Для чего разрабатываются государственные программы

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ — инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей и задач путем использования имеющихся ресурсов.

Содержание государственной программы связано с определением главной перспективной (стратегической) цели, подцелей в их соподчиненности («дерево целей»), этапов достижения цели, комплекса увязанных между собой мер по достижению целей (организационных, социально-экономических, научно-технических и др.), определением субъектов, участвующих в реализации программы, механизма реализации, включая источники финансирования, методы стимулирования, ответственности и др. Начало использования программно-целевых методов государственного регулирования относится к 30-м гг.

XX в. в индустриально развитых странах Европы. В середине 60-х гг. данный метод относительно широко, особенно в США, использовался для целенаправленного формирования бюджетной политики, рассматривался как элемент непрерывного планирования. Министерством обороны США была разработана система ППБ (планирование — программирование — бюджетирование). На последующих этапах государственные программы стали более совершенными (были преодолены противоречия между программно-целевым и ведомственно-отраслевым принципами управления, значительно усовершенствованы методы разработки и реализации программ) и в настоящее время являются главным, стержневым элементом государственного регулирования экономики.

Стратегическое планирование развития территорий: понятие, приоритеты и инструменты

Большой опыт разработки и реализации Государственных программ был накоплен в СССР. Например, комплексная программа электрификации России (ГО-ЭЛРО) 1920г., в последующем осуществлялась программная проработка наиболее важных проблем (экономических, научно-технических и др.). В конце 70-80-х гг. перманентно разрабатывалась Комплексная программа научно-технического прогресса, основные параметры которой закладывались при составлении пятилетних планов развития страны. Однако многие государственные программы в силу особенностей командно-административной системы не были реализованы.

В современных условиях России государственным целевым программам придается большое значение. Вместе с тем ресурсные ограничения являются главным критерием при отборе проблем для программной проработки, что нередко приводит к приоритетности текущих (хотя и важных) проблем над стратегическими. При формировании федерального бюджета утверждается Перечень федеральных целевых программ, предполагаемых к финансированию из федерального бюджета.

Новости экономики

  • За год экспорт товаров из Ирана в Россию вырос на 30%
    Экспорт иранской продукции в Россию вырос в годовом выражении на 30%. Об этом сообщает информационное агентство ИСНА со ссылкой на данные таможенной службы Ирана за период с марта 2022 года по март 2023 года. За этот период Россия . >>>
  • Эрдоган пообещал снизить инфляцию в Турции
    Победивший во втором туре выборов президента в Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал на митинге в Анкаре у президентского комплекса Бештепе одной из ключевых проблем для своей страны инфляцию, дав обещание ее снизить. Одним из самых . >>>
  • Эрдоган заявил о намерении создать газовый хаб в Турции в сотрудничестве с Россией
    Президент Турции Тайип Эрдоган заявил, что настроен реализовать проект газового хаба в Турции. С такой инициативой ранее выступил президент РФ Владимир Путин. Ранее Эрдоган, выступая перед сторонниками, заявил, что по итогам второго тура . >>>
Читайте также:
Вивер это что за программа

Федеральные основные общеобразовательные программы: статус, разработка, утверждение

Источник: abc.informbureau.com

Методика разработки государственных программ.

Одна из главных методических задач, решаемых в ходе подготовки программы ориентация всех ее разработчиков на общую схему работы, что позволит последовательно приближаться к реализации цели.

Каждое мероприятие также должно предусматривать вариантное решение, объемы, источники и порядок финансирования, учитывать изменение общих финансовых условий (динамику цен, инфляцию, учетные ставки), разнообразные финансовые инструменты (банковский кредит, облигации), ответственность за реализацию заданий и формы контроля.

Необходимо установить, что посредством федеральных целевых программ, решаются только крупные общефедеральные проблемы, которые невозможно решить другими методами. Одним из признаков этого является межведомственный характер программных мероприятий.

Кроме того, необходимо использование тендеров для разработки программ. Введение независимого института оценки программных предложений с целью выявления их эффективности и результативности и представления заключения Минфину и др. государственным органам.

Предлагая ту или иную экономическую или социальную проблему в качестве объекта целевой программы следует четко показать эффективность и результативность использования программного механизма в этом случае.

1.Под эффективностью программы следует понимать,

во-первых, решение поставленных задач именно на основе реализации включенных в программу заданий;

во-вторых, — уместность предложенных в программе специальных механизмов (стимулов, льгот);

в-третьих, — экономию затрат в программном варианте по сравнению с периодом, когда подобная программа не разрабатывалась и не выполнялась. 2. Результативность программы — это, во-первых, мера соответствия ожидаемых результатов поставленной цели, во-вторых, — степень приближения к последней, в-третьих, — прямые и позитивные воздействия на социальную, демографическую, экологическую ситуацию, а также на определяющие ее параметры экономического развития.

Анализу взаимосвязей, на которые предположительно опирается программа, обьино способствует разработка воплощаемой в программе «логической модели». В рамках этой модели каждая количественная характеристика работы будет соответствовать конкретной части логической модели, показывая цепь связей между ресурсами, мероприятиями и целями программы. Разработка и представление логики программы является для ее авторов и менеджеров стимулом для формулирования лежащей в ее основе «концепции программы» и может помочь в выявлении противоречивых или нереалистичных ожиданий ее различных участников. Пример простой логической модели показан на рис. 1Рис. 1. Пример логической модели

Читайте также:
Acer care что это за программа

Рис. 2. Схема разработки программы

• Стадии процесса управления включают:

• инициализацию — организацию и запуск программы и ее частей;

• планирование работ программы;

• организацию и контроль работ программы;

• анализ и регулирование хода работ программы.

Методологическая системная модель управления программой состоит из трёх блоков:

процесс управления осуществлением программы.

Субъекты управления — это активные участники разработки программы, взаимодействующие при выработке и принятии управленческих решений в процессе его осуществления (стейкхолдеры). К основным субъектам управления программой относятся: инвесторы, государственный заказчик, генподрядчики, исполнители.

Объектами управления могут быть:

• контракты (проекты), реализуемые в организациях или на
предприятиях;

• фазы жизненного цикла объекта управления: концепция, разработка,
реализация, завершение.

Процесс управления осуществлением программы реализуется посредством прямой и обратной связей между субъектами и объектами управления и представляет собой более сложную структуру. Её составляют уровни управления, функции управления, стадии процесса управления и завершение программы и его частей.

В свою очередь, уровни управления включают:

• стратегический уровень охватывает весь жизненный цикл программы
и соответствует ее организационно-экономическому уровню;

• годовой уровень управления рассматривает работы программы,
выполнение которых запланировано в течение года;

• оперативный уровень управления — работы, выполнение которых
запланировано в течение текущего времени.

Источник: infopedia.su

newinspire

Общие принципы разработки и реализации государственных программ

obshchie-printsipy-razrabotki-i-realizatsii-gosudarstvennykh-programm

В России задача перехода к программному бюджету была поставлена Президентом РФ в Бюджетном Послании о бюджетной политики в 2013 — 2015 гг., где отмечалось, что «для достижения целей социально-экономической политики и обеспечения общественного контроля за их достижением формирование и исполнение бюджета должно осуществляться на базе государственных программ».

В свою очередь Программой Правительства Росси по повышению эффективности бюджетных расходов был закреплен переход федерального бюджета к программной его структуре.

Читайте также:
Опен офис что это за программа нужна ли она

Объектом программного бюджетирования являются государственные программы, порядок разработки, реализации и оценки эффективности которых утвержден соответствующим Постановлением Правительства РФ.

Государственная программа Российской Федерации — документ, определяющий цель, задачи, результаты, основные направления и инструменты государственной политики, либо обеспечивающий реализацию в установленные сроки крупномасштабных мероприятий общенационального или международного значения.

Укажем, что в качестве общих принципов разработки и реализации государственных программ обозначены следующие критерии:

– определение органа исполнительной власти, отвечающего за реализацию государственной программы (достижение конечных результатов);

– формирование государственных программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения;

– установление для государственных программ, как правило, измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;

– охват государственными программами всех сфер деятельности органов исполнительной власти и соответственно большей части бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении, а также интеграция регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных, долговых и валютных) инструментов для достижения целей государственных программ;

– наделение органов исполнительной власти и их должностных лиц, осуществляющих управление государственными программами и их подпрограммами, полномочиями, необходимыми и достаточными для достижения целей программ в соответствии с принципами и требованиями проектного управления;

– проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ, в том числе внешней экспертизы, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.

Среди важнейших ожидаемых эффектов от внедрения государственных программ Правительством России указываются следующие.

Во-первых, деятельность министерств и ведомств увязывается с общими приоритетами развития, а также достижениями стратегических целей.

Во-вторых, программный бюджет позволяет проведение более жесткой бюджетной политики.

В-третьих, повышается качество управления бюджетными средствами.

Источник: newinspire.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru