Известно, что возможности применения компьютеров в учебном процессе весьма многообразны. Он может служить для моделирования изучаемых явлений или систем, для реализации учебных игр, применяться для выполнения вычислений, для редактирования текстов, в качестве различного рода тренажеров, а также как инструмент автоматизации проектирования, программируемого управления экспериментами, как информационно-поисковая или экспертная система, наконец, как средство практического обучения самой компьютерной технике и программированию. Вместе с тем, особый интерес представляет использование компьютера в качестве дидактического инструмента общего назначения, применимого для обучения любым знаниям.
Идея обучения с помощью компьютера появилась давно. Первые попытки относятся к концу 50-х годов. В то время уже имелась возможность «общения» человека с компьютером посредством используемого в качестве устройства ввода/вывода телеграфного аппарата-телетайпа.
Надлежащим образом запрограммированный компьютер заносит в свою память набираемый человеком на клавиатуре телетайпа текст запроса, а по окончании ввода этого текста производит некоторый анализ его и печатает на телетайпе заранее заготовленный, или конструируемый из подходящих элементов текст ответа. Или проще — компьютер выдает на телетайп текст вопроса или условия задачи и ждет ввода с клавиатуры ответа, который затем сверяется с имеющимся эталоном, чтобы выдать оценку: верно/неверно. С тех пор во всем мире ведутся непрерывные научные поиски решения проблемы эффективного и дешевого способа обучения с помощью компьютера.
Для чего нужен язык C++
Проблему дороговизны попробовали решить в 70-е годы специалисты Иллинойского университета. Их силами была создана поражавшая своими техническими возможностями суперсистема PLATOIY.
Каждому учащемуся здесь был предоставлен уже не телетайп, а комфортабельный терминал с плазменным дисплеем, обеспечивающим выдачу произвольного текста, графики и цветных кадров с микрофишей в сопровождении звука. Расчеты на низкую стоимость системы не оправдались и после проведенных испытаний в условиях обучения школьным предметам выявилась сложность, дидактическая неэффективность и трудоемкость подготовки учебных материалов. Создание компьютерных систем обучения приняло широкий размах и в связи с этим говорили о революции в образовании. Но в действительности существенного влияния на практику обучения разрабатываемые системы не оказали, и ни одна из них не получила сколько-нибудь значительного применения: системы создавались сами по себе, а обучение людей производилось с помощью книг и лекций. С появлением массового производства недорогих и удобных в использовании микрокомпьютеров, компьютеризация в настоящее время в количественном выражении идет высокими темпами.
В конце 80-х годов проблемной лабораторией электронных вычислительных машин Московского государственного университета была создана микрокомпьютерная система обучения «Наставник». Эта система предназначена для обучения предметам теоретического характера в вузах, техникумах, профессионально-технических училищах, общеобразовательных школах, центрах подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на предприятиях.
Введение | Обучающая программа | №1
Типовой вариант системы рассчитан на обучение одновременно до 32 учащихся, обслуживаемых одним микрокомпьютером. Система проста и удобна в управлении, не требует специальной подготовки преподавателей и удобна для обучаемых. Все общение с компьютером происходит по подсказкам и контролем с его стороны.
В состав аппаратуры системы входит микрокомпьютер общего назначения, дисплей с клавиатурой, гибкий магнитный диск или магнитная лента, принтер, специализированное оборудование для связи учащихся и преподавателя с компьютером, включающее мини терминалы, источники электропитания мини терминалов и контроллер для сопряжения их с микрокомпьютером, систему кабелей. Программное обеспечение системы состоит из пяти частей.
Три части, «Обучение», «Экзамен», «Тест» , обеспечивают возможность проведения соответствующих занятий. Существуют еще две служебные подсистемы — подготовки управляющей информации и обработки протоколов.
Программное оснащение реализовано и функционирует в диалоговой системе структурированного программирования ,. ДССП , которая после ее начальной загрузки, обеспечивает всю дальнейшую работу. По вводимым с клавиатуры командам производится дозагрузка требуемой подсистемы и ввод управляющей информации . Далее система работает не обращаясь к внешней памяти.
И только в конце занятия согласно вводимым командам производит распечатку и(или) запись в архив протокола. Алгоритмы функционирования основных подсистем разработаны так, что обеспечивают управление обучением и проведение экзаменов или тестов независимо от конкретного содержания учебных материалов. т.е. пригодны для автоматизированных занятий по любым предметам.
Работа подсистемы «Обучение» заключается в предоставлении учебных материалов, разбитых на секции, и назначении упражнений по каждому разделу, в случае неверных ответов обучаемому выдается справка, поясняющая суть ошибки и отсылающая к необходимому абзацу инструктивного текста. В отдельных случаяx назначаются дополнительные упражнения.
В случае успешного ответа на все вопросы по разделу обучаемый переходит к изучению следующей секции. В случае неверного ответа — возврат в предшествующую секцию или отправка к преподавателю. Подсистемы «Экзамен» и «Тест» предназначены для контроля знаний и умений.
В режиме «Экзамен» обучаемый получает от преподавa- теля набор секций, в которых получает определенное преподавателем число упражнений с ограниченным числом попыток ответов. Верные ответы подтверждаются, а неверные отрицаются, однако справки не выдаются. «Тест» отличается от «Экзамена» тем, что каждый учащийся отвечает на все имеющиеся в учебном материале вопросы, причем попытка ответа предоставляется только одна.
Ответы не подтверждаются и не отрицаются. Вся работа учащегося протоколируется . Учебно-мето- дическое оснащение наименее фиксировано и наиболее открыто для наращивания и развития. Жестко определены только форматы и правила оформления учебных материалов. Никаких ограничений по тематике и содержанию учебных материалов, равно как и методик или дидактических приемов, кроме необходимости выражаться в форме множественного выбора, нет. Подробнее о микрокомпьютерной системе » Наставник» можно прочитать в [1].
В период с 1991 по 1994 годы Российским НИИ информационных систем по заданию государственного комитета высшей школы России были проведены четыре конкурса «Электронный учебник», В результате этих конкурсов в фонде РосНИИ ИС накоплено более 150 компьютерных обучающих программ готовых к распространению на IBM PC и
совместимых с ними. Их классификация и краткая характеристика, применяемых в них методов подробнее приведена в [2] Среди этих программ можно выделить следующие основные группы : инструментальные системы , прикладные пакеты, учебные пакеты. Инструментальные среды предназначены для создания компьютерных обучающих программ.
Они сокращают трудоемкость при создании этих программ, то же время дают возможность легко участвовать в разработке программ преподавателям, не являющимся квалифицированными программист ми. Примерами отечественных инструментальных сред могут служить такие системы как «Адонис», «Урок», «Аосмикро», «Сценарий» и др.. Недостатком таких систем является то, что они дорогостоящи.
Кроме того для эффективного применения инструментальных систем необходимо привлечение стабильной группы специалистов, что создает определенные трудности. Обучающие программы могут создаваться на базе прикладных пакетов, которые позволяют преобразовывать математические выражения, производить вычисления, строить графики, обрабатывать экспертные данные и т.п. . По сравнению с инструментальными средами прикладные пакеты дешевле, более универсальны, доступны широкому кругу пользователей. Альтернативой прикладным пакетам могут служить учебные пакеты.
В общем случае компьютерные программы учебного назначения можно разбить на следующие группы:
1) компьютерные учебники;
2) предметно-ориентированные среды (микромиры, моделирующие программы, учебные пакеты);
3) лабораторные практикумы;
5) контролирующие программы;
Проблема практического применения ЭВМ в учебном процессе продолжает стоять и сейчас. Важно использовать все новейшие достижения науки и техники для более эффективного обучения школьников, студентов, специалистов самых разных специальностей, На кафедре общей физики Новосибирского государственного университета компьютеры при чтении лекций начали использовать около 10 лет назад.
С 1992 года здесь ведутся разработки по созданию универсального автоматического комплекса, предназначенного для лекционных демонстраций. В комплекс входят персональные ЭВМ, видеоаппаратура, TV-мониторы и программное обеспечение. К настоящему времени уже создан и действует макет такого комплекса, лекционная мультимедиа аудитория («ЛЕММА»).
Программное обеспечение — это полный набор средств создания, модификации и воспроизведения мультимедиа продуктов, предназначенных для сопровождения лекционных курсов. Мультимедиа продукт создается из слайдов(графических изображений в стандарте PCX) , анимации (анимационных сюжетов в стандарте FLI), задач (исполнимых программ DOS) и видео сюжетов, записанных на видеокассетах в стандартах PAL/SECAM. Мультимедиа продукт включает информацию о демонстрационных единицах и их расположении на информационных носителях, названия демонстрации и способы их представления. Программы обеспечение выполнено в системе Turbo-Pascal с использованием стандартной библиотеки Turbo Vision и состоит из трех основных программ:
1) Программа «Планировщик лекций». Выполняет функции создан* настройки и модификации мультимедиа продуктов, вставки в продукт новых и изъятие устаревших материалов, просмотр материалов, планирование сценарием для лекционной работы. В режиме разметки видеофрагментов выполняет полный набор функций управления видеоаппаратурой и обеспечивает разметку выбранного видео сюжета.
2) Программа «Ассистент». Предназначена для предоставления демонстрационного лекционного материала в процессе лекций. Матери ал выбирается в соответствии со сценарием.
3) Программа «Демонстратор анимации» . Данная программа осуществляет демонстрацию анимационных сюжетов в стандарте FLI аниматора Autodesk Animator и организует управление анимацией в ходе исполнения. Возможна приостановка воспроизведения. Для пояснения представляемого материала используется «указка» — графический курсор, управляемый манипулятором «мышь».
Сценарий лекций составляется методистами — профессиональными лекторами — применительно к конкретной тематике лекций с учетом подготовки аудитории. Более подробно данный метод описан в [3]
Все описанные выше обучающие средства и методы имеют общую цель — максимально возможное использование компьютера в процессе обучения. Однако, они не решают задачу , поставленную перед разработчиком темы данной дипломной работы. Поиски наиболее рационального решения вопроса применения ЭВМ в обучении идут и сейчас. Разработка данной дипломной работы — это еще одна попытка использовать компьютер как средство обучения.
Информация о работе «Обучающая программа Графика программированию в графическом режиме на языке turbo-pascal 7.x»
Источник: kazedu.com
Научная электронная библиотека

Большинство компьютерных программ учебного назначения может быть отнесено к одному из существующих видов (типов). На рис.3.7 приведена классификация компьютерных средств. Как правило, эти средства могут быть предназначены и для дистанционного обучения.
Автоматизированный учебный курс представляет собой структурированную информацию и систему упражнений для ее осмысления и закрепления, сценарий учебной работы и реализующие его программы.
Электронные учебно-методические пособия содержат теоретический материал по теме в виде учебного текста и графических иллюстраций, рекомендации для обучающих и обучаемых, сборники задач для тренажеров и учебных пакетов прикладных программ (ППП).
Электронный учебник, как правило, содержит теоретические, практические, методологические материалы, структурированные по темам и иллюстрированные, упражнения и задачи в соответствии с логикой курса. В электронный учебник также могут быть включены разделы:
- глоссарий, содержащий основные понятия;
- демонстратор решения задач;
- набор контролирующих тестов.

Рис.3. 7 Классификация систем и средств дистанционного обучения
Электронный учебник должен быть выполнен с использованием гиперссылок и опирается на современные информационные технологии, такие как трехмерная и структурная графика, Flash- и видеоанимация и др. К электронным материалам можно отнести следующие:
- компьютерные образовательные среды;
- базы данных;
- банки знаний;
- электронные учебники;
- электронные библиотеки;
- аудио и видео продукция;
- аудио и видео кассеты с учебными курсами;
- обучающие телевизионные курсы;
- обучающие радио передачи.
Игровые обучающие программы. Программы этого вида реализуются в классе систем виртуальной реальности. Как правило, в основу игровых программ полагается трехмерное моделирование. Визуализация результатов моделирования создает среды, имитирующие области реального мира. С точки зрения учебного процесса виртуальная реальность может рассматриваться как среда взаимодействия.
Системы виртуальной реальности могут быть сведены к двум основным направлениям — тренажеры и аттракционы.
При создании программного обеспечения виртуальной реальности разрабатывается динамическая модель среды, которая включает в себя базу данных трехмерных объектов, программу синтеза и визуализации сцен, программу объективизации представлений, связанных с другими каналами восприятия оператора. На выходе системы моделирования не всегда обязательно иметь полную экранную информацию. В ряде случаев оказывается возможным проецировать на экран необходимое, с точки зрения учебной задачи (задания), число параметров моделируемой среды.
Тренажеры служат для формирования практических умений и навыков, развития интуиции, творческих способностей, ускоренного накопления профессионального опыта. Обучение с помощью тренажера ведется как решение специально подобранных задач с использованием математических моделей изучаемых объектов и процессов в режиме управляемого детерминированного исследования с оперативной графической интерпретацией текущих значений параметров математической модели.
Обучающие комплексы, как правило, содержат в своем составе учебные пособия, автоматизированные учебные курсы, тренажеры, учебные пакеты прикладных программ — ППП. На практике учебные ППП являются элементом систем автоматизации профессиональной деятельности и используются для решения задач по определенной тематике.
Источник: monographies.ru
Обучающие программы для предметов начального обучения
компьютерная программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программным средством учебного назначения называют программное средство, в котором отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Программное средство учебного назначения предназначается для использования в учебно-воспитательном процессе в целях развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения.
Скачать:
| |
1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обучающие программы для предметов начального обучения Чигринова Александра Ивановна Учитель начальных классов
Программным средством учебного назначения называют программное средство, в котором отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Программное средство учебного назначения предназначается для использования в учебно-воспитательном процессе в целях развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения.
Использование программного средства учебного назначения ориентировано на: решение определенной учебной проблемы, требующей ее изучения и разрешения; осуществление некоторой деятельности с объектной средой (например, с системой подготовки текстов); осуществление деятельности в некоторой предметной среде (в идеале — со встроенными элементами технологии обучения).
Семейный наставник. Русский язык. Начальная школа. 2 класс Разработчик: Инис -софт. Семейный наставник.
Учебный комплекс «Русский язык. Начальная школа. 1-4 класс» охватывает традиционную программу по русскому 1-4 класса, который можно эффективно использовать в течение целого учебного года. Учебный комплекс предназначен для организации начальной и уточняющей диагностики пробелов в знаниях, выдачи ребенку индивидуальных рекомендаций по устранению выявленных пробелов, проведения коррекционной работы, визуального контроля за усвоением.
Вокруг света. Мой первый географический атлас Разработчик: Акелла Программа «Вокруг света» — это познавательная программа по географии, как для вашего ребенка, так и для всей семьи. Предназначена она для работы дома и в школе. Обучение ведется в игровой форме развивающей воображение ребенка.
Особенность этой обучающей программы в том, что текст, картинки и звуки воспроизводятся одновременно и воздействуют на развитие ребенка более эффективно. Ребенок сам выбирает темп и уровень сложности, и это делает процесс обучения естественным и эффективным. Атлас включает карты различных континентов и стран с расположенными на нихгеографическими объектами и достопримечательностями, а также познавательную информацию о флагах и столицах государств. Программа сопровождается многочисленными играми и викторинами.
Снежная королева: Путешествие на край земли. 1-4 класс. Разработчик: Гонгальский А.Б. Вы на пороге увлекательного путешествия с любимыми героями сказки Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева». Вашего ребенка ждет встреча с очень храброй и отважной девочкой Гердой . Она отправляется на поиски своего брата Кая, которого похитила Снежная Королева.
По дороге она встретится со смелой разбойницей, капризной королевой, мудрым вороном и другими героями, которые помогут найти ей путь на север, в Лапландию. Там она должна отыскать замок Снежной королевы и спасти своего брата Кая. Помимо сказочного приключения ваш ребенок не только получит знания по природоведению и географии нашей планеты, но и узнает, как пользоваться картой, компасом и что такое солнечные часы. Это и многое другое поведают ему герои сказки. Кроме того , юного исследователя ждут игры, загадки и не простые головоломки от Снежной Королевы
Веселые уроки. 1-4 класс Разработчик: Dorling Kindersley В тебе живет дух путешественника и исследователя? Хочешь увидеть льды Арктики и тропические леса Амазонии , Эйфелеву башню и египетские пирамиды, опуститься в глубины океана и подняться прямо в космос? С помощью этой энциклопедии ты сможешь все это осуществить! Приготовь фотоаппарат, выбери место на карте мира — и вперед!
Тебя ждут интересные открытия, анимационные ролики, мини-игры и многое другое! Путешествуя, делай фотографии на память, коллекционируй виртуальные открытки и собирай супернаклейки ! Поместив их все в специальный журнал, ты заработаешь в конце своих странствий особый приз и звание великого путешественника!
Академия младшего школьника. 1-4 класс Разработчик: Кибер Сфера Программно-методический комплекс для компьютерной поддержки учебного процесса в 1-4 классах начальной школы по основным предметам: Обучение грамоте; Русский язык; Математика; Окружающий мир. Включает печатное методическое пособие для учителя и является многопользовательской версией для образовательных учреждений (с возможностями работы по локальной сети). В своем составе имеет также набор развивающих игр для развития психофизиологических качеств учащихся, таких как: зрительно-моторная координация, внимание, зрительная память, различные виды мышления. Является новой версией ПМК «Радуга в компьютере», используемого в начальной школе с 1993 года.
Игра «Математическое нападение». 1-4 класс Данная флеш -игра по математике позволяет сражаться с мультяшными микробами в организме человека путем умения считать, давать ответы на простейшие примеры на сложение, вычитание, умножение и деление. Итогом игры есть результат вашего IQ. Эта математическая игра очень увлекательна.
Супердетки . Весёлый диктант. Этот курс предлагает отличную возможность потренироваться в написании диктантов вместе с веселым анимированным персонажем. Увлекательные задания помогут ребенку окунуться в удивительный мир русского языка. Вместе со своим забавным спутником он потренируется писать под диктовку, исправлять ошибки и применять правила русского языка.
А чтобы развлечься – поиграет в смешной тетрис со словами. Программа предназначена для детей от 6 до 9 лет.
Источник: nsportal.ru