Применительно к деятельности детского объединения воспитательно-образовательная программа, это документ, четко определяющий цели деятельности данного детского объединения, средства и пути их реализации.
Программа детской организации по своему смыслу должна давать ответы на следующие вопросы:
1. Каково исходное состояние детской организации? (что реально существует)
2. Каким хотелось бы видеть детскую организацию? (что хочется в идеале).
3. Что надо предпринять для того, чтобы изменить реальное
состояние дел и приблизить его к идеальному образу?
Программа может иметь раз личную структуру, но основные ее элементы (разделы) чаще всего неизменны:
2. Цель и задачи деятельности.
3. Содержание деятельности.
4. План реализации, или Механизм реализации.
5. Предполагаемые результаты.
Рассмотрим их подробнее.
Введение (объяснительная записка, преамбула и т.п.). В этой части программы обосновывается ее актуальность и значимость. Для этого необходимо проанализировать социально-педагогические условия, которые сложились в школе или микрорайоне на момент создания программы. Здесь же указывается точный адрес программы, т.е. кому она предназначается (какому возрасту, социальной группе детей и т.д.). Во введении объясняется название программы (при его наличии), ее основные идеи и принципы.
Реформа детсадов: все, что нужно знать родителям и детям. Главная программа
Цель. В этом разделе указывается основная (главная)цель программы и задачи, которые уточняют, конкретизируют основную цель. Цель и задачи должны быть конкретными, реальными достижимыми
Цель деятельности, детской организации — это конкретный образ предполагаемого (ожидаемого) результата, который детская организация может реально достичь к определенному моменту времени. (Это могут быть, например, какие-то качества, знания, умения, которые ребенок приобретет в детском объединении).
И еще, необходимо уяснить: цель возникает тогда, когда появляется проблема. Найти, «нащупать» проблему и означает определить цель деятельности (т.е. решение проблемы). Проблема — это разрыв между желаемым состоянием (идеальным образом) чего-то и его фактическим (реальным) состоянием.
Решение проблемы — выбор одного из многих существующих вариантов действий, позволяющих перейти от фактического состояния (чего, кого-либо) к желаемому. К примеру, старший вожатый в своей работе столкнулся с проблемой: низкая активность детей в общественной деятельности, отсутствие инициативы (реальное состояние). Поэтому он выдвинул цель — повышение активности детей, создание условий для развития их социального творчества (желаемое состояние). Реализовывать цель старший вожатый решил через создание системы детского самоуправления в объединении (вариант решения проблемы).
Задача — это частная цель или мини цель. Это конкретизация цели, шаг на пути ее достижения. Задачи разрабатываются для каждого направления программы.
Поэтому и раздел программы «Целеполагание» обязательно включает в себя и основную (главную) цель и конкретизирует ее задачи. Опыт свидетельствует, что программа детского объединения не может быть многоцелевой. Программа обычно содержит 1-2 основные цели и уточняющие их задачи (2-7).
Особенности образовательной программы «Вдохновение»: теория и практика
Чтобы правильно определить цели и задачи необходимо сделать несколько шагов:
Шаг 1. Изучение социального заказа — определить место и роль детской организации в воспитательной системе школы, Дома детского творчества; изучить потребности ребенка, семьи, общества в отношении детской организации. Знакомство с программами деятельности детских организаций на уровне РБ, с районными программами.
Шаг 2. Предварительная психолого-педагогическая диагностика детской организации и самодиагностика руководителя. Образно говоря, педагогу важно найти ответы на вопросы: «Что хотят и что могут дети?» и «Что хочет и что может он сам?».
Шаг 3. Выдвижение общих целей и задач. На этом этапе осуществляется выбор между «хочу» и «могу» и определяется что «надо» сделать.
Шаг 4. Изучение специфики детской организации и индивидуальных особенностей его участников. Это необходимо делать именно после предварительного выдвижения целей и задач, чтобы диагностику проводить целенаправленно. В результате вы должны получить развернутую характеристику детского объединения с учетом возрастных и половых особенностей, где отражены ценностные ориентации детей, их интересы и увлечения, общественный и личный статус, проявление тех или иных свойств и качеств личности, семейная ситуация, успеваемость и положение в школе и т.д.
Шаг 5. Изучение условий, в которых будет реализовываться программа. Во-первых, условия, связанные с особенностями и педагогическими возможностями базового для детской организации учреждения. Во-вторых, условия, связанные с особенностями семейных взаимоотношений членов детской организации.
Шаг 6. Выдвижение конкретных целей и задач программы.
В качестве иллюстрации:
Общие правила формулировки целей и задач:
•Возможны два варианта формулировок: через глагольную форму или через существительное («развивать» — «развитие», «формировать» — «формирование»»).
•В одном блоке целей и задач должны быть формулировки только одной формы либо глагольные, либо через существительные.
•Надо конкретизировать заданный срок достижения цели. Календарный срок — это тот рубеж, когда не обходимо дать ответ — достигнута ли цель.
•Оговаривать только то, «что» и «когда» должно быть сделано, не детализирую «как» и «почему» это должно быть сделано. •Цели и задачи должны быть логически увязаны между собой.
В этой части программы необходим о продумать педагогические средства и приемы воплощения своего замысла в конкретные мероприятия, игры и дела, в которых и будет осуществляться воспитание и развитие членов детской организации.
План реализации. Данная часть программы может иметь и другие названия. Один из наиболее сложных для разработки разделов. Он представляет собой описание системы действий (что необходимо сделать, с кем встретиться), но воплощению в жизнь замысла, идей программы. Главное назначение этого раз дела продумать, как то, что написано на бум аге, превратить в реальную деятельность детей и подростков; какие действия, кто, в какие сроки, где, с использованием каких ресурсов должен выполнить, чтобы
получить желаемые результаты. Разработка плана (механизма) реализации программы состоит из следующих этапов:
1. Определение условий, обеспечение которых позволит решить конкретную задачу программы.
•Организационные условия — это создание новых органов, структур объединения (совет, временная творческая группа, клуби т.п.).
•Научно-методические условия — это овладение необходимыми знаниями и умениями, приобретение нужного уровня квалификации в чем-либо, (посещение курсов повышения квалификации, приглашение конкретных специалистов-консультантов и т.п.).
•Материально-технические условия — это создание необходимых средств (техническое оборудование, место, прикладной материал и т.д.) для успешной деятельности Детской организации.
• Мотивационные условия — это действия, которые призваны сформировать заинтересованность детей и взрослых в решении поставленной задачи.
2. Составление плана действий по реализации программы. Исходя из определенных условий составляется план действий.
Результаты. В этом разделе указывается предполагаемые результаты, итоги выполнения программы. Напомним, что, как и задачи, результаты должны быть конкретными и реальными. По сути, главным результатом деятельности любого детского объединения являются развитие ребенка и детского сообщества. Показатели этого развития (новые знания, умения, навыки, уровень взаимоотношения и т.д.)и должны стать результатами деятельности детского объединения.
Те из педагогов, кто неформально относится к определению и формулировке целей и задач программы, облегчает себе жизнь при работе над этим разделом. Можно сказать, что это тот же раздел что и «Целеполагание», но описанный другими словами.
Какие еще компоненты может содержать структура программы? В некоторых вариантах есть раздел «Кадры», где указывается, кто
Разработка программы детского объединения процесс непростой, требующий определенного опыта и знаний от педагога. Но нельзя в программировании обойтись и без помощи детей, коллег. Они должны стать соавторами каждой программы, т.к. только заинтересованность ребят, содействие всех взрослых, причастных к деятельности детской организации, их активность на всех этапах программирования, сделают программу полезной и эффективной.
Важным представляется и то, чтобы разработка программы не превратилась в самоцель, как это уже было в прошлом с перспективным планированием воспитательной работы, а явилась настоящим подспорьем в деятельности детских объединений различных типов. Иначе все то, о чем говорилось выше, не имеет смысла.
Последовательность действий педагога при формировании детского коллектива.
Одной из задач педагога в работе с детским объединением, было, есть и будет «формирование коллектива». Эта задача может не осознаваться педагогом — в силу его неопытности, может сознательно игнорироваться — в силу морально-педагогических предубеждений, но даже в этих случаях взаимодействие взрослого с группой детей, объединенных некой деятельностью, будет влиять на процесс коллективообразования. Наиболее полным и благотворным это влияние будет при соблюдении двух условий:
Педагог понимает роль коллектива в жизни ребенка, видит
воспитательные возможности коллектива и сознательно ставит
перед собой задачу: создать коллектив.
Педагог знает, какие силы и закономерности лежат в основе
процесса коллективообразования и каким образом этими силами
Источник: poisk-ru.ru
Характеристика современных образовательных программ для дошкольников
Характеристика современных образовательных программ для дошкольников.
Саломатина Лидия Данииловна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №32»
Аннотация: В данной статье рассмотрены основные задачи современного дошкольного образования, а также виды образовательных программ в России. Освещены требования к образовательным программам. Проведен сравнительных анализ основных комплексных и некоторых парциальных программ. Сделаны выводы о целесообразности использования парциальных программ образования для более успешной реализации задач воспитания детей дошкольного возраста.
В современном мире нельзя переоценить роль дошкольного образования. На сегодняшний день ступень дошкольного детства становится главным образовательным резервом нашей страны.
Именно в дошкольном возрасте происходит активное становление личности ребёнка, закладываются основные духовно-нравственные принципы, нравственно-волевые качества, интеллектуальные умения и навыки, важные для будущего обучения в школе. Другими словами, дошкольное образование выступает в роли фундамента для дальнейшего гармоничного и всестороннего развития ребёнка.
Поэтому колоссальное значение имеет выбор образовательной программы, которая, в свою очередь, должна соответствовать необходимым требованиям и максимально ёмко решать задачи всестороннего воспитания детей. К таким задачам относится физическое, умственное, трудовое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, духовно-нравственное развитие. Все эти задачи в практической деятельности должны быть в единстве, гармонии и взаимосвязи, органически дополнять друг друга. Только при соблюдении данного условия становится возможным реализовать основную цель воспитания детей – подготовка всесторонне развитой личности.
Существует большое количество образовательных программ, принятых и одобренных Министерством Образования РФ. Все эти программы можно разделить на комплексные образовательные программы и парциальные. Комплексные, или общеразвивающие программы, включают в себя основные направления развития ребё нка: физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей, становлению специфических видов детской деятельности: предметной, игровой, театрализованной, музыкальной, изобразительной и так далее. Парциальные программы, в свою очередь, включают в себя углублённое развитие одного или нескольких направлений развития ребёнка. Вне зависимости от типа образовательной программы, любая из них должна соответствовать основным общим требованиям:
Программы для ДОУ должны соответствовать Закону РФ «Об образовании», Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении.
Должен соблюдаться светский характер образования
Программы должны строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми
Программы должны быть нацелены на развитие любознательности, как основы познавательной активности у дошкольника, способностей ребёнка, коммуникативности, а также на формирование творческого воображения
Программы должны обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое и интеллектуальное развитие, эмоциональное благополучие каждого ребенка, создать условия для развития личности ребёнка, его творческих способностей. Программы должны быть нацелены на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, на взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка
Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трё х формах: занятия, как специально организованная форма обучения, нерегламентированные виды деятельности, свободное время, предусмотренное для ребёнка в детском саду в течение дня
В программах должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей. Программы должны строится с учётом специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности
Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребёнку, работу с разными подгруппами детей, учитывать их возрастные особенности.
Программы должны включать описание организации развивающей среды с указанием основных перечней применяемых материалов и оборудования
Программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребёнка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации.
Существует несколько комплексных образовательных программ, рекомендованных Министерством Образования РФ : «Программа воспитания и обучения в детском саду», авторский коллектив под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой; «Программа Радуга», авторы Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и другие; Программа «Детство», авторы В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и другие; «Программа Истоки», авторы Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и другие; «Программа Развитие», авторы Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и другие; «Программа Кроха», авторы Г. Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и другие.
«Программа воспитания и обучения в детском саду», созданная авторским коллективом под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой основана на Типовой программе воспитания и обучения в детском саду. Она является адаптированным вариантом для российских детских садов.
Одним из её преимуществ является то, что во всех видах детской деятельности на каждом возрастном этапе первостепенное внимание уделяется развитию творческих способностей детей, их индивидуальности. Идеологической основой программы стали важнейшие этические принципы Конвенции «О правах ребёнка», что соответствует современным нормам воспитания и развития ребёнка. Программа обеспечивает всестороннее, гармоничное развитие ребёнка, чётко определяет задачи воспитания и обучения, основана на преемственности всех возрастных периодов раннего и дошкольного детства, ориентирована на региональный компонент и на подготовку детей к школе. Основные направления воспитания, обучения и развития ребёнка представлены с учётом психофизиологических особенностей дошкольников. Большое место в программе отводится здоровью детей, их эмоциональному благополучию, использованию физических упражнений и подвижных игр.
В основу программы «Радуга» положена идея о том, что каждый год жизни ребёнка является решающим для становления определенных психических новообразований. Создаются специальные условия для развития самостоятельности детей, стимулируется постановка новых целей и поиск путей решения. Существенным моментов для этого является создание у детей мотивации трё х типов: игровой, мотивации общения и личной заинтересованности. Авторы программы назвали её «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, так как она включает в себя семь важных видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит развитие ребё нка: изобразительная деятельность, развитие речи, математика, конструирование, музыка, движение, окружающий мир. Программа имеет полный комплект методического обеспечения и представляет собой целостную систему воспитания, обучения и развития детей в условиях детского сада.
В программе «Истоки» ребёнок является центральной фигурой воспитательного процесса. Гуманистическая по направленности программа позволяет учитывать разный темп развития детей и реализовывать индивидуальный подход к ним за счет того, что в программе психологический возраст не совпадает с хронологическим.
Основываясь на этих принципах, в программе сформированы 4 стадии развития: младенческий возраст, ранний возраст, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст. Программа направлена на обогащение –амплификацию психического развития ребёнка. Такой подход предполагает максимальную реализацию его возможностей. В программе учтена специфика дошкольного образования, отведено место для взаимодействия с семьей ребёнка.
Программа «Развитие» акцентирована на развивающее обучение с опорой на психологическую теорию Л. А. Венгера о развитии способностей детей. В основе программы лежат две теории : теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития и теория Л. А. Венгера о развитии способностей.
Основная направленность программы – это развитие умственных способностей. Программа составлена для каждого возраста и содержит в себе развернутые планы, педагогическую диагностику, полный комплект пособий в помощь педагогу. Особое внимание уделено формированию у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач. Программа предполагает проведение занятий в подгруппах численностью 8-10 человек. Также, помимо традиционных разделов, программа включает в себя такие разделы, как: «Выразительное движение», «Художественное конструирование», «Режиссерская игра».
Своеобразие программы «Кроха» заключается в широком диапазоне охвата периода развития ребёнка, начиная с подготовки матери к появлению ребёнка на свет, вплоть до его адаптации к поступлению в дошкольное учреждение. Программа адресована в первую очередь семье и содержит в себе информационные материалы по всем направлениям развития личности ребёнка до трёх лет.
Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной комплексной программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ. Их существует достаточно много, каждая из них направлена на углубленное развитие тех или иных качеств у ребёнка.
Программа «Основы безопасности детей», созданная авторами Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой направлена на формирование у ребёнка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, воспитывает в детях самостоятельность и ответственность за своё поведение. Программа содержит шесть разделов: «Ребёнок и другие люди», «Ребёнок и природа», «Ребёнок дома», «Здоровье ребёнка», «Эмоциональное благополучие ребёнка», «Ребёнок на улицах города».
Программа «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой направлена на воспитание с ранних лет гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологической грамотности и безопасного поведения человека.
Программа «Гармония» авторов К. В. Тарасовой, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан обеспечивает музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей в процессе основных видов музыкальной деятельности. Особенность программы заключается в том, что она основана на многолетних научных исследованиях развития музыкальных способностей. Программа методически обеспечена хрестоматиями, аудио кассетами, рекомендациями по организации работы с детьми всех возрастов с учётом их психологических особенностей.
Грамотно сочетая различные образовательные программы, педагог имеет возможность значительно повысить уровень развития своих воспитанников. Добавляя к основной комплексной программе ту или иную парциальную программу, задаётся вектор образования дошкольника, учитывается его индивидуальные особенности.
Комбинируя программы, открываются новые возможности для дальнейшего всестороннего и гармоничного развития детей. Важно при этом сохранять целостность педагогического процесса, следить за тем, чтобы выбранные программы строились на единых принципах, не допускать дублирования или противоречия в содержании программ. Также важно обеспечить оптимальную нагрузку на ребёнка при комбинации программ, используемых в педагогическом процессе. Заботясь о здоровье и всестороннем развитии ребёнка, педагоги совместно с семьей должны стремиться сделать детство каждого ребёнка счастливым.
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду», авторский коллектив под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой;
2. «Программа Радуга», авторы Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и другие;
3. Программа «Детство», авторы В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и другие;
4. «Программа Истоки», авторы Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и другие;
5. «Программа Развитие», авторы Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и другие;
6. «Программа Кроха», авторы Г. Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и другие.
7. Программа «Основы безопасности детей», авторы Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева
8. Программа «Наш дом – природа», автор Н. А. Рыжова
9. Программа «Гармония» авторы К. В. Тарасова, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан
Публикации по теме:
Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС до Тема моей презентации: «Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС ДО»Необходимо помнить, что воспитательно.
Фотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню Победы 9 мая 2015 года мы празднуем юбилей Победы. Это и торжественно, и печально, ведь чем дальше мы отодвигаемся по временной ленте от войны,.
Результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией Критерий 1 «Результаты освоения воспитанниками образовательных про-грамм по итогам мониторингов, проводимых организацией» (по результатам.
Конспект НОД по ПДД с использованием современных образовательных технологий с детьми старшего дошк-го возраста «Наша улица» Конспект открытой нод по правилам дорожного движения с использованием современных образовательных технологий с детьми старшего дошкольного.
Консультация для воспитателей «Характеристика модели оптимального двигательного режима дошкольников» Консультация для воспитателей: «Характеристика модели оптимального двигательного режима дошкольников» Двигательный режим включает в себя.
Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии» Авторы методической разработки: А. В. Гуменюк, И. С. Лукьяненко Представляем Вам занятие с применением современных образовательных технологий.
Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.
Оценка качества образовательных программ дошкольного образования (Всоко до) Оценка качества образовательных программ дошкольного образования1. Наличие документов, регламентирующих реализацию образовательных программы.
Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.
Отчет об использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС. В помощь аттестующимся воспитателям Отчет об использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно — образовательном процессе воспитателя.
Источник: www.maam.ru
Для чего нужны детские развивающие центры
Раньше детей дошкольного возраста отдавали в детские сады, но в последние годы все большее распространение получают детские развивающие центры. Что же это за заведения, и чем они занимаются?
Детский развивающий центр – это частная коммерческая или некоммерческая организация, которая помогает детям адаптироваться к социуму, подготовиться к школе, получить необходимые знания и навыки. Детские центры ориентированы на детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Одной из таких организаций является Детский Центр «Солнечный Город», который принимает на обучение даже малышей возрастом до года.
Что дает ребенку посещение детского развивающего центра?
В детских центрах малыш получает возможность интересно проводить свободное время, приобретая навыки общения со сверстниками и взрослыми и приучаясь к самостоятельности. Здесь он знакомится с другими детьми, приобретает первых друзей, учится правильно вести себя в коллективе. Большим преимуществом таких организаций перед детскими садами является то, что учебные группы очень маленькие (примерно 6 – 8 человек), и это позволяет педагогам уделять достаточно времени каждому ребенку. В развивающих центрах практикуется индивидуальный подход к детям, что дает возможность выявить у малыша способности к рисованию, музыке, танцам, пению или другим видам искусства. Поскольку каждый ребенок индивидуален в своем развитии, опытные педагоги развивающих центров подберут наиболее подходящую программу занятий для каждого.
Какие занятия проводятся в детских центрах?
Учебная программа детских развивающих организаций довольно обширна, и ориентирована на детей разного возраста. С малышами проводятся занятия по развитию мелкой моторики, речи, мышления. Дети постарше занимаются творчеством – рисованием, лепкой, изготовлением поделок, а также учатся читать, писать, изучают математику, иностранный язык, основы этикета и другие предметы. Занятия музыкой, вокалом, хореографией тоже входят в программу обучения.
Физическая культура также является неотъемлемой частью гармоничного развития ребенка. Как правило, умственная деятельность, чередуется с физической (физкультминутками, подвижными играми), что позволяет детям меньше уставать и лучше усваивать информацию. Занятия проходят в веселой, непринужденной обстановке, отсутствует строгая дисциплина, как в детском саду. Помимо учебных занятий, в развивающих центрах практикуется проведение детских утренников, конкурсов, викторин.
Как правило, в развивающих центрах работает логопед. Многие дети имеют некоторые дефекты речи, которые желательно устранить до поступления в школу. Занятия с логопедом помогут эффективно справиться с этой задачей. Кроме того, в центрах имеется практикующий детский или семейный психолог. Родители могут записаться на консультацию и получить квалифицированную помощь в решении какой-либо проблемы, а также задать специалисту все интересующие вопросы, касающиеся воспитания ребенка.
Занятия в детских развивающих центрах проходят в ненавязчивой, игровой форме. Это позволяет малышам весело и с пользой проводить свободное время в окружении сверстников, познавая окружающий мир и получая новые знания.
Источник: cityforkids.ru