Процесс обучения, как и любой другой процесс, нуждается в регулярном контроле. Это необходимо осуществлять для того, чтобы понять насколько эффективно и продуктивно идет процесс.
Контроль необходим для понимания как педагогом, так и самим учеником того, насколько эффективна их совместная деятельность. Когда педагог проводит процедуру контроля, он получает данные, проанализировав которые он в дальнейшем может вносить изменения в текущий образовательный процесс.
Без контроля невозможно представить полноценный процесс обучения. Контроль осуществляется практически на каждом этапе процесса обучения, но особенно его важность выявляется на этапе завершения изучения нового материала.
Замечание 1
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод что педагогический контроль – это определенный способ получения информации относительно качества процесса обучения.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Функции контроля обучения
Все функции контроля процесса обучения можно разделить на две основные группы:
Раскрываем потенциал адаптивного обучения: взгляд изнутри
- педагогическая функция
- проверочно-оценочная функция
Педагогическая функция подразделяется в свою очередь на 6 основных подфункций:
- обучающая подфункция
- развивающая подфункция
- воспитывающая подфункция
- диагностическая подфункция
- профилактическая подфункция
- ориентирующая подфункция
Обучающая подфункция заключается в том, что осуществляет контроль уровня знаний ученика, педагог
- побуждает к регулярной образовательной деятельности,
- обращает внимание на недочеты и пробелы в знаниях,
- рассказывает, как заполнить имеющийся в знаниях пробел
- приобщает к дополнительным информационным источникам.
Развивающая подфункция педагогического контроля заключается в том, что учителя регулярно проводящий контрольную деятельность находится в курсе уровня знаний своих учеников, он знает сильные и слабые стороны своего ученика в усвоение той или иной темы. Учинить находится в курсе таких вопросов как: насколько хорошо развита у ученика память, какой вид памяти развит лучше, особенности мыслительной деятельности.
«Контроль в процессе обучения»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Обладая этой информацией, педагог может работать в направлении улучшения знаний своих учеников, и учитывая индивидуальные особенности учеников, корректировать подачу и усвоение материала.
Воспитательная подфункция контроля заключается в том, что ученик, зная о предстоящей контрольной работе или устном опросе начинает осуществлять волевое усилие, настойчиво идти к своей цели в освоении того или иного материала.
Воспитательная подфункция формирует в ученике такие качества как долг, обязанность, ответственность. Контроль выступает как мотив обучения.
Как записать видеолекцию для онлайн обучения? | MOVAVI ЗНАЕТ
Педагогический контроль выполняет и диагностическую функцию, которая позволяет определить причины удач и неудач в процессе овладения знаниями учениками.
Из диагностической подфункции следует ориентирующая подфункция. Ее суть заключается в том, что, когда педагог владеет информацией относительно причин и факторов удач и неудач в процессе освоения знаний учащимися, он может выбирать различные, подходящие в той или иной ситуации методики преподавания.
Профилактическая подфункция заключается в регулярном повторении усвоенных знаний. Если знания, которые усвоил человек не стали востребованы в течении некоторого времени, человек их забывает, в этом случае и приходит на помощь педагогический контроль, который постоянно держит в тонусе мыслительную деятельность и знания учащихся.
Проверочно-ориентирующая функция педагогического контроля относится к проверке качества работы самого преподавателя и эффективности его методик.
Виды контроля в процессе обучения
Существует несколько основных видов контроля, все они используются на разных этапах. Основными видами педагогического контроля являются:
- предварительный контроль
- текущий контроль
- периодический контроль
- тематический контроль
- итоговый контроль
- отсроченный контроль
Предварительный контроль имеет диагностическое значение. Педагог проводит предварительный контроль для тог что бы узнать каким багажом знаний учащиеся обладают в начале освоения материала. Этот вид педагогического контроля помогает преподавателю выбрать какая методика будет наиболее действенной.
Педагог проводит текущий контроль во время освоения программы. Он помогает педагогу понять насколько прочно формируются знания, навыки и умения у учеников в процессе обучения. Благодаря текущему контролю педагог видит слабые места в усвоении программы учениками, педагог может вовремя заполнить эти пробелы в знаниях.
Периодический контроль проводится учителем в конце определённого периода, например, четверти или полугодия.
Тематический контроль как следует из называния осуществляется после изучения определенной темы, раздела.
Итоговый контроль проводится после освоения всех знаний и умений по предмету. Он определяет насколько хорошо материал усвоен учениками.
Для того чтобы понять какие знания остались спустя некоторое время после освоения темы, педагоги проводят так называемый отсроченный контроль. Отсроченный контроль демонстрирует насколько прочно знания зафиксированы в памяти учеников.
Методы контроля в процессе обучения
Определение 1
Под понятием «метод контроля» понимают способы, благодаря которым удается установить, насколько успешен процесс обучения учащихся, насколько результативна деятельность педагога.
Существует несколько основных методов педагогического контроля:
- методы устного опроса
- методы письменного контроля
- методы лабораторного контроля
- методы машинного контроля
- методы самоконтроля
Методы устного опроса включают в себя:
- индивидуальный опрос
- фронтальный опрос
Во время индивидуального опроса учитель работает один на один с учеником Педагог задает ученику несколько вопросов по теме, отвечая на них ученик демонстрирует степень своей осведомленности по теме.
Во время фронтального опроса, педагог задает цепочку связанных между собой вопросов по определённой теме и задает всему классу.
Методы письменного контроля включают в себя такие виды работ как:
- письменные контрольные работы
- сочинения
- изложения
- диктанты и др.
Эти виды работ могут отличаться по времени проведения, могут занимать 15-20 минут, а могут проводится целый урок.
Во время лабораторного контроля педагог проверяет насколько успешно ученики могут пользователь лабораторным оборудованием, приборами, выполнять опыты. Этот вид контроля характерен для естественнонаучных дисциплин.
Для дисциплин естественно-математической направленности характерно использование машинного контроля. Программы контроля составляются, как правило, по методике контрольных программированных упражнений. У машинного контроля имеются как положительные, так и отрицательные стороны. Машинный контроль является весьма объективным, но не может учитывать психологическую сторону вопроса.
Одна из целей процессов обучения состоят в том, чтобы обучить ученика методике самоконтроля. Ученик должен научиться самостоятельно анализировать свои знания, находить в них пробелы, искать варианты для их устранения.
Источник: spravochnick.ru
XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020
Контроль знаний учащихся с помощью компьютерной программы исключает возможность ошибки учителя при проверке контрольных заданий, сводит к минимуму время, необходимое на проверку (время ожидания оценки учениками), избавляет от необходимости раздачи и сбора контролирующего материала на бумажных носителях. В условиях, когда информатизация образования — одна из важнейших задач министерства образования, именно такой форме контроля знаний нужно отдавать предпочтение.
Форма контроля знаний и умений учеников в виде компьютерного тестирования имеет очень привлекательные стороны, о которых всем известно. Объективность является очень высокой (все ребята, проходящие испытание находятся в одинаковых условиях, личные отношения между конкретным учеником и учителем никак не смогут повлиять на результаты тестирования), технологичность, предоставление возможности количественного анализа результатов обучения. Применение персональных компьютеров во время контроля знаний значительнее расширяет его возможности, обеспечивает ускоренную обработку результатов, хранение и накопление всей необходимой информации.
Основной целью контроля знаний и умений является обнаружение достигнутых успехов учеников, в указании правильных путей совершенствования, получения более углубленных знаний и умений, для того, чтобы появлялись условия для будущего включения учащихся в активную творческую деятельность, умениями и навыками, предусмотренных программой по предмету. Уточнение главное цели контроля связано с обучением учащихся методам взаимоконтроля и самоконтроля, формирование желания в самоконтроле и взаимоконтроле. Данная цель формирует у учащихся выработку таких качеств личности, как чувство ответственности за проделанную работу, реализация и проявление новых идей. При воплощении в жизнь всех вышеперечисленных целей контроля знаний и умений, мы можем говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:
Основной задачей контролирующей функции является проверка уровня знаний и умений учеников, состояния их умственного развития, в изучении степени уровня усвоившегося материала, выявления навыков применения полученных знаний на практике.
Благодаря контролю предоставляется возможность определения исходного уровня для последующего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается количественный объем их усвоения. Можно сравнить планируемый объем данного материала, с результатами, сделать выводы из применяемых на практике учителем средств, методов и форм обучения.
Обучающая функция контроля заключается в улучшении знаний и умений, их систематизации. В процессе контроля ученики вспоминают и закрепляют знания по пройденному материалу. При новых обстоятельствах они применяют знания и умения ранее изученного.
С помощью проверки ученики могут выделить основное, главное в пройденном материале, закрепить полученные знания и навыки, в дальнейшем не допуская ошибок при решении. Контроль осуществляет обобщение и систематизацию знаний.
Целью диагностической функции контроля является получение знаний о допущенных ошибках, недочетах и упущениях в знаниях и умениях учеников в получении учебного материала, о количестве и характере допущенных ошибок. Результаты диагностических проверок помогают сделать выбор из огромного числа методик освоения знаниями в пользу более эффективной, выбрать направление дальнейшего улучшения содержания методов, форм и средств обучения.
Прогностическая функция проверки направлена на получение опережающей информации в учебном и воспитательном процессе. По итогам проверки получают основания для прогноза о протекании конкретного отрезка учебного процесса: в достаточной ли степени сформированы те или иные знания, умения и навыки для усвоения новой теоретической и практической базы.
Полученные результаты прогноза можно применять для конструирования модели последующего поведения учеников, совершающих в данный момент недочеты определенного типа или имеющих различного рода сложности в системе приемов познавательной деятельности.
С помощью прогноза можно сделать верные выводы при последующем планировании и реализации учебного процесса.
С помощью развивающей функции контроля появляется возможность стимулировать познавательную активность учащихся, осуществлять развитие творческих способностей. Развитие учащихся происходит благодаря исключительности контроля. В ходе контроля задействованы все мыслительные процессы, развивается воображение, фантазия, память, терпение, воля. С помощью контроля развиваются такие качества личности, как сообразительность, любопытство, интерес, смекалка.
Ориентирующая функция контроля предназначена для получения информации об уровне достигнутых целей обучения конкретным учеником и классом в целом — как хорошо и как широко изучен учебный материал. Контроль помогает ориентироваться учащимся в их затруднениях и достижениях. Находя пробелы в знаниях, ошибки при решении задач, контроль указывает путь, с помощью которого можно достигнуть новых высот при получении умений и навыков. Ученики имеют возможность оценивать свои силы, знания, возможности.
Воспитывающую функцию можно рассматривать с эстетической точки зрения. Она предназначена для формирования у учащихся чувства долга, ответственности, аккуратности, честности по отношению к образовательному процессу.
Проверка заставляет учащихся подходить с большей ответственностью к подготовке заданий, регулярно и качественно готовить весь материал. Она является причиной выработки привычки постоянного труда, твердой воли, терпения, настойчивости.
Выделение функции контроля подчеркивает его роль и знание в процессе обучения. Во время учебного процесса функции могут проявляться в разной степени, мере и в самых разнообразных сочетаниях. При выполнении всех функций на практике учебный процесс становится на много эффективнее, при этом сам контроль приносит пользу.
В обязательном порядке, контроль должен иметь цель, быть регулярным, индивидуальным, носить объективную оценку, включать в себя всесторонность. Раскроем эти принципы подробнее.
1. Цель — четкое понимание важности контроль в данный момент времени. Постановка цели определяет всю последующую работу при выборе методов, форм и средств контроля. При постановке цели контроля, педагог должен ответить на следующие вопросы: что нужно проверять, зачем нужно проверять, кто должен проверять, что я получу в результате проверки, чего можно ожидать от этой проверки. При формировании целей контроля, необходимо ориентироваться на цели воспитания, обучения и развития учеников, которые воплощаются на данном этапе обучения.
2. Под регулярностью имеется в виду постоянный контроль, который идет параллельно учебному процессу.
3. Индивидуальность контроля предполагает, что подход при оценивании знаний, умений и навыков будет организован для каждого учащегося отдельно.
4. Объективная оценка контроля предупреждает субъективность и ошибочные суждения, которые в действительности не соответствуют успеваемости учащихся и снижают воспитательное значение проверки. Объективность контроля имеет зависимость от многих факторов. Из них можно подчеркнуть следующее: конкретный выбор общих и основных целей обучения, четкое объяснение и обоснование выбора материала и вида контроля, обеспеченность методами обработки, оценивания и анализа результатов контроля, организованность проведения контроля. Объективность и качество контроля зависят от решения этих вопросов.
5. Всесторонность контроля — это охват большого и разного по своей наполненности проверяемого материала. В этот принцип входит освоение основных понятий данного курса, и освоение материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учениками конкретных и значимых, фактов, закономерностей, способов действий.
В настоящее время компьютеры внедряются во все отрасли человеческой деятельности. Они помогают автоматизировать процессы, на выполнение которых требуется много времени.
Таким образом, благодаря своим конструктивным и функциональным особенностям современный персональный компьютер является уникальной по своим возможностям обучающей машиной. Он находит применение в обучении самым разнообразным дисциплинам и служит базой для создания большого числа новых информационных технологий обучения.
Список литературы:
Болиманов А.И. Болиманов И.А. “Разработка компьютерных учебников и обучающих систем”.
Агеев, В.Н. Современные электронные учебные издания / В.Н. Агеев. — М.: МГУР, 2003. — 236 с.
Александров, Г.Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения / Г.Н. Александров // Информатика и образование. — 1993. — № 5. — С. 7-24.
Аленичева, Е.В. Этапы создания электронного учебника / Е.В. Аленичева // Высшее образование в России. — 2001. — № 5. — С. 103-105.
Брановский, Ю. Работа в информационной среде / Ю. Брановский // Высшее образование в России. — 2002. — № 1. — С. 81-87.
Башмаков, А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков. — М. : Филинъ, 2003. — 616 с.
Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. [Текст] / Ю.К . Бабанский — Москва: Дрофа, 2006. — 143 с. ISBN 5-230-04020-3
Источник: scienceforum.ru
Для чего нужны контролирующие программы в обучении
Обучающе-контролирующие программы предназначены для отработки и закрепления умений и навыков решения задач. Они обеспечивают получение информации по теории и приемам решения задач, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль. Предоставляют вспомогательные средства (калькулятор, таблицы, «записная книжка», автоматическое решение подзадач и т.п.). Как правило, включают режимы: теория, демонстрация примеров, работа с репетитором, самостоятельная работа, самоконтроль.
Обучающе-контролирующие программы должны удовлетворять следующим требованиям:
должны быть четко определены виды навыков, для освоения которых предназначен тренажер;
необходимые теоретические сведения должны быть сформулированы максимально кратко;
доступ к теоретическим сведениям должен быть обеспечен из любого режима, кроме контрольного;
в режиме репетитора желательно предусмотреть все возможные пути решения;
при самостоятельной работе должна быть предусмотрена отмена учащимся ошибочных действий;
темп продвижения должен определяться самим учащимся;
должны быть предотвращены утомление и утрата интереса, обусловленные неизбежным для данного класса программ однообразием действий учащегося;
порядок и форма записи решения задачи на экране должны быть максимально приближены к принятым в предметной области;
должно быть обеспечено протоколирование действий обучаемого;
порядок предъявления заданий должен быть направлен от простых — к сложным.
Типы ответов обучающих и контролирующих заданий
Большинство инструментальных систем предоставляют преподавателю возможность составлять обучающие и контролирующие задания с различными типами ответов:
1) С выборочным ответом. Обучаемому предлагается задание (вопрос) и набор (меню) готовых ответов, из которых он может сделать выбор правильного, по его мнению, ответа (утверждения).
Такой вариант задания наиболее удобен для машинной реализации, так как ЭВМ анализирует лишь номер, по которому легко определяет правильность ответа. На первый взгляд задания с выборочным ответом имеют ряд недостатков, а именно: обязательное предъявление верного ответа, возможность его угадывания, а значит, ограничение мыслительной деятельности обучаемого. Эти недостатки существенно снижаются путем правильного, творческого и остроумного применения различных принципов составления таких заданий.
Вероятность угадывания правильного ответа сводится к минимуму следующими простыми приемами:
повторением аналогичного по смыслу вопроса в нескольких различных формах;
увеличением числа элементов для выбора (при выборе из пяти ответов вероятность угадывания равна 0,2);
увеличение числа верных ответов до двух или до нескольких пар. Подбирать ответы в заданиях необходимо таким образом, чтобы они были правдоподобными.
2) С частично-конструируемым ответом. Задания этого типа являются промежуточным и связующим звеном между заданиями с выборочным ответом и свободно-конструируемым. Частично-конструируемый ответ составляется из частей, предложенных преподавателем.
Эта форма используется для заданий по составлению определений законов, теорем, стандартных формулировок и т.д. В верный ответ входят, как правило, не все элементы задания, и порядок их выбора не является жестким.
3) Со свободно-конструируемым ответом. Задания такого типа являются наиболее предпочтительными для автоматизированного обучения и контроля. Они позволяют слушателю общаться с компьютером на естественном языке, имитируя диалог обучаемого и преподавателя. Задания со свободно-конструируемым ответом наиболее сложны для обучаемого, так как полностью исключают возможность угадывания и требуют значительной умственной работы перед вводом в компьютер ответа, набираемого на клавиатуре в свободной форме. В то же время резко возрастает сложность деятельности преподавателя — автора курса по формированию автономных ответов для анализатора инструментальной системы.
Эталон может содержать, как правило, не более 80 символов, включая пробелы. Ответ обучаемого на заданный вопрос сравнивается с текстом эталона и вырабатывается соответствующий признак ответа: «верный», «неверный», «предполагаемый» и т.д. Далее программа переходит к тому кадру сценария, который соответствует полученному признаку.
Таким образом, автор курса формирует кадры, предъявляемые обучаемому в зависимости от признака ответа, что создает иллюзию «понимания» системой смысла введенной фразы, так как при разных ответах на один и тот же вопрос обучаемый получает и различную реакцию компьютера.
В современных инструментальных системах реализованы следующие методы сравнения эталонного ответа с ответом обучаемого.
1) Анализ по ключевым словам. Этот метод анализа достаточно прост и универсален. Эталонный ответ, заранее введенный преподавателем, используется в качестве ключа, который сравнивается с ответом обучаемого на протяжении всей строки. Ключом может быть один символ, слово или группа слов.
При использовании ключевых слов можно достичь достаточно хороших результатов. Но применять метод надо достаточно осторожно, так как возможности распознавания смысла с его помощью ограничены. Недостаток ключевого поиска выражается в том, что ответ не распознается при перестановках внутри ключа.
2) Синтаксический анализ с использованием символов частичной обработки ответа обучаемого. Этот метод анализа целесообразно использовать в том случае, когда требуется выполнить сравнение не по ключу, а по жесткому эталону. Лишний символ должен считаться ошибкой, пробелы не игнорируются. Выполняется как бы прямое (посимвольное) сравнение посимвольного ответа с эталоном. При совпадении всех символов ответа с символами эталона вырабатывается признак «верно».
Однако при работе обучаемых с курсом могут возникнуть ситуации, когда необходимо, с целью более корректного толкования смысла ответа, сделать некоторые отступления от правил прямого сравнения. В подобных ситуациях метод синтаксического анализа предусматривает средства частичной обработки ответов обучаемого.
Символы частичной обработки ответа (спецсимволы), включенные в эталон ответа, позволяют исключить, игнорировать в ответе обучаемого один или несколько символов (слов) при сравнении с эталоном. Все остальные символы, отличные от символов частичной обработки, в тексте обучаемого должны следовать в том же порядке, что и в эталоне ответа.
3) Логический анализ. Логический метод анализа дает возможность формирования ответа в свободно-конструируемой форме. В данном случае ответ может представлять собой фразу или предложение, в котором порядок слов строго не определен. В словах могут игнорироваться окончание или другие части.
Основным отличием данного метода анализа от анализа по ключевым словам является то, что исключается необходимость перечисления всех возможных последовательностей ключевых слов при рассмотрении многословных ответов, так как логический метод позволяет с помощью одного эталона проанализировать насколько вариантов ответов. Цель этой деятельности — преодоление чрезмерной заданности ответов обучаемого, что является общим недостатком многих ППС.
Недостатками такого рода программ являются:
снижение мотивации в ходе работы с программой;
возникновение «провалов» (пробелов) в знаниях, связанных с непроизвольным рассеянием внимания в процессе работы с программой, а также ослаблением системного связывания знаний при отсутствии их интонационного выделения;
сложность и высокая трудоемкость организации учебного диалога, а также диагностирующей и управляющей обучением части программы.
Ввиду чрезвычайно высокой трудоемкости написания программ такого рода на языках программирования и высоких требований к программистской квалификации разработчиков, они часто разрабатываются с использованием программных оболочек автоматизированных учебных курсов, имеющих свой язык программирования, интерфейс, рассчитанный на разработчика-непрограммиста.
Существует и продолжает разрабатываться большое количество инструментальных программ такого вида. Общим их недостатком является высокая трудоемкость разработки, затруднения организационного и методического характера при использовании в реальном учебном процессе школы. Организационные трудности связаны с тем, что такие программы невозможно использовать в структуре урока из-за больших различий в темпе обучения разных учащихся. Методические трудности проявляются в том, что многие педагоги нередко склонны не соглашаться с методическими решениями и ходами при изложении теоретического материала, предложенными разработчиками инструментальной программы. В работе хорошего учителя много творческих, авторских моментов, в важности которых часто не отдают себе отчета создатели программ.
Источник: studbooks.net