Для чего разрабатывается программа развития

Планирование будущего школы представляет собой поиск ответов на четыре основных вопроса:

1. Что представляет собой сегодня школа, каковы ее сильные и слабые стороны?

2. Какой мы хотим видеть школу в будущем?

3. Какие возможности существуют для реализации цели и что нам мешает?

4. Какие действия и в какой последовательности мы должны совершить, чтобы достичь цели?

Технологии поиска ответов на эти вопросы могут быть различными. В конечном итоге важно, позволяет ли данная технология получить программу, способную стать более эффективным средством управления, чем традиционные планы. Предлагаемая технология планирования развития школы разработана на основе методологии системного подхода, анализа и обобщения имеющегося опыта разработки программ развития образовательных учреждений.

В процессе разработки программы развития школы можно выделить следующие стадии:

1. проблемный анализ состояния школы;

2. формирование концепции будущего школы;

3. разработка стратегии, основных направлений и задач перехода к новой школе;

Этапы разработки программы развития школы

4. формирование целей первого этапа построения новой школы;

5. формирование плана действий;

6. экспертиза программы.

Поясним какие проблемы решает разработчик на каждой из выделенных стадий.

Анализ состояния школы призван определить исходную базу для разработки путей ее развития. Он должен выделить сильные и слабые стороны школы и ответить на вопрос: что следует изменить, чтобы в будущем школа могла удовлетворять требованиям, которые к ней будут предъявляться.

Разработка концепции будущего школы — это построение образа того, какой должна будет стать школа в результате осуществления программы ее развития, т.е. призвана определить ее желаемое будущее.

Развитие школы может осуществляться разными путями, отличающимися тем, какие усилия нужно тратить, чтобы двигаться по ним. Выявить основные из них и выбрать наименее трудоемкий путь — важная задача составителей программы. Ее решение осуществляется в процессе разработки стратегии, основных направлений и задач развития школы. На этом этапе планирования определяются этапы перехода от настоящего к желаемому будущему и оценивается реалистичность разработанной ранее концепции развития школы.

Поскольку переход к желаемому конечному результату — длительный процесс, то необходимо зафиксировать промежуточные состояния, через которые должна будет проходить программа, т.е. определить цели этапов. Но, поскольку цели последующих этапов будут зависеть от тех конкретных результатов, которые были достигнуты на предыдущих, в начале разработки необходимо конкретизировать лишь цели первого этапа программы.

Следующий шаг планирования — это конкретизация действий, которые нужно совершить для реализации цели первого этапа программы и подготовки к осуществлению последующих этапов.

Последний шаг планирования — оценка программы и принятие решения о ее запуске.

исходя из вышесказанного, основные стадии разработки программы развития:

В республике разрабатывается новая программа развития спорта до 2026 года

3. Принятия решения, экспертирования.

Перейдем теперь к характеристике отдельных этапов.

1.1. Принятие решения о разработке программы развития школы (ПРШ).

Мотивы связанные с принятием решения о разработке программы могут быть вызваны целом рядом причин:

— желание руководителя иметь такую программу;

— осознали необходимость перемен и беретесь за разработку программы;

— сверху спущено, что необходимо перестраиваться и Вы решаете как;

— сверху приказали разработать программу.

Несмотря на различие причин побудивших заняться разработкой программы, следует позаботиться на этом этапе о необходимости мотивации этой работ — необходимости увлечь всех, или по крайней мере большинство коллектива, так как эта работа требует на этапе разработки, а в особенности на этапе внедрения включения всего коллектива.

1.2. Обеспечение управления разработкой.

Разработка должна планироваться.

— кадры (свои и чужие)

— финансы(кому, сколько, откуда)

— ресурсы (бумага, и пр.)

— информация (очень важный ресурс, так как возможно, что потребуется дополнительное исследование.

— технология (знать как разрабатывать)

— консультационные услуги (приглашение экспертов)

— интеллектуальные возможности (т.к. с низкими ничего не будет)

1.3. Организация рабочих групп и их ресурсное обеспечение.

Необходимо образовать рабочие группы. Принципы их деления самые разные (человек может входить и в разные группы с разными функционалами). Наличие ресурсов, поддержка сверху. — документы- технология (знать как разрабатывать)

1.4. Добыча дополнительных ресурсов (обычно информации).

— финансы(кому, сколько, откуда)

— информация (очень важный ресурс, так как возможно, что потребуется дополнительное исследование.

Читайте также:
Launcher unicode что это за программа

— консультационные услуги (приглашение экспертов)

— интеллектуальные возможности (т.к. с низкими ничего не будет)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Разработка программ и проектов развития предприятий

Целевые комплексные программы разрабатываются и реализуются для решения отдельных, четко очерченных проблем, в них увязываются плановые действия, согласуются усилия отраслей, регионов, предприятий, что отражает интеграционные процессы в экономике при решении народнохозяйственных, отраслевых, региональных, внутрифирменных проблем. Программно-целевой подход осуществляется во внутриотраслевом, внутрирегиональном, внутрифирменном управлении, обеспечивая целенаправленное плановое воздействие.

Важными принципами экономического программирования являются: практическая реализация стратегий, планов; координация и согласование деятельности участников решения приоритетных проблем; достижение конкретных конечных результатов; взаимная ответственность исполнителей программы; обеспеченность ресурсами и привлечение источников для финансирования программ; взаимосвязь программ разного уровня (качества, иерархии).

Планы и программы первоначально разрабатываются от высшего уровня к более низким, затем производятся уточнения в процессе движения от низших уровней к высшему. Такой порядок позволяет достичь стратегического замысла организации. Планирование снизу, исходящее из анализа ситуации, позволяет сформировать индикаторы высшего уровня. Разработка трех- или пятилетнего плана, который вытекает из концепции долгосрочного развития и конкретизирует основные направления долгосрочной перспективы, обеспечивает очередность, взаимосвязь и степень выполнения намеченных целевых программ, балансовую увязку использования основных видов ресурсов и выработку организационно-экономического механизма выполнения заданий. Повышение уровня обоснованности и сбалансированности трех- и пятилетнего плана дает возможность подчинить ему годовой план, превратить годовые планы в средство реализации заданий на среднесрочную перспективу.

Пятилетний (трехлетний) план предопределяет минимально допустимый уровень годовых плановых показателей. В годовом плане осуществляются более детальные расчеты по всем показателям, отражающие конкретные условия деятельности. Эти расчеты более реальны, поскольку фактор неопределенности в годовом промежутке времени менее ощутим по сравнению с трех-пятилетним периодом. Принципиально важным вопросом, тесно связанным с повышением уровня планового управления народным хозяйством и его отдельными звеньями, является обеспечение непрерывности планирования, которое заключается в систематическом продлении плановой перспективы. Это позволяет своевременно учитывать особенности предстоящего этапа развития, уточнять ранее принятые плановые решения, обеспечивать их преемственность, подготовиться к разработке и реализации новых мероприятий.

Для повышения уровня обоснования планирования необходимо использовать вариантный подход к формированию планов и программ. Особенно важно, чтобы в ходе разработки планов были предусмотрены необходимые резервы для перераспределения ресурсов при возможных отклонениях фактических параметров развития организации от плановых. Конструкция долгосрочного плана не должна быть жесткой. При строгом отборе проблем, по которым следует принять решения, необходимо предусмотреть гибкие способы планирования и достижения соответствующих показателей, возможность уточнения, корректировки, которая обеспечивается прежде всего при осуществлении принципа непрерывности планирования.

Принципиальные возможности осуществления программ развития предприятий обусловливаются социально-экономическими условиями (потенциалом прежде всего самих предприятий, внебюджетных источников, государственного бюджета); уровнем планового управления, практической организацией выполнения программ. Причиной, тормозящей реализацию экономических программ, является недостаточный уровень управления, в том числе планирования и организации выполнения планов. Планы зачастую нереальны, поскольку в них отсутствуют достаточные обоснования сбалансированных ресурсов, сроков, норм и нормативов, инвестиционных затрат по каждой программе и подпрограмме, увязки программной и непрограммной частей плана, вариантов, рисков, резервов. Предприятиями слабо изучаются возможности участия в государственных индикативных планах и программах, неверно выбираются приоритеты развития. Наблюдается обособленность, слабая увязка стадий составления и реализации планов, составители планов уделяют мало внимания выбору мероприятий, необходимых для выполнения поставленных задач.

Большинство планов содержит более или менее детальную информацию о том, что надо сделать, и недостаточную – как это сделать и кто должен это осуществить. Весьма актуальным в настоящее время является выполнение условия совместимости и согласованности избираемых для выполнения программ развития предприятий экономических рычагов со стороны органов государственной власти (федеральных, региональных).

Формирование программ начинается с отбора важнейших проблем, подлежащих программному решению, которые в свою очередь определяются на основе анализа состояния объекта и тенденций его изменения. Критериями отбора приоритетных проблем, подлежащих программному решению, могут быть: значимость (народнохозяйственная, отраслевая, региональная, внутрифирменная) для крупных структурных перемен в экономике, достижения целей социально-экономического развития; межотраслевой, многопрофильный характер проблем; принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных решений, необходимых для реализации проблемы.

Читайте также:
Msascuil exe что это за программа

Постановка целей программ производится исходя из плана развития социально-экономической системы макро-, мезо- и микроуровня. На различных этапах экономического развития систем программы направляются на достижение целей, соответствующих конкретным условиям внутренней и внешней среды. В качестве главной цели на макроуровне выдвигается экономический рост с учетом изменения качества жизни. Правительственные программы в ряде стран включены в «планы социально-экономического развития». Основные требования, предъявляемые к целям программ: координация с целями плана, целями систем более высокого порядка, конкретность, обозримость, реальность, взаимосвязанность, согласованность, эффективность.

При разработке плана, включающего программы, необходимо следовать следующим методическим положениям:

— план, программы имеют целевой характер;

— обеспечивается комплексность проработки проблем и совокупности мероприятий социального, производственного, научно-исследова-тельского, организационного характера;

— программами охватываются все функции управления;

— разрабатываются долгосрочные планы и программы на период более трех-пяти лет; среднесрочные – на период менее трех-пяти лет; краткосрочные (обычно годовые);

— необязательно совпадение планируемого периода реализации целевой комплексной программы с принятыми плановыми периодами;

— план содержит программы, различающиеся степенью готовности (программы могут быть начаты в период, предшествующий планируемому, или в планируемом периоде; реализованы в пределах плана или за пределами планового периода);

— определяется тип целевой комплексной программы (социально-экономическая, научно-техническая, производственно-экономическая, территориальная, экологическая, организационно-хозяйственная) по ведущему признаку, вытекающему из существа цели программы;

— программы делятся на подпрограммы для обеспечения рационального управления;

— подпрограммы формируются исходя из конечной цели программы и промежуточных целей;

— подпрограммы включают задания и мероприятия, направленные на реализацию одной или нескольких задач, источники ресурсов, состав исполнителей;

— подпрограммы делятся на подпрограммы более низкого уровня (как правило, не более двух-трех уровней);

— планы и программы должны включать результаты (количественные и качественные показатели);

— показатели программы являются составной частью плана, поэтому их важнейшие целевые и ресурсные показатели должны быть сопоставимыми;

— система показателей программ может быть значительно шире, чем плана: она включает множество специфичных индивидуальных показателей, малосущественных для плана в целом, но важных для данной программы;

— целевые (конечные) показатели программ, приходящиеся на данный планируемый период, а также важнейшие задания и ресурсные показатели программ включаются отдельными строками в соответствующие разделы плана; отдельно представляются обоснования (расчеты) показателей;

— все показатели должны разрабатываться по программе в целом и по ее подпрограммам, с распределением по периодам (пятилетиям, годам и т.п.) в соответствии с разделами плана;

— определяются целевые (конечные) показатели по совокупности всех программ и непрограммной части, обеспечивается их соответствие показателям плана;

— достигается сбалансированность в ресурсах и их потребностях по каждой программе, между программами, между программной и непрограммными частями плана;

— по тем программам, которые не полностью обеспечиваются ресурсами, необходимо провести пересмотр и уточнение взаимосвязанных показателей, включая конечные (целевые), а также планируемых мероприятий. Изменение отдельно взятого показателя программы не допускается;

— расчеты по обоснованию ресурсного обеспечения программ должны быть увязаны с плановым балансом;

— нестабильные условия деятельности предприятий обусловливают необходимость постоянного отслеживания изменений, проверки обеспеченности программ ресурсами и возможных корректировок плана, программ.

Программа должна содержать количественные и качественные показатели, параметры. Например, при формировании интегрированной бизнес-структуры необходим следующий набор показателей: удельный вес межотраслевого обмена до и после объединения; количество высоких технологий; ассортимент (старый, новый); инвестиции на научно-техническое развитие, в том числе из Единого фонда интегрированной структуры; собственные и привлеченные средства предприятий и организаций (бюджетные, государственных целевых программ, кредиты коммерческих банков и др.); выручка от продаж (без повторного счета); общий экономический эффект от создания интегрированной структуры (с учетом дисконтирования).

где Эис – экономический эффект;

Источник: studopedia.su

Особенности проектирования программы развития

Проектируя программу развития, руководителю необходимо внимательно подходить к определению целей, так как правильно заданная цель – это половина успеха в решении проблемы.

Если цели, как правило, задаются на качественном уровне, то в некотором смысле замещением их на количественном уровне являются критерии.

Важной проблемой успешной реализации программного развития является определение (выбор) критериев эффективности.

Программа развития школы, являлась стратегическим долгосрочным документом, призвана оптимизировать воздействие на управление всего комплекса факторов, легитимизировать вероятностный характер развития за счет конкретизации поставленных целей и задач на основе прогностической составляющей и создания образа ожидаемого состояния организации.

Читайте также:
Wingate что это за программа

Успешная реализация программы развития школы обеспечивает переход образовательной системы в новое качественное состояние.

М.М. Поташник считает, что нет иного пути развить какую-либо систему, кроме как с помощью изобретения (придумывания), разработки и освоения новшеств, от есть – в инновационном процессе. Среди типичных ошибок, допускаемых в проектах развития, он выделяет организационно-управленческую ошибку, допускаемую при подготовке проекта: члены проектной «команды» распределяют между собой разработку его частей, а потом все это объединяют, наивно полагая, что механическое сложение текстов, написанных людьми, по-разному мыслящими, приведет к интеграции содержания.

При формировании программы развития важны три этапа:

— фиксация уровня деятельности (предусматривает констатацию существующего положения дел, выявление достижений и конкурентных преимуществ образовательной системы, а также проблем его функционирования с учетом меняющихся задач);

— определение прогноза развития образовательной системы, параметров его функционирования, соответствующих возможностям социума (речь идет о концепции будущего состояния конкретной образовательной системы);

— формирование стратегии и тактики перехода от достигнутого уровня деятельности к будущему достигается реализацией двух этапов программы развития.

Ресурсное обеспечение подразумевает трудовое и материальное. С точки зрения первого – это кадры, т.е. кроме команды должны быть сотрудники-участники, которые осуществляют информационно-аналитическую, апробационную деятельность. Материальные ресурсы состоят из двух частей: заработной платы (в виде доплат или надбавок за участие в создании и реализации программы развития) и оборудования (компьютера, сканера, принтера, ксерокса).

При разработке программы осуществляется анализ внешней среды, включающий анализ состояния и тенденций изменения социальной среды, социального заказа, адресуемого школе, и состояния самого образовательного учреждения. Он предназначен прежде всего для получения необходимой (и достаточной) информации для определения новых целей образовательного учреждения и путей их достижения. Сделанные по результатам его проведения выводы должны подводить разработчиков программы к принятию конкретных решений, позволяющих ликвидировать выявленные проблемы.

Программа по своему смыслу – это нормативная модель совместной деятельности группы или множества людей. В этой программе четко определено, какой конечный результат должен быть получен к определенному моменту времени, какие действия будут достаточны для достижения желаемого результата.

Для анализа эффективности реализации программ развития можно использовать следующие критерии:

а) достижимость цели и задач программы;

б) качество образования (учения);

в) обоснование необходимости нововведений;

г) качество организационных изменений;

д) бюджет программы развития;

е) механизм оценки результатов.

Основные понятия: программа развития, разработка программы развития; критерии эффективности программ развития.

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем отличаются понятия «программа» и «проект»?

2. Чем характеризуется процесс проектирования образовательных и воспитательных программ?

3. Как описывается актуальность программы развития?

4. Чем отличаются программа воспитательной системы и программа развития образовательного учреждения?

5. Проанализируйте основные направления программ развития, используя электронные ресурсы сети Интернет.

Список литературы:

1. Гутник, Г.В. Проектное управление качеством образования в регионе / Г.В. Гутник // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2001. – №2. – С.18-28.

3. Каменский, А.М. Программа развития образовательного учреждения: новые подходы к составлению и реализации / А.М. Каменский // Завуч. Управление современной школой. 2006. – №6. – С. 73–89.

4. Лазарев, В.С. Как разработать программу развития школы: Метод. пособие для руководителей общеобразовательных учреждений / В.С. Лазарев, М.М. Поташник. – М.: МП «Новая школа», 1993. – 48 с.

5. Лебедев, О.Е. Образовательная программа школы / О.Е. Лебедев // Народное образование. – 2007. – №5. – С. 139–152.

6. Методические рекомендации по разработке Программы развития образовательного учреждения. – СПб: КАРО, 2006. – 128 с.

7. Мильнер, Б.З. Организация программно-целевого управления / Б.З. Мильнер. – М.: Изд-во «Наука», 1980.
– 376 с.

8. Новиков, А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении / А.М. Новиков. – М.: 1998. – 134 с.

9. Поташник, М.М. Программы развития школы: новый уровень осмысления / М.М. Поташник // Народное образование. – 2007. – №8. – С.79–86.

10. Юсупов, В.З. Теоретические основы социально-педагогического проектирования в региональных системах образования: Автореф. дис. … д-ра. пед. наук / В.З. Юсупов. Ярославль: ВГПУ, 1999. – 42 с.

Источник: infopedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru