Для чего нужны муниципальные программы в бюджете

Содержание

Муниципальная целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение экономических, экологических, социальных и иных проблем развития муниципальных образований.

Муниципальные целевые программы могут быть текущими и перспективными и являются составными частями соответствующих планов. Расходы на реализацию целевых программ формируют бюджет развития муниципального образования.

Муниципальная целевая программа в общем случае должна включать следующие разделы:

— описание проблемы, на решение которой направлена целевая программа;

— социально-экономическое положение и основные направления развития муниципального образования, обосновывающие необходимость осуществления данной программы;

— цели, задачи, сроки и этапы реализации программы, а также целевые индикаторы и показатели, характеризующие достижение ее результатов;

Как читать бюджет

— система программных мероприятий;

— механизм реализации программы;

— ресурсное обеспечение программы;

— оценка социально-экономической и экологической эффективности программы;

— организация управления программой и контроль хода ее реализации.

Муниципальная целевая программа должна иметь паспорт, составляемый по специальной форме. Важнейшей ее составляющей является система целевых индикаторов и показателей, характеризующих ее эффективность.

Проблемные муниципальные целевые программы могут разрабатываться по разным направлениям:

— создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;

— формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения;

— оздоровление окружающей среды и предупреждение чрезвычайных ситуаций;

— содействие реформированию промышленности;

— развитие инфраструктуры транспорта, связи и обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства;

— развитие межрегиональных и международных связей муниципального образования и т.п.

Программа создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата предполагает проведение институциональных преобразований, направленных на развитие финансовой инфраструктуры: создание муниципальных или привлечение на территорию филиалов бизнес-центров, консалтинговых фирм, страховых компаний, залоговых фондов; упрощение процедуры регистрации и лицензирования (реализация принципа одного окна, создание условий для развития малых и средних предприятий).

Программы нормативно-правовых преобразований подразумевают урегулирование специфики трудовых отношений, создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы, дебюрократизацию экономики — упорядочение регулирующих, контрольно-ревизионных функций органов местного самоуправления, сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, повышение эффективности управления муниципальной собственностью.

Муниципальные программы – основа будущего бюджета

Социальные программы могут включать: развитие и техническое переоснащение объектов здравоохранения; развитие службы охраны материнства и детства; проведение мероприятий по борьбе с социально опасными заболеваниями; развитие материальной базы объектов образования; строительство и техническое переоснащение объектов культуры, физкультуры и спорта и т.д.

Экологические программы могут предусматривать проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды и предупреждению чрезвычайных ситуаций, мониторинг зон кризисного состояния, оценку экологического состояния территории и его влияния на здоровье населения, стимулирование инвестиций, направленных на снижение негативной нагрузки на окружающую среду.

Программы содействия реформированию промышленности включают разработку мер содействия техническому перевооружению и модернизации предприятий, находящихся на территории муниципального образования. Программы развития инфраструктуры предусматривают мероприятия по развитию городского транспорта, связи, обеспечению бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства, внедрению энергосберегающих технологий, повышению эффективности работы систем жизнеобеспечения, предотвращению аварий техногенного характера.

При разработке муниципальных целевых программ необходимо оценивать каждое программное мероприятие по ряду критериев: цель и решаемая проблема, планируемые объемы производства продукции или услуг (для инвестиционных проектов), сроки реализации, объемы и источники финансирования, показатели эффективности (платежи в бюджеты всех уровней, сроки окупаемости, количество новых рабочих мест) и т.д.

Целевая программа утверждается представительным органом муниципального образования.

Механизмы реализации муниципальных целевых программ

Поскольку в большинстве муниципальных целевых программ принимают участие организации различных форм собственности, базовым принципом построения механизма их реализации является принцип баланса интересов, подразумевающий обеспечение соблюдения интересов всех участников.

Важнейшей составляющей механизма реализации программы является определение возможных источников и способов финансирования мероприятий.

При реализации муниципальных целевых программ могут использоваться:

— средства федерального и регионального бюджетов;

— средства местного бюджета;

— собственные источники финансирования заявителя проекта (нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления, акционерный капитал, работы, выполненные собственными силами в рамках реализации проекта и т.п.);

— средства российского Банка развития, российских и иностранных кредитных учреждений, привлекаемые под гарантии Правительства РФ, а также под гарантии бюджета субъекта РФ и местного бюджета;

— другие внебюджетные источники финансирования.

Участие в разработке и реализации целевых программ многих муниципальных структур требует наделения каждой из них определенными правами и обязанностями и четкой координации работы. Возможная схема такого распределения обязанностей внутри местной администрации может быть следующей.

Экономическая служба вносит предложения по перечню целевых программ, предлагаемых к финансированию из местного бюджета на очередной финансовый год с прогнозом на 2 последующих года, определению приоритетности программ, контролирует исполнение федеральных, региональных и муниципальных целевых программ на территории муниципального образования.

Отраслевые структурные подразделения осуществляют планирование разработки, разработку, текущее управление отраслевыми целевыми программами, составляют бюджетные заявки на финансирование из средств местного бюджета, а также из средств региональных и федеральных программ.

Ответственный руководитель — директор программы определяет формы и методы управления программой, вносит при необходимости коррективы в распределение средств между мероприятиями в течение финансового года, отвечает за целевое использование бюджетных средств.

Финансовая служба отвечает за финансирование муниципальных программ, контроль хода финансирования федеральных и региональных программ.

Коллегия (коллективный совещательный орган) администрации одобряет целевые программы и изменения к ним по представлениям руководителей программ. Одобренные коллегией целевые программы вносятся главой администрации на утверждение представительного органа муниципального образования.

Представительный орган рассматривает и утверждает целевые программы, а также санкционирует в случае необходимости гарантии местного бюджета по кредитам коммерческих банков для предприятий и организаций, участвующих в реализации целевых программ.

Такая система управления целевыми программами имеет ряд преимуществ:

— высокий уровень специализации, глубокое знание проблем отдельных отраслей муниципального хозяйства и социальной сферы;

— четкое обозначение ответственности за реализацию программных мероприятий;

— ответственность за целевое использование бюджетных средств;

— постоянный контроль хода реализации программных мероприятий;

— контроль перераспределения средств между программными мероприятиями, введения дополнительных программных мероприятий в течение финансового года.

Вместе с тем эта схема имеет и определенные недостатки:

— большая зависимость от инициативности и активности отдельных структурных подразделений администрации; недостатки в работе одного из участников могут отрицательно сказаться на общем результате;

— нехватка квалифицированных кадров, занимающихся разработкой целевых программ, в структурных подразделениях администраций;

— ориентация большинства руководителей и разработчиков программ на бюджетное финансирование как основной источник получения средств на реализацию программных мероприятий, недоучет внутренних возможностей и резервов. Качество и эффективность программ при этом снижаются.

Для устранения вышеперечисленных недостатков при реализации крупных муниципальных целевых программ может создаваться специальный временный орган — дирекция программы — из квалифицированных представителей органов местного самоуправления и исполнителей основных мероприятий. Дирекция может создаваться как с образованием, так и без образования юридического лица. Она действует на основании положения, утверждаемого главой администрации.

К основным функциям дирекции относятся: координация исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценка результативности, содействие решению спорных (конфликтных) ситуаций, непосредственный контроль хода реализации мероприятий и подготовка отчетов о реализации программы. Функции руководителя такой программы могут быть возложены на соответствующего заместителя главы администрации.

По завершении каждого этапа и программы в целом представляются количественные и качественные результаты ее выполнения согласно изложенным выше критериям.

Следует отметить, что технология разработки и организации исполнения целевых программ постоянно развивается. В частности, установлен ряд новых требований к государственному заказчику (координатору) федеральной целевой программы — представление специальных докладов о ходе работ и использовании финансовых средств, размещение информации о выполнении в сети Интернет, обязательное проведение конкурсов на участие в реализации программных мероприятий. Аналогичные требования могут быть предъявлены к муниципальным целевым программам.

Доклад о ходе работ по программе и использованию финансовых средств должен содержать: сведения о результатах реализации за отчетный год; данные о целевом использовании и объемах привлеченных бюджетных средств и внебюджетных источников; сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию программы; сведения о соответствии фактических показателей реализации программы показателям, установленным при ее утверждении; информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий; сведения о наличии, объемах и состоянии незавершенного строительства, внедрении и эффективности инновационных проектов; оценку эффективности результатов реализации программы и влияния фактических результатов реализации программы на различные сферы экономики (мультипликативный эффект по результатам реализации программы).

Читайте также:
Сервисы персонализации устройств что это за программа на Андроид

В Интернете генеральный заказчик должен размещать текст целевой программы, нормативные правовые акты по управлению ее реализацией и контролю хода выполнения программных мероприятий, а также информацию о ходе реализации целевой программы, программных мероприятиях на ближайшие 2 — 3 года, объемах финансирования, заключенных государственных контрактах, объемах их финансирования и исполнителях, результатах экспертных проверок выполнения программных мероприятий, конкурсах на участие в реализации, результатах мониторинга реализации, оценке достижения целевых индикаторов и показателей, в том числе по результатам независимой экспертизы.

Информация о проведении конкурсов на участие в реализации целевой программы должна содержать условия их проведения, порядок участия в них юридических лиц, составы конкурсных комиссий, протоколы их заседаний, порядок обжалования решений, принятых государственными заказчиками. Увеличение прозрачности механизмов исполнения и финансирования целевых программ, а также их результативности будет способствовать повышению общей эффективности социально-экономического развития муниципальных образований.

Методические рекомендации по разработке Программы

1. Программа разрабатывается в виде единого документа, который содержит следующие разделы:

— характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа;

— основные цели и задачи Программы, целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценивать ход реализации Программы;

— перечень программных мероприятий;

— ресурсное обеспечение Программы;

— порядок и условия предоставления субсидий на иные цели государственным учреждениям;

— условия предоставления и методика расчёта межбюджетных субсидий;

— оценка социально-экономической эффективности Программы.

В случае если Программа включает в себя одну или несколько подпрограмм, то каждая подпрограмма должна содержать разделы, определённые настоящими Методическими рекомендациями. Содержательная часть Программы, включающей одну или несколько подпрограмм, состоит из паспорта Программы, консолидирующего информацию входящих в состав Программы подпрограмм. Остальные разделы в соответствии с настоящим пунктом в такие Программы не включаются.

2. Паспорт содержит основные сведения о Программе:

— основание для разработки;

— госзаказчик-координатор (для Программ, имеющих более одного госзаказчика);

— цели и задачи Программы;

— сроки и этапы реализации;

— целевые индикаторы (показатели) реализации Программы с указанием их целевых значений по годам реализации Программы;

— перечень подпрограмм и основных мероприятий Программы;

— объёмы финансирования (в целом и с распределением по подпрограммам, годам);

— ожидаемые конечные результаты реализации Программы.

Паспортные данные должны полностью соответствовать остальным разделам Программы.

Раздел «Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа» содержит:

— постановку проблемы, включая анализ причин её возникновения, обоснование её связи с приоритетами социально-экономического развития субъекта РФ, МО со ссылками на нормативные правовые акты Российской Федерации и, определяющие приоритетность решения указанных проблем;

— обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом;

— основные итоги реализации ранее действующей аналогичной программы (если таковая выполнялась);

— основные отличия предлагаемой к разработке Программы от ранее действующей аналогичной программы;

— нормативно-правовое обоснование полномочий ОМС в решении проблемной ситуации.

4. Раздел «Основные цели и задачи Программы, целевые индикаторы (показатели), позволяющие оценивать ход реализации Программы» должен содержать развернутые формулировки целей и задач с указанием планируемых целевых индикаторов (показателей), позволяющих оценить ход реализации Программы по годам (в табличной форме согласно приложению), а также сроки и этапы реализации Программы.

Требования, предъявляемые к целям Программы:

— достижимость (потенциальная достижимость);

— измеряемость (возможность проверки достижения плановых показателей и индикаторов);

— соответствие компетенции госзаказчиков Программы;

— привязка к временному графику (установление срока достижения плановых целей и этапов реализации Программы с определением соответствующих целей).

Требование, предъявляемое к задачам Программы, – конкретизация отдельных направлений достижения цели Программы.

Совокупность задач. Программы должна составлять от трёх до семи для каждой цели.

При постановке целей и задач рекомендуется избегать неконкретных формулировок типа «создание условий для. » в связи со сложностью оценки в дальнейшем уровня создания данных условий и степени достижения поставленных целей и тактических задач. Также это относится к формулировкам типа «реализация полномочий/политики в сфере. » и т.д.

Требования, предъявляемые к индикаторам (показателям) реализации Программы:

— минимизация (не более трёх индикаторов к каждой задаче) количества индикаторов при сохранении полноты информации и своевременности её представления;

— использование показателей конечных результатов реализации Программы, а не непосредственных результатов реализации отдельных мероприятий Программы (непосредственными результатами является количество приобретённых товарно-материальных ценностей, количество отчётов, количество замеров и т.д.);

— точность и объективность;

— достоверность: способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки Программы.

Необходимо указать источники получения информации о значениях индикаторов (показателей) реализации Программы. К расчётным показателям необходимо приложить используемую методику расчёта.

Для каждого индикатора должен быть определён вес (относительная значимость) для достижения цели Программы. Сумма весов индикаторов, характеризующих эффективность реализации Программы, должна быть равна 1. Если Программа включает в себя одну или несколько подпрограмм, то сумма весов индикаторов, характеризующих эффективность реализации каждой подпрограммы, должна быть равна 1.

Необходимость разделения сроков реализации Программы на этапы определяется госзаказчиком (госзаказчиком-координатором).

5. Раздел «Перечень программных мероприятий» должен содержать описание и характеристику мероприятий, которые предлагается реализовать для решения тактических задач Программы, а также перечень мероприятий Программы в табличной форме с указанием сроков и ресурсов для их реализации.

Мероприятия Программы должны быть сформированы в разделы в соответствии с задачами Программы.

6. Раздел «Ресурсное обеспечение Программы» содержит информацию об объёмах необходимых финансовых средств по годам и в целом на весь период реализации Программы, обоснование возможности привлечения средств федерального бюджета и внебюджетных средств для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.

7. Раздел «Порядок и условия предоставления субсидий на иные цели государственным учреждениям».

8. Раздел «Условия предоставления и методика расчёта межбюджетных субсидий» должен содержать:

— порядок отбора заявок конкурсной комиссией;

— чёткие критерии оценки заявок конкурсной комиссией;

— условия предоставления и методику расчёта межбюджетных субсидий.

9. Раздел «Оценка социально-экономической эффективности Программы» должен содержать количественные и качественные оценки ожидаемых результатов реализации Программы, общую оценку вклада Программы в экономическое развитие МО в течение всего срока реализации, а при необходимости и после её реализации, итоги оценки ожидаемой результативности Программы в соответствии с порядком проведения оценки результативности проектов целевых программ.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Муниципальная программа — это. Содержание, порядок разработки, механизмы формирования и реализации

Одним из основных механизмов осуществления целей социальной политики является разработка муниципальных программ и претворение их в жизнь. Эти программы позволяют сосредоточить имеющиеся ресурсы муниципального уровня на решении наиважнейших проблем социального характера в регионе, развитии образовательного муниципального уровня и повышении степени развития других сфер на определенной территории (спорт, здравоохранение, политика молодежного направления, образование и т. д.).

Сущность государственных и муниципальных программ

Для чего проводят кадастровые работы, как выбрать кадастрового инженера

Вам будет интересно: Для чего проводят кадастровые работы, как выбрать кадастрового инженера

Целевые муниципальные программы являются комплексом мероприятий, которые согласовываются по срокам, целям, исполнителям и материально-технической базе. Определение муниципальных программ включает направленность мероприятий на решение поставленных задач и целей в отношении экономического и социального развития на местном уровне.

Органы самоуправления местного типа утверждают порядок создания и оформления целевых муниципальных программ. Указанные программы разделяются на среднесрочные, ведомственные, долгосрочные и прочие.

Муниципальные программы — это составляющие элементы соответствующих региональных и федеральных планов социального развития. Они могут относиться к текущим или перспективным планам. Денежные средства, которые затрачиваются на исполнение программ целевого характера, формируют соответствующий бюджет.

Эксплуатация человека человеком: понятие, виды и формы, ответственность

Вам будет интересно: Эксплуатация человека человеком: понятие, виды и формы, ответственность

Разработка муниципальных программ зависит от проблем социально-экономического характера на разных уровнях. В связи с этим органы управления местного уровня обязаны владеть различными технологиями разработки, согласования и применения программ целевого назначения, которые имеют разный статус.

Разделы муниципальных целевых программ

Муниципальные программы муниципальных районов включают несколько разделов, в совокупности отражающих цель программ и способы их реализации. Их всего восемь:

Разделение лицевого счета по оплате жилищно-коммунальных услуг: основания, необходимые документы

Вам будет интересно: Разделение лицевого счета по оплате жилищно-коммунальных услуг: основания, необходимые документы

Каждая программа целевого назначения, помимо указанных разделов, должна включать данные о паспорте, который составляется по форме специального образца. Паспорт отражает третий раздел (целевые показатели и индикаторы, которые характеризуют эффективность плана). Также он способствует оптимизации расходов из бюджета.

Направления реализации целевых программ муниципального уровня

Основных направлений муниципальных программ муниципального района всего семь:

  • создание хорошего предпринимательского и инвестиционного климата на территории;
  • проведение преобразований нормативно-правового характера;
  • формирование климата, благоприятно влияющего на деятельность и здоровый образ жизни людей;
  • проведение оздоровительных мероприятий для улучшения качества окружающей среды, а также для предупреждения возникновения чрезвычайных происшествий;
  • содействие проведению реформ в сфере промышленности;
  • развитие транспортной инфраструктуры и связи, а также сохранение работы жилищно-коммунальных служб без перебоев;
  • развитие связей муниципальной территории с другими регионами и странами.

В некоторых регионах налицо связь разрабатываемых муниципальных программ с культурой, в связи с чем разрабатывается также отдельное культурное направление.

Читайте также:
Screwdrivers client что это за программа

Содержание муниципальных программ — это совокупность их элементов (разделов, подразделов и т.д.) в каждом отдельном направлении.

Программа формирования хорошего предпринимательского и инвестиционного климата на территории муниципального образования предполагает проведение преобразований институционного типа, которые направлены на развитие инфраструктуры финансовой сферы: создание на муниципальной территории филиалов и отделений бизнес-центров, страховых и консалтинговых компаний, различных фондов, привлечение этих компаний со стороны; упрощение регистрационных и лицензионных процедур для субъектов среднего и малого предпринимательства.

Определение муниципальных программ в сфере преобразований нормативно-правового характера включает урегулирование особенностей отношений в сфере труда; создание стабильных и прозрачных правил проведения работы в сфере экономики, которая будет способствовать стимулированию развития предпринимательских инициатив; дебюрократизация экономики (упорядочение работы контрольно-ревизионных и регулирующих органов на местном уровне, уменьшение степени вмешательства администрации в деятельность предпринимателей, повышение уровня эффективности контроля за управлением муниципальной собственностью).

Куда подавать кассационную жалобу: правовые службы, образец жалобы, порядок действий, составление, правила подачи и сроки рассмотрения

Вам будет интересно: Куда подавать кассационную жалобу: правовые службы, образец жалобы, порядок действий, составление, правила подачи и сроки рассмотрения

Формирование муниципальных программ в социальной сфере включает построение и переоборудование объектов, связанных со здравоохранением; развитие служб, специализирующихся на охране детства и материнства; реализацию мероприятий, связанных с борьбой с опасными для общества заболеваниями; усовершенствование материального обеспечения образовательных объектов; строительство и переоборудование культурных и спортивных объектов и т.п.

Экологические муниципальные программы — это комплекс запланированных мероприятий, связанных с оздоровлением окружающего мира, предупреждением возникновения чрезвычайных происшествий, мониторингом кризисных зон и стимулированием инвестиций, которые направлены на уменьшение отрицательной нагрузки на окружающий мир.

Содействие субъектов промышленной сферы и администрации по муниципальным программам технического реформирования выражается в перевооружении и модернизации муниципальных организаций и предприятий.

Планы по развитию транспортной инфраструктуры и связи, а также сохранению работы жилищно-коммунальных служб без перебоев включают выработку комплекса мер по внедрению энергосберегающих типов технологий, повышению работоспособности систем в сфере жизнеобеспечения и предотвращения техногенных аварий и катастроф.

Каждое из указанных направлений муниципальных программ и порядок их разработки и реализации оцениваются по нескольким критериям: поставленные цели на основе выявленной проблемы, планируемые производственные объемы, сроки осуществления планов, источники и объемы финансирования, показатели результативности по каждому направлению (периоды окупаемости, бюджетные платежи, число новых мест трудоустройства и прочее).

Отбор проблем

После рассмотрения прогнозов социального и экономического развития и расстановки приоритетов формируются предложения по определению проблем, подлежащих решению. Они озвучиваются и рассматриваются, исходя из концепции развития социально-экономической сферы муниципальной территории и возможностей ресурсного и финансового обеспечения ее реализации.

При отборе проблем учитываются следующие факторы:

  • Значимость выявленной проблемы.
  • Невозможность комплексного решения проблемы в объективные сроки с помощью действующего правового механизма регулирования, необходимость поддержки ее решения на муниципальном уровне.
  • Принципиальная новизна и высокая эффективность организационных, технических и прочих мероприятий, которые необходимы для распространения в широких масштабах прогрессивных научных и технических достижений; повышение эффективности производства на основе примененных нововведений.
  • Этапы разработки проектов программ и их утверждения

    Утверждение муниципальных программ проходит пять этапов:

    • Разработка концептуальной основы программы ее инициатором. Им может выступать отраслевой, функциональный или территориальный орган муниципальной администрации, который в рамках предоставленной компетенции должен решать стоящие перед ним задачи в пределах предлагаемой программы с помощью программно-целевых методов. Затем инициатор выносит план на рассмотрение ответственного органа, который принимает решение по целевым муниципальным планам от имени главы муниципалитета.
    • Рассмотрение предоставленной концепции на предварительном этапе.
    • Утверждение принятой программы с последующей детальной разработкой ее проекта, установление сроков разработки плана по этапам. Иным решением может быть отказ в разработке предлагаемой программы.
    • Разработка программного проекта по этапам.
    • Подготовка проекта и его согласование в установленном законом порядке путем издания главой муниципалитета постановления, утверждающего программу.

    Разделы концепции разрабатываемой муниципальной программы

    Эффективность муниципальных программ во многом зависит от правильного составления общего плана и оформления его разделов. Основных разделов программ тринадцать:

    • Обоснование того, что решаемая проблема и цели ее реализации соответствуют задачам приоритетного типа в рамках социального и экономического развития муниципальной территории.
    • Подтверждение необходимости решать поставленную проблему методом программно-целевого типа.
    • Характеристика и прогнозируемое развитие ситуации (проблемы) в данной сфере при непринятии целевой программы.
    • Рассмотрение вариантов решения проблем, оценка рисков и преимуществ различных вариантов разрешения выявленной проблемы.
    • Этапы и сроки решения проблемной ситуации с помощью программно-целевого метода.
    • Предложения по задачам и целям разрабатываемой программы, ее целевым прогнозам и показателям, которые позволят оценить ход осуществления программы поквартально и по итогам года.

    • Варианты определения объемов, источников и способов финансирования разрабатываемых программ по разным направлениям; обоснование необходимости использования финансовых и других ресурсов; изучение показателей, которые являются основными для расчета объемов финансирования, достаточного для осуществления программы. В рамках этого раздела изучаются проектно-сметные документы, удельные капитальные вложения на каждую единицу мощности, сметы расходов на аналогичные типы работ с перерасчетом на основании инфляции. Также инициативной группой изучается уровень обеспеченности района соответствующими объектами, услугами и оборудованием, которые необходимы в связи со спецификой плана. Рассмотрению также подлежит возможность использования федеральных или краевых средств как элементов софинансирования проекта.
    • Механизм анализа и оценки эффективности претворения программы в жизнь.
    • Оценка муниципальной программы с точки зрения ожидаемой результативности и эффективности предлагаемого способа решения выявленной проблемы.
    • Предложения по привлечению административных органов муниципальной территории для реализации проекта.
    • Предложения кандидатур на места разработчиков, координаторов, муниципальных заказчиков и исполнителей различных пунктов программы.
    • Предложения по базовым финансируемым направлениям, этапам и срокам реализации проекта.
    • Предложения по использованию механизмов формирования различных поэтапных мероприятий проекта.

    Аспекты концепции программ

    Завещание: срок действия, понятие, классификация, принятие наследства, сроки вступления, соответствие правовым и законодательным актам

    Вам будет интересно: Завещание: срок действия, понятие, классификация, принятие наследства, сроки вступления, соответствие правовым и законодательным актам

    Программная концепция проверяется по нескольким основаниям, соответствие которым позволяет сделать вывод о целесообразности ее реализации. Критерии оценки плана программы следующие:

    • соответствие целям стратегического характера и приоритетным направлениям развития муниципальной территории на перспективу среднего срока, соотношение количества используемых ресурсов и планируемых результатов, качество и глубина проработки проблемы, общественная и экономическая эффективность плана, отсутствие иных схожих программ;
    • соответствие программы целям защиты и обеспечения безопасности жителей, защиты в пожарной сфере и сфере чрезвычайным происшествий;
    • соответствие российскому и местному законодательству;
    • оценка возможности реализации мероприятий, определенных программой.

    На основании этих пунктов производится общая оценка предлагаемой программы и выносится заключение: либо отказать в разработке программы, либо согласовать ее разработку (определить исполнителей, разработчиков, контролеров, сроки осуществления, источники и объемы финансирования). Заказчиком программы, по общему правилу, является муниципальная администрация, а основанием для ее разработки – решение законодательного муниципального органа.

    Разделы программы

    Разрабатываемая программа должна включать в себя следующие разделы:

    Паспорт разрабатываемой программы включает краткие данные о самой программе, ее параметры (название, проблемные основания, заказчик, разработчик, координатор, исполнитель, цели и поставленные на их основе задачи, сроки претворения в жизнь, источники и величина финансирования).

    Содержание рассматриваемой проблемы, разъяснение необходимости решения проблемы с помощью программных методов содержит развернутое описание проблемы, обоснование ее выбора для решения и причин ее возникновения, связь с целями социального и экономического развития муниципальной территории, ранее предпринимаемые властными органами меры для решения проблемы за трехлетний период, варианты ее решения.

    Цели, поставленные задачи, этапы и сроки претворения программы в жизнь содержат подробное описание каждого пункта. Все пункты должны отвечать нормам достижимости, измеряемости, адекватности установленных сроков.

    Перечень планируемых мероприятий указывается в виде таблицы в качестве приложений к разрабатываемой программе.

    Обоснование необходимости использования определенного перечня ресурсов содержат общие сведения об объемах финансирования по каждому направлению и обоснование размера требуемых средств. Также приводятся показатели, которые являются основой для расчетов планируемых финансовых средств, и варианты привлечения средств или федерального или регионального бюджетов.

    Оценка экономической и социальной эффективности разработанной программы содержит прогноз экономических и социальных результатов, которые планируется достигнуть после выполнения всех пунктов программы. Там же указывается их ежеквартальная и ежегодная динамика, бюджетного совокупного эффекта от исполнения программы и общего вклада разработанной программы в дальнейшее развитие муниципальной территории. В этом же разделе указываются конкретные цифры – показатели, источники получения и методика их расчетов.

    Критерии осуществления пунктов программы включают конкретные результаты, подлежащие измерению. Приблизительные результаты распределяются по кварталам и по итогам года. На их основании контролируется ход реализации разработанной программы. Планируемые результаты, в точности отражающие цели и задачи программы, содержат качественные и количественные характеристики по этапам.

    Муниципальные программы разрабатываются практически в каждом регионе. Многие из этих программ не получают одобрения из-за недостаточной разработанности. Благодаря реализации качественно разработанных и одобренных программ, социальный и экономический уровень муниципальной территории растет, а население муниципального образования получает более высокий уровень развития различных сфер жизни.

    Источник: 4fo.ru

    Местный бюджет – 2022. Как разработать программу оптимизации расходов

    Предлагаем пошаговый алгоритм. С его помощью вы сможете разработать программу оптимизации расходов местного бюджета, а затем отслеживать ход ее реализации. Также мы составили примерный перечень задач и мероприятий, которые можно включить в программу. Выберите из них те, которые лучше подходят для ваших целей и соответствуют возможностям муниципалитета.

    Читайте также:
    Что за программа mfc140u dll

    Шаг 1. Определитесь со структурой программы

    Документ: При разработке муниципальной программы оптимизации расходов местного бюджета используйте Методические рекомендации Минфина от 26.02.2018

    В программу включите четыре основных раздела.

    1. «Текущее состояние финансов муниципального образования».

    2. «Цели и задачи программы».

    3. «Способы и инструменты решения задач программы, мероприятия программы».

    4. «Оценка эффективности реализации программы и оценка эффективности осуществляемых расходов».

    Программу можно дополнить разделом «Риски реализации программы» .

    Шаг 2. Опишите текущую ситуацию в сфере муниципальных финансов

    В первом разделе программы проанализируйте динамику доходов и расходов местного бюджета, источники финансирования его дефицита, объем муниципального долга. Чтобы описать состояние расходной части бюджета, используйте индикаторы. Например:

    • штатную численность работников органов МСУ на 1000 жителей;
    • количество укрупненных сельских поселений;
    • долю расходов на оплату труда муниципальных служащих, работников органов МСУ и подведомственных учреждений в общем объеме расходов бюджета;
    • отношение объема просроченной кредиторской задолженности муниципалитета и его учреждений к расходам бюджета в процентах.

    Шаг 3. Сформулируйте цели и задачи программы

    В программе должны быть сформулированы цели ее реализации и задачи, выполнение которых необходимо для их достижения. В качестве целей можно указать:

    • высвобождение ресурсов для обеспечения финансирования приоритетных расходов бюджета;
    • стабилизацию долговой нагрузки на бюджет;
    • оздоровление финансов муниципального образования.

    В качестве задач программы рассмотрите:

    Шаг 4. Составьте перечень мероприятий для решения каждой задачи

    Включите в программу план мероприятий по оптимизации расходов в качестве приложения

    Для каждой задачи определите мероприятия, реализация которых будет способствовать ее решению. Укажите в плане ожидаемые результаты реализации каждого мероприятия — целевые индикаторы. Установите сроки исполнения. Определите ответственных исполнителей и соисполнителей.

    Примерный перечень задач и мероприятий посмотрите ниже. План мероприятий по реализации программы включите в нее в качестве приложения.

    Примерный перечень задач и мероприятий по оптимизации расходов местного бюджета

    Оптимизация расходов на муниципальное управление

    1. Выявление и устранение избыточных и дублирующих функций органов МСУ с сокращением штатных единиц.

    2. Укрупнение структур органов МСУ путем слияния нескольких органов, выполняющих схожие функции, или присоединение небольших по численности структур к органам, выполняющим функции в смежных сферах. Например, объединение органов, выполняющих функции в сферах туризма и молодежной политики, передача функций в сфере туризма органу власти, выполняющему функции в сфере культуры, передача функций в сфере архитектуры и градостроительства органу власти, выполняющему функции в сфере строительства, передача функций в сфере молодежной политики органу власти, выполняющему функции в сфере образования.

    3. Увеличение количества муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме.

    4. Развитие системы энергосбережения. Заключение энергосервисных контрактов — например, на замену устаревших люминесцентных ламп современными светодиодными.

    1. Установление запрета на увеличение численности муниципальных служащих и численности работников муниципальных учреждений.

    2. Перевод штатных единиц, связанных с исполнением обеспечивающих функций органов МСУ в сфере информационно-коммуникационных технологий, бюджетного учета, делопроизводства, в категорию «обеспечивающие специалисты». Должности в этой категории не относятся к должностям муниципальной службы.

    3. Сокращение дополнительных выплат муниципальным служащим.

    4. Централизация отдельных функций органов МСУ путем их передачи для централизованного исполнения отдельному органу или учреждению. Например, централизация бюджетного учета в части полномочий получателей бюджетных средств и бухгалтерского учета органов МСУ на базе муниципального казенного учреждения, подведомственного финансовому органу, либо создание централизованной бухгалтерии для органов власти.

    5. Передача функций по бухгалтерскому и бюджетному учету на местном уровне из администраций поселений в органы МСУ муниципальных районов.

    6. Централизация обеспечивающих функций в сфере информационных технологий и программного обеспечения для муниципальных нужд. Централизация закупок оборудования, программного обеспечения и услуг связи. Формирование единой службы технической поддержки для ИТ-инфраструктуры органов МСУ.

    7. Централизация функций по организации правовой помощи органам МСУ на базе советов муниципальных образований регионов.

    1. Мониторинг непревышения значений целевых показателей заработной платы.

    2. Соблюдение показателей оптимизации численности работников отдельных категорий бюджетной сферы.

    3. Анализ нагрузки на бюджетную сеть.

    4. Разработка и утверждение программы реорганизации бюджетной сети по отраслям.

    5. Укрупнение мелких учреждений, а также организаций, загруженных менее чем на 50 процентов, или их присоединение к более крупным.

    6. Размещение разнопрофильных учреждений под одной крышей. Например, создание комплексов «школа — развивающие секции — библиотека — тренажерные залы».

    7. Повышение эффективности использования имущества, закрепленного за учреждениями. Например, путем продажи, сдачи в аренду или консервации муниципального имущества, которое учреждения не используют.

    8. Уменьшение численности обслуживающего персонала и непрофильных специалистов учреждений (сторожей, поваров, уборщиков помещений, водителей, завхозов, электриков, рабочих, слесарей, плотников).

    9. Передача на аутсорсинг несвойственных бюджетным учреждениям функций (организации теплоснабжения, организации питания школьников, уборки помещений, транспортного обеспечения обучающихся), вывод медицинских работников детских садов и школ в систему здравоохранения.

    10. Создание централизованных бухгалтерий, в том числе создание единой централизованной информационной системы учета и отчетности в органах МСУ и подведомственных им учреждениях.

    11. Реализация мероприятий по энергосбережению.

    12. Повышение качества и расширение спектра услуг, в том числе платных, связанных с основной и сопутствующей деятельностью учреждений.

    Совершенствование системы закупок для муниципальных нужд

    1. Использование единой электронной площадки централизованного уполномоченного учреждения, организующего проведение закупок для органов публичной власти всех уровней, подведомственных им казенных и бюджетных учреждений.

    2. Организация совместных закупок для нескольких муниципальных образований и подведомственных им учреждений.

    3. Централизация функций в процессе закупочной деятельности в сфере бухгалтерского учета, материально-технического обеспечения, транспортного обслуживания, обслуживания и ремонта помещений, охраны зданий, юридического сопровождения, кадровой работы.

    Совершенствование финансовых отношений

    1. Оптимизация расходов, связанных с предоставлением бюджетных средств хозяйствующим субъектам, субсидий юрлицам.

    2. Сокращение просроченной кредиторской задолженности бюджета.

    3. Сокращение расходов на обслуживание муниципального долга, в том числе путем сокращения объема коммерческих заимствований и установления ограничений на привлечение новых заимствований.

    4. Передача казначейству полномочий по выплате зарплаты, бюджетному учету и составлению отчетности. Решение о передаче принимает Правительство на основании обращения местной администрации.

    Оптимизация инвестиционных расходов

    1. Использование типовых проектов в сфере строительства. С 1 октября органы МСУ могут использовать их безвозмездно. Расходы минимизируются путем применения проектной документации, которая уже разработана и прошла экспертизу.

    2. Сокращение объемов незавершенного строительства по объектам, сроки завершения которых значительно превысили плановые или строительство которых прекращено. Оценка таких объектов на предмет целесообразности продолжения строительства или продажи по остаточной стоимости*.

    3. Совершенствование механизма отбора наиболее эффективных инвестиционных проектов для полного либо частичного финансирования за счет бюджетных средств в рамках программного бюджета и бюджетных инвестиций, осуществляемых в непрограммной форме.

    Шаг 5. Предусмотрите механизмы реализации программы

    Важно предусмотреть организационно-правовые механизмы реализации программы.

    Определите сроки, ответственных исполнителей и соисполнителей по каждому мероприятию в плане мероприятий по реализации программы. Закрепите за заместителями главы муниципального образования или местной администрации ответственность за реализацию мероприятий программы по курируемым направлениям и за достижение отдельных целевых показателей программы. Также определите орган, который будет осуществлять координацию и контроль реализации программы.

    Решите, кто и с какой периодичностью будет отчитываться о реализации программы.

    Выделите в рамках реализации программы отдельные проекты и реализуйте их в соответствии с установленным порядком организации проектного управления.

    Не во всех регионах разработка и реализация на муниципальном уровне программы оптимизации расходов обязательна в небольших муниципальных образованиях. Такой муниципалитет может разработать план мероприятий по оптимизации расходов бюджета. Реализуйте его после утверждения решением администрации.

    Шаг 6. Проводите оценку эффективности реализации программы

    Ежегодно оценивайте эффективность реализации программы и эффективность осуществляемых расходов. Результаты оценки лягут в основу предложений для органа, осуществляющего координацию и контроль реализации программы, по пересмотру ее структуры и содержания, перечня мероприятий.

    Оценку эффективности реализации программы за отчетный период проводите по четырем критериям:

    • достижение цели и выполнение задач программы;
    • достижение запланированных результатов в рамках конкретных задач, степень соответствия фактических показателей целевым индикаторам;
    • выполнение плана мероприятий по реализации программы;
    • оценка деятельности ответственных исполнителей, курирующих направления программы.

    Чтобы оценить достижение целей и выполнение задач, сравнивайте плановые и фактические значения целевых индикаторов. Результаты этой оценки используйте, чтобы уточнить цели программы и перечень задач на следующий год.

    Оценку выполнения плана мероприятий проводите путем сравнения плановых и фактических календарных сроков. Если были отклонения, потребуйте, чтобы ответственные исполнители объяснили причины.

    На заметку: На что решилась администрация Сургута ради экономии

    Мэрия Сургута объявила о своей готовности переехать из дорогого арендуемого офиса в пустующее здание, признанное аварийным. Аренда помещений в элитном офисном центре обходилась городскому бюджету в 70 млн руб. в год. Здание, в которое переедет местная администрация, когда-то планировали переоборудовать под арт-резиденцию. Но идея оказалась слишком дорогостоящей, и от нее отказались.

    Здание площадью 3 тыс. кв. м частично отреставрировали. Администрация Сургута проведет там ремонт за 49 млн руб., после чего отпразднует новоселье.

    Алексей Сорокин, финансовый риск-менеджер Межрегионального центра экспертизы рисков

    Источник: cmokhv.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru