С целью обеспечения организации образовательного процесса наряду с основной образовательной программой дошкольного образования педагогический коллектив ДОУ использует парциальную программу: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой.
Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.
Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой рассчитана на работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста с 3 до 7 лет.
Цель программы: формирование у детей духовно – нравственных основ личности через приобщение к истокам русской народной культуры.
Задачи
- Обеспечивать условия для всестороннего духовно – нравственного воспитания дошкольников, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры
- Возрождать традиции семейного воспитания и вовлекать родителей воспитанников в воспитательно – образовательный процесс
- Развивать творчество в различных видах детской деятельности
- Организовать систему взаимодействия ДОУ, семьи, школы, учреждений культуры, по духовно – нравственному воспитанию дошкольников.
Планируемые результаты освоения программы, а также особенности осуществления образовательного процесса представлены в Основнойобразовательной программе дошкольного образования МБДОУ Мальцевский детский сад Пильнинского района Нижегородской области — http://mdsad.ru/educate/educate-programms.html
Парциальные программы в ДОУ по ФГОС
Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Устав
- Лицензия
- Свидетельство о государственной аккредитации
- ПФХД
- Локальные акты
- Федеральные законы
- Результаты самообследования
- Платные услуги
- Предписания госорганов
- Региональные законы
- Государственная регистрация
- ЕГРЮЛ/ИНН
- Публичный отчет
- Годовой план
- Об образовании в МБДОУ
- Образовательная программа
- Рабочие программы
- Учебный план
- Календарный учебный график
- Методические разработки
- Парциальные программы
- Музыкальные занятия
- Кружковая работа
- Физкультура
- Награды детского сада
- НОД
- Психологическая безопасность
- Презентации
- Социальное партнерство
- Режим дня
- Программа развития
- Годовой план
- Материально-техническое обеспечение
- Условия питания
- Обеспечение безопасности
- Электронные образовательные ресурсы
- Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
- Охрана здоровья
- Объекты спорта
- Библиотека
- Методические пособия
- Места осуществления образовательной деятельности
- Количество оборудованных учебных кабинетов учреждения
- Объекты для проведения практических занятий
- Финансовый план
- Финансовый отчет
- Муниципальное задание
Дополнительная информация
- Дистанционный детский сад
- Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности
- Полезные ссылки
- Фотогалерея
- Прием в МБДОУ
- Защита прав ребенка
- Противодействие коррупции
- ПДД иПБ
- Родителям
- Советы родителям
- Осторожно: снюс!
- О туберкулезе
- Об иммунизации
- О гриппе
- Консультационный пункт психолого-педагогической помощи
- Всероссийская горячая линия по профилактике гриппа
- О незаконных сборах
Парциальные программы в области физического развития ДОУ №4
Обзор комплексных программ
Первая программа, о которой мы расскажем, называется «Радуга». Авторский коллектив — сотрудники лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования Министерства общего и профессионального образования РФ. Программа разработана под руководством к.п. н. Т.Н. Дороновой.
Работа по ней ведется с 1989 г. по заказу Минобразования России. Откуда такое название? Авторы назвали свою программу, образно сравнивая ее с настоящей радугой: семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка.
Речь идет о: физической культуре, игре, ИЗО (на основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством), конструировании, занятиях музыкой и пластическим искусством, занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, математике. Одна из основных идей программы заключается в создании «поисковой» развивающей среды во всех помещениях садика. Считается, что, обладая от природы пытливым умом, малыш будет «докапываться» до цели, затем стремиться к новым достижениям.
Программу «Развитие» создал авторский коллектив сотрудников Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. А начинал ее разрабатывать доктор психологических наук Л.А. Венгер. Основная идея программы заключается в том, что дошкольное детство — уникальный период в жизни человека.
Авторы подчеркивают, что на ребенка ни в коем случае нельзя давить, навязывая чуждые дошколенку школьные формы обучения. А стоит, опираясь на данные малышу от природы способности, формировать у него в игре представления об окружающем мире. Особое внимание авторы программы уделяют умственному и художественному развитию малышей.
Программа «Одаренный ребенок» разработана тем же авторским коллективом, что и «Развитие». Это своего рода «вариация» предыдущей идеи, но предназначенная для работы с детьми шести-семи лет, обладающими высоким уровнем умственного развития. Программа также направлена на развитие художественных способностей таких малышей.
Авторы программы «Детский сад — дом радости» — к.п.н. Н.М. Крылова и В.Т. Иванова, воспитатель-новатор. В основе «Дома радости» лежит принцип взаимодействия родителей, воспитателей и малышей. Специфика программы заключается в том, что воспитатель работает не по плану, а по разработанным авторами сценариям 12-и часового рабочего дня.
Каждый день в таком саду для ребенка — маленький спектакль, где каждый малыш играет свою роль. Цель — воспитать в ребенке индивидуальность. Особое внимание в каждой возрастной группе уделяется развитию тех видов деятельности, которые требуют от ребенка максимальной самостоятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, игры, продуктивная деятельность, общение.
«Истоки» — одна из самых популярных программ в современных садах. Авторский коллектив — научные сотрудники Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Разрабатывалась она по заказу Московского департамента образования как базисная программа развития дошкольника.
Она основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях, проводимых под руководством академика А.В. Запорожца. И учитывает современные тенденции развития отечественного дошкольного воспитания. Программа позволяет педагогу найти к каждому ребенку индивидуальный подход.
Цель — разностороннее развитие малыша, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей. А также сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Программу «Детство» разработал авторский коллектив — преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. Она направлена на раскрытие индивидуальных качеств ребенка и помощь ему в адаптации к социуму.
Особенность программы заключается в том, что все виды деятельности: и различные занятия, и общение со взрослыми и сверстниками, и игра, и труд, и экспериментирование, и театрализация — очень тесно переплетаются между собой. Это дает возможность малышу не просто запоминать отдельные друг от друга знания, а незаметно накапливать самые разные представления о мире, овладевать всевозможными знаниями, умениями и навыками, постигать свои возможности. Программа включает в себя четыре основных блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».
«Из детства в отрочеств о» — так назвал свою программу авторский коллектив под руководством к.п.н. Т.Н. Дороновой. Программа задумана и разработана для родителей и педагогов, воспитывающих детей от 4 до 10 лет. Ее принципиальное отличие от других в том, что она предусматривает тесную взаимосвязь детского учреждения с семьей по всем направлениям развития личности ребенка.
Еще одна программа — «Школа 2100». Научный руководитель и автор идеи — А.А. Леонтьев. Авторы — Бунеев, Бунеева, Петерсон, Вахрушев, Кочемасова и другие. Основная идея — реализация принципа непрерывного образования и преемственность между дошкольным образованием, начальной и средней школой.
Программу ТРИЗ придумал Г.С. Альтшуллер. ТРИЗ расшифровывается, как теория решения изобретательских задач. Ее цель не просто развить фантазию ребенка, а научить мыслить системно, сделать так, чтобы малыш понимал процесс, вникал в него.
Педагог в условиях этой программы не дает детям готовых знаний, не раскрывает перед ними истину, а учит ее постигать самостоятельно, будит интерес к познанию. Программа «Юный эколог» разработана к.п.н. С.Н Николаевой.
Направлена она, как это видно из названия, на знакомство дошкольников с природой, на экологическое воспитание и развитие. Педагоги, используя эту программу, стараются воспитать в детях экологическую культуру, умение наблюдать и делать выводы из своих наблюдений, научить понимать и любить окружающую природу.
«Я — челове к» разработана профессором, д.п.н. С.А. Козловой. Программа основана на приобщении ребенка к социальному миру. С ее помощью удается развить в малыше интерес к миру людей и самому себе, положить начало формированию мировоззрения, созданию своей «картины мира».
Авторский коллектив под руководством Р.С. Буре, д.п.н., профессора кафедры дошкольной педагогики МПГУ, создали программу «Дружные ребята». В ее основе лежит воспитание гуманных чувств и отношений между детьми дошкольного возраста. Другая программа — «Наследие», разработанная к.п.н. М. Новицкой и Е.В.
Соловьевой, основана на знакомстве детей с традиционной русской культурой.
Главная задача программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» — стимуляция развития у дошколят самостоятель- ности, ответственности за свое поведение. В том числе программа учит малышей правильно реагировать в различных жизненных, в том числе опасных и экстремальных, ситуациях. Авторы: к.псих.н. Н.Н. Авдеева, к.псих.н. О.Л. Князева, к.псих.н.
Р.Б. Стёркина. Этот же авторский коллектив создал замечательную программу социально-эмоционального развития «Я, ты, мы».Это программа позволяет раскрыться каждому ребенку, научиться управлять своими эмоциями и понимать эмоциональное состояние окружающих.
Программу «Дошкольник и. экономика» придумала к.п.н. А.Д. Шатова. Ее цель — научить детей понимать и ценить окружающий мир, уважать людей, умеющих хорошо трудиться и зарабатывать себе на жизнь. А кроме того, осознавать на доступном дошкольнику уровне взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги».
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
В «Золотом ключике» педагогический процесс строится по семейному принципу. Жизнь детей наполняется сменяющими друг друга событиями, что производит эмоциональное впечатление на ребенка, находит отклик в его душе. Авторы: к.псих.н. Г.Г. Кравцов, к.псих.н. Е.Е.
Кравцова.
Авторский коллектив Нижегородского гуманитарного центра под руководством кандидата педагогических наук Г.Г. Григорьевой разработал программу «Кроха». Это программа комплексного развития и воспитания детей в возрасте до трех лет. Ее цель — помочь родителям осознать самоценность и особую значимость раннего периода жизни человека, оказать помощь в понимании собственного ребенка, в поиске и выборе адекватных путей и средств, методов воспитания.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (3-е издание М., 2005 года) является государственным программным документом, который подготовлен с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования и представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.
В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка.
Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической, как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
Ведущие цели программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
• координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
• обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
• соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.
Вполне очевидно, что решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Структура программы: программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей:
• ранний возраст — от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста);
• младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы);
• средний возраст- от 4 до 5 лет (средняя группа);
• старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей психического и физического развития детей, определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей, предусмотрено формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.
Источник: studopedia.su
Для чего нужны парциальные программы в доу
Проектирование парциальных образовательных программ для детей дошкольного возраста как условие развития профессиональных компетенций педагогов
Проблема и цель. В статье актуализируется проблема развития профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в процессе создания части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений (на примере авторских парциальных образовательных программ для детей дошкольного возраста).
Цель статьи – описать этапы проектирования, реализации и оценки качества авторской парциальной программы как условия развития профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования. Методология. Описаны подходы включения парциальных программ в часть основной образовательной программы дошкольного образования, формируемую участниками образовательных отношений: репродуктивный и творческо-поисковый. Дифференцированы понятия «авторская парциальная программа» и «модифицированная парциальная программа»; представлен алгоритм создания и апробации авторских парциальных образовательных программ для детей дошкольного возраста, включающий семь этапов: стратегический, аналитический, целеполагающий, организационно-деятельностный, апробационный, рефлексивно-оценочный, презентационный. Показан опыт Новосибирского государственного педагогического университета в построении образовательных маршрутов профессионального роста педагогов дошкольного образования в процессе проектирования авторских парциальных программ: освоения дополнительных профессиональных образовательных программ (программ повышения квалификации), научно-методического консультирования коллективов дошкольных образовательных организаций, обучения педагогов в магистратуре.
Ключевые слова:
Профессиональные компетенции педагогов дошкольного образования, авторская парциальная образовательная программа, алгоритм проектирования программы, оценка качества парциальной образовательной программы, образовательный маршрут педагога
Для доступа к полному тексту необходимо зарегистрироваться
Источник: sp-journal.ru