Для чего нужны программы деятельности

Программа деятельности коллектива является перспективным планом работы педагога на учебный год и разрабатывается на основе утвержденной образовательной программы с учетом реального состояния образовательного процесса на данном этапе и контингента воспитанников данного коллектива.

Структура программы деятельности отличается следующими особенностями:

— конкретность (программа пишется на конкретных детей конкретных групп коллектива);

— вариативность (наличие или отсутствие отдельных элементов/пунктов в зависимости от года обучения групп в данном коллективе);

— многоплановость (решение задач образования и воспитания в двух аспектах — комплексно и раздельно).

В структуре программы деятельности коллектива можно выделить следующие разделы:

2. Организационно-педагогические основы обучения.

3. Процесс обучения.

4. Организационно-методическое обеспечение.

Программа деятельности коллектива начинается с проблемно-ориентированного анализа деятельности за предыдущий учебный год. Именно, исходя из анализа, ставятся цели и задачи деятельности коллектива на предстоящий учебный год. Ошибкой большинства педагогов является механический перенос целей образовательной программы в программу деятельности. Как уже говорилось выше, образовательная программа – это стандарт, к которому необходимо стремится, а программа деятельности описывает реальное положение дел, в ней делаются «скидки» на потенциальные возможности воспитанников, планируется решение значимых в данный момент воспитательных задач и т.д.

Топ 10 программ которые нужны на любом компьютере. Лучшие программы для ПК

Если же в коллективе занимаются только вновь прибывшие дети (группы первого года обучения), то цели и задачи ставятся, исходя из их возрастных и психофизических особенностей, выявленных в ходе стартовой аттестации, которая может быть проведена в форме тестирования, анкетирования, собеседования и т.д.

Цели и задачи деятельности прописываются отдельно на группу каждого года обучения.

В разделе «Организационно-педагогические основы обучения» должна быть помещена информация об образовательной программе (название и тип программы, автор-разработчик, срок реализации, возраст детей, на которых она рассчитана, описаны возрастные и психофизические особенности детей, на основании которых сформированы учебные группы, приведены статистические данные по коллективу (количество, возраст детей), дана характеристика детского контингента (одаренные дети, дети категории «трудных», дети-инвалиды, социальный статус семей и т.д.). Здесь же расписывается режим работы коллектива и продолжительность учебного занятия.

Раздел «Процесс обучения» содержит календарно-тематический план, описание этапов педагогического контроля, план работы коллектива на лето.

Календарно-тематический план составляется по полугодиям (I полугодие – с сентября по декабрь, II полугодие – с января по май) и отражает как, собственно образовательную деятельность, так и воспитательную работу. Количество учебных часов рассчитывается, исходя из норм образовательной программы и режима работы коллектива. Так, в случае, если учебный план образовательной программы содержит 144 часа, т.е. коллектив занимается 4 часа в неделю, на проведение мероприятий воспитательного и досугового характера отводится 12 часов. Следовательно, в календарно-тематическом плане должно быть расписано 156 часов, что наглядно продемонстрировано в следующих расчетах:

Установи Эти Программы ПРЯМО СЕЙЧАС! Лучшие Программы для прокачки и оптимизации ПК Windows 10/11

Кол-во часов, отведенное на освоение тем и разделов образовательной программы в год равно 144. Это 36 учебных недель, следовательно, в неделю группа занимается 144_36=4 часа. Количество неучебных (каникулярных) недель – 3, следовательно, количество часов, отводимых на воспитательную работу 3×4=12 часов. Значит, общее количество часов календарно-тематического плана должно быть 144+12=156 часов.

Для составления календарно-тематического плана, обычно, рекомендуется использовать следующую таблицу:

Таблица 1. Календарно-тематический план

Дата Тема Теоретическая часть Кол-во часов Практическая часть Кол-во часов Наглядность, ТСО

Сюда же прилагаются индивидуальные образовательные маршруты, если существует необходимость в индивидуальной работе и есть резервные часы педагогической нагрузки.

Текущий педагогический контроль осуществляется в течение всего периода обучения – на каждом этапе учебного занятия, по ходу изучения отдельной темы. Итоговый контроль осуществляется по окончанию изучения нескольких тем или разделов образовательной программы, обычно – в конце полугодия в ходе промежуточной и итоговой аттестации воспитанников. Этапы педагогического контроля должны быть описаны в программе деятельности коллектива, для чего рекомендуется следующая таблица:

Таблица 2. Этапы педагогического контроля

Сроки Какие знания, умения, навыки контролируются Форма проведения занятия

Описываемые здесь знания, умения и навыки должны строго соответствовать требованиям образовательной программы (см. пункт «… должен знать и уметь»).

Далее необходимо указать, какие инновационные формы работы с детьми и методы обучения будут использоваться в ходе реализации программы.

Участие в конкурсных программах – хорошая возможность для реализации творческого потенциала воспитанников, эффективное средство повышения их познавательной активности. Педагог должен запланировать участие воспитанников в выставках, смотрах и конкурсах детского художественного творчества, а так же в концертных программах, если это соответствует специфике деятельности коллектива.

Читайте также:
Что за программа ленд лиза

Раздел «Организационно-методическое обеспечение» включает три подраздела:

— организация и создание внутри коллектива творческих и/или инициативных групп,

— работа с родителями (темы и сроки проведения родительских собраний, консультаций, совместных мероприятий для детей и родителей, другие формы привлечения родителей к учебно-воспитательной деятельности),

— методическая работа (работа по самообразованию, разработка конспектов занятий и сценариев воспитательных мероприятий, диагностических материалов, методических пособий, бесед и консультаций с указанием конкретных тем и сроков исполнения и т.д.).

Программа деятельности коллектива согласовывается с методистом и утверждается заведующим отделом.

План занятия

При проведении занятия каждый педагог должен иметь план занятия: опытный — краткий (сжатый), начинающий – более развернутый. Наличие подробных планов-конспектов необходимо в случаях, если педагогом проводится открытое занятие.

Количество этапов учебного занятия зависит от его типа и места в образовательном процессе, а так же, выбранной педагогом, формы проведения. В современной педагогике выделяют более 10 возможных этапов учебного занятия:

Ø организационный этап,

Ø проверочный этап,

Ø подготовительный этап,

Ø этап актуализации имеющихся у детей знаний,

Ø этап работы по новому материалу,

Ø этап первичного закрепления полученных знаний, умений и навыков,

Ø этап повторения изученного материала,

Ø этап обобщения пройденного материала,

Ø этап закрепления новых знаний, умений и навыков,

Ø физкультминутка или этап релаксации,

Ø контрольный этап,

Ø итоговый этап,

Ø этап рефлексии,

Ø информационный этап.

Рассмотрим пример планирования комбинированного учебного занятия как наиболее распространенного типа.

Тема занятия берется из календарно-тематического плана. В её формулировке должен быть отражен конкретный материал из содержания образовательной программы. Зачастую, в качестве темы занятия педагогами используются неконкретные или некорректные фразы типа «Веселый гномик», «Зимние забавы» и т.п. Такие фразы могут быть использованы только в контексте, например: «Развитие навыка изображения фигуры человека в процессе рисования «Веселого гномика» или «Знакомство с сезонными народными играми и обрядами».

Цель занятия должна соответствовать его теме, а так же направленности образовательной программы. Так, если взять для примера вышеуказанные темы учебных занятий, то цели могут звучать следующим образом: «Создать условия для формирования основных навыков изображения…», «Организовать деятельность по усвоению теоретического материала о традициях…».

Задачи – это ориентиры для достижения цели и должны образовывать единую систему деятельности. Педагог вправе поставить три основные задачи – образования, развития и воспитания, а может расписать их и более подробно. Главное, чтобы поставленные задачи не были голословны, а действительно решались по ходу проведения занятия.

Для формулировки целей и задач рекомендуется использовать фразы «создать условия для восприятия/ понимания/ закрепления/ осмысления…», «организовать деятельность по восприятию/ применению/ контролю/ коррекции…», «способствовать формированию/развитию …», «помочь в …» и т.д.

Каждое занятие начинается с организационного этапа, т.е. с приветствия и посадки детей, настроя их на работу, концентрации внимания. На следующем этапе проверяются готовность детей к занятию, наличие каких-либо материалов для работы, выполнение домашнего задания и т.д. Затем следует подготовительный этап – объявление темы и целей, знакомство с планом занятия, введение в предлагаемый образовательный материал или информацию через вопросы или аналогии, способствующие наращиванию познавательного интереса.

Затем идет основная часть занятия, состоящая из нескольких этапов. Здесь обычно имеет место работа по новому материалу (не изложение нового материала!),во время которой идет процесс усвоения воспитанниками новых знаний и способов действий. Работу по новому материалу эффективно начать с актуализации уже имеющихся у детей знаний по данной теме. На фоне собственного опыта изучаемый материал станет для воспитанников личностно-значимым, а значит, усвоится на более высоком уровне. Этап знакомства с новым материалом завершается этапом его первичного усвоения.

Если данная тема изучается уже не одно занятие, то целесообразно начать основной этап с повторения пройденного на прошлом занятии. Педагог проводит краткий обзор предыдущего занятия, предлагая детям вспомнить тему и основную мысль предыдущей встречи, сделанные выводы.

Лучшим способом закрепления теоретического материала служит этап его практического использования в ходе выполнения творческой работы или проведения игровых моментов. В процессе закрепления (повторения, запоминания) воспитанники действуют по образцу, алгоритму.

На обобщающем этапе детям предлагается самим дать оценку информации и выделить основную мысль, заложенную в материале.

Контрольные вопросы задаются по ходу всего занятия, но на контрольном этапе педагог может выявить уровень усвоения воспитанниками темы или раздела образовательной программы и уровень выполнения поставленных вначале занятия целей и задач. При этом контрольная (самостоятельная) работа должна быть разноуровневой.

После этого проводится итоговый этап, в ходе которого педагог анализирует деятельность детей или направляет их на самооценку, дает советы и рекомендации по применению изученного материала. На этом этапе оценивается общая работа группы.

Читайте также:
Что за программа freda

На рефлексивном этапе педагог мобилизует воспитанников на оценку самого занятия, что даст возможность оценить правильность выбора форм и методов работы с детьми, определить наиболее перспективные пути на будущее.

На информационном этапе детям сообщаются сведения о предстоящем занятии, о том, что необходимо подготовить, какие материалы или инструменты иметь и т.д.

Важное место в ходе занятия имеет физкультминутка или этап релаксации, в случае, если деятельность коллектива предполагает физическую работу (хореографический, спортивный коллектив). Педагог сам определяет место и время физкультурной паузы, обосновывая свой выбор спецификой деятельности коллектива в целом и учебной деятельности детей на данном занятии в частности. Так, в коллективах изобразительного и декоративно-прикладного творчества в течение двух- или трехчасового занятия дети заняты «сидячей» работой, напрягают зрение. С целью сохранения здоровья детей руководителю такого коллектива необходимо проводить целый комплекс мероприятий по повышению двигательной активности (например, пальчиковую гимнастику и общую ритмическую зарядку), а так же упражнения для глаз. Проведение релаксационных пауз повышает активность детей, увеличивает их физические ресурсы, помогает преодолеть усталость и способствует созданию здоровьесберегающей среды на занятии.

Грамотно выстроенный план занятия, описание основных моментов каждого этапа, используемых методов обучения и контроля, придаст даже опытному педагогу ещё большую уверенность в своих силах, и будет способствовать достаточно высокой результативности образовательного процесса в целом.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Программы действия

Программы действия

Все мы знаем насколько полезны списки дел. Однако, когда дело доходит до работы над несколькими проектами, мы становимся обескураженными и понимаем, что они не всегда работают. Главная проблема в том, что списки дел не указывают как достичь цели — это просто перечисление задач, которые нужно совершить. К тому же они могут быть громоздкими, что лишь усиливает нежелание приниматься за дело. В таких случаях на помощь приходят программы действия.

Как использовать программы действия

Сбор

Составьте длинный список проблем в вашем личном и профессиональном мире, которые требуют разрешения. Попробуйте собрать и записать все то, что, как думаете, не завершено и требует действий. Распределите все проблемы по категориям:

  • Срочные или не срочные;
  • Большие или маленькие;
  • Личные или профессиональные.

Когда ваша коллекция готова, все последующие проблемы попадают в список автоматически и вы наглядно можете их видеть. Не все можно записать на лист бумаги, потому что множество вопросов попадают прямиком в ваш почтовый ящик или поступают в виде служебных записок, поэтому научитесь организовывать эту информацию.

Важно не дать проектам ржаветь в вашей голове, а проблемам не давать застаиваться и раздражать, потому что именно это является одной из главных причин стресса. Все должно быть на своем месте и ожидать своего часа. Стресс возникает потому, что проблемы и задачи, которые находятся в активном состоянии, нервируют вас, когда вы занимаетесь другими делами.

Убедитесь в том, что ваши личные цели отображены в виде задач и проектов в вашем списке.

Сокращение

Пришло время обработать ваш список из задач и проблем. Посмотрите на них внимательно, определите, нужно ли вам предпринимать действия для их решения.

Обратившись к опыту, вы с удивлением отметите, что ранее множество проблем решались сами собой и не имели для вас в итоге никакого значения. Научитесь определять эти проблемы и вычеркивайте их из своего списка.

Организация и приоритизация

Этот шаг состоит из трех частей.

Первая часть: пересмотрите свой инвентарь из проектов и действий. Сгруппируйте вместе отдельные, индивидуальные действия, которые являются частью больших проектов.

К примеру, вы хотите отремонтировать ванную и покрасить гостиную в своем доме: два этих процесса можно объединить в один проект «Ремонт».

Что вы сразу заметите, когда станете сортировать подобные дела, что они словно сами начинают себя организовывать в последовательные, связные проекты.

Вторая часть: теперь, когда все проекты оформлены в список последовательных действий, пересмотрите их и расставьте приоритеты. Можете назначить им простую систему кодирования — от А доЯ в зависимости от их важности.

Третья часть: вставьте свои проекты в программы действия (используя подходы, о которых мы расскажем немного позже). Программы действия разделены на три части:

  • Следующий список действия. Он отображает следующие небольшие шаги, которые двигают ваш проект вперед.
  • Делегированный список действий. Показывает проекты и действия, которые вы делегировали другим людям.
  • Каталог проектов. Демонстрирует список всех действующих проектов, разделенных на необходимые действия.

На последнем этапе вы создаете самую большую часть программ действия — каталог проектов. Пересматривайте его хотя бы раз в неделю, чтобы понимать, в каком состоянии они находятся.

Чтобы создать делегированный список действий, вам нужно понять, какие задачи нужно делать самому, а какие можно делегировать. Запишите имя человека и действие, которое ему необходимо совершить.

Читайте также:
МТС премиум сервис что за программа

Чтобы создать следующий список действия, вам нужно подумать о том, какой проект нуждается в завершении первым. Распишите подробно, из каких шагов он состоит. Если шаг настолько мал, что его можно выполнить за минуту, то почему не сделать это прямо сейчас? Вы достигнете прогресса и будете двигаться по инерции.

При завершении каждого шага, отмечайте это в блокноте и фиксируйте в голове. Этот простой трюк позволит вам быть сконцентрированным и мотивированным. Не оставляйте без внимания свои успехи, иначе рутина разрушит все ваши начинания.

Выработка своей программы действия

Обычно программа действия и выполнение ее проекта занимает достаточно много времени. Однако вы и не должны заниматься проектом весь день напролет.

Вы можете работать над несколькими проектами одновременно. Если какая-то задача требует рутинных действий, выполняйте их во время низкой эмоциональной активности — такой подход вам позволит не только выполнять задания, но и заряжаться дополнительной энергией и выходить из тяжелого эмоционального состояния.

Теперь, когда вы закончили работу над программой действия, вы заметите что они похожи на старые добрые списки дел. Только на этот раз у вас есть четкая структура и вы можете следить за прогрессом всей вашей жизни.

Не забывайте обновлять и пересматривать свои программы действия. Задавайтесь вопросами о необходимости выполнения некоторых проектов: помогут ли они вам для долгосрочных целей? Ответ может вас удивить.

Желаем вам удачи!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • 6 шагов, которые помогут понять свое предназначение
  • Как организовать свои дела с помощью Agile
  • Анализ личных проектов
  • Как расставить приоритеты, когда всё кажется важным: 7 техник
  • 21 лучшая техника тайм-менеджмента (часть 1)
  • Проектное мышление и обучение ему
  • Как создать свою систему для любой деятельности
  • 21 лучшая техника тайм-менеджмента (часть 2)
  • Как расставить приоритеты
  • Тайм-менеджмент: советы Брайана Трейси

Источник: 4brain.ru

Что же такое программа?

Программа — это средство борьбы против стихийности и форма­лизма в деятельности многих педагогических коллективов детских лагерей, так как ее разработка «заставляет» администрацию и педагогов лагеря осмыс­ливать сущность своей деятельности, свою воспитательную позицию[1].

Программа должна показать, как с учетом конкретных условий в лагере создается нетрадиционная модель организации воспитания, оздоровления и развития детей. Учитывая то, что программируется работа детского лагеря (в этой работе соединяются усилия детей, администрации, педагогов и сотрудников лаге­ря), можно сделать вывод: программа помогает всем участникам педагогического процесса осознать цель их совместных действий, определить ожидаемый результат и в зависимости от этого скоординировать совместную деятельность (чтобы детям лучше отдыхалось, а команде лагеря лучше работалось)[2].

Во-вторых, программа — результат процесса программирования. Под про­граммированием нужно понимать четкое определение стратегических и тактических целей деятельности лагеря (или объединения), выбор эффективных форм и методов их достижения и описание основных направлений реализации замысла [3].

Программа – структурированное описание педагогической идеи и шагов по ее реализации. В структуре педагогических документов программа занимает промежуточное место между концепцией деятельности и планом работы (как распределением конкретных действий во времени и в пространстве). Любая программа представляет модель деятельности, и основанием для выделения видов программ является предмет программирования: образовательная, воспитательная, игровая (досуговая), комплексная.

Программы различаются по объему содержания (излагаются все направления или один вид деятельности); по временному периоду, на который рассчитана программа (долгосрочные, средне- и краткосрочные).

Какие бывают программы?

Возможные направления программ:

— профильные программы интеллектуальных, экологических, экономических, творческих, лидерских и тому подобных смен. Реализуются в зимний период;

— программы в сфере отдыха и оздоровления подростков, обеспечивающие нравственное воспитание, развитие разносторонних способностей и интересов детей и подростков в различных видах деятельности. Реализуются в летний период;

— специальные программы образовательных блоков (клубы, встречи, мастерские, лаборатории, часы здоровья и т.д.), различных детских объединений (центры, отряды, группы, органы самоуправления и т.д.).

Что может стать основой написания программы?

Основой создания программы могут быть следующие принципиальные подходы:

— актуальность содержания деятельности (предусмотренной в программе) для развития педагогики детского лагеря;

— разработка и апробация различных способов личностного развития подростков, обогащения их опыта в условиях временных детских объединений;

— создание необходимых условий для проявления, реализации и развития самостоятельности участников программы;

— информационная и познавательная насыщенность деятельности;

— вариативность структурной организации временных детских коллективов, многообразие временных детских объединений;

— возможность разносторонней реализации интересов, притязаний, способностей и личного опыта участников программы;

— обеспеченность позиционного определения каждого подростка, выбора им форм, пространств и видов деятельности;

— учет материально-технического обеспечения лагеря.

Источник: studopedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru