученных данных;

♦ выводы и подготовка научного отчета.

Рис. 3. Основные этапы проведения социологического исследования

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru