Для чего нужны типовые программы

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. Ее создание — результат большой и кропотливой работы представителей различных областей знаний: специалистов конкретной науки, определяющих основной круг знаний, умений и навыков; педагогов и психологов, формирующих и распределяющих материал по годам обучения в соответствии с возрастными возможностями детей; методистов, разрабатывающих научно-методическое обеспечение, необходимое для эффективного усвоения знаний, умений и навыков.

В типовой учебной программе аккумулируется историко-педагогический опыт, отражаются требования достижений педагогической и психологической наук. По мере социального, научно-технического прогресса и развития педагогической науки и практики периодически возникает необходимость пересмотра учебных программ.

Типовые учебные программы утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации и имеют рекомендательный характер. На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются педагогическим советом школы рабочие учебные программы.

Как быстро зарегистрировать типовые расходы

Они могут быть разработаны непосредственно, исходя из требований государственного стандарта к образовательным областям. В рабочей программе в отличие от типовой описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, свою точку зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Такие программы должны иметь внешние рецензии от ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов. При их наличии программы утверждаются педагогическим советом школы. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся (обязательных и факультативных). Исторически в построении учебных программ сложилось два способа:концентрический и линейный.

При концентрическом способе развертывания содержания учебного материала одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения либо на разных этапах изучения одной и той же дисциплины. Такой способ часто обосновывают тем, что тот или иной раздел учебного курса, имеющий принципиальное значение для последующего изложения, тем не менее в силу возрастных особенностей учащихся не может быть достаточно глубоко усвоен на данной ступени обучения. Недостатком концентрического способа является замедление темпов школьного обучения вследствие неоднократного возвращения к одному и тому же материалу. Например, раздел физики «Работа и энергия» изучается в VI и VIII классах; раздел биологии «Клетка» — в V и X классах.

При линейном способе развертывания содержания учебного материала не происходит повторного возвращения к ранее изучавшимся разделам программы. При этом учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии. Причем новое знание излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Этот способ дает значительную экономию во времени и применяется в основном при разработке учебных программ в средних и старших классах. Нужно отметить, что в новых учебных программах линейное расположение материала усилено за счет некоторого уменьшения концентризма.

Типовые программы МЧС России: проектировщикам для аттестации и ответственным за лицензию МЧС

Не следует механически разделять и противопоставлять эти два способа развертывания содержания образования, поскольку они взаимно дополняют друг друга, а оценка учебной программы по той или иной дисциплине, построенной концентрическим или линейным способом, зависит от ее места в учебном плане.

В реальной педагогической практике порядок развертывания содержания образования иногда ставится в зависимость от способностей и интересов самих учащихся. Это возможно, например, когда в рамках общеобразовательной школы создаются профильные классы с определенным набором учебных предметов (физико-математический, биологический, химический и т.д.). Иными словами, это происходит в том случае, если учитываются индивидуальные склонности и интересы учащихся, если в обучение вводится элективный принцип. Для этого утверждаются разные учебные программы обязательных и факультативных дисциплин для профильных классов.

Специфика каждого учебного предмета по содержанию, характеру применения знаний на практике, по видам деятельности обусловливает вариативность программных структур. Так, структура программы по химии для IX класса включает тему, межпредметные связи, демонстрации, лабораторные работы, практические занятия, экранные пособия; по обществоведению в Х классе — тему, повторение, основные понятия, законы, межпредметные связи, опорные понятия; по технологии в VIII классе — тему, примерный перечень изделий, технико-технологические сведения, межпредметные связи, практические работы, демонстрации; по изобразительному искусству в III классе — практическую работу (композиционная деятельность, цвет, форма, пропорции, конструкции, пространство), восприятие (эстетическое восприятие действительности, восприятие искусства), основные требования к знаниям и умениям учащихся, демонстрации, межпредметные связи.

В системе общего среднего образования большое значение придается формированию общих учебных умений и навыков. Это вызвало необходимость создания специальной программы, в которой в динамике, с последовательным развитием и усложнением для каждого класса, рассматриваются четыре группы умений и навыков:

учебно-организационные умения и навыки предполагают овладение учеником способами выполнения каждого компонента учебной деятельности (учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и самооценки), а также способами самостоятельного перехода от одного компонента или этапа учебной работы к другому; способами внешней организации своей учебной работы (культурой рабочего места, рациональным порядком занятий, режимом дня и др.); способами передачи знаний своим товарищам по классу или младшим школьникам;

Читайте также:
Что за программа в612

учебно-интеллектуальные умения и навыки включают в себя способы выполнения мыслительной деятельности, постановки и решения проблем, а также приемы логического мышления (на основе формальной и диалектической логики);

учебно-информационные умения и навыки заключаются в овладении методами и приемами самостоятельного приобретения знаний, новой, дополнительной информации, ее хранения;

учебно-коммуникативные умения и навыки состоят в овладении учеником способами построения устной и письменной речи в зависимости от целей и условий общения с другим человеком (учителем, сверстником) в ходе учебной работы.

Овладение этими умениями и навыками позволяет обеспечить эффективное усвоение учащимися учебного материала по всем предметам и создает условия для их самообразования в настоящем и непрерывного образования в будущем.

§ 5. Учебная литература

Учебник – это книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету.

Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре обязательно соответствует учебной программе по предмету. Учебники, созданные на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерством образования и науки Российской Федерации для всех школ страны.

Как средство обучения учебник выполняет следующие функции:

· информационную — обеспечение школьников необходимой и достаточной информацией, формирующей их мировоззрение, дающей пищу для духовного развития и практического освоения мира;

· трансформационную – материал в учебнике, преобразуясь с учетом возрастных особенностей учащихся и дидактических требований, становится доступным для них, но не исключает проблемности и возможности его творческого освоения;

· систематизирующую – реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета;

· закрепления и осуществления самоконтроля – учебник предоставляет возможность повторного изучения, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов;

· интегрирующую – учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук;

· координирующую – способствует привлечению в процессе работы над материалом других средств обучения (карт, иллюстраций, диапозитивов, натур);

· развивающе-воспитательную – духовно-ценностное влияние содержания учебника на учащихся, формирование в процессе работы над ним таких качеств, как трудолюбие, мыслительная активность, способность к творчеству;

· обучающую – проявляется в том, что работа с учебником развивает такие умения и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для самообразования.

Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и внетекстовые вспомогательные компоненты. Тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения.

Также выделяют основные, дополнительные и пояснительные тексты. Основной текст, в свою очередь, подразделяется на два компонента: теоретико-познавательный и инструментально-практический. К теоретико-познавательному компоненту относятся: базовые термины; ключевые понятия и их определения; основные факты, явления, процессы, события; опыты; описание законов, теорий, ведущих идей; выводы и т. п.

К инструментально-практическому компоненту относятся характеристики основных методов познания, правил применения знаний, способов усвоения и самостоятельного поиска знаний; описание задач, опытов, упражнений, экспериментов; обзоры, разделы, систематизирующие и интегрирующие учебный материал.

Дополнительный текст включает документы; хрестоматийный материал; обращение к читателям; биографические, народоведческие, статистические сведения; справочные материалы, выходящие за рамки программы.

Пояснительный текст включает предметные введения к учебнику, разделам, главам; примечания, разъяснения; словари; определители; пояснения к картам, схемам, диаграммам; указатели.

К внетекстовым компонентам учебника относятся: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал (предметные и сюжетные материалы, документы, технически карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, графики, иллюстрации и др.); аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечание, приложения, оглавление, указатели.

Учебный текст (в отличие от текста справочника) служит прежде всего цели разъяснения содержания, а не просто информирования. Кроме того, учебный текст должен оказывать на учащегося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему особенно на ранних стадиях обучения язык учебника должен использовать семантические метафоры, языковые стереотипы и др., что недопустимо в строго нормированном научном языке.

Учебники содержат изложение основ наук и одновременно организуют самостоятельную учебную деятельность учащихся по усвоению учебного материала. Другими словами, он учит учиться. В этой связи к нему предъявляются требования, касающиеся не только построения учебных текстов. Это требования дидактические, психологические, эстетические, гигиенические.

Учебник должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем конкретный, оснащенный основными фактологическими сведениями. Он должен в единстве отражать логику науки и программу учебного предмета; содержать изложение подлинной науки и одновременно быть доступным для учащихся, учитывать особенности их интересов, восприятия, мышления, памяти; развивать познавательный и практический интерес, потребность в знаниях и практической деятельности.

Формулировки основных положений, выводов должны отличаться предельной ясностью и четкостью. Язык изложения материала должен быть образный, увлекательный с элементами проблемного изложения. Хороший учебник информативен, энциклопедичен, побуждает к самообразованию и творчеству.

Вопросы и задания

1. Что такое стандарт образования?

2. Дайте определение государственного стандарта общего образования.

3. Для чего предназначен государственный стандарт общего образования?

4. Какова структура государственного стандарта общего образования?

5. Каковы функции стандарта общего образования?

6. В каких документах находит свое отражение государственный стандарт общего образования?

7. Дайте анализ государственного образовательного стандарта общего образования по его уровням.

8. Что такое профильное обучение?

9. Назовите типы учебных планов и проанализируйте федеральный базисный учебный план общеобразовательной школы.

Читайте также:
Программа ирис что это

10. Каково соотношение науки и учебного предмета?

11. Что собой представляет учебная программа? Каковы ее функции?

12. Каковы виды учебных программ и способы их построения?

13. Какие требования предъявляются к учебникам?

Рекомендуемая литература

Закон Российской Федерации «Об образовании». В редакции федеральных законов. — М., 2008.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.; 2009;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.- М.; 2010;

Проект Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. – М.; 2010;

Галкина Т.И., СухенкоН.В. Организация профильного обучения в школе. – Ростов н/Д, 2006

Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. – М., 2004.

Зуев Д.Д. Школьный учебник. — М., 1983.

Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе). — М., 2001.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – М., 2002.

Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. — М., 1989.

Седова Л.Н., Штых И.В. Теория обучения. – М., 2006.

Учебные стандарты школ России: В 2-х кн. – М., 1995.

Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. — М., 1999.

Шиянов Е. Н. Педагогика: общая теория образования: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. – Ставрополь, 2007.

Глава 12. Методы и средства обучения

Источник: studopedia.su

5. Характеристика учебных программ, учебников и учебных пособий

Учебная программа — это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса. В настоящее время в российских школах используются два вида учебных программ: типовые программы и рабочие школьные программы. В отдельных случаях практикуются личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

Типовые учебные программы

Типовые программы очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения, специфических для конкретного учебного предмета. Типовые программы служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ. Они утверждаются Министерством образования и науки, молодёжи спорта Украины и носят рекомендательный характер.

Рабочие учебные программы

На основе типовой учебной программы составляются рабочие программы, в которых, как правило, отражается национально-региональный компонент, локальный или школьный, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся.

Авторские учебные программы

Что же касается авторских программ, то они отличаются и логикой построения курса, и глубиной поднимаемых в них вопросов, теорий, и характером их освещения автором программы. Они чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору, обязательных факультативов и других учебных предметов. Такие программы при наличии рецензий утверждаются педагогическим советом школы.

Структура учебной программы

Источник: studfile.net

Типовая программа производственного контроля: из чего состоит и как составляется

Программа производственного контроля (ППК) – обязательный документ, регламентирующий соблюдение гигиенических и санитарных норм, а также периодичность проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий на территории хозяйствующего субъекта.

Цель программы производственного контроля: сохранение здоровья населения, охрана окружающей среды, предупреждение аварийных ситуаций.

Разработка документа производится в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (последняя редакция от 29 июля 2017 года);
  • Свода правил от 13.07.2001 № 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Интересно: срок действия СП 1.1.1058-01 установлен датой 31 декабря 2011 года, однако в соответствии с письмом Роспотребнадзора от 15 февраля 2012 г. № 01/1350-12-32 «О действии СП 1.1.1058-01» документ сохраняет силу на настоящий момент.

Составление программы (плана) производственного контроля обязательно для всех организаций вне зависимости от их масштаба, количества штатных единиц, рода деятельности и формы государственной регистрации. Разработка документа осуществляется на этапе открытия компании.

Особое внимание к структуре документа следует уделить предприятиям, работающим с опасными отходами.

Срок действия ППК не ограничен, однако документ может корректироваться и дополняться, если: на предприятии произошли изменения, которые оказывают влияние на санитарно-эпидемиологическую ситуацию. Это могут быть изменения в штатной структуре, технологии производства, принципах отбора сырья, пр.

Готовая программа производственного контроля отправляется на утверждение руководителю предприятия или уполномоченному лицу. Дополнительное согласование в территориальных органонах Роспотребнадзора не требуется.

Ответственность за осуществление производственного контроля несет генеральный директор предприятия, а также руководители структурных подразделений.

Направления деятельности, которые необходимо отразить в программе производственного контроля:

  • Осуществление лабораторно-инструментальных исследований на границах ССЗ (санитарно-защитных зон) и на рабочих местах сотрудников, анализ сырья, качества готовых товаров и специфики их производства. Качество товаров должно подтверждаться сертификатами, санитарными паспортами, пр.;
  • Организация санитарно-гигиенического обучения и медицинских осмотров штатных сотрудников, которые занимаются хранением, логистикой и конечной реализацией пищевой продукции, бытовым или коммунальным обслуживанием работой с детьми;
  • Оповещение населения, местных надзорных органов об авариях, приостановках производственной деятельности, несоблюдениях технологических процессов, которые создают риски для санитарно-эпидемического благополучия.

Типовая программа производственного контроля: из чего состоит и как составляется

Программа производственного контроля разрабатывается в произвольной форме. Единого образца, отражающего структуру, число разделов, их наименование, перечень проводимых мероприятий, законодательством не предусмотрено.

Читайте также:
Программа 5 джи что это такое

Содержание программы обусловлено спецификой объекта, его мощностью, характером выполняемых на его территории работ, степенью риска, связанного с нарушениями санитарных правил в процессе хозяйственной деятельности.

Пример содержания типовой программы предложен в СП 1.1.1058-01.

Также приняты образцы типовых программ лабораторно-инструментальных исследований для организаций, занятых в сферах: пищевой промышленности, общепита, обслуживания, медицины. Ознакомиться с образцами можно из письма Роспотребнадзора от 13.04.2009 № 01/4801-9-32 «О типовых программах производственного контроля».

Внимание! Используя программу производственного контроля другой компании, убедитесь в идентичности вашей деятельности и сопутствующих данных. В большинстве случаев типовая форма, предложенная СП 1.1.1058-01, требует доработки с учетом специфики деятельности конкретной организации.

Состав типовой программы производственного контроля:

  • Сведения, которые отражают специфику деятельности организации;
  • Ссылки к нормативно-правовым актам;
  • Разъяснения к терминам и определениям;
  • Разъяснения к сокращениям и обозначениям;
  • Сведения, которые отражают организационную структуру компании или ее филиала;
  • Общие положения;
  • Способы планирования и реализации производственного контроля;
  • Список обязанностей, вмененных должностным лицам, которые ответственны за реализацию производственного контроля;
  • Степень ответственности должностных лиц, которые отвечают за реализацию программы производственного контроля;
  • Список мероприятий, обеспечивающих безопасность для здоровья человека и окружающей его среды.

Также типовая программа производственного контроля может содержать Приложения:

  • Приложение №1: Перечисление направлений деятельности предприятия или его структурных подразделений, подлежащих обязательному лицензированию;
  • Приложение №2: Приказ о назначении лиц, ответственных за реализацию программы производственного контроля;
  • Приложение №3: Перечисление физических факторов, требующих проведения лабораторно-инструментальных исследований. Определение сроков проведения исследований согласно СП 1.1.1058-01;
  • Приложение №4: Перечисление штатных должностей, в отношении которых требуется проводить периодический медицинский осмотр;
  • Приложение №5: Перечисление штатных должностей сотрудников организации или ее структурных подразделений, работа которых предполагает контакт с производственными загрязнениями и ежемесячное получение смывающих, антисептических, обезвреживающих химических средств;
  • Приложение №6: Перечисление штатных должностей сотрудников организации или ее структурных подразделений, работа которых предполагает вредные условия труда и получение 0,5 л молоко или иного равноценного продукта;
  • Приложение №7: Перечисление гипотетических аварийных ситуаций и чрезвычайных случаев, которые способны повлиять на санитарно-эпидемиологическое благополучие человека;
  • Приложение №8: Перечень мероприятий, направленных на санитарно-гигиеническое обучение персонала. Определение периодичности обучения;
  • Приложение №9: Перечень исследований, направленных на определение состава горячей и питьевой воды, поступающей из центральной системы водоснабжения. Определение периодичности исследований;
  • Приложение №10: Перечень мероприятий, направленных на оценку состояния почвы и атмосферного воздуха. Определение периодичности забора проб.

Важно: программа производственного контроля качества питьевой и горячей воды систем централизованного водоснабжения составляется отдельно. Утверждение программы осуществляется в соответствии с СанПиНом 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.

Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Согласование документа осуществляется в местном представительстве государственного санитарно-эпидемиологического надзора (органах Роспотребнадзора).

Объекты производственного контроля

  • Санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны;
  • Технические строения;
  • Здания общественного назначения;
  • Технологическое оборудование и процессы;
  • Рабочие места;
  • Используемые в процессе производства материалы, готовая продукция, отходы производства;
  • Транспортные средства.

Интересно: субъекты хозяйственной деятельности, которые проверяются надзорными органами на предмет наличия ППК в первую очередь:

  • Медицинские учреждения;
  • Аптеки;
  • Организации, занятые в сфере общепита;
  • Организации, занятые в сфере строительства;
  • АЗС;
  • Салоны красоты, маникюрные и косметологические кабинеты, парикмахерские;
  • Организации, занимающиеся оптовой и розничной торговлей;
  • Школьные и дошкольные образовательные учреждения;
  • Жилищно-коммунальные хозяйства;
  • Производители молочной продукции.

Как составить программу производственного контроля

Составление документа потребует от вас специальных знаний в области экологии, гигиены, санитарии, специфики производства и устройства конкретного предприятия. Лучше всего, если ответственные за разработку сотрудники будут иметь соответствующую квалификацию или пройдут дополнительную подготовку в органах Роспотребнадзора.

Если уровень компетенции штатных технологов, специалистов по охране труда и экологов не соответствует заявленным требованиям, разработку программы производственного контроля доверяют сторонней компании, специализирующейся на составлении нормативно-технических актов.

Также следует учесть необходимость лабораторных исследований, которые требуется осуществлять в аккредитованных в установленном порядке лабораториях. Цикличность и специфику исследований определяют негативные производственные факторы, зафиксированные на объекте, а также уровень их воздействия на окружающую среду и состояние здоровья человека.

Для разработки ППК потребуется следующий перечень документов:

  • Реквизиты компании и правоустанавливающая документация;
  • Документ, подтверждающий допуск к работе с опасными отходами;
  • Устав организации;
  • Перечень площадок, предназначенных для временного размещения, хранения и ликвидации отходов;
  • Сведения о проводимых замерах объема вредных веществ в точках сбора, хранения и ликвидации и отходов;
  • Бумаги, свидетельствующие об аккредитации выбранной лаборатории и сотрудников, осуществляющих необходимые изыскания;
  • Свидетельство ЕГРЮЛ;
  • Документы, подтверждающие сотрудничество с предприятиями, занимающимися хранением и ликвидацией опасных отходов;
  • Паспорта отходов;
  • Ведомость обращения с опасными отходами;
  • Документы, подтверждающие право собственности на помещение или эксплуатации его в аренду.

Этапы разработки программы производственного контроля

Поговорим шагах, которые необходимо совершить на пути к готовому документу. Так вы получите представление о том, какое количество экологов, специалистов по охране труда и технологов необходимо привлечь для его реализации.

  • Этап первый: составление пояснительной записки

Пояснительная записка включает в себя: организационно-правовую форму, реквизиты юридических или физических лиц, наименование предприятия, контактные данные, фактические и юридические адреса, прочие уставные данные, информацию о специфике деятельности или производства, планировку здания, описание производственных комплексов и оборудования, используемые технологии, санитарные правила, утвержденные нормативно-правовыми-актами.

Важно! Список необходимых документов для конкретного вида деятельности уточняется в региональных органах Роспотребнадзора.

Этап второй: составление раздела с перечнем ответственных сотрудников

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru