Для чего разрабатываются целевые программы

Программно-целевое планирование – это метод управления экономическим и социальным развитием страны (региона, отрасли) с помощью разработки и осуществления плановых документов – специфических целевых программ (ФЦП, ДЦП, ВЦП и др.). Программно-целевое планирование построено по логической схеме: «цели – пути их достижения – способы (инструменты) достижения цели – средства, необходимые для достижения цели».

Цели формируются для решения важной проблемы и носят более конкретный характер. Целевая программа представляет собой директивный и адресный документ, увязывающий по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс заданий и мероприятий, направленных на решение наиболее важной и насущной проблемы эффективными путями в установленные сроки.

Особенности программно-целевой метода: — он определяет приемы и способы разработки программ и отражает последовательность принятия программных решений во времени и пространстве; — является составление конкретной программы достижения желаемых результатов, а не прогнозирование будущих состояний системы; — способ влияния на планируемую систему: в основе элементы программы, которые могут не совпадать с уже сложившейся системой и ее структурой (разрабатываются мероприятия по изменению системы). Основным достоинством программно-целевого метода в современных условиях является концентрация ресурсов на реализацию взаимосвязанных мероприятий, возможность контроля за их расходованием, корректировки и стимулирования их эффективного использования.

Внедряем и используем Федеральные адаптированные общеобразовательные программы

ЦП может иметь сроки, не связанные с плановыми периодами. В то же время показатели программ находят свое отражение в планах исполнителей программных заданий и мероприятий, что предопределяет разбивку программного периода на сроки, совмещенные с плановыми периодами.

В России такие программы разрабатываются и реализуются с привлечением бюджетного финансирования (из федерального, регионального или местного), что отразилось на структуре программ и на сроках выполнения заданий: они привязаны к системе государственного планирования, разработке и исполнению бюджетов. В последующем практически в каждом регионе были разработаны программы развития той или иной сферы деятельности, наиболее важной для региона. В частности, практически повсеместно разработаны и реализуются региональные программы поддержки малого предпринимательства. На федеральном уровне разработано и реализуется в настоящее время около 100 целевых программ.

Рекомендуемые материалы

Конфликтология как отрасль научного знания
Политология
Политика и мораль в современном мире глобализации
Политология
Место и роль политики в современном мире
Политология
Реферат «Истоки формирования партийных систем современности» + презентация для защиты

Политология
Тоталитаризм: миф или реальность?
Политология
Место и роль политики в современном мире. Реферат

Политология

Наиболее интенсивно программно-целевое планирование используется в России с 2000 года для решения социально-экономических проблем, связанных с качеством жизни, демографией, приоритетным развитием наукоемких отраслей, а также отраслей сферы услуг (туризма, культуры, гостиничного хозяйства и т. д.). Отличительными особенностями ЦП как планового документа являются следующие: — программа решает наиболее важную, приоритетную проблему, которая четко очерчена и локализована (перечень проблем и выделение из них наиболее важных, требующих программного решения определяется в стратегическом плане, когда обосновываются различные варианты развития предприятий, отраслей, комплексов в перспективе и определяется разрыв между возможным и необходимым их развитием.

Федеральная образовательная программа в действии. Проектируем целевой раздел

Этот разрыв и указывает на проблему, которая оценивается по степени влияния на результативность экономики страны, региона, межотраслевого комплекса, предприятия); — цели, задачи и мероприятия программы конкретизированы под программную проблему, обеспечивая ее решение в необходимые, установленные сроки; — мероприятия и выделенные для их реализации ресурсы носят адресный характер, что повышает подконтрольность и ответственность за реализацию мероприятий и целевое использование средств и ресурсов; — программа обеспечивается ресурсами в приоритетном порядке, в полном объеме и в установленные сроки как по количеству, так и по качеству; — программы в основном носят межотраслевой, межрегиональный характер и не привязаны к возможностям развития конкретных предприятий и их объединений; — программы носят локальный характер, что предопределяет состав их участников независимо от формы собственности и отраслевой принадлежности; — программы носят эпизодический характер, и их необходимость отпадает при решении проблемы. Правила, требования, рамки разработки и организации выполнения программ определяются принципами, которые формируются исходя из методологии программно-целевого планирования.

Эти принципы можно условно разделить на две группы: 1) общие, на основе которых разрабатываются все плановые документы, в том числе и целевые комплексные программы (директивность планов и программ, научность и реальность плановых и программных мероприятий, преемственность планов и программ различных временных границ и др.); 2) специфические, присущие в большей степени только программам. К таким специфическим принципам относятся: комплексность мероприятий, обеспечивающих решение проблемы, целенаправленность программных мероприятий на решение проблемы, единство целей и ресурсов.

В программе отражены мероприятия и задания по цепочке их взаимосвязей, а также по исполнителям независимо от их отраслевой или организационно-правовой принадлежности. Таким образом, обеспечивается более строгая, чем в плане, межотраслевая увязка программных показателей, отражение в программе не только заданий отраслевого характера, но и задач для других отраслей, предприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Требование этого принципа может быть обеспечено при условии четкой формулировки цели программы и определении основных путей ее реализации. При этом необходимо более зримо очерчивать границы решаемой проблемы и круг организаций и предприятий, включаемых в программу. Программа потому и называется целевой, что она направлена на достижение определенной цели.

При формулировке цели программы учитываются, во-первых, долговременная цель развития объекта программно-целевого планирования, во-вторых, функции и задачи, выполняемые объектом планирования в перспективе, в-третьих, локальная проблема, на решение которой направлена программа. Принцип единства целей и ресурсов предопределяет взаимоувязку намеченных заданий и мероприятий программы с ресурсами, исполнителями и сроками.

Целесообразно по каждому заданию программы проводить расчет необходимых ресурсов (финансовых, трудовых по квалификационному составу, материальных по их структуре) при условии обеспечения повышения эффективности их использования. При этом необходимо определить и источники поступления ресурсов по их видам, объему, качественному составу.

Целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации. Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Целевая программа состоит из следующих разделов: 1) характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа; 2) основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей; 3) перечень программных мероприятий; 4) обоснование ресурсного обеспечения целевой программы; 5) механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков; 6) оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы. Целевая программа также содержит паспорт целевой программы.

К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие требования. Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне.

Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы. Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.

Требования, предъявляемые к целям программы: — специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы); — достижимость (цели должны быть потенциально достижимы); — измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей); — привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей). Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.

Читайте также:
Криптопро cadescom что это за программа

Третий раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы.

Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации. В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.

В четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.

Основные требования к пятому разделу целевой программы изложены в разделе VII Постановления Правительства РФ от 25.12.2004 N 842 «О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация». Шестой раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств.

Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации. Реальные государственные программы имеют более сложную структуру. Так, например. Государственная программа «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России» 1 Характеристика текущего состояния в жилищной и жилищно-коммунальной сферах 2 Приоритеты и цели государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах 3 Цели и задачи Государственной программы 4 Прогноз конечных результатов Государственной программы 5 Сроки реализации Государственной программы 6 Обобщенная характеристика основных мероприятий Государственной программы и подпрограмм Государственной программы 7 Основные меры государственного регулирования 8 Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации государственной программы 9 Перечень и краткое описание (паспорта) федеральных целевых программ и подпрограмм Государственной программы Вам также может быть полезна лекция «4 Синдром хронической абдоминальной ишемии в практике гериатра». 10 Участие субъектов Российской Федерации в реализации Государственной программы 11 Перечень показателей (индикаторов) Государственной программы 12 Ресурсное обеспечение Государственной программы 13 Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы 14 Методика оценки эффективности Государственной программы Требования к целям, задачам, мероприятиям и др. компонентам содержатся в части «Структура государственной программы» раздела II. «Разработка проекта государственной программы» Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации (Приложение к приказу Министерства экономического развития РФ от 20 ноября 2013 г. № 690).

Поделитесь ссылкой:

Рекомендуемые лекции

  • Введение (кратко)
  • 1.3 Ключевые понятия курса
  • Лекция 3
  • 4 Синдром хронической абдоминальной ишемии в практике гериатра
  • 18 Проектирование при помощи АСНИ

Источник: studizba.com

Классификация, базовые принципы и этапы разработки и реализации целевых программ (ЦП)

Целевая программа — это адресный документ, представляющий собой комплекс мероприятий и заданий (социально — экономических, производственно — технических, научно — исследовательских, организационно — хозяйственных и др.), увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления, направленных на решение конкретных крупных проблем наиболее ускоренными и эффективными способами. Программы позволяют сконцентрировать силы и средства на достижение целевых конкретных результатов на приоритетных направлениях развития агропромышленного комплекса.

Потребность использования целевых программ вызвана:

· Усложнением связей между отдельными отраслями и регионами;

· Необходимостью ускорения развития научно — технического прогресса;

· Требованиями согласованных действий многих ведомств и научных учреждений по устранению возникающих узловых, крупномасштабных проблем в развитии агропромышленного комплекса;

· Долгосрочностью реализации ряда крупных народнохозяйственных проблем, формирования и развития территориально — производственных комплексов;

· Обусловлена с осуществлением крупных природоохранных и природопреобразовательных проектов.

В любой целевой программе должны предусматриваться: конечная цель; комплекс ресурсов необходимых для достижения конечной цели; этапы и сроки реализации программы; головная организация – исполнитель и состав исполнителей; механизм производственно-хозяйственных связей; система ответственности и экономического стимулирования.

Широкое применение целевых программ обеспечивает качественно новый и более высокий уровень разрабатываемых планов. Они применяются на всех уровнях управления.

Существуют следующие виды целевых программ:

1) По характеру целенаправленности решаемых проблем программы подразделяются на:

· социально – экономические · научно – технические · ресурсные · производственные · организационно — хозяйственные · инновационные · экологические · территориальные · внешнеэкономические · оборонные

2) По охвату агропромышленного комплекса страны выделяются программы:

· региональные (края, области, автономные республики, территориально — производственные комплексы)

· локальные (агропромышленные комбинаты, производственные объединения, крупные промышленные и сельскохозяйственные предприятия)

3) По числу целей программы бывают: одноцелевые и многоцелевые;

4) По степени включения связей: внешние и внутренние;

5) По продолжительности действия: долгосрочные — 10 и более лет, среднесрочные — 5 лет и краткосрочные — 1 год.

6) Исследователи А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. выделяют

Ø Общегосударственные программы – это программы достижения крупных общенациональных целей, которые зачастую охватывают все сферы общественной жизни (производственной, непроизводственной, финансовой, налоговой, социальной, духовной, международной).

Ø Функциональные – это многоотраслевые программы, ориентированные на решение крупных проблем развития группы отраслей или выполнение общенациональной задачи усилиями ряда отраслей (развитие, например, топливно-энергетической базы, атомной энергетики, оборонного или строительного комплекса и т.п.).

Ø Региональные и муниципальные программы разрабатываются в целях преобразования и возрождения регионов и муниципальных образований.

Базовые принципы:

  • Принцип научности реализуется в том, что плановые документы должны разрабатываться с использованием законов общественного развития, анализа тенденций и прогнозов социально-экономического функционирования общества, НТП.
  • Принцип социальной направленности планирования подразумевает первоочередной учет интересов человека и общества, направленность планов на удовлетворение их потребностей.
  • Принцип повышения эффективности производства требует, чтобы результаты выполнения планов достигались максимальной экономией труда и ресурсов на единицу продукции. Важны при планировании такие показатели эффективности, как рост производительности труда, снижение материало- и энергоемкости, повышение фондоотдачи, рентабельности и т.д.
  • Принцип пропорциональности и сбалансированности заключается в том, что рост производства должен сопровождаться улучшением структуры хозяйства, уменьшением доли отсталых производств, расширением применения высоких технологий и др. При этом должны увеличиваться объемы продукции, имеющей максимальный спрос на мировом рынке, главным образом, товаров с большей долей добавленной стоимости, и сокращаться сырьевые поставки другим странам.
  • Приоритет общественного развития должен господствовать при составлении планов. В связи с тем, что в государстве всегда есть ограниченность в каких-либо ресурсах (трудовых, материальных, природных и др.), правительство должно определять такие направления в развитии страны, которые имеют первоочередное значение для общества в данный период.
  • Принцип согласования краткосрочных и долгосрочных целей по существу является продолжением принципа пропорциональности, но здесь главное внимание уделено учету целей при планировании на временных отрезках. Задаваемые результаты планов при этом должны согласовываться со стратегическими целями общества.

В составлении программы выделяются следующие этапы:

1) отбор проблем для включения в программу;

2) принятие решения о разработке целевой программы и ее формирование;

3) экспертиза и оценка целевой программы;

4) утверждение целевой программы;

5) управление реализацией целевой программы

6) контроль за ходом ее выполнения.

Отбор проблем для их программной разработки и решения определяется следующими факторами:

Ø значимость проблемы;

Ø невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма, и необходимость государственной поддержки ее решения;

Читайте также:
Microsoft visual studio code что это за программа

Ø принципиальная новизна технических, организационных и иных мероприятий, крайне нужных для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства;

Ø необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы.

Основными стадиями разработки и реализации государственных целевых программ являются:

Ø инициирование разработки государственной целевой программы, разработка и общественное обсуждение концепции программы;

Ø одобрение концепции программы и принятие решение относительно разработки проекта программы, определение государственного заказчика и сроков ее разработки;

Ø разработка проекта программы — определение мероприятий и задач, которые предлагаются для включения в нее, а также объемов и источников финансирования;

Ø государственная экспертиза проекта программы;

Ø согласование и утверждение программы;

Ø проведение конкурсного отбора исполнителей мероприятий и задач программы;

Ø организация выполнения мероприятий и задач программы, осуществление контроля за их выполнением;

Ø подготовка и оценка ежегодных отчетов о результатах выполнения программы, а в случае необходимости — промежуточных отчетов;

Ø подготовка и публикация в официальных печатных изданиях заключительного отчета о результатах выполнения программы.

Концепция государственной целевой программы разрабатывается с целью обоснования необходимости разработки государственной целевой программы и определение оптимального варианта решения проблемы.

Проект концепции государственной целевой программы должен содержать:

  • определение проблемы, на решение которой направлена программа;
  • анализ причин возникновения проблемы и обоснование необходимости ее решение путем разработки и выполнения программы;
  • определение цели программы;
  • определение, сравнительный анализ возможных вариантов решения проблемы и обоснование оптимального варианта;
  • определение на основе оптимального варианта путей и средств решения проблемы, сроков выполнения программы;
  • оценку ожидаемых результатов выполнения программы, в частности экономических, социальных, экологических, и определение ее эффективности;
  • оценку финансовых, материально-технических, трудовых ресурсов, необходимых для выполнения программы.

В случае возникновения потребности в разработке и выполнении государственной целевой программы с целью ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций концепция программы может не разрабатываться.

Проект государственной целевой программы должен содержать: паспорт программы (краткое изложение основных данных (название, решение о разработке, сведении о государственном заказчике и ответственных исполнителях программы, срок выполнения, объемы и источники финансирования); определение цели программы; обоснование путей и средств решения проблемы, а также необходимости финансирования за счет средства госбюджета; перечень мероприятий и задач с определением исполнителей, сроков исполнения (в целом и поэтапно), объемов и источников финансировании (с разбивкой по годам); расчет ожидаемых результатов (экономических, социальных, экологических и т.п.) выполнение программы и ее эффективности; расчет объемов и определение источников финансирование программы, в том числе за счет средства госбюджета (с разбивкой по годам).

Проект государственной целевой программы подлежит обязательной государственной экспертизе. Государственная целевая программа выполняется путем осуществления ее мероприятий и задач органами государственной власти, а также исполнителями, предусмотренными этой программой. Государственный заказчик самостоятельно осуществляет мероприятия и задачи, предусмотренные государственной целевой программой, или при необходимости заключает договора (контракты) в порядке, установленном действующим законодательством. Исполнителями государственной целевой программы могут быть предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, которые определяются государственным заказчиком для выполнения мероприятий и задач программы на конкурсных основах.

НАПРИМЕР: Проекты ФЦП направляются на экспертизу в Экспертный совет при Правительстве РФ. Государственные заказчики программ ежегодно представляют в Министерство финансов отчет о ходе выполнения программ и использовании финансовых ресурсов, на основании которого Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ готовят доклад для представления его в Правительство РФ. ФЦП финансируются не только за счет федерального бюджета, но и за счет бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных источников. Внебюджетными источниками средств могут быть кредиты банков, специально создаваемые внебюджетные фонды (формируемые из отчислений, производимых участниками программ), средства заинтересованных иностранных инвесторов и т.п. Подготовленные Правительством РФ плановые документы представляются для обсуждения в Государственную Думу.

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: studopedia.org

Разработка и реализация федеральных целевых программ

На сегодняшний день федеральные целевые программы (далее — ФЦП) это наиболее прозрачный инструмент проведения социально-экономической политики с использованием поддержки из федерального бюджета. ФЦП, их необходимость, цели, задачи, набор мероприятий, время реализации и объемы их финансирования, в том числе из федерального бюджета, обсуждаются на заседаниях Правительства РФ, в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, находятся в режиме прямого доступа на сайтах Правительства РФ, Минэкономразвития России, государственных заказчиков, публикуются как официальные документы (приложения к постановлениям Правительства РФ). [10]

Порядок разработки и реализации ФЦП определяется Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 №594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

Разработка ФЦП организуется федеральными органами исполнительной власти.

При разработке ФЦП необходимо предусматривать:

решение приоритетных социально-экономических, оборонных, научно-технических, природоохранных и других важнейших задач;

согласование финансовых, материальных и трудовых ресурсов в целях их наиболее эффективного использования;

комплексность и экономическую безопасность разрабатываемых мероприятий;

согласованность решения федеральных и региональных задач;

достижение требуемого конечного результата в установленные сроки. Федеральный закон от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (ред. от 19.07.2011).

Разработка проекта и утверждение целевой программы осуществляются в сроки и включают в себя следующие основные этапы:

разработка проекта концепции целевой программы;

принятие решения о разработке проекта целевой программы Правительством РФ и утверждение концепции целевой программы;

разработка проекта целевой программы;

предварительное обсуждение проекта целевой программы на заседаниях общественного совета при государственном заказчике (государственном заказчике-координаторе) целевой программы;

согласование проекта целевой программы;

экспертиза проекта целевой программы;

рассмотрение проекта целевой программы на заседании Правительства РФ;

доработка целевой программы в соответствии с замечаниями Правительства РФ;

утверждение целевой программы Правительством РФ.

Инициаторами постановки проблем для решения программными методами на федеральном уровне могут выступать федеральные органы исполнительной власти.

Инициаторами разработки межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ, могут выступать как отдельные страны, так и группы стран, а также координирующие органы государств — участников Содружества Независимых Государств.

Отбор проблем для их программной разработки и решения на федеральном уровне определяется следующими факторами:

невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки для ее решения;

принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства;

необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы.

При обосновании необходимости решения проблем программными методами на федеральном уровне должны учитываться приоритеты и цели социально-экономического развития РФ, направления структурной, научно-технической и инновационной политики, прогнозы развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния страны, внешнеполитические и внешнеэкономические условия, критические технологии, а также международные договоренности.

Предложение о программной разработке проблемы и проект концепции целевой программы с обоснованиями представляются федеральными органами исполнительной власти:

в Министерство экономического развития РФ;

в Военно-промышленную комиссию при Правительстве РФ — при программной разработке проблемы в области обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства;

в Министерство образования и науки РФ — при программной разработке научно-технических проблем гражданского назначения, кроме НИОКР специального и двойного назначения, реализуемых в сфере оборонно-промышленного комплекса в интересах обеспечения обороны и безопасности государства.

Концепция целевой программы должна включать следующие основные разделы:

обоснование соответствия решаемой проблемы и целей целевой программы приоритетным задачам социально-экономического развития РФ;

обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом;

характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода, включающие сведения о действующих расходных обязательствах РФ, а также о расходных обязательствах субъектов РФ и муниципальных образований в указанной сфере;

возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы;

ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом;

предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы по годам на вариантной основе;

предложения по объемам и источникам финансирования целевой программы в целом и отдельных ее направлений на вариантной основе;

Читайте также:
Программа аис в МФЦ что это

предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы;

предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию целевой программы;

предложения по государственным заказчикам целевой программы и разработчикам целевой программы;

предложения по направлениям, срокам и этапам реализации целевой программы на вариантной основе;

предложения по механизмам формирования мероприятий целевой программы;

предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией целевой программы.

В проект концепции целевой программы, разрабатываемой в качестве продолжения действовавшей целевой программы, должен быть включен раздел, содержащий предварительный анализ итогов реализации указанной целевой программы.

Проект концепции целевой программы согласовывается предполагаемым государственным заказчиком целевой программы, а при наличии нескольких государственных заказчиков целевой программы — государственным заказчиком-координатором целевой программы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также с Министерством образования и науки РФ (в части целевых программ, содержащих НИОКР гражданского назначения), Министерством регионального развития РФ (в части целевых программ комплексного территориального развития), Военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ (в части целевых программ, содержащих мероприятия по обеспечению обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства).

В случае необходимости проект концепции целевой программы дорабатывается предполагаемым государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) целевой программы.

Согласованный проект концепции целевой программы с пояснительной запиской предполагаемый государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы направляет в Министерство экономического развития РФ и Министерство финансов РФ.

В случае положительной оценки проекта концепции целевой программы Министерством экономического развития РФ и Министерством финансов РФ согласованный проект концепции целевой программы вносится Министерством экономического развития РФ в Правительство РФ для принятия решения.

Правительство РФ на основе представленных предложений Министерства экономического развития РФ своим распоряжением утверждает концепцию целевой программы, принимает решение о разработке целевой программы в целях установления предельных размеров расходных обязательств РФ и определяет государственного заказчика целевой программы.

Для целевых программ, имеющих более одного государственного заказчика целевой программы, определяется государственный заказчик-координатор целевой программы. Государственный заказчик-координатор целевой программы может быть одновременно определен в качестве ее государственного заказчика.

Государственные заказчики целевой программы представляют государственному заказчику-координатору целевой программы:

отчеты о ходе реализации целевой программы;

запрашиваемую информацию и документацию в устанавливаемые государственным заказчиком-координатором целевой программы сроки;

запрашиваемые копии актов, подтверждающих сдачу и прием в эксплуатацию объектов, строительство которых закончено, актов выполненных работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным государственным (муниципальным) контрактам.

Проект целевой программы согласовывается государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) целевой программы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с приложением пояснительной записки, социально-экономических и технико-экономических обоснований, положительного заключения государственной экологической экспертизы (по целевым программам, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду), соглашений (договоров) о намерениях между государственным заказчиком целевой программы и участниками целевой программы с указанием возможных сроков, объемов и источников ресурсного обеспечения представляется в Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ, Министерство образования и науки РФ (в части целевых программ, содержащих НИОКР гражданского назначения), Министерство регионального развития РФ (в части целевых программ комплексного территориального развития), Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (в части целевых программ, которые предусматривают мероприятия по использованию информационно-коммуникационных технологий, созданию, развитию, модернизации, эксплуатации информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры) и Военно-промышленную комиссию при Правительстве РФ (в части целевых программ, содержащих мероприятия по обеспечению обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства).

Представленные материалы должны содержать необходимые данные для проведения анализа проекта целевой программы, особенностей сегмента рынка, на которые ориентируется указанный проект, возможностей реализации этой целевой программы в предполагаемые сроки, оценки эффективности и осуществления контроля за ходом ее выполнения.

Согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также с Министерством экономического развития РФ, Министерством финансов РФ, Министерством образования и науки РФ (в части целевых программ, содержащих НИОКР гражданского назначения), Министерством регионального развития РФ (в части целевых программ комплексного территориального развития), Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (в части целевых программ, которые предусматривают мероприятия по использованию информационно-коммуникационных технологий, созданию, развитию, модернизации, эксплуатации информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры) и Военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ (в части целевых программ, содержащих мероприятия по обеспечению обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства) проект целевой программы представляется в Министерство юстиции РФ государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) целевой программы для подготовки заключения.

После получения положительного заключения Министерства юстиции РФ государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы представляет в Министерство экономического развития РФ согласованный проект целевой программы с приложением материалов.

Министерство экономического развития РФ оценивает представленный проект целевой программы, обращая при этом особое внимание на:

приоритетный характер проблемы, предлагаемой для программного решения;

обоснованность, комплексность и экологическую безопасность программных мероприятий, сроки их реализации;

привлечение прежде всего внебюджетных средств, средств бюджетов субъектов РФ для реализации целевой программы в увязке с возможностями ее государственной поддержки за счет средств федерального бюджета;

эффективность механизма осуществления целевой программы;

социально-экономическую эффективность целевой программы в целом, ожидаемые конечные результаты реализации целевой программы и ее влияние на структурную перестройку экономики России.

По результатам рассмотрения проекта целевой программы Министерство экономического развития РФ дает заключение о соответствии представленных материалов требованиям настоящего порядка.

При наличии замечаний и предложений Министерства экономического развития РФ государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы совместно с ее разработчиками проводит доработку проекта целевой программы. Доработка проекта межгосударственной целевой программы, в осуществлении которой участвует РФ, проводится совместно с заказчиками и разработчиками других стран.

Доработанный проект целевой программы повторно направляется государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) целевой программы на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

При наличии неурегулированных разногласий между федеральными органами исполнительной власти по проекту целевой программы государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы организует и проводит согласительное совещание. В этом случае проект целевой программы представляется в Министерство экономического развития РФ с протоколом согласительного совещания и подлинниками замечаний, подписанными имеющими разногласия соответствующими руководителями или по указанию руководителей их заместителями.

В случае положительной оценки проекта целевой программы Министерством экономического развития РФ государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы представляет проект целевой программы, согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Министерством финансов РФ, заключение соответствующего общественного совета по результатам предварительного обсуждения проекта целевой программы и заключение Министерства юстиции РФ в Министерство экономического развития РФ для последующего внесения проекта целевой программы на утверждение в Правительство РФ.

Целевые программы и подпрограммы утверждаются постановлением Правительства РФ.

Целевые программы, предлагаемые к финансированию с очередного финансового года, подлежат утверждению Правительством РФ не позднее чем за 1 месяц до дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

Утверждение в установленном порядке целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы является основанием для объявления торгов и заключения государственных контрактов по мероприятиям программы и объектам капитального строительства.

Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы (подпрограммы) может на договорной основе передавать организациям часть своих функций на условиях, определяемых Правительством РФ при утверждении целевой программы.

Целевые программы, принятые до утверждения схем территориального планирования РФ и предусматривающие создание объектов федерального значения, подлежащих отображению в схемах территориального планирования РФ, но не предусмотренных указанными схемами, должны быть приведены в соответствие с ними в течение 2 месяцев с даты утверждения таких схем. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 №594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (ред. от 11.12.2012).

Таким образом, в настоящее время существует достаточно полная нормативно-правовая база по разработке и реализации ФЦП, позволяющая создавать новые и корректировать действующие программы.

Так же необходимо отметить, что порядок разработки и реализации ФЦП постоянно совершенствуется и уже претерпел с 1995 года множество поправок. Самих же программ за этот период времени реализовано более сотни.

Источник: studwood.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru