Программная работа обычно разбивается на этапы различными способами. Наиболее традиционным является ее разделение на три крупных этапа: разработка государственной программы, выполнение программы и оценка программных результатов.
Одна из главных методических задач, решаемых в ходе подготовки программы, — ориентация всех ее разработчиков на общую схему работы, что позволяет последовательно приблизиться к реализации цели. Каждое мероприятие также должно предусматривать вариантное решение, объемы, источники и порядок финансирования, учитывать изменение общих финансовых условий (динамика цен, инфляция, учетные ставки), разнообразные финансовые инструменты (банковский кредит, облигации), ответственность за реализацию заданий и формы контроля.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что посредством государственных программ решаются только крупные общефедеральные, региональные и местные проблемы, которые невозможно решить другими методами. Одним из признаков этого является межведомственный характер программных мероприятий. Кроме того, необходимо использование тендеров для разработки программ, предусматривающих введение независимого института оценки программных предложений с целью выявления их эффективности и результативности и предоставления заключения Минэкономразвития России и Минфину России, а также другим государственным органам.
1С: Государственные и муниципальные закупки — 3 основных преимущества программы
Предлагая ту или иную экономическую или социальную проблему в качестве объекта целевой программы, следует четко показать эффективность и результативность использования программного механизма в этом случае. Под эффективностью программы следует понимать:
- — решение поставленных задач на основе реализации включенных в программу заданий;
- — уместность предложенных в программе специальных механизмов (стимулы, льготы);
- — экономию затрат в программном варианте по сравнению с периодом, когда подобная программа не разрабатывалась и не выполнялась.
В свою очередь результативность ироіраммьі можно определить как:
- — меру соответствия ожидаемых результатов поставленной цели;
- — степень приближения к поставленной цели;
прямые и позитивные воздействия на социальную, демографическую, экологическую ситуацию, а также на определяющие ее параметры экономического развития.
Анализу взаимосвязей, на которые предположительно опирается программа, обычно способствует разработка воплощаемой в программе логической модели. В рамках этой модели каждая количественная характеристика работы будет включена в цепь связей между ресурсами, мероприятиями и целями программы. Разработка и предоставление логики программы может помочь в выявлении противоречивых или нереалистичных ожиданий ее менеджеров и разработчиков (рис. 12.1).
Рис. 12.1. Пример логической модели
Логическая модель дает понятную картину предполагаемой программы. Стрелки (или последовательность колонок) в логической модели четко показывают ожидаемые или предполагаемые взаимосвязи, которые можно проанализировать.
Меры поддержки самозанятых со стороны государства
Согласно Порядку разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 № *588, и Методическим указаниям Минэкономразвития России по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, принятым приказом Минэкономразвития России от 20.11.2013 № 690, их формирование исходит из следующих принципов:
- — формирование на основе долгосрочных целей социально-экономического развития и показателей (индикаторов) их достижения, учет положений стратегических документов, утвержденных Президентом РФ или Правительством РФ, и отдельных решений Президента РФ и Правительства РФ;
- — наиболее полный охват сфер социально-экономического развития и бюджетных ассигнований федерального бюджета;
- — установление измеряемых результатов реализации (конечных результатов, т.е. характеризуемого количественными и (или) качественными показателями состояния (изменения состояния) социально-экономического развития или обеспечения национальной безопасности РФ, которое отражает выгоды от реализации государственной программы (подпрограммы), и непосредственных результатов, т.е. характеристики объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации государственной программы (подпрограммы);
- — интеграция государственных регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных, долговых и валютных) мер для достижения целей государственных программ;
определение ФОН В, ответственного за реализацию государственной программы (достижение конечных результатов);
- — обладание участниками государственной программы полномочиями, необходимыми и достаточными для достижения целей государственной программы;
- — проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ, в том числе внешней экспертизы с привлечением независимых экспертов, оценка их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
Содержание государственной программы связано с определением стратегической цели, иерархии подцелей и задач («дерево целей»), комплекса увязанных между собой мер по решению задач (организационных, социально- экономических, научно-технических и др.), определением исполнителей, участвующих в реализации программы, механизма реализации, включая источники финансирования, методы стимулирования, ответственности и др.
Формирование программы означает определение набора и взаимоувязки соответствующих мероприятий. Перед разработчиками программы ставится задача: составить такой комплекс мероприятий, который максимизирует общий эффект, удовлетворяя ресурсным ограничениям. Целесообразно выделить следующие типы мероприятий: правовые, организационные, производственно-технологические, экономические (финансовые), социальные, инновационные. При формировании набора основных мероприятий и ведомственных целевых программ учитывается возможность выделения контрольных событий государственной программы в рамках их реализации, позволяющих оценить промежуточные или окончательные результаты выполнения основных мероприятий и ведомственных целевых программ в течение года. Как правило, основное мероприятие должно быть направлено на решение конкретной задачи подпрограммы.
На решение одной задачи может быть направлено несколько основных мероприятий. Не допускается формирование основных мероприятий, реализация которых направлена па достижение более чем одной цели подпрограммы государственной программы (за исключением основных мероприятий, направленных на нормативно-правовое и научно-методическое (аналитическое) обеспечение реализации подпрограммы).
Источник: studme.org
Внедрение государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ в практику управления: вопросы и ответы
В соответствии с Программой Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года федеральные органы власти в настоящее время осуществляют переход на программно-целевой принцип организации деятельности. В Государственную думу внесен законопроект № «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части совершенствования бюджетного процесса и в отдельные законодательные акты РФ», предполагающий поправки в Бюджетный кодекс, нацеленные на регулирование применения программ всех уровней публичной власти. При этом ряд субъектов РФ и муниципальных образований начали внедрять государственные (муниципальные) программы до принятия законопроекта. Настоящая статья содержит ответы на распространенные вопросы, возникающие в отношении внедрения программ на региональном и местном уровнях.
Леонид Владимирович ПЕРЦОВ, руководитель проектов сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» Фонда «Институт экономики города»
Обязательно ли в настоящее время применение государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ? Как может осуществляться эта деятельность до внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство?
Применение государственных программ субъектов РФ (муниципальных программ) в настоящее время осуществляется исключительно по инициативе региональных и местных органов власти. Действующее законодательство не содержит препятствий для реализации данной инициативы, что отмечено в письме Минфина России от 2 апреля 2012 г. № 02-16-03/1073 и подтверждается опытом ряда территорий.
Практически переход на программно-целевой принцип организации деятельности на региональном и местном уровнях до внесения изменений в Бюджетный кодекс означает формирование правовой базы, регулирующей применение государственных программ субъекта РФ (муниципальных программ), по аналогии с соответствующими федеральными актами, а в дальнейшем — разработку, утверждение и применение программ в процессе управления. При этом субъекты РФ и муниципальные образования самостоятельны в определении основных параметров применения программ.
Каким должно быть правовое обеспечение внедрения государственных (муниципальных) программ? Следует ли сохранить ранее действовавшие долгосрочные и ведомственные целевые программы, или они должны быть переработаны в программы нового образца?
При формировании нормативной правовой базы субъекта РФ (муниципального образования) целесообразно ориентироваться на федеральный опыт. В обязательном порядке требуется утвердить актами высшего исполнительного органа субъекта РФ (местной администрации) порядок разработки, реализации и оценки эффективности программ (на федеральном уровне — постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588), а также перечень государственных (муниципальных) программ (на федеральном уровне — распоряжение Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № По аналогии с федеральными органам власти имеет смысл отдельно утвердить методические указания, содержащие детальные требования к подготовке программ и табличные формы приложений (на федеральном уровне — приказ Минэкономразвития России от 22 декабря 2010 г. № 670). Кроме того, субъект РФ (муниципальное образование) должен внести в положение о бюджетном процессе изменения, отражающие функции программ.
Крайне важен вопрос о механизме перехода от ранее действовавших долгосрочных и ведомственных программ (ДЦП и ВЦП) к новым государственным (муниципальным) программам. Общего ответа на этот вопрос нет: действующие ДЦП и ВЦП могут быть как сохранены в качестве составных элементов государственных программ субъекта РФ (муниципальных программ), так и полностью переработаны в новые программы.
Выбор рекомендуется осуществлять исходя из сложившейся практики применения ДЦП и ВЦП в публично-правовом образовании. В случае принятия решения о переработке ДЦП и ВЦП в государственные (муниципальные) программы эта переработка зачастую будет означать расширение перечня вопросов, подлежащих отражению в программе, с сохранением ранее поставленных целей, задач и основной части механизмов достижения. Вариант сохранения ДЦП и ВЦП в составе новых программ (подход федеральных органов власти) имеет смысл использовать органам публичной власти, считающим оправданным сохранение особого статуса расходов, осуществляемых сегодня, на основе ДЦП и ВЦП поэтапное внедрение новых программ1. На местном уровне сохранение ДЦП необходимо в случае, если субъект РФ применяет ДЦП, реализация которых предполагает выделение субсидий на реализацию аналогичных муниципальных ДЦП.
В случае одновременного использования ДЦП, ВЦП и новых государственных (муниципальных) программ в правовой базе следует четко разграничить данные инструменты, определить взаимосвязи между ними. Отметим, что федеральный опыт свидетельствует о неудобстве работы с государственными программами, в которых значительная часть расходов осуществляется в рамках ранее утвержденных ФЦП из-за дублирования мероприятий ФЦП и основных мероприятий государственных программ.
Как должно приниматься решение о количестве и сфере действия государственных (муниципальных) программ? Существует ли какой-то рекомендуемый перечень?
Субъекты РФ и муниципальные образования самостоятельны в определении перечня программ, какие-либо рекомендации до настоящего времени не разработаны. Опыт применяющих программы территорий в этом отношении различен: перечень государственных программ города Москвы по состоянию на сентябрь 2012 года включает 17 программ, Республики Коми — 18 программ, Республики Саха (Якутия) — 37 программ.
Стремиться к полной унификации перечня представляется неправильным из-за разных приоритетов социально-экономического развития территорий, различий в структуре органов государственной власти (органов местного самоуправления). Следует обратить внимание, что и в соответствии с предлагаемыми изменениями в Бюджетный кодекс планируется установить возможность предоставления субсидий на реализацию государственных программ субъекта РФ (муниципальных программ), направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам РФ (государственным программам субъекта РФ), а не программ, совпадающих по сфере действия. В свою очередь, если субъекты РФ оказывают методическую поддержку входящим в их состав муниципальным образованиям в применении новых программ, важно, чтобы муниципальные образования могли формировать программы в структуре, отражающей фактически осуществляемые ими полномочия и удобной организационно.
На какой срок должны формироваться государственные (муниципальные) программы? Могут ли сроки реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ не совпадать с периодом действия государственной (муниципальной) программы, в которую они входят?
Сроки, на которые принимаются государственные программы субъектов РФ (муниципальные программы), устанавливаются органами власти соответствующих территорий самостоятельно. Государственные программы РФ формируются на период до 2020 года, однако субъекты РФ и муниципальные образования не обязаны устанавливать такую же продолжительность действия для своих программ.
В связи с меньшей, чем у федерального уровня, предсказуемостью условий деятельности региональных органов власти, и особенно органов местного самоуправления, рекомендуется разрабатывать и утверждать программы на меньший период — не более пяти лет. Такой подход был выбран органами власти Москвы и Республики Саха (Якутия). В Республике Коми программы утверждены до 2020 года, однако финансовое обеспечение программ утверждено только на первый этап реализации —
Допустимо и соответствует федеральной практике включение в государственные (муниципальные) программы ДЦП и ВЦП субъекта РФ (муниципального) образования, период действия которых не соответствует периоду действия государственной (муниципальной) программы. Если ДЦП или ВЦП заканчивается до завершения срока действия государственной (муниципальной) программы, однако мероприятия ДЦП или ВЦП планируется осуществлять и в дальнейшем, в государственной (муниципальной) программе могут быть предусмотрены новые ДЦП и ВЦП (если ДЦП и ВЦП планируется сохранить) либо соответствующие основные мероприятия.
Следует ли субъектам РФ и муниципальным образованиям использовать требования к программам, применяемые федеральными органами власти?
При формировании порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных (муниципальных) программ, прочих актов, устанавливающих требования к программам, субъект РФ (муниципальное образование) должен найти баланс между подходами федерального уровня власти, спецификой территории и особенностями существующей системы государственного (муниципального) управления социально-экономическим развитием соответствующей территории. Обеспечить выполнение всех требований к государственным программам РФ — сложная задача, к оперативному решению которой часть публично-правовых образований может оказаться не готова. При этом, адаптируя нормы федеральных актов к региональной и местной специфике, ответственные органы должны стремиться по возможности обеспечивать соответствие целям и принципам разработки и реализации государственных программ, которые установлены в Программе Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.
В обязательном порядке следует обеспечивать соответствие государственных программ субъектов РФ (муниципальных программ) базовым принципам программно-целевого метода управления. А именно: формировать программы исходя из четко определенных целей социально-экономического развития с установлением количественно измеримых индикаторов их достижения; определять ответственных за достижение целей и значения соответствующих индикаторов; формировать перечень мероприятий, направленных на достижение поставленных целей и задач, и финансировать их выполнение. Исходя из складывающейся практики внедрения новых программ рекомендуется отражать в государственной (муниципальной) программе обобщенные параметры государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), меры правового регулирования, меры налогового регулирования сферы реализации программы. На региональном уровне следует также отражать деятельность муниципальных образований, обеспечивающую достижение поставленных целей государственной программы субъекта РФ. При необходимости форма представления указанных элементов программы может быть упрощена в сравнении с используемой на федеральном уровне.
Возможным направлением адаптации федеральных актов, регулирующих применение государственных программ, является дифференциация требований к программам в зависимости от сферы реализации. С некоторой долей условности программы можно разделить на «программы оказания услуг» и «программы регулирования».
Достижение целей «программ оказания услуг» (прежде всего программы развития образования, здравоохранения, социальной защиты и поддержки и прочих отраслей социальной сферы) обеспечивается преимущественно за счет деятельности государственных (муниципальных) учреждений. Достижение целей «программ регулирования» (программ, нацеленных на разные аспекты развития экономики, развитие жилищно-коммунального хозяйства и т. д.) в основном обеспечивается за счет деятельности негосударственных (немуниципальных) юридических лиц. Данные лица самостоятельно принимают решения, в связи с чем органы публичной власти лишь косвенно влияют на их деятельность и, как следствие, на достижение целевых значений показателей. Данные различия могут быть учтены при организации подготовки программ и в требованиях к их содержанию, в частности в требованиях к показателям реализации и методикам оценки эффективности программ.
Как должен быть организован процесс подготовки программ?
Важным организационным вопросом является согласование программ, совместно осуществляемых разными органами и (или) иными главными распорядителями бюджетных средств. Первоначальная редакция Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ предполагала два статуса участия в реализации программы: ответственный исполнитель и соисполнитель. Ответственный исполнитель должен был согласовать проект программы со всеми исполнителями до ее направления в Минэкономразвития России и Минфин России либо представить протоколы разногласий. Однако в отдельных государственных программах РФ количество соисполнителей достигало что делает исключительно сложным согласование проектов программ в разумные сроки. В результате в порядок были внесены изменения: согласно действующей редакции помимо ответственного исполнителя реализацию программы обеспечивают соисполнители и участники.
Участники государственной программы согласовывают проект в части, касающейся реализуемых ими основных мероприятий (мероприятий) и (или) ВЦП, а обязанность согласования программы в целом закреплена только за соисполнителями, к которым отнесены органы исполнительной власти и (или) иные главные распорядители средств федерального бюджета, являющиеся ответственными за разработку и реализацию подпрограмм, федеральных целевых программ, входящих в состав государственной программы. Организация согласования проектов программ будет зависеть от структуры органов власти (органов местного самоуправления) соответствующей территории, однако важно обеспечить возможность оперативного согласования уже на этапе формирования нормативной правовой базы.
Меняется ли классификация бюджетных расходов и бюджетный процесс в целом при внедрении государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ?
Переход на программно-целевой принцип организации деятельности предполагает внедрение программного бюджета. В рамках программного бюджета целевые статьи расходов формируются в разрезе государственных (муниципальных) программ и их составных элементов. Ликвидируется раздельное планирование программных и непрограммных расходов, отдельное планирование адресной инвестиционной программы. Все мероприятия представляются на утверждение в рамках общего пакета материалов государственной (муниципальной) программы. Таким образом, меняется и процесс бюджетного планирования, и система исполнения расходной части бюджета.
Учет государственных программ субъектов РФ (муниципальных программ) в классификации расходов соответствующего бюджета можно осуществлять не ранее утверждения большинства планируемых к принятию государственных (муниципальных) программ. На этапе исполнения бюджета следует обеспечивать синхронность изменений государственных (муниципальных) программ и изменения действующего бюджета (согласно ст. 24 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ внесение изменений в государственные программы является основанием для подготовки законопроекта о внесении изменений в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством РФ).
Законопроект № «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования бюджетного процесса и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
. статью 179 изложить в следующей редакции:
Статья 179. Государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы.
1Государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.
Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
2Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.
Государственные программы Российской Федерации, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы Российской Федерации подлежат утверждению в сроки, установленные Правительством Российской Федерации.
Государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы), предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы) подлежат утверждению в сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования).
3По каждой государственной программе Российской Федерации, государственной программе субъекта Российской Федерации, муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения и критерии указанной оценки устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
По результатам указанной оценки Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о прекращении или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной (муниципальной) программы, в том числе объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной (муниципальной) программы.
4Государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на реализацию государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ), направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Российской Федерации (государственным программам субъекта Российской Федерации). Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
Источник: bujet.ru
«Участие города в государственных программах является одним из важнейших инструментов реализации стратегии социально-экономического развития городского округа»
Любой крупный город России представляет собой сложный экономический и социальный организм, управление которым требует не только поддержания городского хозяйства на необходимом уровне, но и ставит перед муниципальной властью задачи поиска решения для последовательного социально-экономического развития. Все это выводит муниципалитеты, их руководство на выявление стратегических приоритетов, на выверенные управленческие механизмы и технологии, способствующие достижению поставленных приоритетов. Это, в свою очередь, повышает экономический рост, способствует улучшению условий жизни горожан, эффективности государственных и муниципальных бюджетных расходов. Содействует достижению поставленных результатов участие городов в федеральных и областных государственных программах. О том, как происходит эта работа в администрации городского округа город Воронеж, мы побеседовали с руководителем управления стратегического планирования и проектов развития Андреем Васильевичем ЖАГЛИНЫМ.
В 2014 году город принял участие в 7 федеральных и 9 областных программах
– Андрей Васильевич, развитие крупного города требует участия в федеральных и областных программах. Как в последние годы складывалось взаимодействие исполнительной власти Воронежа с вышестоящими уровнями власти по вопросу привлечения средств на развитие города? Можно ли говорить о том, что городские власти в этом отношении выстроили некую систему, которая способствует развитию города-миллионника?
– В администрации городского округа действительно выстроена система работы по включению городских объектов и мероприятий в государственные программы федерального и областного уровней. Участие в государственных программах является важнейшим инструментом реализации стратегии социально-экономического развития городского округа. Нами осуществляется постоянный мониторинг разработки и реализации государственных программ, готовятся и подаются бюджетные заявки на участие в программах, а также мы сопровождаем прохождение заявок в областных и федеральных органах власти.
Все этапы создания и прохождения заявок на участие в федеральных и региональных программах происходят в постоянном взаимодействии структурных подразделений администрации городского округа и исполнительных органов государственной власти области. Хочу отметить, что наше управление координирует эту деятельность в администрации Воронежа, а также постоянно работает со своим визави на областном уровне – департаментом экономического развития. Вместе с тем надо понимать, что привлечение средств бюджетов вышестоящих уровней представляется маловероятным без участия главы городского округа и губернатора области, в особенности, когда речь идет о крупных объектах.
По итогам 2014 года город принял участие в 7 государственных программах Российской Федерации и 9 государственных программах Воронежской области. На развитие областного центра из вышестоящих бюджетов получено 2,8 млрд рублей, в том числе: из федерального бюджета – 1 млрд рублей, областного – 1,8 млрд рублей. Это без учета средств, выделенных на реализацию областных мероприятий и строительство областных объектов на территории города, только муниципальные.
Рост объема привлеченных средств к уровню 2013 года увеличился в 1,4 раза: в том числе по федеральному бюджету – в 1,6 раза; по областному бюджету – в 1,3 раза. Таким образом, мы практически вышли на уровень 2010-2012 годов. Но здесь следует принять во внимание, что в эти годы выделялись существенные средства из бюджетов вышестоящих уровней на развитие здравоохранения (в 2012 году – более 1 млрд рублей), а в дальнейшем полномочия в части здравоохранения были переданы с муниципального на областной уровень.
– Есть ли конкретные примеры того, что Воронеж на фоне других городов не остается обделенным?
– Конкретные примеры привести достаточно сложно в силу отсутствия в открытом доступе систематизированной информации о привлечении средств по другим городам. Есть сведения о привлечении средств на то или иное мероприятие, объект, есть информация по регионам в целом. На основании этой достаточно фрагментарной информации делаем выводы о том, как мы смотримся на фоне других городов. На наш взгляд, не хуже подавляющего большинства областных центров. Конечно, сложно соперничать в объеме привлеченных средств с городами, в которых проводятся, например, крупные спортивные мероприятия, но по сравнению с другими, полагаю, мы смотримся вполне достойно.
– На какие приоритетные проекты развития городской агломерации в прошлом году были привлечены средства областного и федерального бюджета?
– Среди мероприятий, которые реализовывались в 2014 году при поддержке федеральных и областных властей, в первую очередь, назову строительство детских садов по ул. Ростовская и ул. Минская; приобретение четырех детских садов у строительных организаций; строительство двух школ на Московском проспекте и в мкр. Репное; строительство спортивного зала гимназии им.
Басова; строительство дорог по улицам Землячки и Тимирязева; ремонт дороги по ул. Ломоносова; реконструкция Центрального парка культуры и отдыха; переселение граждан из аварийного жилья; ремонт и благоустройство 30 военно-мемориальных объектов. Как видите, спектр распределения средств является достаточно широким, что позволяет учесть интересы практически всех категорий граждан и решить многоплановые социальные задачи.
Губернатор Алексей Гордеев активно содействует экономическому и социальному развитию городской агломерации
– Андрей Васильевич, вы возглавляете управление мэрии, которое координирует работу по привлечению средств областного и федерального бюджетов на развитие города. Наверняка и глава города Александр Гусев, и ваше подразделение не только довольствуется тем, что удалось сделать в 2014-м году, но и рассчитываете принять участие в федеральных и областных программах в текущем году. Какие отрасли городской экономики и социальной сферы могут получить поддержку областного бюджета?
– В 2015 году планируется участие Воронежа в пяти государственных программах федерального уровня и в шести – областного. На городские объекты и мероприятия в рамках госпрограмм рассчитываем привлечь примерно столько же, сколько и в прошедшем году. Основной объем средств будет направлен на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры (1099,5 млн рублей), обеспечение жильем горожан (980,7 млн рублей) и на развитие образования (351,5 млн рублей). Данные направления являются для нас приоритетными.
– Какие объекты предложены для включения в областную адресную инвестиционную программу на 2015 год? Какие из них одобрены?
– Администрацией городского округа поданы бюджетные заявки на софинасирование из областного бюджета в рамках областной адресной инвестиционной программы 17 городских объектов на сумму 950,7 млн рублей. Сейчас сложно говорить о точных цифрах финансовой поддержки из областного бюджета в рамках областной адресной инвестиционной программы, но по предварительной информации в проекте ОАИП на 2015 год предусмотрены средства в размере 185,2 млн рублей на четыре приоритетных городских объекта: строительство общеобразовательных школ на Московском проспекте и в мкр. Репное (общей проектной мощностью – 1292 учащихся), реконструкция и развитие Центрального парка культуры и отдыха и строительство инженерной инфраструктуры в мкр. Шилово.
– Ключевой задачей, остро стоящей перед городской властью, является необходимость переселения граждан из аварийного жилья. Какие федеральные и областные средства могут быть привлечены в рамках государственных программ на решение этого злободневного вопроса?
– Администрацией городского округа в текущем году планируется привлечь 393,6 млн рублей из областного бюджета и 570,1 млн рублей из федерального бюджета на приобретение квартир для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и государственной программы Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Воронежской области». Добавив свою долю средств, мы сможем приобрести 637 жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья.
Шансы на получение федеральных финансовых средств, несмотря на непростую экономическую ситуацию, имеются
– В каких государственных программах Российской Федерации есть вероятность участия нашего мегаполиса в текущем году? Каковы выгоды для горожан?
– Несмотря на непростую экономическую ситуацию, достаточно высока вероятность получения финансирования в 2015 году по следующим государственным программам федерального уровня: «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; «Развитие образования»; «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»; «Доступная среда»; «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности».
Прежде всего, федеральные средства будут направлены на продолжение переселения граждан из аварийного жилья, а также на приобретение в муниципальную собственность двух детских садов общей проектной мощностью 270 мест, что позволит сократить очередность в детские сады детей в возрасте от 2 до 7 лет и снизить социальную напряженность для населения микрорайонов по ул. 9 Января и ул. Газовая. Также мы рассчитываем приобрести 20 единиц автобусов, работающих на газомоторном топливе, продолжить строительство пешеходных ограждений на улично-дорожной сети.
– Условием благоприятного инвестиционного климата областного центра является развитая транспортная инфраструктура. Какие планы на перспективу у городской власти относительно модернизации дорог, строительства развязок при условии поддержки федерального центра?
– Администрацией городского округа совместно с департаментом транспорта и автомобильных дорог области подготовлена и направлена бюджетная заявка на включение развязки на пересечении ул. Остужева и Ленинского проспекта в государственную программу РФ «Развитие транспортной системы». Кроме того, ведется работа по привлечению средств на модернизацию нерегулируемых пешеходных переходов и светофорных объектов в рамках государственной программы РФ «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности».
– Одним из критериев развития города является уровень обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры. Что ожидает здесь воронежцев?
– Администрацией городского округа совместно с департаментом архитектуры и строительной политики области подготовлена и направлена бюджетная заявка на строительство детских садов по Московскому проспекту, 142е и ул. Шишкова, 140б проектной мощностью 370 мест и школы по ул. Шишкова, 140б; проектной мощностью 825 мест в рамках государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Совместно с управлением физической культуры и спорта области подготовлен и направлен пакет документов на софинансирование строительства из средств федерального бюджета четырех физкультурно-оздоровительных комплексов в рамках государственной программы РФ «Развитие физической культуры и спорта».
Источник: www.eizh.ru